Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение
Высшее профессиональное образование
Астраханский государственныйуниверситет
Факультет педагогики и социальнойработы
Курсовая работа
по дисциплине: «Содержание и методикапедагогической деятельности»:
на тему: Специфика деятельностисоциального работника с детьми инвалидами в реабилитационных центрах
Выполнил: Мустафина Н.Р.
студентка IVкурса
специальность: социальная работа
Проверил Смирнова Р. В.
Астрахань 2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основыдеятельности социального работника с детьми-инвалидами
1.1 Дети-инвалиды как объектдеятельности социального работника
1.2 Правовой аспект, профессиональнаякомпетентность, методы и формы деятельности социального работника сдетьми-инвалидами
Глава 2. Содержание деятельностисоциального работника с детьми-инвалидами на примере реабилитационного центра
2.1 Опыт работысоциального работника с детьми-инвалидами на примере Саратовского областногореабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность темыисследования. Одной из актуальных социально-экономических и демографическихпроблем современного российского социума является включение детей сограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняетсямногими обстоятельствами, сложившимися в современной России.
Численностьдетей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорнымиотклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Если в 1995 годучисленность детей-инвалидов в России составляла 453,7 тыс. человек, то в 2006году она возросла до 650 тыс. человек, что составляет 1,8% детского населения.Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства. Этосвидетельствует о том, что в условиях перехода к рыночным отношениям вроссийском обществе активизировались неблагоприятные объективные условия исубъективные факторы, негативно влияющие на демографическую ситуацию. Во многихрегионах ухудшается экологическая обстановка, растет травматизм, ухудшаетсяздоровье населения страны, особенно женщин репродуктивного возраста. Крометого, переход на платные медицинские услуги, трансформация жизненного укладароссиян, смена ценностных ориентаций и культурно-нравственных устоев обществапозволяют предположить, что в этих условиях тенденция к увеличению численностиинвалидов может сохраниться и в ближайшие годы.
. Поэтому созданиеоптимальных условий для успешной адаптации детей-инвалидов является важнейшейсоциально-экономической и политической задачей всех государственных иобщественных структур.
В современном российскомобществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособногонаселения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава нафоне роста инвалидизации детей и молодежи, что становится ощутимым ограничениемэкономического развития страны. В связи с этим, решение основных социальныхпроблем детей-инвалидов, в том числе их обучение, трудоустройство иреабилитация позволит во многом изменить не только положение этой группы вобществе, сформировать определенный уровень социокультурной толерантности кним, но и стабилизировать трудовые ресурсы страны.
Современное российскоезаконодательство, формирующее определенный уровень толерантности кдетям-инвалидам отвечает общепризнанным международным стандартам и имеетгуманистическую направленность. В России создается и функционирует сетьреабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье иребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее,существующая государственная система реабилитации детей-инвалидов недостаточноэффективно решает их социальные проблемы и требует разработки нового подхода.
Для повышенияэффективности решения социальных проблем детей-инвалидов необходим пересмотрподходов к явлению детской инвалидности, согласно сложившейся в регионахситуации, с учетом их индивидуальных потребностей и типов семьи, видовинвалидности и других факторов.
В настоящее время накоплендостаточно богатый опыт по исследованию детской инвалидности во многих отрасляхнаучного знания, Особое внимание уделяется анализу причин возникновения детскойинвалидности, изучению проблем социальной реабилитации и адаптациидетей-инвалидов, к условиям социума.
В работах М.С.Бедного,А.А.Баранова, Д.И.Зелинской и Л.И.Балевой дана структурная характеристика этойгруппы населения. О.В.Гринина изучила основные факторы, влияющие на ростдетской инвалидности, Н.А.Иванова раскрыла идеологические и правовые основысоциальных проблем детей–инвалидов в период экономических преобразований встране. Вопросам социально-психологического аспекта социализациидетей-инвалидов посвящены исследования Т.А.Добровольской и Н.Б.Шабалиной…Некоторые вопросы социального и трудового становления детей-инвалидов былиизучены отечественными учеными А.А.Дыскиным и Э.И.Танюхиной, Н.В.Куваевой,А.Н.Егоровым, А.Осадчих, а также зарубежными исследователями Дж.Холлом,М.Айшервудом, М.Милисентом, А.Финк и др.
Основные направлениясоциализации и социальной защиты детей- инвалидов нашли свое отражение вработах Н.В.Шапкиной, Э.К. Наберушкиной, Я.А.Кравченко, К.К.Кузьмина,Г.В.Ляпидиевской, Т.Малеевой, С.Васина.
Проблемы доступностимероприятий по охране здоровья и реабилитации детей-инвалидов рассмотрены вработах М.Б.Волковой, Н.И.Кузнецова, Ж.А.Никулиной, М.М Гладковой, О.Н.Аршан.
Цель исследования: анализ особенностей деятельностисоциального работника с детьми-инвалидами
Объект исследования: деятельность социального работника
Предмет исследования: особенности деятельности социальногоработника с детьми-инвалидами
Исходя из цели, объекта,предмета исследования были сформулированы следующие задачи:
— охарактеризоватьдетей-инвалидов как объект деятельности социального работника;
— изучитьнормативно-правовую базу, формы и методы деятельности социального работника сдетьми-инвалидами;
— Раскрыть особенностидеятельности социального работника с детьми-инвалидами.
Глава 1. Теоретическиеосновы деятельности социального работника с детьми-инвалидами
1.1 Дети-инвалидыкак объект деятельности социального работника
Согласно «Декларации оправах инвалидов» инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельнообеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или)социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее)физических или умственных возможностей. [ Декларация о правах инвалидов. Принятаи провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 09.12.1975г. // Народное образование.– 1993. – №5 ].
