Введение
Корпоративный сайт – наиболее популярный и часто встречающийся тип Web‑ресурса вИнтернете, который обеспечивает ряд возможностей: рост имиджа компании,расширение клиентуры и географии рынка сбыта, обеспечение прямых продаж. Крометого, наличие такого Web-pecypca позволяет осуществлять активную публикациюматериалов о товарах, услугах, проводить виртуальные рекламные кампании, PR‑акции и многоедругое. Если у компании уже есть свой offline‑бизнес, то с помощью корпоративных Интернет-системона создает новые каналы для взаимодействия с внешним миром.
Современный корпоративный сайт может быть реализован как в Интернете,так и в интранет-среде (внутрикорпоративной сети, построенной по принципамИнтернета). При этом внутрикорпоративный сайт дополняется необходимым числомбизнес-приложений, с помощью которых он может обеспечивать: механизмцентрализованного хранения информации, средства коллективной работы (почта,контакты, расписания), планирование, разработку, редактирование, утверждение ипубликацию материалов, а также многое другое.
Прежде, чем начинать разработку сайта и его проектирование, необходимовыработать его концепцию, основные цели и задачи, которые он должен решать:
– представительские функции. Корпоративный сайт для многих компанийстановится достаточно важным инструментом маркетинга, в частности пораспространению информации о своем существовании и своей продукции на глобальномуровне. Подробная информация о видах деятельности, истории компании, ее товарахили услугах поможет установить контакт с потенциальным партнером по бизнесу,поставщиком, покупателем;
– дополнительный канал сбыта. Это каталог товаров или описание услуг,предлагаемых компанией на местном рынке. Посетитель сайта, получивший подробнуюинформацию о товаре (внешний вид и его стоимость, месторасположение торговыхзон), является уже подготовленным покупателем. Корпоративный сайт является ещеболее «продвинутым», если он содержит электронный магазин или связан с ним;
– сервисное обслуживание потребителей. Как известно, любойпотребитель, приобретая товар или услугу, считает немаловажным получитьпрофессиональный совет и грамотную консультацию. Именно через Интернетпотребитель может получить оперативную консультационную помощь, ознакомиться снаиболее часто задаваемыми вопросами и ответами, подборкой разъяснений, правилэксплуатации, инструкций по определенным группам товаров, участвовать в Web‑конференции по соответствующейтематике и получать почтовые рассылки на заданную тему;
– поддержка региональной политики. Корпоративный Web‑сайтможет стать местом привлечения дилеров и расширения рынков сбыта, англоязычнаяверсия сайта может послужить началом переговоров с партнерами повнешнеэкономической деятельности;
– сбор маркетинговой информации. Сбор откликов на новыетовары или потребительские опросы, статистика посетителей и анализ информации опосетителях;
– наем персонала. Менеджер по персоналу может размещать в соответствующемразделе информацию о вакансиях.
1. Чтонужно знать о сознании корпоративного сайта
1.1 Структура сайта
Независимо от того, будете ли создавать сайт самостоятельно или воспользуйтесьуслугами профессиональной Web‑студии, нужно ответить на ряд простыхвопросов: зачем нужен Web‑сайт? кому он будет интересен? как посетительнайдет то, что ему нужно? почему на него захотят вернуться? и другие подобныевопросы.
Типичная структура Web‑сайта компании может содержать следующиефрагменты (рис. 1):
– сведения о компании. На этой странице следует рассказать о целях испециализации компании, ее истории, показать «сильные» стороны и реализованныепроекты.
– информация о продукции и услугах. Здесь представьте свою продукцию,опишите ее свойства и преимущества, приведите примеры использования. Нанескольких страницах представьте товары или услуги, сгруппировав их покакому-то признаку. Если вы планируете принимать заказы на свою продукцию илиуслуги через Интернет, то разместите здесь форму заказа.
– поддержка. В этом разделе представьте дополнительную техническуюинформацию, спецификации на продукцию, списки часто задаваемых вопросов, советыпо использованию и рекомендации по эксплуатации и др.
– новости. Проинформируйте посетителей Web‑сайта о новых товарахи услугах, предоставляемых фирмой, представьте пресс-релизы и т.п.
– обратная связь. Предложите форму для отзыва, гостевую книгу,адреса электронной почты, на которые клиент может отправить запрос, и т.п.
Чтобы заняться созданием собственно Web‑страниц, первое,что нужно сделать, – на обычной бумаге нарисовать страницы такими, какими будутотображаться в окне Web‑браузера. Это обусловлено тем, что, например, текст икартинку, точно размещенные на странице, проще реализовать на бумаге, чем в HTML‑коде. И толькопосле создания окончательного варианта макета страниц Web‑дизайнеры или высами можете приступать к их переводу на язык HTML. Вероятно, конечныйрезультат будет значительно отличаться от оригинального макета, но, тем неменее, там останутся ваши идеи.
