Современные тенденции развития НТП и их воздействие на развитие современного мирового хозяйства

–PAGE_BREAK–
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ НТП

Научно-технический прогресс в ведущих капиталистических странах опирается на адекватный ему экономический механизм. Это не какой-то специфический, а все тот же товарно-денежный, рыночный механизм.

Его главный элемент – конкуренция. Она выдвигает вперед того производителя, продукция которого соответствует текуще­му платеже-способному спросу, и «топит» того, кто этот спрос плохо учитывает. Сегодня конкуренция такова, что на рынок практически не попадает некачественная или несовершенная продукция, не имеющая новых или повышенных потребительских свойств, не дающая необходимой нормы прибыли произ­водителю и полезного эффекта потребителю. В условиях насы­щенности рынка товарами и услугами спрос ориентируется на все более сложные и изысканные продукты труда, в силу чего повышается значение нововведений, и тот производитель, который овладевает этим фактором, получает максимальную прибыль. Важнейшими рычагами успеха становятся такие сла­гаемые, как гибкость, мобильность, восприимчивость к ново­введениям, умение быстро адаптироваться к изменениям ры­ночной конъюнктуры.

Фирмы-новаторы, обладая монополией на новые знания (нововведения        и открытия), получают добавочную прибыль, своеобразную научно-техничес-кую ренту. Условия ее получения – ограниченность знаний и научно-техничес-ких ресурсов. Но в отличие от ренты в сельском хозяйстве или в добываю­щей промышленности научно-техническая рента носит вре­менный характер.

Собственность на применяемые в производстве новые зна­ния в виде открытий, изобретений, ноу-хауи т.д. является обязательным условием форми-рования и функционирования рынка новой техники и технологий. Без нее не могут быть присвоены выгоды от использования нововведений. В основе этой собственности обычно лежит коммерческая тайна в виде научно-технического опережения или охрана прав интеллектуальной собственности на изобретения, товарные знаки, про­мышленные образцы, программные продукты и т.д.

Развитие прав интеллектуальной собственности способствует повышению восприимчивости экономики к НТП, и, наоборот, пренебрежение ими чревато отставанием, потерей мотивации к совершенствованию производства.

Как известно, в бывшем СССР была отменена совершенствовавшаяся веками система мотивации НТП, основанная на реальном праве частной собственности на продукты интеллек­туального труда, отвергнут весь накопленный мировой практи­кой арсенал стимулирования НТП (в первую очередь с помо­щью налоговых, финансовых и иных экономических инстру­ментов). Все это было заменено административно-командной системой «внедрения» научно-технических достижений в про­изводство. Главным средством этой системы стали внеэконо­мические методы директивного планирования, а основным содержанием – монополия государства (а не создателя ново­ введения или его преемника) на владение и распоряжение всеми открытиями, изобретениями и иными нововведениями.

Государственная монополия на достижения науки и техни­ки в условиях сверхцентрализованного, планового управления экономикой и обществом превращалась в обезличку интеллек­туальной собственности. Но при этом разрабатывались особые правовые формы ее «охраны» типа авторского свидетельства на изобретения, лишавшие, по существу, каких-либо реальных имущественных прав не только создателей новых продуктов и технических новшеств, но и хозяйствующих субъектов (пред­приятия и исследовательские организации). В результате хо­зяйствующие субъекты утрачивали всякий интерес к использо­ванию результатов НТП.

В рыночном механизме стимулы к НТП зарождаются в процессе взаимодействия спроса и предложения, потребностей и производства, потребителей и производителей. Потребности побуждают производство к освоению новой продукции прежде всего тем, что порождают платежеспособный спрос. Это является фактором, во многом определяющим направления развития производства, характер НТП, массовость нововведе­ний. Ключевой момент – эквивалентные, строго возмездные отношения между производителем и потребителем, когда первый добивается прибыли лишь в том случае, если соответствующую выгоду получает и второй. Разделение будущей прибыли между производителем и потребителем практически закладывается заранее в каждый новый научно-технический проект. Иными словами, разработчикам (ученым, конструкто­рам) и производителям выдается четкий заказ на конкретное нововведение.Это не технократический, а социально-экономи­ческий феномен. Рассмотрим его подробнее.