В Рекомендациях 1185 креабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблей Совета Европыот 5 мая 1992 г. Инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленныефизическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными,законодательными, и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющемуинвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьиили общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Обществообязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющихинвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.
Согласно «Конвенции оправах инвалидов» к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими,психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые привзаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективномуучастию в жизни общества наравне с другими. [Конвенция о правах инвалидов.Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 24.01.2007 г. // Наша жизнь.– 2007. – №4].
Российскоезаконодательство определяет инвалида как лицо, имеющее нарушение здоровья состойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности ивызывающее необходимость его социальной защиты. В соответствии с этимзаконодательством ребенком-инвалидом считается лицо признанное инвалидом, приусловии, что возраст лица до 18 лет. [ФЗ «О социальной защите инвалидов вРоссийской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181].
Таким образом, ккатегории ребенок-инвалид относятся дети, имеющие значительные ограниченияжизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушенияроста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению,ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельностив будущем.
Здоровье детей в Россиикатастрофически ухудшается. Росстат дает крайне тревожную статистику по детскойинвалидности. Об этом просто «заходиться от крика» следующая таблица (см.приложение ). Комментируя эти убийственные цифры, Росстат отмечает: из всехмест в санаториях и домах социального обслуживания престарелых и инвалидов,начиная с 1990 г., на детей приходилось от 26 – 28 до 32%, т. е. в среднемтреть всех мест. К этим сведениям можно добавить и другие: в 2003 г. в дошкольных учреждениях находилось детей с нарушением слуха – 5,1 тыс. человек, с нарушениемречи (при сохранении слуха) – 266,1 тыс. человек, с нарушением зрения – 36,7тыс. человек, с нарушением интеллекта – 12,3 тыс. человек, с нарушениемопорно-двигательного аппарата – 35,7 тыс. человек, с туберкулезнойинтоксикацией – 48,4 тыс. человек. В дневных общеобразовательных школах училосьдетей-инвалидов: в 1980/1981 учебном году 278 тыс. человек, в 2003/2004 учебномгоду 467 тыс. человек. По оперативным данным Минздрава РФ, общая заболеваемостьдетей до 14 лет с 1996 по 2000 год выросла на 14,5%… У подростков 15 – 17 летобщая заболеваемость увеличилась за тот же период на 27,9%. Естественно, этоведет к тому, что число детей-инвалидов в стране неуклонно растет. Если в 1996году на 70 детей в возрасте до 15 лет приходился один ребенок-инвалид, то в2000 году это уже один из 50 детей. Среди причин инвалидности на первом месте –заболевания нервной системы, на втором – психические расстройства, на третьем –врожденные аномалии. [Шкаровская В Сколько у нас детей-инвалидов // Аргументы ифакты №9 (1114). 27 февраля 2002.]..
У ребенка-инвалидаопределяется степень нарушения здоровья:
1 степень утратыздоровья определяетсяпри легком и умеренном нарушении функций, которые являются показателем к установлениюинвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определенияу лиц старше 18 лет;
2 степень утраты здоровьяустанавливается при наличиивыраженных нарушений функций органов и систем, которые несмотря на проведенноелечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3группе инвалидности у взрослых );
3 степень утратыздоровья соответствует2 группе инвалидности у взрослого;
4 степень утратыздоровья определяетсяпри резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальнойдезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективностилечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого)
Каждой степени утратыздоровья ребенка-инвалида соответствует, перечень заболеваний, среди которыхможно выделить следующие основные группы:
1) нервно-психическиезаболевания. Наиболее распространенные заболевания этой группы опухоли нервной системы,эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная отсталость(олигофрения или слабоумие различного генеза, соответствующие стадии идиотии илиимбецильности ), болезнь Дауна, аутизм.
2) Заболевания внутреннихорганов.
3) Поражение изаболевание глаз.
4) Онкологическиезаболевания.
5) Поражение изаболевание органа слуха.
6) Хирургические заболеванияи анатомические дефекты и деформации.
7) Эндокринныезаболевания.
Часто в силу своихзаболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могутизбегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуациярассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельностиребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляетсяза счет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах, санаториях,где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми.Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативныхнавыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире убольного ребенка.
Инвалидность детейзначительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальнойдезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своимповедением, а также способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации,общению, трудовой деятельности в будущем.
Таким образом, очевидно,что в силу особенностей детей-инвалидов, их нужд и потребностей, им необходимапрофессиональная помощь специалиста. Эта помощь должна носить не толькомедицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороныжизни такого ребенка.
1.2 Правовой аспект,профессиональная компетентность, методы и формы деятельности социальногоработника с детьми-инвалидами
Детская инвалидность — важная социальная проблема, решать которую приходиться каждому обществу.Масштаб детской инвалидности в каждой стране зависит от множества факторов, втом числе социально-экономических, экологических, политических, которыесоставляют основу для формирования социальной политики государства. ПоКонституции РФ наша страна является социальным государством, и приоритетсоциальной политики – защита граждан, в том числе и детей-инвалидов. Политикапо отношению к детям- инвалидам направлена на социальную реабилитацию иадаптацию их к современным условиям общественной жизни. Это вопрос основныхправ человека, и законодательство должно каждому гарантировать эти права.
