Специфика аудиторского контроля в современных условиях

–PAGE_BREAK–1.2 Правое регулирование аудиторского контроля

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» – аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности на территории Российской Федерации. При этом нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать статьям настоящего Федерального закона. Следует отметить, что отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться указами Президента России, которые не должны противоречить федеральным законам. На основании и во исполнение Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» и иных федеральных законов, указов Президента России – Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства России об аудиторской деятельности [2]

Правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом РФ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ, в котором определены основные направления аудита в России – дано понятие аудиторской деятельности, определено законодательство и иные акты об аудиторской деятельности; также дано понятие аудитора и аудиторской организации, определены их права и обязанности; определены права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг; дано понятие обязательного аудита и определен перечень лиц, подвергающихся обязательному аудиту; дано понятие аудиторской тайны и определено ее содержание; дано понятие правил (стандартов) аудиторской деятельности; определено понятие и содержание аудиторского заключения и его видов; а также определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите и т.д. и т.п.

Согласно ст. 9 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации устанавливаются правила (стандарты) аудиторской деятельности, как единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. При этом правила аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; и внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. [2]

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 и Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 года № 405. Указанные Постановления Правительства утверждают 11 стандартов аудиторской деятельности: № 1 – «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»; № 2 – «Документирование аудита»; № 3 – «Планирование аудита» и т.д. [7]

Указанные стандарты являются основными правилами или основополагающими принципами аудиторских процедур, проводимых при осуществлении аудиторской деятельности в России. Стандарты (правила) аудиторской деятельности должны выполняться независимо от условий, в которых проводится аудит. В то же время стандарты предполагают выражение аудитором собственного мнения. Стандарты аудита необходимы для того, чтобы поддерживать аудиторскую деятельность в России на должном уровне, отвечающем требованиям международных стандартов. Они способствуют повышению знаний и квалификации аудиторов, обеспечивают сравнимость качества работы аудиторских фирм, а также облегчают аудиторскую работу.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил аудиторской деятельности. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил аудиторской деятельности и внутренних правил аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются. [2]

Наряду со стандартами в аудиторской деятельности широко применяются нормы аудита, которые содержат руководство по процедурам, которые могут применяться при проверке специфических вопросов, при подготовке неаудиторских отчетов. Нормы аудита должны быть убедительными, но при этом они не имеют директивного характера. Отклоняясь от них, аудитор должен объяснить причины их несоблюдения. В то же время было бы неразумным стремиться установить аудиторские нормы для всех возможных ситуаций — это бы сдерживало развитие аудита в целом. Аудиторские стандарты и нормы могут использоваться юридическими инстанциями в качестве руководства, ориентира при рассмотрении компетентности и работы аудитора.[3]

Государственное регулирование аудиторской деятельности в России осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Основные его функции: организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов; системы надзора за соблюдением аудиторами лицензионных требований и условий; контроль за соблюдением аудиторами федеральных правил аудита и т.д.
    продолжение
–PAGE_BREAK–ГЛАВА 2.  ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2.1 Цели и задачи аудиторской деятельности

Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогран­ны. Общая классификация аудиторской деятельности представ­лена в приложении 1

Исходя из приведенной классификации целесообразно рас­сматривать цели и задачи аудиторской деятельности. Примат в этом отношении принадлежит именно внешнему аудиту, цель и основные задачи которого приведены во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации и россий­ских правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Рис. 1.1. Общая классификация аудиторской деятельности в России
Главная цель внешнего аудита — дать объективные, реаль­ные и точные сведения об аудируемом объекте.

Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциаль­ность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; уме­ние принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его реко­мендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.

Перечисленные выше особенности определяют нормы пове­дения аудитора.

Независимость аудитораобусловливается тем, что он не яв­ляется сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контро­лем, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения  (ассоциации), не имеет на проверяемых предпри­ятиях никаких имущественных или личных интересов. Объек­тивность обеспечивается высокой профессиональной подготов­кой аудитора, большим практическим опытом, знанием новей­шей методической литературы.

