ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра «Информатика и информационная безопасность»
Курсовая работа на тему:
«Создание и обработка базы данных»
Санкт-Петербург
2008
Содержание
Введение. 3
1. Постановка задачи. 5
2. Математическое описание задачи. 7
3. Электронная таблица EXCEL. 8
3.1Основные положения. 8
3.2 Создание базы данных (БД). 8
3.3Поиск данных. 11
3.4 Использование функций для получения итоговых значений. 13
3.5 Создание макросов. 16
3.6 Назначение макросов объектами. 19
3.7Построение диаграмм. 19
4. Система управления базами данных Access. 22
4.1.Общие положения. 22
4.2. Разработка структуры базы данных. 22
4.3 Создание таблиц в режиме Конструктора. 25
4.4 Заполнение таблиц данными. 28
4.5 Запросы на обновление. 28
4.6. Запросы на выборку. Параметрические запросы. 31
4.7 Создание и редактирование форм. 34
Заключение. 43
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Введение
Развитие средств вычислительной техники обеспечило беспрецедентныевозможности для создания и широкого использования систем обработки данныхразнообразного назначения. Разрабатываются информационные системы дляобслуживания различных систем деятельности, систем управления хозяйственными итехническими объектами, модельные комплексы для научных исследований, системыавтоматизации проектирования и производства, всевозможные тренажеры и обучающиесистемы. Одной из важных предпосылок создания таких систем стала возможностьоснащения их «памятью» для накопления, хранения и систематизация большихобъемов данных. Другой существенной предпосылкой нужно признать разработкуподходов, а также создание программных и технических средств конструированиясистем, предназначенных для коллективного пользования. В этой связипотребовалось разработать специальные методы и механизмы управления такого родасовместно используемыми ресурсами данных, которые стали называться базамиданных. Исследования и разработки, связанные с проектированием, созданием иэксплуатации баз данных, а также необходимых для этих целей языковых ипрограммных инструментальных средств, привели к появлению самостоятельной ветвиинформатики, получившей название системы управления данными (СУБД).
Такие СУБД поддерживают довольно сложный набор функций, связанныйс централизованными управлениями, данными в базе данных интерфейсах всейсовокупности ее пользователей. По существу, система управления базами данныхслужит перспективным инструментарием для упрощения разработки БД.
В настоящее время разработаны и используются на персональныхкомпьютерах около двадцати систем управления базами данных. Они предоставляютпользователю удобные средства интерактивного взаимодействия с БД и имеютразвитый язык программирования.
Предлагаемая курсовая работа представляет некоторые теоретическиеаспекты теории БД, основные понятия, функциональные возможности системуправления БД на примере разработки БД телефонов, произведенных в разныхстранах, а также сравнение реализации базы данных в Excel с реализацией вAccess.
Целью курсовой работы является обсуждение особенностейпроектирования базы данных в среде Microsoft Excel и в среде Microsoft Access.Обоснована относительная оценка возможностей каждого из Microsoft приложений.
1. Постановка задачи
Создать базуданных, содержащую следующие элементы:
– название телефона;
– заводская цена;
– наценка магазина;
– количество проданных телефонов;
– выручка от продаж по каждой модели (вычисляемое поле);
– сведения о фирме-изготовителе (страна, город).
Входныеданные:
– название телефона;
– заводская цена;
– наценка магазина;
– количество проданных телефонов;
– сведения о фирме-изготовителе (страна, город).
Выходныеданные:
– название телефона;
– заводская цена;
– наценка магазина;
– количество проданных телефонов;
– выручка от продаж по каждой модели (вычисляемое поле);
– сведения о фирме-изготовителе (страна, город).
Функции, выполняемые информационной технологией:
1. Заполнение и редактирование таблиц базы данных.
2. Вычисление стоимости телефона в магазине с учетом наценки и подсчетвыручки по каждому наименованию.
3. Вычисление прибыли, полученной магазином от продажи телефонов.
4. Получение данных о телефонах, указанной пользователем страны суказанием города, в котором изготовлен телефон.