В последние 30 лет в миреактивно разрабатываются подходы к решению проблем инвалидности. Намеждународном уровне эта работа ведется Комиссией по правам человека иКомиссией социального развития ООН. Приняты «Декларация ООН о правах умственноотсталых лиц», в которой утверждались необходимость максимальной степениосуществимости прав таких инвалидов, их права на надлежащее медицинскоеобслуживание и лечение, а так же право на образование, обучение, восстановлениетрудоспособности и покровительства, которое позволяет им развивать своиспособности и возможности. Особо оговорено право продуктивно трудиться илизаниматься каким-либо другим полезным делом полную меру своих возможностей, счем связано право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненныйуровень.
Особое значение для детейинвалидов имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственноотсталый человек должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвоватьв жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случаенеобходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимопредусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались отусловий обычной жизни. [Декларация о правах умственно отсталых лиц: Принята ипровозглашена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1971 г. // Народное образование.– 1993. – №5]. «Декларация ООН о правах инвалидов»,
«Конвенция ООН о правахинвалидов», «Всемирная программа действий в защиту инвалидов» и др.Профессионально интересен такой документ как «Декларация независимостиинвалидов» (см.приложение 2), так как он отражает позиции людей, которымпризваны помогать социальные работники Итоговый документ сформулирован в 1993году в виде «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов».Документ принят рядом стран, в том числе и Россией. В 1989 г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребёнка, которая обладает силой закона. В ней закрепленоправо детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизньв условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности всебе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст. 23); правонеполноценного ребёнка на особую заботу и помощь, которая должнапредоставляться по возможности бесплатно с учётом финансовых ресурсов родителейили других лиц, обеспечивающих заботу о ребёнке с целью обеспечениянеполноценному ребёнку эффективного доступа к услугам в области образования,профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановленияздоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, чтодолжно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребёнка всоциальную жизнь и развитии его личности, включая культурное и духовноеразвитие. [Конвенция о правах ребёнка: Принята и провозглашена ГенеральнойАссамблеей ООН 20.11.1979г.] В Международном пакте об экономических, социальныхи культурных правах ОНН (ст. 12) зафиксировано право каждого инвалида (каквзрослого, так и не совершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физическогои психического здоровья.
В 1948 г. была принята Всеобщая Декларация прав человека. Исходя из этого универсального и общепризнанногодокумента дети обладают всеми правами человека. Статья 1 Декларации гласит:«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Онинаделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духебратства» Здесь основным является отражение принципа равноправия всех членовчеловеческого сообщества, взрослых и детей, подчеркивается недопустимостьдискриминации человека по какой-либо причине. [Всеобщая декларация правчеловека. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.]
Декларация прав ребенка,принятая в 1959 г., гласит: «Ребенку законом и другими средствами должна бытьобеспечена специальная защита, предоставлены возможности и благоприятныеусловия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно,нравственно, духовно, здоровым и нормальным путем, в условиях свободы идостоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно бытьнаилучшее обеспечение интересов ребенка». [Декларация прав ребенка. Принята ипровозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.].
Эти правила налагают наспециалистов по социальной работе серьезные моральные обязательства вобеспечении качества жизни и равноправия детей- инвалидов, устранениипрепятствий для их полного участия в общественной жизни.
В Российской Федерацииправа ребенка-инвалида регламентируется ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенкав Российской федерации» В соответствии с ним целями государственной политики винтересах детей-инвалидов являются: осуществление прав детей-инвалидов,предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочениеосновных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление ихправ в случае нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка;содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному инравственному развитию детей-инвалидов,; законодательное обеспечение правребенка; поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровлениядетей-инвалидов, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.[ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24.07.1998 №124-ФЗ].
В Российской Федерацииправа инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах как:«Декларация прав и свобод человека и гражданина», принятая ВерховнымСоветом РСФСР 22.11.1991 г. (ст. 26, 28). Конституция Российской Федерации,принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ст. ст. 2, 6, 7, 17, 38-42,45, 46, 55, 72); «Закон об основных началах социальной защищенности инвалидовв СССР», принятый Верховным Советом СССР 11.12.1990 г.; ОсновыЗаконодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятыеВерховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 г.; Указы ПрезидентаРоссийской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержкиинвалидов среды жизнедеятельности» от 2.10.1992 г., ПостановленияМинистров Правительства Российской Федерации от 1993 г. «О научном и информационном обеспечении инвалидности и инвалидов» и др. [ХолостоваЕ. И. Социальная работа с инвалидами, М., 2001].
Для эффективноговыполнения своей деятельности, защиты прав и интересов детей-инвалидовспециалист по социальной работе должен изучить и всегда иметь под рукойвышеперечисленные нормативно-правовые акты.
Теперь можно перейти кпрофессиональной компетенции социального работника в деятельности с детьмиинвалидами.
Опираясь на исследования А.К. Марковой, изучавшейпрофессиональную компетентность учителя, и анализ специфических особенностейтруда специалиста по социальной работе, можно выделить пять компонентов(блоков), присущих профессиональной компетентности в социально-реабилитационнойдеятельности:
1) наличие опыта эффективной практической деятельности вобласти социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) профессиональные специальные и психологические знания,навыки и умения в области работы с детьми-инвалидами.
