Современные тенденции развития предпринимательства в России и Иркутской области

–PAGE_BREAK–

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Общее состояние делового климата в России

Анализ состояния делового климата в России представлен на основе официальных данных Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (РСПП), который проводил опросы предпринимателей по всей России. Данные опубликованы на официальном сайте РСПП и являются официальным источником статистических данных, характеризующих тенденции развития бизнес среды в России.

Как видно из рис. 2.1., отражающего оценки предпринимателями основных параметров делового климата, большинство из них находятся в зоне неодобрения, за исключением основного вектора развития политической ситуации в стране и отношений, сложившихся внутри самого бизнес-сообщества, между предпринимателями.

Рис.2.1. Значения основных показателей делового климата

Рис.2.1. показывает, что наиболее выраженный признак неблагополучия российской деловой среды – ее неприспособленность для численного роста бизнес-сообщества, появления новых единиц предпринимательской деятельности. Только один из каждых пяти респондентов считает, что среда благоприятствует организации и ведению молодого бизнеса, по оценкам же большинства (63%) она не выполняет своей стимулирующей функции и является скорее препятствием для формирования новых бизнес-единиц. Причем сложность создания предприятия с «чистого листа» даже уступает фактору конкуренции – противодействию, которое бизнес-среда оказывает появлению на рынке своего региона уже сложившихся компаний из других регионов.

Основные «проблемные зоны» делового климата в России связаны сегодня с противоречивым характером коммуникаций между бизнесом и внешней средой – обществом, властью.

Самым уязвимым звеном бизнеса является малый и средний бизнес. В современных рыночных условиях России, которые отличаются нестабильностью, жесткими условиями выхода на тот или иной сегмент рынка малый бизнес не может полноценно развиваться, выходить на международные рынки, и использовать весь свой потенциал на 100%.

При этом самому бизнесу от власти нужны сегодня не опека и преференции, а четкие и строго соблюдаемые «правила игры», которые позволяли бы ему работать эффективно и на законных основаниях (64%). На втором месте – создание инфраструктуры для бизнеса, далее поддержка приоритетных предприятий и секторов, регулирование доступа на российские рынки иностранных производителей (8-26%).

Одной из наиболее благополучно развивающихся компонент делового климата являются взаимоотношения внутри самого бизнес-сообщества. Здесь уже сформированы и успешно функционируют «внутрицеховой» общий язык, правила и нормы взаимодействия. И яркое тому подтверждение – уверенность подавляющего большинства предпринимателей (82%) в добросовестности своих партнеров по бизнесу.

В пользу высокого уровня развития коммуникаций внутри бизнес-сообщества говорит и оценка отношений между предпринимателями по критерию их партнерства и цивилизованности – соотношение позитивных и негативных суждений здесь составляет 50% к 13%.

Исходным для анализа состояния делового климата стал вопрос о том, насколько оптимистично представители предпринимательского сообщества оценивают развитие собственного бизнеса.

Этот вопрос аккумулирует в себе самые разные аспекты самооценки настроения предпринимателей – в зависимости от того, какие стороны развития бизнеса в настоящее время актуальны для предпринимателей (обретение устойчивой динамики, показатели доходности, освоение новых рынков и т.д.).

Результаты опроса, приведенные на рис 2.2. и в табл. 2.3. свидетельствуют в целом о высоком уровне оптимизма российских предпринимателей.

Рис. 2.2. Средняя оценка собственного бизнеса (по всем типам предприятий)

Таблица 2.1 Средние баллы оценки собственного бизнеса

Статус предприятия

Малые предприятия

Средние предприятия

Крупные предприятия

Средний балл

2,86

4,63

4,93

Как видно из рис.2.1. большинство (54%) дали положительные оценки успешности развития своего бизнеса (на уровне 5-7 баллов). Как неуспешный свой бизнес охарактеризовали только 15% опрошенных. Средний балл по 7-балльной шкале оценок составил по данному показателю 4,65, что заметно выше срединного значения (4 балла).

Оценки предпринимателями успешности собственного бизнеса различаются в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий и от их статуса (величины).

Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.3. Наиболее оптимистично настроены владельцы и топ-менеджеры крупных предприятий, средний балл их оценок составляет 4,93.

Напротив, уровень оптимизма представителей малого бизнеса ниже – 2,86. Высокий уровень оптимизма в отношении развития собственного бизнеса, который демонстрируют российские предприниматели, не означает беспроблемности их деятельности.

