Создание внутренних войск и их деятельность в 19171941 гг

Лекция
по курсу «Военная история»
по теме
Создание внутренних войск и их деятельность в 1917 – 1941 гг.
Содержание
Введение
Исторические предшественники внутренних войск до 1917 г.
Создание внутренних войск и их служебно-боевая деятельность в 1917 — 1941 гг.
Заключение
Введение
Профессиональные праздники военных свидетельствуют о том, что защитники Отечества верны исторической памяти. Практически все рода войск Вооруженных Сил России имеют свои праздники. До 1986 года внутренние войска в этом плане оставались как бы обделенными. Хотя в истории становления и развития внутренних войск есть дата, которая и начала отсчет существования внутренних войск России — 27 марта 1811 года, с которой в дореволюционный период велся отсчет истории российских войск правопорядка.
Специальные вооруженные формирования России, именуемые сейчас внутренними войсками, имеют многовековую историю, неразрывно связанную с основными этапами государственного строительства. История строительства внутренних войск в дореволюционной России в недавнем времени не была исследована. Дело ограничивалось отдельными публикациями справочного характера. Между тем эта проблема носит на сегодняшний день актуальное значение. И только история развитие войск в СССР была более или менее изучена, о чем говорят многие публикации, монографии, различные сборники материалов о внутренних войсках.
Давайте же, на данной лекции попытаемся перелистать страницы истории войск правопорядка.
Исторические предшественники внутренних войск до 1917 г.
Этап становления и развития военно-охранительной системы дореволюционной России связан с законодательным оформлением внутренней стражи. Военная угроза со стороны Франции потребовала в начале XIX в. усилить внутреннюю безопасность государства, укрепить ею границы, улучшить подготовку рекрутов, повысить уровень всей внутренней службы. По этим причинам принимаются решения о ликвидации сложившейся децентрализации управления военно-охранными подразделениями, о включении их в состав вооруженных сил и подчинении единому центру — Военному министерству. Издаются три императорских указа. Первым, от 16 января 1811 г., все местные формирования, подчинявшиеся гражданской администрации, передавались в военное ведомство. Вторым, от 17 января 1811 г, на базе гарнизонных батальонов формировались полки и полубатальоны с целью пополнения армии и укрепления внутренней безопасности. 52 гарнизонных батальона выделяли по три роты наиболее крепких солдат, из которых формировались 13 армейских полков. Оставшиеся 52 роты объединялись с губернскими ротами в двухротные гарнизонные полубатальоны для несения внутренней службы
Третьим, от 27 марта 1811 г, определялся порядок службы военных инвалидов. Указом они подразделялись на 3 разряда: подвижных, служащих и неспособных. Подвижными инвалидами было сформировано 15 рот, 18 из которых передавалось для обслуживания армейских госпиталей, а 17 оставалось в местах своей дислокации. Служащие инвалиды находились в составе нештатных команд. Эти команды переводились в губернские города, переформировывались в губернские роты и вливались в гарнизонные полубатальоны, которые становились трехротными. Неспособные инвалиды состояли на всех видах довольствия и находились в распоряжении командиров гарнизонных подразделений. Названные указы явились правовой основой создания внутренней стражи. Ее статус и пределы полномочий были определены Положением для внутренней стражи, утвержденным 3 июля 1811 г. В соответствии с Положением в компетенцию внутренней стражи входило: подготовка рекрутов, несение караульной службы; борьба с контрабандой, обеспечение сбора податей, недоимок, исполнение судебных приговоров, преследование и задержание преступников, беглых, дезертиров, арестованных, пленных, их конвоирование; усмирение волнений, поддержание порядка в присутственных местах при проведении праздников, борьба с пожарами, с последствиями стихийных бедствий и некоторые другие обязанности.
Как видно из Положения, внутренняя стража представляла собой военную силу, наделенную полицейскими функциями. Однако отношения ее с полицией оставались не отрегулированными. В организационно-штатную структуру внутренней стражи входило 8 округов, войска каждого из которых размещались на территории 4 – 8 губерний; 20 бригад, по 2 — 3 в каждом округе; 46 батальонов по 2 — 3 в бригаде, численностью свыше 700 человек каждый. Количество рот в батальоне в разное время было неодинаковым (3 — 4 роты). Списочный состав роты включал 4 обер-офицера, 11 унтер-офицеров, 150 рядовых, 3 барабанщика. Кроме них штатом предусматривалось иметь денщиков и нестроевых военнослужащих, священников и лекарей не полагалось. Необходимо отметить, что за полвека до образования в Российской империи военно-окружной системы управления внутренняя стража ее не имела. Размещение округов было произведено таким образом, что места их дислокации охватывали всю европейскую территорию страны. 1-й округ (место пребывания окружного генерала — Новгород) имел в своем составе Санкт-Петербургскую, Рижскую и Петрозаводскую бригады, 2-й округ (Тверь) Псковскую и Витебскую бригады, 3-й округ (Калуга) — Смоленскую и Виленскую бригады, 4-й округ (Орел) Черниговскую и Белостокскую бригады, 5-й округ (Курск) — Харьковскую и Житомирскую бригады, 6-й округ (Екатеринослав) -Херсонскую и Каменец-Подольскую бригады, 7-й округ (Ярославль) – Вологодскую, Вятскую и Нижегородскую бригады, 8-й округ (Воронеж) Рязанскую, Саратовскую, Симбирскую и Георгиевскую бригады. В Москве, Архангельске, Казани, Оренбурге, Астрахани, а также в Сибири и на Кавказе находились гарнизонные полки и батальоны, остававшиеся в подчинении военных губернаторов и местных комендантов. Одним из самых крупных был Московский гарнизон внутренней стражи, которым командовал генерал от инфантерии Н.П. Архаров. До реформирования он имел в своем составе 8 батальонов. В 1811 г в него влилось 12 инвалидных команд из подмосковных уездных городов. В годы Отечественной войны 1812 г. из пригодных к строевой службе солдат гарнизона были сформированы Московский, Тульский, Калужский, Бородинский и Тарутинский пехотные полки. Оставшимся личным составом был укомплектован Московский гарнизонный батальон внутренней стражи. С войсками Наполеона сражались и губернские батальоны внутренней стражи, дислоцированные в западной части Российской империи.
В 1816 г все части и подразделения внутренней стражи по именному указу императора были сведены в Отдельный корпус внутренней стражи, командиром которого назначается граф Е.Ф. Комаровский, до этого занимавший должности инспектора внутренней стражи — помощника военного министра и личного генерал-адъютанта Александра I (в 1828 г — генерал от инфантерии). В разное время в составе Отдельного корпуса внутренней стражи находилось от 9 до 12 округов внутренней стражи, включавших до 50 гарнизонных батальонов. Командовали корпусом после ушедшего в отставку в 1828 г. Е.Ф. Комаровского генерал от артиллерии П.М. Капцевич, генерал от инфантерии К.П. Рейбниц, генерал-лейтенант А.Л. Тришатный, генерал от инфантерии Н.И. Гартунг и генерал от кавалерии В.ф. фон дер Лауниц. Военным ведомством в 1817 г. вводится этапная система сопровождения арестантов. Для конвоирования осужденных по установленным этапным трактам создаются этапные команды, которые включаются в состав батальонов внутренней стражи. В штате команды были один офицер, два унтер-офицера, один барабанщик, 25 солдат. Каждой команде придавалось по 4 городовых казака. В соответствии с Уставом об этапах команды размещались по трактам через одну станцию. Движение по главному сибирскому тракту осуществлялось от границ Пермской и Тобольской губерний и далее на восток через Тобольск, Тюмень, Томск, Красноярск, Иркутск. Сопровождавшая арестантов команда двигалась по своему этапу два дня с ночлегом на промежуточной станции. На границе этапов происходил обмен партиями осужденных и в течение также двух дней с ночлегом на промежуточной станции команда следовала обратным маршрутом. Протяженность этапов устанавливалась в 16 — 25 верст (1 верста — 1,07 км) Аналогично сибирскому тракту производилось этапирование арестантов и по другим трактам России. В том же году в составе 0тдельного корпуса внутренней стражи формируются жандармские подразделения в обеих столицах, губернских городах и портах, предназначенные для решения военно-полицейских задач методом быстрого реагирования. Жандармские дивизионы, численностью в 334 человека дислоцировались в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве. Жандармские команды численностью в 31 человек находились в 56 городах. С образованием Отдельного корпуса жандармов, подчиненного III отделению Собственной его императорского величества канцелярии, дивизионы и команды некоторое время продолжали находиться в составе Отдельного корпуса внутренней стражи, но в 1836 г были переподчинены Отдельному корпусу жандармов.
