Современный культурный облик Великобритании

–PAGE_BREAK–Дом

Шерлока

Холмса

 Baker street, 221-б

Открыт ежедневно с 10.00 до 18.00

Дом Шерлока Холмса был построен в 1815 году. Британское правительство заявило, что здание является архитектурным и историческим  памятником 2-го разряда. С 1860 до 1934 года дом был частным владением, и в нем располагался пансион, пока здание не было приобретено Международным обществом имени Шерлока Холмса.

Когда 27 марта 1990 года был открыт Музей имени Шерлока Холмса, невольно возникала мысль, что это событие должно было случиться как минимум несколькими десятилетиями раньше. В конце концов, Бейкер Стрит, 221 — самый известный адрес в мире, связанный с именем величайшего детектива.

В прошлом столетии люди писали письма Шерлоку Холмсу и его другу доктору Ватсону, но сейчас появилась возможность посмотреть, где и как они жили в Викторианскую эпоху. На первом этаже находится знаменитый кабинет, выходящий на Бейкер Стрит. Здесь Холмс и Ватсон проработали вместе почти 25 лет.

Прежде, чем войти в здание, Вам придется сказать, к какой категории посетителей Вы относитесь.

     Вы слышали о Шерлоке Холмсе и видели пару фильмов о его подвигах по телевизору — скорее всего,      «Собаку Баскервилей» — но Вы почти ничего не знаете о великом детективе, как о человеке. Вы приходите сюда из любопытства.

Вы много знаете о Шерлоке Холмсе! Вы читали книги, Вы просмотрели по телевизору все фильмы о нём  и Вы — поклонник таланта великого детектива. Вам хотелось бы посетить его аппартаменты, чтобы  узнать, такие ли они, как Вы себе представляли.

     Вы — безусловный авторитет в «Холмсоведении». Вы можете часами дискутировать на эту тему и знаете  больше самых умных профессоров, потому что Вы не раз и не два прочитали и знаете почти наизусть все  60 оригинальных рассказов, написанных сэром Артуром Конан Дойлем, а также книги, написанные  другими авторами. Возможно даже, что Вы автор одной из них! Вам просто необходимо посетить музей,   чтобы обнаружить ошибки и пробелы, восторгаться музеем или критиковать его, но, в любом случае, Вы  получите удовольствие.

К какой бы категории Вы ни принадлежали, экскурсия в музей, безусловно, запомнится навсегда. Сделайте запись в Книге Посетителей, фотографируйте все, что Вам понравится (горничная с удовольствием Вам поможет), а когда Вы соберетесь уехать, возможно, что Вам захочется поехать домой двухколесным экипажем!

Шерлок Холмс и доктор Ватсон жили на Бейкер Стрит, 221-б приблизительно с 1881 до 1904 года. Квартира располагалась на втором этаже, в пансионе. Хозяйкой пансиона была миссис Хадсон. Семнадцать ступенек ведут с первого этажа до кабинета на втором, где вместе работали Холмс и Ватсон.

Рядом с кабинетом, в задней комнате находилась спальня. По описаниям доктора Ватсона мы знаем, что кабинет, выходящий на Бейкер Стрит, был тесноват, и что комнату освещали два широких окна. Однажды Холмсу пришлось сделать всего шаг, чтобы выйти из спальни в кабинет и задвинуть занавески. В другой раз в кабинет вошел человек, который был таким громадным, что заполнил собой почти всю маленькую комнату.

Много других деталей и иллюстраций можно найти, в первую очередь, в журнале «Странд» за 1891 год. Все это видят посетители музея. Спальня доктора Ватсона находилась на третьем этаже и выходила окнами на проходной двор за домом. Эти комнаты сегодня тоже открыты для посетителей.

В комнате доктора Ватсона можно ознакомиться с литературой, картинами, фотографиями и газетами того времени, а посередине комнаты миссис Хадсон находится бронзовый бюст Холмса. В этой комнате также можно увидеть часть корреспонденции мистера Холмса, а также письма, которые приходили на его имя. Музей имеет интересный и нескодько необычный магазин сувениров, располагающийся на четвертом этаже, предназначенном для прислуги. Здесь можно купить коллекцию подарков, керамику, художественные предметы, бюсты, книги, эстампы, карты, футболки и многое другое — только для посетителей музея.

В ресторане «Миссис Хадсон» на первом этаже можно отведать вкусных викторианских блюд, а с 15.00 до 17.30 приглашаем Вас на послеобеденный чай.