Более того, в значительной мере этот оптимизм складывается не благодаря, а вопреки тем обстоятельствам, которые формируют основные условия и факторы предпринимательской активности.

По оценкам большинства предпринимателей, деловая среда, с которой они непосредственно взаимодействуют (в их регионе), не выполняет своей стимулирующей функции и является скорее препятствием для формирования новых бизнес-единиц.

В частности, 63% опрошенных на вопрос о том, легко или сложно в их регионе начать бизнес с нуля, дали негативные оценки (ниже 4 баллов по 7-балльной шкале), в том числе 21% выбрали однозначный ответ «очень сложно». На противоположном полюсе – 13% оптимистичных оценок. Обратим внимание, что даже близкие к срединным значениям ответы явно смещены к негативному полюсу (21% отметили 3 балла и только 8% указали на 5 баллов). Об этом свидетельствуют данные, приведенные на рис.2.3

Рис 2.3. Средняя оценка бизнеса деловой среды своего региона
Результаты опросов, представленные на рис 2.3 отражают фактическую ситуацию, сложившуюся сегодня в России. Предприниматели, принимавшие участие в опросах, не брали во внимание то, что сегодня государство делает для бизнеса.

Можно предположить, что такая ситуация возникла из – за того, что государственная поддержка бизнеса практически не ощущается.

Ведь данные, приведенные на рис 2.3 свидетельствуют о крайне низко степени благоприятности бизнес – среды в стране.

Несмотря на важность аспектов делового климата, складывающихся внутри делового сообщества и в отношениях бизнеса и общества, следует учитывать, что они во многом являются следствием и отражением той политики, которая реализуется в отношении экономики и бизнеса государством.

На рис. 1.4. приведены результаты опроса предпринимателей, в отношении государственной политики.

Рис 2.4. Средняя оценка государственной политики в сфере поддержки бизнеса
Как показывают приведенные данные на рис 2.4. меры государственной поддержки не работают достаточно эффективно. Следует отметить, что близость интегральных оценок (средних баллов) тех или иных сторон государственной политики к срединному значению (4 балла) формируется за счет достаточно широкого разброса мнений предпринимателей – от крайне негативных до сугубо позитивных. Другими словами, за общей «средней» оценкой государственной экономической политики скрывается отсутствие у предпринимателей единого, консолидированного мнения о ней, неоднородность суждений.

Наконец, самая неоднозначная составляющая деловой среды – размер рынка, величина потребительского спроса. Несмотря на многие признаки улучшения социально-экономической ситуации, в том числе рост доходов населения, тем не менее, ограниченные потребительские возможности вызывают серьезное беспокойство бизнес-сообщества – как фактор, ведущий к диспропорциям региональных рынков и, сдерживающий предпринимательскую активность. В ходе опроса было протестировано и состояние инфраструктуры, необходимой для ведения бизнеса. В целом можно отметить благополучное состояние большинства ее составляющих – из 14 тестируемых позиций 10 получили оценки выше среднего уровня (более 4 баллов по 7-балльной шкале).

Анализ полученных данных свидетельствует, что лучше всего дела обстоят с телекоммуникациями (их состояние получило среднюю оценку в 4,99 балла из 7 возможных), а также железными дорогами, банковской системой и страхованием (4,73-4,79 балла).
Таблица 2.2 Средняя оценка представителей бизнеса к состоянию бизнес среды в регионе

Приведенные данные в таблице 2.2 говорят о том, что лучше других работу власти по совершенствованию инфраструктуры для бизнеса оценивают представители крупного бизнеса, предприятий и организаций в сфере транспорта и связи. Напротив, наиболее критично настроены представители малого бизнеса, предприятий сферы обслуживания, услуг и торговли, где интегральный показатель принимает самые низкие значения (3,57 и 3,64 балла, соответственно).

