–PAGE_BREAK–
· административная и дипломатическая поддержка. Прямые инвесторы обычно являются предметом опеки со стороны государственных органов страны базирования: правительство проводит переговоры с зарубежными странами о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных инвесторов. Представители международного бизнеса приглашаются в состав международных делегаций, выезжающих за рубеж для обсуждения экономических вопросов. Нередко правительственные агентства по развитию и торговле организуют специальные инвестиционные туры, главная задача которых – ознакомить национальных инвесторов с потенциальными возможностями для прямых инвестиций в принимающих странах.
Итак, прямые зарубежные инвестиции представляют собой приобретение длительного интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятии – резиденте другой страны (предприятии с прямыми инвестициями). Международное передвижение капитала приводит к увеличению совокупного мирового производства за счет более эффективного перераспределения и использования факторов производства.
II. Портфельные зарубежные инвестиции — это вложения капитала в ценные иностранные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектами инвестирования. Цель портфельных инвестиций — получить доход за счет роста курсовой стоимости и выплачиваемых дивидендов. На движение портфельных инвестиций значительное влияние оказывает разница в процентах, выплачиваемых по ценным бумагам в разных странах; степень риска по этим вложениям; желание диверсифицировать (разнообразить) свой портфель ценных бумаг за счет бумаг иностранного происхождения.
Преимущество портфельных инвестиций по сравнению с прямыми инвестициями заключается в том, что они обладают более высокой ликвидностью, т.е. возможностью их быстрого превращения в валюту.
Международные портфельные инвестиции классифицируются так, как они отражаются в платежном балансе. Они разделяются на инвестиции в:
· акционерные ценные бумаги (equity securities) – обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий имущественное право владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ (shares, stock, participation);
· долговые ценные бумаги (debt securities) – обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ.
Долговые ценные бумаги могут выступать в форме:
· облигации (bond), простого векселя (debenture), долговой расписки (note) – денежных инструментов, дающих их держателю безусловное право на гарантированный фиксированный денежный доход или на определяемый по договору изменяемый денежный доход;
· инструмента денежного рынка (money market instrument) – денежных инструментов, дающих их держателю безусловное право на гарантированный фиксированный денежный доход на определенную дату. Эти инструменты продаются на рынке со скидкой, размер которой зависит от величины процентной ставки и времени, оставшегося до погашения. В их число входят казначейские векселя (treasury bills), депозитные сертификаты (certificates of deposit), банковские акцепты (bankers’ acceptances) и др.;
· финансовых дериватов (financial derivatives) – имеющих рыночную цену производных денежных инструментов, удостоверяющих право владельца на продажу или покупку первичных ценных бумаг. В их числе – опционы, фьючерсы, варранты, свопы.
Для целей учета международного движения портфельных инвестиций в платежном балансе приняты следующие определения:
· нота/долговая расписка (note) – краткосрочный денежный инструмент (3-6 месяцев), выпускаемый заемщиком на свое имя по договору с банком, гарантирующим его размещение на рынке и приобретение непроданных нот, пролонгацию кредита или предоставление резервных кредитов. Наиболее известные ноты – Евроноты;
· опцион (option) – договор (ценная бумага), дающий покупателю право купить или продать определенную ценную бумагу или товар по фиксированной цене после истечения определенного времени или на определенную дату. Покупатель опциона выплачивает премию его продавцу взамен на его обязательство реализовать вышеуказанное право;
· варрант (warrant) – разновидность опциона, дающего возможность его владельцу приобрести у эмитента на льготных условиях определенное количество акций в течение определенного периода;
· фьючерс (futures) – обязательные для исполнения стандартные краткосрочные контракты на покупку или продажу определенной ценной бумаги, валюты или товара по определенной цене на определенную дату в будущем;
· форвардный курс (forward rate) – соглашение о размере процентной ставки, которая будет выплачена в установленный день на условную неизменную сумму основного долга и которая может быть выше или ниже текущей рыночной процентной ставки на данный день;
· своп (swap) – соглашение, предусматривающее обмен через определенное время и на основе согласованных правил платежами по одной и той же задолженности. Своп по процентным ставкам предусматривает обмен платежа в соответствии с одним типом процентной ставки на другой (фиксированный процент на плавающий процент). Своп по обменному курсу предусматривает обмен одной и той же суммы денег, выраженной в двух различных валютах.
Портфельные инвестиции в каждую из перечисленных разновидностей иностранных ценных бумаг учитываются в разбивке на инвестиции, осуществленные денежными властями (центральным или государственным банком), центральным правительством (обычно министерством финансов), коммерческими банками и всеми другими.
Причины зарубежных портфельных инвестиций в целом близки к причинам прямых зарубежных инвестиций с поправкой на то, что в результате осуществления портфельных инвестиций инвестор не приобретает права контроля за предприятием, в которое вложен капитал. Однако в то же время ликвидность портфельных инвестиций, то есть способность быстро превратить ценные бумаги в наличную валюту, значительно выше, чем у прямых инвестиций. Главная причина осуществления портфельных инвестиций – стремление разместить капитал в той стране и в таких ценных бумагах, в которых он будет приносить максимальную прибыль при допустимом уровне риска. В известном смысле портфельные инвестиции рассматриваются как средство защиты денег от инфляции и получения спекулятивного дохода. При этом ни отрасли, ни типы ценных бумаг, в которые осуществляются инвестиции, особого значения не имеют, если они дают желаемый доход за счет роста курсовой стоимости и выплачиваемых дивидендов.
Встречные международные потоки портфельных инвестиций объясняются возможностью диверсифицировать риск. Обычно чем выше прибыльность тех или иных ценных бумаг, тем выше риск, связанный с их приобретением. Для сокращения уровня риска портфельных инвестиций может быть использовано международное инвестирование. Теория инвестиционного портфеля говорит, что доходы по разным акциям имеют обратную зависимость с течением времени и заданный доход может быть получен при сниженном уровне риска или повышенный доход – при заданном уровне риска.
Вывоз (ввоз) ссудного капитала.
Движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений выступает в виде международного кредита. Международный кредит — это ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором одной страны заемщику из другой страны на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Международные кредиты можно характеризовать по разным признакам:
· по целевому назначению различают: коммерческие кредиты, предназначенные для закупки товаров; инвестиционные, используемые для финансирования строительства определенных объектов; финансовые кредиты — не имеющие строго целевого назначения;
· по видам: товарные, предоставляемые экспортерами импортерам, и валютные, предоставляемые банками в денежной форме;
· по валюте займа: в валюте страны-должника, в валюте страны-кредитора, в валюте третьей страны, в международных счетных единицах (СДР, ЭКЮ);
· по о6еспеченности: обеспеченные (товарными документами, недвижимостью, векселями, ценными бумагами) и бланковые (необеспеченные);
· по срокам: сверхсрочные (от 1 дня до 3 месяцев), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные и долгосрочные.
Большая часть краткосрочных кредитов используется для обслуживания внешнеторгового оборота. Кредитование внешней торговли включает кредитование экспорта и импорта.
Кредитование экспортёра осуществляется путем:
· предоставления покупательских авансов, выдаваемых импортером той или иной страны иностранным производителям или экспортерам;
· выдачи кредитов под товары в стране-экспортере (этот кредит дает экспортерам возможность продолжать заготовку и накопление товаров, предназначенных на экспорт, не дожидаясь реализации ранее заготовленных товаров).