Тысячи людей со всего мира пишут Шерлоку Холмсу. Они учреждают клубы и общества в его честь. Они отмечают его юбилей и теперь, наконец, могут посетить его дом.
Британский музей

Кадры, как проницательно заметил И.В.Сталин, решают все. Если бы меня спросили, кто внес наибольший вклад в подготовку революционных кадров для России, я, пожалуй, ответил бы — королева Виктория.

Эта удивительная женщина занималась кипучей общественной деятельностью. Она построила огромное количество выдающихся сооружений, без которых Лондон уже немыслим.

Но что касается искусства разыгрывать революции и рисовать утопии на живом теле общества, то тут вклад королевы Виктории состоит в строительстве знаменитой Британской библиотеки, читального зала Британского музея — огромного цилиндрического помещения с верхним светом, стены которого уставлены книгами.

Зал этот был построен по замыслу хранителя библиотеки сэра Энтони Паницци по проекту Сидни Смерка и надолго стал крупнейшим читальным залом мира. Вот в него-то и устремились любители подрывного чтения позапрошлого века.

Тут читали и писали Карл Маркс и Карл Либкнехт, а из русских социалистически мыслящих деятелей — Александр Герцен, Петр Кропоткин, Георгий Валентинович Плеханов, Вера Засулич, Владимир Ильич Ленин, Лев Давыдович Троцкий, Максим Максимович Литвинов.

Была ли эта революционная теория хорошей — вопрос особый. Но Британская библиотека была очень хорошей. Не только уютной и красивой, но и богатой. Ее собрание быстро росло и заняло весь двор Британского музея, так что, в конце концов, решили библиотеку из музея вынести.

Долго искали место, наконец, нашли рядом с вокзалом Пэнкрасс, потом 25 лет строили и, наконец, открыли. Теперь мыслители сидят уже не в Британском музее. А в музей валом валят туристы.

Самый знаменитый британский архитектор сэр Норман Фостер расчистил двор музея и перекрыл его стеклянной крышей, создав небывалый по величине и красоте атриум.

И в центре этого светового аквариума красуется круглое здание читального зала. В нем уже не читают, хотя на полках осталось несколько книг, а верхний подкупольный ярус снаружи теперь окружен рестораном, так что совсем некстати в высотах подкупольного пространства, где впору витать ангелам или демонам, видны сидящие за стеклами посетители ресторанов.

Дай то Бог, чтобы и сам читальный зал со временем не превратили в питейное заведение.

Национальная галерея Шотландии

Одна из старейший картинных галерей Шотландии, Национальная галерея открылась для публики в 1859 году. С тех пор она привлекает любителей искусства не только самой богатой в Шотландии коллекцией европейской живописи и скульптуры, но и собственно обликом музея.

Архитектор Вильям Генри Плэйфэйер (1790-1857) создал проект, по которому было построено здание, возвышающееся теперь в центре Эдинбурга на границе между Старым и Новым городом и притягивающее взор почти дорической строгостью и простотой форм. Рядом с ним находится Королевская Шотландская Академия, также построенная Плэйфэйером, в помещениях которой в летнее время проводятся выставки.

Коллекция Национальной галереи Шотландии весьма разнообразна: здесь можно увидеть произведения живописи, скульптуры различных периодов — от Ренессанса до Постимпрессионизма, представляющие искусство многих стран Европы.

Производит впечатление многообразие имен великих художников, чьи произведения составляют славу этого музея: в первую очередь стоит назвать Тинторетто, Тициана, Пуссена, Рафаэля, Клода Лорэна, Рембрандта, Рейнольдса, Гейнсборо, Антонио Канова. Особо необходимо упомянуть коллекцию французских импрессионистов и шотландских мастеров.

При основании музея ядром собрания стала группа полотен Джакопо Бассано, Ван Дэйка и Тьеполо, перенесенная сюда из Королевской Шотландской Академии. С 1903 года галерея получила возможность приобретать произведения искусства, и в результате в ее стенах появились Видение после проповеди Гогена, Аллегория Эль Греко, скульптура Бернини, Три Грации Антонио Канова.

Украшают музей шедевры, подаренные или предоставленные во временное пользование галерее частными владельцами. Так, здесь можно увидеть алтарный образ Троицы руки Гуго ван дер Гуса из коллекции самой королевы. В 1945 году Герцог Сатерлэнд предоставил музею на длительный срок группу полотен, среди которых есть работы Рафаэля, Тициана, Рембрандта, а также знаменитые Семь Таинств Пуссена.