5. Формирование отчета, содержащего следующие данные: название телефона,количество проданных телефонов, общую сумму выручки с группировкой пофирмам-изготовителям.
2. Математическое описание задачи
Si=(Zi*Ni*Ki)/100,
где Si-выручка от продаж покаждой модели;
Zi-заводская цена;
Ni-наценка магазина (впроцентах);
Ki-количество проданных телeфонов.
So=/> So-общая выручка от продаж;
n-количество проданныхтелефонов.
SoNj=/>, где j=1, k (k-количество наименованийтелефонов);
SoNj- выручка по каждомунаименованию.
3. Электронная таблица EXCEL/>3.1 Основные положения
Повсеместное использование программ обработкиэлектронных таблиц во многом объясняется универсальными возможностями ихприменения, поскольку без вычислений, в широком смысле этого слова, не обойтисьв самых различных сферах нашей жизни. Однако на практике такое преимущество, поданным разработчиков, нередко приводит к тому, что «среднийпользователь» применяет только пять процентов функциональных возможностей,заложенных в Ехсеl, хотя платит за все 100%.
Ехсеl можно использовать как для решения простыхзадач бухгалтерского учета, так и для составления различных бланков, деловойграфики и даже полного баланса фирмы. Например, на предприятии с помощью Ехсеlможно облегчить решение таких задач, как обработка заказов и планированиепроизводства, расчет налогов и заработной платы, учет кадров и издержек,управление сбытом и имуществом и многих других.
Однако область применения программы неограничивается только сферой деловой жизни. Благодаря мощным математическим иинженерным функциям с помощью Ехсеl можно решить множество задач в областиестественных и технических наук. Возможности использования этой программы,безусловно, далеко выходят за рамки упомянутых, и в данной работе я постараюсьрассмотреть основные из них.3.2 Создание базы данных (БД)
Чтобы создатьБД в Excel, необходимо:
1) Запуститьпрограмму Microsoft Excel;
2) Начатьввод данных в ячейки.
Для того,чтобы ввести названия столбцов, необходимо установить курсор в нужной ячейке,вписать название столбца, нажать клавишу Enter и писать названиеследующего столбца прямо в следующей ячейке. Затем, при необходимости можнораздвинуть границы ячеек.
Ввод данных вячейки осуществляется простым нажатием на нее и набором текста, после чегоследует нажать клавишу Enter, либо стрелочку «влево –вправо -вниз» наклавиатуре. Копирование текста осуществляется следующий образом: нажимаемправой кнопкой по ячейке, содержимое которой вы хотите скопировать, затем«копировать», щелкаем по ячейке, куда нужно вставить данный текст, правойкнопкой-«вставить». Либо же «Правка — копировать, правка — вставить».
Отображениетаблицыназвание телефона заводская цена наценка магазина кол-во проданных телефонов выручка от продаж по каждой модели сведения о фирме-производителе Sony Ericsson S500i 6525 20% 15 19 575,00р. Япония. Токио. Moto RAZR V3 3780 19% 21 15 082,20р. Китай. Пекин Samsung F500 9640 20% 25 48 200,00р. Япония. Киото. Sony Ericsson K600i 6700 18% 13 15 678,00р. Япония.Йокогама Nokia 6700 1500 20% 31 9 300,00р. Финляндия. Хельсинки. LG 3408i 3790 20% 29 21 982,00р. Япония.Саппоро. Samsung D500 5400 20% 23 24 840,00р. Япония. Киото. Sony Ericsson W710i 4600 24% 41 45 264,00р. Япония. Фукуока. Sony Ericsson W300 2680 20% 35 18 760,00р. Япония. Киото. Fly 2370e 1300 15% 27 5 265,00р. Китай.Чанчунь. Nokia6300 7680 16% 34 41 779,20р. Финляндия. Хельсинки. Moto RAZR 2300 20% 20 9 200,00р. Китай.Уишань. LG shine 6200 21% 19 24 738,00р. Япония. Фукуока. Alcotel U3 900 20% 4 720,00р. Израиль. Кавим. Прибыль: 300 383,40р.
