Сознание как философская проблема
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сознание какфилософская проблема
2. Сознание – формаотражения, духовная сторона бытия
3. Основные свойстваи структура сознания
4. Сознание и язык
Список использованных источников
1. Сознание какфилософская проблема
Проблема сознаниявозникла тогда, когда люди начали отличать психические процессы от физических,идеальное от материального, выработали представление о «духе» и «душе».
В идеалистической ирелигиозной философии дух — перводвигатель космоса, мира и человека, ихформообразующее начало (Платон, Аристотель, библейско-христианские учения,Гегель, неогегельянец И.А. Ильин).
У Аристотеля душа — активная целесообразная «форма» живого тела, у Декарта — внутренний духовныймир человека, у Вольтера — способность думать и чувствовать, у Гегеля — первичная форма субъективного духа.
В материалистическойфилософии дух противоположен природе, воплощается через волевые усилия вдействия, это — реализация человеческих замыслов и идеалов. Душа — начало,которое индивидуализирует человека, комплекс эмоциональных реакций наокружающий мир, характеризует сопереживание человеком межличностных отношений идействий. Реакции на мир зависят от воспитания, образования, традиций, веры,усвоенных человеком моральных норм общества, ценностей и т.д. Душа — особаяжизненная энергия материального тела, ведь эмоциональные реакции сопровождаютсяизменением режима работы сердца и сосудистой системы. Сегодня медицинской наукеизвестно, какие зоны мозга, вещества отвечают за то или иное эмоциональноесостояние. В синтезе дух и душа образуют духовность. Это:
а) нематериальное(чувства, знания, вера и т.п.), но основанное на материальном;
б) идеальные аспектымиропонимания, реализуемые в поступках человека.
Платон, пожалуй, первымприступил к выяснению тайны сознания, заметив несовпадение идеальных формсодержания сознания с миром повседневных явлений. Античныефилософы-материалисты высказали догадки о принципиальной невозможности сведенияидеальных процессов к метаморфозам огня, воздуха, атомов или каким-либо другимфизическим моделям.
Идеальное (сознание) вего отношении к материи представлено в следующих основных философских позициях.
1. Субъективные идеалистырассматривают сознание как врожденное свойство человеческой души, только какидеальное. Абсолютизированы такие свойства сознания, как субъективность,абстрактность и активность.
2. Согласно объективномуидеализму, объективное идеальное лежит в основе материальных явлений. Тем самымутверждалась направленность сознания на объект. В средние века обострениепотребности человека обращать внимание на собственные переживания (вызванонеобходимостью при помощи молитвы и исповеди обращаться к Богу) направилосознание еще и на внутренний духовный опыт человека, обогатив и расширивсодержание сознания. С развитием общества мистические компоненты сознанияуменьшались, в нем утверждались правила логики. Р. Декарт заложил основыотождествления сознания с предметно-логическим содержанием. В Новое времяразвивалось сознание как воображение, нацеленное на переделку и улучшение мираи человека. Гегель трактовал сознание как социально-историческое явление. Скаждой из ступеней динамики сознания соотносятся определенные ступени и формыразвития культуры, духовной жизни. Апогеем этого движения в историческом ииндивидуальном плане является освоение языка философии — понятий.
3. Религиозная философиятеологизирует сознание. Так, B.C. Соловьев считал, что божественный разум,надмировое начало — творец природы и человека.
4. В древности Демокритдуховные процессы рассматривал с позиций атомистики. Эпикур утверждал, что душасостоит из тонких частиц, рассеянных по всему нашему организму, она (душа)схожа с ветром, к которому примешана теплота. А вульгарные материалисты XIX в.(П. Кабанис, К. Фохт, JI. Бюхнер, Я. Молешотт) полагали, что физическое ипсихическое — это единая материя, что головной мозг предназначен дляпроизводства мысли, подобно тому как желудок и кишки совершают пищеварение,печень вырабатывает желчь. В XX в. направление, отождествляющее сознание ифизические процессы, опирается на такие факты, как успехи в моделировании«искусственного интеллекта», воздействие фармакологических средств на психику ит.д.
Социобиологи сознаниерассматривают как биологические реакции самосохранения, свойственные человеку иживотным. У живых существ (термиты, муравьи, пчелы, осы и др.) было обнаруженоподобие с образом жизни людей, у высших животных отмечены своеобразная «мораль»(самопожертвование ради других), сходные с человеческими психические явления — лидерство, конфликтность,- внушаемость и др. Эксперименты показали, что впсихике высших животных присутствуют воображение, память и ее использование,самоконтроль, сокрытие эмоций и т.д. Исследования социобиологов восполняютнекоторые пробелы в познании общих оснований сознания человека и психикиживотных. В то же время необходимо учитывать качественное отличие одного отдругого.
Концепция материальностисознания (вульгарных материалистов) не тождественна материалистической линии впонимании сознания. Еще Лукреций Кар учил, что сознание зависит как от телачеловека, так и от воздействия окружающих его вещей. JI. Фейербах, подчеркиваяобщественную природу сознания, вместе с тем писал о зависимости психикичеловека от тела.
К середине XIX в.давление социально-экономических факторов на все сферы жизнедеятельности людейобнаружилось столь зримо, что это позволило К. Марксу и Ф. Энгельсу подчеркнутьпервичность материального, экономического интереса, соответственносформулировать идею детерминированности общественного сознания материальнымифакторами. Сознание анализировалось классиками марксизма как продуктсоциально-исторического развития человека, его практической деятельности.
Учитывалось, что сознаниене только отражает, но и активно воздействует на действительность.