Из приведенных данных видно, что оптимистическое отношение к основным проблемам развития бизнеса только у крупных компаний. Средние и малые предприниматели очень болезненно относятся к проблемам делового климата в России, развития бизнеса, экономики и каким либо другим факторам, непосредственно влияющим на их деятельность. Слабый сектор среднего и малого бизнеса свидетельствует лишь о неразвитости экономики страны. Однако потенциал у малого бизнеса в России очень велик. Причиной тому и то, что государство все — таки положило начало развитию, а не поддержке этого сектора; и увеличение численности человек, которые хотели бы открыть свой бизнес. Развитие малого предпринимательства положительно сказывается на развитие различных сфер экономики страны, но без государственной поддержки, малый бизнес может прийти в упадок. Проблемы малого бизнеса сегодня обсуждаются на всех уровнях власти. Государство, совместно с муниципальными властями разрабатывает множество целевых программ, и проектов, направленных на развитие сектора малого и среднего бизнеса. На протяжении последних 10-15 лет на разных уровнях очень много говорится о важности малого и среднего бизнеса для развития экономики России. К сожалению, реальных шагов, направленных на существенную поддержку недостаточно. На сегодня на предприятиях малого и среднего бизнеса в РФ задействовано около 17 млн. человек, при этом его доля в общенациональной экономике не превышает 10%. В 2004 году вопросы развития малого предпринимательства были переданы Минэкономразвития России. Динамика основных показателей развития малого предпринимательства к 2007 году в России сложилась следующим образом: 1) ежегодный прирост общей численности малых предприятий – на 5%, сейчас в России действует 1 млн. 30 тыс. малых компаний (ежегодный прирост – около 50 тысяч предприятий);

2) ежегодно увеличивается число занятых в малом бизнесе. Сейчас 9,5 млн. человек трудятся на данных предприятиях, что на 600 тысяч рабочих мест больше, чем в прошлом году. При этом темпы роста выше роста занятости в целом по экономике в 8 раз. Увеличивается постоянная занятость. (По сравнению с 2002 годом на 30% сократилось количество временных рабочих).

3) ежегодный рост инвестиций в основной капитал – не менее 30%, текущий год опережает предыдущий по темпам инвестирования на 40%. Это в 3 раза выше темпов роста инвестиций в основной капитал по Российской Федерации.

4) вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт по сравнению с европейскими странами и США низок — не более 15%. Но после 1 января 2008 года – даты вступления в силу нового Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», можно будет правильно оценить место данного сектора в экономической жизни страны (в России учитываются компании с числом занятых до 100 человек, в ЕС и США – до 250 человек).

5) отраслевая структура сектора малых и средних компаний не может удовлетворять.

Торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями в сфере малого бизнеса: на них приходится более 72 % оборота всех малых предприятий. Промышленность и строительство – на втором месте (13,6 % и 7 %). На другие отрасли приходится менее 10 процентов. Предельно низкое количество малых предприятий в ЖКХ (1,4%), образовании (0,3%), здравоохранении (1,1%). Основными целями деятельности Правительства Российской Федерации до 2020 года в рассматриваемой сфере должны стать:

·                     рост числа предприятий, занятых в сфере услуг – до 30% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом);

·                     увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, в 5 раз (с 2% в 2006 году до 10% к 2020 году);

·                     увеличение числа малых предприятий, занятых в здравоохранении и сфере социальных услуг, в 5 раз (с 1% в 2006 году до 5% к 2020 г.).
2.2 Анализ тенденций развития предпринимательства в Иркутской области
В январе-июне 2008 года в Иркутской области сохранялась положительная динамика темпов экономического роста и социального развития, наметившаяся с начала года. Темпы роста основных экономических и социальных показателей по отношению к соответствующему периоду прошлого года составили:

·                     объем промышленного производства – 100,7%;

·                     объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» — 157,5%;

·                     агропромышленное производство – 103,2%;

·                     оборот розничной торговли – 111,0%;

·                     реальные денежные доходы населения – 107,3%.

Однако если сравнивать Иркутскую область с соседкой – Новосибирской, то у соседей дело обстоит намного лучше. На 1 июля 2007 года на территории Новосибирской области действовало 26914 малых предприятий. В этой сфере занято 150 тыс. работников. Суммарный оборот малых предприятий за первые 6 месяцев 2008 г. составил 105,38 млрд. руб. За тот же период объем инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства составил 4,37 млрд. руб. Новосибирская областьявляется лидером в Сибирском федеральном округе по количеству действующих малых и средних предприятий, по численности их работников и обороту. В масштабах Российской Федерации по количеству действующих малых предприятий Новосибирская область занимает 8 место, по обороту организаций — 12 место.

Рост объемов выпуска продукции малыми предприятиями в 2008 году относительно уровня 2007 года в 1,3 раза, а также увеличение численности занятых малых предприятий на 7,7% стали результатами согласованных действий областных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления по созданию условий и стимулированию развития малого бизнеса.