Сначала себя обнаруживает конкретная потребность на новое изделие, новую технику или определенное новшество. Она витает как бы в воздухе цивилизованного рынка. Далее на стадии фундаментальных исследований появляется идея этого новшества. На стадии прикладных исследований и проектирования идея воплощается в договор (или техническое задание) между потенциальными производителем и потребителем, в котором «оговаривается» распределение будущей выгоды. Затем создается образец новшества, воплощающий в соответствии с заказом кон­кретные потребительские свойства. На следующем этапе осуще­ствляется доводка образца и внедрение его в производство. Если окажется, что рынок его принимает, то важно обеспечить высо­кие темпы внедрения, широкую диффузию нововведения. Здесь большую роль играет система маркетинга – подготовка рынка, обслуживание потребителя, учет его рекламаций.

В условиях, когда спрос намного превышает возможности его удовлетворения, производство находится под воздействием стимулов, побужда-ющих к экстенсивному расширению выпус­ка продукции. Экстенсивный тип развития, как правило, не требует широкого использования научно-технических достижений, разра­ботки принципиально новой техники и технологии, хотя темпы экономического роста могут быть довольно высокими.

Однако по достижении определенной степени насыщения прежних потребностей возможности прогресса на старом пути исчерпываются. Это порождает стимулы к интенсификации, когда на передний план выдвигаются иные формы экономиче­ского и научно-технического развития, прежде всего массовое обновление продукции, внедрение принципиально новой тех­ники и технологических процессов, позволяющих в корне пре­образовать производство. Часто рассматриваемые качественные изменения происходят в период низких общих темпов эконо­мического роста (или даже падения производства) и требуют глубокой перестройки всей сложившейся производственной структуры.

Вторым элементом экономического механизма, присущего НТП, является фирма-производитель, материально и организа­ционно обеспечи-вающая нововведенческий процесс и смену устаревших изделий. Так, в США промышленные корпорации берут на себя свыше 50% всех затрат на НИОКР (в Японии – почти 80%) и реализуют в своих нововведениях почти 70% этих затрат. В ведущих капиталистических странах сложились опре­деленные взаимоотношения между малыми, средними и круп­ными фирмами. Малые и средние фирмы стали весьма много­численны и многообразны: в США, например, ежегодно появ­ляется 600–700 тыс. фирм (и 20–40 тыс. разоряется). Многие из них специализируются не на выпуске обычной продукции, а на прикладных исследованиях, конструкторских разработках и выпуске новейшей продукции. В результате НТП стал объектом специализированного бизнеса, а вся сфера НИОКР практически коммерциализирована.

По оценкам Национального научного фонда (ННФ) США, около половины основных промышленных нововведений в стра­не обеспечивают малые и средние фирмы (с числом занятых до 1 тыс. человек). На каждый доллар, вложенный в НИОКР, они дают в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с численностью занятых от 1 тыс. до 10 тыс. человек, и в 24 раза больше, чем фирмы с числом занятых свыше 10 тыс. человек. Такие важные нововведения, как антибиотики, инсулин, пестициды, автомати­ческие приводы, вертолеты, кондиционеры, кислородные кон­верторы, кинескопы, ксерография, электронные лампы, целло­фан, шариковые ручки, фотокамеры «Полароид», персональные компьютеры, и многие другие были созданы на мелких фирмах.

В то же время крупные и крупнейшие фирмы не остаются в стороне. Многие малые и средние фирмы связаны с ними контрактными соглашениями или даже являются их частью, специально отпочкованной для ведения научного поиска и принятия на себя риска. В системе разделения труда крупные и крупнейшие фирмы берут на себя функцию тиражирования, распространения нововведений, полученных на небольших научно-технических фирмах-новаторах.

Министерство торговли США провело обследование 10 526 предприятий    обрабатывающей промышленности на предмет выявления степени использования ими современной техники и технологии. Оказалось, что 70% опрошенных пред­приятий применяют по меньшей мере один из 17 отобранных
видов современной техники или технологии, 23% – 5 и более. При этом крупные предприятия применяют современную технику в большей мере, чем мелкие. Так, 79% крупных предприятий используют 5 и более видов современной техники и технологии, тогда как среди мелких структур таких насчиты­вается лишь 13%. Но доля новейшей продукции, выпускаемой па мелких предприятиях, выше, чем на крупных.