Конфиденциальность —важнейшее требование при осуществ­лении аудиторской деятельности. Аудитор не должен предостав­лять никакому органу каких-либо сведений о хозяйственной деятельности проверяемого им объекта. За разглашение секре­тов своих клиентов он должен нести ответственность по закону, а также моральную, а если предусмотрено договором, то и мате­риальную ответственность.

Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уров­не, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен оказывать клиенту услуги в тех областях экономики, в которых не имеет достаточных профессиональных знаний.

Применение методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком научном уровне, получить более объективные и достовер­ные данные для принятия решений.

Применение новых информационных технологийзаключается преимущественно в использовании вычислительной техники для организации  аудиторской деятельности. Это касается и прове­дения проверки, и анализа отчетности, ведения и восстановле­ния учета.

По результатам проверки аудитор может сделать необходимые рациональные выводы, которые помогут клиенту в организации работы и ведении бухгалтерского учета.

Ответственность аудиторапроявляется в том, что он отве­чает за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия. Ответственность за содержание отчетов несет ру­ководство проверяемого предприятия. [8]

2.2 Внутренний и внешний аудит

Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит.  Его основная задача — решение отдельных фун­кциональных проблем управления, разработка и проверка информа­ционных систем предприятия. Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независи­мым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, дей­ствующая в интересах его руководства и (или) собственников, регла­ментированная внутренними документами система контроля за соблю­дением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и на­дежностью функционирования системы внутреннего контроля.[2]

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:

1.     содержания и специфики деятельности экономического субъекта;

2.     объемов показателей финансово-экономической деятельности эко­номического субъекта;

3.     сложившейся системы управления экономического субъекта;

4.     состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные служ­бы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъек­та, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внут­реннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собствен­никами и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) соб­ственников экономического субъекта информационное и консульта­ционное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его ру­ководства.

Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимос­ти от особенностей экономического субъекта и требований его руко­водства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:

1.     проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;

2.     проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая эк­спертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных ста­тей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

3.     проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

4.     проверку деятельности различных звеньев управления;

5.     оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изуче­ние и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных под­разделениях экономического субъекта;

6.     проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности иму­щества экономического субъекта;

7.     работу над специальными проектами и контрольза отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

8.     оценку используемого экономическим субъектомпрограммного обеспечения;

9.     специальные расследования отдельных случаев, например подо­зрений в злоупотреблениях;

10. разработку и представление предложений по устранению выяв­ленных недостатков и рекомендаций по повышению эффектив­ности управления.

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначивше­му его руководству и (или) собственникам и независим от руководи­телей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.

Институтом внутренних аудиторов США (InstituteofInternalAuditors) было разработано следующее определение:

Внутренний аудит — это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита — помочь членам организации эффективно выпол­нять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей органи­зации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Задачи внутреннего ауди­та определяются руководством, исходя из потребностей управления,как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.

Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении ши­рокого круга различных функций, входящих в его обязанности.

Эти функции включают:

1.     проверку систем контроля, направленную на выработку полити­ки компании в рамках законодательства;

2.     оценку экономичности и эффективности операций компании;

3.     проверку уровня достижений программных целей;

4.     подтверждение достоверности информации, используемой руко­водством при принятии решений.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности са­мой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, ру­ководство предприятия может оперативно и своевременно осуществ­лять необходимые изменения внутри предприятия.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчи­ненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако фун­кции внутренних аудиторов шире.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1.     Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.

2.     Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных про­цедур.

3.     Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.

4.     Оценка качества информации, выдаваемой управленческой ин­формационной системой.