3) профессиональные психологические позиции, установки,психологическая компетентность;
4) личностные особенности, обеспечивающие овладениепрофессиональными знаниями и умениями;
5) результаты труда, т. е. те изменения в психическом иличностном развитии детей, которые возникают под влиянием деятельностисоциального работника
Названные компоненты являются не только психологическимипредпосылками профессиональной компетентности, но и наработками, которыесовершенствуются в ходе практической деятельности специалиста
Опыт профессиональной деятельности в области социальнойреабилитации детей-инвалидов. Нравственные личностные свойства, которыми должен обладать специалист посоциальной реабилитации — основа для приобретения высоких профессиональныхкачеств. Но профессиональная зрелость и профессиональная компетентность, какпоказывает жизнь, возникают у специалиста любого профиля только на практике.Чтобы стать профессионалом, ему необходимо определенное время длясоциально-профессиональной адаптации, для «вхождения» в профессию и выработкусоответствующего профессионального мировоззрения, осознания гражданских прав,обязанностей и социальной ответственности за свои действия в соответствующейдолжности. Период профессионального становления у каждого человека не одинаков,но он имеет место у каждого, кто начинает выполнять свои профессиональныеобязанности.
Профессиональные знания, профессиональная эрудиция — это совокупность сведений оспецифике труда специалиста по социальной реабилитации и его взаимодействии сребенком, отягощенным дефектом развития, о профессиональных особенностяхличности самого специалиста, особенностях психического и личностного развитияребенка в норме и в патологии, его возрастных особенностях и другие.
Профессиональные умения — это способы, технологии воздействия специалиста посоциальной реабилитации на ребенка с учетом его первичных и вторичных нарушенийв развитии, которые выполняются им на высоком уровне. Профессиональные уменияобразуют «техники» в его труде. Они составляют три большие группы, в числокоторых входят: умения, касающиеся постановки задач и организации ситуации;умения, относящиеся к применению специальных приемов воздействия на ребенка иумения анализировать свои действия.
Первая группа умений: умение увидеть в отношениях с ребенком проблему и оформить еев виде социально-реабилитационной задачи; умение при формулировании задачи ориентироватьсяна ребенка как активного развивающего соучастника социально-реабилитационногопроцесса, имеющего собственные мотивы и цели; умение конкретизировать задачи впоэтапные и оперативные; принимать оптимальные решения в условияхнеопределенности, гибко перестраивать цели и задачи с учетом изменяющихсяусловий и ситуаций; умение предвидеть близкие и далекие последствия принимаемыхсоциально-реабилитационных воздействий.
Вторая группа умений: в эту группу включают три подгруппы умений.
Подгруппа «чему учить»: умение работать с содержаниемучебного материала. Это осведомленность в новых концепцияхсоциально-реабилитационной работы, умение выделять в них ключевые идеи ииспользовать на практике, осуществлять связи с другими специалистами.
Подгруппа «кого учить»: умение изучать с помощьюпсиходиагностических средств состояние отдельных психических функций (памяти,внимания, мышления, речи и др.), личностных качеств и личности в целом, изучатьреальные возможности развития для каждого конкретного ребенка, умение выявлятьне только наличный уровень, но и зону ближайшего развития ребенка, предвидетьвозможные и типичные затруднения; умение проектировать и формировать у детейотсутствующие уровни деятельности и личностные качества; умение расширять поледля самоорганизации детей, разрабатывая для них индивидуальные программы.
Подгруппа «как учить»: умение отбирать и применять различныеметодические приемы и технологии в работе с ребенком; учитывать затраты силдетей и своих собственных при решении конкретной задачи; применятьдифференцированный и индивидуальный подходы; умение организовыватьсамостоятельную работу детей.
Третья группа умений: умение использовать психологические и специальные знания иосведомленность в науке и передовом опыте на практике; умение хронометрировать,фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда; умениесоотносить возникающие трудности детей с недочетами в своей работе; умениевидеть слабые и сильные стороны своего труда,’ оценивать свой индивидуальныйстиль, анализировать и обобщать свой опыт; умение строить планысовершенствования своей деятельности.
Профессиональные психологические позиции — это устойчивые системы отношенийспециалиста по социальной реабилитации к ребенку, к себе, к коллегам,определяющие его поведение. Профессиональная позиция тесно связана смотивацией, с осознанием смысла своего труда.
Психологическая компетентность — это комплекс знаний и умений по психологии,необходимый для решения профессиональных задач в социально-реабилитационнойдеятельности. Знания по психологии призваны помочь специалисту по социальнойреабилитации разобраться в сложных проблемах взаимоотношений с ребенком и найтинеобходимый выход из сложившейся ситуации, привести к пониманию интеграциизнаний и методов из различных областей научного и практического знания с цельюрешения проблем подготовки ребенка к безболезненному вхождению в социальнуюсреду. Психологическая компетентность специалиста по социальной реабилитациипредполагает:
— знание закономерностей психического и личностного развитияребенка с учетом возрастных, индивидуальных различий и патологическихизменений, умение адекватно оценивать состояние детей, их настроение,поведение;
— знание психологии взаимоотношений и взаимодействий ребенкав группе;
— умение адекватно эмоционально откликаться на психическоесостояние ребенка и его поведение;
— умение выбирать по отношению к каждому ребенку такую формусоциально-психологического и педагогического воздействия, которая бы отвечалаего индивидуальным особенностям и потенциальным возможностям;
— обладание педагогическим тактом и умением следоватьтребованиям педагогической этики по отношению к ребенку, имеющему ограниченныевозможности.
Психологическая компетентность в деле пропаганды ипросвещения общества предполагает проявление способности формировать унаселения положительное общественное мнение по отношению к детям, имеющимограниченные возможности.
Психологические качества личности. К ним относят особенностипознавательной (профессиональное мышление, наблюдательность, рефлексия,самооценивание) и мотивационной (целеполагание, мотивационная направленностьличности и др.) сфер личности.