В 2008 году на территории Иркутской области действовало 10440 малых предприятий. В расчете на 1000 человек населения области приходится 4,1 малых предприятий против 3,6 в 2007 году. По сравнению с 2007 годом наблюдается рост малых предприятий и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица на 13,8 и 16% соответственно.

На малых предприятиях работало на постоянной основе 78,6 тыс. человек. В области зарегистрировано 51,4 тыс. предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Общее количество занятых в малом предпринимательстве составило 130 тыс. человек или 17,2% от общего количества занятых в экономике области.

В 2008 году объем выпуска собственной продукции, работ, услуг малого предпринимательства достиг суммы 31 млрд. рублей (темп роста составил 136%). Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.1

Изначально сложившаяся отраслевая структура практически не меняется на протяжении многих лет, как в других регионах Сибирского федерального округа, так и в Иркутской области.
Таблица 2.1Основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего бизнеса в Иркутской области

Показатели

2006 г.

2007 г.

Количество малых предприятий, ед.

9175

10440

Количество работающих на малых предприятиях, чел.

81789

78562

Количество предпринимателей без образования юридического лица, чел.

44380

51452

Всего занято в малом бизнесе, чел.

126169

130014

Доля занятых в МП в общем количестве занятых в экономике области, %

16,5

17,2

Объем выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, тыс. руб.

22790317,0

31000000,0

Доля малого предпринимательства в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг, %

9,01

10,6

Среднемесячная заработная плата, руб.

4011

5480

Темп роста заработной платы, %

113

137

Наибольшую долю составляют предприятия торговли и общественного питания, что объясняется относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом.

Малое предпринимательство Иркутской области сформировалось как самостоятельный сектор экономики. По многим показателям (количество малых предприятий, товарооборот, объем выпущенной продукции, товаров, услуг) наблюдался рост. Малый бизнес активно развивается в тех сферах деятельности, где крупный бизнес медленно реагирует на меняющийся спрос населения. Доказательством тому служит развитие малых предприятий по производству пластиковых изделий, мебели, пищевых продуктов, в сфере услуг. Но малые предприятия крайне неравномерно размещены по территории Иркутской области, основная часть (98%) функционируют в городах Иркутск, Ангарск, Братск, Усть-Илимск, Усолье-Сибирское. Малые предприятия обеспечивают десятую часть рабочих мест и 11,2% оборота всех организаций. По этим показателям Иркутская область среди регионов Сибирского федерального округа находится в «золотой середине» — 5-6 место. Структурные изменения в предпринимательской среде. Увеличение доли малого предпринимательства в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг.

1.                 Упрощение территориального и ценового доступа действующих или потенциальных предпринимателей к консалтинговым и/или образовательным услугам.

2.                 Усиление роли общественных и профессиональных организаций и объединений предпринимателей.

3.                 Изменение отношения населения к предпринимательской деятельности.

Если в Иркутской области большую часть малых и средних предприятий занимают предприятия торговли, то в Новосибирской – предприятия научно исследовательского сектора. Характерной особенностью структуры малого и среднего бизнеса Новосибирской области является преобладание компаний, научно-технического, инновационного сектора в структуре экспортно-ориентированной экономики. По отдельным направлениям экспорта инновационные компании Новосибирской области занимают лидирующее положение в России. Например, они обеспечивают 60 % российского экспорта средств диагностики заболеваний (тест-систем), 70% экспорта искусственных кристаллов (в том числе — ювелирных), 10% экспорта лазерных систем и аксессуаров, 90% экспорта программных средств обеспечения виртуализации хостинга, 80% экспорта оптоэлектронных устройств для приборов ночного видения и т.д. Устойчиво развивающиеся инновационные компании Новосибирской области демонстрируют неплохие темпы роста производства — в среднем 20-25% в ИТ-секторе и 12-15% в других технологических кластерах.

В Иркутской области несколько другая направленность поддержки развития инфраструктуры малого бизнеса. Инструментом реализации поставленных задач является Программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010 годы», в которой сформулирован комплекс логически связанных основных направлений поддержки малого предпринимательства и принципиальные способы действий, посредством которых предполагается достигнуть желаемых результатов, она является седьмой по счету программой с 1993 г. Предыдущие программы были направлены на становление инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, информационное обеспечение и обучение предпринимательства.