Есть ещевозможность заполнения таблицы с помощью формы. Для этого следует сделатьследующие действия: Данные — форма.
Послевведения необходимых данных нужно нажать Добавить.
/>
Отображениеформул
Для тогочтобы нам посчитать сумму от продаж по каждой модели необходимо поставитькурсор в ячейку, где будет отображена сумма, затем в строке «вставка функции»записать формулу, необходимую для подсчета суммы. После отображения искомогозначения, следует сделать ячейку активной, то есть щелкнуть по ней левойкнопкой, навести курсор на нижний правый уголок и, когда крестик станет черным,протянуть курсор вниз, до тех пор, пока не кончится список телефонов. Сумма унас посчитается автоматически.
Для того,чтобы отобразить формулы, по которым мы находили искомые значения, необходимонажать: Сервис – параметры – вид — формулы.
/>
/>
Для тогочтобы привести таблицу в исходное состояние, необходимо убрать галочку возлеслова «формулы».3.3 Поиск данных
Поиск необходимых данных в таблице выполняется спомощью команды “Данные” – «Фильтр» –«Автофильтр». При этом в нижнем правом углу ячейки с названиемполя появляется значок раскрывающегося списка, из него выбирается нужныйкритерий отбора, причем такой критерий может быть не один, то есть задать поискможно по нескольким полям одновременно. Чтобы снять фильтр, нужно сновавыполнить команду «Данные» – «Фильтр» –«Автофильтр».
/>
/>
/>
Получение данных о телефонах, указанной пользователем страны суказанием города, в котором изготовлен телефон.
1. Выполняем действия: Данные – фильтр – автофильтр.
2. Нажимаем на стрелочку раскрывающегося списка в столбце, гдеуказана страна и город производителя. Выбираем Условие.
/>
3. В появившемся окне выбираем страну и город, в которойизготовлен искомый телефон и нажимаем Ок.
/>
4. Появляетсясписок искомых телефонов
/> 3.4 Использованиефункций для получения итоговых значений
Добавление втаблицу функции может осуществляться с помощью клавиатуры, но гораздо удобнееиспользовать кнопку «Вставка функции» на панели инструментов.Аргументы функции и входящие в нее формулы записываются в скобках. Дляизменения относительной ссылки на абсолютную надо нажать функциональную клавишу«F4».
Для подсчетаобщей прибыли следует установить курсор под столбцом, сумму которого мы будемискать, затем нажать на кнопку «Вставка функции», после этого в появившемсяокне выбрать «СУММ» и у нас появится окошко, с указанием ячеек, сумму которыхнеобходимо сосчитать.
/>
/>
В таблицеотображается общая сумма искомого столбца.
/>
Сами функцииможно просмотреть, выполнив следующие действия:
1) сервис — параметры и установить галочку напротив слова «формулы»;
2) либопросто щелкнуть по ячейке с числом = среднему значению или сумме, и в строке«функции» у нас отобразится данная формула.
/>
Для тогочтобы вычислить стоимость телефона в магазине с учетом наценки и подсчитатьвыручку по каждому наименованию необходимо выполнить следующие действия:
1) Выделитьодну из ячеек столбца с указанием фирмы-производителя;
2) Нажатькнопку «сортировка по…» на панели инструментов;
3) Выполнитькоманду Данные – Итоги;
4) Впоявившемся окне выбрать следующие данные:
/>
5) Посленажатия по кнопке Ок, в таблице появится общий итог по каждой стране-производителю:/> 3.5 Созданиемакросов
Макроспредставляет собой программу, написанную на языке Visual Basic For Application, созданную либопрограммистом, либо макроредактором, т.е. автоматически.
Макрос позволяетзапомнить действия пользователя, в том числе и ошибочные, и свести множествоего действий к одному или нескольким.
Выводимкурсор за пределы таблицы. Выполняем команду «Сервис – Макрос — Начать запись».После этого на экране появляется диалоговое окно, в котором можно задать имямакросу. Щелкнуть левой кнопкой мыши по кнопке OK диалогового окна Записьмакроса. На экране монитора отобразится панель инструментов Остановказаписи. Это означает, что Excel готов к записи макроса.