Согласно одному изподходов, сознание — космическое образование (Т. Лири, Ч. Гарт, М. Талбот идр.). В гипотезе О. Рейзера галактика, находясь в резонансе с мозгом, порождаетпсихосферу, которая посредством магнитогидравлических волн строит структуручеловеческого мышления. Советский космолог А. Линде в 1990 г. поставил вопрос:не может ли изучение Вселенной и изучение сознания связаны друг с другом?Накапливаясь в физическом вакууме, считают некоторые философы, «информационныйсгусток» может после гибели нашей Вселенной реализоваться в иной материальнойформе и продолжить свое существование в возникающих новых космических системах.Американский космолог Э. Харрисон в 1995 г. выдвинул гипотезу о возможностисоздания разумной жизнью новых вселенных.
Весьма распространеннымявляется функциональный подход, согласно которому сознание есть идеальноесвойство человеческого мозга, высший продукт развития материи (Д. Дидро, К.Гельвеций, Л. Фейербах и др.). Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова и А.И.Введенского доказали нераздельность физиологического и психического. П.К.Анохин и Н.А. Бернштейн раскрыли физиологический механизм опережающегоотражения действительности.
Неврологи обнаружили, чтофункции двух полушарий мозга у высших животных и человека неодинаковы. В XX в.исследованиями Р. Сперри было установлено, что функциями левого полушарияявляются речь, чтение, письмо, математические действия, анализ, а функциямиправого — синтез, творческая научная и художественная деятельность. Сейчаспринято считать, что у человека в восприятии наглядных явлений действительностиведущая роль принадлежит правому полушарию. От него зависит умениеориентироваться в пространстве, оно ответственно за целостность зрительноговосприятия, образную память. Все, связанное с обобщением данныхдействительности, оперированием знаками, словами, а, следовательно, иабстрактное мышление, зависит от деятельности левого полушария.
«Удельный вес» того илииного мышления у разных людей и этносов различен. Логико-знаковое мышление,дискретное, аналитическое и отвлеченное, осуществляет ряд последовательныхопераций, обеспечивает непротиворечивый анализ предметов и явлений поопределенному числу признаков, выясняет причинно-следственные отношения междувещами, явлениями, членами общества. Данный тип мышления выбирает лишьнекоторые признаки, связи и отношения в мире вещей и процессов, обедняя темсамым отображаемый им мир. Образный тип мышления, преимущественноправополушарный, «схватывает» сразу, полностью и целиком многочисленныесвойства объектов, их взаимосвязи, улавливает множество сторон и отношений вмире вещей и явлений. Однако данный тип мышления в меньшей степени, чемпонятийный, реагирует на противоречия в суждениях, на последовательность мыслейв ходе рассуждения.
Специализация полушарийраспространяется и на подкорковые структуры, ведающие эмоциональнымисостояниями. В них имеются отделы, ответственные за различные ощущения, типыповедения и эмоции. Право-левая асимметрия возникает на нейрофизиологической исоциально-психологической основах. Специализированный на право-левые различия,мозг одновременно един, в нем в каждый момент переплетаются и взаимодействуютсловесные и несловесные сигналы, абстрактное и конкретное мышление, образная исловесная память. Правое полушарие отражает внешний мир синтетически, со всемиего красками и звуками, а левое воплощает его в грамматические и логическиеформы. Человек как носитель сознания преобразует материальную Вселенную исоздает объекты, не существовавшие раньше в материальном мире. Он творит нетолько материальные объекты, но и фрагменты моделей своего собственногосознания, машины искусственного интеллекта. Интерпретируя всевозрастающую рольчеловеческого сознания, многие физики, например, Паули и Вигнер, приходили к выводу,что квантовая механика, признающая активную роль наблюдателя, несовместима сматериализмом. Более корректной, вероятно, является компромиссная точка зрения:глубинные слои сознания лежат на границе между материализмом и идеализмом,связывают эти два философских направления. «Материя первична, а сознаниевторично в том смысле, — размышляет современный российский философ М.Б.Менский, — что объективно существует квантовый мир и сознание воспринимает лишьодну из возможных его «проекций», которая интерпретируется сознанием какклассическая реальность. Сознание первично, а материя вторична в том смысле,что классическая реальность… возникает лишь в сознании и в результате егодеятельности, а в квантовом мире это всего лишь одна из огромного множества компонента(проекция)…» И все же, в целом сознание, с позиций материалистическойфилософии, вторично по отношению к материи по происхождению, по физиологическойоснове (продукт материальной коры больших полушарий мозга) и по содержанию, какобраз вторичен по отношению к оригиналу. Мысль есть ни что иное, какпроигрывание или моделирование ситуаций, происходящих в материальном мире.«Играют», используются не сами материальные объекты, а абстракции об этихобъектах, которые формируются на основе опыта и приобретения знаний изапечатлеваются в материальном носителе сознания — мозге. Если прекратитькровообращение мозга, то он превращается из интеллектуального органа вбезжизненную массу. Мысль как самостоятельная субстанция, не связанная сматерией, не существует. Противоположность материи и сознания абсолютна, ибоматерия в конечном счете первична, и относительна, так как сознание едино сматерией, выступает побудительным мотивом человеческого поведения.
