Специфические особенности реального общения у подростков

ВВЕДЕНИЕ 
 Долгие годы психологи и педагоги уделяли основное внимание общению детейсо взрослыми. Ведущая роль взрослого в психическом развитии ребенка несомненна.Это подтверждается  исследованиями  (Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина идр.). Однако какова роль взрослого,   вжизни подростка и какое, значение имеет у подростка   общение сосверстниками? Этот вопрос,  интересовалпсихологов всегда,   и на него нетокончательного ответа, поэтому этот вопрос изучается и сегодня.  А также, то,что теряет ребенок, растущий без взаимодействия с ровесниками, и что онприобретает в общении,  и какое жевоспитание предпочтительнее – семейное или общественное – и что эффективнее –  воспитывать ребенка без контактов сосверстниками или эти контакты вносят нечто новое в его психическое развитие. Вэтом и предстоит нам разобраться.
 Для начала рассмотрим, что же представляет собой такой этап  онтогенеза как подростковый возраст.
 Подростковый возраст – период онтогенеза (от 10 – 11 лет до 15 лет),соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возрастотносится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальнымипреобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношенийиндивида. Основу формирования новых психологических и личностных качествподростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой имидеятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видамиспорта, творчества и другое).
 В период переходного возраста происходит переориентация общения сродителями, учителями и вообще со старшими на ровесников, более или менееравных по положению. Такая переориентация может происходить медленно ипостепенно или скачкообразно и бурно, она по – разному  выражена в разных сферах деятельности, вкоторых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит онаобязательно.
  Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменитьродители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольниковотсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на  развитии коммуникативных способностей исамосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно– групповым. По мнению многих психологов, общение в подростковом возрастеприобретает характер ведущей деятельности.
    Однако развита потребность в общении у подростков по  – разному. У одних она выражается в болезненной необходимости постояннонаходиться в своей компании или  с кемугодно, невозможности переносить одиночество. Другим, наоборот, нужен довольнонебольшой объём контактов с людьми, они предпочитают проводить время наедине ссобой. А это в свою очередь зависит от самого человека, потому что однимобщаться  легко,  а для других каждый контакт, особенно с новымчеловеком, подобен решению трудной математической задачи. Причины этого могутбыть разными. Одни действительно от природы, не очень общительны или увлечены какой – то идеей настолько, что каждыйконтакт,  с другим человеком для них –потеря времени. Другие боятся общения с людьми, потому, что оно раньше неудавалось.
 Потребность в  эмоциональныхконтактах, как правило, во многом зависит от того опыта, который сложился уюного человека.
 Кроме Л.С.Выготского, А.В.Запорожца,Д.Б.Эльконина общение детей со взрослыми в нашей стране рассматривали такие психологикак:   Г.Х.Мазитова,С.Ю.Мещерякова, Н.М.Щелованова,М.И Лисина,  идругие.
А общение детей со сверстниками изучали такие психологи как:  Н.М.Аксарина, В.С.Мухина, А.И.Мышкис и другие.

Объект исследования: реальноеобщение подростков.
Предмет  исследования: специфика общения подростков со сверстниками.
Цели  исследования: выявить специфическиеособенности реального общения со    сверстниками по сравнению с общением с родителями, учителями.
Гипотеза исследования: мыполагаем, что реальное общение подростков со сверстниками имеет качественноеотличие от других видов общения подростков.
Задачи исследования:  1) Рассмотреть структуру, форму и видыобщения.
2) Выделить специфическиеособенности общения характерного для подростков.
3) Выделить специфику общения подростков со сверстниками по сравнению сдругими видами общения. 

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА,ФОРМА, ВИДЫ ОБЩЕНИЯ 
  Что же такое общение? Общение –это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членамиобщества, в общении реализуются социальные отношения людей.
  Согласно А.Н.Леонтьеву(1967) общение – это «намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние,установки, уровень активности и деятельности партнера».[17]
   Под структурой общения следуетпонимать совокупность основных элементов, из которых складывается этот процесс.При этом структурная характеристика общения может быть дана применительно как кего основным элементам, так, в свою очередь, и относительно внутреннейструктуры каждого из них.