/>
/>
Выполняютсядействия: табличный курсор устанавливается внутри таблицы, Данные – Фильтр — Автофильтр, щелкаем на кнопке раскрывающегося списка «Китай. Пекин». Щелкаем накнопке Остановить запись.
Для проверки«правильности» записи макроса необходимо снять команду Данные – Фильтр — Автофильтр, а затем выполнить команду Сервис – Макрос – Макросы и изпоявившегося списка макросов выбрать требуемый макрос и щелкнуть на кнопке Выполнить.
После того,как макрос создан, мы в программе Visial Basic после слова «Criterial» записываем следующее: «InputBox («введите страну»)».
/>
И при нажатиина значок «plаy»у нас появляется окно:
/>
После вводастраны-производителя и города, у нас отображаются все модели телефонов,изготовленные в указанной стране и в указанном городе.
/>
При последующемнажатии по кнопке «Таблица» наша таблица возвращается в первозданное состояние.
3.6 Назначение макросов объектами
Назначитьмакрос можно следующим способом:
«Вид-Панельинструментов — Формы.» Находим значок с надписью «Кнопка» и создаем кнопку нанашей странице.
/>
Принеобходимости кнопки можно переименовать.
3.7 Построение диаграмм
Диаграмма — это графическипредставленная зависимость одной величины от другой. С помощью диаграммвзаимосвязь между данными становится более наглядной. Диаграммы облегчаютсравнение различных данных. Большинство диаграмм упорядочивают данные погоризонтальной (ось категорий) и вертикальной осям (ось значений). Отдельныеэлементы данных называются точками. Несколько точек образуют последовательностьданных.Для построения диаграммы в Excel надо сначала выделить диапазон ячеек,по данным которых будет строиться диаграмма (если поля находятся не рядом, товыделение производится при нажатой клавише «Ctrl», а потом нажать напанели инструментов кнопку «Мастер диаграмм». Появляется диалоговоеокно, предлагающее пользователю выбрать один из возможных типов построениядиаграмм.
/>
/>
/>
4. Системауправления базами данных Access 4.1 Общиеположения
Microsoft Access-это система управлениябазами данных (СУБД), предназначенная для создания и обслуживания баз данных,обеспечения доступа к данным и их обработки. Данные несут в себе информацию особытиях, происходящих в материальном мире.
База данных(БД) представляет собой организованную структуру, используемую для храненияданных, т.е. любых сведений о явлениях, процессах, действиях и т.п. Данныенесут в себе информация о событиях, происходящих в материальном мире, и по сутиявляются зарегистрированными сигналами, возникшими в результате этих событий.Сегодня большинство СУБД размещают в своих структурах не только данные, но иметоды, поэтому можно утверждать, что Microsoft Access-это СУБД, предлагающаяширокий диапазон средств для хранения информации и эффективного управления этойинформацией.
Базы данныхнесут содержат различные объекты, основными из которых являются таблицы.Структура простейшей БД соответствует структуре ее двухмерной таблицы,содержащей столбцы и строки. Их аналогами в структуре простейшей БД являютсяполя и записи.4.2 Разработка структуры базы данных
Передсозданием новой реляционной базы данных с помощью Access, необходимо разработатьструктуру БД. В первую очередь составить списки полей. В соответствие с типомданных определить тип для каждого поля.
– название телефона (текстовый);
– заводская цена (числовой);
– наценка магазина (числовой);
– количество проданных телефонов (числовой);
– выручка от продаж по каждой модели (числовой);
– сведения о фирме-изготовителе (страна, город) (текстовый).
Структуратаблицы определяется не только совокупностью столбцов (полей), типом и размеромкаждого столбца, но так же ключевым полем.
Закончив этаппроектирования, приступить к созданию БД с помощью СУБД Access.
После запускаMicrosoft Access одновременно с основнымокном Access выводится первое диалоговое окно, позволяющее создать новую БД.