В регионе в целом была создана сеть территориальных агентств поддержки малого бизнеса в 17 основных муниципалитетах и блок опорной инфраструктуры поддержки в областном центре, в который вошли Фонд микрокредитования, Иркутское Агентство развития бизнеса, учебные центры «Байкал-линк» и Ангарская школа предпринимателей, Бухгалтерская служба и Центр защиты прав предпринимателей. Учитывая высокий ресурсно-сырьевой рейтинг и научно-производственный потенциал региона в целях развития инновационных малых предприятий в соответствии с программой Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области 2003 – 2005 гг.» создан Иркутский инновационный бизнес- инкубатор. Бизнес – инкубатор представляет собой нежилое здание общей площадью 1840мІ с офисными помещениями, оснащенными телефонной сетью и выходом в глобальные компьютерные сети, в том числе в Интернет. Произведено оборудование мебелью и оргтехникой 48 комнат полезной площадью 800мІ для размещения инкубируемых предприятий. Постановлением администрации области от 11.05.2006 г. N 70-па утверждено Положение об Иркутском инновационном бизнес – инкубаторе, проведен конкурс на размещение в бизнес – инкубаторе и в настоящий момент 21 СМП, осуществляющих инновационную деятельность, на условиях льготной аренды получили в инкубаторе офисные помещения, оснащенные оргтехникой и мебелью.

В 2006 году завершено строительство бизнес-инкубатора в наукограде Кольцово, который рассчитан на стартующий малый бизнес в инновационной сфере и предполагает создание более 200 рабочих мест. Из областного бюджета на создание бизнес-инкубатора выделено 33,8 млн. рублей.

Существенное влияние на развитие малого предпринимательства в сельских районах области оказала реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в части поддержки развития личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств. По направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования» выдано 6582 кредита на общую сумму 830 млн. рублей. Создано 83 потребительских кооператива.

Основными барьерами выхода малого и среднего бизнеса на внешние рынки являются:

·                     низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции;

·                     высокие затраты предприятия для выхода на внешний рынок;

·                     отсутствие информации о зарубежных рынках и уровне спроса на ту или иную продукцию;

·                     высокие затраты предприятий для внедрения современных управленческих технологий, в частности систем менеджмента качества ISO;

·                     отсутствие информации о требованиях к сертификации и качеству продукции для продажи её на зарубежных рынках;

·                     низкая доступность инвестиционных ресурсов, отсутствие информации об источниках и возможностях привлечения иностранных инвестиций;

·                     ограниченные возможности для коммерциализации инновационных технологий и разработок;

·                     слабая правовая подготовка в области внешнеэкономической деятельности;

·                     отсутствие информации о проектах и программах содействия экспорту

·                     отсутствие возможности для продвижения своей продукции на зарубежных выставках-ярмарках.

·                     отсутствие доступа к источникам информации о благонадёжности иностранных партнёров;

Все вышеназванные причины, наряду с курсовыми валютными разницами и не очень благоприятной налоговой и тарифной экспортной политикой, значительно повышают риски предпринимательской деятельности и отталкивают потенциальных экспортеров от работы на внешних рынках.

Администрация Иркутской области уверена, что в результате целенаправленной совместной работы с инфраструктурой поддержки малого предпринимательства, торгово-промышленной палатой Восточной Сибири по реализации вышеназванных мероприятий по поддержке экспорта в секторе малого бизнеса доля инновационной продукции в экспорте области может ощутимо возрасти. Для наиболее объективной оценки состояния экспортного потенциала среднего и малого бизнеса в нашем регионе, необходимо знать, как обстоит дело в других регионах.

В Новосибирской области для обеспечения конкурентоспособности инновационные компании получают те же условия взаимодействия с внешним миром, что имеют компании в технологически развитых странах. Сегодня практически любая научно-техническая инновация реализуется по принципу «конструктора» — имея новую идею, разработчик собирает новый продукт из «кубиков» — комплектующих, собираемых с глобального мирового технологического рынка. Но в условиях России, получение комплектующих из-за рубежа выливается в проблему длительностью, как минимум, три месяца.