Помимо рассмотренных,назовем еще ряд подходов к сознанию. Субстанциональный подход стремится свестисознание к главным сущностным основаниям. В качестве таковых назывались логос,дао, брахман, дух, душа, разум (в том числе божественный) и т.д. Сознание вфеноменологии представлено как нечто неотделимое от непосредственной жизненнойреальности, как специфический вид бытия, который невозможно выразить втрадиционно-гносеологическом ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку Яне может наблюдать себя со стороны. Дорефлексионный уровень сознания черезпласты бессознательного и через языковые структуры описывается в психоанализе,структурализме, герменевтике. Экзистенциальная философия сознание человекарассматривает преимущественно через акты переживания, в ходе осуществлениякоторых человек проявляет свою духовность.
В эволюции взглядов наприроду сознания можно выделить ряд рациональных идей: выделение понятияидеального как противоположности материальному, чувственно-предметному(Платон); признание сознания как активной деятельной силы (преимущественно видеалистической философии); утверждение принципа диалектики и постановкавопроса о социально-исторической основе сознания (Гегель); подчеркиваниезависимости психики человека от его телесной организации и выделениекачественной специфики мышления (Фейербах); осмысление сознания как продуктасоциально-исторического развития человека, как образа внешнего мира,возникающего в результате активного изменения людьми действительности(диалектический материализм); понимание сознания не как противоположностиматерии, а как духовного регулятива ее саморазвития в лице человека, т.е. мирпредстает как отношение «космос — человек».
2. Сознание – формаотражения, духовная сторона бытия
сознаниечеловек отражение бытие
Материалистическаяфилософия рассматривает сознание в его соотнесенности с материей, с отражениемкак ее свойством (Д. Дидро, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). В частности, Ленинотметил, что в фундаменте материи имеется родственное ощущениям свойство — «отражение».
Отражение есть всеобщеесвойство материальных образований воспроизводить свойства и особенности другихпредметов, вещей, взаимодействие отражаемого и отражающего. Отражение в неживойприроде (в относительно простейшем виде) связано с такими видами материальныхвзаимодействий, как физическое (и механическое как его разновидность) ихимическое, различные их сочетания. Примеры отражения в неживой природе:отпечаток предмета на воске, разрушение камня вследствие воздействия на негосолнечных лучей, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока илиатмосферного давления и т.д. Отталкиваясь от идеи, что в особенностяхвзаимодействий элементарных частиц и полей, квантовых флуктуаций извечногопервичного вакуума были заложены предпосылки для усложнения Универсума, можнодопустить, что исходные физические процессы и сознание должны рассматриваться вединстве. О сознании как каком-то возможном полевом образовании писал М.К.Мамардашвили. Современный белорусский профессор В.И. Стражев, отмечая единствофизических сущностей и сознания, делает оговорку, что они пока не поддаютсяописанию в рамках физических законов. Качественным скачком в развитии Вселеннойявилось возникновение органической жизни на Земле и соответственнобиологических форм отражения, которые, приобретая избирательность, управляютприспособительным поведением биосистем. Информационные связи становятся болееподвижными и активными. Возникли такие виды отражения, как раздражимостьпростейших одноклеточных растений и животных, возбудимость нервных тканейживотных и человека (нейрофизиологическое отражение) и элементарная психикавысших животных. Психическое отражение возникает там и тогда, где и когдамеханизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него автоматизмомоказываются недостаточными и необходимым становится обследование реальнойситуации, которое служит основой поведения организма. В отражении проявляютсявоздействие внешней среды и реализация внутренних установок живого существа.Специализация и развитие аппарата информационного отражения привели на уровнепсихики к появлению развитого головного мозга. Сейчас известно, чточеловеческий мозг представляет собой структуру огромной анатомической ифизиологической сложности и имеет, по приблизительным подсчетам ученых, 1012нейронов и 1015 связей между ними. В психике животных заложены истоки человеческогосознания, имеются элементы конкретного мышления. Домашние животные усваиваютпростейшие формы поведения в сообществе людей, а это невозможно без уясненияими элементарных характеристик некоторых ситуаций и отношений.
У животных психика — продуктбиологического развития, человеческая психика — результат биосоциальногоразвития. Если животное способно лишь подать сигнал своим собратьям по поводуявлений, ограниченных некой непосредственной ситуацией, то человек может спомощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем,передавать им социальный опыт. Психические функции человека существенноменяются благодаря овладению индивидом орудиями культурного развитиячеловечества. У человека развиваются произвольная память, внимание. В чувствахчеловека, в отличие от животных, развита способность сопереживать горе ирадость другого человека.
Развитие психическойформы отражения подготовило качественный сдвиг, который ознаменовал переход кчеловеческому сознанию. Для последнего характерно, во-первых, то, что отражениенаряду с чувственно-образным становится абстрактно-понятийным, что неизмериморасширяет информационную нагрузку отражения и приводит к «отлету» мысли отнепосредственно данного к возможности не только отражать действительность иприспосабливаться к ней, но и изменять ее. Одновременно появилась возможность«больной фантазии», преувеличения относительной самостоятельности мысли, ееотрыва от действительности. Во-вторых, отражение приобретаетсоциально-детерминированный характер, что находит свое выражение в общественнойприроде сознания, в возникновении языка и в его единстве с мышлением.
Человеческая психика исознание немыслимы друг без друга. С помощью ощущений и восприятий принепосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознаниивозникают фрагменты чувственной картины мира, каким он (мир) представляетсячеловеку в данный момент. Память позволяет возобновлять в сознании образыпрошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей,но отсутствует в данный момент или имеется лишь в зачаточном состоянии.Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.