Кредитование импортёра может осуществляться в форме коммерческого или банковского кредита. Коммерческий кредит предоставляется следующим образом:
· экспортер записывает на счет импортера в качестве его долга стоимость проданных и отгруженных товаров, а импортер обязуется погасить кредит в установленный срок;
· экспортер, заключая сделку о продаже товара в кредит, выставляет переводной вексель на импортера, последний берет на себя обязательство оплатить вексель в указанный срок.
Банковский кредит предоставляется путем выдачи ссуд покупателям продукции страны-экспортера. Первоначально прямое кредитование импортеров осуществлялось путем «связывания» кредита с разовой внешнеторговой сделкой. В последнее время широкое распространение получило открытие банками так называемых кредитных линий для оплаты внешнеторговых сделок.
Среднесрочные и долгосрочные ссуды предоставляются путем приобретения облигаций, выпуск которых осуществляют, как правило, крупные банки, объединяющиеся в международные консорциумы.
Международные займы различаются, прежде всего, по субъектам кредитных отношений. Кредиторами и должниками по внешним займам могут быть: частные предприятия и банки, правительства и муниципалитеты, международные валютно-кредитные организации. В зависимости от субъекта кредитных отношений международный долгосрочный кредит подразделяется на частный и государственный.
Своеобразной формой вывоза капитала является «экономическая помощь», которая оказывается промышленно развитыми странами остальному миру бесплатно или в виде льготных кредитов. Провозглашаемые цели помощи — обеспечение национальной безопасности стран-доноров, содействие в становлении открытой рыночной экономки, развитие демократии в странах, которым оказывают помощь, и т.п.
Регулирование и последствия миграции капиталов
На межстрановое перемещение капитала в любой форме большое влияние оказывают инвестиционный климат в стране и инвестиционные риски. Инвестиционный климат — ситуация в стране с точки зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в ее экономику свой капитал. При оценке инвестиционного климата учитываются: социально-политическая, внутриэкономическая, внешнеэкономическая ситуация в стране и перспективы их развития.
Решая вопрос о целесообразности вывоза капитала, выборе страны размещения инвестиций, форме вывоза капитала и т.п., иностранный инвестор учитывает вероятность потери средств, т.е. «фактор риска». Выделяют три группы риска: политические риски; финансовые риски (платежеспособность страны и ее юридических лиц); риски операций (внешнеторговый и производственный риски). Существует методика определения предпринимательских рисков, согласно которой рассчитываются взвешенные значения 11 наиболее важных факторов риска, включая задолженность, наличие средств на текущих счетах, политическую стабильность и др. На основе этих показателей строится 100-балльная шкала, где наивысшая степень риска оценивается в 100 баллов. Чем меньше степень риска, тем лучше инвестиционный климат. По этой шкале в 1994 г. Россия набрала 82 балла.
Существуют различные способы снижения инвестиционных рисков:
· добавление «премии за риск» к стоимости проекта;
· создание резервного фонда фирмы в качестве страховки от возможных потерь от инвестиционной деятельности за рубежом;
· страхование от политического риска через разного рода государственные и частные страховые компании;
· подбор такого проекта, в котором заинтересована принимающая сторона;
· диверсификация риска через географическое рассредоточение портфеля зарубежных активов фирм.
Международная миграция ссудного капитала породила мировой рынок ссудных капиталов — экономический механизм аккумуляции и перераспределения ссудного капитала в мировом масштабе. Основные операции мирового рынка ссудных капиталов — это эмиссия и купля-продажа ценных бумаг, преимущественно в виде облигаций, предоставление и получение банковских кредитов. Организационно мировой рынок ссудных капиталов представляет собой совокупность национальных рынков ссудного капитала и Еврорынка.
В зависимости от экономического содержания операций на мировом рынке ссудных капиталов его можно разграничить на 2 сектора: мировой денежный рынок, мировой рынок капиталов. Первый сектор объединяет спрос и предложение ссудного капитала, функционирующего в качестве международного покупательного и платежного средства. Аккумулируемые в нем денежные средства, предоставляемые ссуды носят кратковременный характер. Они предназначены для сферы обращения и международной торговли.
Второй сектор представляет рынок капитала, где ссудный капитал выступает не как деньги, а как самовозрастающая стоимость. Заимствования при этом осуществляются на длительные сроки и в значительной мере используются для финансирования капиталовложений. Мировой рынок капиталов подразделяется на кредитный рынок и рынок ценных бумаг. Он имеет свою особую структуру, костяк которой образуют посредники рынка между конечными заемщиками и кредиторами (транснациональные банки, финансовые компании, фондовые биржи и др.). Основными клиентами, выступающими в качестве заемщиков на международном рынке капиталов, являются: транснациональные корпорации; государственные органы, международные и региональные организации.
Для нормального функционирования международного финансового центра необходимы определенные предпосылки: высокий уровень экономического развития страны; активное ее участие в мировой торговле; наличие дееспособного национального рынка капитала и развитой банковской системы; либеральное валютное и налоговое законодательство; выгодное географическое положение; относительная политическая стабильность и т.п.
Еврорынок представляет собой совокупность денежных средств в долларах США и других валютах, функционирующих в качестве ссудного капитала за пределами национальных границ и не подлежащих контролю со стороны государственных органов. Еврорынок стал ядром мирового рынка капиталов. С момента своего возникновения Еврорынок развивался исключительно высокими темпами. По мере развития Еврорынка значение национальных рынков в международной миграции капитала ослабло. В 80-х годах на мировом рынке капиталов обнаружилась тенденция к расширению ссудных операций, опосредуемых выпуском ценных бумаг (секъюритизация).
На еврорынке совершаются депозитно-ссудные операции в иностранных валютах за пределами стран-эмитентов этих валют, т.е. в евровалютах. Развитие еврорынка первоначально происходило в форме рынка евродолларов. Появление евродолларов стало результатом депонирования доллара в зарубежных банках и использования его для кредитных операций. Затем операции еврорынка распространились и на другие валюты: появились евромарки, евростерлинги, еврофранки и т.д.
Государство использует следующие меры регулирования:
1) методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование кредитов;
2) нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание технической помощи.
Частные показатели, в свою очередь, отражают ситуацию в следующих областях, где возможно подобное вмешательство:
· торговая политика;
· налогообложение;
· монетарная политика;
· функционирование банковской системы;
· правовое регулирование иностранных инвестиций;
· права собственности;
· доля, потребляемая государством, в общем объеме производимых в стране товаров и услуг;
· политика экономического стимулирования;
· масштабы существующего в стране черного рынка;
· ценообразование и регулирование заработной платы.
По каждому из десяти показателей страна может получить оценку от 1 до 5 баллов, соответствующую наименьшей и наибольшей степени вмешательства государства в экономику.
Международное движение капитала, занимая ведущее место в международных экономических отношениях, оказывает огромное влияние на мировую экономику:
1. Способствует росту мировой экономики. Капитал пересекает границы в поисках благоприятных сфер своего приложения и прироста в мировых масштабах. Приток зарубежных инвестиций для большинства стран-реципиентов помогает решить проблему нехватки производительного капитала, увеличивает инвестиционную способность, ускоряет темпы экономического роста.