Базу данныхмы разбиваем на две таблицы, в каждой из которых свои поля. Первая таблицасодержит такие поля, как название телефона, заводская цена, наценка магазина иколичество проданных телефонов. Вторая таблица содержит следующие поля:название телефона, выручка от продаж по каждой модели и сведения офирме-изготовителе.
Для созданияновой БД, поставить переключатель в позицию Новая база данных ивыполнить щелчок на кнопке ОК, после чего откроется окно Файл новойбазы данных.
/>
В окне Файлновой базы данных задать имя файла и указать папку, куда он будет помещен,а затем выполнить щелчок на кнопке Создать. В результате откроетсяосновное окно базы данных.
На левойпанели этого окна отображены элементы управления для вызова любого из семиобъектов БД: таблиц, запросов, форм, отчетов, страниц, макросов и модулей. Поумолчанию активен элемент Таблицы, поэтому на правой панели представленыэлементы управления для создания новой таблицы.
/>
/>
Распределениеполей по таблицам:
В режиме«Таблица» записываем названия полей и определяем тип данных для одной и длядругой таблицы.
/>
/>
Определяем Ключевыеполя. По этим полям будут связываться данные таблицы.
На данномрисунке показана связь между БД по ключевым полям (название телефона).
/>4.3 Создание таблиц в режиме Конструктора
Созданиетаблицы, как и других объектов БД, начинается с активизации окна базы данных.В этом окне выбираешь элемент управления Таблицы, после чего на правой панелиокна будет представлен список таблиц, уже входящих в состав БД. Если в базе неттаблиц, то на правую панель окна выводится только три элемента управления длясоздания новой таблицы: Создание таблицы в режиме конструктора, Созданиетаблицы с помощью мастера и Создание таблицы путем ввода данных.
Таблицы создаются в дваэтапа: на первом этапе определить её структуру, т. е. Состав полей, их имена,тип для каждого поля, его размер и другие свойства полей. На втором этапезаполнить таблицу данными, т. е. сформировать записи.
Для созданияТаблицы1, необходимо в окне базы данных выполнить щелчок на значке Созданиетаблицы в режиме конструктора или щелкнуть на кнопке Создать,расположенной на верхней панели окна. В открывшемся окне Новая таблица,выбрать режим создания таблицы – Конструктор, т. к. в этом режиме можносамому устанавливать параметры всех элементов структуры таблицы.
В колонку подназванием «Имя поля» вводим название данных полей, а во вторую колонку-типданных.
/>
Создаемвторую таблицу с несколько другими данными:
/>
Данныетаблицы в режиме «Таблицы»:
/>/>
4.4 Заполнение таблиц данными
Послеопределения структуры таблицы можно приступать ко второму этапу – заполнениютаблицы данными. Непосредственно ввод данных осуществляется в режиме таблицы.Переход в этот режим осуществляется из окна базы данных щелчком на кнопке Открытьпри выделение Таблица1. Новая таблица не имеет никаких записей, кроменаименования столбцов (полей). Для заполнения таблицы данными курсор установитьв требуемую ячейку указателем мыши. Переход к следующей ячейке выполняется спомощью клавиши [Tab], а в предыдущее поле можно попасть с помощью комбинации клавиш [Shift+Tab]. Таблица, заполненнаяданными, приведена на рис.
/>
4.5 Запросы на обновление
1) Вокне базы данных щелкните на кнопке объекта Запрос, затем накнопке Создать; в окне Новый запрос выбираем режим Конструктор и щелкаем накнопке Ок; в окне Добавление таблицы в качестве источника данных для запросавыбираем Таблицу1, щелкаем по кнопке Добавить и закрываем окно.
2) Из даннойтаблицы в запрос включаем только поле Выручка от продаж по каждой модели.
/>
2) Выполняемкоманду Запрос — Обновление, и вместо строки Сортировка появитсястрока Обновление.
/>
3) Вячейку строки Обновление поля Выручка от продаж по каждой модели вводимвыражение 1,5*[Выручка от продаж по каждой модели].
