–PAGE_BREAK–
В соответствии с теорией технологического разрыва торговля между странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами производства и может быть вызвана техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран, из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает так называемой «квазимонополией», иными словами, получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Отсюда и новая оптимальная стратегия: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что больше пока никто выпускать не может, но необходимо всем или многим. Как только эту технологию смогут освоить другие — производить что-то новое и опять такое, что другим недоступно [8, с. 156].
В результате появления технических новшеств образуется «технологический разрыв» между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.
Теория «цикла жизни продукта»является наиболее популярной теорией неотехнологического направления. Она привлекла почти всех экономистов, поскольку точнее отражает реальное состояние международного разделения труда в современный период.
Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потребность внутри страны. Поэтому, производство носит мелкосерийный характер, продукт потребляется, в основном, на внутреннем рынке и лишь небольшая часть его поступает на внешний рынок. На следующей стадии спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны. Для данной стадии зрелости характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор. Одновременно начинается перемещение технологии производства продукта в менее развитые страны, которые за счет дешевизны факторов производства постепенно концентрируют у себя основной выпуск данной продукции, обеспечивая потребности всего мирового рынка, в том числе и страны — пионера в производстве этого продукта [2, с. 177].
Данная теория достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом по другим факторам, например, дешевой рабочей силе. Взлет отраслей производства бытовой электроники в странах Юго-Восточной Азии прекрасно иллюстрирует теорию жизненного цикла продукта. Однако существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных потребителей, и. т.п.), которые не вписываются в указанную теорию. Например, производство суперкомпьютеров, атомных реакторов, высокотехнологичных вооружений по-прежнему концентрируется в известных странах, обладающих уникальными преимуществами для их производства.
Теория Майкла Портера: теория конкурентных преимуществ.М. Портерсчитает, что теории Д. Рикардо и Хекшера – Олина уже сыграли свою позитивную роль в объяснении структуры внешней торговли, но в последние десятилетия фактически утратили свое практическое значение, поскольку существенным образом устранилась зависимость конкурентоспособности отраслей от наличия в стране основных факторов производства. М. Портер выделяет следующие детерминанты, формирующие среду, в которой развиваются конкурентные преимущества отраслей и фирм:
1) факторы производства определенного количества и качества;
2) условия внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, его количественные и качественные параметры;
3) наличие родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке;
4) стратегия и структура фирм, характер конкуренции на внутреннем рынке.
Названные детерминанты конкурентного преимущества образуют систему, взаимно усиливая, и, обусловливая развитие друг друга. К ним добавляются еще два фактора, которые могут серьезно влиять на обстановку в стране: действия правительства и случайные события. Все перечисленные характеристики экономической среды, в которой могут формироваться конкурентоспособные отрасли, рассматриваются в динамике, как гибкая развивающая система.
Важную роль в процессе формирования конкретных преимуществ отраслей национальной экономики, играет государство, хотя эта роль различна на разных этапах данного процесса. Это могут быть целевые капиталовложения, поощрение экспорта, прямое регулирование потоков капитала, временная защита внутреннего производства и стимулирование конкуренции на первых этапах; косвенное регулирование через налоговую систему, развитие инфраструктуры рынка, информационной базы для бизнеса в целом, финансирование научных исследований, поддержка образовательных учреждений и т.д. Опыт показывает, что ни в одной из стран создание конкурентоспособных отраслей не обходилось без участия государства в той или иной форме. Это тем более актуально для переходных экономических систем, поскольку относительная слабость частного сектора не позволяет ему в короткий срок самостоятельно сформировать необходимые факторы конкурентного преимущества и завоевать место на мировом рынке.
Теория специализации производства. В начале 80-х годов XXв. американские экономисты П. Кругман и К. Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение причин международной торговли. Почему Япония сконцентрировала у себя мировое производство гражданских судов, США обеспечивают 2/3 мира гражданскими самолетами и почти весь мир суперкомъютерами, Германия уверенно заняла мировой рынок станков и автомобилей представительского класса. Почему конкуренция между данными странами на указанных рынках не принимает ожесточенный характер.