2. Углубляет международное разделение труда и международное сотрудничество. Вывоз капитала является одним из важнейших условий формирования и развития международного разделения труда. Взаимное проникновение капитала между странами укрепляет экономические связи и сотрудничество между ними, способствует углублению международных специализации и кооперации производства.
3. Увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными продуктами, между филиалами международных корпораций, стимулируя развитие мировой торговли.
Играя стимулирующую роль в развитии мировой экономики, международное движение капитала вызывает различные последствия для стран-экспортеров и импортеров капитала. К числу последствий для стран, экспортирующих капитал, можно отнести следующие:
· вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций ведет к замедлению экономического развития вывозящих стран;
· вывоз капитала отрицательна сказывается на уровне занятости в стране-экспортере;
· перемещение капитала за границу неблагоприятно сказывается на платежном балансе страны.
Для стран, ввозящих капитал, положительные последствия могут быть следующими:
· регулируемый импорт капитала способствует экономическому росту страны-реципиента капитала;
· привлекаемый капитал создает новые рабочие места;
· иностранный капитал приносит новые технологии, эффективный менеджмент, способствует ускорению в стране научно-технического прогресса;
· приток капитала способствует улучшению платежного баланса страны-реципиента.
В свою очередь имеются и отрицательные последствия привлечения иностранного капитала:
· приток иностранного капитала, «подминая» местный капитал, либо пользуясь его бездействием, вытесняет его из прибыльных отраслей. В результате при определенных условиях это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической безопасности;
· бесконтрольный импорт капитала может сопровождаться загрязнением окружающей среды;
· импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства в результате выявленных недоброкачественных свойств;
· импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности страны;
· использование международными корпорациями трансфертных цен ведет к потерям страны-реципиента в налоговых поступлениях и таможенных сборах.
Последствия международного движения капитала сказываются на социально-экономических и политических целях конкретной страны. Естественно, они различны для развитых и слаборазвитых стран, а также стран с переходной экономикой. Однако в любом случае нельзя уповать на возможность использования только положительных факторов, отсекая отрицательные последствия. Государственная политика должна искать компромиссы, выделяя приоритетные факторы, в таком сложном и противоречивом процессе как международная миграция капитала.
Каковы же позиции России в сфере международной миграции капиталов?
Парадоксально, но Россия, прибегая к зарубежным займам, является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. По данным «Круглого стола бизнеса России» в середине 90-х годов общий объем находящихся за рубежом ресурсов, включая вывезенные и инвестированные капиталы, иностранные долги составляют огромную сумму — от 500 до 600 млрд. долл. При этом «экспорт капитала», начавшийся с конца 80-х годов, продолжается. За рубежом действуют тысячи фирм с российским капиталом. Часть из них была основана там еще в советское время, однако подавляющее число — в последние годы. По некоторым оценкам объемы инвестиций этих российских предприятий за рубежом составляют 9-10 млрд. долл. Российские зарубежные предпринимательские инвестиции размещены преимущественно на Западе, в том числе в оффшорных центрах и налоговых гаванях. Там же преимущественно находятся и зарубежные капиталовложения российских физических и юридических лиц в ссудной форме (т. е. банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов и т. п.). Часть из них размещена там на короткий срок для осуществления текущих внешнеэкономических операций. Их величина оценивается в 25-35 млрд. долларов. Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным путем и незаконными способами, принявшими форму «бегства капитала».
Бегство капитала в системе понятий
В современной науке и практике система понятий, характеризующих внешнеэкономические связи, продолжает оставаться достаточно дискуссионной.
Существуют различные подходы к оценке природы экспорта капитала, определения бегства капитала как его особой формы.
В самом общем виде «бегство» капиталов за границу России представляет собой отток, перемещение капиталов различного происхождения с территории Российской Федерации на территорию любого другого государства и размещение его на этой территории с использованием различных способов.[1, 65]
Бегство капиталов за границу России означает, прежде всего, их фактический вывоз за пределы Российского государства. Под бегство не подпадает смена российского собственника на иностранного (например, продажа доли в собственности, продажа всего предприятия в целом российским бизнесменом иностранному партнеру) в том случае, если капиталы остаются на территории России, но фактически переходят в собственность иностранного государства. Подобная ситуация может расцениваться как вполне законная, легальная, или незаконная, даже преступная, однако к бегству капиталов за границу она отношения не имеет. Если капитал остается на территории России, государство получает от этого экономическую выгоду в виде налогов, инвестирования капиталов в российскую экономику и, тем самым, в виде ее развития и укрепления.
Нельзя относить к бегству капиталов за границу и перевод рублевых запасов, капиталов, в валютные, если эти капиталы остаются на территории России. Даже если они не помещены на банковские счета, хранятся, по образному выражению, “в чулках”, и не работают не только на официальную экономику России, но и на своего собственника, бегство капиталов за границу отсутствует; капитал находится в России, но рассматривается политиками как некий неиспользуемый резерв развития страны.
Под понятие «бегство» капиталов за границу подпадает также невозвращение на территорию России капиталов, образовавшихся на территории другого государства в результате, например, хозяйственной деятельности, если собственник (законный владелец) капитала – российский гражданин или лицо без гражданства, гражданин другого государства, постоянно проживающие на российской территории.
В понятие капиталов, которые бегут из России, следует включать капиталы, появившиеся в результате так называемой “серой” теневой экономики. Это капиталы, образовавшиеся в результате совершения таких преступлений, как незаконное предпринимательство (ст. 171 УК), незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК), лжепредпринимательство, не связанное с совершением хищений и иных преступлений, не подпадающих под гл. 22 УК (ст. 173 УК – частично), незаконное получение кредита (ст. 176 УК), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК), весь спектр налоговых преступлений (ст.ст. 194, 198, 199 УК), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК). В немалой степени появление таких капиталов обусловлено экономической политикой Российского государства, правильнее сказать, ее изъянами и издержками. Экономическое законодательство России на протяжении практически всех 90-х годов XX-го столетия было крайне невыгодно для субъектов экономической деятельности; важнейший принцип экономической деятельности, согласно которому любому ее субъекту должно быть выгоднее экономически не нарушать закон, соблюдать его, вообще не закладывался в экономические законы. Проводился в жизнь – и то, крайне непоследовательно, — принцип выгоды государства и приоритетной защиты его экономических и иных интересов. К этому принципу на законодательном уровне стали обращаться только сейчас; речь идет, прежде всего, об изменениях в налогообложении, введении единого 13-ти процентного налога, который некоторые исследователи сравнивают с экономической амнистией.
Что касается капиталов, полученных в результате совершения других преступлений, например, в результате хищений, преступлений, связанных с преступным оборотом оружия, радиоактивных веществ или ядерных материалов, наркотических средств или психотропных веществ, и т.д., они ни при каких условиях не могут быть возвращены в официальную экономику в таком виде, без изменения их статуса. Подобные капиталы должны быть безусловно конфискованы. Поэтому понятие “бегство капиталов за границу России” на такие капиталы не распространяется; в отношении них действует федеральное российское и международное законодательство о противодействии легализации (отмыванию) капиталов, приобретенных преступным путем.[2, 48]
С учетом сложности и неоднозначности природы «бегства» капитала и суммируя важнейшие признаки этого явления, дадим следующее определение. «Бегство» капитала из России есть устойчивый, анормальный и в больших масштабах отток экономических и финансовых активов, происходящий в легальной и нелегальной формах и сокращающий финансово-инвестиционные ресурсы страны, вызванный страхом инвесторов перед возможной потерей активов. Можно также сказать, что к убежавшим относятся все те легально и нелегально вывезенные за рубеж инвестиционные ресурсы, доходы по которым не вернулись в страну.