   В качестве логическогооснования для моделирования структуры общения как процесса в целом может бытьвзята характеристика его относительно  автономныхэлементов, которые различаются друг от друга набором своих специфическихкачеств и выполняемых функций.
  Таковы, следующие компонентыобщения, отвечающие этим требованиям:
–        субъекты общения;
–        средства общения;
–        потребности, мотивация и цели общения;
–        способы взаимодействия, взаимовлияния и отражение влияний в процессеобщения;
–        результаты общения.
 По мнению А.А.Бодалева, взаимодействуя с другими людьми, человекможет одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъектон познает своего партнера, определяет к нему своё отношение ( это может бытьинтерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения какой– либо конкретной задачи.
  В своюочередь он сам является объектом познания для того, с кем общается. Партнерадресует к нему свои чувства и старается на него повлиять. При этом следуетподчеркнуть, что пребывание человека одновременно в двух ипостасях – объекта исубъекта – характерно для любого вида непосредственного общения людей, будь тообщение одного учащегося с другим или учащегося и учителя.
  В качествеобъекта общения по отношению к человеку могут выступать не только люди, но иживотные, природа в целом, лес, море, небо, поля и луга -неиссякаемый   источник радости, эмоционального отношения,впечатлений и символической значимости для человека.
  Не менеебогат возможностями для общения человека и мир предметно – вещной среды,созданный его руками.
  В техслучаях, когда у субъекта нет реального партнера по общению, он можетвосполнить его отсутствие своим воображением.
  Итак,объектом общения для субъекта может быть другой реальный или воображаемыйчеловек, природа, животный мир и предметно – вещная среда, то есть всемногообразие окружающего человека мира.   
  Наряду ссамим фактом наличия индивидов другим важным условием общения являетсясуществование средств, с помощью которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная связь.
  Средствасоциально – психологического общения достаточно многообразны.
На это обстоятельство обращал внимание в своё времяещё В.М.Бехтерев, который писал: « Устное и печатноеили писаное слово, мимика и жесты, и, наконец, действие, возбуждающееподражание, — вот те способы или средства, благодаря которым устанавливаетсяобщение в массе лиц и которыми достигается установление известноговзаимоотношения отдельных лиц в общественных группах».
    Ксредствам общения относятся:
1)    Язык – система слов,выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые дляобщения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данномязыке, это и делает возможным общение при помощи языка.
2)    Интонация, эмоциональнаявыразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
3)    Мимика, поза, взглядсобеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
4)    Жесты как средстваобщения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значенияили экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
5)    Расстояние, на которомобщаются собеседники,  зависит откультурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
   Однакоудельный вес названных выше элементов в системе знаковых средств межличностногообщения далеко не равнозначен. Особое место в системе средств человеческогообщения принадлежит речи, поскольку она является не только специфическичеловеческим, но и вместе с тем и самым сильным раздражителем.
     Что жепредставляет собой речь? Речь – это исторически сложившаяся в процессематериальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованнаяязыком. Речь используется для передачи информации и побуждения к действию.
     Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя.
Внешняя речь подразделяется на устную и письменную,а устная – на монологическую и диалогическую. Все виды речи тесновзаимодействуют друг с другом.
     Важнейшая цель и итог общения – это удовлетворение своих биологических,социальных и духовных потребностей. 
     Получившая широкое признание аналитическая модель, в соответствии скоторой структура любого акта общения включает перцептивную,  коммуникативную,  и интерактивную стороны, по существунаправлена на конкретизацию предметной области межличностного общения всоответствии с функциональным разнообразием протекающих в его рамках процессов.
Перцептивная сторона – процессвосприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа длявзаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются вумениях определять контекст встречи; понимать настроение партнера по еговербальному и невербальному поведению; учитывать «психологические эффекты»восприятия при анализе коммуникативной ситуации.
Коммуникативная сторона – использование средствобщения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Хороший коммуникатор –это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник,используемых на разных уровнях общения.
