Содержание
1.Взаимоотношения в семье ребенка с легкой дисфункцией мозга и их оценка
2.Воспитание в семье
Библиографическийсписок
семейныйвоспитание дисфункция мозг
1. Взаимоотношения в семье ребенка с легкой дисфункциеймозга и их оценка
Дети с ЛДМ входят в состав различных социальных групп,и во всех этих группах проявляются результаты их особенного поведения в различныхсоциальных ситуациях. Первой и важнейшей социальной группой для ребенка являетсясемья. В отношении родителей к ребенку отражается опыт их собственной жизни, наоснове которого формируются определенные желания и надежды, которые сначала, какправило, бывают слишком идеализированными. Если ребенок не оправдывает надежд родителей,воспитание его может меняться в самых различных направлениях, чаще не в его пользу.
Ребенок с самого раннего детства является беспокойным,непослушным, взбалмошным, неспособным сосредоточиться, неловким и т. д., а все этикачества — раздражающие факторы. Такой ребенок требует большего времени и внимания,часто без видимого результата. Все это утомляет мать морально и физически, заставляетее сравнивать поведение ребенка с поведением его сверстников или старших братьеви сестер. Ребенок не выполняет ее указаний, не оправдывает ее надежд, а все воспитательныемеры кажутся неэффективными. Обманутые ожидания не оправдываются в глазах материкакими-либо объективными причинами, например, наличием соматического заболевания.На основании неправильного понимания поведения ребенка эмоциональные взаимосвязимежду матерью и ребенком ухудшаются, что приводит к созданию неадекватных условийвоспитания.
Bee отмечал, что беспокойные,раздражительные дети находятся под большим материнским контролем, но, с другой стороны,у них в меньшей степе ни развиваются чувства независимости и самостоятельности.
Ross и Ross указывают, что матери всехгиперактивных детей воспринимают их значительно более гиперактивными и агрессивными,чем матери детей контролируемых групп. Домашние условия гиперактивных детей былиоценены как источник напряжения, а матери меньше уделяли времени общению с детьми.
Barkley, Cunningham в отношении детей с ЛДМ кматери отмечали меньше свободы, больше настойчивости и часто безответного ожиданиявнимания и помощи. Матери меньше занимались с детьми, но больше их контролировали,давали им больше указаний, были к ним менее ласковыми, меньше поощряли и хвалилиих, но больше наказывали. Ребенок общался с матерью меньше, чем в семьях здоровыхдетей.
Cohem, Minde, оценивавшие поведение гиперактивных детей дошкольноговозраста, пришли к заключению, что матери таких детей негативно относятся к тому,что делают дети, и становятся источником отрицательных обратных связей.
Отношение отцов чаще всего обусловливается физическимиотклонениями (неуклюжестью и неловкостью) детей; особенно если речь идет о мальчиках,отцы бывают очень огорчены их неудачами, например в спортивных занятиях. Гипер активностьдетей отцы переносят легче.
Резкие и неприятные проявления поведения, если онинеправильно оцениваются, ставят ребенка в положение злого и неблагодарного, не способногосделать ничего хорошего. Результатом этого бывает неумеренное ужесточение режима,вплоть до уровня дрессировки, изоляция ребенка, отвращение к нему или иногда жалость,апатия от ощущения безысходности или, наоборот, чувство вины за не правильное воспитание.Ребенка наказывают собственно за проявление заболевания из-за отсутствия пониманияего трудностей. Все это приводит к созданию такой ситуации, когда в процессе воспитанияребенок получает значительно больше негативных, чем позитивных воздействий. Егочасто наказывают, родители сомневаются в его способностях, постоянно указывают наошибки, а иногда начинают считать его неисправимым. Такое воспитание приводит кразвитию у ребенка ощущения неполноценности и одиночества; нарушения поведения становятсякомпенсаторными реакциями, развиваются и вторичные невротические проявления. Родителиже обычно не знают, что дети с ЛДМ больше предрасположены к развитию указанных состояний,чем здоровые дети.
В некоторых случаях дети с ЛДМ могут провоцироватьродителей к резко агрессивным реакциям, особенно если эти родители сами не оченьнеуравновешенны или неопытны. Lynch среди родителей-тиранов выявил значительное количестволюдей, имевших перинатальные осложнения. Gallagher показал, что импульсивныеи беспокойные дети провоцируют окружающих на суровое отношение к ним.