Коллекция произведений французского импрессионизма и постимпрессионизма значительно обогатилась благодаря дару Сэра Александра Мэйтланда. Теперь посетители галереи могут лицезреть работы Гогена, одну из картин серии Стога Клода Моне и полотно Гора Сан-Виктуар Поля Сезанна.

Не удивительно, что живопись Шотландии представлена в галерее наиболее полно. Творчество практически всех выдающихся художников страны получает здесь глубокое и подробное освещение.

Среди них — Алан Рэмсэй (1713-1784), Сэр Генри Раэбэрн (1756-1823), Сэр Дэвид Уилки (1785-1841), Уильям Тэрнер (1775-1851) и многие другие. Гордость музея — картина Раэбэрна Его преподобие Роберт Уолкер катается на коньках на озере Даддингстон Лох и портрет, на котором Рэмсэй изобразил свою вторую жену Маргарет Линдсэй.

Коллекция акварелей, рисунков и гравюр насчитывает около двадцати тысяч единиц. Наиболее ценные их них — рисунки итальянских и голландских художников.

Помимо постоянной экспозиции, Национальной галереей Шотландии проводятся временные выставки. Наиболее значительной и популярной считается выставка акварелей Тэрнера, которая обычно начинается в январе каждого года.
Стоунхендж

Описание: Гигантское сооружение Стоунхендж — каменная загадка в самом центре Европы, как назвал этот удивительный монумент один из исследователей доктор Умлмор Тревер. Это древнее сооружение расположенное в Англии, Сейчас археологи сошлись во мнении, что этот архитектурный памятник возведен в три этапа между 3500 и 1100 гг. до н.э. Стоунхендж I представлял собой кольцевой ров с двумя залами и, возможно, служил кладбищем. По кругу вдоль наружного вала расположены 56 маленьких погребальных «лунок Обри», названных так в честь Джона Обри, который первым описал их в XVII столетии. К северо-востоку от входа в кольцо стоял громадный, семиметровый Пяточный камень. При строительстве Стоунхенджа II была проложена земляная аллея между Пяточным камнем и входом. Были возведены два кольца из 80 огромных каменных глыб голубого цвета, которые, вероятно, доставлялись за 320 км из Южного Уэльса. На заключительном этапе строительства была произведена перестановка мегалитов. Голубые камни заменили кольцевой колоннадой из 30 трилитов, каждый из которых состоял из двух вертикальных камней и опиравшуюся на них горизонтальную плиту. Внутри кольца была установлена подкова из пяти отдельно стоящих трилитов.

В целом Стоунхендж представляет собой сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн и 5 огромных так называемых трилитов, камней, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света. До недавнего времени ученые предполагали, что этот монумент сооружен в 3100 году до нашей эры жившими на Британских островах племенами для наблюдения за Солнцем и Луной. Но последние данные современной науки заставляют пересмотреть многие выводы исследователей.

Еще в 20-х годах минувшего века известный геолог X. Томас установил. что камни для возведения комплекса доставлялись из каменоломен. которые находились более чем за 300 километров от места строительства. Не нужно говорить, что транспортировка гигантских каменных блоков требовала невероятных усилий. В конце 1994 года профессор Уэльского университета Дэвид Боуэн с помощью новейшего метода определил возраст Стоунхенджа. Оказалось, что он составляет 140 000 лет. Зачем же древним людям понадобилось прилагать огромные усилия на вырубку, сложнейшую транспортировку, обработку прочнейших глыб и их невероятную по точности установку в строгом порядке? Ответа на этот вопрос пока нет.

Известный астроном Фред Хойл. изучив все геометрические особенности Стоунхенджа, определил, что создатели этого сооружения знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года. По выводам других исследователей, лунки, находящиеся внутри круга, образуемого каменными блоками, в точности обозначают траекторию Полюса мира 12-30 тысяч лет назад! В 1998 году ученые-астрономы воссоздали с помощью компьютера первоначальный вид Стоунхенджа и провели различные исследование Их выводы явились для многих шокирующими. Оказывается, этот древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, как предполагалось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно этой модели, солнечная система состоит не из девяти, а из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона (последней из известных на сегодняшний день девяти планет), а еще одна — между орбитой Марса и Юпитера, где сейчас располагается пояс астероидов. В принципе, эта модель подтверждает предположения современной астрономической науки и полностью согласуется с представлениями многих древних народов, которые также полагали, что число планет в нашей солнечной системе равно двенадцати.