Интерактивная сторона – взаимодействие людей,предполагающее определенную форму организации совместной деятельности(согласие, приспособление или конкуренция, конфликт). Среди возможных позиций,которые занимают партнеры при организации и осуществлении общения, можноотметить «пристройку» к партнеру «свысока», «на равных», «снизу» либоотстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой.О продуктивности пристройки можно судить лишь в контексте конкретной ситуации.Так, «пристройка снизу», уместная в некоторых случаях (например, принеобходимости извиниться перед партнером), может трансформироваться внеискреннюю угодливость; отстраненная позиция, невмешательство, может в крайнемсвоём выражении стать отчуждением. Умение человека использовать всю палитрувозможных позиций в общении – один из возможных показателей психологическойзрелости личности.
   Также впроцедуре общения выделяют следующие этапы:
1)    потребность в общении(необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п ). побуждает человека вступить в общение;
2)     ориентировка в целях общения, в ситуацииобщения;
3)    ориентировка в личностисобеседника;
4)    планирование содержаниясвоего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно, что именно онскажет);
5)    бессознательно ( иногдасознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которымибудет пользоваться, решает как говорить, как себя вести;
6)    восприятие и оценка ответнойреакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установленияобратной связи;
7)    корректировканаправления, стиля, методов общения.
Если какое – либо из звеньев акта общения нарушено,то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажетсянеэффективным.
    А такжеособую форму общения людей представляет дружба как устойчивая индивидуально –избирательная система взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаясявзаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общениемдруг с другом. Развитие дружбы предполагает следование её неписаному «кодексу»,утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость другдругу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам ипереживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения«кодекса» дружбы ведут либо к её прекращению, либо к поверхностным приятельскимотношениям, либо даже к превращению дружбы в свою противоположность- вражду.
    Взависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на нескольковидов. По содержанию оно может быть представлено как материальное ( обменпредметами и продуктами деятельности), когнитивное  (обмен знаниями), кондиционное ( обмен психическими или физиологическимисостояниями), мотивационное ( обмен убеждениями, целями, интересами, мотивами,потребностями), деятельностное ( обмен действиями,операциями, умениями, навыками). 

   Приматериальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью,обмениваются её продуктами, которые, в свою очередь, служат средствомудовлетворения их актуальных потребностей.
   Прикондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга вопределенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроениеили, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечномсчете – оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.
  Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другуопределенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенномнаправлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда одинчеловек желает добиться того, чтобы у кого – либо сложилась определенная установкак действию, актуализировалась некоторая потребность. Иллюстрацией когнитивногои деятельностного общения может служить общение,связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь отсубъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор,совершенствующая и развивающая способности.
   По целямобщение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемымиих потребностями.
 Биологическое – это общение, необходимое дляподдержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворениемосновных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения иукрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональныхотношений, личностного роста индивида.
   По средствамобщение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.
Непосредственное общение осуществляется с помощьюестественных органов, данных  живомусуществу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и тому подобное.
Опосредованное общение связано с использованиемспециальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Этоили природные предметы ( палка, брошенный камень, след на земле и так далее),или культурные ( знаковые системы, записи символов на различных носителях,печать, радио, телевидение).
Прямое общение предполагает личные контакты инепосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения,например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в техслучаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.
Косвенное общение осуществляется через посредников,которыми могут выступать другие люди ( переговоры между конфликтующимисторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейных уровнях).
     Человекотличается от животных наличием у него особой жизненно важной потребностью вобщении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении сдругими людьми.
       Средивидов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное ицелевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую – либосовместную,  продуктивную деятельностьлюдей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержаниемявляется то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают ихвнутренний мир. В отличие от делового личностное общение напротив,сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера,тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личностьчеловека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человекук тому, что происходит вокруг, разрешение какого – либо внутреннего конфликта итому подобное. 
Инструментальным можно назвать общение, которое неявляется самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, нопреследует какую – то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого актаобщения.
Целевое – это общение, которое само по себе служитсредством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребностив общении.
     Такжевсе средства общения делятся на две большие группы: вербальные  (словесные ) и невербальные. На первый взглядможет показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Ноэто далеко не так. Невербальное поведение человека неразрывно связано с егопсихическими состояниями и служит средством их выражения.