Очень часто в погоне за красивым оформлением разработчикизабывают, что для посетителя первична информация, а оформление все-такивторично, хотя именно графика создает привлекательность сайта.
1.2 Типы сайтов
Различают три типа сайтов: динамический, статический и статическийс отдельными динамическими (программными) компонентами.
Динамический сайт – это сайт, в котором Web‑страницыгенерируются программой в ответ на запрос пользователя. Такой сайт позволяетбыстро и корректно добавлять и изменять информацию и дизайн, организовыватьсложный поиск с учетом множества параметров. При большой посещаемостидинамического сайта могут возникнуть проблемы, связанные с чрезмерной загрузкойсервера, а также с тем, что не каждый провайдер обеспечит размещение базыданных, программ, работающих с ними, или сервера, поддерживающего существующиетехнологии создания динамических сайтов и взаимодействия с базами данных.
Статический сайт – это сайт, состоящий из полностью готовых к загрузке Web‑страниц. Такойсайт может разместить любой провайдер, так как не требуется размещения никакихпрограммных компонентов, а скорость загрузки статических страниц гораздо выше,чем скорость генерирования любой динамической web‑страницы. Срединедостатков статического сайта следует отметить невозможности управлениясайтом, изменения его информации и оформления.
Статическийсайт с отдельными динамическими компонентами позволяет частично решить проблемыобычного статического Web‑сайта.
2. Регистрация и размещение
2.1 Выбор имени корпоративного сайта
Когда вы решились создать свой Web‑сайт, то еще передрегистрацией его доменного имени необходимо подобрать соответствующее имя, чтодостаточно важно для Web‑сайта. Запоминаемое и легко произносимоедоменное имя играет не последнюю роль в продвижении вашего бизнеса в Интернете.Поэтому при выборе имени Web‑сайта нужно придерживаться некоторыхправил.
Если у Web‑сайта короткое и легко произносимое имя, то потенциальномуклиенту не составит труда запомнить, а через некоторое время и вспомнить его.Такое имя очень просто можно продиктовать по телефону. Однажды побывав на вашемWeb‑сайте, посетительдаже через месяц легко вспомнит его адрес и порекомендует знакомым и коллегам.
Следующий важный момент связан с соответствием имени Web‑сайта и названиявашей компании, что позволит продвигать ее в Интернете. Безусловно, ведяоффлайновый, бизнес у вас складывается определенный круг клиентов, которыепридя в Интернет, будут отыскать ваш Web‑сайт по имени компании вразличных доменах, например, www.company.ru или www.company.com.
Если вы будете выбирать имя сайта на английском языке, то онодолжно писаться однозначным образом. Если название компании достаточно сложноеи длинное, неоднозначно передаваемое английскими буквами, желательнодополнительно зарегистрировать сокращенное название. В качестве Web‑сайта может бытьанглийское название предмета или понятия, связанного с деятельностью компанииили направленностью. Здесь желательно использовать достаточно простые и частоупотребляемые английские слова.
С февраля2001 года в имени Web‑сайта могут употребляться не только английские названия иимена. Network Solutions fhttp://www, networksolutio-ns.com принимает заявки на регистрацию доменных имен на70 различных языках, в числе которых русский и украинский языки. Для владельцевWeb‑сайтов этоозначает принципиально иной уровень возможностей (прежде всего – в сферемаркетинга и рекламы, а также решение проблемы неоднозначности написания словна различных языках). Так что теперь можно будет встретить Web‑сайты с нескольконепривычным написанием, например www.зepно.com, www.зipкa.org).
Можно зарегистрировать несколько доменных имен, которые каким-либообразом ассоциируются с написанием имени вашей компании.
Нежелательно размещать свой Web‑сайт (и естественно, этоотразиться в его имени) на Web‑сервере с несолидным именем: www.sexpro.com.
Адрес, выдаваемый службами бесплатного хостинга, может в значительноймере испортить первоначальное впечатление от Web‑сайта. Кроме того,вы зависите от своего провайдера и в то же время, вкладывая деньги в свой сайти делая его популярным, вы продвигаете и сайт провайдера. И в конце концов,когда вы «уйдете» от этого провайдера, то еще долгое время должны будетеперенаправлять все ссылки на свой сайт. Зарегистрированное же на вас доменноеимя можно без и особых затрат переводить на обслуживание другому провайдеру. Инаконец, собственное имя позволит всем сотрудникам компании получить адресаэлектронной почты в доменном имени компнии, например, имя @компания.com, и назначить рядслужебных адресов, типа іnfо@имя_компания. соm, sales@ компания. соm и др.
Итак, имя Web‑сайта должно легко запоминаться, бытьдостаточно коротким и простым в написании, легко произносимым, содержать либоимя вашей компании, либо название сферы ее деятельности или основного продукта.