Кроме названных качеств специалисту по социальнойреабилитации для становления профессиональной компетенции важны:
— наблюдательность, зоркость, профессиональный слух, пониманиесущности ситуации, способность по внешним признакам понять переживания ребенкаили подростка;
— оптимизм — подход к ребенку с верой в его потенциальныевозможности, резервы его личности, в успех своего дела;
. — находчивость — умение легко перестраивать труднуюситуацию в простую, придать ей положительную эмоциональную окраску и позитивнуюнаправленность;
— рефлексия — обращенность сознания на самого себя, учетпредставлений подростков, родителей и коллег о своей деятельности.
Специалист по социальный реабилитации должен обладать такжезнаниями, умениями и навыками, которые позволят ему выполнять следующиедействия:
1. Оценивать социальную ситуацию развития, в которой оказалсяребенок с ограниченными возможностями, определять ее положительные и негативныевоздействия на его развитие и при необходимости оказывать помощь в выборесредств, форм или детских специализированных учреждений, необходимых длянормального развития такого ребенка.
2. Организовывать взаимодействие различных специалистов:врачей, дефектологов, педагогов-предметников и других с целью разработки иреализации единой стратегии и тактики использования реабилитационныхтехнологий, общих требований и подходов в целенаправленном развитии личностиребенка.
3. Разрабатывать на основе исходной медицинской ипсихологической информации индивидуальные планы социальной реабилитацииребенка-инвалида с учетом специфических особенностей развития и последствийинвалидности и обеспечивать их выполнение.
4. Реализовывать на практике основные направления, подходы итехнологии социальной реабилитации и прогнозировать последствия их применения,создавать оптимальные ситуации и условия для наиболее эффективного течениясоциальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в зависимости отхарактера инвалидности и ее последствий.
5. Получать с помощью психодиагностических и других средствобратную информацию о результатах социально-реабилитационных воздействий напсихическое и личностное развитие ребенка и использовать данную информацию длявыбора адекватных решений.
6. Выполнять профилактические функции. В этих целяхформировать у детей общую, педагогическую и психологическую культуру, желаниеприменять санитарно-гигиенические знания, знания по психологии и педагогике винтересах собственного развития с учетом каждого возрастного этапа.
Показателем профессиональной компетентности труда специалистапо социальной реабилитации являются зримые сдвиги в психическом и личностномразвитии ребенка. Взрослея, такой ребенок должен постепенно приобретатьспособность управлять своими желаниями, ставить цели, направленные напреобразование самого себя.
Но результативные показатели не равноценны: среди них болееважными являются обучаемость (способность к самообучению) и воспитуемость (способностьк саморазвитию), то есть основанием для оценки являются обученность ивоспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду.Рассмотренные составляющие профессиональной компетентности специалиста посоциальной реабилитации могут стать своеобразной программой егопрофессионального самосовершенствования, роста компетентности и личностногороста.
Профессионально компетентный специалист по социальной работепри работе с детьми-инвалидами должен применять наиболее оптимальные иэффективные методы и формы в работе с ними.
Цель социального работника — наиболее полное развитие уребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредствомиспользования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, егособственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий,в которых они могут наиболее эффективно проявляться.
Чтобы реализовать названную цель специалист по социальнойработе должен владеть средствами и методами воздействия на ребенка.
К средствам реабилитационного воздействия относятся различные видыдеятельности (игровая,учебная, трудовая и др.), психологической помощи (психолого-профилактическая ипросветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция ипсихотерапия), специальной помощи (игротерапия, арттерапия или терапияискусством — музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективныйрисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия); предметы материальнойи духовной культуры (технические приспособления и оборудование, необходимые дляребенка с ограниченными возможностями, литература, произведения искусства,аудиовизуальные технические средства, средства массовой информации и др.).
Все многообразие методов, используемых в работе сдетьми-инвалидами можно объединить в три группы:
1. Методы организации социально-реабилитационного процесса ипознавательной деятельности детей. К ним относятся словесные (рассказ, беседа,работа с книгой), наглядные (метод примера) и практические (упражнения,приучение и др.) методы.
2. Методы стимулирования мотивации и активности детей вреабилитационном процессе. Любая деятельность протекает эффективно, если у ребенка есть желание еевыполнять, имеются мотивы, побуждающие его быть активным. В целях подкрепленияусилий ребенка действовать применяются различные методы стимулирования, средикоторых наиболее распространенными являются: соревнование, поощрение инаказание.
3. Методы контроля эффективности социально-реабилитационногопроцесса. Контроль направлен на получениеинформации о результатах реабилитационных воздействий за определенныйпромежуток времени. Он необходим для того, чтобы внести коррективы в программусоциальной реабилитации ребенка. Методы контроля — это способы, с помощьюкоторых определяется результативность социальной реабилитации. Наиболеераспространенными методами контроля в социальной реабилитации выступаютнаблюдение за деятельностью детей и методы психодиагностики. Чрезвычайно важно,чтобы у ребенка в процессе социальной реабилитации сформировались основы самоконтроля,позволяющие ему самому оценивать успешность выполняемых действий.
Основная форма организации социальной реабилитации детей —реабилитационное (коррекционное) занятие, проводимое в условияхреабилитационного центра. Оно может осуществляться в индивидуальной илигрупповой формах. В первом случае взаимодействие осуществляется один на один сребенком при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае специалист работает сгруппой детей, которые взаимодействуют не только с ним, но и между собой. Группаоблегчает процесс осознания своих чувств, установок, мыслей, желаний ипоступков. В группе легче происходит самораскрытие, возрастает уверенность всебе.