Семейные условия детей с ЛДМ чаще всего оцениваютсякак неудовлетворительные. Gebert обнаружила, что такие дети чаще происходят из распавшихсясемей. Rutter также установил, что дети с нарушениями ЦНС чаще встречаются в неполныхили нефункционирующих семьях, в семьях с неправильными представлениями матери овоспитании и с недостаточными эмоциональными отношениями между членами семьи. Каналогичным выводам пришел и Furestone, который, кроме того, обрати л внимание на тот факт,что проблемы, создаваемые детьми с ЛДМ, способ ствуютраспаду семьи.
Matejcek, Macek определили, что нежеланныедети с ЛДМ хуже адаптировались к окружающим условиям. ЛДМ в этом случае рассматриваетсяв качестве отягощающего фактора, который в большей мере проявляется у детей, живущихв менее благоприятных эмоциональных и социальных условиях.
Stewart установил, что отцами гиперактивныхдетей часто бывают алкоголики, лица, отличающиеся антиобщественным поведением. Ваналогичных работах Morrison, Stewart и Gantwell было показано, что среди родителей и взрослых родственников детейс ЛДМ часто проявляются алкоголизм, асоциальное поведение и истерия. Gillberg установил, что матери детейс ЛДМ очень часто (56%) сами требуют наблюдения психиатра.
Из сказанного, с одной стороны, следует, что проявленияЛДМ будут сильнее выражены у детей с недостаточным или неадекватным воспитаниемС другой стороны, нужно признать, что ребенок с ЛДМ часто сам создает условия которыемогут явиться причиной распада семьи.
2 Воспитание в семье
Вместе с педагогическим воздействием на детей с ЛДМ,осуществляемым с помощью специальных педагогических средств педагогами-профессионалами,в общей реабилитации ребенка немалую роль играет семья. Дети с ЛДМ вносят в семьюряд сложностей, у родителей добавляется хлопот и становится меньше радостных минут,ребенок не оправдывает их ожиданий. Воспитание такого ребенка требует мудрого итерпеливого подхода воспитателя, зрелого во всех отношениях. Кроме того, родители,берущие на себя ответственную рань воспитателей, должны быть хорошо ознакомленыс проблематикой ЛДМ и со специфическими особенностями развития своих детей. Оникак можно раньше должны понять, что будут воспитывать ребенка в сложных условиях,и сознательно подойти к этой трудной работе. Sturma обращает внимание на некоторыеобщеизвестные неправильные типы родительского отношения, которые при воспитаниидетей с ЛДМ приобретают особо выраженные формы, и последствия их для формированиядетской личности весьма серьезны. К ним относятся:
• расхождения во взглядах родителей на воспитание;
• воспитание с излишней требовательностью;
• авторитарное, педантичное воспитание;
• неуравновешенность.
Здоровое семейное воспитание, основанное на истиннойлюбви к ребенку, способствует пониманию им того, что свои личные интересы и потребностион должен согласовывать с мнением других людей. Такое воспитание может помочь емупреодолеть трудности, связанные с синдромом ЛДМ. Одним из условий успеха воспитанияв семье является педагогический оптимизм, базирующийся на той истине, что с помощьюкомплексного терапевтического, психологического и специального педагогического воздействия,а также при правильных условиях воспитания в семье можно воздействовать на недостаткиребенка и даже совсем устранить их. Свою роль здесь играет и тот факт, что нарушенияпри ЛДМ имеют обратимый характер и что на каждой более высокой стадии развития ихинтенсивность снижается, а некоторые из них исчезают. Из педагогического оптимизмаи любви к воспитываемому ребенку в дальнейшем формируется правильное отношение кнему. Оно проявляется в полном понимании недостатков ребенка, в понимании тех егоособенностей, которые, например, не позволяют ему в течение длительного временисосредоточенно работать или выполнить задание так, как требуется, терпение при работес ним, готовность ему помочь всегда, когда это потребуется. Такая помощь со стороныродителей и других членов семьи ребенку прежде всего требуется в области эмоциональныхконтактов. Дети часто страдают эмоциональным напряжением, которое приносит им чувствостраха, тоски, неуверенности, беспокойства, потерю веры в себя, но также и раздражительность,колебания настроения и т. д. Ребенок с помощью родителей может избавиться от повышенногоэмоционального тонуса, например общими попытка ми изменить ситуацию, которая былапричиной его возникновения. Это могло быть какое-то домашнее задание, ставшее проблемой,которую якобы невозможно решить только потому, что ребенок не может разделить егона отдельные части и решать постепенно. Родители должны объяснить, что задание несодержит ни чего такого, чтобы