/>
4) Закрываембланк запроса, сохраняем его под именем Запрос на обновление. Открываемданный запрос, щелкаем по кнопке Да.
5) Затемоткрываем Таблицу1, и на экране появится Таблица1 с измененнымизначениями поляВыручка от продаж по каждой модели.
Дообновления:
/>
Послеобновления:
/>
Таким образом,Запрос на обновление позволяет при изменении, например, выручки отпродаж не пересчитывать и переписывать все сначала, а просто обновить даннуютаблицу и получить обновленные данные. 4.6 Запросы на выборку. Параметрические запросы
Запрос навыборку.
Запроспредназначен для пользователя. Пользователь хочет узнать сведения о телефоне,изготовленном в указанной стране. Запрос осуществляет выборку данных из таблицв соответствии с заданными условиями.
1)Вокне БД щелкнуть на значке объекта Запросы, а затем на кнопке Создать.
2) В окнеНовый запрос выбрать режим Конструктор и щелкнем Ок.
/>
3) В окнеДобавление таблицы выбираем поочередно Таблица 1, затем Добавить и Таблица 2 — Добавить.
/>
3) Щелкнутьпо первой пустой ячейке строки Поле, нажать по значку раскрывающегося списка, азатем щелкнуть по имени Название телефона; аналогично формируется поле Заводскаяцена, Количество проданных телефонов и Сведения о фирме-изготовителе.
4) Затем,в столбце под названием «Сведения о фирме-изготовителе» и в строке «Условиеотбора» пишем страну. Например, Финляндия. Хельсинки.
/>
После нажатияна панели инструментов значка в виде восклицательного знака у нас появитсятаблица со всеми искомыми телефонами, изготовленными в указанной стране игороде.
/>
Параметрическиезапросы
Последовательностьформирования этих запросов такая же, как и при простых запросах на выборку.Отличие заключается в том, что в строке «Условие отбора» вместо конкретногозначения поля, по которому осуществляется выборка, указывается сообщение,приглашающее пользователя ввести конкретное значение в поле. Это сообщениедолжно быть включено в квадратные скобки. Запрос отличается удобностьюиспользования.
Например, мывводим страну-изготовителя. И в таблице выводится список телефонов,произведенных в указанном месте.
/>
/>
При введениинужной страны появляется список телефонов, изготовленных в указанной стране игороде.
/>4.7 Создание и редактирование форм
С помощьюформ можно как вводить данные, так и выводить их в удобном для пользователявиде.
Рекомендуетсясоздавать формы либо с помощью мастера форм, либо использовать автоформы, а спомощью «Конструктора» форматировать либо редактировать формы.
Различают тривида автоформ:
-в столбец;
-ленточная;
-табличная.
Для тогочтобы создать форму, необходимо выполнить следующие действия:
1) В окне базы данныхщелкнуть на значке объекта Форма, а затем -Создать.
2) В окне Новая формавыделите Автоформа: ленточная, выберите в качестве источника данныхТаблицу1 и щелкнуть по кнопке Ок.
/>
Перед намиотображается следующая форма.
/>
Для созданияавтоформы в столбец нужно выполнить те же действия, только при появлении окна«Новая форма» нужно выбрать Автоформа: столбец.
/>
При нажатиина кнопку Ок, перед нами появится новая форма.
/>
4.8Создание и редактированиеотчётов
Основноеназначение отчетов — это вывод данных в виде выходного печатного документа.
Последовательностьформирования автоотчетов такая же, как и при формировании форм. Аналогичнымобразом, как и при создании форм с помощью мастера фомируются и отчеты спомощью «Мастера отчетов».
Автоотчетможет создать отчет в столбец или отчет в ленточном формате.
Формируемотчет в ленточной форме с подведением итогов:
1) В окнебазы данных щелкнем на значке объекта Отчеты, а затем — на кнопке Создать.
2) В окнеНовый отчет выделим Автоотчет: ленточный, выберем в качестве источника данныхТаблицу1 и щелкнем на кнопке Ок, после этого у нас отобразится созданный отчет.
