–PAGE_BREAK– — полное и сокращенное фирменные наименования общества;
— место нахождения общества;
— тип общества (открытое или закрытое);
— количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
— права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа);
— размер уставного капитала общества;
— структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;
— порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;
— сведения о филиалах и представительствах общества;
— сведения об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом («золотая акция»);
— иные положения, предусмотренные Законом об акционерных обществах и иными федеральными законами.
К таким сведениям можно отнести положение о том, что исключительным предметом деятельности этого акционерного инвестиционного фонда является инвестирование в имущество, определенное в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и указанное в его инвестиционной декларации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» устав народного предприятия, помимо указанных сведений, должен содержать сведения о:
максимальной доле акций народного предприятия в общем количестве акций, которой могут владеть в совокупности физические лица, не являющиеся работниками народного предприятия, и (или) юридические лица;
максимальной доле акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть один работник народного предприятия.
Кроме того, Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» установлено, что в уставе кредитной организации должен быть закреплен перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 указанного Закона.
Указанные сведения должны быть в обязательном порядке отражены в уставе.
Помимо обязательных сведений, устав может быть дополнен по желанию учредителей иными положениями.
Уставом общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру.
Уставом общества могут быть определены порядок и условия размещения обществом объявленных акций.
Согласно статье 52 ГК РФ в уставе могут быть закреплены предмет и цели деятельности общества.
Устав общества может содержать другие положения, не противоречащие Закону об акционерных обществах и иным федеральным законам.
Следует отметить, что Законом об акционерных обществах не установлено обязанности учредителей общества указывать в уставе перечень видов деятельности, которые общества планирует осуществлять. Это связано с тем, что акционерное общество обладает общей правоспособностью.
«Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом».
(Статья 49 ГК РФ.)
Устав общества изготавливается на бумажном носителе, прошивается и подписывается руководителем общества.
Устав подлежит государственной регистрации. Вместе с заявлением о государственной регистрации и другими документами в регистрирующий орган представляется и устав общества (в подлиннике либо нотариально удостоверенная копия)[5].
Регистрирующий орган проверяет устав на соответствие требованиям законодательства.
Одновременно с выдачей свидетельств о государственной регистрации общества и о присвоении ИНН заявителю выдается устав, на котором делается отметка о регистрации.
Акционеры вправе вносить изменения в устав.
По общему правилу внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров. Решение данного вопроса находится в исключительной компетенции общего собрания акционеров. Для принятия изменений в устав требуется квалифицированное большинство голосов — три четверти.
Из данного правила Законом об акционерных обществах сделано несколько исключений:
— внесение в устав общества изменений и дополнений по результатам размещения акций общества, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, иного решения, являющегося основанием размещения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций, или в случае, если в соответствии с федеральным законом отчет об итогах выпуска ценных бумаг не регистрировался, — выписки из реестра эмиссионных ценных бумаг. При увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций уставный капитал увеличивается на сумму номинальных стоимостей размещенных дополнительных акций, а количество объявленных акций определенных категорий и типов уменьшается на число размещенных дополнительных акций этих категорий и типов;
— внесение изменений и дополнений в устав общества, связанных с уменьшением уставного капитала общества путем приобретения акций общества в целях их погашения, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров о таком уменьшении и утвержденного советом директоров (наблюдательным советом) общества отчета об итогах приобретения акций. В этом случае уставный капитал общества уменьшается на сумму номинальных стоимостей погашенных акций;
— внесение в устав общества сведений об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом («золотая акция») осуществляется на основании соответственно решения Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об использовании указанного специального права, а исключение таких сведений — на основании решения этих органов о прекращении действия такого специального права;
— внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Изменения, вносимые в устав, подлежат обязательной государственной регистрации.
В течение трех дней с момента внесения изменений в устав общество обязано сообщить об этих изменениях в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Согласно статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № 13001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение общего собрания о внесении изменений в устав общества;
в) изменения, вносимые в устав общества;
г) документ об уплате государственной пошлины — 400 рублей (статья 333.33 НК РФ).
В течение пяти дней регистрирующий орган обязан зарегистрировать внесенные изменения.
Изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
Пунктом 6 статьи 5 Закона об акционерных обществах предусмотрен уведомительный порядок для внесения изменений в устав общества, связанных с изменением сведений о его филиалах и представительствах.
В данном случае законодатель обязывает сообщить об изменениях (данное сообщение носит уведомительный характер, и уплата государственной пошлины за внесение изменений в ЕГРЮЛ не требуется), а не заявлять о государственной регистрации произошедших изменений сведений.
Форма уведомления — № Р13002 утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
2. Понятие и формы реорганизации акционерного общества
2.1. Понятие реорганизации
Экономический рост, так же как и кризисные явления в экономике, понуждал коммерческие юридические лица, в том числе и акционерные общества, к изменению тактики и стратегии ведения бизнеса. К числу таких изменений относится и реорганизация.
Судебная практика показала, что реорганизация акционерных обществ (так же, как и других юридических лиц) не всегда проводится с добрыми намерениями и во многих случаях наносит порой невосполнимый материальный ущерб как акционерам, так и кредиторам общества[6].
Российские цивилисты всегда рассматривали и рассматривают реорганизацию[7] как один из способов прекращения юридического лица[8] (за исключением выделения).
Вместе с тем Закон об акционерных обществах говорит о реорганизации как об одном из путей создания акционерного общества[9].
Что же понимается под термином «реорганизация»? Юридические словари советского периода определяли реорганизацию юридического лица как его прекращение без ликвидации дел и имущества.
Юридический словарь 1998 г. характеризует реорганизацию юридического лица как прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц[10].
Комментаторы Гражданского кодекса РФ определяют реорганизацию как способ прекращения юридических лиц, так и возникновения новых[11]; как изменение статуса юридического лица.