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.[11]

В приложении 2 перечислены основные особенности и отличия внутрен­него и внешнего аудита.[14]
    продолжение
–PAGE_BREAK–
2.3 Управленческий и хозяйственный аудит

Некоторые виды аудита называютсяуправленческим или производ­ственным аудитом. Основной их задачей является проверка и совер­шенствование организации и управления предприятием, качествен­ных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рацио­нальности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг в помощь клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ре­сурсов и достижения намеченных целей.

Достаточно близок к управленческому аудитуаудит хозяйственной деятельности, который заключается в систематическом анализе хозяй­ственной деятельности организации, проводимом для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности рабо­ты или административного управления и организации. При аудите хо­зяйственной деятельности предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и сделать всесторонний анализ определенных видов деятельности.

Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществ­ляться как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Аудит на соответствие требованиямзаключается в анализе опреде­ленной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контро­ля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутрен­него аудита. Если условия устанавливаются кредиторами (например, ‘ требование поддержания определенного соотношения между оборот­ным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку они часто связаны с финансовыми отчетами компании, этот вид аудита про­водится вместе с аудитом финансовых отчетов.

Аудит на соответствие требованиям, установленным государствен­ными актами, проводится ревизорами, работающими в государствен­ном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Ре­зультаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.[11]

2.4 Обязательный, первоначальный и др.

Обязательный и инициативныйаудит. Обязательный аудит регламен­тируется государством. В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая),  отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

 Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению эко­номического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Первоначальный аудитпроводится аудитором или аудиторской фир­мой впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, поскольку у аудиторов нет представления об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контро­ля и т.д.

Согласованный(повторяющийся)аудит осуществляется аудиторс­кой фирмой или аудитором не в первый раз. Планирование и процесс аудита опирается на знание специфики клиента, его слабых и сильных сторон в организации бухгалтерского учета, а также на результаты дли­тельного сотрудничества аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего кон­троля и т.д.).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуще­ствах повторяющегося, согласованного аудита. Такое сотрудничество обоюдовыгодно как аудиторам, так и клиенту.

Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызыва­ет настороженность, как у потребителей информации, так и у новых ауди­торов.

Аудит финансовой отчетности и специальный аудитзаключается в проверке отчетности субъекта с целью дачи заключения о правильно­сти ее составления в соответствии с установленными критериями и общепринятыми правилами бухгалтерского учета. Этот вид аудита про­водится сторонними аудиторами, нанятыми компанией, отчеты кото­рой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публику­ются и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам ак­ций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Специальный аудит направлен на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных про­цедур, норм и правил. Обычно имеет целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, пра­вильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов, другие цели.

К перечисленным видам аудита необходимо добавить:

• налоговый аудит;

• ценовой аудит;

• экологический аудит.

В развитии аудита выделяются следующие три стадиии, соответ­ственно, вида аудита:

а) подтверждающий аудит. Проверка и подтверждение достоверно­сти бухгалтерских документов и отчетности;

б) системно ориентированный аудит. Аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что если си­стема внутреннего контроля работает эффективно, то не нужно про­водить детальную проверку, потому что в некоторой степени можно доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нару­шений. Там, где контроль неэффективен, клиенту даются рекоменда­ции, как улучшить систему;

в) аудит, в основе которого лежит риск. Сконцентрировав аудитор­скую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, зат­рачиваемое на проверку областей с низким риском и тем самым обес­печить более эффективную с точки зрения затрат услугу.[11]

С точки зрения экономических субъектов аудит подразделяется на:

• общий аудит (предприятия и их объединения независимо от орга­низационно-правовых форм и видов собственности, организации, учреждения);

• банковскийаудит;

• аудит страховых организаций;

• аудит бирж;

• аудит внебюджетных фондов;

• аудит инвестиционных институтов.
                                        

    продолжение
–PAGE_BREAK–ГЛАВА 3.  ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА

3.1 Принципы проведения аудита

Основные принципы аудита сформулированы в правиле (стандар­те) аудиторской деятельности РФ «Цели и основные принципы, свя­занные с аудитом бухгалтерской отчетности».

Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельнос­ти обязаны соблюдать профессиональные этические принципы аудита и использовать их в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера.

Основные профессиональные этические принципы, связанные с аудиторской деятельностью, включают: независимость; честность; объективность; профессиональную компетентность; добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.

Независимость— принцип аудита, заключающийся в обязатель­ности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финан­совой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтере­сованности в делах проверяемого экономического субъекта, превы­шающей отношения по договору на осуществление аудиторских ус­луг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудиту в части обеспечения независимости и критерии того, что ауди­тор не является зависимым, регламентируются нормативными доку­ментами по аудиторской деятельности, а также этическими кодекса­ми аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоя­тельств.

Честность— принцип аудита, заключающийся в обязательной при­верженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.

Объективность— принцип аудита, заключающийся в обязательно­сти применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и само­стоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность— принцип аудита, заключаю­щийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом зна­ний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание про­фессиональных услуг. Аудиторской организации для обеспечения ква­лифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготов­ленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы.

Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномо­чий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление ауди­торской деятельности.

Добросовестность— принцип аудита, заключающийся в обязатель­ности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тща­тельностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим исполь­зованием своих способностей. Принцип добросовестности подразуме­вает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе,но не должен трактоватьсякак гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность— принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать со­хранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе ауди­та, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полнос­тью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему по представлениям аудитора материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиден­циальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекра­щения отношений с клиентом и без ограничения по времени.

Профессиональное поведение— принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что ауди­тор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживатьсяот совершении поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторс­кой профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Если аудиторская организация (аудитор как физическое лицо) яв­ляется членом профессионального объединения, ей (ему) следует со­блюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами, также и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на доб­ровольной основе профессиональным объединением, в котором со­стоит данная аудиторская организация (аудитор).

Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведением аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключе­ния, в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятель­ности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.[14]

3.2.  Объем аудита бухгалтерской отчетности и стадии  аудиторской проверки

Определение объема аудиторской проверки является предметом профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ, проведение которых необходимо для достижения целей аудита и дик­туется обстоятельствами проверки.

Аудиторской организации при определении объема аудита следует исходить из требований нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность, положений договора аудиторской организа­ции с экономическим субъектом и конкретных особенностей проверки с учетом полученных знаний о деятельности экономического субъекта.

Аудиторская организация должна и вправе самостоятельно прини­мать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур; затратах времени; количестве и составе специалистов, тре­бующихся для осуществления полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного аудиторского заключения.

Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:

1.     планирование аудита;

2.     получение аудиторских доказательств;

3.     использование работы других лиц и контактыс руководством эко­номического субъекта, третьими сторонами;

4.     документирование аудита;

5.     обобщение выводов, формирование ивыражение мнения о бух­галтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе дос­тигнутого аудиторской организацией понимания деятельности эконо­мического субъекта. Цель планирования состоит в том, чтобы органи­зовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.

В ходе аудита, как правило, из нескольких источников и разными методами должно быть получено достаточное количество качествен­ных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бух­галтерской отчетности экономического субъекта. При проведении аудита следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Тем не менее сложность и трудоемкость осуществления той или иной процедуры не могут считаться основанием для отказа от нее, если не­обходимость проведения данной процедуры обусловлена обстоятель­ствами проверки.

Для достижения целей аудита может быть использована работа дру­гих лиц: ассистентов аудитора, привлеченных экспертов, внутренних аудиторов, других аудиторских организаций. При этом аудиторской организации следует рассмотреть результаты выполненной ими рабо­ты в контексте проведенных аудиторами процедур, а также оценить возможность использования результатов работы других лиц в качестве достоверных аудиторских доказательств или базы для получения таких доказательств. Привлечение других лиц к аудиторской проверке не сни­мает с аудиторской организации ответственности за выражаемое мне­ние о бухгалтерской отчетности экономического субъекта и не умень­шает этой ответственности.