Прогнозы марксистов конца XIX– начала XXв. о неизбежном вытеснении мелкого и среднего бизнеса крупнейшими монополиями не оправдались. Сегодня во всех странах со зрелой рыночной экономикой именно мелкий и средний бизнес является основой предприниматель­ства и несет на себе важнейшую компоненту НТП.

Третий элемент экономического механизма НТП – государство, ибо прежде всего оно берет на себя функции по стимулированию НТП, ассигнуя   на НИОКР значительные средства (около третьей части всего бюджета НИОКР в США и Франции, 37% – в Великобритании, 33% – в Германии и 19% – в Японии), проводя соответствующее регулирование и добиваясь повышения конкурентоспособности отечественной продукции и упрочения позиций своей страны в международ­ном научно-техническом сотрудничестве.

В настоящее время можно говорить и о крупномасштабной научно-технической политике, проводимой правительствами ведущих капиталисти-ческих стран. В Японии это выбор при­оритетов, программ достижения научно-технического ли­дерства в конкретных областях; в Западной Европе – целенаправленная поддержка нововведений и наукоемких производств в промышленности, в США – научно-техническая политика правительства, направленная на разработку крупных и эффективных мер по стимулированию отдельных сторон НТП. Речь идет прежде всего о налоговом стимулировании НИОКР, льготах на их проведение промышленными фирмами (практически в бюджет НИОКР добавляется 1-3 млрд.долл. в год) и т.д. Приняты важные законодательные акты о переходе страны на энергосберегающее оборудование, об использовании технологических нововведений, о кооперации фирм в сфере НИОКР и др.

Важную роль играет государство в поддержке и стимулиро­вании деятельности малого бизнеса. Это осуществляется путем передачи прав на использование изобретений, созданных на государственные субсидии, выдачи лицензий на принадлежа­щие государственным ведомствам изобретения, размещения заказов. В последнее время в создании фирм-новаторов актив­но участвуют местные органы власти (в частности, они органи­зуют при университетах отделения по развитию научно-техни­ческих фирм).

Четвертым элементом экономического механизма НТП яв­ляется политический механизм: это гласность, широкое обсуж­дение в прессе актуальных вопросов развития науки и техники. По проблемам НТП, менеджмента, государственного регулиро­вания, развития науки и техники, научной политики в органах массовой печати постоянно бурлят дискуссии, споры, видные ученые ведут свои «колонки» в газетах и журналах, стараясь давать самостоятельные и обоснованные оценки тех или иных экономических и научно-технических процессов. Не менее важную роль играют известные комментаторы телевидения.

Разного рода официальные структуры ведут постоянную ра­боту в области проблем федеральной научной политики, приня­тия конкретных мер по стимулированию НТП. В США это ко­миссии и подкомиссии Сената и Палаты представителей. При­влекает внимание деятельность советника президента по науке, ННФ, Управления по оценке техники и технологии Конгресса. В других странах в системе политического механизма НТП за­действованы научные советы министерств и ведомств, министер­ства науки и техники, система вневедомственной экспертизы.

В Конгрессе США в определении стратегических направ­лений НТП активно участвуют 9 комиссий Сената и Палаты представителей. В комиссиях законодатели совместно с экс­пертами рассматривают все аспекты актуальных научно-тех­нических проблем, устанавливают приоритеты в научно-техни­ческом развитии своей страны. Например, Комиссия по науке, инженерии и общественной политике разработала свод ориен­тиров и критериев, которыми руководствуются все органы федерального правительства при принятии решений о финан­сировании тех или иных программ.

Согласно закону, принятому в 1988 г., все министерства (и в первую очередь те, которые осуществляют крупные затраты на НИОКР) обязаны определять стратегические цели в новей­ших технологиях, разработка которых заслуживает особого вни­мания. В 1993 г. Национальный совет по науке и технологии США, возглавляемый президентом страны, разработал нацио­нальную научно-технологическую стратегию.