В 1818 г при соляных промыслах для несения караульной службы создаются инвалидные команды, которые причисляются к внутренней страже. Всего в составе Отдельного корпуса внутренней стражи было 5 таких команд. Устанавливался общий и частный порядок комплектования внутренней стражи. Общим порядком один раз в год после инспекторских смотров армейских полков все непригодные к строевой службе направлялись по месту их призыва в распоряжение внутренних батальонов. Частным порядком такое откомандирование осуществлялось один раз в месяц после выписки военнослужащих из госпиталей. В свою очередь Отдельный корпус внутренней стражи один раз в год передавал рекрутов гражданским ведомствам для службы полицейскими, пожарными, объездчиками, почтальонами и для охраны банков. В середине 50-х годов XIX в. в Отдельном корпусе внутренней стражи состояло 52 гарнизонных батальона, 2 полубатальона, 564 инвалидных, 296 этапных и 5 соляных команд общей численностью 145 515 чел. Это были наиболее трудные годы в жизни и деятельности внутренней стражи. Она, как и вооруженные силы в целом, нуждалась и коренном реформировании. Крымская война 1853-1856 гг. показала неспособность внутренней стражи в полном объеме выполнять функцию резерва регулярной армии, которая сводилась лишь к формированию дружин ополчения. Остаточный принцип комплектования Отдельного корпуса внутренней стражи привела к тому, что возросло количество офицеров и солдат, имевших низкие деловые и моральные качества, переведенных из регулярные войск в гарнизонные батальоны за личную недисциплинированность. Только за 1857 г. в корпус поступило на службу 16,4 тыс. так называемых «опороченных» нижних чинов. В частях и подразделениях корпуса выросло число преступлений. Командование было вынуждено принимать решительные меры по их искоренению вплоть до переселения более 14 тыс. нижних чинов в Восточную Сибирь. Но меры по оздоровлению корпуса оказались малоэффективными, поскольку принцип его комплектования не изменялся. На состояние дел в корпусе сказался и порожденный войной общероссийский кризис. Увеличение объема и усложнение задач, решаемых войсками внутренней стражи, не обеспечивалось материальной и финансовой поддержкой государства. Перевооружение на новое стрелковое оружие неоправданно затягивалось. Не уделялось должного внимания решению бытовых проблем. Размер жалования был ниже, чем у личного состава регулярных войск. Усилия командования корпуса, направленные на решение стоящих проблем. Военным министерством не поддерживались. Более того, в начале 60-х годов вынашивается идея упразднения Отдельного корпуса внутренней стражи. Она обосновывалась неспособностью государства содержать многочисленную армию и нести большие расходы на воинские формирования, не имевшие боевого назначения. Реорганизация войск внутренней стражи происходила в рамках военной реформы, в ходе которой рекрутский принцип комплектования вооруженных сил был заменен всесословной воинской повинностью, изменена система подготовки офицерских кадров, осуществлено перевооружение армии и флота, введено военно-окружное управление с 1862 по 1867 гг. было образовано 15 военных округов. 6 августа 1864 г. Отдельный корпус внутренней стражи упраздняется, а его функции возлагаются на местные и резервные войска, в состав которых входили крепостные полки, губернские резервные батальоны, уездные, местные и этапные команды, военно-арестантские роты.
В пореформенное время складывается система органов управления местными войсками:
— начальник местных войск округа,
губернский воинский начальник с правами командира дивизии,
уездный воинский начальник с правами командира полка.
Всего в составе местных войск к началу 70-х годов XIX в насчитывалось 70 губернских батальонов и 605 команд различного назначения. Произошло их сокращение на 53 тыс. чел. Основными задачами войск были несение караульной и гарнизонной службы, подготовка армейского резерва. В полном объеме выполнять функции упраздненного Отдельного корпуса внутренней стражи они не могли. Поэтому часть служебной нагрузки местных войск перекладывалась на размещенные в губерниях полевые части, что отрицательно сказывалось на боевой подготовке последних. Возложение некоторых функций внутренней стражи на Департамент полиции и подчиненный ему Отдельный корпус жандармов (после упразднения 6 августа 1880 г. III отделения царской канцелярии) и также было обременительным для этих частей охранительной системы государства, поскольку каждая из них имела свои задачи, объем которых возрос в период буржуазно-демократических реформ. Это было связано с процессом либерализации общества, оформлением оппозиционных к режиму общественно-политических движений, активизации деятельности революционных организаций, террористических групп, ростом народных волнений и выступлений, носивших политический характер. Нарастание социальной напряженности вызвало необходимость проведения контрреформ, укрепления военно-охранительной системы государства, усиления репрессий в середине 80-х годов в России насчитывалось 875 мест заключения, в которых содержалось 686760 преступников. Важное значение приобрела задача конвоирования арестантов и охраны мест заключения. Если в период, предшествовавший контрреформам, 15 тыс. нижних чинов конвойной стражи ежегодно сопровождало до 200 тыс. арестантов, то теперь 3 347 нижних чипов конвоировало до 350 тыс. преступников. 63 конвойные команды были не в состоянии выполнять такой объем служебных задач. Выделение им в помощь местных войск проблемы не решало, но снижало качество выполнения возложенных на эти войска обязанностей внутренней службы. 20 января 1886 г постановлением Государственного совета была сформирована Конвойная стража в составе 567 конвойных команд, а местные войска освобождались от обязанностей конвоирования арестантов. На Конвойную стражу возлагались задачи сопровождение арестантов всех ведомств и категорий по этапным маршрутам европейской России и сибирскому ссыльному тракту, сопровождение арестантов в пределах населенных пунктов в административные и судебные учреждения, а также заключенных на внешние работы, содействие администрации тюрем при производстве массовых обысков и ликвидации беспорядков среди заключенных, наружная охрана мест заключения. Конвойные команды находились в двойном подчинении. Руководство строевой и хозяйственной деятельностью осуществляла этапно-пересыльная часть Главного штаба Военного министерства. Руководство по службе возлагалось на Главное тюремное управление МВД (с 1895 г в составе Министерства юстиции). Конвойной стражей последовательно командовали главные инспектора генерал-лейтенанты А.И. Беленченко, Н.Н. Гаврилов, Н.В. Левицкий, И.Д. Сапожников и Н.И. Лукьянов. Главный инспектор по пересылке арестантов заведующий этапно-пересыльной частью Главного штаба пользовался правами командира дивизии, начальники конвойных команд правами командира отдельного батальона. Офицерский состав был отнесен к категории нестроевых офицеров армейской пехоты. Комплектование нижними чинами происходит на общих основаниях с установленным в сухопутных войсках сроком службы. В таком виде Конвойная стража вступила в XX в., на начало которого пришлось две войны и три революции с их многочисленными жертвами. Социальные потрясения сопровождались экономическим кризисом, неурожаем и голодом. Особую опасность представляли такие проявления политическою экстремизма, как забастовки и стачки, крестьянские бунты и вооруженные восстания, акты индивидуального терроризма, из которых 263 было совершено с 1902 по 1911 гг. Конвойная стража становится одним из важных исполнительных органов карательной системы государства, а служба в конвойных командах все более значимой и напряженной. Упорядочению этого вида военно-охранительном деятельности способствовало утверждение 10 июня 1907 г. Устава конвойной службы. Он состоял из 13 глав, включавших 484 статьи, которые определяли состав конвойной стражи, регламентировали порядок использования конвойных команд, их подчиненность, взаимодействие, права и обязанности конвоиров. Численность конвойной стражи в этот период была стабильной. В составе 537 конвойных команд в 1909 г было 100 офицеров, а в 1914 г. — 101, нижних чинов в 1909 г насчитывалось 11721, а в 1914 г. — 11738. В годы Первой мировой воины конвойная стража наряду с обязанностями по прямому предназначению выполняла и такие задачи, как пополнение личным составом частей действующей армии (в 1914-1916 гг. на фронт было направлено 7784 чел), подготовка унтер-офицерского состава для действующей армии (всего было подготовлено около 1000 унтер — офицеров), перевозка личного состава действующей армии, конвоирование военнопленных (84 тыс. чел), сопровождение иностранных подданных (234 тыс. чел), охрана перевозимых грузов, сопровождение боеприпасов.–PAGE_BREAK–