Попытки дать определение реорганизации предпринимались и юристами, занимавшимися исследованиями темы реорганизации юридических лиц[12].
В отличие от ликвидации, при которой происходит абсолютное прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, В.В. Долинская называет реорганизацию относительным прекращением деятельности юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам[13].
Подводя итог, отметим, что реорганизация всегда связана с прекращением реорганизуемого юридического лица (за исключением реорганизации в форме выделения), влечет возникновение правопреемства.
2.2. Формы реорганизации
Обращаясь к формам реорганизации, отметим, что существуют различные способы их классификации.
Для удобства изложения следующих вопросов разделим формы реорганизации в зависимости от акта, оформляющего правопреемство реорганизуемых акционерных обществ:
а) слияние, присоединение и преобразование (передаточный акт);
б) разделение и выделение (разделительный баланс).
Слияние. Как российское законодательство, так и предпринимательская практика знали такую форму прекращения акционерных обществ без ликвидации дел и имущества, как соединение (слияние). В 1798 г. путем слияния нескольких компаний была создана Российско-Американская Компания[14].
В данном случае Компания была образована путем объединения нескольких конкурирующих компаний.
Мотивы проведения реорганизации в форме слияния, а также виды объединения капиталов путем слияния могут быть различными[15].
Закон об акционерных обществах дает следующее определение реорганизации в форме слияния.
Слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних[16].
Реорганизация акционерного общества в любой форме образует сложный состав, состоящий из определенных законом и уставом общества действий различных участников данного правоотношения.
Так, п. 2 ст. 16 Закона об акционерных обществах устанавливает, что общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества. Совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта.
На практике и в литературе возникают вопросы о последовательности совершения вышеуказанных действий и об их характере.
Б.П. Архипов полагает, что вначале акционеры на общем собрании должны принять решение о проведении реорганизации и утвердить условия договора о реорганизации, после чего общество заключает договор о слиянии[17].
Иной позиции придерживается Д.В. Жданов, утверждая, что, поскольку выработка условий договора о присоединении не относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров, собрание не вправе решать этот вопрос. По мнению Д.В. Жданова, вначале общества, участвующие в реорганизации, заключают договор о слиянии, поскольку именно такой порядок предусмотрен п. 2 ст. 16 Закона об акционерных обществах[18].
Полагаем, что более верной является позиция Б.П. Архипова.
Да, действительно, подпункт 2 п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах, отнеся к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопроса о реорганизации общества, не раскрыл весь комплекс вопросов, решаемых при реорганизации.
Некорректно сформулирована и норма п. 2 ст. 16 Закона об акционерных обществах, поставив «во главу угла» заключение договора о слиянии. Но такой договор общество не вправе заключить прежде, чем вопрос о прекращении общества без ликвидации дел и имущества будет решен акционерами каждого общества на их общих собраниях.
Понятно, что вопрос о реорганизации созревает в головах не большинства акционеров, а в руководстве общества и у лиц, обладающих крупным капиталом акций. Они проводят предварительные переговоры об условиях реорганизации с руководством и крупными акционерами обществ, с которыми предполагается слиться. Такие переговоры не могут иметь юридического оформления.
Совет директоров (наблюдательный совет), вынося на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации в форме слияния, хочет получить санкцию акционеров на продолжение работы по подготовке договора о слиянии. Если акционеры изъявят желание прекратить существование общества без ликвидации дел и имущества, то, безусловно, на общем собрании они выскажут и свое мнение и о тех условиях слияния, которые были достигнуты переговорщиками в ходе предварительной работы.
Иной порядок лишает акционеров (особенно в крупных акционерных обществах) времени для осознания того, во что их вовлекают руководство общества и крупные акционеры.
Совет директоров (наблюдательный совет) после принятого общим собранием акционеров принципиального решения о реорганизации в форме слияния готовит проект договора о слиянии, согласовывает его условия с советом директоров (наблюдательным советом) общества (обществ), участвующего в слиянии, разрабатывает совместно с тем же органом сливающегося общества (обществ) устав предполагаемого к созданию общества и на основе полной инвентаризации общества, заключения независимого аудитора и независимого оценщика — передаточный акт.
После этого общества, участвующие в слиянии, заключают между собой договор о слиянии. Полагаем, что, как и при заключении иных сделок, договор о слиянии от имени общества вправе подписать лицо, наделенное таким правом в уставе общества.
продолжение
–PAGE_BREAK–Договор о слиянии поступает на утверждение общего собрания акционеров уже подписанным компетентными представителями сливающихся обществ.
Поскольку реорганизация включает в себя комплекс действий, то, так же как и принятие принципиального решения по реорганизации в форме слияния, решение вопроса об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта должно приниматься общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Образование органов вновь возникающего общества проводится на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии, в соответствии с положениями устава создаваемого общества, ранее утвержденного общим собранием акционеров сливающихся обществ.
Правовая природа этих собраний не определена, но по своим целям они схожи с учредительными собраниями[19].
Учитывая специфику совместного собрания акционеров, порядок голосования на нем может быть определен договором о слиянии обществ.
Акции общества, реорганизованного путем слияния, признаются конвертированными в акции общества, созданного в результате такого слияния, в соответствии с договором о слиянии в момент государственной регистрации общества, созданного в результате такого слияния.
При слиянии обществ акции общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии обществу, погашаются.
Вновь возникшему обществу переходят все права и обязанности обществ, принявших участие в слиянии. Исчерпывающий перечень прав и обязанностей должен быть зафиксирован в передаточном акте.
Присоединение. Реорганизация в форме присоединения рассматривается как частный случай слияния.
По этой причине многие свойства слияния присущи и присоединению.
Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому.