В качестве национальных целей НИОКР, которым с 1996 г. обязаны соответствовать все научно-исследовательские проекты и программы, разрабатываемые или финансируемые раз­личными министерствами и ведомствами, названы следующие:

–          здоровое и образованное общество;

–          экономический рост и создание новых рабочих мест;

–          мировое лидерство в науке и технике;

–          улучшение качества окружающей среды;

–          использование информационных технологий;

–          укрепление национальной безопасности.

Глубокие сдвиги в научно-технической политике США, про­исшедшие в последние годы, вызваны рядом факторов, и прежде всего падением конкурентоспособности некоторых американских товаров, необходимостью повысить эффективность госу­дарственных затрат на НИОКР, растущей зависимостью военной технологии от состояния гражданских отраслей, особенно в области электроники. Все это потребовало изменений в бюджет­ной политике. Если ранее она была направлена на финансиро­вание программ НИОКР по ведомственному признаку, то теперь на передний план выдвинулись новые ориентиры: ускоренная разработка нововведений и коммерциализация высоких техноло­гий, способных повысить конкурентоспособность американских товаров, обеспечить динамичность экономики и удовлетворение социальных потребностей.
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СВЯЗИ НАУКИ И БИЗНЕСА

Сегодня научно-технический прогресс в развитых странах организа-ционно и институционально базируется на трех «ки­тах», или секторах хозяйст-ва, где рождаются, созревают и находят свое воплощение и первое практичес-кое применение с последующим распространением все нововведения. Это:

–          лаборатории, НИИ и КБ, опытные производства в  промышленности;

–          университеты;

–          государственные ведомства, институты и лаборатории.

Такова традиционная инфраструктура НТП. Все ее части тесно связаны между собой и взаимодействуют как бы по закону сообщающихся сосудов, образуя единую систему, каждый компонент которой имеет специальный круг ответственности и деятельности. Так, государственный сектор определяет общие контуры стратегии экономического и научно-технического развития, в целом инициирует и стимулирует нововведенческий процесс в стране, проводит исследования и разработки, имею­щие общенациональное значение. Университеты помимо подго­товки квалифицированных кадров выступают как постоянный генератор новых научных идей, прежде всего теоретического характера. Промышленность (или сектор бизнеса) берет на себя основную часть прикладных исследований, разработку промыш­ленных новшеств, доводку в производстве и распространение идей и новшеств, созданных в других секторах, снятие с произ­водства изделий, не отвечающих общественным потребностям.

В США на долю промышленности приходится примерно 67% исполнения бюджета НИОКР, на государство – 20, на вузы – 13%. В частности, промыш-ленность берет на себя почти все разработки (85%) и большую часть прикладных исследований(67%), а университеты – фундаментальные исследования (60%).

На государственный сектор приходится 11 % затрат на фундамен­тальные, 12% – на прикладные исследования и 11% – на раз­работки. В конечном счете все три сектора работают на бизнес, на предпринимательство, поставляя ему новые технические идеи и кадры, создавая конвейер нововведенческого процессса. Уни­верситеты и государство не оторваны от промышленности, а тесно с ней связаны, продавая промышленным фирмам свои научные разработки, давая заявки на технические и иные идеи.

В свою очередь, промышленные фирмы предлагают разнообраз­ные формы взаимовыгодного сотрудничества университетам и правительственным ведомствам.

Важной формой взаимоувязки трех секторов научно-техни­ческой инфраструктуры являются разнообразные контрактные (договорные) отношениямежду заказчиками и подрядчиками, увязывающие в один узел исполнителей исследований, кон­структорских разработок и производственных программ. В кон­трактах четко предусматриваются сроки завершения работ, разделение труда между исполнителями, характер и размер вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции за их нарушение.

Помимо рассмотренных секторов, образующих как бы пер­вый фронт инфраструктуры научно-технического прогресса, в странах Запада в последние десятилетия появился и второй фронт, дополняющий и усиливающий первый. Речь идет о весьма разнообразных новых коммерческих формах связи науки с производством, носящих, как правило, неформальный харак­тер. Они не входят в сферу бюрократического управления ведомств и корпораций, отпочковываются от нее, становятся по отношению к ней внешними, автономными организациями, хотя часто и функционируют на ее денежные средства.