Многие солдаты и офицеры, пополнившие действующую армию из состава внутренней стражи, а также конвоиры и другие должностные лица конвойных команд и подразделений местных войск на фронтах Первой мировой войны и при выполнении служебных задач в тыловых районах страны проявили мужество, отвагу, героизм, показали себя достойными сынами своего Отечества. Революция упразднила старую государственную систему. Была ликвидирована жандармерия, полиция заменена на народную милицию. Главное тюремное управление реорганизовано в Главное управление местами заключения. Из всех частей, составлявших военно-охранительную систему Российской империи, лишь Конвойная стража осталась существовать без изменений. Неокрепшая буржуазная демократия была разрушена Октябрьской социалистической революцией 1917 г, с которой берет свое начало советский период истории государства, а с ним — и новый период в истории внутренних войск. В заключение следует ответить на вопрос о дне рождения внутренних войск, который вытекает из изложенных в главе исторических событий и фактов В 1911 г. с особыми почестями было отмечено столетие местных войск и конвойной стражи. Сам факт юбилейных торжеств свидетельствовал о признании конвойной стражи преемницей созданной в 1811 г. внутренней стражи. Изданный по этому поводу высочайший приказ содержит прямое указание на календарную дату рождения внутренней стражи 27 марта 1811 г. Как уже было отмечено, в этот день Александр I подписал указ «О устройстве инвалидных рот и команд и составлении из них подвижных инвалидных рот и служащих инвалидных команд» Между тем, ни в том, ни в других, ранее изданных указах (от 16 и 17 января 1811 г.) о внутренней страже, как о вооруженном формировании нового вида, не упоминалось. Термин «воинская внутренняя стража» впервые появился в рескрипте, адресованном Александром I военному министру М.Б. Барклаю-де-Толли в день подписания первого указа 1 января 1811 г. Общепринятым этот термин становится с утверждения императором 3 июня 1811 г. «Положения для внутренней стражи». Император Николай II в приказе в 1911 г. отмечает верную и ревностную службу престолу и Отчеству местных войск и конвойной стражи «коим ныне истекает сто лет со времени их основания». Так была определена календарная дата создания внутренней стражи, которая через 185 лет стала отмечаться как День внутренних войск МВД России. Являясь частью силовых структур, внутренние войска в дореволюционный период истории России выполняли как задачи внутренней службы, так и караульные функции в пределах тех полномочий, которые определяла для них верховная власть.
Завершая дореволюционную историю внутренних войск периодом Первой мировой воины и буржуазных преобразовании Временного правительства, в ходе которого Конвойная стража продолжает выполнять одну из важных охранительных функций государства, независимо от изменения формы правления. С Октябрьской социалистической революции начинается новый период строительства внутренних войск Советского государства.
2. Создание внутренних войск и их деятельность в 1917 — 1941 гг.
Государственное строительство после победы Великой Октябрьской социалистической революции проходило в условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции, противодействия контрреволюционных сил и роста преступности. Обострение классовой борьбы в стране потребовало от новой власти создания правоохранительных и репрессивных органов и наделения их особыми полномочиями. Учреждение чрезвычайных органов в свою очередь обусловило создание вооруженных формирований, обеспечивавших выполнение неспецифических задач, входивших в их компетенцию. С организации отрядов специального назначения и начинается становление внутренних войск Советского государства, которые в разные годы именовались войсками ВЧК – ВОХР – ВНУС — ГПУ – ОГПУ — НКВД — МГБ — МВД.
Процесс создания внутренних войск начался с формирования вооруженных отрядов Всероссийской чрезвычайной комиссии при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) 11 (24) декабря 1917 г. ВЧК приняла решение о создании при комиссии отряда для несения караульной службы. Уже через два дня в ВЧК для выполнения задач караульной службы прибыл первый отряд, сформированный из военнослужащих Свеаборгского полка. И связи с увеличением объема задач ВЧК, вызванным активизацией контрреволюционных сил, возникла необходимость увеличить количество вооруженных отрядов до четырех. Согласно постановлению ВЧК от 18 марта 1918 г. эти отряды объединились в Боевой отряд ВЧК, который к концу апреля имел в своем составе 860 чел. Подобные отряды создавали и местные чрезвычайные комиссии. Актуальной стала задача объединения всех войск ВЧК и придания им единой стройной военной организации. В соответствии с решением 1-й Всероссийской конференции чрезвычайных комиссий коллегия ВЧК 13 июня 1918 г. приняла решение об объединении всех отрядов в Корпус войск ВЧК. Координирующим центром по формированию, обучению и оперативному руководству войсками ВЧК был штаб во Главе с В.В. Каменщиковым. Основным подразделением корпуса являлся батальон 3-х ротного состава численностью 750 чел, усиленный конной и пулеметной командами, командой связи и взводом артиллерии. Все вопросы боевого и оперативного использования подразделений решались при непосредственном участии председателя ВЧК Ф.Э. Дзержинского.
Комплектование корпуса осуществлялось на добровольных началах с соблюдением классовою подхода, который предполагал прием рабочих и беднейших крестьян в возрасте от 19 до 36 лет по рекомендациям членов партии, профессиональных союзов фабрично заводских комитетов и комитетов деревенской бедноты.
Правовое положение корпуса определялось статусом ВЧК в распоряжении которой он находился. Задачами личного состава войск были беспощадное подавление всяких посягательств на Советскую власть, беспрекословное выполнение всех приказов не идущих против Советской власти, честное исполнение своего долга и соблюдение строжайшей воинской дисциплины, в случае необходимости оказание помощи Красной Армии в борьбе с внешним врагом и др. В материальном отношении воины-чекисты были приравнены к военнослужащим Красной Армии. 28 октября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях, в котором чрезвычайным комиссиям разрешалось иметь при себе вооруженные отряды, находившиеся под контролем и на учете Революционного Военного Совета Республики (РВСР). В соответствии с декретом ВЦИК от 29 мая 1918 г. они перешли на приятый в Красной Армии принцип комплектования. К декабрю 1918 г. войска ВЧК насчитывали 11 тыс. военнослужащих, объединенных в 35 отдельных батальонов 1 января 1919 г. название «Корпус войск ВЧК» было упразднено, а штаб корпуса переименован в штаб войск ВЧК при Совете Народных Комиссаров. Положением о войсках ВЧК от 12 марта 1919 г. их штатная численность определялась в 30 тыс. чел., из которых 10 тыс. предусматривалось иметь в действующей армии. В мае 1919 г. в войсках ВЧК насчитывалось 17904 чел. И годы гражданской войны вооруженные формирования имелись не только у ВЧК. Войска специального назначения были в подчинении и других ведомств. Это продовольственно-реквизиционная армия, войска по охране железных дорог, водных путей сообщения, сахарного и текстильного производства, нефтепродуктов, конвойная стража и пограничная охрана. Декретом СНК от 9 мая 1918 г «О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию», утвержденным ВЦИК 13 мая 1919 г., Наркомпроду было предоставлено право применять вооруженную силу в случае оказания противодействия отбиранию хлеба или иных продовольственных продуктов. Декрет ВЦИК и СНК от 30 мая 1918 г. «О реорганизации Комиссариата продовольствия и его местных продорганов» определил задачи, формы организации и способы комплектования этой вооруженной силы. При местных продовольственных органах было разрешено создавать отряды из рабочих, рекомендуемых партийными, советскими и профсоюзными организациями. Для руководства отрядами при Наркомпроде учреждалось специальное управление во главе с военным руководителем и комиссаром М. Зусмановичем. Названные декреты положили начало строительству продовольственно-реквизиционной армии от ополченских рабочих отрядов до постоянных регулярных формирований войскового типа. Их статус определялся чрезвычайными полномочиями Наркомпрода. Кроме изъятия, заготовки, охраны и доставки хлеба, отряды продовольственной армии создавали в деревнях комитеты бедноты, привлекались боевым действиям на фронте, а также для подавления мятежей.