Особенностью всех древних мегалитов, является их необычайно высокая сейсмостойкость. Исследования показали, что при их строительстве использовались специальные платформы, смягчающие или полностью гасящие подземные толчки. На таких платформах воздвигнуто большинство всех древних сооружений. Помимо этого, такие фундаменты практически не дают «усадки почвы», которая неизбежно происходит при современном строительстве.

Ученым пока не известно, кто и для чего воздвиг во времена каменного века грандиозную астрономическую обсерваторию в центре Ирландии. Но после проведенных тщательных исследований стало ясно, что приписывать возведение этого огромного «мегалита» древним племенам друидов, жившим на территории Ирландии в те времена, просто неразумно. Несомненно одно, кем бы ни были древние строители, они обладали громадными познаниями в астрономии, математике, геологии и архитектуре. И если учесть, что грандиозные монументы и сооружения в доисторические времена воздвигались практически по всему миру, то можно сделать вывод, что мы, современные люди, практически ничего не знаем о собственной истории.

А пока ученые изучают этот древний памятник, Стоунхендж продолжает жить своей жизнью в народном фольклоре. Согласно местной легенде, гигантские голубые камни обладают целебной силой, они появились на этой земле благодаря волшебнику Мерлину, чародею при дворе короля Артура, который перенес их из Ирландии. Происхождение громадного Пяточного камня связано уже с другой легендой. Говорят, однажды дьявол увидел среди камней прячущегося монаха. Прежде чем несчастный успел скрыться, дьявол запустил в него огромным валуном, который придавил ему пятку. Долгое время руины Стоунхенджа ассоциировались с жреческим культом древних кельтов-друидов, хотя специалисты эту связь отрицают.

Мостовая Гигантов

Естественная лестница гигантских размеров, уводящая в море

Плотно прилегающие друг к другу шестигранные базальтовые колонны Мостовой гигантов

В ранние дни существования Атлантического океана, когда недавно появившийся пролив между разошедшимися материками Северной Америки и Европы продолжал расширяться, местоположение Северной Атлантики определилось, но её берега ещё только формировались и постоянно трансформировались. Западный берег Гренландии отделился от Канады около 80 миллионов лет назад, но юго-восточный берег всё ещё прочно соединялся с противоположным северо-западным берегом Британских островов.

Примерно через 20 миллионов лет они стали расходиться, и там, где теперь находятся острова Скай, Рам, Малли, Арран, в Шотландии, на мысе Арднамурчан, а также южнее — в Ирландии, у Слиев Гульон, Карлинфорд и Мури, образовывались крупные действующие вулканы. Стоило, наверное, поглядеть на эти древние вулканы в пору их великолепия, но самым выразительным свидетельством этих изменений являются базальтовые покровы или плато.

Базальт даёт особенно горячую и текучую лаву (при стекании её по склону фиксировалось скорость свыше 48 км в час). Такая подвижная лава способна сравнительно легко покрывать весьма большие пространства, отсюда и происходит термин «базальтовый покров», поскольку базальт является преобладающей вулканической породой во всей рассматриваемой области активности вулканов. Сходные базальтовые покровы встречаются и в других местах, например на Деканском плоскогорье в Индии.

Напоминающие органные трубы базальтовые колонны под массивным слоем лавы

Любая горячая жидкость сжимается по мере остывания, и лава не исключение. Когда лава наконец достигает, температура кристаллизации возникающие трещины раскалывает массив на правильные, обычно шестигранные фигуры, подобно трещинам, образующимся на илистом дне пересыхающего в летнюю жару пруда.

Принципиальное отличие лавы в том, что эти трещины пронизывают её насквозь, сверху донизу. В результате возникает характерное скопление базальтовых колонн, невероятно плотно прилегающих друг к другу и разделённых минимальным зазором. Геологи называют этот зазор «трещиной», а образование в целом — «столбчатой отдельностью». Обычно толщина колонны около 46 см, хотя известны и более крупные и более мелкие колонны. Мостовая Гигантов — особенно яркий пример этого уникального явления.

Миф о Мостовой Гигантов

Своим названием «Мостовая Гигантов» обязана Ирландскому фольклору. По преданию, мостовая была построена ирландским гигантом Финном Марк Кулом: он вгонял колонны по одной морское дно, чтбы перейти море и сразиться со своим соперником Финном Галом. Закончив работу, Финн Марк Кул решил передохнуть. Тем временем Финн Галл пришёл в Ирландию, чтобы приглядеться к своему сопернику и был поражён и испуган размерами спящего гиганта; жена же Марк Кула сказала ему что это всего — навсего сын Марк Кула. Финн Галл представил себе, как велик отец этого дитяти и, боясь за свою жизнь, поспешно ретировался в Шотландию, уничтожая за собой мостовую. И вот, в наши дни можно видеть лишь её остатки на побережье в Антриме.