Особые проблемы возникают у компаний биотехнологической специализации. Для оформления вывоза и ввоза биотехнологической продукции необходимо получать санкции (заключения) от Росздрава, что значительно удлиняет сроки таможенного оформления, требует дополнительных расходов на командировки и вынуждает компании прибегать к «серым» схемам экспортно-импортной деятельности. Также проблемой является транспортировка биотехнологической продукции. Российские транспортные компании не способны обеспечить технологические стандарты перевозки таких грузов (соблюдение температурных условий и скорости доставки).

Для компаний приборостроительного профиля характерна проблема значительных затрат, возникающих при сертификации их продукции за рубежом и создании собственных зарубежных сервисных центров.

Общей проблемой является несовершенство российского валютного законодательства. В целом Новосибирская область опережает Иркутскую по всем основным показателям развития малого бизнеса. Она имеет ряд преимуществ за счет грамотной региональной политики, направленной на развитие малого и среднего инновационного бизнеса. По этой причине и экспортный потенциал Новосибирской области значительно превышает потенциал Иркутской области.

    продолжение
–PAGE_BREAK–ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
Проанализировав систему поддержки малого и среднего предпринимательства можно сделать ряд выводов:

1. В России малый бизнес не развит. Наша страна находится на последнем месте в сравнении с некоторыми странами ЕС и США по всем основным показателям.

2. Бизнес – сообщество чувствует себя сегодня в России не комфортно. Причиной тому недостаточно благоприятная деловая среда в стране.

3. Меры государственной поддержки недостаточны. Хотя на всех уровнях власти стараются исправить ситуацию, однако многие регионы не могут грамотно распорядиться выделенными финансовыми средствами, или их крайне мало, для решения той или иной проблемы.

4. В целом в России наблюдаются положительные тенденции, однако в других более развитых странах темпы роста развития данного сегмента протекают быстрее. В России тормозит этот процесс неразвитость инфраструктуры поддержки развития малого и среднего бизнеса.

Итак, основная проблема неразвитости малого и среднего бизнеса в городе и области – неразвитость инфраструктуры поддержки СМП. В частности – отсутствие объектов складской недвижимости, которые соответствуют современным требованиям по хранению, и их доступность для малых и средних предпринимателей.

Проанализировав состояние малого и среднего бизнеса в Иркутской области, нами были сделаны следующие выводы:

1.                 В целом, за последние 2 года в Иркутской области наблюдается положительная динамика развития малого бизнеса, однако, если сравнить с аналогичными показателями Новосибирской области, Иркутская уступает ей по всем позициям.

2.                 Наибольшее число малых и средних предприятий Иркутской области занято в сфере торговли, а предприятия НИОКР занимают последнюю позицию в отраслевой структуре малого и среднего бизнеса нашего региона. Новосибирская область, напротив, бросает все силы на развитие инноваций в регионе, отсюда и высокий экспортный потенциал

3.                 Сфера торговли в Иркутской области самая динамично развивающаяся, однако состояние инфраструктуры данного сегмента рынка оставляет желать лучшего. В первую очередь это касается складской недвижимости, качества товаров, процедуры проведения сертификации, и т.д. Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в г Иркутске за 2003-2007 годы, можно оценить по показателям, представленным в таблице 2.2 (по данным Иркутскстата).

Общие данные, приведенные в таблице 3.1 свидетельствуют о позитивных тенденциях в развитии СМП. Так, объем выпуска продукции и выручка от ее реализации в 2007 году увеличилась в 2,4 и 4 раза соответственно. Наблюдается увеличение заработной платы более чем в 2 раза и превышает данный показатель по России.
Таблица 3.1 Основные показатели состояния СМП в г. Иркутске

Наименование показателей

Ед. изм.

2004

2005

2006

2007

2008

Число малых предприятий

Ед.

3851

4456

4966

5447

7166

Число ИП (по данным ФНС)

Чел.

27133

27893

22304

16360

15900

Число работающих на МП

Чел.

40675

41408

36987

42391

43810

Объем выпуска продукции МП

Млн. руб.

8746

12535

15894

12197

20662

Фонд ОТ

Млн. руб.

849,3

1408

1554

1227

3062

Среднемесячная зарплата на МП

Руб.

2327

2833

3583

4170

6180,7

Выручка от реализации на МП

Млн. руб.

40969

40448

46921

40213

132159

Инвестиции в основной капитал МП

Млн. руб.

72,3

91,2

294,3

161,5

301,3

Доля налоговых поступлений от СМП в собственных доходах бюджета города.

%

8,8

7,5

12,2

18,3

20,1
    продолжение
–PAGE_BREAK–