Таким образом, правопреемником прав и обязанностей лишающихся статуса юридических лиц, в отличие от слияния, выступает не вновь создаваемое общество, а одно из реорганизуемых обществ, к которому осуществляется присоединение.
Последовательность действий реорганизуемых путем присоединения акционерных обществ должна быть такой же, как и при слиянии.
Вначале общие собрания реорганизуемых обществ по предложению совета директоров (наблюдательного совета) должны принять принципиальное решение о реорганизации путем присоединения. Этому, безусловно, предшествуют переговоры руководства обществ и крупных акционеров об условиях и порядке присоединения. Получив одобрение общих собраний акционеров, советы директоров (наблюдательных советов) присоединяемого общества (обществ) и общества, к которому осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении, в котором определяют его существенные условия: порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение.
Совет директоров (наблюдательный совет) присоединяемого общества (обществ) с привлечением независимых аудитора и оценщика готовит передаточный акт.
Поскольку реорганизуется не только присоединяемое общество (общества), но и присоединяющееся общество, общие собрания этих обществ утверждают договор о присоединении, и с этого момента этот документ получает окончательное юридическое оформление.
Общее собрание акционеров присоединяемого общества (обществ) утверждает также на своем собрании передаточный акт.
Решение по всем вышеназванным вопросам принимается в соответствии с п. 4 ст. 49 Закона об акционерных обществах тремя четвертями голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Пункт 3 ст. 17 Закона об акционерных обществах определяет необходимость внесения изменений и дополнений в устав присоединяющего общества, обусловленных реорганизацией. При этом имеются в виду прежде всего изменения, связанные с увеличением уставного капитала общества, к которому осуществляется присоединение, на номинальную стоимость дополнительных акций, в которые были конвертированы акции присоединенного общества, увеличением числа размещенных акций соответствующих категорий (типов).
Изменение и дополнение в устав присоединяющего общества принимаются на общем (совместном) собрании акционеров обществ, участвующих в реорганизации.
Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров, так же как и при слиянии, определяется договором о присоединении.
Верным, по нашему мнению, является утверждение о том, что совместное собрание акционеров, участвующих в реорганизации обществ, является специальным, поэтому здесь возможны отступления от принципа «одна голосующая акция — один голос», закрепленного в ст. 59 Закона об акционерных обществах.
Акции присоединенного общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, а также собственные акции, принадлежащие присоединенному обществу, не подлежат конвертации и погашаются.
Актом, удостоверяющим переход прав и обязанностей от присоединяемого общества к присоединенному, является передаточный акт.
Преобразование. Преобразование как форма реорганизации юридических лиц наименее известно российскому правопорядку, чем остальные формы реорганизации.
В то же время до последнего времени преобразование вызывало мало вопросов. Коммерческая организация одной организационно-правовой формы прекращается, и на ее основе возникает коммерческая организация другой организационно-правовой формы.
Первоначально преобразование использовалось в процессе приватизации государственного и муниципального имущества для юридического оформления смены собственника. Государственное или муниципальное предприятие выбывало из гражданского оборота, и его место занимало акционерное общество.
Не все возникшие акционерные общества имели большое количество акционеров, многие акционеры были заняты в производственной деятельности общества, были связаны между собой доверительными отношениями.
Участие акционеров в производственной деятельности и наличие между ними личных доверительных отношений чужды самой природе акционерных обществ, одна из основных черт которых — анонимность.
Первоначально п. 2 ст. 104 ГК РФ и п. 1 ст. 20 Закона об акционерных обществах предусматривали, что акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. Безусловно, речь в этом случае идет о федеральных законах, регулирующих создание и деятельность обществ с ограниченной ответственностью и производственных кооперативов. С внесением дополнений и изменений в п. 2 ст. 104 ГК РФ и п. 1 ст. 20 Закона об акционерных обществах по единогласному решению всех акционеров стало возможным преобразовать акционерное общество также в некоммерческое партнерство.
Инициатива преобразования, как и в других формах реорганизации, в соответствии с п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 20 Закона об акционерных обществах может исходить только от совета директоров (наблюдательного совета) преобразуемого общества. Указанный орган управления выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о преобразовании общества, порядке и условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива.
При этом необходимо учитывать особенности юридического лица, в которое предполагается осуществить преобразование.
Общее собрание акционеров преобразуемого общества, большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании, принимает решение о преобразовании общества, порядке и условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива.
Решение об утверждении учредительных документов и об избрании органов управления нового юридического лица принимается на совместном заседании его участников, в соответствии с требованиями Законов об обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах[20].
Разделение и выделение. В российской предпринимательской практике реорганизация в форме разделения и выделения является наиболее распространенной[21].
Как свидетельствует судебная практика, часто подобные формы реорганизации используются для вывода наиболее ликвидных активов от возможного обращения взыскания на них по обязательствам реорганизованного юридического лица (при выделении) или для непропорционального деления активов и пассивов, для достижения тех же целей (при выделении и разделении).
Объясняется это отсутствием корпоративной этики, порядочности в отношениях между коммерческими структурами, а также отсутствием до последнего времени надежных законодательных преград для подобного рода злоупотреблений.
Меры защиты кредиторов при реорганизации будут рассмотрены в следующем вопросе.
Сейчас же рассмотрим процедуру реорганизации акционерных обществ в форме разделения и выделения, учитывая специфику каждой формы реорганизации.
В результате реорганизации общества в форме разделения реорганизованное общество прекращает свое существование и сведения о нем исключаются из реестра юридических лиц. В результате разделения общества возникают как минимум два новых акционерных общества, к которым переходят все права и обязанности лишенного статуса юридического лица (п. 1 ст. 18 Закона об акционерных обществах, п. 3 ст. 58 ГК РФ).