его нельзя было выполнить и т. д., и показать путьпостепенного выполнения задания. За хорошо сделанную первую часть задания ребенкаследует похвалить и тем самым стимулировать его на выполнение всего задания. Однакоситуации, приводящие к повышению эмоционального тонуса, часто бывают гораздо болеесложными, чем в приведенном примере. Тем не менее для всех этих ситуаций действуетправило, что если родители стремятся понять причины неправильного поведения ребенка,проявляют истинный интерес к проблемам, с которыми он не может справиться, то ониоблегчают ему решение этих проблем. Ребенка нужно внимательно выслушать каждый раз,когда он хочет вам что-то рассказать, поделиться своими впечатлениями, радостямиили горестями. Семейная среда должна предоставить ему возможность и для проявлениячувств (как положительных, так и отрицательных), потому что после этого у ребенкарезко снижается эмоциональное напряжение.
Желание помочь ребенку во всех его неудачах подразумеваетнеобходимость как можно лучше познать личность воспитываемого, реально оцениватьего способности и возможности и требовать от него только того, что он может сделать.Если мы хорошо знаем ребенка, то мы тем лучше и легче вызовем или направим его стремлениек такому виду деятельности, в котором он будет иметь успех. Это необходимо особеннодля детей, которые уже теряют веру в свои возможности и уверенность в себе. Привыполнении правильно избранной работы они могут вернуть веру в свои силы. Речь идетоб участии в физкультурных секциях, о работе в кружках по интересам, о домашнейработе. Однако нельзя забывать и о поощрениях ребенка, прежде всего хвалить за егоуспехи и хорошо выполненное задание, которое было ему дано.
Важным условием, серьезно влияющим на результаты воспитанияи жизненные успехи детей с ЛДМ, является продуманная система требований, которыеродители предъявляют ребенку, начиная с самого раннего возраста, но всегда с учетомвозможностей ребенка. Правильно поставленные требования, четкий ре жим вносят вжизнь ребенка необходимый порядок и систему, что способствует профилактике возникновенияразличных конфликтов между взрослыми и ребенком, распространяется на любую его деятельностьи отношение к окружающему.
Очень важно мотивировать родителей на активное сотрудничество,направленное на воздействие на детей с ЛДМ в дошкольном возрасте. Нужно объяснитьродителям, что их усилия, направленные на улучшение состояния ребенка и устранениеего недостатков, не являются бессмысленными. Одновременно надо научить их правильноотноситься к ребенку и ознакомить с рядом специальных методов воспитания, которыеможно с успехом применять в домашних условиях. Все эти пожелания к воспитанию детейс ЛДМ в дошкольном возрасте хорошо выполнимы в рамках метода «упражнения родителейс детьми». Этот метод имеет ряд преимуществ, вытекающих из самой основы данной современнойформы физического воспитания, например: высокую эффективность совместных занятий,обусловленную тем, что при занятиях не возникает потери времени; улучшаются эмоциональныевзаимоотношения между матерью и ребенком благодаря тесному контакту, возникающемумежду ними при выполнении упражнений; появляется возможность наблюдения за двигательнымразвитием ребенка. Модифицированный метод работы с детьми с ЛДМ в дошкольном возрастесодержит лекции для родителей и обучение их упражнениям для работы с детьми дома.Эта работа, если мы хотим получить от нее хорошие результаты, должна быть систематическойи целенаправленной. Родителей знакомят с содержанием и методикой выполнения специальныхупражнений, направленных на устранение наиболее часто встречающихся проявлений ЛДМв этом возрасте. В первую очередь речь идет об упражнениях на развитие внимания,на развитие, закрепление сенсорных, интерсенсорных и моторных способностей, на развитиетонкой моторики и графических способностей ребенка, а также на развитие мышленияи речи. Тесное сотрудничество со специалистами, возможность неформальных, постоянныхконсультаций и прямого влияния родителей на успехи детей являются важнейшими преимуществамиприменения метода «упражнения родителей с ребенком» при внедрении его в практикура боты с детьми дошкольного возраста. Систематическая и специально направленнаяработа с ребенком усиливает оптимизм родителей, которые в роли воспитателей детейс ЛДМ уже прошли через очень тяжелые препятствия и ошибки. Самые большие неприятностиначинаются при поступлении ребенка в школу. Однако при своевременном вмешательствеможно облегчить проявления ЛДМ не только в дошкольном возрасте, но и предотвратитьили хотя бы ослабить их в начальный период обучения в школе.