Проблема вывоза капитала из страны в течение 90-х гг. находилась в фокусе внимания российских и зарубежных государственных деятелей и средств массовой информации. И сегодня это наиболее важная проблема, стоящая перед экономикой России. В то время как Правительство РФ изыскивает свободные кредитные средства на Западе и ведет переговоры с МВФ о предоставлении стране очередного транша на сумму 4 – 5 млрд. $, из России, по оценке бывшего премьер–министра РФ Примакова Е.М., ежегодно уходит порядка 20-25 млрд. долларов. Общая сумма капитала, вывезенного из России за период реформ, оценивается в сумму равную 200 млрд. $. Однако сложилась совершенно особая мифология о том, что «убежавший» российский капитал пытается вернуться на родину или что специальными мерами можно его заставить вернуться в российскую экономику, например, с помощью амнистии.
Причины бегства капиталов
Проблема бегства отечественных капиталов в России остро встала после объявления либерализации внешнеэкономической деятельности в начале 90-х годов. Выход на внешние рынки получили все участники внешнеэкономической деятельности, а адекватная правовая система валютного регулирования и контроля не была сформирована. Российские крупные предприятия начали создавать зарубежную инфраструктуру для обеспечения своего экспорта, импорта и кредитования. Точно так же крупные российские частные и государственные компании и банки неизбежно нуждались в зарубежных активах на частном уровне. Объективная основа вывоза капитала из России определяется, прежде всего, необходимостью обеспечения огромного международного товарооборота и его коммерческого кредитования.
Основными причинами утечки капиталов из России специалисты Центрального банка России называют неустойчивую экономическую и политическую ситуацию в стране, криминализацию и коррумпированность экономики, ее долларизацию, а также высокий уровень налогового бремени и неплатежей в экономике.
Бегство капиталов из России определяют основные причины:
1) общие неблагоприятные условия формирования экономического и инвестиционного климата в стране (падение темпов роста и инвестиционной активности, нарастание политической нестабильности, сокращение емкости рынка, высокий бюджетный дефицит, слабость национальной валюты, неразвитость инфраструктуры финансовых рынков и др.);
2) чрезмерно энергичные меры и рецепты по либерализации российской экономики, навязанные нам по линии мировых финансовых институтов, прежде всего МВФ;
3) последствия проводимого в стране хозяйственного курса, в том числе во внешнеэкономической сфере: возрастание налогового бремени, девальвация национальной валюты, жесткая кредитная политика и др. (политика завышенного курса рубля, длительное время проводимая Центральным Банком РФ, стимулирует вложение средств в дешевый доллар и отток капитала из страны);
4) чрезмерно высокий уровень фискальных ставок и неэффективность системы начисления и взимания налогов, низкое качество налогового законодательства;
5) недоверие бизнеса к правительству, а населения – к банкам и иным финансовым институтам, деятельность которых связана с распоряжением активами вкладчиков;
6) криминализация экономической деятельности, безопасность и высокая эффективность легализации доходов преступного происхождения посредством внешнеэкономических операций;
7) высокие риски рыночного обесценения капитальных активов;
8) неопределенность российских границ с бывшими союзными республиками;
9) отсутствие четкого регулирования легального экспорта капитала из России;
10) активное участие в оттоке российского капитала за рубеж крупного сегмента финансово-банковской системы Запада (участие в приеме российских капиталов, обучении российских банкиров умению работать в оффшорах, содействие в реализации двойных и фиктивных внешнеторговых контрактов с завышенными ценами и т.п.).[2, 52]
Причины вывоза капитала из развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в том числе из России, обычно трактуются как:
· уход капитала от страновых рисков;
· попытку стабилизировать условия реинвестирования;
· стремление укрыть капитал, выведенный из оборота контролируемых предприятий за рубеж, в личное владение и пользование («кража у своего предприятия»);
· стремление сохранить свои капиталы;
· стремление приумножить эти капиталы, заставить их работать;
· стремление уйти от необходимости уплачивать с существующих капиталов высокие налоги;
· стремление легализовать свои капиталы, полученные не всегда законным путем, с тем, чтобы можно было передать их по наследству, распорядиться ими официально;
· стремление получить с капиталов более высокий доход, чем это возможно на территории России.
Способствует бегству капитала и распространенная в России практика передела собственности путем искусственных банкротств, недружественных поглощений, которые также невозможно предотвратить при помощи нынешних законов. Не стоит забывать и об административном давлении на собственников путем необоснованного возбуждения уголовных дел. И пусть даже потом окажется, что предприниматель чист, но за месяцы, пока идет расследование, его партнеры просто забудут дорогу к попавшему под подозрение коллеге по бизнесу. Капитал не чувствует себя защищенным в России, поэтому ищет пристанище за рубежом.
Все остальные причины бегства капиталов за границу носят производный от экономических причин характер. Причины усиления бегства капитала из России так же носят экономический характер. Страна стала лучше работать, стала больше зарабатывать. Но, как часто бывает, при плохом управлении улучшение экономической конъюнктуры стало стихийным бедствием. У предприятий и населения появились деньги, но выяснилось, что возможности для инвестирования ограничены, что инвестиционные барьеры, которые существовали в России и сложились за годы реформ, остаются, и государство не предпринимает никаких усилий их сломать.
В результате предприятия имеют больше денег при тех же возможностях для инвестирования, что и раньше, и, соответственно, излишек денег выплескивают не только в российскую экономику, но и за границу. Эта ситуация показывает, что структурные и институциональные проблемы России не преодолены, что дополнительные ресурсы общества, которые у него появляются, это общество отбрасывает за границу.
Говорить о том, что бегство капиталов – проблема только России, неверно. Как свидетельствует мировой опыт, капитал всегда остро реагирует на угрозу политической и экономической нестабильности и именно тогда начинает перекачиваться из страны в страну. Возвращение же его начинается после восстановления национальной экономики, введения конвертируемости национальной валюты и других положительных экономических сдвигов.
В любом случае отток капитала спровоцирован сложной комбинацией факторов – в том числе коррупцией и инфраструктурными проблемами, но многие из них в любом случае связаны с недостаточно активным и внятным экономическим курсом правительства и отдельных чиновников.
Специалисты характеризуют проблему бегства капитала по-разному, поэтому оценки прессы часто не совпадают. Наиболее надежным источником информации является использование официальной статистики. Есть платежный баланс Центробанка, правда, он корректируется каждый год, но при этом остается самым надежным и единственным легитимным источником информации. Неофициальный отток капитала отражается в его трех статьях. Это, во-первых, прирост просроченной задолженности иностранных компаний, во-вторых, невозврат экспортной выручки, импорт, который также учитывается. И, наконец, пропуски и ошибки.