Создание внешнего, независимого сектора инфраструктуры НТП существенно ускорило процесс внедрения его результатов в производство, обогатило бизнес, придав ему дополнительную мощь и новый облик. Этот сектор «втянул в себя» значительную часть не задействованных государственными ведомствами и корпорациями научно-технических ресурсов, превратив их в активно действующие, привнес рыночные катализаторы и в науку, побудив ее к более энергичной, целенаправленной и более ориентированной работе в прикладном плане. Именно благодаря внешнему, независимому сектору инфраструктуры НТП во всех ведущих капиталисти-ческих странах после Второй мировой войны был создан полноценный рынок научно-тех­нической продукции, а ученый превратился не только в нако­пителя, но и в продавца научных знаний.

Среди новых неформальных форм связи науки и бизнеса отметим наиболее важные.

Научно-производственные комплексы (НПК)
– типичная форма коммерциализации НТП в целом и науки в частности – временные организа-ционно-хозяйственные группы, или коллективы, осуществляющие конкретные исследовательские проекты на коммерческой основе. Например, в США публикуется об­ширный список тем для исследований и разработок. Обычно это делают Национальный научный фонд, министерства обо­роны и энергетики, НАСА, национальные институты здраво­охранения и др. Они предоставляют исследователям и разра­ботчикам безвозмездные субсидии. Выдержав конкурс заявок и получив грант, исследователь (или его менеджер) создает группу специалистов, которые начинают работу по заявленной программе.

НПК, будучи весьма гибкими организационными образова­ниями, включают, как правило, исследовательский центр или конструкторское бюро, экспериментальную базу, базу матери­ально-технического снабжения, завод-изготовитель нового из­делия и независимую экспертную службу, объективно оцени­вающую ход работы. Все компоненты такого комплекса работают по одной программе, они экономически заинтересованы во взаимном сотрудни-честве и в то же время не связаны жесткой административной субординацией.

Финансирование и материально-техническое обеспечение НПК носят строго программно-целевой характер: средства пре­доставляются в распоряжение руководителя проекта, который распределяет их между подразделениями, участвующими в вы­полнении поставленных целей. По завершении проекта техниче­ская документация продается промышленной фирме, которая после экспериментирования начинает выпуск новой продукции на своих предприятиях. Все участники комплекса получают свою долю от окончательного коммерческого эффекта.

Инновационные (нововведенческие) подразделения
при различных учреждениях, вузах, отраслевых институтах и лаборато­риях фирм – еще одна важная организационная форма освое­ния НИОКР, получившая большое распространение в послед­ние годы. Подразделения создаются в целях доводки новшеств до реализации, установления контактов с потенциальным потребителем. Они функционируют на коммерческой основе, т.е. взимают плату за оказываемые ими услуги и сами оплачи­вают услуги других фирм. Часто их называют «инкубаторами».

Рисковый бизнес (процесс создания научно-технических фирм-новато-ров) также становится все более распространен­ной формой производственной реализации НИОКР. Фир­мы-новаторы, всегда самостоятельные, могут быть как прин­ципиально новым образованием, так и отпочковавшимся от других фирм. Творчески раскрепощенный, коммерчески ори­ентированный и производст-венно строго специализированный характер деятельности фирм-новаторов способствует тому, что количество создаваемых в них нововведений на единицу затрат во много раз выше, чем в крупных корпорациях. Конечно, и число банкротств велико.

Для создания автономной рисковой фирмы необходимы три условия: наличие идеи нововведения; наличие предприни­мателя, готового воплотить идею в реальный продукт и органи­зовать «дело»; наличие капитала для функционирования «дела».

В США за последние 20 лет число рисковых фирм увеличилось более чем в 10 раз, а объем годового финансирования – намного больше. Стоимость наличного рискового капитала составляет примерно 60 млрд. долл. В Западной Европе рынок рискового капитала получил развитие лишь в Англии и Гол­ландии, где фирмы-новаторы играют сегодня важную роль в кардинальном обновлении номенклатуры и повышении качества продукции в наукоемком секторе промышленности.