Сознание — продуктприроды и общественного развития. В контексте общеприродной эволюции появлениесознания связано с усложнением форм отражения. У истоков сознания каксоциокультурного продукта стояла практическая деятельность человека, котораямногократно приводила в соответствие манипулирование материальными объектами иих мысленные проекции, выливавшиеся в устойчивые интеллектуальные схемы,логические фигуры. «Переход от действия к слову-символу, а затем ккомбинаторике понятий, судя по всему, воспроизводится как на уровнеиндивидуального развития, так и в истории человечества».
В отличие от зарубежныхисследователей, отождествляющих сознание с социолингвистическим поведением,Э.В. Ильенков определяющим фактором возникновения и развития сознания считал нефункционирование языка, а «функционирование общественно-трудовой деятельности».Согласно Д.И. Дубровскому, стоявшему на позициях информационного подхода ксознанию, сознание возникает как эмерджентное качество биологической материи,превращаясь в обществе и культуре в самоорганизующуюся систему.
Информация реализуетспособ существования движущейся материи, проявляется в процессе отражения. Тремосновным уровням материи — неживой, живой и социальной — соответствуют основныеусложняющиеся виды информации: элементарная (спонтанно возникшие информационныесвязи неорганической природы), биологическая (информационные структурыорганической природы) и социальная (информационные структуры, созданныедеятельностью человека). Возрастание разнообразия и уровня организацииуниверсума на базе накопления информации свидетельствует о направленностиразвития от низшего к высшему.
При рассмотрении ростаобъема (накопления) информации необходимо учитывать, что у человека имеетсяпорог восприятия (например, мы не воспринимаем ультразвук, цветовой спектрразличаем лишь в определенных пределах и т.д.). Существует мера объемаинформации, которая попадает в сферу сознания, что оберегает нас отперенапряжения.
Сознание — своеобразныйэлемент бытия. У Г. Лейбница сознание предстает общим принципом бытия. А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и А. Бергсон сознание рассматривали в слитности с «жизненнойреальностью» как вид бытия, как спонтанную самопроизвольную силу в формах «волик власти», «жизненного порыва», «жизненного разума» и т.п. Э. Гуссерль сознаниепонимал как первичную основу, в которой нам дан мир и где рождаются исходныесмыслы всех форм человеческой активности. В диалектико-материалистическойфилософии сознание предстает как духовная, идеальная сторона бытия, как егообнаружение и раскрытие. Как человек осознает нечто, так же он и действует;изменение нашего понимания есть возможность иного действования. Сознание — совокупность психических процессов и духовных способностей, посредством которыхчеловек воспринимает, переживает, оценивает, постигает и осмысливает мир,других людей и самого себя.
3. Основные свойства иструктура сознания
Сознание посредствоммыслительных актов обеспечивает человеку прояснение смысложизненных проблем:для чего (и достойно ли) он живет, есть ли цель в его существовании и т.п.Эмоции, переживания активизируют мыслительные процессы. Через сознание человеквыделяет себя из природы, из сообщества других людей. У человека сознание черезволю выражается в его действиях. Ими он поддерживает свое существование,преобразуя вещество и энергию природы, а также регулируя отношения с другимилюдьми. Сознание выполняет функции оценки ситуации, социальной памятичеловечества, обобщения и воспроизводства на основе информационного отражениянакопленного опыта. Сознание – целостнаямыслительно-эмоционально-ценностно-волевая жизнь.
В процессефункционирования сознание проявляет основные свои свойства.
Главное свойство сознания– его идеальность – способ воспроизведения реальности, когда объектыосваиваются первоначально без физического на них воздействия, духовно.Идеальное существует как вплетенное в материальное, в нейрофизиологическиеструктуры и процессы, в систему знаков, во взаимодействие человека со средой.Идеальное выступает как продукт и форма человеческого труда, преобразованияприродного материала и общественных отношений.
В литературе существуютсубъективистская (Д.И. Дубровский, И.С. Нарский) и объективистская (Э.В.Ильенков) трактовки идеального. Первая признает за идеальное психическиесостояния отдельной личности. Согласно второй концепции идеальное – этовсеобщие и необходимые формы знания и познания человеком независимо от негосуществующей действительности. К идеальному содержанию сознания Ильенковотносит математические истины, логические категории, нравственные императивы,идеи правосознания, все то, что имеет объективное значение для любой психики,несмотря на ее индивидуальные желания, проявления.
Идеальность сознаниядополняется свойством интенционалъности. Этот термин ввел Эдмунд Гуссерль (1859- 1938), который трактовал это свойство сознания как акт придания смыслапредмету. Способы полагания смысла описывает феноменология. Осознанные инеосознанные смыслы составляют содержание мировоззренческих универсалийкультуры, фиксируют шкалу ценностей, обеспечивают понимание мира, егопереживание. Передачу смысла от поколения к поколению осуществляют язык, разнообразныеформы искусства, нормы нравственности, постулаты религии, техника и т.п.
Одно из свойств сознания– идеаторность – способность творить и воспроизводить идеи, без чего невозможнырост и обогащение сознания. Данное свойство позволяет отличать сознаниечеловека от психики животного.
Сознание универсально,т.е. потенциально способно отражать любые свойства предметов. Потенциальнаяуниверсальность сознания сочетается с его реальной ограниченностью в отражениивещей и процессов в конкретных пространственно-временных координатах.
Сознание обладаетсвойством объективности, т.е. отражения вещей и процессов такими, как они естьв действительности. Направленность сознания на внешний мир, его восприятие иосознание соседствуют с рефлексией – вглядыванием личности в себя,самопознанием.