Летом 1918 г, несмотря на принятые меры, продовольственное снабжение не улучшилось. Это потребовало не только увеличить численность продовольственной армии с 15 до 41 тыс. чел., но и создать дополнительные продотряды, подчинявшиеся еще одному органу Центральному военно-продовольственному бюро при Всероссийском Центральном Совете профессиональных союзов (ВЦСПС). Отряды Военпрофбюро, в отличие от продармии, половину отобранного хлеба отдавали государству, а другую половину передавали тем предприятиям, от которых они снаряжались в деревню. До конца 1918 г. отряды продармии и Военпродбюро, общей численностью 72 тыс. чел., заготовили лишь 67 млн. пудов хлеба, тогда, как потребность в нем для страны по оценкам специалистов составляла 400 млн. пудов. Тяжелое положение с хлебозаготовками предопределило введение с 11 января 1919 г. продовольственной разверстки — одного из мероприятий политики «военного коммунизма», связанного с изменением системы заготовки сельскохозяйственных продуктов. Проведение продразверстки отразилось на организации продармии. К лету 1919 г. в ее составе находилось около 20 полков общей численностью 25 тыс. чел. Продармия комплектовалась красноармейцами, не способными по состоянию здоровья к строевой службе, а также личным составом отрядов Военпродбюро и добровольцами тех категорий, которые не подлежали призыву в Красную Армию. До лета 1920 г. продармейцами удалось заготовить 212,5 млн. пудов хлеба. С отменой продразверстки и введением продналога сопротивление крестьянства реквизициям хлеба сократилось. Продовольственная армия была расформирована, а ее части получили другое предназначение.
Хозяйственная разруха и спекуляция требовали особого внимания к обеспечению работы транспорта, охраны железнодорожных и водных путей сообщения. Поэтому еще в конце 1917 г. были сформированы первые летучие отряды для охраны железных дорог. Уже 30 января 1918 г. СНК образовал Всероссийскую межведомственную чрезвычайную комиссию по охране дорог, которой было поручено формирование железнодорожной охраны. 23 марта 1918г. декретом СНК о централизации управления охраны дорог и повышении их провозоспособности отряды железнодорожной охраны приобрели военную структуру. На 1 июня 1918 г. в их составе насчитывалось 28 тыс. чел. 17 июля 1918 г. СНК издал декрет об учреждении вместо Всероссийской межведомственной чрезвычайной комиссии по охране дорог Управления по охране путей сообщения при Народном Комиссариате путей сообщения (НКПС) штатной численностью 70 тыс. чел. Комплектование осуществлялось исключительно по рекомендациям рабочих профсоюзных и крестьянских организаций. Новое Управление должно было руководить охраной путей сообщения вне районов боевых действий. Для контроля за деятельностью подразделений охраны на местах создавались особые инспекции при губисполкомах. Правовое положение войск по охране железных дорог определялось, статусом НКПС. На них возлагались задачи; охрана путей, станций, складов и других объектов на железных дорогах; недопущение простоя подвижного состава и хищения топлива; обеспечение бесперебойного прохождения грузов; пресечение безбилетного проезда и беспорядочного провоза грузов; борьба с контрреволюционными вооруженными отрядами, действовавшими в полосе железных дорог; содействие Красной Армии. Охрану путей сообщения в районах боевых действий продолжали осуществлять части Красной Армии, руководствуясь при этом инструкцией, утвержденной РВС Республики 2 декабря 1918 г. Внешняя охрана железнодорожных коммуникаций 18 февраля 1919 г. была передана Народному комиссариату по военным делам. Для этих целей привлекались как вооруженные формирования, передаваемые Наркомвоену, так и специально формируемые части Красной Армии. К июню 1919 г. в войсках железнодорожной охраны насчитывалось более 102 тыс. чел. Родственные задачи выполняли войска Главода, предназначенные для охраны водных путей сообщения, перевозки и охраны воинских и продовольственных грузов по воде. С 1918 г. выполнение этих задач было возложено на отряды судоохраны, руководство которыми осуществляло управление главного инспектора указанного ведомства. При штатной численности в 8 тыс. чел., летом 1919 г. на службе состояли 4237 военнослужащих. Для руководства сахарным производством постановлением ВСНХ 25 декабря 1918 г. создается Главный сахарный комитет (Главсахар), которому в июне 1918 г. Московским окружным военным комиссариатом было разрешено создать отряд численностью в 200 чел. Он получил название «Московский летучий отряд вооруженной охраны сахарного производства». В начале 1919 г. штатная численность войск Главсахара была установлена в 5500 чел. Организационно эти войска были сведены в два полка, две отдельные роты и 90 отдельных взводов, дислоцированных в сахаропроизводящих районах России и Украины. Войска выполняли задачи: вывоз сахара с заводов, находившихся в прифронтовой полосе; охрана грузов в пути следования; борьба с расхищением запасов сахара на предприятиях.
С аналогичными функциями охраны предприятий, баз, складов, перевозимых товаров были созданы войска Центротекстиля, Главнефти и некоторых других ведомств. На Наркомат торговли и промышленности была возложена задача формирования пограничной охраны. В ведении этого Наркомата она находилась до 24 ноября 1920 г. С конца 1917 г. начали создаваться команды конвойной стражи с целью конвоирования контрреволюционных и уголовных элементов и их охраны в местах заключения. Законодательное оформление конвойной стражи как вооруженной силы ВЧК произошло 20 апреля 1918 г. приказом наркома по военным делам, в соответствии с которым она оказалась в подчинении двух наркоматов: по военным делам и юстиции (НКЮ). Для руководства конвойной стражей Республики была учреждена Главная инспекция конвойной стражи при Главном управлении мест заключения Наркомата юстиции. Комплектование рядового и начальствующего состава проходило по рекомендациям партийных и профсоюзных организаций. К концу года было сформировано более 100 конвойных команд в разных городах страны.
К основным задачам конвойной стражи относились: конвоирование преступников в судебные учреждения и места заключения; внешняя караульная служба в тюрьмах и лагерях; содействие в производстве обысков и ликвидации беспорядков в местах заключения. В таком виде конвойные команды просуществовали до 8 октября 1922 г. К осени 1918 г. общая численность всех специальных и вспомогательных войск составляла около 200 тыс. чел. Эти силы могли быть, использованы Красной Армией в качестве резерва. Принцип их двойной подчиненности был определен декретом СНК от 19 августа 1918г. «Об объединении всех вооруженных сил Республики в ведении Народного комиссариата по военным делам». Он закреплял подчиненность войск специального и вспомогательного назначения Наркомвоену по вопросам комплектования, устройства, обучения, вооружения, снабжения, боевой подготовки, а также их применения как военной силы. Использование войск по своему назначению оставалось в компетенции соответствующих наркоматов и ведомств.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Согласно декрету в районах боевых действий войска специального назначения находились в распоряжении военных властей, а на других территориях лишь после объявления всеобщей мобилизации по согласованию с заинтересованным ведомством. В этих случаях задачи, возлагавшиеся на данное ведомство, должны были выполнять военные власти. Декрет в законодательном порядке закреплял военизацию, специальных вооруженных формирований наркоматов и ведомств и устанавливал правовые основы их взаимоотношений с Народным комиссариатом по военным делам. Комплектование, довольствие и обучение войск специального назначения осуществлялось на общих основаниях с Красной Армией и было направлено как на их укрепление, так и на обеспечение фронта подготовленными резервами. В условиях гражданской войны далеко не все требования декрета СНК от 19 августа 1918 г. могли быть выполнены. В интересах преодоления межведомственных разногласий, совершенствования организационной структуры, повышения уровня подготовки и эффективности использования войск специального назначения, насчитывавших к июню 1919 г. 260 тыс. чел., был намечен комплекс мероприятий по централизации системы управления. Инициатором этого выступил Ф.Э. Дзержинский, назначенный постановлением ВЦИК от 30 марта 49 г. народным комиссаром внутренних дел РСФСР. 28 мая 1919 г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО) принял постановление о передаче вспомогательных войск отдельных ведомств, за исключением войск железнодорожной и пограничной охраны, в подчинение НКВД через штаб войск ВЧК, который преобразовывался в штаб войск внутренней охраны Республики (ВОХР). Численность войск устанавливалась в 120 тыс. чел. Начальником войск ВОХР был назначен К.М. Валобуев. В интересах улучшения управления войсками территория ораны была разделена на 12 секторов применительно к границам военных округов. 18июня 1919 г. штаб войск внутренней охраны был преобразован в Главное управление войск ВОХР. Согласно утвержденному 21 апреля 1920 г. Положению о войсках внутренней охраны их основными задачами являлись: вооруженная борьба с контрреволюцией во всех ее видах внутри страны; охрана транспорта и производства; охрана таможенных границ. В обстоятельствах чрезвычайной важности и в случае военного положения войска ВОХР могли частично переходить в распоряжение военного ведомства. Выполнение ими каких-либо дополнительных задач без предварительного согласия НКВД не допускалось.