В соответствии с этим подходом, страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства смогут извлечь максимальную выгоду из торговли друг с другом, если будут специализироваться в разных производствах, характеризующихся эффектом масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.Поэтому США выгодно покупать у Японии дешевые телевизоры и видеомагнитофоны, свернув собственное производство этих товаров до нуля, предлагая на японский рынок самолеты и суперъкомпъютеры, которые страна восходящего солнца также не производит вообще.
Для того, чтобы эффект массового производства был реализован, необходим, очевидно, достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам [5, с. 201].
Вместе с тем реализация эффекта масштаба ведет к концентрации и монополизации производства, что разрушает конкуренцию в международной торговле. Меняется структура рынков. Они становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм — ТНК, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой определяются стратегическими целями самих фирм, а не принципами сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства.
Теория внешнеторговой деятельности фирм. В данной теории в качестве объекта анализа выступает не отдельная страна, а международная фирма. Объективной основой такого подхода является общепризнанный экономической наукой факт: значительная часть внешнеторговых операций фактически представляет собой внутрифирменный обмен: на внутрифирменные связи в настоящее время приходится около 70 % всей мировой торговли товарами и услугами, 80-90% продаваемых лицензий и патентов, 40% экспорта капитала.
Внутрифирменная торговля базируется на обмене полуфабрикатами и запасными частями, используемыми при сборке изделия, предназначенного для реализации на мировом рынке. При этом внешнеторговая статистика свидетельствует о том, что внешняя торговля быстро расширяется между странами, где находятся крупнейшие транснациональные корпорации.
Отметим, что существуют и другие теории международной торговли, однако все они, в том числе и рассмотренные выше требуют дальнейшего развития и адаптации к динамично изменяющимся условиям современной международной торговли.
3. Современные тенденции и перспективы развития торгово-экономических отношений Российской Федерации
Торгово-экономические отношения России в современных условиях являются отражением проводимой реформы внешнеэкономических связей России, ее целей, приоритетов, последствий. Россия проводит многовекторную внешнюю политику, нацеленную на обеспечение достойного места страны в мировых и региональных процессах.
В настоящее время Россия по мере преодоления последствий социально-экономического кризиса последовательно наращивает свою внешнеэкономическую активность. Проводимая торговая политика России сконцентрирована на обеспечении международной поддержки проводимых ею реформ и создании благоприятных условий для торгово-экономических связей страны. В этих условиях внешняя торговля России призвана стимулировать экономический рост, расширить производство в конкурентоспособных отраслях за пределами национальных потребностей, способствовать привлечению иностранных инвестиций на внутренний рынок, а также внедрению новейших техники и технологий.
Одним из важнейших условий повышения эффективности внешнеэкономических связей России является активный поиск альтернативных направлений торгово-экономического сотрудничества, вовлечение в орбиту делового взаимодействия новых контрагентов. Рассматривая географию внешней торговли России, необходимо отметить, что в современных условиях она насчитывает более 200 торгово-экономических партнеров. При этом на страны Европы приходится более 65% внешнеторгового оборота, 23% на страны Азии, 10% на страны Америки и 1,2% на страны Африки, Австралии и Океании [16, с. 9].
Развитие российской экономки невозможно без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. К настоящему времени в России в целом сформировалась открытая рыночная экономика, а российские предприятия в основном освоили практику осуществления внешнеэкономических операций в условиях открытой экономики.
В области развития законодательства и применения инструментов торговой политики создана система регулирования внешней торговли товарами, основанная на следующих принципах:
— либерализации внешнеторговой деятельности путем расширения числа ее участников;
— сокращения административных методов регулирования по основной товарной номенклатуре российского экспорта и импорта;
— использования преимущественно экономических методов регулирования, таких как таможенные тарифы, внутренние налоги, регулирование валютного курса национальной денежной валюты.