Объективность сознаниясочетается с его субъективностью. Отражение тех или иных вещей и процессов естьне только реакция на ситуацию, но и личностная собственная интерпретация этойситуации. Различные люди одну и ту же информацию воспринимают и используютпо-разному, в зависимости от исторических условий, интересов, жизненного опыта,нравственных, социокультурных и мировоззренческих установок, наличного багажазнаний, эстетической зрелости, творческих способностей.
Сознанию присущаспособность целеполагания — предварительного создания идеального проектабудущего результата. Через сознание человек проектирует свой способ бытия вмире. Целенаправленность сознания сочетается с его стихийностью.
Сознание «осваивает»вещи, явления, объекты не только ради любопытства, но и в практическом длячеловека значении, в их отношениях к его потребностям и интересам.
Сознание потенциально«заряжено» творчеством, ибо отражение направлено на преобразование мира,создание нового. А для этого необходимо конструктивное изображение тог-о, чегов реальности еще нет, но в соответствии с объективными законами этой реальностиможет быть создано. Изменяют и создают новую реальность не духовные компонентысознания сами по себе, а человеческие действия, пронизанные идеями, целями.Творческий характер сознания сочетается с традиционализмом, консерватизмом.
Сознание обладаетнеразрывной связью с языком. Посредством языка сознание раскрывает себя и своюработу. Язык выполняет познавательную и коммуникативную (коррекция программ наоснове обратных связей) функции, экспрессивную задачу (воздействие на психику,т.е. людей убеждают, советуют, побуждают, приказывают). Язык является орудиеморганизации совместных действий, хранения и трансляции информации, норм итрадиций, фиксирует всеобщность вещей и людей, а также предметные различия,уникальность своего Я.
Сознание контролируетлишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспеченияорганизма управляется бессознательно. Идея о бессознательном восходит к учениюСократа и Платона о знании — припоминании, к мысли Спинозы о неосознаваемыхпричинах, детерминирующих желания. Лейбниц бессознательное рассматривал какнизшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанныхпредставлений. К проблеме бессознательного обращались Кант, Шопенгауэр,Гельмгольц, И.Ф. Гербарт (1776 — 1841), Э. Гартман (1842 — 1906). Последний всвоем труде «Философия бессознательного» дал динамическую характеристикубессознательного, считал, что несовместимые идеи могут вступать между собой вконфликт, причем слабые вытесняются из сознания, но продолжают на неговоздействовать, не теряя своих динамических свойств. 3. Фрейд полагал, чтобессознательное включает в себя различные врожденные и вытесненные элементы,влечения, импульсы, желания, мотивы, установки и т.д., характеризующиесянеосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью. Всякий душевный процесс, поФрейду, существует первоначально в бессознательном и только потом можетоказаться в сфере сознания. Согласно Фрейду, сублимация есть процесспереключения бессознательного влечения на иную цель, преобразование энергииинстинктов в нравственно одобряемую деятельность. Через сублимацию формируютсярелигия, искусство, общественные институты, наука, в целом, происходитсаморазвитие человечества. Карл Густав Юнг (1875 — 1961) развитие культурыпредставлял как болезненный процесс подавления инстинктивной природы людей. Онвыделил такие уровни психики, как «индивидуальное» и «коллективное»бессознательное. Индивидуальное бессознательное выражает личностный опытотдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то былисознательными, но утратили сознательный характер в силу забвения илиподавления. Коллективное бессознательное — общечеловеческий опыт, характерныйдля всех времен, рас и народов. Это — скрытые следы памяти дочеловеческогоживотного состояния и человеческого прошлого, первообразы (например, героя,демона, матери-земли и т.д.) и идеи, зафиксированные в мифологии, народномэпосе, религиозных верованиях. Коллективное бессознательное каждого этносаформирует его творческий дух, чувства и ценности. Разрыв между природой икультурой породил, по Юнгу, универсальный человеческий невроз, которыйосложняется по мере прогресса культуры и деградации окружающей среды. Средствамидля обуздания агрессивности людей Юнг считал демократию как форму организацииобщественной жизни и гуманистическое изменение жизненных ориентаций индивидов.Бессознательное – совокупность психических процессов, состояний и схемповедения, не представленных отчетливо в сознании людей. При этом отсутствуетполнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевоерегулирование поведения. В бессознательном невозможны целенаправленный контрольчеловеком своих действий, оценка их результативности. В областьбессознательного входят: психические явления, возникающие во сне; ответныереакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующимираздражителями; неосознаваемые подкорковые процессы и механизмы восприятия(рождение образа, различные переживания, например, от тревожных, болезненныхвпечатлений и т.д.); неосознаваемые социальные нормы, ориентации, интуиция.Интуиция как бы «подсказывает» решение тех или иных проблем. Само же решениезадачи выполняется системой мышления на уровне сознания, т.е. бессознательноепереводится в сознательное. В целом, человеческая психическая деятельностьсовершается в едином сознательно-бессознательном контуре. К бессознательнымотносятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека:бред, галлюцинации и т.д. Бессознательное, как и сознание, детерминированосоциоприродными условиями существования человека, выступает как частичное,недостаточно адекватное отражение мира (и человека в мире) в мозгу субъекта. Вто же время неосознаваемые побудители, механизмы и регуляторы деятельностиобусловливают ее автоматический характер, что обеспечивает большую скорость иточность операций (например, в производственном процессе, спорте, балете) ивысвобождает сферу сознания для решения творческих операций.
В древности пифагорейцыобсуждали вопрос о музыке и математике как языках Космоса. По одной изсовременных версий, бессознательное формируется под воздействием космическогоинформационного поля и в соответствии с ним отдает команды человеческому телу.