Способы и виды бегства капитала
Само “бегство” – фактический вывоз капиталов за границу или их невозвращение оттуда – может осуществляться разными способами. Они могут быть сведены к следующим основным:
1. банковскому, осуществляемому путем переводов и иных банковских операций в отношении денежных средств, находившихся на счетах в российских банках, повлекших их зачисление на счета в иностранных банках;
2. способу вывоза наличной и иной (находящейся, например, на кредитных карточках, в дорожных чеках и т.п.) валюты и валютных ценностей, ценных бумаг при пересечении границы России, при следовании за границу Российской Федерации;
3. невозвращению полученной от экономической деятельности, осуществляющейся за пределами России, валюты на территорию Российской Федерации;
4. ведению заведомо невыгодной для российского партнера официальной экономической деятельности с иностранными партнерами или российскими предприятиями, размещенными за границей, с одновременным получением валютной неофициальной выгоды за пределами России и ее размещением там;
5. способу использования телеграфных и иных небанковских переводов денежных средств за рубеж.
Часто для осуществления вывоза капиталов за границу используется несколько способов одновременно.
Если оценивать способы бегства капиталов с точки зрения их соответствия законодательству, можно выделить:
1) законные способы. Они имеют место тогда, когда и капитал получен в результате полностью легитимной – законной – деятельности, и способы вывоза его за границу или невозвращения капитала в Россию абсолютно законны. Очевидно, что сюда относится законное инвестирование российских капиталов в экономику других стран, внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляемая в полном соответствии с российским законодательством (например, размещение в зарубежных банках легальным российским собственником легальных же средств, полученных от экономической деятельности, вывоз продекларированной валюты или законных капиталов с помощью кредитной карточки);
2) незаконные, но не преступные способы бегства капиталов за пределы Российской Федерации:
· бегство, незаконное, но не преступное, как по способам осуществления, так и по происхождению капиталов (например, вывоз из России контрабандным способом, не подпадающим под понятие уголовно-правовой контрабанды, т.е. в результате контрабанды – таможенного правонарушения, капиталов, образовавшихся при совершении налоговых, таможенных, предпринимательских или иных правонарушений, не являющихся преступными);
· бегство, законное по характеру происхождения капиталов, но незаконное, но не преступное, по способам его осуществления (например, вывоз из России контрабандным способом, не подпадающим под понятие уголовно- правовой контрабанды, т.е. в результате контрабанды – таможенного правонарушения, капиталов, образовавшихся от законной предпринимательской деятельности);
· бегство, незаконное, но не преступное, по происхождению капиталов, но законное по способам его осуществления (например, вывоз из России законным способом – путем декларирования валюты или с помощью кредитных карточек и т.п. – капиталов, полученных в результате незаконного предпринимательства, не являющегося, тем не менее, преступным).
3) преступные способы бегства (по российскому уголовному законодательству их два – контрабанда (ст. 188 УК) и невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК)):
· бегство, преступное как по способам осуществления, так и по происхождению капиталов (например, вывоз из России контрабандным способом, подпадающим под понятие уголовно-наказуемой контрабанды, капиталов, полученных в результате преступного незаконного предпринимательства);
· бегство, непреступное по происхождению капиталов, но преступное по способам его осуществления (например, вывоз из России контрабандным способом, подпадающим под понятие уголовно-наказуемой контрабанды, капиталов, полученных в результате законной экономической деятельности; невозвращение в Россию валюты в сумме, превышающей 10 тысяч МРОТ, заработанной в результате законной экономической деятельности за пределами России);
· бегство, преступное по происхождению капиталов, но непреступное по способам его осуществления (например, вывоз из России законным способом – путем декларирования валюты или с помощью кредитных карточек — капиталов, полученных в результате преступного незаконного предпринимательства; или вывоз из России контрабандным способом, не подпадающим под понятие уголовно-правовой контрабанды, тех же самых капиталов).
Бегство капиталов за границу – явление для России не новое. Даже беглый взгляд на последний 300-летний отрезок нашей истории позволяет утверждать, что всякий раз смута на Руси оборачивалась для Запада невиданными барышами; капитал бежал на запад во времена петровских реформ, в период отмены крепостничества, на рубеже XIX и XX веков, в преддверии социалистической революции, и т.д.[3, 31]
Для сохранения и наращивания своего капитала его собственник или владелец перемещает капитал туда, где условия для его размещения являются более комфортными, по сравнению со своим государством. Применительно к странам с реформируемой и, в частности, с переходной экономикой это, как правило, означает реальное сокращение ресурсов для экономического роста. Он ограничивает свободу действий правительства в проведении оптимального хозяйственного курса, дестабилизируя систему макроэкономического регулирования и подрывая фискальную дисциплину. В России «отлив» капиталов затянул процесс финансовой стабилизации, значительно отодвинул во времени перспективу возобновления экономического роста, усилил ее зависимость от иностранных займов и создал угрозу критического нарастания величины издержек по обслуживанию внешнего долга.
Либерализация внешнеэкономической деятельности и связанная с ней возможность бесконтрольного вывоза капитала усиливала стимулы для правонарушений и преступлений на внутреннем рынке. Ущерб от утечки капиталов за рубеж состоит, в основном, в следующем:
· государство не может собирать в полном объеме налоги и пошлины;
· отечественные средства инвестируются не в стране, а за ее пределами;
· ухудшается инвестиционный климат, вследствие чего нет притока иностранных капиталовложений;
· криминальный капитал коррумпирует государственную власть, подкупая чиновников для проведения незаконных операций;
· страдает мораль – общество строится на принципах лицемерия.
Основные проявления опасности бегства капиталов для национальной экономики страны сводятся к следующим:
1. экономическая опасность, которая проявляется в совокупности характеристик (отсутствие возможного внутреннего инвестирования экономики, необходимость дополнительного зарубежного инвестирования национальной экономики и др., приводящее в конечном итоге к дальнейшему ослаблению экономики);
2. политическая опасность (состоит в том, что растущий и высокий уровень бегства капиталов за границу свидетельствует о политической нестабильности российского государства. Недоверие российских капиталовладельцев к своему государству, отсутствие гарантии за сохранность их капиталов влечет недоверие к нему иностранных партнеров и отказ от возможных инвестиций и т.д.);
3. социальная опасность (ослабление показателей экономического состояния России приводит к возрастанию социальной напряженности в обществе, к недовольству населением политикой государства, многократно усиливающемуся еще и тем фактом, что привлечение к любой ответственности – гражданской, уголовной, административной, налоговой и т.д. даже за криминальный вывоз капитала является единичным);
4. опасность возрастания реального уровня экономической и коррупционной преступности (уход от ответственности делает привлекательным и безопасным бегство капиталов за границу, которое часто влечет за собой совершение целого спектра преступлений: налоговых, различных фальсификаций (подделок) документов, коррупционных, взяточничества и коммерческого подкупа).
Отдельно следует оговорить структуру экономического вреда, причиняемого бегством капиталов за границу России. Убежавшие капиталы представляют собой своего рода упущенную государством экономическую выгоду, поскольку вместо того, чтобы быть инвестированными, размещенными в легальной экономике России, они служат, в основном, зарубежному банковскому капиталу. Экономический вред, причиняемый государству бегством капиталов, выражается, таким образом, не в прямом положительном ущербе (уменьшении государственного капитала), поскольку государству такой капитал не принадлежит, и его судьба определяется собственником или законным владельцем, а в упущенной выгоде. Так же бегство
капитала сопровождается, как правило, спадом производства и инвестиций и
осуществляется полулегальными или нелегальными методами. Сталкиваясь с
этой проблемой, страна оказывается перед необходимостью существенной, часто
радикальной корректировки всей внешнеэкономической стратегии так же, внутриэкономической политики.