Родители в большинстве случаев бывают заинтересованыв школьных успехах своего ребенка, так как отдают себе отчет в том, что школа готовитребенка для жизни. Реже они понимают, что школьные успехи в значительной мере зависятот способности педагогов понять проблемы ребенка, а также от тесного сотрудничествасемьи и школы. Без сотрудничества с родителями даже работа высококвалифицированныхпедагогов в специализированных классах для детей с нарушениями адаптации к условиямшколы не приводит к желаемым результатам.
Формы сотрудничества школы и семьи хорошо известны:родительские собрания, работа родительского комитета, посещения учителями семей.Для учащихся специализированных классов еще большее значение приобретает единствопедагогического воздействия в семье и в школе, взаимное уважение педагогов и родителей,частые встречи родителей с учителями и воспитателями, посещение родителями школы,а педагогами семей. Педагоги могут посоветовать родителям, как лучше помогать детямв выполнении домашних заданий.
Многие ошибки в семейном воспитании у детей с ЛДМдопускаются из-за не достаточного знания всей проблемы. Родители, желающие помочьсвоему ребенку, часто в этом желании остаются одинокими, без необходимого профессиональногоруководства. Разработать общие рекомендации крайне трудно, так как специфика каждогоребенка требует соответствующего воспитательного подхода. Однако некоторые положениядейственны для всех случаев. К ним относятся:
• понимание трудностей детей с ЛДМ, выявление нарушенийпри еже дневном общении с ребенком;
• как можно более частое применение позитивных воздействий,неприменение насилия, телесных наказаний;
• создание ребенку необходимых условий для работыпо. приготовлению домашних заданий, работа в течение коротких временных интервалов;
• включение ребенка в общие домашние заботы или винтересующую его деятельность; помощь при выполнении домашних заданий;
• укрепление доверия ребенка к самому себе, даваяему задания, которые он может выполнить и получить за это поощрение;
• создание условий, в которых ребенок может многодвигаться и отдыхать,
• воспитание у ребенка интереса к какому-либо видудеятельности, предпочтительно к спорту, стимулирование этого интереса;
• установление правильного режима дня с пребываниемребенка на свежем воздухе и с необходимой продолжительностью сна; развитие всехгигиенических навыков (включая закаливание);
• сотрудничество со школой.
Семейное воспитание ребенка с ЛДМ является составнойчастью системы за боты о нем. Оно вместе с врачебной, психологической и специальнойпедагоги ческой помощью способствует оздоровлению ребенка и вовлечению его в жизньобщества.
Библиографический список
1.Лагерхейм Б., Гиллберг К. (Lagerheim В., Gillberg С.) Психиатрия детского иподросткового возраста / Под ред. К. Гиллберга и Л. Хеллгрена. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.С. 355-358.
2.Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемныхдетей раннего возраста//Дефектология. 2009. № 3. С. 49—57.
3.КолпаковаЛ. М., Мухаиметзянова Г. Н. Особенности эмоционально-личностных отношенийматери и ребенка-инвалида (на примере младшего школьного возраста) // МатериалыII Международного Конгресса «Молодоепоколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». Минск,3-6 ноября: РИТМ, Социальный проект, 2010. С. 105-106.
4.Гуслова М. Н., Стуре Т. К. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов//Дефектология. 2009. № 3. С. 28-31.
5.Зайцев Д. В. Социологический анализ современной семьи в России //Дефектология. 2008.№ 6. С. 3-10.