Пересечение сознания ибессознательного способно порождать утопии — произвольно сконструированныеидеалы желаемого объекта (социального, технического и т.п.). Утопические идеисопутствуют всей истории мысли, начиная с представлений о «золотом веке»Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.). Некоторые из утопий — мифов (например, опостроении в СССР коммунизма в основном к 1980 г.), облачаясь в одеждуромантизма, мобилизовывали, воодушевляли массы людей и поднимали их энтузиазм.Но, не имея объективных оснований для победы, идеи, не подкрепленные реальнымиуспехами, оборачиваются разочарованием, утратой веры в смысл жизни и в идеалы,порождают психологию бегства от действительности, уход исключительно в личнуюжизнь, веру в различные культы.
Помимо негативной ролиутопии (она уводит энергию людей от решения реальных проблем), позитивный смыслутопии выражается в том, что она не только на какое-то время мобилизует людей,но еще привносит критичность по отношению к существующей действительности и темсамым дает мотивацию для конструирования чего-то нового. А. Франс заметил: еслибы не было утопии, то люди по-прежнему жили бы в пещерах. В последниедесятилетия XX в. была разработана классификация типов утопии:
1) утопии, осуществимыепри уже известных условиях;
2) утопии, осуществимыепри гипотетических условиях, которые нам еще неизвестны, но которые можнопредполагать
3) абсолютные утопии,невозможные ни при каких условиях.
К первому типу можно,например, отнести идею гражданского общества, задуманную Т. Гоббсом в XVII в.как способ выйти из состояния «войны всех против всех»… Для своего времениэто была явная утопия. Впоследствии же, как известно, идея Гоббса сталаосуществимой и, более того, одной из самых актуальных. Утопией второго типаможет быть, например, идея построения бесклассового общества или реализациясоциальной справедливости при том, что не известно, что она такое и как еедобиться. И, наконец, идея личного бессмертия человека или воскрешения мертвых- утопия, несомненно, абсолютная и неосуществимая ни при каких условиях».
Направленность на внешниепредметы присуща и психике животных, но без акта самосознания, предполагающегоформирование Я. Основными формами самосознания выступают:
а) самочувствие,элементарное осознание своего тела, его включенности в мир окружающих вещей илюдей;
б) осознание себя вкачестве принадлежащего к тому или иному социально-этническому сообществу, тойили иной культуре;
в) возникновение сознанияЯ как особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-тоуникального, могущего совершить свободные поступки и нести за нихответственность, что предполагает контроль над своими действиями и их оценку.Осознание связано с пониманием, формирует цели и гипотезы, выражается вотчетливой форме, позволяет человеку выявлять объективное место предметов средидругих вещей, направлять ход деятельности, контролировать свою психику иповедение, анализировать собственное сознание. Вместе с тем, самосознание нетолько конструктивно, поддерживает созидательные замыслы, но может такжеслужить источником заблуждений и иллюзий, способно порождать вражду,предубеждения, мифы и т.д.
НТР открыла возможностьсоздавать электронно-вычислительные машины, способные осуществлять«мыслительные» операции. Общим для мозга и моделирующих его работукибернетических устройств является их материальность, наличие процессапереработки информации. Однако если в машинах дело ограничиваетсяинформационным логическим процессом, протекающим в форме физико-химическогодвижения, то мышление человека осуществляется на более сложномнейрофизиологическом уровне, где важную роль играют общественная практика,опыт, эмоции, фантазия, интуиция, которые подвергаются контролю мышления имогут ускорить или замедлить процессы обработки информации. Искусственный интеллект,реализуемый на ЭВМ, — модель логически структурированного рассудочногомышления. Человеческое же мышление включает бессознательное, волю, мораль,ценности, идеалы, самосознание, опирается на разум. Компьютер — средство,сильно повышающее «производительность» человеческого мозга, но не подменяетего. В системе «человек — компьютер» в идеале имеется сотрудничество, но несоперничество между людьми и машинами, здесь ведущей стороной выступаетчеловек. Возможности электронной коммуникации преодолевают пространственные иязыковые барьеры для общения и для творческой самореализации личности. В целом,Интернет (сеть сетей, «всемирная паутина») в определенном смысле представляетсобой модельную объективацию содержания и функционирования ноосферы.
4. Сознание и язык
Материалистическаяфилософия рассматривает язык как способность, возникшую в ходе развитиясознания естественным путем, идеалистическая — как творение духа.
Мимико-жестикулярные извуковые средства взаимного общения высших животных послужили биологическойпредпосылкой формирования человеческой речи. Предчеловек, а затем первобытныйчеловек стремился придать естественному крику некую форму. Звуки и крики,переплетаясь, превращались в основу слов. За различными звуковыми комплексамипостепенно стали вырисовываться те или иные предметы.
Уже античные философыпонимали, что есть связь между словом, образом, которое оно выражает, иобъектом. Так, для Платона имя (слово) подражает сущности. Богословысредневековья полагали, что способность языка дарована человеку Богом.