Оценка масштабов и последствий бегства капитала
К сожалению, вплоть до настоящего времени регулирующие органы сохраняют, по сути, «советское» отношение к вывозу капитала, рассматривая все операции в этой сфере как незаконные или, в лучшем случае, «неправильные» действия субъектов рынка, которые следует максимально ограничивать. На самом деле, четко отделить экономически оправданный экспорт капитала из России, связанный, среди прочего, с созданием сбытовых сетей, закреплением перспективных активов и расширением возможностей функционирования российских компаний на мировом рынке, от собственно бегства капитала вряд ли возможно, во всяком случае, без обширного специального исследования.
Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы.
1. Вывозимый нелегально из России капитал в подавляющей своей части не имеет криминального происхождения, хотя, безусловно, уклоняется от российских налогов.
2. Вывоз капитала в 1996-1998 гг. в большой мере покрывался ввозом частного портфельного капитала и долговыми заимствованиями государства. Ввоз прямых (и, возможно, портфельных) инвестиций в Россию в значительной степени представляет собой частичный возврат российских вывезенных капиталов.
3. Без сокращения вывоза капитала, решения проблем налогообложения экспортных доходов невозможно долгосрочное решение проблемы долговой зависимости.
В Центре финансово-банковских исследовании Института экономики РАН разработана методологическая база для определения объемов «бегства» капитала. Авторы методики, учитывая недостаточную прозрачность информационной базы, предлагают определять его нижнюю и верхнюю границы. Общая оценка капитала, нелегально вывезенного из страны за годы реформ (официальные данные Банка России), находится в диапазоне от 40 до 300 млрд.$. Основой для расчета объема «сбежавшего» капитала является баланс текущих торговых расчетов, сальдо притока и оттока вложений в ценные бумаги (портфельные инвестиции и сальдо прямых инвестиций). Учитываются также изменения в величине официальных золотовалютных резервов и в объеме внешнего долга. Нижняя граница, 40 миллиардов долларов, по мнению депутата Госдумы и в прошлом министра внешнеэкономических связей Александра Шохина, получается в результате суммирования пропусков и ошибок платежного баланса страны за последние семь лет. Однако эта оценка не отражает реальной ситуации и является слишком заниженной. Максимальную цифру в 200 миллиардов долларов называют эксперты МВД РФ, ссылаясь на своих зарубежных коллег. Последнюю оценку, 25 миллиардов долларов ежегодного вывоза капитала, дал бывший премьер-министр России Е.М. Примаков. Представление о том, насколько серьезным является этот финансовый ресурс, дает простое сравнение 200 миллиардов долларов с несколькими жизненно важными для экономики страны параметрами. продолжение
–PAGE_BREAK–
Таблица №1.
Вывезено капиталов из России за 1991-1998 гг.
200 млрд. $
Российский внешний долг (без учета долгов СССР)
100 млрд. $
Выплаты по долгам в 1999 г. (без учета возможной реструктуризации)
17 млрд. $
Сумма рефинансирования текущей задолженности России в 1999 г. (при условии договоренности с МВФ)
4,5 млрд. $
Объем реального финансирования всех федеральных инвестиционных программ в 1998 г.
862 млн. руб.
Годовой отток капитала со времени установления Россией независимости по 2001 год на основании анализа независимых экспертных оценок варьируется в следующих границах:
1992 г. – от 26,6 до 61,4 млрд. долларов;
1993 г. – от 26,8 до 56,2 млрд. долларов;
1994 г. – от 31,7 до 77,8 млрд. долларов;
1995 г. – от 33,8 до 110,5 млрд. долларов;
1996 г. – от 30,5 до 84,6 млрд. долларов;
1997 г. – от 40,7 до 119,0 млрд. долларов;
1998 г. – от 26,9 до 96,5 млрд. долларов;
1999 г. – от 23,1 до 70,2 млрд. долларов;
2000 г. – от 23,6 до 110,5 млрд. долларов;
2001 г. – от 29,1 до 33,7 млрд. долларов.[2, 62]
«Бегство» капитала имеет ряд серьезных отрицательных последствий для экономики России:
1) сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса. Рубли поступают на валютный рынок, конвертируются и вывозятся, или вообще не поступают в страну, если в результате ценовых манипуляций скрывается валютная выручка или совершается нелегальный вывоз экономических активов;
2) сокращается объем предложения валюты, продаваемой на Московской межбанковской валютной бирже, валютное поле резко сужается и курс рубля становится неустойчивым. Сокращаются инвестиционные ресурсы, и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты;
3) уменьшается налогооблагаемая база. При государственном регулировании вывоза капитала сделки регистрируются, а потому уплачиваются и налоги. В страну не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала.
С конца прошлого века Россия переживает ощутимый экономический рост, который позитивно отражается и на финансовых показателях страны. Международные рейтинговые агентства (Fitch, Moodys и др.) пересматривают страновой рейтинг России в сторону его повышения. Все это явилось одним из факторов, оказавшим стимулирующее влияние на темпы и масштабы притока иностранного капитала в Россию, в том числе и в наиболее конструктивной форме — прямых инвестиций. По данным Банка России, приток прямых инвестиций вырос в среднем с 2,4 млрд. долл. в 90-е годы прошлого века до 7,8 млрд. долл. в 2000-2005 гг., в последние годы приток капитала в рассматриваемой форме был самым высоким за реформенный период (в среднем 15 млрд. долл.). Такая картина нашла свое отражение в платежном балансе страны, опираясь на статистические данные которого некоторые отечественные экономисты поспешили заявить о существенном смягчении проблемы оттока (бегства) капитала из страны, остро стоявшей перед экономикой страны в 90-е годы прошлого века.
Их подход основан на оперировании понятием «чистый вывоз капитала» (т.е. путем разницы между величинами ввозимого в страну и вывозимого из нее капитала частным сектором экономики). Если исходить из такой методики, то в первые годы нового века интенсивность вывоза из страны частного капитала действительно существенно спала. По данным платежного баланса страны, масштабы чистого оттока снизились с 25,4 млрд. долл. в 2000 г. до в среднем порядка 9 млрд. долл. в последующие четыре года, а по итогам 2005 г. впервые за реформенный период статистикой было зафиксировано даже некоторое превышение ввозимого частным сектором капитала в страну над его вывозом (см. Таблицу №1) [4, 83].
Таблица №2
Динамика чистого оттока капитала частным сектором из России в 2000-2006 гг. (млрд. долл.)
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
1 кв.
-25,4
-15,8
-8,8
-2,4
-8,9
1,4
-5,2
Однако основанные на такой методике выводы вызывают определенные сомнения с точки зрения объективности реальной картины в области вывоза капитала. Во-первых, при таком подходе оценка масштабов бегства капитала достаточно условна, поскольку далеко не всегда учитывается принцип вычленения капитальных операций, которые по природе и сущности своей не должны подпадать под категорию убегающих (к таким операциям, например, могут относиться прямые формы инвестирования средств за рубеж). Во-вторых, фиксируемая в рассматриваемый период платежным балансом тенденция снижение чистого оттока капитала вплоть до ее смены в 2005 году на прямо противоположную (см. Таблицу №2) обусловлена отнюдь не сокращением вывоза частного капитала из страны, а скорее ростом масштабов привлекаемого иностранного частного капитала в российские активы (см. Таблицу №3) преимущественно в ссудной и портфельной формах. В результате все более активного привлечения средств с мирового рынка капиталов темпы прироста объемов иностранных инвестиций существенно возросли.