В отличие от разделения при выделении реорганизуемое акционерное общество не прекращается, не исчезает из гражданского оборота, а создает одно или несколько самостоятельных акционерных обществ и передает им часть своих прав и обязанностей (п. 1 ст. 19 Закона об акционерных обществах, п. 4 ст. 58 ГК РФ)[22].
Так же как и в предыдущих формах реорганизации, решение о реорганизации в форме разделения (выделения) может приниматься общим собранием акционеров исключительно по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Кроме того, совет директоров (наблюдательный совет) должен включить в повестку дня общего собрания акционеров вопросы о порядке и об условиях разделения (выделения), о создании новых обществ (общества), о порядке конвертации реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ при разделении; о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества, распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом и о порядке такой конвертации (распределение, приобретение) — при выделении.
Вопрос о реорганизации в форме разделения (выделения) должен быть решен общим собранием акционеров отдельно от остальных вопросов и предшествовать решению этих вопросов. Акционеры должны определиться, желают они подобной реорганизации или нет, и если желают, то в каком обществе они видят себя акционерами.
При решении вопроса о реорганизации в форме разделения (выделения) должна быть известна рыночная стоимость акций реорганизуемого общества, произведена независимая оценка разделяемого или выделяемого имущества, подготовлен разделительный баланс, который также предлагается советом директоров (наблюдательным советом) общему собранию акционеров для утверждения.
Общее собрание реорганизуемого общества (как в форме разделения, так и в форме выделения) принимает решение по всем внесенным советом директоров (наблюдательным советом) в повестку дня вопросам в соответствии с п. 4 ст. 49 Закона об акционерных обществах.
Общее собрание акционеров каждого вновь создаваемого общества (как при разделении, так и при выделении) принимает решение об утверждении его устава и образовании его органов.
Функции такого собрания схожи с функциями учредительного собрания при создании общества путем учреждения, поэтому полагаем, что порядок голосования на общих собраниях акционерных обществ, создаваемых путем реорганизации, должен быть установлен нормой закона таким же, как и на собрании учредителей при создании общества — путем учреждения.
Защищая права акционеров, которые голосовали против реорганизации или не принимали участие в голосовании по этому вопросу, Закон предусмотрел, что каждый такой акционер должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате реорганизации (разделении, выделении), предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.
Пункт 3 ст. 19 Закона об акционерных обществах содержит норму, позволяющую реорганизуемому обществу быть единственным акционером создаваемого в результате выделения общества.
умма уставных капиталов акционерных обществ, созданных в результате разделения, может быть больше уставного капитала реорганизуемого общества. Такое превышение возможно только за счет:
— средств, полученных от продажи реорганизуемым обществом своих ценных бумаг сверх их номинальной стоимости (эмиссионного дохода);
— остатков фонда специального назначения по итогам предыдущего года;
— нераспределенной прибыли;
— средств от переоценки основных фондов.
Уставный капитал создаваемого в результате выделения общества формируется за счет соответствующего уменьшения уставного капитала реорганизуемого общества и (или) за счет источников, указанных выше.
Естественно, что уставный капитал создаваемого общества (обществ) не должен превышать стоимость чистых активов общества (обществ).
Права и обязанности разделяемого общества распределяются между создаваемыми в результате реорганизации обществами в соответствии с разделительным балансом.
При реорганизации акционерного общества в форме выделения одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого общества в соответствии с разделительным балансом .
2.3. Правопреемство при реорганизации акционерных обществ
В процессе хозяйственной деятельности акционерное общество вступает в различные правоотношения с множеством юридических и физических лиц. Основаниями возникновения этих правоотношений являются различные юридические факты, например сделки, деликт, неосновательное обогащение. В данном случае речь идет об относительных правоотношениях[23].
Состав участников правоотношений может изменяться в порядке уступки права требования (смена активного субъекта правоотношения) или при переводе долга (смена пассивного субъекта правоотношения).
Любая реорганизация также предполагает замену одного из участников правоотношения реорганизуемого юридического лица на юридическое лицо, которое возникнет в результате реорганизации.
Реорганизуемое юридическое лицо, в нашем случае акционерное общество, в правоотношениях, возникших до реорганизации, является и кредитором, и должником и выбывает из правоотношения и как кредитор, и как должник.
Относительная независимость гражданских правоотношений от смены их субъектов обеспечивается, как мы уже отметили, переходом прав и обязанностей к юридическим лицам, продолжающим их деятельность.
Переход прав и обязанностей от одного лица — правопредшественника к другому лицу — правопреемнику, заменяющему его в правоотношении, называется правопреемством[24].
Приобретение правопреемником субъективных прав и гражданско-правовых обязанностей в порядке правопреемства называют в литературе производным[25] и транслятивным[26], т.е. переносящим права и обязанности.
При производном правопреемстве права и обязанности переносятся от правопредшественника к правопреемнику, а не возникают вновь.
Не втягиваясь в дискуссию по этому вопросу, отметим, что мы придерживаемся традиционного понимания того, что правоотношение при правопреемстве сохраняется.
Традиционно различают универсальное (общее) и сингулярное (частное) правопреемство. Критерий их разграничения заключается в объеме передаваемых прав и обязанностей.
При универсальном правопреемстве имущество лица как совокупность прав и обязанностей, ему принадлежащих, переходит к правопреемнику или правопреемникам как единое целое, причем в этой совокупности единым актом переходят все отдельные права и обязанности, принадлежащие на момент правопреемства праводателю, независимо от того, выявлены ли они к этому моменту или нет.
продолжение
–PAGE_BREAK–Сингулярное правопреемство в обязательстве может быть в отдельном праве требования или в отдельной гражданско-правовой обязанности, а также касаться отдельных групп гражданских прав или обязанностей.
Сингулярное правопреемство может охватывать определенную совокупность прав и обязанностей, вместе взятых.