2.2. Особенности национального характера.

Национальный характер живуч у всех народов. Но ни к какому народу это не относится в большей степени, чем к англичанам, которые, судя по всему, имеют нечто вроде патента на живучесть своей натуры. Таким образом, первая и наиболее очевидная черта этой нации — стабильность и постоянство характера составляющих её индивидов. Они меньше других подвержены влиянию времени, преходящим модам. Если авторы, пишущие об англичанах, во многом повторяют друг друга, то объясняется это, прежде всего неизменностью основ английского характера. Важно, однако, подчеркнуть, что при всей своей стабильности характер этот составлен из весьма противоречивых, даже парадоксальных черт, одни из которых весьма очевидны, другие же — трудноуловимы, так что каждое обобщение, касающееся англичан, легко может быть и оспорено.

Любознательность англичан позволила им познакомиться с лучшими из того, чем обладают другие народы, и все-таки они остались верны своим традициям. Восхищаясь французской кухней, англичанин не станет имитировать ее у себя дома. Являя собой воплощение конформизма, англичане в то же время сохраняют индивидуальность.

Нельзя утверждать, будто англичане никогда не менялись. Перемены происходят постоянно, но эти различия, столь заметны внешне, не затрагивают нации.

Хорошо это или плохо, но исконные черты английской натуры по-прежнему остаются неким общим знаменателем, оказывают глубокое влияние на национальный характер и общий стиль жизни.

Когда речь заходит о «жесткой верхней губе» англичанина, за этим стоят два понятия — способность владеть собой (культ самоконтроля) и умение подобающим образом реагировать на жизненные ситуации (культ предписанного поведения). Ни то, ни другое не было свойственно англичанам вплоть до начала ХIХ столетия. Невозмутимость и самообладание, сдержанность и обходительность отнюдь не были чертами английского характера для «веселой старой Англии», где верхи и низы общества скорее отличались буйным, вспыльчивым нравом, где для вызывающего поведения не было моральных запретов, где излюбленным зрелищем были публичные казни и порки розгами, медвежьи и петушиные бои, где даже юмор был замешан на жестокости.

Принципы «джентльменского поведения», были возведены в культ при королеве Виктории. И они возобладали над крутым нравом «старой Англии».

Англичанину и теперь приходится вести постоянную борьбу с самим собой, с естественными страстями своего темперамента, рвущимися наружу. И такой жесткий самоконтроль забирает слишком много душевных сил. Этим можно отчасти объяснить то, что англичане тяжелы на подъем, склонны обходить острые углы, что им присуще желание быть вне посторонних взглядов, порождающее культ частной жизни.

Бывает достаточно наблюдать за английской толпой на национальном празднике или на футбольном матче, чтобы почувствовать, как национальный темперамент рвется из-под узды самоконтроля.

Современные англичане считают самообладание главным достоинством человеческого характера. Слова: «Умей держать себя в руках» — как ничто лучше выражают девиз этой нации. Чем лучше человек умеет владеть собой, тем он достойнее. В радости и в горе, при успехе и неудаче человек должен оставаться невозмутимым хотя бы внешне, а еще лучше — если и внутренне. Англичанина с детства приучают спокойно сносить холод и голод, преодолевать боль и страх, обуздывать привязанности и антипатии.

Считая открытое, раскованное проявление чувств признаком невоспитанности, англичане подчас превратно судят о поведении иностранцев, точно так же как и иностранцы нередко превратно судят об англичанах, принимая маску невозмутимости за само лицо или же не сознавая, зачем нужно скрывать подлинное душевное состояние под такой маской.

Англичанин обычно высок ростом, лицо его широкое, красноватое, с мягкими отвислыми щеками, большими рыжими бакенбардами и голубыми бесстрастными глазами. Женщины, как и мужчины, нередко тоже очень высокого роста. У тех и других длинная шея, глаза слегка навыкате и несколько выдающиеся вперед передние зубы. Часто встречаются лица без всякого выражения. Англичане отличаются умеренностью, о которой они не забывают как во время труда, так и в наслаждениях. В англичанине почти нет ничего показного. Он весь живет прежде всего и больше всего для себя. Его природе свойственны любовь к порядку, комфорту, стремление к умственной деятельности. Он любит хороший транспорт, свежий костюм, богатую библиотеку.