После того, как вы выбрали имя Web‑сайта, надорешить, в каком домене оно будет находиться. Самым универсальным Web‑адресом считаетсядомен.com. Доменное имя company.com подойдет любому предприятию. Если бизнес связаннапрямую именно с конкретной страной, то лучше выбрать географический доменстраны. В Украине, например, широко применяется домен с суффиксом.com.ua и. ua. Если сфера интересовограничивается каким-либо областным центром, то подойдет один из географическихдоменов третьего уровня (например, liga.kiev.ua или port.odessa.ua).
Выбрав имясвоего Web‑сайта, проверьте, не занято ли оно кем-то. По адресам www.intercom.org/virtual/dns.html (для.com.org.net.org) и www.amsoft.ru/cgi-bin/ripn (для.ru) можно проверить,зарегистрировано ли уже то или иное имя. Если выбранное имя уже занято,придется искать другое или попытаться перекупить его.
2.2 Что такое squatters
Регистрация звучных доменных имен, доменных имен известных компанийс целью последующей продажи стало бизенсом. Людей, занимающихся подобнымбизнесом, называют сквотерами (squatters). При этом суммы подобных сделок могут достигатьдесятка, а в некоторых случаях даже сотни тысяч долларов, например, Multimedia Publishing выплатила $150000 задомен www.business.com. Желающим получить «симпатичный» домен, который еще незарегистрирован как торговая марка, но уже имеет своего владельца, можно предложитьпосетить аукцион доменных имен www. Shoutloud.com, на котором в настоящее время продается более 20тысяч адресов.
2.3 Регистрация доменного имени
Домены первого уровня (такие как com, net, org, net, ru, ua, de и др.) закреплены заразличными странами и международными организациями, определяющими правила ихиспользования и регистрирующими в своих зонах домены нижних уровней. Начиная сдоменов второго уровня (например, tero.com, rusnet.net), регистрация имен доступна уже для компаний иобычных пользователей.
Оформлением и поддержанием доменных имен занимаются специализированныеорганизации. Так, регистрацией доменов в зонах.com.edu.org.net занимается InterNIC (Internet Network Information Center) (www.internic.net). В Европе ее функциювыполняет RIPE (www.ripe.net), в России регистрацией доменов в зоне.ru занимается RIPN (www.ripn.net).
С конца 2001года в Украине появилась возможность регистрировать домен второго уровня в зоне. ua (например, на сайте www.imena.com.ua (рис. 2)), а доэтого времени регистрация имен сайтов производилась в доменах третьего уровня:.com.ua, net.ua, org.ua, gov.ua, edu.ua, а также географическиедоменные имена, которые образованы на основании названий областей Украины(например: kiev.ua, odessa.ua, zp.ua).
2.4 Где хранить Web‑сайт
Одной из основных услуг каждого провайдера является Web‑хостинг – предоставление ресурсов(дискового пространства, оперативной памяти, процессорного времени, каналадоступа в Интернет) для размещения в Интернете каких-либо служб, например,личного или корпоративного сайта, информационного ресурса. Особенно хороша этауслуга для сайта, нетребовательного к ресурсам сервера.
При Web‑хостинге файлы сайта физически располагаются на арендуемомдисковом пространстве провайдера. Пользователь при этом освобождается отнеобходимости следить за оборудованием, пожарной безопасностью в машинныхзалах, поддержкой операционных систем и сетеобразующего оборудования. Кнедостаткам хостинга относится неполная конфиденциальность внутренних данных(провайдер может получить доступ к любым из них) и невозможность полногоконтроля за сервером.
Всем своимабонентам провайдеры предлагают небольшое бесплатное дисковое пространство для Web‑сайта: обычно это2 Мб. Если объем сайта превышает бесплатную дисковую квоту, поддержкадополнительной информации оплачивается из расчета около $5 за 1 Мб в месяц.
В последнее время в Интернете все чаще можно встретить сайты, организаторыкоторых предлагают посетителям услуги бесплатного хостинга, позволяющегоразместить сайт, почтовый ящик и поддерживать различные Web‑приложения.
Бесплатный хостинг имеет некоторые недостатки. Так, во всескрипты, устанавливаемые пользователем, провайдеры бесплатного хостинга помещаютссылки на рекламные баннеры. Эта реклама позволяет окупить расходы провайдера,связанные с поддержкой сайта клиента.
Альтернативной хостингу услугой является colocation – размещение на техническомузле провайдера компьютера пользователя и подключение его к высокоскоростномумагистральному каналу Интернета (backbone). Привлекательность colocation по сравнению с хостингом– в отсутствии каких-либо ограничений в программном и аппаратном обеспечениисервера (кроме того, информация на нем более защищена, чем на компьютере общегопользования).