В области торгово-политических взаимоотношений сформированы предпосылки для постепенного перехода от исключительно двустороннего к многостороннему взаимодействию. Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков сбыта товаров и услуг обусловливают необходимость активизации государственного участия в международных и региональных объединениях и организациях, что, в свою очередь, предопределяет необходимость качественного улучшения и интенсификации сотрудничества в области таможенного дела. В настоящее время модернизируется и совершенствуется таможенная система и деятельность околотаможенной сферы.
В условиях возрастающей внешней открытости национального хозяйства усиливаются требования к проведению единой государственной торговой политики, направленной на повышение эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса, укрепление его конкурентоспособности. Кроме того, необходимы дополнительные меры по преодолению дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта и обеспечению эффективной защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции.
Уровень международной конкурентоспособности российской экономики пока остается невысоким. В сочетании с технической отсталостью предприятий и недостаточной развитостью институтов российской экономики это проявляется в слабой диверсификации внешнеэкономической деятельности российских компаний, в разрезе как товарной и отраслевой структуры, так и географии экспортных потоков. Следствием этого являются высокая зависимость от конъюнктуры на мировых рынках, в том числе энергоносителей, и ограниченные возможности продвижения отечественных товаров и услуг на внешние рынки, а также невозможность обеспечения широкого доступа и рационального использования ресурсов в рамках глобальной экономики. Таким образом, резко снижается устойчивость российского бизнеса.
Важнейшими нерешенными проблемами в области внешнеэкономической политики являются:
— традиционный на протяжении последних 25 — 30 лет слабодиверсифицированный характер экспорта при его высокой зависимости от ценовой ситуации на ограниченном числе нестабильных рынков сырьевых товаров;
— механизмы и организационные формы участия российских предприятий в международном разделении труда недостаточно используют современные возможности, связанные с разделением факторов производства;
— в области применения инструментов торговой политики остаются нерешенными вопросы, связанные с низким уровнем транспарентности и высокими затратами, прежде всего в области таможенного администрирования [11, с. 27].
Активизации участия России в международных торгово-экономических связях, а также решению указанных задач будут способствовать присоединение к Всемирной торговой организации, увеличение притока прямых иностранных инвестиций, прежде всего в секторы российской экономики, испытывающие их нехватку, диверсификация рынков, отраслей и форм участия российского бизнеса в системе МРТ. В этой связи необходимо выделить стратегические направления развития торгово-экономических отношений России (рис. 1 Приложения).
Диверсификация товарной и отраслевой структуры торговли и развитие современных механизмов участия российских предприятий в системе современной международной торговли являются важнейшим фактором повышения не только конкурентоспособности, но и стабильности внешнеэкономических связей России и должны стать одним из средств сохранения их стабильности в случае снижения цен на мировых рынках сырья и топлива.
Важным направлением диверсификации экспорта должно стать развитие экспорта услуг, в первую очередь транспортных услуг, и в частности в области транзита (включая наземные и воздушные перевозки).
Расширению круга участников внешнеторговых операций и диверсификации номенклатуры экспорта товаров и услуг должны способствовать меры, связанные с включением в международные экономические отношения малого бизнеса. Этому должны способствовать как меры, связанные с развитием инфраструктуры в области экспорта в целом, так и целенаправленное содействие повышению конкурентоспособности предприятий малого бизнеса.
Правовое и институциональное обеспечение участия России в международном разделении труда и факторов производства прежде всего предусматривает обеспечение равноправного положения России в рамках международной торговой системы и возможности использования ее потенциала для эффективного участия российской экономики в системе международной торговли товарами и услугами.
Ключевым элементом создания благоприятных торгово-политических условий для развития торговли товарами, услугами и инвестирования является завершение на приемлемых для России условиях процесса присоединения к многосторонней системе регулирования. Это позволит осуществить переход от двусторонней договорно-правовой базы торговли к многосторонней, которая является основной для большинства государств мира и определяет развитие международной торговли (косвенно этот шаг может способствовать также улучшению инвестиционного климата).