Индивидуальное взаимодействие удобно тем, что быстрееснимаются психологические барьеры, которые могут возникать у ребенка вприсутствии других детей. В то же время оно не эффективно в выработке навыковобщения и межличностного взаимодействия. Противопоказаниями для организациипроцесса социальной реабилитации в условиях группы могут быть сильно выраженнаяэмоциональная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность ребенка, трудныйхарактер, низкий уровень интеллектуального развития.
Кроме реабилитационных занятий, которые могут проходить ввиде тренинга, учебного занятия, в социально-реабилитационной практикеиспользуются и другие формы: кружки и секции различного профиля, проведениеразличных вечеров, встреч, дискотек, экскурсий, работа в мастерских и т. д.
В данной главе были даныопределение ребенка-инвалида, им считается ребенок, имеющий значительныеограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствиенарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию,передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению,трудовой деятельности в будущем. Основные характеристика данной категориинаселения как объекта деятельности социального работника.
Были проанализированыосновные правовые документы регламентирующие деятельность социального работникас детьми-инвалидами и гарантирующие их права и свободы.
Были описаны средства,формы и методы которые должен применять социальный работник при осуществлениисвоей деятельности с детьми-инвалидами.
Глава 2.Содержание деятельности социального работника сдетьми-инвалидами на примере реабилитационного центра
2.1 Опытработы социального работника с детьми-инвалидами на примере Саратовскогообластного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченнымивозможностями
Саратовский областной реабилитационныйцентр для детей и подростков с ограниченными возможностями является учреждениемгосударственной системы социальной защиты населения, осуществляющим медицинскую,психологическую и социальную адаптацию детей и подростков с отклонениями в интеллектуальноми физическом развитии от рождения и до 16 лет.
Центр разрабатываетспециальные методики и социальные технологии, основанные на достижениях вобласти медицины, психологии, социологии и педагогики, использует индивидуальныепрограммы реабилитации детей с ограниченными возможностями.
В структуре центра
1. Отдел разработкипрограмм социальной реабилитации.
2.Медико-реабилитационный отдел.
3. Отделпсихолого-педагогической помощи.
4. Отделение дневногопребывания.
5. Стационарноеотделение.
6.Социально-реабилитационный отдел
7. Отдел правовой защиты
8. Летнийстационар-лагерь «Лесной».
Рассмотрим опытдеятельности отдельного центра.
Отделение диагностикисемей и разработки программ социальной реабилитации обеспечивает разработку индивидуальныхпрограмм реабилитации, своевременное внесение в нее корректив. Специалисты отделафактически являются социальными кураторами семей, воспитывающих ребенка сограниченными возможностями. Проблемы, возникающие в семье: медицинские, психологические,юридические, и т.д., решаются работниками отдела с привлечением специалистов издругих подразделений центра. Специалисты по социальной работе осуществляют научно-практическуюсвязь с региональными учреждениями социальной защиты, здравоохранения иобразования.
Социальный работникосуществляет деятельность по реализации следующих мероприятий:
выявление семейныхпотребностей и ресурсов;
координациядиагностического обследования;
информирование семей одоступных источниках поддержки;
координация и мониторингоказываемых услуг.
Отделение обслуживает около2000 детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями города Саратов.
Медицинская реабилитация,проводимая в Центре, включает в себя медикаментозную терапию, физиотерапию,ручной, аппаратный и подводный массаж, лечебную физкультуру с использованиемспециальных тренажеров и мягких модулей, ароматерапию, занятия на стабилометрическомкомплексе, СКЕНАР-терапию, магнитотерапию. Ярким примером сочетания достижений космическоймедицины и реабилитологии являются скафандры — лечебные костюмы «Адели».Лечебный комплекс «Адели» представляет собой оригинальную систему фиксаторови амортизаторов, прикрепленных к специальной одежде, состоящей из шапочки, курточки,шорт, наколенников и ботинок. Натяжение амортизаторов позволяет устранить порочныеположения частей тела, нормализовать мышечный тонус за счет растяженияспастичных мышц и создания облегчающих условий для их антагонистов. Создавая правильныевзаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, костюм пособствуетформированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движений,что является основой для формирования моторики.
Метод коррекции с помощьюЛК «Адели» — ДИПРОКОР (метод динамической проприоцептивной коррекции)предложен профессором К. А. Семеновой в 1993 году совместно с фирмой«Аюрведа» и успешно используется на базе 18 больницы г.Москвы.Новизна метода заключается в принципиально новом подходе к осуществлениювосстановления нарушенных функций мозга путем воздействия на антигравитационную систему с помощью специальных тяг ЛК «Адели», направленнокорригируя этим афферентный поток импульсов, поступающий от мышц, суставов,связок, что и оказывает соответствующее нормализующее действие на структуры ЦНС,контролирующие движения и речь. Методика применяется при всех формах ДЦП заисключением двойной гемиплегии. Эффективность методики по мнению авторов — до70%. Выраженность положительного эффекта ЛК «Адели» зависит отстепени тяжести заболевания, наличия функциональных или органических контрактурв суставах конечностей (особенно тазобедренных и голеностопных), наличия патологическихсинергии и мотивации к становлению движений. Курс лечения — 15-20 дней,повторяют до 5-7 раз в течение года в зависимости от показаний. Первоначальнобольной находится в костюме до 20-30 минут. Постепенно время увеличивают до1,5-2 часов в день с перерывами по 5-10 минут (в зависимости от индивидуальной переносимости).Это метод применяется совместно с лечебной физкультурой, физиотерапией илечебным массажем.
Наряду с реабилитацией больныхс патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата ОРЦ занимается восстановительнымлечением больных с бронхолегочной патологией.