Управлять своим сервером пользователь может при помощи удаленногоили терминального доступа – рабочего места на технической площадке провайдера. Colocation – услуга для тех, ктоиспользует Интернет как мощный инструмент для ведения бизнеса, предоставленияуслуг интерактивного доступа, взаимодействия с партнерами и покупателями. Стехнической стороны, это идеальный вариант, но не следует забывать, что приобычной стоимости хостинга $10 – 100 в месяц, размещение физического серверастоит от $150 и более (без затрат на техническую поддержку).
3. Популяризациясайта
3.1 Контент
Одной из самых важных составляющих популярности Web‑сайта является егосодержимое (контент – от англ. content). Если на Web‑сайте нет полезнойинформации, рассчитанной на определенный круг пользователей, то вряд ликому-либо, и вам в том числе, нужен такой сайт. При этом структура размещенияинформации на сайте должна быть ясной и понятной, чтобы упростить посетителямпоиск нужной информации.
Также большое внимание надо уделять орфографическим и грамматическимошибкам. Чтобы их исключить, готовьте текст в редакторе с проверкой орфографиии перечитывайте то, что может появиться на глазах у миллионов людей на разных континентах.
3.2 Графическое оформление
Важная составляющая успешности сайта – это его дизайн, основу которогосоставляет графическое оформление. Именно оно определяет, насколькопривлекательными будут Web‑страницы. Здесь срабатывает принцип: встречаютпо одежке, а провожают по контенту. Графическое оформление должно укладыватьсяв общую цветовую схему сайта.
Для использования в Web графических элементов применяется два основныхформата файлов – GIF и JPEG. Сейчас становится популярным еще один формат для Web‑графики подназванием PNG.
Формат GIF поддерживает не более 256 цветов (глубина цвета 8 бит),использует палитру цветов и сжатие без потери информации по методу LZW (который подобенприменяемому в архиваторе PKZIP), т.е. GIF‑файлы практически не сжимаются. Являетсяпоточным форматом, т.е. показ картинки начинается во время загрузки в Web‑браузер.
Позволяет назначить одному из цветов в палитре атрибут«прозрачный», что применяется при создании так называемых прозрачных GIF‑файлов, а такжеможет сохранять в одном файле несколько изображений, что актуально приизготовлении анимированных GIF‑файлов. Этот формат поддерживаетвозможность вставки в файл управляющих блоков, которые позволяют вставлятькомментарии в файл.
Учитывая, что формат GIF поддерживает не больше 256 цветов, то всеизображения, которые сохраняются в нем, уменьшают количество цветов, чтобы«уложиться» в этот предел. Поэтому при преобразовании в этот формат,изображения могут приобретать неестественный вид.
Формат JPEG позволяет сохранять полноцветные изображения с количеством 16,7млн. цветов (глубина цвета 24), причем, если в рисунке меньше цветов, то передсохранением файла он все равно преобразуется в полноцветное изображение.Использует сжатие с потерями информации, за счет чего достигается высокаястепень сжатия файлов. Но все же основное его предназначение JPEG – это хранениеизображений фотографического качества.
Рисунки для Web должны быть не толькопривлекательными, но и весьма компактными, чтобы обеспечивать компромисс междуэффектным оформлением и малым временем загрузки Web‑страниц в Web‑браузер пользователя.Это достигается за счет оптимизации, т.е. подбора наиболее подходящего дляконкретного изображения файлового формата (GIF, JPEG или PNG) и сокращения размерафайла, а также количества цветов.
Для придания Web‑изображениям «жизни» и движенияиспользуются программы GIF‑анимаций, входящие в состав популярныхграфических пакетов (см. далее).
3.3 Стиль Web‑сайта
Говоря о стиле Web‑сайта, можно выделить его следующиеэлементы:
– шрифт. В пределах каждой публикации (статьи) он должен иметь одинаковыехарактеристики (гарнитура (начертание), кегль (высота), цвет);
– абзац. Также должен быть одинаковым в пределах каждой публикации(статьи);
– цветовая схема. Определяется тремя цветами Web‑страницы, которыеиспользуются для представления обычного текста, ссылок и посещенных ссылок. Всеэти параметры указываются в тэге . Цветовая схема должна повторяться на всехстраницах публикации, это создаст у посетителя ощущение целостности сайта. Цветссылок должен быть таким, чтобы посетитель видел, что это ссылки, но они немешали бы ему читать основной текст. Как известно, подчеркнутый текст в Web – это ссылка, поэтому ненужно использовать подчеркнутый текст в публикации, чтобы не заводить в заблуждениепосетителей. Цвета ссылок и посещенных ссылок не должны быть одинаковыми, чтобыпосетитель мог видеть, по каким ссылкам он уже путешествовал;
– навигация. Именно навигационные средства (кнопки, стрелки, ссылки)позволяют посетителю сайта правильно ориентироваться в нем. Всегда нужно даватьвозможность перейти на заглавную страницу своего сайта. Кроме того, многиепользователи попадают на ваши Web‑страницы с поисковых систем и их нужновывести на заглавную страницу, чтобы они узнали, чей же это сайт. Еслисоздается графическая навигационная панель, то обязательно должна быть итекстовая копия, помещенная, как правило, в верхней или нижней части страницы,так как текст в любом случае загружается быстрее графики.
