Современные взгляды на право и государство, их происхождение и роль в обществе

Курсовая работа
По дисциплине«Теория государства и права»
Тема: «Современныевзгляды на право и государство, их происхождение и роль в обществе»

СОДЕРЖАНИЕ
1. Взгляды на право и государство
1.1 Концепции правопонимания
1.2 Подходы к пониманию сущностигосударства
2. Происхождение государства и права
2.1 Теории происхождения государстваи права
2.2 Современные взгляды напроисхождение государства и права
3. Роль государства и права вобществе
3.1 Роль государства
3.2 Роль права
Список использованной литературы

1. Взгляды на право игосударство
1.1 Концепции правопонимания
Причина разнообразиявзглядов на то, что такое право, заключается в невозможности выразить однимопределением все специфические моменты, свойственные тому или иномуисторическому типу права.
Существует 2 типаправопонимания:
a) Юридический (правопо содержанию больше закона, это совокупность объективных экономических,социальных, политических факторов),
b) Легистский (праворавно закону, это воля государства).
Юридические концепции:
1. Теологическая(Ф.Аквинский, Августин). Сущность права выводится из религиозных догматов,миром управляет вечный закон – божественный разум. Он проявляется вестественном законе, который является основой закона человеческого.Необходимость подчинения позитивного права официальной церковной доктрине.Неотомизм – современное учение о праве, основанное на религиозной доктрине(Маритен, Месье, Хейвс): божественный закон призван устранять несовершенствозакона человеческого.
2. Антропологическая(Хоубел, Малиновский): доказывается существование права на самых ранних этапахразвития человеческого общества. Право – система норм, которая существуетвнутри той или иной социальной общности и опирается на публично признанныйавторитет.
3. Насилия(Каутский, Гумплович, Дюринг, Шан Ян): право – способ давления на порабощенноеплемя, но не единственный и не основной. Монополия но легитимное насилие исегодня атрибут государства.
4. Психологическая(Петражицкий, Кнапп): право – совокупность элементов субъективной человеческойпсихики. Право бывает официальное (то, что установлено государством) инеофициальное (личные переживания людей и определенные эмоции). На первый планвыходят личные установки индивида, их эмоции, побуждающие его совершатьопределенные действия.
5. Социологическая(Паунд, Левеллин, Эрлих): право следует искать не в нормах, а в поведениисубъектов правоотношений. Сама же по себе правовая норма лишена активной роли.
6. Социальная(солидаристская) (Леон Дюги): в основе – идея сотрудничества в осуществлениивласти различными социальными группами, которую должен осознать каждый членобщества. Право – средство достижения социальной гармонии, устранениясоциальных конфликтов.
7. Естественно-правовая(Гроций, Локк, Монтескье, Руссо, Радищев): право состоит из позитивного иестественного (это совокупность прав, которыми люди обладают от рождения).Позитивное право вытекает из естественного, оно признается, если ему непротиворечит.
8. Марксистско-ленинская(Маркс, Энгельс, Ленин, Морган): право – возведенная в закон волягосподствующего класса, определяемая материальными условиями жизни этогокласса. Право – часть надстройки над экономическим базисом общества.
Классической наукойТеории государства и права за основу принята позитивистская концепцияправопонимания, т.е. право – это результат правотворческой деятельности государства;это совокупность правил поведения, установленных государством и обеспеченныхвозможностью применения мер государственного принуждения. Так, сторонник даннойтеории Г.Кельзен игнорировал связь правовой нормы с материальными условиямижизни общества, интересами индивидов. Он подчеркивал только то, что право — иерархическая система норм в виде лестницы, где верхние обусловливают нижние, анижние оправдывают верхние.

1.2 Подходы к пониманиюсущности государства
Государство – сувереннаяуниверсальная организация политической власти, признанная обеспечить нормальнуюжизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения ивзимающая налоги, необходимые для осуществления внешних и внутренних функций.Это классическое определение. Понимание государства:
1. Государство –союз людей, сообщество (Аристотель, Гуго Гроций). Ильин определял государствокак «родину, объединение публичным правом множества людей, связанныхобщностью духовной судьбы, на почве духовной культуры и правосознания».
2. Государство –механизм, своеобразное орудие выполнения определенных задач (Ленин, Радищев).
3. Государство –система управления обществом. Отождествление государства и аппаратагосударства.
4. Государство –компромисс между слоями и группами общества (Кистяковский). 5. Государство –легализованное насилие для установления и соблюдения порядка (Гумплович).
Наряду с даннойклассификацией существует и еще одна, которая определяется исходя из задач,которые решает государство:
· Классовый подход:государство – политическая организация, которая поддерживает господство одноголаса над другим, причем меньшинства над большинством.
· Социальный:государство – политическая организация, ассоциация, члены которой объединяютсяв единое целое публично-властными отношениями и структурами. Государство –средство достижения компромисса между людьми. В государстве всегда сочетаютсяузкоклассовые и групповые интересы господствующей верхушки с интересами всегообщества.