Среди людской суеты нетрудно узнать настоящего англичанина. Никакой шум и крик не собьют его с толку. Он ни на минуту не остановится. Где нужно, он непременно посторонится, свернет с тротуара, вильнет вбок, никогда не выразив на своей важной физиономии ни малейшего удивления или испуга.

Англичане простого сословия чрезвычайно дружелюбны и услужливы. Обратившегося с каким — нибудь вопросом иностранца англичанин возьмет за плечо и начнет показывать ему дорогу с разными наглядными приемами, несколько раз повторяя одно и то же, а потом еще долго будет смотреть вслед, не веря, что спрашивающий мог так скоро все понять.

Англичане не только умеют обходить все препятствия, избегая ломки, но и сама работа выполняется у них с совершенным спокойствием, так что даже ближайший сосед часто и не подозревает, что рядом с ним кипит гигантская работа.

В стране, обуреваемой свирепыми ветрами, дождями и туманами, созданы условия, в которых человек больше чем где бы то ни было, уединен в своем жилище и удален от своих ближних.

Нет народа в Европе, у которого бы обычай возводился в такой неприкосновенный закон. Раз обычай существует, как бы он ни был странен, смешон или оригинален, ни один хорошо воспитанный англичанин не осмелится его нарушить. Хотя англичанин политически свободен, он строго подчиняется общественной дисциплине и укоренившимся обычаям.

Англичане терпимы к чужому мнению. Трудно представить себе, до какой степени у этого народа сильна страсть к пари. Феноменом является также распространение клубов. Клуб считается домом, семейным святилищем, тайны которого никому нельзя нарушать безнаказанно. Изгнание из клуба — величайший позор для англичанина.

Англичанин чувствует сильную потребность в обществе, но никто лучше него не умеет уединяться среди многочисленных друзей. Не нарушая приличия, он способен отлично быть самим с собой среди огромной толпы, предаваться своим размышлениям, делать все, что ему угодно, никогда не стесняя ни себя, ни других.

Никто не умеет так строго распределять свое время и деньги, как англичанин.

Он чрезвычайно много работает, но всегда находит время и отдохнуть. В часы труда он работает, не разгибая спины, напрягая все умственные и физические силы, в свободное время он охотно предается удовольствиям.

На каждом англичанине, где бы он ни жил, лежит печать его национальности. Француза не всегда можно отличить от итальянца или от испанца, но англичанина трудно спутать с кем бы то ни было. Куда бы он ни явился, он всюду внесет свои обычаи, свою манеру поведения, нигде и ни для кого не изменит своих привычек, он везде — у себя дома. Это — оригинальный, самобытный, в высшей степени цельный характер.

Англичанин очень тщеславный. Он уверен, что в его отечестве все идет лучше, чем у других. Поэтому он смотрит на иностранца высокомерно, с сожалением и нередко с полным презрением. Этот недостаток у англичан развился вследствие отсутствия общительности и преувеличенного сознания своего превосходства над другими.

Деньги — кумир англичан. Ни у кого богатство не пользуется таким почетом. Каково бы ни было общественное положение англичанина, будь то ученый, адвокат, политический деятель или священнослужитель, прежде всего он коммерсант. На каждом поприще он уделяет много времени добыванию денег. Его первая забота всегда и везде — нажить как можно больше. Но при этом необузданной алчности и страсти к наживе англичанин вовсе не скуп: любит жить с большим комфортом и на широкую ногу.

Англичане много путешествуют и всегда стараются узнавать больше фактов, но совсем мало сближаются с народами стран, которые посещают. Сближаться на чужбине с иностранцами им не позволяет этикет, гордость, непонимание и презрение к чужим обычаям. В Англии ничто не превращается в развалины, ничто не отживает свой срок: рядом с преданиями теснятся нововведения.

В области искусства англичанин любит прежде всего грандиозность и оригинальность. Последнее проявляет себя, в частности, в громадных размерах мостов, монументов, парков и т. п.

Идеалом англичан служит независимость, образованность, достоинство, честность и бескорыстие, такт, изящество манер, изысканная вежливость, способность пожертвовать временем и деньгами для хорошего дела, умение руководить и подчинятся, настойчивость в достижении поставленной цели, отсутствие чванства.
    продолжение
–PAGE_BREAK–