3.4 Максимально допустимый объем Web‑страницы
При доступе кИнтернету нужно учитывать наименьшую скорость передачи данных черезкоммутируемую связь, т.е. по телефону. Средняя скорость передачи данных помодему составляет 14 400 бит/с. На основании этого, можно посчитать время,затрачиваемое на загрузку одного килобайта данных в окно Web‑браузера. Присредней скорости загрузки 14 400 бит/с в идеальном случае за 1 секунду можнозагрузить 1,8 Кб данных. Учитывая это, можно рассчитать объем Web‑страницы, котораядолжна загружаться за 30 секунд: 30×1,8=48 Кб. При чем в этом объемеучитываются и размеры графического оформления.
3.5 Использование фреймов
Механизм использования фреймов (кадров) заключается в том, что всеокно Web‑браузера делится на несколько областей, в каждую из которыхможно загрузить независимую Web‑страницу. Кроме того, можно управлятьлюбой страницей из любого окна. Основной недостаток применения фреймов:страницы Web‑сайта не индексируются обычными поисковыми системами,исключая первую страницу.
4. Продвижение Web‑сайта
4.1 Регистрация в тематических каталогах
После создания Web‑сайта его издатели стремятсязарегистрировать его в соответствующем тематическом каталоге. Сам процессрегистрации в каталогах достаточно прост, а вот добиться регистрации достаточнотрудно. Безусловно, рассчитывать на успех можно лишь в том случае, если у васдействительно заслуживающий внимания Web‑сайт, и тогда модераторукаталога будет трудно отказать в регистрации.
Прежде всего определите тематику каталогов, которой должен соответствоватьсозданный Web‑сайт, и с помощью 2–3 поисковых машин определитепопулярность каталогов (количество ссылок на них).
Постарайтесь добиться того, чтобы заглавная Web‑страница была включенаименно в тот раздел каталога, который является наиболее подходящим для нее.
«Станьте» насторону поисковика и подумайте, как он будет формировать запрос для поиска,какие ключевые слова или выражения будет использовать. Как правило,пользователь ищет информацию в каталогах двумя способами: с помощьюиерархической системы каталогов или внутреннюю поисковой машины, котораявыполняет поиск исключительно по краткому описанию и ключевым словам, указаннымвами при регистрации Web‑сайта (описание и ключевые слова могутбыть откорректированы модератором каталога).
Поэтому при регистрации сайта в поле для описания Web‑сайта нужнопомещать не более 15 слов, чтобы исключить вероятность его сокращениямодератором и тем самым изменения смысла или потери важной информации.
Так как Web‑страницы внутри каталога следуют валфавитном порядке, то, чтобы ваша страница оказалась недалеко от начала спискав каталоге, ее имя должно начинаться с первых букв алфавита английского языкаили цифр. Вышеупомянутое утверждение верно, если поисковик переходит изкаталога в каталог самостоятельно. Если он пользуется внутренней поисковой машины,то Web‑страницы будутвыдаваться в порядке убывания релевантности, а не в алфавитном порядке.
4.2 Настройка Web‑страниц для поисковых машин
Ниже предлагаются несколько общих советов, которые помогут появлениюWeb‑страниц в спискерезультатов отклика поисковой машины на запросы пользователей.
На странице должен быть текст. Так как поисковые машины (ПМ) индексируютименно текст, то Web‑страница с недостаточным количеством текста имеет малошансов попасть в список отклика ПМ на запрос пользователя.
Используйте принцип перевернутой информационной пирамиды. В началедокумента необходимо выдавать его изюминку для завлечения читателя. Это полезнои для ПМ.
Тщательно подбирайте ключевые слова. Подумайте, какие слова и / илисловосочетания будет употреблять пользователь для поиска информации, релевантнойтематике вашего Web‑сайта. Старайтесь использовать не только общие, но испецифические слова.
При запросе по определенному словосочетанию ПМ находит в своихиндексах все Web‑страницы, которые их содержат. Таких страниц может бытьтысячи, и поэтому следующей задачей является отображение их пользователю впорядке убывания релевантности. При вычислении коэффициента релевантностиучитывается количество и месторасположение ключевых слов документа.
Чем большеключевых слов, тем более релевантным является документ. Для ПМ одно и то жеслово может иметь различный «вес» в зависимости от того, где оно встречается в html‑документе.Наибольший «вес» имеют слова в заголовке страницы. Поэтому обязательно поместитеключевые слова в заголовок документа. Однако не стоит делать заголовокбессмысленным и слишком длинным, перегружая ключевыми словами.