Все более значимую роль в укреплении вышеотмеченной тенденции принадлежит фондовому рынку России. В условиях сравнительно умеренной инфляции и укрепляющегося российского рубля иностранный капитал, по оценкам, устремился на отечественный фондовый рынок для извлечения большей доходности, по сравнению с той, которую он мог бы получать от операций на западных рынках ценных бумаг. По оценкам Минфина РФ, доход на ввезенный капитал в РФ оценивается примерно на уровне 7-9%, против 4-6% на мировом рынке[5]. Например, уже к 2005 году фондовый рынок РФ вырос более чем на 80%, что являлось одним из самых высоких показателей в мире[6].
По оценкам многих отечественных и зарубежных аналитиков темпы роста фондового рынка страны, вероятнее всего, будут более умеренными (по сравнению с предыдущим годом), притом, что волатильность (подвижность в ту или иную сторону) индикатора котировок стоимости ценных бумаг существенно возрастет [7].
Что касается возросших объемов, привлекаемых частным сектором кредитных ресурсов из-за рубежа, такие операции все чаще стали использоваться как канал для бегства капитала, а также скорейшего «отмывания» ранее несанкционированно вывезенных из страны средств.
В новом веке российский частный сектор в целом не снижал в сравнении с 90-ми годами прошлого столетия интенсивности экспорта капитала за рубеж, а даже, напротив, его наращивал. Соотношение масштабов вывозимого частным сектором капитала с размерами ВВП страны, в период с 2000-2005 гг. в среднем составляло порядка 2,9%, что сопоставимо с показателями ряда ведущих развитых стран мира [8]. Однако анормальность данного процесса для России по-прежнему состоит не в масштабности вывоза капитала за рубеж, а в его качественном содержании: частный сектор продолжает экспортировать капитал преимущественно в форме его бегства. В последнем случае, отток капитала через нелегальные и полулегальные каналы в последние годы имеет в целом повышательный тренд, достигший своего абсолютного максимума за весь реформенный период в 2005 году, сложившись в размере порядка 47 млрд. долл. (см. Таблицу №4).
Несмотря на предпринимаемые правительством реформаторские действия, условия ведения бизнеса по-прежнему оставляют желать лучшего. К числу наиболее существенных негативных факторов следует отнести остающуюся обременительной фискальную систему, которая, в свою очередь, способствуют поиску способов укрывательства предпринимателями доходов от сравнительно высокого налогообложения и неэффективной системы налогового администрирования. Данные обнародованного в 2005 году доклада канадского исследовательского института «CD Howe Institute» (г. Торонто) показали, что, не смотря на заметное номинальное снижение ставок по ряду налогов (прежде всего, налогу на прибыль — с 35% до 24% и ЕСН — с 35,6% до 26%), в реальности, средняя налоговая ставка с доходов корпораций в России (34,5%) одна из самых высоких.[9, 26] Чрезвычайно высока степень бюрократизации и криминализации в стране, что также подтверждается различными международными рейтингами. Так, например, по индексу восприятия коррупции в мире (ИВК), Россия получила (по 10 балльной шкале) всего 2,4 балла (126-е место в рейтинге), войдя в группу стран с «высочайшим уровнем коррумпированности в стране». [10, 83]
В последние три года возросла настороженность бизнеса к попыткам пересмотра итогов приватизации крупных частных компаний в стране. В том числе по причине образовавшегося недоверия к деятельности власти в этой области большинство отечественных и зарубежных экспертов объясняют резко возросший с 2003 года отток (прежде всего, по несанкционированным каналам) предпринимательского капитала.
В платежном балансе страны не учитываются такие формы нелегального бегства капитала, как контрабандный экспорт, а также ценовые манипуляции в ходе осуществления внешнеторговых операций. Однако имеющихся статистических данных достаточно, чтобы понять о масштабности по-прежнему остро стоящей перед страной проблемы, связанной с оттоком капиталов за рубеж. В период с 2000-2005 гг., а также 1 кв. 2006 г. «видимый» нелегальный отток капитала из России составил порядка 171 млрд. долл., что примерно на четверть превышает аналогичную величину, сформировавшуюся в 90-е годы за более длительный промежуток времени (т.е. с 1992-1999 гг.[11]). Необходимо хотя бы приблизительно оценить и объемы утечки капитала в нефинансовой форме, в частности, вывоза драгоценностей из страны, величину потерь, связанных с «утечкой мозгов» и др.
Борьба с утечкой капиталов из России
Ограничение процесса «бегства капитала» может осуществляться путем применения следующих конкретных мер:
1) единого таможенно-валютного контроля за репатриацией выручки от экспорта и импорта товаров и услуг; особого контроля за бартерными операциями;
2) лицензирования вывоза капитала;
3) инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения действительного числа предприятий и объемов капитальных вложений.
Первым шагом к контролю за репатриацией валютной выручки от экспорта было принятие совместной Инструкции Банка России и ГТК России №19 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг» и введение с 1 января 1994 года таможенно-банковского контроля с помощью паспортизации экспортных сделок. Мера была вынужденной: она стала реакцией на кульминацию контрабандного экспорта.
Уже в 1994 году валютным контролем было охвачено 57% всех экспортных поставок, в 1995 г. – 73%, а в 1996 г. – 82%. Величина необоснованных поступлений валютной выручки сократилось примерно с 40% в 1992-1993 гг. до 5% в 1997 г.
Следующим шагом стало принятие совместной Инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ №30 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 26.07.1995 г. Это помогло поставить заслон необоснованным переводам иностранной валюты по каналам импорта посредством предоплаты импортных поставок (по существу, беспроцентных кредитов иностранным партнерам).
Поэтапное ужесточение валютного контроля и независимой инспекции экспортных операций побудили недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности использовать другие, менее контролируемые каналы вывоза капиталов и сокрытия валютной выручки, поэтому положительный эффект от таких мер оказался краткосрочен. Бизнес достаточно быстро адаптируется к новым условиям, реализуя новые более сложные пути вывоза капиталов из страны.[9, 35] Так, одним из таких каналов до недавнего времени оставались внешнеторговые товарообменные операции – бартерные сделки. В 1996 году их объем по сравнению с 1995 годом возрос на 6,2%. Если учесть, что в это период на долю бартерных операций приходилось 40% внешней торговли России, то большая пропускная способность товарообменных операций при бегстве капиталов стала очевидной.
С этим связан следующий шаг в совершенствовании валютного контроля, реализованный в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. №1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и соответствующего постановления Правительства РФ от 31 октября 1996 г. №1300.
Введение системы контроля за внешнеторговыми бартерными операциями немедленно сказалось на резком снижении их объемов. По данным таможенной статистики, уже в первом полугодии 1997 года против соответствующего периода предыдущего года они сократились на 43%, в том числе – экспорт на 46%, а импорт на 40%.
Предотвращению дальнейшего нелегального оттока капиталов при экспорте ресурсов во многом должно способствовать создание системы независимой предотгрузочной инспекции экспортируемых товаров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.1995 г. №1267 «О создании в стране системы экспортной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров» и в рамках действия соответствующей комиссии.
Значительные изменения в системе валютного регулирования и валютного контроля произошли после августовского кризиса 1998 г. С сентября 1998 г. Банк России взял курс на ужесточение, в том числе административных мер, регулирования валютного рынка и трансграничных валютных операций.