Отметим, что при универсальном правопреемстве происходит смена управомоченного субъекта в абсолютном правоотношении, возможна она и при сингулярном правопреемстве.
При реорганизации юридического лица важное значение имеет надлежащее обеспечение интересов правопреемников и кредиторов реорганизованного юридического лица (правопредшественника).
Б.Б. Черепахин отметил, что универсальное правопреемство возникает при реорганизации юридических лиц, и задача гражданско-правового регулирования в этом случае сводится к необходимости:
1) увязать переход всей совокупности прав и обязанностей с переходом деятельности преобразованного юридического лица и его правопреемнику;
2) распределить эти обязанности и ответственность за их нарушения между несколькими правопреемниками преобразованного юридического лица в точном соответствии с распределением между ними его деятельности;
3) облегчить кредиторам преобразованного юридического лица отыскания обязанного или ответственного перед ними его правопреемника. При безуспешности направленных на это усилий — возложить солидарную ответственность на всех правопреемников с предоставлением уплатившему права регрессного требования и остальным правопреемникам.
Законодательство, посвященное регулированию жизнедеятельности юридических лиц, постоянно совершенствуется, и вместе с тем проблемы, отмеченные Б.Б. Черепахиным, остаются актуальными и на следующий день.
Не менее актуальной является проблема справедливого, пропорционального распределения прав и обязанностей, пассива и актива среди правопреемников реорганизованного юридического лица, в том числе и акционерного общества.
Что же является основанием правопреемства при реорганизации?
Анализ норм Закона об акционерных обществах, посвященных реорганизации, позволяет сделать вывод о том, что основанием правопреемства является совокупность юридических фактов, к которым мы относим решение о реорганизации, принимаемое участниками акционерного общества (в случае добровольной реорганизации), договор (в случае реорганизации в форме слияния, присоединения), устав создаваемого в результате реорганизации общества, передаточный акт или разделительный баланс (в зависимости от формы реорганизации).
Как справедливо отметил Б.Б. Черепахин, «наступление правопреемства… является результатом наличия определенного юридического состава, т.е. состава юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления соответствующего юридического эффекта — преемства в правах и обязанностях».
Последним аккордом, завершающим процесс реорганизации и окончательно закрепляющим правопреемство, является факт государственной регистрации создаваемых в результате реорганизации юридических лиц и исключения из государственного реестра юридических лиц реорганизованных акционерных обществ[27].
Как мы уже отмечали, при реорганизации в форме слияния, разделения и преобразования реорганизуемые общества прекращают свое существование и соответственно выбывают из гражданского оборота.
При присоединении одного или нескольких обществ к другому обществу присоединяемое общество (общества) также прекращается[28].
Выделение не влечет прекращения общества, но в то же время имущество выделяющего общества в результате передачи части его выделенному обществу уменьшается.
Итак, актом, оформляющим правопреемство при реорганизации, является передаточный акт или разделительный баланс, в зависимости от формы реорганизации.
3. Особенности ликвидации акционерного общества
3.1. Понятие и основания ликвидации акционерного общества
В начале 90-х годов произошел стремительный демонтаж создававшейся на протяжении 70 лет экономической системы. Состоялась невиданная в истории человечества приватизация средств производства — передача в частные руки государственных предприятий[29].
Вышеуказанные процессы вызвали бурный рост предпринимательской инициативы граждан России. Большое количество людей, практически незнакомых с вопросами организации производств и действовавшим в тот период времени законодательством, начали создавать юридические лица, в том числе акционерные общества.
В то же время государство стремительно уходило из экономики, во-первых, как собственник основной массы средств производства, во-вторых, оно перестало существовать и как фактор прямого государственного управления экономическими отношениями.
К сожалению, эти процессы не сопровождались столь же стремительным приходом в экономику государства в качестве власти, устанавливающей правила новых экономических отношений, и в качестве силы, способной обеспечить соблюдение этих правил.
Большое количество созданных в тот период времени коммерческих юридических лиц после непродолжительного периода существования были брошены своими участниками на произвол судьбы без имущества и с багажом долговых обязательств.
Начатые ликвидационные процедуры порой проводились с единственной целью раздачи имущества участникам юридического лица без удовлетворения требований его кредиторов.
Последствия этих процессов мы наблюдаем в настоящее время.
Процедура ликвидации акционерного общества и ее последствия должны обеспечивать и надлежащим образом защищать интересы третьих лиц, т.е. контрагентов ликвидируемых коммерческих организаций.
Проблеме ликвидации, как конечной стадии существования коммерческого юридического лица, всегда уделялось особое внимание.
Прекращение бытия юридического лица сравнивали со смертью физического лица, и сущность ликвидации видели в том, что «все дела компании приводятся к концу: компания может состоять должной и сама может иметь долги на других, в состав ее имущества могут входить недвижимости, не способные к разделу, она может состоять в договорных отношениях с разыми лицами и учреждениями и т.д., — все это выяснить, распутать, прекратить обязательства к третьим лицам, реализовать имущество, стребовать долги, словом — сделать имущество компании способной к разделу между акционерами»[30].
Современные ученые определяют ликвидацию юридического лица как способ прекращения его деятельности при отсутствии правопреемства в его правах и обязанностях, как прекращение юридического лица, связанное с ликвидацией его имущественного комплекса, с исчезновением субъекта права без возникновения правопреемства[31].
Гражданский кодекс РФ определяет ликвидацию юридического лица как его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Аналогичное определение ликвидации акционерного общества содержится в абз. 2 п. 1 ст. 21 Закона об акционерных обществах.
Безусловно, ликвидация акционерного общества образует сложный юридический состав действий его участников и самого общества, направленных на прекращение обязательств общества, его деятельности и имущества и в конечном итоге на прекращение существования общества как субъекта права.