К методам реабилитациитаких больных можно отнести прерывистую нормобарическую гипокситерапию.Прерывистая нормобарическая гипокситерапия- это один из новых немедикаментозных методов профилактики, лечения и реабилитации в медицине.
Дыхание воздухом с пониженнымсодержанием кислорода является мощным фактором, повышающим сопротивляемость организмак неблагоприятным условиям окружающей Среды. При дыхании газовыми смесями, всостав которых входит 10 и менее процентов кислорода, существенно повышаетсярадиорезистентность. При гипокситерапии раскрываются резервные капилляры, происходитвыброс в кровяное русло ранее депонированных эритроцитов, увеличивается объемциркулирующей крови, минутный объем кровообращения. Происходит централизация кровообращения,при котором жизненно важные органы (мозг, сердце, почки) имеют преимущество вкровообращении за счет других органов и тканей.
Галотерапия применяетсядля лечения, профилактики и реабилитации больных с хроническиминеспецифическими заболеваниями легких, с целью реабилитации больных с острыми рецидивирующимии затяжными заболеваниями органов дыхания, заболеваниями ЛОР-органов; с цельюпрофилактики заболеваний органов дыхания у лиц с факторами риска. Галотерапия улучшаетдренажную функцию бронхов, способствует уменьшению воспалительной реакциислизистой верхних и нижних дыхательных путей и элиминации патогенныхмикроорганизмов, повышению общей неспецифической и иммунологическойреактивности организма. Благодаря действию сухого аэрозоля хлорида натрия, в процессегалотерапии отмечается положительная динамика симптомов, свидетельствующих обулучшении дренажной функции дыхательных путей: облегчается отделение мокроты, снижаетсяее вязкость, облегчается кашель, изменяется аускультативная картина в легких.
Медицинская реабилитация проводитсяв стационарном отделении Центра, располагающим 35 кроватями. За год курсстационарной реабилитации проходит более 400 детей. Эффективность реабилитациидостигает 80-90%.
Структурапсихолого-педагогический отдела представлена:
— круглосуточнымстационаром (40 мест);
-дневным отделением (75мест).
Сотрудники: 14воспитателей, 8 учителей-дефектологов, 3 логопеда, 3 педагога-психолога.
Основная задача: оказаниекомплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим нарушенияумственного или физического развития.
Направления работы:
1. Разработка иреализация индивидуальных и групповых программ психолого-педагогическойреабилитации и реабилитации детей-инвалидов в отделениях ОРЦ.
2. Организацияобразовательно-реабилитационного процесса с целью реализации специальных программпо сенсорному, физическому, умственному, эстетическому, нравственному итрудовому воспитанию детей.
3. Моделирование инновационныхи применение адаптированных коррекционно-развивающих программ (включая реабилитациюс использованием компьютерных программ), направленных на обучение, воспитание исоциальную адаптацию детей с сохранным интеллектом, задержкой психического развития,умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата, выраженнымиречевыми дефектами.
Основным направлением работысоциального отдела является социально-культурная реабилитация. Специалистыотдела организовали спортивно-оздоровительную работу на стадионе«Локомотив», в городе работают 9 кружков, ведется большаякультурно-массовая работа, организовываются походы в театры, музеи, цирк,семейные выезды на природу.
Методическая работанаправлена на составление программ для реабилитационного лагеря «Лесной» иразработку методических пособий для вожатых и воспитателей.
На стадионе»Локомотив” проводятся спортивно-оздоровительные индивидуальные игрупповые занятия по специальным комплексам, разработанным с учетом заболеванияребенка. Дети с различными нарушениями функций занимаются вместе с детьми изсемей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Занятия дают не только физическоеразвитие, направленное на коррекцию нарушений, но и общение, необходимоекаждому ребенку. На базе отделения «Локомотив» проводятся праздники ивыезды на природу, которые сплачивают не только детей-инвалидов, но и ихродителей.
Дети, имеющие диагнозДЦП, участвуют в многокилометровых пробегах и других соревнованиях(«веселые старты», дартс, армреслинг, легкая атлетика, пулеваястрельба, плавание и т.д.), что также способствует процессу социализации и ростуличности ребенка-инвалида.
Летний реабилитационный лагерь«Лесной» является структурной единицей Областного реабилитационного центрадля детей и подростков с ограниченными возможностями. Помимо детей-инвалидов, влагере отдыхают дети из неблагополучных, социально-незащищённых семей Саратовскойобласти. В четыре смены проходят реабилитацию 1200 детей и подростков.
Реабилитационный лагерь«Лесной» по своей сущности является медико-социально-педагогическим комплексом,который работает по трем основным направлениям: медицинскому; психологическому;социально-педагогическому.
Оздоровление невозможно безсоздания соответствующего климата в детском коллективе, без организации разнообразнойтворческой деятельности, дающей возможность духовного, интеллектуального ифизического развития, удовлетворения его разнообразных потребностей. Таким образом,в лагере осуществляется лечебно-профилактическая, учебно-познавательная, трудовая,игротерапевтическая и социокультурная деятельность. Каждая смена проходит вформе сюжетно-ролевой игры.
Услуги, оказываемыеспециалистом по социальной работе совместно с другими специалистамидетям-инвалидам:
1. Диагностика психофизиологическогоразвития детей и выявление психофизиологических особенностей развития детей.
2. Определение реальных возможностейи реабилитационного потенциала. Проведение социологических исследований по изучениюсемейных потребностей и ресурсов.