В ходе аудита должны документироваться основные аспекты прове­денной работы, сделанные выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства качественного проведения аудита. Рабочая докумен­тация аудита должна быть достаточно полной и убедительной, чтобы служить под1всржденнем правильности того или иного мнения ауди­торской организации о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На этапе подготовки заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обяза­на обобщить и оценить выводы, сделанные на основе полученных дан­ных. При этом следует исходить из критериев соблюдения норматив­ных требований при подготовке экономическим субъектом бухгалтер­ской отчетности и ее соответствия тем сведениям, которыми распола­гает аудиторская организация о деятельности экономического субъек­та. Аудиторское заключение должно содержать четко выраженное мне­ние о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономичес­кого субъекта. Безусловно положительное аудиторское заключение свидетельствует о том, что аудиторская организация считает бухгалтерс­кую отчетность экономического субъекта достоверной во всех суще­ственных отношениях. Если составляется условно положительное или отрицательное аудиторское заключение либо оформляется отказ от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности эконо­мического субъекта, то должны быть указаны обстоятельства, которые привели к тому или иному решению аудиторской организации.

Оценка необходимого уровня аудиторских гарантий надежности мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности экономи­ческого субъекта должна быть увязана с принятием аудитором на ос­нове своего профессионального суждения решения о характере и объеме подлежащих сбору аудиторских доказательств. При этом следует исхо­дитьиз того, что аудиторские доказательства должны дать возможность аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно отсутствия либо наличия в бухгалтерской отчетности экономического субъекта искажений, существенных с точки зрения понимания заинтересованными пользователями результатов деятель­ности экономического субъекта.

Уверенность аудиторской организации в надежности выражаемого мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъектане может быть абсолютной из-за факторов, неизбежно огра­ничивающих эффективность аудита.

К числу таких факторов относятся:

1.     ограниченность осведомленности аудиторской организации о де­ятельности экономического субъекта рамками исследований, из­держки на проведение которых необходимо удерживать в эконо­мически приемлемых пределах;

2.     присутствие в аудиторской работе неизбежного элемента субъек­тивности в процессе принятия аудитором решений на основе сво­их профессиональных суждений, в частности при определении видов, объема и графика аудиторских процедур;

3.     применение в ходе аудита выборочного подхода к осуществлению проверки ввиду нерациональности ее проведения сплошным по­рядком;

4.     использование аудиторской организацией в качестве основы для формирования выводов и заключений аудиторских доказательств, которые по своему характеру являются сочетанием фактов и мне­ний; (Например, аудиторская организация может использовать ре­зультаты работы привлеченного эксперта (оценщика, инженера. геолога и т.д.), приводящего в своем заключении как объектив­ные данные о проведенных исследованиях,так и собственные мнения и выводы.)

5.     подверженность систем бухгалтерского учета и внутреннего конт­роля экономического субъекта присущим им изъянам;

6.     отсутствие непреодолимых препятствий для мошеннического сго­вора с целью искажения информации;

7.     наличие неопределенности, связанной с интерпретацией и оцен­кой некоторых событий хозяйственной жизни, а также других об­стоятельств, делающих невозможным применение исключитель­но объективных критериев как к составлению бухгалтерской от­четности, так и к оценке ее достоверности.

Вышеуказанные факторы ограничивают (уровнем приемлемой, ане абсолютной уверенности) предоставление аудиторской организацией гарантий в том, что не существуют какие-либо иные (не обнаруженные в ходе аудита) обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта,

В ходе проведения аудита в силу объективных и субъективных при­чин нельзя исключить вероятность того, что могут остаться незамечен­ными искажения в бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Если существуют признаки возможных искажений бухгалтерской отчетности, то аудиторской организации следует увеличить объем сво­их процедур, с тем чтобы рассеять либо подтвердить возникшие со­мнения.

Объем проверки финансовых отчетов и правильности ведения бух­галтерского учета может возрасти при обнаружении ошибок и предна­меренных искажений.