Пункт 1 ст. 21 Закона об акционерных обществах говорит о двух видах ликвидации общества — добровольной и принудительной (по решению суда).
Как следует из абз. 1 п. 2 ст. 21 Закона об акционерных обществах, вопрос о добровольной ликвидации акционерного общества и назначении ликвидационной комиссии в повестку дня общего собрания акционеров может быть включен только советом директоров (наблюдательным советом) общества.
Вместе с тем п. 3 ст. 49 Закона об акционерных обществах к числу вопросов, которые общее собрание акционеров может принять только по предложению совета директоров (наблюдательного совета), не относит вопрос о ликвидации общества и связанный с этим вопрос о назначении ликвидационной комиссии.
Решение о добровольной ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Если акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии в обязательном порядке включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.
Пункт 3 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» содержит лишь требование к учредителям (участникам) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации юридического лица, уведомлять регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии.
На практике существует именно уведомительный порядок.
Руководитель ликвидационной комиссии вправе подписывать от имени ликвидируемого общества исковые заявления при обращении в суд, выдавать доверенности, совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией общества, исходя из решений, принимаемых ликвидационной комиссией в пределах ее компетенции[32].
Сроки ликвидации акционерного общества не могут быть менее двух месяцев и устанавливаются общим собранием в зависимости от особенностей ликвидируемого общества.
В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Пункт 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» обязывает направлять такое уведомление в письменной форме в трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации юридического лица с приложением к нему указанного решения.
С момента внесения в государственный реестр записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Все вышеуказанное в полной мере относится к ликвидируемым акционерным обществам.
Ликвидация акционерного общества представляет собой сложную и зачастую длительную процедуру, затрагивает интересы третьих лиц и поэтому требует открытости и гласности.
Причиной добровольной ликвидации может быть истечение срока, на который создано юридическое лицо; достижение цели, ради которой оно создавалось (п. 2 ст. 61 ГК РФ).
Естественно, что этот перечень не является исчерпывающим. Например, решение о добровольной ликвидации общества общее собрание акционеров обязано принять, если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины уставного капитала, указанного в ст. 26 Закона об акционерных обществах.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления им деятельности, требующей лицензирования, при отсутствии разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Вышеперечисленный перечень оснований для принудительной ликвидации юридического лица является исчерпывающим. В то же время в ряде законов имеются ссылки на нарушения, которые могут служить основанием для принудительной ликвидации юридического лица.
Как справедливо отметила Г.С. Шапкина, соответствующие нормы законов, как правило, увязывают такую возможность с нарушением юридическим лицом определенных требований законодательства, а потому они применяются в сочетании с п. 2 ст. 61 ГК РФ, конкретизируя общее указание об «осуществлении деятельности с нарушениями закона или иных правовых актов»[33].
Несколько оснований для принудительной ликвидации акционерного общества предусмотрены Законом об акционерных обществах.
Так, в соответствии с нормой абз. 3 п. 3 ст. 7 Закона об акционерных обществах закрытое акционерное общество подлежит ликвидации в судебном порядке, если число его акционеров превысит пятьдесят, а общество в течение года после превышения установленного законом предельного количества акционеров не преобразуется в открытое либо не сократит численность акционеров до установленного предела.
Акционерное общество может быть ликвидировано в судебном порядке, если в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала в том случае, когда акции, право собственности на которые перешло к обществу, не будут им реализованы не позднее одного года после приобретения.
В случае, когда стоимость чистых активов общества по окончании второго и каждого последующего финансового года после создания общества окажется меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов (п. 4 ст. 35 Закона об акционерных обществах).
Общество обязано принять решение о своей ликвидации, если по окончании второго и каждого последующего финансового года после его создания стоимость его чистых активов окажется меньше величины минимального размера уставного капитала, предусмотренной ст. 26 Закона об акционерных обществах.
Если общество не проведет в разумный срок вышеуказанные процедуры, оно может быть ликвидировано в судебном порядке (п. 6 ст. 35 Закона об акционерных обществах). К сожалению, указанная выше норма применяется очень редко.
Обращение в суд с иском о ликвидации акционерного общества возможно и тогда, когда действия данного общества могут быть квалифицированы как грубое (или неоднократное) нарушение закона, причем не только Закона об акционерных обществах, исходя из нормы п. 2 ст. 61 ГК РФ.
Так, например, судебная практика придерживается позиции, согласно которой неисполнение налогоплательщиком, каковым является акционерное общество, своих обязанностей по уплате налогов и представлению в налоговые органы надлежащей бухгалтерской отчетности считается грубым нарушением налогового законодательства и влечет принудительную ликвидацию юридического лица.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рекомендует арбитражным судам при рассмотрении дел о ликвидации юридических лиц в связи с неоднократными нарушениями закона принимать решения с учетом всех обстоятельств, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий; в том случае, когда нарушения юридическим лицом требований закона или иных правовых актов могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по устранению этих нарушений.
Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации общества по основаниям, указанным в п. 2 этой статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право предоставлено законом.
Правом на обращение в суд с иском о принудительной ликвидации общества наделены государственные органы, осуществляющие в рамках своих полномочий надзорные функции. Таким правом наделены прокуратура (ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); налоговые органы (подп. 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ); федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (п. 20 ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг); Центральный банк России — в отношении банков и иных кредитных организаций (ст. ст. 19, 23 Закона «О банках и банковской деятельности»).
Очень важным является предоставление права органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, требовать принудительной ликвидации акционерного общества в случае нарушения им положений ст. ст. 34, 35 Закона об акционерных обществах.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.