В процессе общения невербальное поведение выступаетобъектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых длянепосредственного наблюдения, индивидуально – психологических и социально –психологических характеристик личности. На основе невербального поведенияраскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психическогосодержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаютсяприспосабливать своё вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, ноязык тела оказывается менее пластичным. В социально- психологическихисследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения,к которым относят все движения тела, интонационные характеристики, голоса,тактильное воздействие, пространственную организацию общения.
Таким образом, невербальное общение не предполагает использование звуковой речи,естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение припомощи мимики, жестов и пантомимики, через прямыесенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые,обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденнымии позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном иповеденческих уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живымисуществами.
Вербальное общение – присуще только человеку вкачестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своимкоммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербальногообщения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитиевербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средствакоммуникации.

ГЛАВА 2ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
   В подростковом возрасте происходит рядпсихологических перемен, таких как:
новые социальные потребности,отказ от увлечений и стремлений детства.
То, что вчера привлекало,сегодня становится неинтересным. Потеряв прежние интересы,  и не обретя новых, подросток временноутрачивает связи со средой, с окружающими людьми и может ощущать себя оченьодиноким.
Переходный период требуетповышенной затраты ресурсов организма. В сочетании со сменой интересов этоможет привести к снижению учебной успеваемости. У младших подростковзакономерно появляется повышенная утомляемость, но сами они её не замечают.Младшим подросткам в отличие от старших – свойственна эмоциональнаянеустойчивость, неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму.
Впервые, именно в подростковомвозрасте у ребят появляется настоящий интерес к своей личности, подростокчрезвычайно занят самим собой, своими замыслами, своей внешностью подросткуважно, как он выглядит в глазах окружающих. Он становится,  особенно чувствителен  даже к добродушным и невинным замечаниям освоей внешности. Быстрый рост конечностей приводит к временной угловатости,неуклюжести движений. Подростки могут страдать от пониженной самооценки (феномен «гадкого утенка», придавать чрезмерное значение недостаткам своейвнешности, становиться застенчивыми, домоседами), своими переживаниями (главным стержнем подростковых переживаний является поиск нравственныхценностей, смысла жизни). Вероятно, никогда больше человека столь остро нетревожат проблемы нравственных ценностей и норм, как они волнуют подростка.Также нелегко подростку на нравственном распутье найти правильную, самую разумнуюдорогу. Переживания эти часто глубоко запрятаны и непонятны взрослым. Подросткутрудно, потому что он видит то, что ещё не видит ребенок, но уже не замечаетвзрослый, ко многому привыкший и притерпевшийся. И поэтому подросток становитсяодиноким в своих исканиях и очень часто погружается в свой собственный мир,свои мечты.
У ребят подросткового возраста,появляется критическое отношение к прежним авторитетам, и первой «жертвой»становятся самые близкие люди – родители. Если малыши преклоняются перед родителями,считают их самыми сильными, красивыми, умными, то подросток начинает замечать,что родители не так уж хороши, чтобы восхищаться ими, и может удариться вдругую крайность. Но не каждый подросток приходит к полному отрицаниюродителей, но с детским преклонением перед ними расстается практически любой изних. В отношении к окружающим,  начинаетчасто сказываться какое – то нарочитое неуважение, запальчивая небрежность,заносчивость, нередко переходящая в форму навязчивого желания поучать другихлюдей. Подросток преисполнен  особой верыв то, что ему удастся то, что не удавалось другим.
У подростка по мере егосозревания исчезает детская простота отношений, взаимная доверчивость. Общениемальчиков и девочек приобретает некоторую напряженность, которая со временемсмягчается.
В отличие от младшихподростков, старшие подростки становятся более уверенными в себе,уравновешенными, покладистыми. Повышается их выносливость к физическим ипсихическим нагрузкам. Они лучше учатся и при правильном отношении с ними легчеладить и родителям и учителям.