2. Происхождениегосударства и права
2.1 Теории происхождения государстваи права
Причины многообразиятеорий:
исторические особенностиразвития общества (феодализм, ведение захватнических войн), своеобразие тех илииных регионов мира (экономическое развитие, культурные связи), идеологическиепредпочтения авторов теорий, разнообразие задач, которые они ставили передсобой (обосновать или, наоборот, ограничить власть монарха), сложность имногосторонность самого процесса происхождения государства и права,
Теории происхождениягосударства и права:
1. Теологическаятеория (Аквинский, Лебюфф, Эйве, Кальвин, Августин) возникла и развивалась вовремена средневековья и была призвана оправдывать произвол феодалов, абсолютизммонархов. Ее основные тезисы: государство и право созданы богом; процесс ихсоздания аналогичен процессу сотворения мира богом. Власть императора –продолжение божественной власти. Религия обосновывает необходимостьвозникновения и существования государства и права. Государство же в своюочередь обязано защищать церковь.
2. Патриархальнаятеория (Аристотель, Фильмер, Михайловский) развивалась в Древней Греции, Риме.Государство – разросшаяся семья, в которой власть императора являетсяестественным продолжением власти отца. Император заботится о членах своей семьии обеспечивает их послушание (3 вида властеотношений в государстве:господин-раб, муж-жена, отец-дети). Человек – существо политическое, поэтомупоявление и существование государства и права для него естественно. Люди,будучи также существами общественными, объединяются, образуя патриархальную семью.За счет увеличения таких семей образуется государство.
3. Органическаятеория (Спенсер, Прейс) рассматривает социальные процессы во взаимосвязи сбиологическими закономерностями (межвидовая борьба, эволюция, естественныйотбор). Государство сравнивается с человеческим организмом с самостоятельнойволей и сознанием, отличным от воли и сознания входящих в него отдельных людей,а законы государства – с процессами человеческой психики. Возникновениечеловечества в результате эволюции привело к объединению людей в процессеестественного отбора (войны с соседями) в единый организм – государство.
4. Договорная теория(Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Дидро, Гольбах, Радищев, Пестель) развивалась впериод просвещения. В основе государства лежит общественный договор о правилахсовместного проживания. Содержание договора: воля народа – источник любойполитической власти в обществе; верховенство закона, взаимная ответственностьгосударства и личности, обеспечение прав и свобод личности в рамкахгосударства. До появления государства люди находились в естественном состояниибезвластия и незащищенности. Цель заключения договора – прекратитьдогосударственную «войну всех против всех» (Гоббс), обеспечить каксвои интересы, так и общую пользу, а также соблюдение права. Суть общественногодоговора – установление между людьми равного суда и закона (Локк). Призаключении договора члены общества передают часть своих естественных правгосударству, которое в свою очередь обязуется защищать граждан, охранять ихправа и свободы. Существует группа прав, которые принадлежат человеку отрождения и не зависят от государственной воли (право на жизнь, достоинство,личную неприкосновенность и т.д.). Никто не может лишить человека этих прав. Ихобеспечение и защита – важнейшая обязанность государства. Позитивный законгосударства не может противоречить естественным правам. При возникновенииколлизий действует естественный закон.
5. Теория насилия(Дюринг, Гумпович, Каутский) возникает и развивается в 19 веке. Положениятеории реализуются на практике в 20 веке. Государство – продукт завоеванияслабых племен более сильными. Завоевание привело к образованию классов исословий, причем слабые племена обосновались внизу сословной иерархии, сильные– вверху. Племенное сознание превратилось в классовое. Государство и правоболее необходимо слабым племенам, нежели сильным, т.к. подчинение обеспечиваетим состояние защищенности. Собственность также появляется как результат насилияодной части общества над другой, обосновывается институт экспроприации. Положительныестороны теории: ее научная и историческая обоснованность, утверждение монополиина легитимность насилия в качестве одного из основных признаков государства.
6. Психологическаятеория (Цицерон, Петражицкий, Коркунов) объясняет образование государствасвойствами человеческой психики, как то: стремление жить в коллективе, в рамкахорганизованного общества, коллективного взаимодействия, стремление к общению, кпоиску авторитета, желание повелевать и подчиняться. Общество и государство –сумма психологических взаимодействий людей и различных объединений. Право –особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные процессы, совершающиеся всфере психики человека.
7. Марксистско-ленинскаятеория (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов): Изменение социально-экономическихотношений, способа производства, общественное разделение труда приводят кпоявлении прибавочного продукта и разделению общества на классы, затем – кобострению антагонистических противоречий между ними, затем – к появлениюгосударства как средства подавления и управления одного класса другим.Государство и право возникают там, где классовые противоречия не могут бытьпримирены (Ленин).