Ключевые решения ЦБ РФ:
16.09.98 – продажа валюты экспортерами в рамках обязательной продажи части экспортной выручки должна осуществляться только на валютных биржах;
28.09.98 – введение института специальных торговых сессий на валютных биржах;
01.10.98 – обязательная продажа части экспортной выручки производится только на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж;
01.11.98 – импортерам вменено в обязанность приобретать необходимую им валюту не ранее чем за семь дней до срока платежа и продавать ее обратно на внутреннем рынке по истечении срока платежа, если по каким-либо причинам резиденты не смогли выполнить свои обязательства перед иностранными контрагентами;
12.11.98 – запрет покупки на специальных торговых сессиях банкам иностранной валюты по поручению клиентов для оплаты импорта работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности;
31.12.98 – норматив обязательной продажи экспортной выручки повышен с 50% до 75%;
01.01.99 – с шести до трех месяцев сокращен срок репатриации валютной выручки и период времени, в течении которого необходимо осуществить ее продажу;
01.01.99 – понижены лимиты открытой валютной позиции банков;
07.04.99 – отмена права покупки долларов США уполномоченными банками от своего имени и за свой счет в целях осуществления выплат в иностранной валюте физическим лицам по открытым в данных банках счетам и вкладам на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж.
Жесткая политика ЦБ принесла первые плоды уже в конце 1998 г., когда нелегальный вывоз капитала по каналам внешней торговли снизился с 2,5 млрд. долларов в среднем за квартал в январе – сентябре 1998 года до 0,8 млрд. в IV квартале.
Кроме того, сокращение вывоза капитала обусловлено заметным ослаблением, а в ряде случаев и парализацией его «проводящей сети» – российских банков. В связи с фактическим банкротством Токобанка, Инкомбанка, «Российского кредита», являвшихся до кризиса крупнейшими оптовыми импортерами наличной валюты, ввоз ее (а это есть не что иное, как форма вывоза капитала) в Россию по итогам прошлого года сократился более чем вдвое – с 37 до 16,2 млрд. долларов.
Посткризисные меры ЦБ по усилению валютного и капитального контроля сосредоточились на следующих направлениях:
· повышение ответственности экспортеров за несвоевременную репатриацию валютной выручки;
· упрощение перевода паспорта сделки по экспортным поставкам из одного банка в другой;
· модификации организации торгов на ММВБ с целью отделения торговли валютой в сфере внешнеэкономических операций от спекулятивных сделок;
· усиление собственно контрольной деятельности, направленной на ужесточение санкций к нарушителям и разработку мер, повышающих качество валютного регулирования.
Но, помимо задачи приостановления бегства капитала из страны, немаловажной также является задача репатриации хотя бы части из этих 200 млрд. долларов, вывезенных из России. Под экономической амнистией подразумевается полное или частичное освобождение от ответственности за любые экономические нарушения, предоставляемое в обмен на возврат во внутрироссийский экономический оборот изъятых из него средств, где бы они ни находились.
Предприниматели, вывезя деньги за рубеж, зачастую не могут воспользоваться ими за границей так, чтобы капитал работал. Поэтому часть денег готово вернуться в Россию, чтобы работать здесь, но для этого необходимы ряд условий. Одно из них это изменение налогового режима, то есть создание в стране таких условий, которые благоприятствовали работе денег внутри страны. Немаловажной также является политика государства по поводу экономической амнистии. Либо страна готова закрыть глаза на экономические нарушения, сопутствовавшие вывозу денег, и на само происхождение данного капитала, либо государство будет и впредь проявлять жесткость и нежелание идти на компромисс с людьми, вывезшими деньги из России. Но надо помнить об острой необходимости, которую испытывает страна в этом капитале.
15 сентября 2004 года в Москве прошла Международная конференция «Бегство капиталов из России как способ «отмывания» преступных доходов: проблемы ответственности и возвращения», на которой представитель Министерства юстиции США в России Терри Кинни заявил, что со времен 90-х годов Россия добилась значительных успехов в борьбе с бегством капиталов. Если раньше Россия входила в «черный список» стран cо значительным оттоком капиталов, то теперь она научилась бороться с этим явлением, подчеркнул, что Центральный банк ведет правильную политику, направленную на предотвращение ухода российского капитала за рубеж. Т. Монэгэн: «Не улучшив инвестиционного климата в стране, не занимаясь урегулированием на законодательно-административном уровне положений о банковском секторе, без стабилизации банковской системы в целом, не добиваясь от государства обеспечения безопасности для граждан и бизнеса, добиться значительных результатов в предотвращении бегства капиталов будет невозможно».
Долгосрочный устойчивый экономический рост в России может быть обеспечен лишь в условиях стабильного притока в экономику широкомасштабных инвестиций, как внешних, так и внутренних. Вступивший в силу в 2004 году новый Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» по существу фиксирует постепенный отказ (к 2007 году) от валютных ограничений [12]. В условиях, когда бегство капитала не снижается, а, напротив, нарастает и достигло рекордной величины, либерализация вывоза капитала не остановит, а скорее подхлестнет данный процесс. Основная масса прибыли образуется в экспортоориентированных отраслях — топливной промышленности и металлургии. По оценкам, эти же отрасли — главные агенты незаконного вывоза капитала. Новая редакция закона, по сути, дает им возможность сделать незаконный вывоз капитала законным.[6] Пока инвестиционный климат в стране не улучшится настолько, чтобы бегство капитала перестало существовать как проблема, полномасштабная и форсированная либерализация вывоза капитала представляется преждевременной и опасной мерой. Постепенная валютная либерализация в отношении вывозимого из страны капитала должна сопровождаться ужесточением валютного законодательства в отношении неконструктивных форм вывоза капитала при одновременном создании системы поддержки тех форм вывозимого капитала, которые способствуют продвижению товаров и услуг за рубежом.
Главной мерой, направленной на борьбу с вывозом капиталов, по мнению большинства ученых, должна стать полная амнистия на вывезенные капиталы. В распоряжении отечественных фирм и компаний практически нет «белого» капитала, заработанного абсолютно честно, без нарушений закона. В особенности, это касается крупных предприятий.
Также необходимым условием преодоления депрессии является резкий взлет инновационной активности. В наших сегодняшних условиях для того, чтобы такой взлет инновационной активности произошел, необходимы достаточно серьезные изменения во всей экономической политике. Именно сейчас создаются возможности для пересмотра приоритетов экономической политики. Ресурсы, конечно, уже не те, что несколько лет назад, но ресурсы эти есть. Уже третий год ведется бесконечное обсуждение проблематики создания банка развития, институтов развития, которые бы переориентировали государственную поддержку от финансовых спекулянтов к инновационной активности, инвестициям в производство и технический прогресс. Необходимо настаивать на изменении приоритетов макроэкономической политики в сторону поддержки реального сектора и, в том числе, стимулирования научно-технического прогресса. Необходимо также всерьез заняться реализацией уже объявленных и официально одобренных идей: бюджет развития, освобождение от налогов всех расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские разработки, создание механизмов стимулирования инновационной активности. Необходимо добиваться восстановления кооперационных и интеграционных связей между наукой и производством. Необходимо использовать еще остающиеся у государства рычаги влияния, чтобы добиться реинтеграции науки и производства, науки и образования.
продолжение
–PAGE_BREAK–