продолжение
–PAGE_BREAK–Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
3.2. Процедура ликвидации акционерного общества
Ликвидационная комиссия акционерного общества на первоначальном этапе своей деятельности обязана опубликовать в органах печати, в которых публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц[34], сообщение о ликвидации общества с точным указанием его реквизитов, порядка и срока для предъявления требований его кредиторами.
И.Т. Тарасов отмечал, что постановление о ликвидации должно быть регистрировано и опубликовано, так как только при соблюдении этого условия могут быть ограждены интересы акционеров и кредиторов компании и также третьих лиц, для которых важно, чтобы компания в момент наступления ликвидации не могла совершать каких-либо оборотов, не находящихся в прямой связи с ликвидацией.
Срок для предъявления требований кредиторами общества не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества (п. 1 ст. 22 Закона об акционерных обществах, п. 1 ст. 63 ГК РФ).
Закон об акционерных обществах, так же как и Гражданский кодекс, не устанавливает срок публикации сообщения о ликвидации акционерного общества.
Считаем, что отсутствие такой нормы ведет к затягиванию процедуры ликвидации и может пагубно отражаться на интересах кредиторов и иных лиц.
Предлагаем дополнить п. 1 ст. 22 Закона об акционерных обществах нормой, обязывающей ликвидационную комиссию публиковать в печатном издании, о котором мы уже говорили, сообщение о ликвидации общества в течение 10 дней со дня принятия решения о ликвидации общим собранием акционеров и в течение 40 дней со дня вынесения судом решения о ликвидации общества (в случае принудительной ликвидации).
Ликвидационная комиссия обязана также принять меры к выявлению кредиторов и дебиторов общества. Нормально работающее общество, как правило, знает практически всех своих кредиторов и дебиторов. Кредиторы, сведения о которых имеются в ликвидируемом обществе, должны быть письменно извещены о ликвидации общества.
Сообщения кредиторам должны содержать сведения о размере долга общества, а также, по нашему мнению, сведения о дате опубликования сообщения о ликвидации общества.
Полагаем, что п. 3 ст. 22 Закона об акционерных обществах должен быть дополнен нормой, устанавливающей срок, в течение которого ликвидационная комиссия обязана уведомить кредиторов о ликвидации общества. По нашему мнению, этот срок не должен превышать 20 дней с даты принятия общим собранием акционеров решения о добровольной ликвидации общества и 40 дней — с даты принятия судом решения о принудительной ликвидации общества.
Для того чтобы ликвидационная комиссия могла в сроки, указанные выше, выполнить требование по информированию кредиторов о ликвидации общества, на совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества должна быть возложена обязанность при вынесении на решение общего собрания акционеров вопроса о ликвидации общества представлять также общему собранию специальную декларацию, в которой должны быть отражены сведения о кредиторах и дебиторах общества с указанием их реквизитов.
Такой нормой предлагается дополнить п. 2 ст. 21 Закона об акционерных обществах. В случае предоставления недостоверной информации (при злом умысле) руководство общества может привлекаться к ответственности, если такими действиями обществу будут причинены убытки.
Ликвидационная комиссия обязана принять меры к получению дебиторской задолженности. Как правило, этот процесс является длительным. Не все претензии ликвидационной комиссии удовлетворяются добровольно.
Председатель ликвидационной комиссии от имени ликвидируемого общества предъявляет в суд иски о взыскании с должников задолженности. Само получение взысканной задолженности в порядке исполнительного производства также занимает немало времени.
В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона об акционерных обществах по истечении двухмесячного срока со дня опубликования сообщения о ликвидации общества, или, как говорит Закон, по окончании срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем отражается состав имущества ликвидируемого общества, т.е. данные об активах и заявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения.
Требования кредиторов учитываются в промежуточном ликвидационном балансе в размере, признанном ликвидационной комиссией на основании документов, подтверждающих наличие обязательства и размер долга.
В случае несогласия ликвидационной комиссии с суммой требования кредитора в промежуточном ликвидационном балансе отражается сумма требования, принятая ликвидационной комиссией.
Обязательства, по которым не предъявлены требования, а также обязательства, не признанные ликвидационной комиссией, отражаются на соответствующих счетах промежуточного ликвидационного баланса[35].
Требования кредиторов, установленные судебным решением, учитываются в промежуточном ликвидационном балансе в размере, определенном судом.
Промежуточный ликвидационный баланс является чрезвычайно важным документом, позволяющим определить способность ликвидируемого общества к расчету с кредиторами.
Утверждение промежуточного баланса является обязательным и относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров ликвидируемого общества.
Решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса принимается большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об акционерных обществах).
Ранее действовавшая редакция п. 2 ст. 63 ГК РФ предусматривала необходимость согласования промежуточного ликвидационного баланса с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Ныне действующая редакция п. 2 ст. 63 ГК РФ[36] такого согласования не предусматривает. Считаем такие изменения в ГК РФ ошибочными и предлагаем вернуть п. 2 ст. 63 ГК РФ его прежнюю формулировку.
Это обеспечит надлежащий контроль государства за процедурой ликвидации юридического лица.
Если из промежуточного ликвидационного баланса следует, что стоимость имущества общества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, общество должно ликвидироваться в порядке ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»[37].
Обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом в указанном выше случае возложена законом на должника. Поскольку после назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица, обязанность по направлению в арбитражный суд заявления о признании банкротом ликвидируемого юридического лица лежит на каждом члене ликвидационной комиссии. Это означает то, что, если председатель ликвидационной комиссии не выполнил требования, предусмотренные п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», это обязан сделать любой из членов ликвидационной комиссии.
В случае невыполнения ликвидационной комиссией требования по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого акционерного общества банкротом не позднее чем через месяц после обнаружения недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов, члены ликвидационной комиссии могут быть привлечены к субсидиарной ответственности за причиненные таким бездействием убытки.