21 апреля 1920 г Совет Груда и Обороны (СТО) своим постановлением о войсках внутренней охраны Республики определил функции войск, уточнил и дополнил указанные в Положении задачи. Они были разделены на три группы: охрана существующего строя (вооруженная борьба с контрреволюцией), охрана госучреждений, сооружений и предприятий особой важности; охрана и оборона транспорта, охрана транспортирования (охрана и оборона путей сообщения, охрана перевозимых государственных грузов), охрана производства страны (фабрик, заводов, складов, сырья, плантаций, сельхозпродуктов и их изъятие, борьба с мошенничеством) В апреле 1920 г. начальником войск ВОХР был назначен. В С. Корнев.
Учитывая, что конвойная стража не вошла в состав войск ВОХР, приказом НКВД от 31 января 1920 г на них дополнительно была возложена задача охраны лагерей принудительных работ, созданных в соответствии с постановлением ВЦИК весной 1919 г. Тем же приказом объявлялась и инструкция для конвоя. Войска ВОХР по-прежнему оставались одним из основных источников пополнения действующей армии. Только за второе полугодие 1919 г. 95 батальонов (52 699 чел.) было отправлено на фронт.
Военно-охранительной службой в этот период продолжали заниматься караульные части Всероссийского главного штаба и Наркомюста, части железнодорожной охраны Красной Армии, военизированная транспортная милиция, НКВД. Несогласованность их действий и межведомственные разногласия требовали проведения структурной реорганизации. Ее инициатором выступил Ф.Э. Дзержинский. 1 сентября 1920 г. СТО принял постановление о создании войск внутренней службы Республики (войск ВНУС), в состав которых наряду с войсками ВОХР вошли караульные подразделения, части железнодорожной обороны, транспортная милиция и военизированные формирования. Согласно другому постановлению от 24 ноября 1920 г войскам ВНУС передавались функции пограничной охраны. Проведенная реорганизация завершила процесс создания единой системы внутренней службы НКВД РСФСР. К концу 1920 г. войска ВНУС состояли из 14 дивизий и 18 бригад, насчитывавших 360 000 чел. В тяжелейший период гражданской войны и иностранной военной интервенции войска ВОХР-ВНУС оказались на переднем крае борьбы за обеспечение внутренней безопасности государства. Более 150 бойцов и командиров были награждены орденом Красного Знамени. Победы, одержанные на завершающем этапе гражданской войны. Позволили начать сокращение Красной Армии, передать им часть функций войск ВНУС и поставить вопрос о включении последних в объединенный аппарат военного управления. Переход от армии военного времени к армии мирного времени отразился и на строительстве войск ВЧК. 19 января 1921 г. СТО постановил передать войска внутренней службы Народному комиссариату по военным делам. Все части и отряды, находившиеся в ведении чрезвычайных комиссий, были сведены в особый вид войск — войска ВЧК. В их состав вошла железнодорожная и водная милиция. 21 января 1921 г коллегия Всероссийской чрезвычайной комиссии утвердила «Основные положения организации войск ВЧК». Войска состояли из батальонов и бригад и предназначались для обслуживания местных чрезвычайных комиссий, охраны границ, транспорта, железнодорожных станций и сооружений, а также выполняли задачи по борьбе с бандитизмом и обеспечению общественного порядка. Руководство войсками осуществлял председатель ВЧК через командующего войсками.
10 июля 1921 г было утверждено новое Положение об организации войск Всероссийской чрезвычайной комиссии. Оно регламентировало весь комплекс вопросов устройства, управления, службы, укомплектования и обеспечения, определяло права и обязанности начальников. Изменилась и структура руководящих органов. Штаб войск был преобразован в Управление. После реформирования в декабре 1921 г. и составе войск ВЧК находились части и соединения по охране угольною района Донбасса, охране сухопутных и водных путей; специальные и обслуживающие подразделения.
Победоносное завершение гражданской войны дало возможность приступить к мирному строительству государства. Строительство нового общества шло тяжело: голод, разруха, военные конфликты, создание культа личности Сталина И.В., репрессии – все это отразилось и на развитии и строительстве внутренних войск. Однако, все эти годы внутренние войска стояли на страже государственных интересов, оберегая рубежи СССР и обеспечивая государственную безопасность страны. С окончанием гражданской воины и переходом страны к новой экономической политике встал вопрос о реорганизации ВЧК. Постановлением ВЦИК от 6 февраля 1922 г. она была упразднена, а ее задачи возлагались на Государственное политическое управление (ГПУ). Войска ВЧК преобразовывались в войска ГПУ. На них были возложены следующие задачи: борьба с бандитизмом; гарнизонная служба; охрана особо важных государственных объектов, сооружений и транспорта; сопровождение грузов, в том числе продовольствия для голодающих губерний; охрана Донецкого бассейна. Начальниками войск ГПУ Республики в 1922-1923 гг. были Э.С. Кадомцев и Ф.В. Патаки. В структуре войск Государственного политического управления находились 126 тыс. чел., из них: внутренние войска (80 601 чел.); железнодорожные части (37939 чел.); части, обслуживающие погранособотделы и отделения (7760 чел.). Эта громоздкая система построения нуждалась в освобождении от второстепенных функций. В ходе коренной реорганизации личный состав войск сократился на 60 %. Охрана путей сообщения и сопровождения грузов передавалась в ведение НКПС.
По указанию Ф.Э Дзержинского в ходе реформирования обращалось внимание на создание хорошо вооруженных, легко подвижных, высоко дисциплинированных и сплоченных воинских частей. Снабжение войск всеми видами довольствия осуществлялось по армейским нормам. Анализ документов показывает, что проводимым реорганизациям предшествовало тщательное глубокое изучение состояния войск, в ходе которого вырабатывались наиболее целесообразные меры их дальнейшего применения. С целью решения проблемы качества подготовки командно-политического состава 13 ноября 1922 г. в Москве была создана Высшая объединенная школа войск ГПУ на 600 слушателей. Дополнительно были сформированы Высшие повторные курсы войск ГПУ В июне 1923 г. при штабах шести военных округов, в том числе и в Петроградском, были открыты окружные повторные курсы войск ГПУ общей численностью 825 курсантов. Большое значение для повышения авторитета командиров и политработников имело введение 9 февраля 1923 г. в войсках Государственного политического управления табеля знаков различия командно-политического и административно-хозяйственного состава.
С образованием СССР начинается новый этап строительства войск. ГПУ при НКВД РСФСР реорганизуются в Объединенное государственное политическое управление при Совете Народных Комиссаров СССР (0ГПУ). 15 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Положение об ОГПУ и его органах. В результате этого войска ГПУ стали именоваться войсками ОГПУ. Они вышли из подчинения НКВД и до 1934 г. находились в составе объединенного государственного политуправления. Руководство ими было возложено на заместителя председателя ОГПУ И.С. Уншлихта через штаб войск. Военная реформа, проведенная в войсках ОГПУ в 1924-1928 гг., была направлена на организационную перестройку и совершенствование системы управления всеми составными частями ведомства. Отдельные подразделения объединялись в части и соединения. 17 июня 1924 г. отряд особого назначения при коллегии ОГПУ был переформирован в дивизию особого назначения, на которую возлагались ответственные задачи по охране правительственных и партийных учреждений, других важнейших объектов.