2.2 Современные взглядыне происхождение государства и права
Современная наукасвязывает процесс возникновения государства главным образом с развитиемпроизводства, с переходом от присваивающей к производящей экономике. Именнотакой переход послужил толчком к трем крупным разделениям труда:
1) отделениескотоводства от земледелия,
2) отделение ремеслаот земледелия (появление городов),
3) обособление слоялюдей, занятых в сфере обмена и торговли (купцов).
Основные причины изакономерности возникновения государства:
· родовая общинаначинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов,ремесленников),
· неизбежное приразделении труда появление специализации, прибавочного продукта, повышениепроизводительности труда; создание условий для товарообмена и присвоениярезультатов чужого труда; появление частной собственности,
· возникает семья,родовая община перестает быть стихийным образованием,
· происходитвозрастание Оли мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению сженским – домашним. В связи с этим матриархат уступает место патриархату, гдеродство ведется по отцовской линии,
· запрещение инцеста.Родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственно пресекающиеего внутри рода были древнейшими элементами нарождающейся государственности.Л.Васильев: «Отказ от права на женщину своей группы создал условия длясвоего рода социального контракта с соседней группой на основе принципаэквивалента и тем самым заложил фундамент для системы постоянных коммуникаций…Обмен женщинами заложил структурную основу культуры с ее ритуалами, нормами,правилами, табу и прочими социальными регуляторами»,
· отношения междуродами предполагали существование нескольких кровнородственных родов, связанныхтесными брачно-семейными узами. Эти дружественные общины объединяли свои усилиядля охоты, рыбной ловли и иных мероприятий, требующих большого количества участников.Такие объединения коллективов назывались фратриями. В связи с новойорганизацией жизни появляется потребность в строгом территориальномобособлении,
· постепенно всвязи с усложнением и возрастанием объема управленческой деятельностиповышается численность родоплеменной верхушки. Публичная власть отдаляется отобщества.
Традиционно выделяют двапути возникновения государства:
1) восточный(азиатский). В странах востока традиционными и устойчивыми были земельнаяобщина, коллективная собственность. Управление общественной собственностьюстановилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепеннопревращается в обособленную социальную группу;
2) европейский.Главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества,обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот,рабов

3. Роль государства иправа в обществе
3.1 Роль государства
Рассматривая данныйвопрос, ученые поделились на несколько групп:
· Цель государства– утверждение нравственности (Платон, Аристотель, Гегель). Поведение человекадолжно соответствовать моральным представлениям общества о добре и зле.
· Государстводолжно способствовать созданию в рамках закона разнообразных социальных благдля всех членов общества с учетом возможностей каждого (Гроций, Ростоу, Бернс).
· Назначениегосударства – утверждение всеобщей свободы (Руссо, Лассаль).
· Государствослужит орудием классового господства (Маркс, Энгельс, Ленин).
Роль современногоцивилизованного государства:
1) охранаправопорядка, прав и свобод человека,
2) преодолениесоциальных противоречий,
3) проведение вжизнь решений, которые поддерживаются различными слоями общества,
4) сохранение мира ипредотвращение вооруженных конфликтов,
5) достижениесоциального компромисса, учет и координация интересов различных группнаселения.
3.2. Роль права
Право являетсярегулятором общественных отношений. Роль права раскрывается через функцииправа, под которыми подразумеваются наиболее существенные направленияюридического воздействия на общественные отношения. Среди функций права можновыделить:
1) регулятивно-статистическая:направлена на закрепление в правовых нормах воздействия права на общественныеотношение (основы конституционного строя),
2) регулятивно-динамическая:обеспечивает процесс осуществления намеченных задач, установление позитивныхправил поведения, предоставление субъективных прав и возложение юридическихобязанностей на субъекта права в интересах общества, государства, индивида(напр., избирательные права),
3) регулятивно-охранительная:предупреждение, пресечение нарушений прав и защита от нарушений,
4) воспитательная: право– общесоциальное средство воздействия, правового воспитания, основаправосознания и правовой культуры.

Список использованнойлитературы
1. ЛазаревВ.В.,ЛипеньС.В. Теория государства и права.— М.: Спарк, 2000г.
2. Теориягосударства и права / Под ред. Н.И.Матузова и Л.И.Малько.— М.: Юристъ, 2001.
3. Алексеев С.С.Государство и право. М: Юридическая литература, 1993.