Указывайте ключевые Web‑страницы сайта. Как правило, поисковыемашины индексируют страницы по гипертекстовым ссылкам из указанной страницы.Иногда они, правда, ошибаются, поэтому полезно указывать первые 3 уровня дереваWeb‑страниц или тестраницы, которые наилучшим образом отражают суть вашего сайта.
Помните о ссылках на внутренние страницы сайта. Так как поисковые машиныотыскивают страницы именно по гипертекстовым ссылкам, то чем больше ссылоквнутри дерева документов на Web‑сайте, тем больше вероятность того, что ниодна страница не будет «забыта» при индексировании. Справедливо и обратноеутверждение. Если имеются ссылки на другие, внешние сайты, то не исключено, чтопоисковый робот уйдет по этим ссылкам, не до конца проиндексировав страницывашего Web‑сайта.
Количество разрешенных ключевых слов для этого параметра зависитот ПМ (длина в среднем составляет 200 символов). Не используйте одни и те жеключевые слова многократно (поисковая машина их просто проигнорирует).Рекомендуется использовать их три раза, причем не помещать одно за другим, ачерез другие ключевые слова.
При выдаче результатов отклика поисковая машина, кроме заголовка,отображает первые 100–200 символов текста с вашей Web‑страницы (рис. 3).Но первые слова страницы могут не подходить в качестве аннотации. Используяпараметр description, можно указывать любое другое описание, которое будет привлекательнодля пользователя. Включая в это описание ключевые слова, еще большеувеличивается их процентное соотношение на странице и, соответственно,улучшается ее релевантность.
Так как ПМ сначала обращаются к файлу robots.txt, то он должен присутствоватьна каждом Web‑сайте. Этот файл описывает права доступа для поисковыхроботов, причем существует возможность указать для различных роботов разныеправа. Файл robots.txt предназначен для указания роботам поисковых машин, каким образоминдексировать Web‑сайты. Он должен содержать записи, которые связаны с темили иным роботом и указывают, что не надо индексировать.
Для роботовПМ существует стандарт под названием Standard for Robot Exclusion. Последнюю версию этогодокумента можно найти по адресу: info.webcrawler.com/mak/proiects/robots/robots.html.
Для индексирования сайта можно использовать специальные бесплатныесерверы-регистраторы, среди которых можно выделить www.addme.com, www.uswebsites.com/submit, http: //www.design.ru/free/addurl. Если с заглавнойстраницы по ссылкам можно попасть на любую из страниц Web‑сайта, то роботПМ, обходя весь сайт, проиндексирует все его Web‑страницы.
Так как многие ПМ позволяют вести поиск и сортировку информации податам, то очень важно, чтобы Web‑сайт правильно поддерживал даты.
Также необходимо помнить об индексировании одинаковых документов вразных кодировках и индексировании одного сайта на разных серверах.
4.3 Сколько страниц регистрировать
Если ссылки сзаглавной Web‑страницы ведут на любую из страниц сайта, то можнозарегистрировать только заглавную страницу. Однако следует иметь в видуследующее:
– при регистрации поисковые системы обычно оперативнопомещают в индексы указанную страницу и ставят весь остальной сайт в очередь наиндексацию, а промежуток времени между индексацией указанной страницы и всегоостального сайта может составить неделю;
– некоторые поисковые системы не индексируют автоматическивнутренние страницы глубже четвертого уровня (т.е. когда для попадания настраницу надо совершить четыре перехода по гипертекстовым ссылкам);
– организация навигации с помощью кадров, картинок, Java‑скриптов можетпомешать роботу пройти вглубь Web‑сайта для индексации внутренних страниц.
Принимая во внимание вышеперечисленное, желательно регистрироватьне только заглавную Web‑страницу, но и несколько внутренних страниц.
Через некоторое время после регистрации нужно проверить, проиндекированыли Web‑страницы впоисковой машине.
Желательно периодически (например, раз в месяц) наведываться в стратегическиважные для вас информационно-поисковые системы и снова проверять, есть ли ваши Web‑страницы в ихиндексах.
4.4 Службы обмена баннерами
Службы обмена баннерами обеспечивают показ баннеров на другихстраницах и взамен показывают чужие баннеры на ваших станицах. Некоторыесистемы обладают развитым механизмом избирательности показа баннеров: позволяютпоказывать баннеры только на серверах определенной группы и с заданнойинтенсивностью, позволяют не показывать баннер повторно одному и тому жепользователю, позволяют настраивать время показа баннера. Как правило, обменбаннерами производится не равнозначный, т.е. за один показ вашего баннерапридется показать несколько чужих баннеров.
При наличиифинансовых средств для рекламы вашего сайта в Интернете можно покупать показыбаннеров на часто посещаемых Web‑сайтах и порталах. Стоимость показаизмеряется в СМР (стоимость тысячи показов). Также многие системы предлагаютпокупать не показы баннеров, а заходы по ним на ваш Web‑сайт.