      Наш выдающийся  педагог В.А Сухомлинский обобщил главныечерты подростка:
1)непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетаетсяс неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой;
2) подростокхочет быть хорошим, стремится к идеалу. Но он не любит, когда его прямолинейновоспитывают. Его раздражают словесные назидания. Подростки,  чётко улавливают,  воспитательную  фальш,  болезненно реагируют   на несправедливость. Неопытность подросткаможет привести к тому, что   из добрыхпобуждений он может совершить и нечто предосудительное;
3) подросткухочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтичное. Приналичии потребности к действию и желанию самоутвердиться подросток ещё незнает, как этого можно добиться, и может попасть в беду;
4)   
5)     
2.1НОВООБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
        Советские психологи, начиная с Л.С.Выготского, единодушно считают главным новообразованиемподросткового возраста чувство взрослости.
Подростокначинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, онотвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет ощущения подлинной,полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании еговзрослости окружающими.
Видывзрослости изучены и выделены Т.В.Драгуновой:
1)Подражание внешним признакам взрослости – курение, употребление вина, особыйлексикон, стремление к взрослой моде в одежде, прическе, способы отдыха,развлечений и другое. Это самые легкие способы достижения взрослости и самыеопасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи называют «низкой культурой досуга», при этом познавательные интересы утрачиваются искладывается специфическая установка, чтобы весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями;
2) Равнениеподростков – мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость,мужество, воля, выносливость, верность в дружбе и тому подобное. Средствомсамовоспитания часто становятся занятия спортом;
3)Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка ивзрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощникавзрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, тамфактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких,благополучие их принимает характер жизненной ценности.
4)Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знатьи уметь по настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности,содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки и т.п.).Значительный объём знаний у подростков – результат самостоятельной работы.Учение приобретает у подростков личный смысл и превращается в самообразование.
Однакоориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастуюзаставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким,несамостоятельным. При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такоеположение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоречивостьчувства взрослости – подросток претендует быть взрослым и в то же время знает,что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден  и оправдан. В период подросткового возрастанаблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на собственнуюоценку.
А. Буземан посвятил два специальных исследования развитиюрефлексии и связанного с ней самосознания в переходном возрасте. Первоеисследование Буземана показало большое различие вразвитии и структуре самосознания и личности подростка в зависимости отсоциальной среды, к которой он принадлежит. На основе проведенного исследованияБуземан сделал вывод, что развитие функций  самосознания совершается в шести различныхнаправлениях, из которых и складываются в основном главнейшие моменты,характеризующие структуру самосознания подростка.
Первоенаправление есть просто рост и возникновение собственного образа. Подростокначинает всё более и более узнавать самого себя. Это знание становится всёболее обоснованным и связным. Здесь существует много промежуточных ступенеймежду совершенно наивным незнанием себя и богатым углубленным знанием, котороевыявляется иной раз у подростка к концу периода полового созревания.
Второенаправление в развитии самосознания ведет этот процесс извне вовнутрь. Буземан говорит, что вначале дети знают только своесобственное тело. Лишь в 12-15 лет возникает сознание, что существуетвнутренний мир и у других людей. Собственный образ переносится вовнутрь.Сначала он охватывает сновидение и чувство. Важно, что развитие во второмнаправлении не идет параллельно с нарастанием самосознания в первомнаправлении.
Третьенаправление развития самосознания – его интегрирование. Подросток все болееначинает сознавать себя как единое целое. Отдельные черты все более становятсяв его самосознании чертами характера. Он начинает воспринимать себя как нечтоцелое, а каждое отдельное проявление – как часть целого. Здесь мы наблюдаем,ряд качественно различающихся друг от друга ступеней, которые постепенно проходитребенок в зависимости от возраста и социальной среды.
Четвертымнаправлением развития самосознания является отграничение собственно личности отокружающего мира, сознание отличия и своеобразия своей личности. Чрезмерноеразвитие самосознания в этом направлении приводит к замкнутости, к мучительнымпереживаниям, которые часто отличают переходный возраст.
Пятая линияразвития состоит в переходе к суждениям о себе по духовным масштабам, которыеначинают применяться подростком для оценки своей личности и которыезаимствуются им из объективной культуры, а не обосновываются простобиологически. Буземан говорит, что до 11 лет ребеноксудит себя по шкале: сильный – слабый; здоровый – больной; красивый –безобразный. Некоторые подростки в 14-15 лет часто остаются ещё на этой ступенибиологической самооценки. Но при сложных общественных отношениях развитие оченьбыстро ид