При проверке данных учета и отчетности анализируют наличие и состояние:

1.     имущества (основных средств и вложений, запасов и затрат, не­материальных активов);

2.     других долгосрочных активов (долгосрочных инвестиций, вложе­ний в дочерние предприятия и филиалы, в ассоциированные ком­пании);

3.     денежных средств, расчетов и прочих активов (кассы, расчетного и валютного счетов, ценных бумаг и краткосрочных финансовых вложений, расчетов с участниками, использование заемных средств, расчетов с покупателями, дебиторами);

4.     долгосрочных пассивов (уставного капитала, износа имущества, специальных фондов и резервов);

5.     кредитов и других заемных средств;

6.     расчетов и прочих пассивов (расчетов с кредиторами,с бюджетом, органами страхования, персоналом предприятия);

7.     прочих пассивов.

При проверке правильности определения финансовыхрезультатов деятельности предприятия предусматривается изучение:

1.     выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ ус­луг);

2.     затрат на производство реализованной продукции;

3.     результатов- отпрочей: реализации;

4.     доходови расходовот внереализационных операций, в том числе

с ценными бумагами, иот долевого участия.

Приаудите финансовыхотчетов необходимо удостовериться в пра­вильности составления баланса,отчетов о прибылях и убытках и дру­гих финансовых документов.Проверке подлежат все крупные сделки и операции, зарегистрированные в конце квартала или финансового года, основные финансовыепоказатели, коэффициенты и контрольные циф­ры, отличающиеся отисчисленных в среднем за последние пять лет, неудовлетворительнаяситуация с оборотными средствами, выявлен­ные факты, свидетельствующиео необоснованной необходимости резко поднять доходы для удержанияцен на акции, причины и характер су­дебных исков к предприятию,особенно в связи с претензиями акци­онеров, использование в подразделениях предприятия разных форм финансовой отчетности и др.

При проверке использованияприбыли анализируют платежи в бюд­жетза 3 года, отчисленияв резервный (страховой) фонд, перечисле­ния прибыли в фонды накопления, в фонд потребления, на благотво­рительные и аналогичные цели,на штрафы.

Особое внимание следует уделить анализу дебиторской и кредитор­ской задолженностей, динамике долгосрочных и краткосрочных фи­нансовых вложений (в паи и акции других предприятий, в облигации и другие ценные бумаги, предоставленные займы и т.п.).

При аудите акционерныхпредприятий в объем аудиторской про­верки дополнительно’ включают обстоятельства и данные, характери­зующие:

1.     акционерный капитал (по видам вложений);

2.     число акции разрешенных, вы пуще иных «и неоплаченных;

3.     стоимость не выкупленныхакций;

4.     номинальная стоимость и доход с каждой: акции;

5.     движение по счетамакционерного1 капитала в течение проверяе­мого периода;

6.     права, преимущества иограничения, при распределении дивиден­дов;

7.     задолженность по кумулятивным накопленным: дивидендам на при­вилегированные акции;

8.     полученную выручку от реализации ценных бумаг;

9.     акции: в резерве для продажи по опционам и контрактам. В процедурном: отношении объем работы аудитора включает:

10.проверку правильности документального оформления и сущнос­ти отдельных хозяйственных операций,- вызывающих: сомнение;

11.возможность проведенияинвентаризации денежных средств, от­дельных видовтоварно-материальных ценностей,сверки расчетов;

12.анализ финансового положения предприятия по’ данным баланса и отчетности о прибылях и убытках;

13.проверку соблюдения принципа тождественности данных анали­тического и синтетического учета, правильности отнесения дохо­дов и расходов предприятия к отчетным периодам;

14.оценку экономической эффективности принятой учетной поли­тики;

15.проверку правильности составления консолидированной отчет­ности и баланса (консолидированная отчетность проверяется в случае, если головное предприятие предполагает или осуществ­ляет выпуск ценных бумаг).[15]
    продолжение
–PAGE_BREAK–