Изменения в составе войск ОГПУ нашли отражение в утвержденных в 1931 г. Уставе службы внутренних войск и Наставлении по оперативно-боевому использованию войск ОГПУ. Этими нормативными документами регламентировалась их служебно-боевая деятельность, определялся порядок действий войск при проведении чекистско-войсковых операций, рассматривались вопросы повседневной жизни, обучения и воспитания. В 30-е годы значительно улучшилось техническое оснащение войск, формировались моторизованные части и бронедивизионы. Повысился уровень стрелковой и физической подготовки войсковых частей. Это позволило повысить их боеспособность, маневренность и качество выполнения служебных задач. Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г, был создан общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел. Главное управление пограничной охраны и войск ОГПУ было реорганизовано в Главное управление пограничной и внутренней охраны (ГУПВО) и включено в состав НКВД. Начальником внутренней и пограничной охраны стал Н.К. Кручинкин. В округах (кроме пограничных) вместо инспекций войск ОГПУ были сформированы Управления внутренней охраны (УВО). Это дало возможность более оперативно и качественно руководить служебно-боевой деятельностью войск. В состав внутренней охраны вошли части оперативного назначения, по охране важных предприятий промышленности, по охране железных дорог, конвойные части в октябре 1935 г. в указанных видах войсковых частей были введены воинские звания, новая форма одежды и знаки различии. Кадровые вопросы нашли свое отражение в Положении о прохождении службы командным и начальствующим составом пограничной и внутренней охраны ПКВД СССР. Это сыграло большую роль в повышении авторитета командиров и политработников, в укреплении воинской дисциплины.
В целях дальнейшего совершенствования системы управления в конце 1937 г ГУПВО было переименовано в Главное управление пограничных и внутренних войск (ГУПВВ), начальником которого в январе 1938 г был назначен комдив А.Л. Ковалев. Институт военных комиссаров в пограничных и внутренних войсках был введен приказом НКВД СССР от 22 апреля 1938 г.
Значительно повысились требования к командно-политическому составу, их квалификации, для чего создавались центры подготовки командных кадров среднего звена. В результате реформирования школ пограничной охраны 20 апреля 1937 г в Москве, Саратове, Харькове, Новом Петергофе были созданы военные училища пограничной и внутренней охраны НКВД. Для подготовки политработников Ново-Петергофское военное училище 7 октября 1937 г было реформировано в военно-политическое на 700 курсантов с двухгодичным сроком обучения на базе пехотного отделения указанного училища приказом Наркома внутренних дел от 30 декабря 1937 г. организовывалось Орджоникидзевское военное училище войск НКВД на 700 курсантов и слушателей. Для подготовки специалистов тыла было создано Московское военно-хозяйственное училище войск НКВД.
1939 г. для внутренних войск стал годом их дальнейшего развития. 3 января 1939 г был утвержден новый текст Военной присяги. 23 февраля все воины дали клятву на верность Родине. Постановлением СНК СССР от 2 февраля 1939 г. Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД СССР было разделено на 6 главных управлений: пограничных войск НКВД СССР; войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности, конвойных войск НКВД СССР, военного снабжения НКВД СССР, главное военно-строительное управление войск НКВД.
Оперативные войска до 1941 г. оставались в подчинении Главного управления погранвойск. Система управления перестраивалась как в центре, так и на местах. Периферийные управления внутренних войск были упразднены. В каждой из управленческих структур были созданы штабы и политотделы, проведены необходимые оргштатные мероприятия. Общее руководство войсками и координацию их деятельности осуществлял заместитель наркома по войскам И.И. Масленников. Несмотря на разделение войск по отдельным видам, все они, кроме пограничных, относились к внутренним войскам. Кадровый принцип строительства Красной Армии был закреплен принятом Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г. «Законе о всеобщей воинской обязанности», в котором войска Наркомата внутренних дел получили законодательное подтверждение о вхождении в состав Вооруженных Сил страны. Согласно принятому Закону Вооруженные Силы СССР состояли из Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Рабоче-Крестьянского Военно-Морского флота, пограничных внутренних войск.
Последняя предвоенная реорганизация внутренних войск была осуществлена в начале 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1941 г. НКВД СССР был разделен на Наркомат внутренних дел и Наркомат государственной безопасности. В связи с этим произошли изменения в структуре войсковых главков. Главные управления войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и по охране особо важных предприятий промышленности слились в одно Главное управление. Советское правительство, укрепляя оборону страны, приняло необходимые меры по ограждению страны от происков врага. 4 марта 1941 г. в составе войск НКВД было сформировано самостоятельное управление оперативных войск под руководством генерал-лейтенанта П.А. Артемьева численностью 41986 чел. Выделение оперативных войск из общей системы НКВД позволило значительно поднять качество служебно-оперативной деятельности по борьбе со шпионами и диверсантами противника. Таким образом, история создания, развития и служебно-боевой деятельности внутренних войск в 1922-1941 гг. неразрывно связана со становлением и упрочением Советского государства, укреплением его Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Внутренняя и внешняя политика руководства страны в этот период отразилась на формах и методах строительства внутренних войск, определила их организационную структуру и нормативную базу, задачи и содержание служебно-боевой деятельности.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Одной из важных задач внутренних войск в рассматриваемый период была борьба с бандитизмом. С 27 января 1921 г. руководящим центром этого ответственного направления стала Центральная межведомственная комиссия по борьбе с бандитизмом. В целях скорейшего искоренения бандитских налетов и вооруженных ограблений, Государственному политическому управлению декретом ВЦИК от 16 октября 1922 г. предоставлялось право внесудебной расправы вплоть до расстрела бандитов, взятых с поличным на месте преступления. Проблема бандитизма в стране неоднократно обсуждалась в высших партийных и государственных органах. Приказом РВСР и ГПУ от апреля 1923 г. борьба с мелкими бандгруппами возлагалась на милицию, органы и войска Государственного политуправления, а с крупными бандформированиями — на армейские части в районах их дислокации, как это имело место в Таджикистане и Туркмении. Очаги бандитизма отмечались на Северном Кавказе, Дальнем Востоке и в Средней Азии. Для наведения революционного порядка применялись различные методы, вплоть до объявления отдельных местностей неблагополучными в криминальном отношении с вытекающими из этого действиями военных и гражданских властей.
В борьбе с бандитизмом в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке успешно действовали 80 Якутский дивизион и 9 Сибирский полк. Отвагу и самоотверженность в борьбе с бандгруппами проявили воины 2 Дальневосточного кавполка. Павшие смертью храбрых командир взвода В. Реут, красноармейцы Н. Иваненков и А. Потанин были зачислены навечно в списки указанного полка приказом ОГПУ от 4 марта 1929 г., что положило начало этой памятной традиции во внутренних войсках. Широкомасштабные операции по борьбе с бандитизмом проводились на Кавказе. Только в Азербайджане в 1930 г. было уничтожено 207 банд. В Чеченской автономной области в 1925 г. было изъято 25 тыс. винтовок, задержано 300 бандитов. Упорную борьбу с басмачеством в Средней Азии вели внутренние войска и части Красной Армии. В середине 20-х годов там было ликвидировано 123 банды. Решительный удар по басмачеству в Таджикистане был нанесен весной 1931 г. в ходе боев подразделении 10 полка ОГПУ и красноармейских частей, разгромивших трехтысячный отряд басмачей во главе с Ибрагим-беком. Ликвидация очагов бандитизма в стране способствовала снижению криминальной обстановки и упрочению советской власти на местах.
Охрана промышленных предприятий и железнодорожного транспорта была предметом особой заботы Советского государства. Декретом ВЦИК и СНК СССР от 10 июня 1920 г. выполнение этих задач возлагалось на милицию НКВД РСФСР за исключением охраны стратегически важных железных дорог, охрана которых осуществлялась войсковыми подразделениями. Кроме того, наркому внутренних дел разрешалось создавать вооруженные сторожевые команды для охраны учреждений и складов, однако эта мера властей оказалась малоэффективной и не нашла широкого применения. Вместо них за счет предприятий и ведомств, в 1924 г. начали создаваться специализированные отряды милиции (ведомственная милиция), которые выполняли охранные функции на предприятиях вплоть до 1927 г. Внутренние войска до указанного периода к охране объектов привлекались в исключительных случаях.