3. Медицинскоеобслуживание детей-инвалидов. Оказание квалифицированной медицинской помощидетям с ограниченными возможностями в процессе реабилитации. Консультированиедетей-инвалидов врачами различных специальностей и предоставление широкого комплексалечебных процедур (ЛФК, массаж, ФТО и др.). Бесплатное медикаментозное лечение.
4. Патронажноеобслуживание детей-инвалидов на дому.
5. Социальная поддержкасемей, имеющих детей-инвалидов.
6. Социальный патронаж,включающий в себя социальную диагностику, первичное консультирование поюридическим вопросам.
7. Помощь в обучении надому детей с тяжелой степенью заболевания в возрасте 7-9 лет. Организациядосуга детей и их семей.
8. Психологическая поддержкадетей-инвалидов и их семей осуществляется посредством:
— психодиагностики детей иих родителей, психотерапии и психокоррекции с использованием современныхпсихотехнологий;
– адаптации поведения вусловиях групповой работы (тренинги);
— разработки индивидуальныхреабилитационных программ для продолжения психологической реабилитации вдомашних условиях;
— проведения обучающих семинаровдля родителей с целью повышения их психологической компетентности;
— консультирования родителей,дети которых проходят курс реабилитации в стационарном отделении Центра.
Предоставляются консультации(для школьных психологов и социальных педагогов, специалистов различныхсоциальных институтов, занимающихся проблемами нетипичных детей) по вопросам:правового характера и оказания помощи в составлении документов, психологическойи социальной реабилитации детей-инвалидов; выбора профессии; организации компьютерногообучения детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.
Организациям,сотрудничающим с центром, предоставляются сведения о новых социальных технологияхи программах реабилитации детей с ограниченными возможностями, оказывается содействиев повышении квалификации и в разработке методик социальной поддержкидетей-инвалидов.
Наряду с указаннымиуслугами Центр формирует банк данных информационно-справочного характера, в которомсодержится информация о школах и детских дошкольных учреждениях, гдеосуществляется обучение и воспитание детей-инвалидов; об учебных заведениях, в которыхпроводится профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов; о действующейнормативной системе социальной защиты детей-инвалидов.
Изучив деятельностьСаратовского областного реабилитационного центра для детей и подростков сограниченными возможностями можно сделать вывод, что основными направлениямидеятельности социального работника с детьми-инвалидами являются:
координация диагностическогообследования;
информирование семей одоступных источниках поддержки; координация и мониторинг оказываемых услуг.
В структурепсихолого-педагогического отдела социальный работник разрабатывает и реализуетиндивидуальные и групповые программы реабилитации детей-инвалидов; организуетобразовательно-реабилитационный процесс; моделирует инновационныекоррекционно-развивающие программы
В социальном отделесоциальный работник реализует мероприятия по социально-культурной реабилитации
Совместно с другимиспециалистами оказывает юридическую помощь, психологическую поддержку,организует медицинское обслуживание, проводит патронаж семей, имеющихдетей-инвалидов, организует досуг детей и их семей.
Заключение
Дети-инвалиды вследствиесвоих физических, психических, ограничений часто бывают исключены из жизниобщества. Часто их дезинтеграция связана не только с отклонениями в здоровье,но и с тем, что социальное окружение ребенка-инвалида, само общество непризнает таких людей полноправными членами социума, не дают им возможностиреализовать себя как личность.
В последние десятилетияположение инвалидов стало немного улучшаться об этом свидетельствует принятый в1995 году ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ « Осоциальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», в 2007 ГенеральнаяАссамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов, развертывание сетиреабилитационных учреждений, все это говорит о том, что отношение общества кинвалиду постепенно меняется.
Неуклонный рост числаинвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них – независимоот его психических, физических, интеллектуальных возможностей, с другойстороны, представление о повышении ценности и необходимости защищать его права,характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности всоциальной работе с инвалидами.
Список литературы
1. Всеобщая декларация прав человека.Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 10. 12. 1948 г. // Наша жизнь — 2005
2. Декларация о правах инвалидов. Принятаи провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 09.12.1975г. // Народноеобразование. – 1993. – №5
3. Декларация о правах умственноотсталых лиц: Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1971 г.// Народное образование. – 1993. – №5
4. Конвенция о правах инвалидов.Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 24.01.2007 г. // Наша жизнь.– 2007. – №4
5. Конвенция о правах ребёнка:Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1979 г.
6. ФЗ «О социальной защите инвалидовв Российской Федерации» от 24.11.1005 г. № 181-ФЗ
7. Ахатов Л. И. Социальнаяреабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологическиеосновы, М., 2003
8. Долгушин А. Лечение занятостью –новая сфера социальной работы. //Социальная работа. №1, 2002
9. Курбатов В. В. Технологиясоциальной работ. – Ростов на Дону. 2007
10. А. Осадчик. Законодательнаяоснова социальной политики инвалидов.// Социальная работа, №1 январь, 2002. – С47-51
11. Павленок П.Д. Основы социальнойработы. – М., 2006. – С 294-300
12. Стенсмо К. Социальная педагогика.– Барнаул, 1995
13. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф.Социальная реабилитация – М.: 2002
14. Холостова Е.И. Технологиясоциальной работы. – М.: 2001
15. Шкаровская В Сколько у насдетей-инвалидов // Аргументы и факты №9 (1114). 27 февраля 2002.
Приложение
Численность детей-инвалидов до 16 лет, получающихсоциальные пенсии 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 Всего, тыс. человек 53 91 155 454 514 564 597 592 675 658 642 544 На 10 тыс. детей 16,5 26,2 43,1 136,6 159,9 179,7 197,5 203,8 205,7 208,1 210,1 199,0
Источник: Российский статистический ежегодник. 2004.– М., 2004.