В Новое время считали,что язык выражает понятия, является средством логического мышления. Т. Гоббсутверждал, что язык обеспечивает общение людей между собой, поступательноеразвитие культуры, призывал к выяснению по возможности точных определений слов,фиксирующих полное их значение. Д. Локк и Г. Лейбниц указывали, что словаявляются орудиями истины. Французские материалисты XVIII в. полагали, что всеидеи человеческого ума обусловлены наличием слов и знаков, а все происходящее вдуше сводится к деятельности воображения. Замечательной догадкой К. Гельвецияявляется мысль о том, что происхождение сознания, мышления и языка связано струдовой деятельностью. Позже (XIX в.) вульгарные материалисты утверждали, чтоязык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. В работе «Трактат опроисхождении языка» (1772) И.Г. Гердер, немецкий философ-просветитель, подвергкритике теорию «божественного» происхождения языка, пришел к выводу, что языквозник естественным путем, в своем первоначальном виде служит средством нетолько для передачи мыслей, но и для выражения чувств. Наряду с языком, важнуюроль в общении людей и их развитии, по мнению Гердера, играют искусство, наука,ремесло, общественные институты.
В. Гумбольдт (начало XIXв.) язык понимал как непрерывное духовное творчество, который по отношению ксубъекту обладает самостоятельностью. В философии утверждался взгляд: языквыступает средством выявления значимости (ценности) объектов для субъекта.Язык, полагал. Э. Кассирер, является автономной культурной формой, онфункционирует как посредник мысли и тем самым способен открыть сознанию весьмир. Формы культуры (наука, искусство, миф, религия и т.п.) живут и возможныблагодаря языку. Неопозитивисты считали, что точность в слове — недостижимый идеал,но к нему следует стремиться. Несовершенство естественного языка преодолеваетсяприменением логики и других формализованных средств.
В историческом развитиифилософии языка просматриваются:
1) философия имени(античность, средневековье), где сопоставляются вещь, сущность (идея) и имя(слово);
2) философиявысказываний, где фигурируют понятия и суждения;
3) философия ценностныхустановок, носящих как личностный, так и общественный характер.
В языке можно выделитьтри основные функции (К. Бюлер):
1) выражения(обнаружения);
2) воздействия с помощьюпризыва, сообщения и т.п.;
3) отнесенности к вещи(называние, ориентирование, изображение). То, что обозначается словом,оказывается многозначным. Вместе с фиксированием и оценкой какого-либоположения вещей в языке должен указываться путь для действия.
Единство языка и мышленияне означает их тождества. Объем языка превышает объем мышления. Ведь человек неуспевает осваивать потоки разноречивой информации, делать ее в полной мересвоей и не все, что индивид выражает в языке, дл него понятно, объяснимо,близко. К тому же, в одно и то же словесное выражение люди с различнымизнаниями и жизненным опытом вкладывают неодинаковое смысловое содержание.Существует также иносказательность речи (в баснях, анекдотах). Наряду смышлением, на базе слов существует несловесное сознание (внутренняя речь).Через мимику, жесты, позу, игру мускулов и голоса, моторику (использованиеорганов человеческого тела в сочетании с предметами внешнего окружения,например, хлопанье дверью, бросание предметов и т.д.) выражаются мысль ичувства, желание и настроение, просьба и приказ и т.п. Несловесный языкпроявляется также в формах смеха, покашливания, визуальных контактов. Например,в телесериале «Семнадцать Мгновений весны» сцена встречи советского разведчикасо своей женой в кафе представлена как «контакт глаз». Несловесное сознаниевыражается также через нерефлективную мысль, которая отличается пластичностью,размытым характером структуры, сложными переходами и переплетениями элементов, подвижностьюсвязей. Языки жестов и интонаций особенно важны, когда информация не может бытьдана точно и определенно. Есть еще акт молчания, который выполняет различныефункции: познавательную как невыразимость сокровенного или интимно-личного;коммуникативную как ценностное отношение к предмету или как личностную позициюи т.д. В «голосе безмолвия» может выражаться также наивность, сознание глупца.
Как полагают некоторыеисследователи, власть языка достаточно велика: используя те или иные слова,люди создают или исключают из жизни те или иные предметы. С освоением языкамассовых коммуникаций человек невольно становится пленником ходячих мнений,предрассудков, усваивает готовые варианты оценок тех или иных явлений. Вреальной жизни сосуществуют противоречивые тенденции:
а) человек в той или инойстепени подчиняется «тирании» языка;
б) человек стремитсясохранить собственную индивидуальность, способен противиться «идолам площади»(по Ф. Бэкону).
Установление соответствиямежду логическим (понятие, суждение, умозаключение), словесным и фактуальнымматериалом есть интерпретация. Согласно концепции Д. Деннета, «сознание — это… особого рода деятельность психики, связанная с интерпретациейинформации, поступающей в мозг из внешнего мира и от самого организма. Каждаятакая интерпретация гипотетична и может мгновенно сменяться другой, болеесоответствующей реальной ситуации». В философии «мы имеем дело с двумя главнымиобъектами интерпретации — «вещами» (реальные события, объекты природы ичеловеческой деятельности) и текстами. Интерпретативное философское знание о«вещах» — «первичная» интерпретация — сродни эмпирическому научному знанию…
Вторичная интерпретациятекстов — интерпретация интерпретации — имеет дело с «понятиями о понятиях»,является ведущей для философов, опирающихся на огромный массивисторико-философских текстов».
Дистанция во временипозволяет проявиться подлинному смыслу события, которое приобретаетотносительную завершенность, целостность. Выявление же смысла текста — бесконечный процесс во времени и культуре.
Смысл языка есть егосемантика, практическое значение языка выступает как прагматика. Язык,отображая различные природные и социально-экономические условия, обладаетсвойством избирательности. Например, у народов Крайнего Севера существует спецификациядля названий снега и отсутствует таковая для обозначений цветов, не имеющих вих жизни значения. Язык выступает, таким образом, в качестве связующего звенамежду практикой и сознанием. В истории человечества взаимосвязаны:
1) «изобретение языка» исоздание с его помощью информационно-когнитивной базы человеческойдеятельности;
2) создание технологиикак коллективной целеориентированной деятельности.