Для усиления борьбы с диверсиями, предотвращения террористических актов на военно-стратегических объектах постановлением СНК СССР от 15 апреля 1927 г. был определен порядок их охраны. Двумя другими постановлениями от 12 мая 1927 г. создавалась военизированная охрана (ВОХР), предназначенная для охраны предприятий и сооружений, в том числе и военных заводов. При этом необходимо отметить, что важнейшие предприятия и сооружения страны подразделялись на две категории, в зависимости от которых им выделялась войсковая или военизированная охрана. Выполнение этих ответственных задач потребовало увеличения численности внутренних войск на 10520 чел. В их состав были переданы части Красной Армии, охранявшие объекты Военпрома и Азнефти. Правительство страны постепенно вырабатывало наиболее приемлемые принципы: функционирования ОГПУ. Это сокращение численности личного состава за счет оснащенности охраняемых объектов специальными средствами и улучшение качества несения караульной службы военнослужащими. В декабре 1928 г. в составе войск ОГПУ находилось 8920 бойцов, военизированная охрана насчитывала 15950 чел. В последующие три года их численный состав претерпел незначительные изменения.
В целях повышения обороноспособности страны, предотвращения фактов вредительства и диверсий на предприятиях правительство неоднократно рассматривало предложения о целесообразности передачи охраны предприятий от ВОХР войскам ОГПУ. Это решение было реализовано постановлением СНК СССР от 29 февраля 1932 г., в соответствии, с которым на войска возлагалась охрана 466 предприятий, имевших важное значение для государства. Был принят комплекс мер по введению особого пропускного режима, повышению качества несения караульной службы. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от июня 1934 г. усиливалась охрана военных заводов. По мере возрастания угрозы фашистской агрессии правительство принимало необходимые решения по обеспечению безопасности тыловых объектов и сооружений, к охране которых в 1938 г. вновь стала привлекаться вольнонаемная сторожевая охрана. Войска НКВД выполняли задачи караульной службы преимущественно на предприятиях категории государственной важности,
Образование Главного управления войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности способствовало повышению надежности охраны стратегических объектов. Постановлением СНК СССР от 8 января 1939 г. часть предприятии была переведена на вольнонаемную охрану, что позволило несколько сократить численность войск. Накануне войны 29217 военнослужащих охраняли 145 особо важных объектов.
Охрана железнодорожного транспорта. Постановлением СТО от 19 января 1921 г. возлагалась на войска ВЧК, в составе которых была железнодорожная милиция и войска ВНУС. Общее руководство деятельностью этих ведомств возлагалось на командующих войсками военных округов. Подготовка комсостава осуществлялась в школе усовершенствования командного состава охраны путей сообщения. В целях улучшения системы управления 1 января 1928 г. охрана железнодорожного транспорта была передана ОГПУ, в структуре которого формировались железнодорожные войска (12 963 чел.). В связи с увеличением объема задач их численность в 1932 г. была доведена до 47 000 чел., а в 1938 г. составила около 50000 чел. Они охраняли более 1200 железнодорожных, водных и транспортных коммуникаций, а в 1939 г 1391 объект. Для противовоздушной обороны железнодорожных сооружений было сформировано 13 отдельных зенитно-артиллерийских дивизионов, которые в 1940 г. были переданы в ведение НКО СССР. Усилило охрану магистралей создание в войсках 16 бронепоездов и 12 бронеплощадок. В дальнейшем они успешно применялись в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Приказом НКВД СССР от 8 марта 1939 г на основании постановления СНК СССР от 2 февраля 1939 г. было создано Главное управление войск НКВД по охране железнодорожных сооружений. Постановлением СНК СССР от 13 ноября 1939 г. войска приняли под охрану Белостокскую, Брест-Литовскую, Ковельскую, Львовскую железные дороги, для чего были сформированы 9 и 10 железнодорожные дивизии. В Бессарабии охрана железнодорожной сети была возложена на 4 дивизию, в Северной Буковине на 10 дивизию. В начале 1941 г. войсковые гарнизоны взяли под охрану 117 железнодорожных объектов приграничных районов.
Свои особенности имело строительство войск конвойной стражи. В начале 20-х годов конвоирование и охрана заключенных осуществлялись конвойной стражей, находившейся в ведении НКЮ, а также войсками ГПУ и милицией. Это приводило к распылению сил и созданию громоздкой системы управления. Постановлением СТО от 27 сентября 1922 г конвойная стража вошла в состав войск ГПУ. 8 октября 1922 г было утверждено Временное положение о конвойной страже. Для руководства ею создавалось специальное управление, вошедшее в штаб войск ГПУ на правах отдела. В 1922 г. постановлением СТО в состав войск Государственного политуправления была передана и пограничная охрана. Проведенные реорганизации позволили повысить эффективность управления войсками, сэкономить силы и средства. Опыт служебно-боевой деятельности конвойных частей выявил необходимость централизованного управления или в общесоюзном масштабе. Законодательно этот вопрос был решен 30 октября 1925 г. постановлением ЦИК и СНК СССР «О конвойной страже Союза ССР» При Совете Народных Комиссаров создавалось Центральное управление конвойной стражи во главе с Б. Г. Ширвиндтом, на которое возлагались задачи сопровождения заключенных, охраны мест лишения свободы, оказания помощи их администрации в поддержании порядка. Все войска были сведены в 2 дивизии и 6 отдельных бригад обшей численностью 14802 чел. Конвойная стража как самостоятельный вид войск согласно Закону об обязательной военной службе 18 сентября 1925 г. вошла в состав Красной Армии. При выполнении служебных задач конвои руководствовались введенным еще в мае 1922 г уставом конвойной стражи, а также воинскими уставами. В сентябре 1928 г. был принят Временный устав службы конвойной стражи. Ее комплектование и снабжение возлагалось на военное ведомство. В конце 20-х годов конвойные части (около 20 тыс. чел.) были расквартированы в 167 городах и населенных пунктах страны.
В связи с упразднением в 1930 г. республиканских наркоматов внутренних дел места заключения были переданы в ведение народных комиссариатов юстиции союзных республик. 2 сентября 1930 г постановлением ЦИК и СНК СССР конвойная стража была переименована конвойные войска СССР, а ее Центральное управление в Центральное управление конвойных войск СССР. 23 июня 1932 г. в соответствии с Положением о военизированной охране на нее возлагалась охрана исправительно-трудовых лагерей. Военизированные подразделения выполняли задачи по охране заключенных как в местах содержания, так и на работах, охране территории, учреждений и складов лагерей, ликвидации беспорядков заключенных, их розыску. В отличие от военизированной охраны войсковые конвои в соответствии с Положением о конвойных войсках (приказ НКВД СССР от 20 ноября 1939 г.) выполняли задачи по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, осуществляли наружную охрану отдельных тюрем (остальные находились под надзором этих учреждений). В этом Положении предусматривались задачи на военное время, связанные с конвоированием и охраной военнопленных. В предвоенные годы под охраной войск находилось 135 объектов. Они обслуживали 156 судебных учреждений, несли службу на 176 железнодорожных маршрутах. На 1 января 1940 г. штатная численность конвойных войск составляла 34295 чел (одна дивизия, девять бригад, два отдельных полка и две школы младшего командного состава). В период войны с Финляндией конвойные войска НКВД получит задачу на охрану военнопленных. В ожидании их значительного количества (до 20 тыс. чел.) Наркоматом был создан ряд лагерей, но в плену оказалось лишь немногим более одном тысячи финских солдат, другую часть этих лагерей заполнили доставленными из Финляндии советскими военнопленными, которых насчитывалось более 5 тыс. человек. Ихконвоирование осуществляли конвои войск НКВД Наркомата внутренних дел.