/>
Перед намипоявляется ленточный автоотчет:
/>
3) Сохраняем данный отчетпод именем Итоги;
4) В окне БД выделим имяотчета Итоги и щелкнем на кнопке Конструктор.
/>
5) Установим указатель мышина нижнюю строки Примечание отчета и потащим вниз, тем самым создастся областьпримечаний.
6) Щелкнем по кнопкеПоле,в результате чего указатель мыши примет форму креста.
/>
7) Установим указатель мышив область примечаний и методом протаскивания мыши сформируем поле сприсоединенной надписью.
/>
Отобразилосьполе в виде рамки со словом Свободный.
8) Разъединим поле снадписью Поле 17 и вместо Поле 17 запишем Итого:, а вместо словаСвободный введем формулу
=Sum([выручка от продаж покаждой модели]).
/>
9) Закроем окно структурыотчета и сохраним изменения.
10) Послеоткрытия отчета у нас отобразится строка Итоги:
/>
Для созданияотчета с помощью «Мастера отчетов» необходимо:
1) Вокне базы данных дважды щелкнуть на кнопке элемента управления Созданиеотчетов с помощью мастера.
/>
/>
2) В окне Созданиеотчетов в качестве источника данных выберем Таблицу 1, после чего напанели Доступные поля отобразятся все поля таблицы.
/>
2) Переместимвсе поля таблицы с панели Доступные поля на панель Выбранные поля,выполним щелчок на кнопке с двумя стрелочками, затем по кнопке Далее.
3) Выделимна левой панели окна поле Сведения о фирме-производителе для заданияуровни группировки, щелкнем по кнопке с одной стрелочкой, затем Далее.
/>
4) Щелкнем покнопке Итоги, установим флажки параметрам Sum для полей выручка отпродаж по каждой модели, щелкнем по кнопке Ок, выберем поле Названиетелефона для задания сортировки по возрастанию, затем щелкнем по кнопке Далее.
/>
4) Выбереммакет отчета (ступенчатый), ориентацию (книжную) и щелкнем Далее.
/>
5) Выберемстиль отчета (деловой), щелкнем Далее, зададим имя отчета Название телефонов ищелкнем по кнопке Готово.
/>/>/>/>
Заключение
БД является важнейшей составной частьюинформационных систем, которые предназначены для хранения и обработкиинформации. Изначально такие системы существовали в письменном виде. Для этогоиспользовались различные картотеки, папки, журналы, библиотечные каталоги.Развитие средств вычислительной техники обеспечило возможность для создания иширокого использования автоматизированных информационных систем.Разрабатываются информационные системы для обслуживания различных системдеятельности, системы управления хозяйственными и техническими объектами,модельные комплексы для научных исследований, системы автоматизациипроектирования и производства, всевозможные тренажеры и обучающие системы.Современные информационные системы основаны на концепции интеграции данных,характеризующих большими объектами хранимых данных, сложной организацией,необходимостью удовлетворять разнообразные требования многочисленныхпользователей. Для управления этими данными и обеспечения эффективности доступак ним были созданы системы управления данными.
Таким образом, СУБД называют программную систему,предназначенную для создания ЭВМ общей базы данных для множества приложений,поддержания ее в актуальном состоянии и обеспечения эффективности доступапользователей к содержащимся в ней данным в рамках предоставленных имполномочий.
Приведенная для примера база данных учеников,обучающихся в учебных заведениях, разработана в программе Microsoft Access, которая является однойиз самых популярных среди настольных программных систем управления базамиданных. Среди причин такой популярности следует отметить:
· высокую степеньуниверсальности и продуманности интерфейса, который рассчитан на работу спользователями самой различной квалификации. В частности, реализована системауправления объектами базы данных, позволяющая гибко и оперативно переходить изрежима конструктора в режим их непосредственной эксплуатации;
· глубоко развитыевозможности интеграции с другими программными продуктами, входящими в состав Microsoft Office, а также с любымипрограммами продуктами, поддерживающими технологию OLE;
· богатыйнабор визуальных средств разработки.