Совершенствование применения инструментов защиты внутреннего рынка является важнейшим условием предотвращения или устранения неблагоприятных последствий, связанных с искажениями конкурентной среды или применением методов недобросовестной конкуренции в международной торговле, а также средством регулирования условий доступа на внутренний рынок с учетом торгово-политических условий и структурных особенностей национальной экономики. Значение повышения качества работы в данном направлении определяется необходимостью обеспечения совместимости законодательства и практики с международно признанными нормами и правилами.
Наиболее важным направлением в данной области является расширение эффективного применения действующего законодательства в области антидемпинговых, компенсационных и защитных мер, которое потребует соответствующего кадрового обеспечения.
Развитие инфраструктуры для интеграции российских предприятий в международную торговлю и движение факторов производства является важной предпосылкой успешного развития торговли и инвестирования и фактором повышения конкурентоспособности. Среди направлений, связанных с предпринимательской деятельностью, можно выделить следующие:
— развитие элементов инфраструктуры в области транспорта, телекоммуникаций, доступа к информационным ресурсам;
— развитие механизмов делового сотрудничества в форме ассоциаций экспортеров (в особенности с участием малого бизнеса), которые могли бы обеспечить консультации, юридическую помощь, содействовать участию в выставках, осуществлять рекламу и т.п.;
— развитие рынка услуг, связанных с экспортной деятельностью.
Повышению конкурентоспособности российских предприятий также может способствовать развитие законодательства в области электронной коммерции (совершенствование законодательства об электронно-цифровой подписи).
Важнейшей предпосылкой использования и развития конкурентных преимуществ и имеющихся ресурсов в международной торговле является развитие образования, подготовки и переподготовки кадров в области торговой политики и международного бизнеса. Основными направлениями подготовки кадров являются: применение инструментов торговой политики, применение мер защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров.
Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков сбыта товаров и услуг потребует развития двусторонних отношений и активизации участия России в региональных торгово-политических блоках. Участие в интеграционных процессах и либерализация торговли и движения факторов производства в рамках региональных объединений является важнейшим фактором развития внешнеэкономических связей и повышения конкурентоспособности в рамках мирового рынка.
Повышению конкурентоспособности России в рамках мирового рынка также будут способствовать диверсификация географической структуры экспорта и развитие новых рынков в рамках двусторонних отношений (рис. 2 Приложения).
Совершенствование системы регулирования торговли товарами, услугами и международного инвестирования на автономной основе позволит улучшить практику применения мер в области регулирования торговли товарами и услугами с учетом специфики развития российских внешнеэкономических связей и законодательства.
Одним из направлений в данной области станет совершенствование мер в области регулирования перемещения товаров через таможенную границу физическими лицами в направлении дальнейшего упорядочения и сокращения неорганизованной торговли.
Таким образом, основные направления развития торгово-экономических отношений России в настоящее время весьма разнообразны, их реализация в перспективе призвана еще больше укрепить внешнеторговое партнерство и сотрудничество с иностранными государствами.
Заключение
Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. Современные теории международной торговли либо развивают принципы классических теорий, распространяя их на большее количество товаров, стран и факторов производства, либо изучают отдельные стороны международной торговли, которые по каким – либо причинам остались не объясненными классическими теориями. Одна группа новейших теорий рассматривает международную торговлю преимущественно со стороны предложения товаров. Другая группа теорий полностью отрицает классические теории, объявляя их устаревшими, и предлагает собственное объяснение международной торговли. Эта группа теорий обычно уделяет внимание анализу предложения и спроса на товары в международной торговле.
Развитие теории сравнительных преимуществ Д.Рикардо пошло по нескольким направлениям: наиболее популярной стала теория соотношения факторов производства Хекшера – Олина, обосновавшая необходимость определять сравнительное преимущество при внешней торговле исходя из оценки факторов производства, их соотношений и взаимосвязи. Эти теории относятся к группе новейших теорий неоклассической школы. На современном этапе неоклассическая школа сосуществует с неотехнологической, получившей развитие с середины ХХ века на основе НТР.
Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (и страны)- новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может. Изменилось и отношению к государству: экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.
В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров. продолжение
–PAGE_BREAK–