Члены ликвидационной комиссии отвечают в вышеуказанном случае солидарно, причем не только перед обществом, но и перед третьими лицами, которым причинены убытки.
Однако вышеуказанные нормы могут быть применены только в рамках возбужденного дела о банкротстве.
Для того чтобы предупредить нарушение со стороны членов ликвидационной комиссии, в п. 3 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» должна быть внесена норма, обязывающая ликвидационную комиссию представлять в регистрирующий орган промежуточный ликвидационный баланс за семь дней до даты проведения общего собрания акционеров, на котором должен решаться вопрос о его утверждении.
Регистрирующему органу должно быть предоставлено право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом, если из промежуточного баланса видно, что общество не в состоянии рассчитаться с кредиторами, а члены ликвидационной комиссии не исполнили возложенную на них законом обязанность по обращению в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением[38].
Требования кредиторов удовлетворяются (в первую очередь) из денежных средств ликвидируемого общества. При недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Прежде всего следует отметить, что порядок проведения публичных торгов регулируется материальным правом, в частности нормами ст. ст. 447 — 448 ГК РФ.
Со дня утверждения общим собранием акционеров промежуточного ликвидационного баланса начинаются расчеты с кредиторами ликвидируемого акционерного общества.
Они производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.
В соответствии с этой статьей предусмотрены четыре привилегированных очереди кредиторов, требования которых удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами, в частности перед кредиторами пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных сумм. Для этого ликвидируемое общество обязано капитализировать необходимые для выплат суммы и внести их в органы государственного страхования[39].
Вышеуказанное правило установлено также п. 2 ст. 1093 ГК РФ.
Во вторую очередь удовлетворяются требования по оплате труда и вознаграждениям по авторским договорам.
В третью очередь удовлетворяются требования залоговых кредиторов (по обязательствам ликвидируемого общества, обеспеченным залогом его имущества).
В соответствии с п. 2 ст. 61 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае ликвидации должника-организации исполнительные документы, находящиеся у судебного пристава-исполнителя, передаются ликвидационной комиссии для исполнения.
Ликвидационная комиссия в этом случае самостоятельно, в соответствии с требованиями норм ст. 64 ГК РФ, определит очередность удовлетворения требований кредиторов, исполнительные листы которых поступили в ликвидационную комиссию.
В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджеты и во внебюджетные фонды.
И по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия вправе приступить к расчетам с прочими кредиторами, обязательства которых не обеспечены залогом.
Установленная ст. 64 ГК РФ очередность заменяет предусмотренную п. 2 ст. 855 ГК РФ для списания денежных средств с банковского счета клиента и, в отличие от нее, касается как средств на счетах, так и сумм, вырученных от продажи имущества ликвидируемого юридического лица[40].
Сделки ликвидируемого акционерного общества, не связанные с ликвидационной процедурой (за исключением сделок, направленных на содержание имущества), должны быть запрещены, и соответствующая норма, по нашему мнению, может быть внесена в ст. 22 Закона об акционерных обществах.
Не допускается совершение сделок ликвидируемым обществом, в результате которых нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.
Заметим, что п. 4 ст. 134 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающий три очереди кредиторов, не соответствует п. 1 ст. 64 ГК РФ.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса общества обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требование кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого общества.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются за счет имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, также считаются погашенными. Последняя ситуация возможна лишь при банкротстве юридического лица.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров (п. 7 ст. 22 Закона об акционерных обществах).
ГК РФ ранее обязывал ликвидируемое юридическое лицо согласовывать ликвидационный баланс с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, прежде, чем его утвердят учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации.
Ныне действующая редакция п. 5 ст. 63 ГК РФ предусматривает, что ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, только в случаях, установленных законом.
Дабы не допустить преждевременного распределения имущества ликвидируемого общества ликвидационной комиссией между акционерами, регистрирующий орган, при наличии доказательств того, что не все кредиторы получили удовлетворение, должен быть наделен правом отказывать в согласовании ликвидационного баланса, и в этом случае ликвидационная комиссия поступит незаконно, если приступит к распределению имущества среди акционеров.
Право на получение ликвидационной квоты является одним из имущественных прав акционера, и оно может быть реализовано, если у ликвидируемого общества осталось имущество после завершения расчетов с кредиторами.
В п. 1 ст. 23 Закона об акционерных обществах установлена очередность выплат, в зависимости от категории акционеров. В первую очередь ликвидационная комиссия осуществляет выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 75 Закона об акционерных обществах. Право это возникает по основаниям, не связанным с ликвидацией общества, однако не реализованным к моменту ликвидации.
Во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям.
В третью очередь распределяется имущество ликвидируемого общества между акционерами — владельцами обыкновенных акций и владельцами всех типов привилегированных акций. В числе последних окажутся и те, которые получили выплаты в качестве участников второй очереди. При этом в качестве участников третьей очереди они смогут получить дополнительные выплаты только в случае, когда ликвидационная доля, рассчитанная для владельцев обыкновенных акций и других владельцев привилегированных акций, окажется больше, чем полученная ими доля.
Распределение имущества каждой очереди, так же как и в случае с кредиторами, осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди. Среди владельцев привилегированных акций также устанавливается очередность.
При недостаточности имеющегося у общества имущества для выплаты сумм владельцам привилегированных акций определенного типа (выплаты дивидендов и ликвидационной стоимости, определенной уставом) распределение имущества между ними осуществляется пропорционально количеству принадлежащих им привилегированных акций этого типа.
Расчеты с акционерами производятся как деньгами, так и имуществом.
В случае если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами также в соответствии с нормами ст. 23 Закона об акционерных обществах.
После завершения всех расчетов руководитель ликвидационной комиссии обязан представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, пакет документов, необходимых для внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении существования юридического лица.
продолжение
–PAGE_BREAK–