Успех рискового предпринимательства основан на проведе­нии самостоятельных интенсивных прикладных исследований, на открытиях и разработках принципиальных новшеств, удов­летворяющих потребности производства и населения. Часто такие фирмы создают ученые. Рисковые фирмы в своей деятель­ности должны не столько учитывать, сколько предвосхищать реальные потребности в еще не существующих изделиях. При этом до 90% нововведений заранее обрекается на неудачу (прежде всего из-за неспособности выявить действительную потребность в новом продукте и рыночные возможности его реализации). Однако оставшиеся 10% не только полностью оку­пают производственные затраты, но и дают немалую прибыль.

Удачные в коммерческом отношении рисковые фирмы США («Эппл», «Компьютерлэнд» в области персональных ЭВМ, «Биоген» и «Дженентек» в генной инженерии и др.) смогли в первые же 3–4 года своего существования увеличить объем производства и прибылей в десятки и даже сотни раз.

Удачливых предпринимателей рискового бизнеса обычно отличает умелое руководство нововведенческим процессом, особенно на стадии внедрения, а также узкая продуктовая специализация. Как правило, новая рисковая фирма начинает свою деятельность с опытно-конструкторских или даже пусконаладочных работ. Успешная деятельность таких фирм невоз­можна без создания климата взаимной заинтересованности, доверия разработчиков друг к другу. Все работники, и прежде всего руководитель, должны обладать высоким профессиона­лизмом, работоспособностью, коммуникабельностью, повы­шенной целеустремленностью. Оплата их труда зависит от финансовых результатов деятельности фирмы. Ее специалисты активно участвуют в принятии решений по наиболее важным вопросам.

Помимо мелких автономных рисковых фирм большое рас­пространение получают так называемые внутренние венчуры, создаваемые крупными корпорациями. Речь идет об автономной группе специалистов (или бригаде), осуществляющей нововведенческий проект внутри своей фирмы. В такую группу помимо автора проекта (как правило, это руководитель группы) входят специалисты исследовательского, производственного и других функциональ-ных отделов корпорации. Группе предоставляются юридическая и финансовая (в пределах установленных лимитов) самостоятельность, право подбора кадров.

Участники проекта стимулируются отдельно по результатам как технической, так и коммерческой реализации нововведе­ния. В случае успеха внутреннего венчура группа преобразуется в новое, тоже самостоятельное производственное подразделе­ние корпорации. Именно таким образом фирма “IBM” в на­чале 80-х годов создала свое производственное отделение по выпуску персональных ЭВМ, которое всего через год стало крупнейшим в мире их производителем.

В настоящее время не менее 25% крупных корпораций США применяют систему внутренних венчуров. При этом они с немалой выгодой для себя используют тот факт, что во многих случаях главным мотивом создания нововведения является стремление изобретателей, людей с богатыми творче­скими идеями самостоятельно реализовывать до конца свой исследовательский замысел (т. е. материальные соображения у них часто играют второстепенную роль). Некоторые специа­листы (их доля достаточно велика) проявляют подчас чудеса творческой энергии, выдумки и изобретательности по части внедрения своего проекта, но затем, когда он превращается в отлаженное дело, приносящее стабильную прибыль, остывают к нему. Поощряя подобные настроения, руководство ряда крупных фирм выработало типовую формулу стимулирования организаторов внутренних венчуров: если выручка от уже осво­енного прежнего проекта составила, допустим, 1 млн.долл., то его руководителю в порядке поощрения выдается 10%, т.е. 100 тыс., из них 10 тыс. – наличными, остальные 90 тыс. – в виде безвозмездной субсидии в новый проект. При помощи такой тактики администрация корпорации стремится оставить у себя наиболее талантливых и творчески мыслящих специа­листов, доказавших свою самостоятельность техническими и коммерческими результатами их нововведений.

Используя внутренние проекты, крупные корпорации об­новляют номенклатуру выпускаемой продукции, проводят регенерацию своего научно-технического потенциала. Многие внедренческие бригады и фирмы, создаваемые внутри них, служат своеобразным «детским садом» или «инкубатором» по «выращиванию» не только новых идей, продуктов и техноло­гий, но и опытных специалистов.
    продолжение
–PAGE_BREAK–