Баннеры
Баннерная реклама может служить для привлечения посетителей на Web‑сайт,а также для создания и продвижения имиджа фирмы ее товаров и услуг.
Баннер – это прямоугольное графическое изображение в форматах GIF или JPEG, которые минимизируютразмер файла (что очень важно для баннеров). Чаще всего применяется GIF, позволяющий применятьанимацию, что делает баннер более эффектным и привлекающим внимание посетителей(рис. 4).
Баннер помещается на Web‑странице издателя и имеет гиперссылку насайт рекламодателя. Одной из самых важных характеристик баннера являетсяотношение числа кликов (щелчков кнопкой мыши) на баннере к числу его показов (click/through ratio – CTR). Если баннер былпоказан на какой-либо Web‑странице 100 раз, а выполнили щелчок нанем (кликнули) 3, то отклик такого баннера равен 3%.
Обязательнопомните о том, что используя завлекающие, но мало относящиеся к делу баннеры,вы, возможно, привлечете заинтригованных посетителей, но, при этом, потеряетедействительно заинтересованных в вашем ресурсе пользователей.
Параметры баннера
Размеры.
Чем больше баннер, тем больше отклик на него. Баннеры большого размерыболее заметны, они могут более эффектно и информативно воздействовать напользователя. Но за размещение большого баннера приходится больше платить.Кроме того, баннеры большого размера могут долго загружаться и пользователь неувидит их до того, как перейдет на другую Web‑страницу.
В настоящее время не существует официально принятых стандартовразмеров баннеров, хотя наиболее распространенными являются размеры 468×60пикселей и 88×31 пикселей (маленькие кнопки). В табл. 1. перечислены основныеразмеры баннеров.
Таблица 1. Размеры баннеровТип Размер (пиксели) Полноразмерный 468 х 60 Полноразмерный с вертикальной панелью перемещения 392 х 72 Половинчатый 234 х 60 Квадратный 125 х125 Кнопка #1 120 х 90 Кнопка #2 120 х60 Микрокнопка 88×31 Вертикальный (простой) 120 х 240 Вертикальный (skyscraper) 140 х 600 Вертикальный (wide skyscraper) 160 х 600
Чтобы баннер загружался при отображении Web‑страницы в окне Web‑браузера как можнобыстрее, существует ограничение на размер баннера, измеряемое в Кб. Например,для баннера 468×60 пикселей максимальный размер обычно составляет 10–15 Кб.
Изображения и цвета.
Изображения привлекают внимание посетителей и могут дополнятьсмысл рекламы. Анимированные баннеры часто позволяют донести рекламноесообщение более эффективно. Использование анимации на баннерах увеличивает ихотклик на 25%.
Яркие цветапривлекают к себе взгляд пользователя. Как утверждают специалистыИнтренет-рекламы, голубой, зеленый и желтый цвета предпочтительней, чем белый,красный и черный. В то же время могут использоваться и распространенныесочетания цветов. К ним относятся синий на белом, черный на желтом, зеленый набелом, черный на белом, зеленый на красном, красный на желтом, красный набелом, оранжевый на черном, черный на пурпурном и некоторые другие.
Отклик баннера.
Заметим, что увеличение отклика баннера (CTR) не является абсолютнымпоказателем эффективности баннера. Поэтому, если вам нужны постоянныепосетители, то кроме привлечения (увеличения отклика баннера), должны бытьпредложены и нужная им информация и услуги. Но сначала все же нужно увеличитьотклик баннера, используя один из рассмотренных ниже способов.
Самый простой способ – увеличить количество щелчков на баннере (попроситьоб этом пользователя). По статистике, баннеры, содержащие слова типа «click here», «жми сюда» и др. Такжеувеличивают отклик использование на баннерах элементов графическогопользовательского интерфейса, например, кнопок, полос прокрутки и т.д.
Иногда дизайнеры помещают элементы баннера на прозрачную подложку.На любом Web‑сайте он выглядит не как баннер, а как просто набор элементовна странице, и воспринимается посетителями не как реклама, а как рекомендациивладельцев сайта или как ссылка на один из внутренних разделов.
Можно сделатьбаннер загадочным, чтобы заинтриговать пользователя и тем самым вызвать егоинтерес к теме, связанной с баннером (рис. 5).
Все большуюпопулярность получает технология Shockwave Flash от Macromedia (www.macromedia.com), которая идеальноподходит для создания интерактивных баннеров. ShockwaveFlash может работать не толькос растровой, но и с векторной графикой. Элементы Flash‑баннеров могутреагировать на перемещение мыши, такие баннеры могут содержать различные видыэлементов контроля и разнообразные меню. Эти баннеры могут, например, содержатьссылку не на одну страницу (как обычные GIF- и JPEG‑баннеры), а нанесколько. Кроме того, Flash‑баннеры работают со звуком. С помощьюустанавливаемой на сервере программы Macromedia Generator имеется возможностьдинамически менять содержимое баннера.