В Польше войска Красной Армии взяли в плен более 230 тыс. солдат и офицеров польской армии. Часть из них, 42,4 тыс. уроженцев западных районов Украины и Белоруссии, была освобождена. Других военнопленных по решению властей под конвоем направили в 138 приемных пунктов и спецлагерей, находившихся в ведении учрежденного 19 сентября 1939 г. Управления НКВД по делам военнопленных. Весной 1940 г. несколько лагерей, в которых содержалось около 9 тыс. польских офицеров по приказанию высших органов власти было ликвидировано, а офицеры отконвоированы караулами 136-го отдельного конвойного батальона и 226-го полка в Катынский лес под Смоленском и там расстреляны.
В публикациях последних лет указывается, что охрану лагерей и колонии в 30-50-е годы осуществляли внутренние войска и что они должны взять на себя всю ответственность за насилие гулаговской системы. На самом деле после установления советской власти в 1917 г. и до конца 50-х годов, т.е. в период наиболее крайних проявлений командно-административной системы, охрану лагерей и колоний осуществляли подразделения военизированной охраны, которые носили одинаковую форму для всей системы НКВД-МВД.
В мирное время на внутренние войска возлагались задачи по обеспечению государственной и общественной беэопасности, охране социалистической собственности, общественного порядка. В соответствии с мобилизационными планами к указанным задачам в военное время добавлялась охрана прифронтовой полосы, коммуникаций и тыловых районов. При этом не исключалось, что в военный период внутренние войска могут привлекаться для борьбы с бандитизмом и дезертирством, а также агентурой противника, его диверсионно-разведывательными группами. По своему вооружению и техническому оснащению внутренние войска не предназначались для ведения длительных боевых действий с крупными силами противника и самостоятельной обороны отдельных районов и боевых рубежей. С учетом выполняемых ими задач вырабатывались мобилизационные мероприятия, планировалась и доводилась служебно-боевая подготовка. Существенные изменения в системе обучения и воспитательной работе в войсках НКВД произошли после подведения итогов действий частей указанного ведомства (8 полков) в охране тыла армий Северо-Западного фронта в период советско-финской войны. За успешное выполнение служебно-боевых задач 4-й, 5-й, 6-й полки войск Наркомата внутренних дел были награждены орденами Красного Знамени, 1883 бойца и командира удостоены орденов и медалей СССР. Звание Героя Советского Союза было присвоено старшему лейтенанту А.Г. Лужецкому, старшему лейтенанту И.М. Кобзуну, красноармейцу Г.В. Кузякину. Опыт деятельности пограничных и внутренних войск по охране тыла Северо-Западного фронта в 1939-1940 гг. имел принципиальное значение. В последующем он был широко использован в годы Великой Отечественной войны. Приказы и директивы наркома внутренних дел тех лет указывали на повышение требований к боевой подготовке войск. Оперативным частям ставились задачи: подготовка к ведению наступательного боя, уничтожение банд в лесу, горах, отдельных домах, оборона зданий и переправ, действия в засаде и заслоне. Как видно, от войск впервые требовалось выполнение не только служебно-боевых задач в тылу, но и ведение наступательного боя. Постановка этой задачи не отвечала предназначению войск, степени их вооруженности и технической оснащенности. Накануне войны в приграничных военных округах число оперативных полков было увеличено до 12, на их базе проходило формирование 3 стрелковых дивизий НКВД. Наращивание сил, повышение уровня подготовки сочеталось с укреплением воинской дисциплины, порядка и организованности. Усиливалась ответственность военнослужащих за самовольную отлучку и дезертирство. Эти и другие требования были изложены в новом Дисциплинарном уставе Красной Армии, положения которого в полном объеме распространялись и на войска НКВД. В целях повышения авторитета командного и политического состава в 1940 г были введены знаки различия младшего, среднего и старшего командного состава.
7 мая 1940 г. в армии учреждались генеральские звания. В 1940 — 1941 гг. они были присвоены руководящему составу пограничных и внутренних войск. Звание генерал-лейтенанта получили И.И. Масленников, П.А. Артемьев, И.А. Богданов, В.В. Осокин, Г.Г. Соколов, Г.А. Степанов. Генерал-майорами стали А.И. Гульев, Е. В. Козик, И.С. Любый, В.М. Шарапов и др.
Процесс реформирования войск Наркомата внутренних дел накануне войны, коренное изменение всей системы обучения и воспитания личного состава, повышение боевой готовности частей и соединений сопровождались усилением партийно-политического контроля. В условиях командно-административной системы даже правильные решения не всегда осуществлялись с должной эффективностью, а последствия ошибочных решений и просчетов еще больше усугублялись из-за скованности, инициативы и творчества командиров. Как в органах внутренних дел, так и во всех видах войск Наркомата внутренних дел насаждался режим строжайшей секретности, подозрительности, оторванности от масс. Ставка делалась на неукоснительное выполнение требований руководящих органов, что превращало внутренние войска в послушный аппарат проведенияв жизнь репрессивнойполитики сталинского режима. Некоторые руководящие работники Наркомата внутренних дел встали на путь произвола, клеветнических наветов и враждебных действий по отношению к кадрам. Воинские части и военизированные формирования НКВД в определенной степени служили инструментом реализации антинародной политики сталинского руководства в отношении «врагов народа», других «классово-неприемлемых» групп населения.
Сталинские репрессии не обошли стороной и внутренние войска. В конце 20-х гг. в Центральном управлении конвойной стражи СССР фабрикуется дело о контрреволюционной организации бывших царских офицеров. Среди арестованных по этому делу был первый начальник Московской конвойной команды, помощник начальника отдела ЦУКС СССР К.Ф. Корпачев. В 1937 — 1940 гг. репрессируются уже тысячи сотрудников и военнослужащих НКВД СССР. В их числе первые начальники дивизии им. Ф.Э. Дзержинского П.Г. Кобелев, С.И. Кондратьев, начальники внутренних войск В.С. Корнев, П.М. Быстрых, И.А. Воронцов. Н.К. Кручинкин и др. Также, как и в Красной Армии, большинство высшего и старшего командного и политическою состава войск было объявлено «врагами народа». Только с января по август 1937 г. в войсках НКВД было арестовано 151 кадровых работника. Многие из них в 50 — 60-е годы были реабилитированы как необоснованно репрессированные.
Заключение
Так завершился период становления внутренних войск. За это время они прошли путь от небольших вооруженных отрядов добровольцев при различных наркоматах и ведомствах до многочисленной хорошо организованной внутренней армии, успешно решавшей сложные и ответственные военно-охранительные задачи. Таким образом, служебно–оперативная и боевая деятельность войск по охране существующего строя, безопасности страны имела большое государственное значение и способствовала укреплению СССР. Деятельность войск ВЧК – ГПУ – ОГПУ – НКВД в рассматриваемый период носила политический, государственный и героический характер. Она полна примеров мужества, отваги, стойкости, массового героизма воинов внутренних войск, их беспримерной преданности Советскому государству. Боевой путь внутренних войск, который они прошли в межвоенный период – неиссякаемый источник служебно-боевого опыта и воспитательной работы. Изучение его, овладение его основами способствует воспитанию высококвалифицированных специалистов для внутренних войск. Он учит глубокому пониманию роли внутренних войск в деле строительства социалистического государства в этот период в условиях мирного строительства, путей их укрепления и совершенствования. Вот так развивались, меняя в разные эпохи облик и название, силы внутренней безопасности, у колыбели которых стояли державные мужи, радевшие об «охранении тишины, спокойствия и благочиния» в России. В Указе Президента Российской Федерации от 19 марта 1996 г. № 394 «Об установлении Дня внутренних войск Министерства внутренних дел РФ» говорится: «Учитывая роль ВВ МВД РФ в защите интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, постановляю: Установить День ВВ МВД РФ и отмечать его 27 марта». Таким образом, в 2011 году внутренним войскам исполняется 200 лет.
Литература
Журнал «На боевом посту». № 6, 2006, № 3, 2007.
Павлов С.К. История строительства внутренних войск. М., 2007.
Внутренние войска Советской республики. Документы и материалы. М., 1982.
4. Глызин С.В. Войска называются внутренними. М., 2007.
5. С.Г.Лысенков, В.П.Сидоренко. Внутренние войска. Страницы истории. СПб, 2007.