Взаимодействие, общениемежду людьми есть коммуникация. Она придает социальному взаимодействию смысловойи идеально-содержательный характер. Коммуникация включает в себя:
1) участников, наделенныхсознанием и языком;
2) ситуации, которые онистремятся осмыслить;
3) тексты, выражающиесмысл ситуации в языке;
4) мотивы и цели,побуждающие субъектов обращаться друг к другу;
5) процесс материальнойпередачи текстов.
Речевая коммуникацияспособна перетекать в совместные действия. Коммуникативная функция языкапредполагает установление контакта между людьми, согласованности (понимания)языка говорящего (пишущего) и языка слушающего (читающего). Герменевтика — направление в философии, в котором понимание рассматривается как условиесоциального бытия. В узком смысле герменевтика — совокупность правил и техникистолкования текста.
В античностигерменевтикой называли искусство разъяснения, перевода, истолкования. В средниевека основная задача герменевтики заключалась в разработке методовинтерпретации библейских текстов. В XIX в. Ф. Шлейермахер стал рассматриватьвозможность применения герменевтики не только к Библии, но и к другим текстам.Развивалось истолкование литературных текстов, правовых законов. В. Дильтейособое внимание уделял методу исторической интерпретации. Возникла философскаягерменевтика, которая в XX в. расслоилась на онтологическую, методологическую игносеологическую. Текст стал рассматриваться как «след», отсылающий кмногообразию культурных практик, как пересечение различных контекстов ифрагментов опыта, «перемещение в чужую субъективность». В герменевтикефигурируют: в качестве объекта текст или речь, автор этого текста (первыйсубъект) и интерпретатор (второй субъект). Через контекст и подтекстосуществляется отображение философско-эстетических, нравственных,культурно-исторических и иных ценностей автора (первого субъекта) и ихтворческое переистолкование вторым субъектом, т.е. происходит не толькореконструкция прежнего, но и формирование нового смысла текста. Второй (а далеетретий по отношению к первому и второму и т.д.) субъект в данной ситуациивыходит на первый план как источник смысла.
В триаде«автор-текст-читатель» присвоить тексту автора, полагает Р. Барт, это значиткак бы застопорить текст, наделить его окончательным значением. Рождениечитателя приходится оплачивать смертью автора. Впрочем, «смерть автора»,считает М. Фуко, не окончательна: автор перестает быть творцом, но становитсянекой функцией, необходимой дискурсу или контексту, причем эта функцияпостоянно меняется.
Текст требует от читателясотрудничества и, по оценке У. Эко, предполагает двойного читателя, наивного иискушенного. Первый почти всегда находится во власти смысловой стратегииавтора, второй же стремится переделать текст, т.е. чтение текста представляетсобой процесс сотворчества. Текст при этом наделяется новыми значениями,становится многомерным и многослойным.
Если дляестественно-научных текстов характерна точность смыслов, строгость определенийи понятий, то в текстах гуманитарных наук, наряду с точностью и строгостьюсмыслов и определений, присутствует многосмысленность, неопределенность (вмеру), открытость. Ведь социально-гуманитарное знание в значительной степениносит конвенциональный, консенсный характер.
Помимо естественных(звуковой и письменный; мимика, выражающая эмоции, жесты и т.д.), естьискусственные языки, созданные людьми для решения определенных задач: языкиискусства (живописи, музыки, танца, архитектуры, кино и т.д.), языки науки,формализованные, машинные, жаргоны, эсперанто, различные конвенциональныенаборы сигналов и символов, регулирующих поступки и действия людей. Машинныйязык позволяет записать программы алгоритмов и содержание информации,хранящейся в запоминающих устройствах ЭВМ. В формализованном языке используютсялогические и математические знаки, формулы. Вместе с тем, формализованный языкмало пригоден для выражения эмоций как важнейшей стороны духовного мирачеловека.
Все сложныесаморазвивающиеся системы (биологические и социальные объекты) содержат внутрисебя особые структуры, которые кодируют опыт предшествующего взаимодействиясистемы со средой и управляют реакциями системы на новые воздействия. Вбиологии опыт приспособления организмов к среде фиксируется в их наследственномкоде, а в жизни человечества проявляется программирующая роль культуры. Кнадбиологическим социальным программам, хранящимся в культуре, относятся системанравов, традиций, привычек, предписаний и т.п.
Самой древней формойсоциального кодирования являются действия и поступки как образцы поведения,общения и деятельности для других: мастер (учитель) — ученик; взрослый человек- ребенок и т.п. Программировать действия и поступки людей способна символикачеловеческого тела: позы, жесты, мимика и т.п.
Цивилизационный прогресссопровождается рядом этапов развития систем социального кодирования:дописьменное общество; возникновение письменности; книгопечатание; появлениерадио и телевидения; появление компьютеров. Все эти стадии связаны с развитиеми усложнением языка, естественного и искусственного. Новые способы кодированияизменяют характер коммуникаций, усложняют методы включения индивидов всоциальные связи, раздвигают границы и усложняют формы социального поведения идеятельности.
Список использованныхисточников
1. Алексеев П.В. Философия /АлексеевП.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. –608 с.
2. Каверин Б.И., Демидов И.В.Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина — М.:Юриспруденция, 2001. — 272 с.
3. Калмыков В.Н. Философия: Учебноепособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.
4. Кохановский В.П. Основыфилософской науки / Кохановский В.П. – Ростов н/Д., 2006