4.5 Обмен ссылками
Принцип обмена ссылками заключается в том, что вы помещаете на своемWeb‑сайте ссылку надружественный сайт, с которого взамен указывается ссылка на ваш сайт. Нужноучитывать, что текстовая ссылка часто работает гораздо эффективнее, чем баннер,потому что к баннеру относятся как к рекламе, порядком надоевшей всем.
Где размещать ссылки на другие Web‑ресурсы? Этодостаточно деликатный вопрос, так как вы можете «увести» посетителя со своегосайта. Существует несколько подходов к размещению ссылок на чужие сайты. Обычносоздается специальная страница, содержащая все ссылки на другие ресурсы.Правильно и грамотно подобранные ссылки на Web‑сайты со сходнойтематикой, снабженные полезными комментариями, добавят «авторитетности» вашемусайту.
Также можно разместить ссылки в контексте подходящих для этоготем, но так, чтобы страница, на которую указывает ссылка, открывалась в новомокне Web‑браузера, что позволит посетителю «не забыть» о вашемсайте, так как он останется открытым. Разумеется, не стоит ставить ссылки насвоих прямых конкурентов, так как это может «увести» от вас существующих илипотенциальных клиентов.
Перед обменом ссылками прежде всего узнайте, с каких сайтов ужеимеются ссылки на ваш ресурс. Обнаружить их можно двумя способами. Первыйспособ связан с реферер-логам, которые генерируются на вашем сайте, а второйреализуется с помощью поисковых машин указанием ссылки на свой сайт. Затемсоставьте список Web‑сайтов, на которых имеются ссылки на ваш сайт, и, разославписьма с предложением по обмену ссылками (или покупки ссылок), приступайте кпереговорам.
Если переписка или переговоры завершились успешно, т.е. на вашсайт поставили ссылку, желательно раз в месяц проверять ее наличие.
Можно ли обойтись без взаимности? Если вы найдете ресурс, которыйбесспорно будет полезен вашим посетителям, полезно поместить на него ссылку,даже не требуя ответных действий, хотя соблюдая правила хорошего тона, нужнопредупредить владельца этого Web‑сайта.
Что такое круговыессылки? Это одна из форм обмена ссылками. Круговые ссылки (web-ring) предполагают, что с Web‑сайтовопределенной тематики указываются ссылки друг на друга по кругу. Ониподдерживаются по адресу www.webring.com.
4.6 Использование счетчиков
Припродвижении сайта хороший счетчик – это самый нужный и удобный инструмент дляоценки эффективности ваших действий не только в процессе рекламных кампаний(рис. 6). Они позволяют постоянно контролировать поток посетителей и анализироватьэффективность вашей работы в Интернете.
Кроме элементарного подсчета количества посетителей, счетчикдолжен уметь учитывать и разнообразные подробности:
– кто пришел (имя хоста, Web‑браузер,операционная система);
– откуда пришел (с какого Web‑сайта);
– когда пришел (с точностью до минуты);
– сколько времени провел (очень хотелось бы);
– распределение посетителей по часам.
– распределение посетителей по дням недели.
– все уникальные пользователи и количество посещений каждымиз них страницы (т.е. IP адреса).
– все ссылки, по которым пришли пользователи, отсортированныепо их вкладу в общий трафик.
Для тогочтобы счетчик более точно считал посетителей, его следует установить в самомначале страницы, чтобы он загружался как можно раньше. А для того, чтобы отэтого не страдал дизайн сайта, администраторы большинства счетчиков разрешаютпревращать «нулевой» пиксель, в незаметный для пользователя. Само изображениесчетчика размещается там, где это согласуется с дизайном. Это как правило,нижняя часть заглавной страницы Web‑сайта.
4.7 Рейтинговые системы
Участие врейтинговых системах позволит понять, насколько ваш Web‑сайт популярен посравнению с другими ресурсами этого направления. Количество посетителей срейтинговой системы зависит от посещаемости выбранной категории рейтинга и,конечно, от места Web‑сайта в ней. Ведь критерием выбора сайта для пользователейможет быть именно его посещаемость.
Разумеется, чтобы оказаться перед глазами большинства участниковрейтинга, необходимо быть как можно выше в одной из его тематических категорий.
Многиерейтинговые системы продают размещение рекламы на своих страницах. Размещениецелесообразно делать в соответствии с определенной тематической категорией,рассчитывая на пользователей, обращающихся к рейтинговой системе как к каталогуресурсов.
Выводы
В процессевыполнения контрольной работы мы ознакомились о части бизнеса в Интернете –создании и продвижении корпоративного сайта: структуре сайта и типах сайтов;регистрации и размещении сайта – регистрации доменного имени, популяризациисайта; продвижении сайтов при регистрации в тематических каталогах и настройке Web‑страниц дляпоисковых систем, размещении баннеров и использовании счетчиков и многоедругое.