Специфика форм и методов организации малого бизнеса

Введение
Тема моейкурсовой работы «Формы и методы организации малого бизнеса». На мой взгляд,данная тема актуальна на сегодняшний день по нескольким причинам. Во-первых,малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющийтемпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качествовалового национального продукта. Во-вторых, развитие малого бизнеса отвечаетобщемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетаниюразных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которойреализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственногорегулирования крупного, среднего и мелкого производства. Мне кажется, крупныйбизнес – это скелет, ось современной экономики, а многообразие мелкого исреднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.
Изучение этойтемы также значительно для развития малого предпринимательства в России, таккак оно возродилось в нашей стране сравнительно недавно – в конце 1987 года,когда государство в лице законодательной власти благословило частнуюинициативу, или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились, истали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользудемократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона ипризванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия,возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры ипо сей день переживают этап становления, несколько затянувшийся, по сравнению сдругими странами. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, покане умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессовценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку. Поэтому необходимо датьсвободу для развития предприятиймалого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденциюк устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупныммонополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новыхтехнологий всегда был заторможен. Но чтобы избежать как можно больше ошибок,которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначаласледует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять,какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашейстране.
Целью моейработы является раскрытие основных форм и методов организации малого бизнеса. Всвязи с целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотретьсущность малого бизнеса: общие черты, экономические преимущества и недостатки;
2) изучитьспецифику форм и методов организации малого бизнеса;
3)исследовать модели стратегического планирования малого бизнеса;
4) проследитьразвитие малого бизнеса в России и за рубежом.
Методическойосновой написания курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты,Гражданский Кодекс РФ, периодические научные издания, методические указания,учебники, монографии, научные статьи.

1. Сущностьмалого бизнеса
 
1.1 Понятие«малый бизнес» и его роль
Малый бизнесв России постепенно, медленно и не просто, но развивается, набирает опыт изавоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью.На начало 1997 г. в России насчитывалось около 1 млн. малых предприятий,на которых работало более 8 млн. человек, а с учетом вторичной занятости общаячисленность работающих в малом бизнесе превышает 15 млн. человек.
Рост малогобизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многихкрупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малогопредпринимательства.
Что женазывают малым бизнесом?
Однозначногоопределения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности ичисленностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев,различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерииразличны. Однако чаще всего используется следующее деление предприятий:
– крупное– предприятие с численностью работающих до 500 человек;
– среднее– от 100 до 500 человек;
– малое –до 100 человек.
Говоря о ролималого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфераэкономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру,конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его всовременной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитыхстран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремлениямногих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малыхпредприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вестиотдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Частьмелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы,через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большиекомпании являются клиентами малых фирм, а последние – поставщиками для больших.
Роль малогобизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
– созданиюновых рабочих мест;
– внедрениюновых товаров и услуг;
– удовлетворениюнужд крупных предприятий;
– обеспечениюспециализированными товарами и услугами.
Созданиеновых рабочих мест – это важнейший фактор, который несет в себе развитие малогобизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованиюзначительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки вобществе. Так, более 7 миллионов малых фирм США обеспечивают работой более 100миллионов человек.
Другаяважнейшая сторона деятельности малых предприятий – это внедрение новых товарови услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производствобезопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали,копировальных аппаратов и многого другого. В США, например, малый бизнеспроизводит более 60% всех услуг, половину всей продукции и почти половину всехидей и нововведений.
Помимо того,что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, онииграют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом ихпродукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности дляреализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза.
Франшиза, илилицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании ипродавать ее товары или услуги в определенном регионе.
Наконец,многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворятьособые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов,антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.
Такимобразом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка,создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, безчего немыслима его высокая эффективность.
1.2 Преимуществаи недостатки малого бизнеса
Динамичноеразвитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает.Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся вусловиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств дляпроведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоеватьсвою долю на рынке.
Прежде всего следуетотметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативнореагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий типэкономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух иинициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определеннымриском для ограниченного числа заинтересованных людей.
Созданиютакой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствованияспособствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное длямногих малых предприятий.
Важнымпреимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, являетсявзаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций междусотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка другдруга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
Существеннымпреимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Этообусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственнымобщением руководителя и подчиненных. Малые размеры фирмы обеспечивают ейхорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Наконец,нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуетсякрупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многихначинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимостивыпускаемой продукции.
Однако нарядус преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает подстрахом быть разоренным, то есть велика степень риска. Многое зависит нестолько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.
Другим слабымместом малого бизнеса является важность накопления капитала. Как правило, длярасширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительнуючасть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нетдостаточно средств для выплаты высокого процента. Малому бизнесу практическинет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих большихкапиталовложений. Сфера его деятельности ограничена.
У предприятиянет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так какзакупки ограничены масштабом производства. Им также не по средстваморганизовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причинемалые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективыначинания.
Ограниченнаяноменклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точкизрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства иограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают егонеспособным на равных конкурировать с крупным производством. Вот так выглядят основныенедостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм – ослабить ихнегативное влияние на результаты деятельности предприятия.
Подведемитоги данной главы.
Преимущества:
1.Мобильность и гибкость управления фирмой.
2. Малыйуправленческий персонал.
3. Простыеорганизационные связи.
4. Высокаяквалификация персонала.
5. Быстрая,высокая восприимчивость к новшествам.
6. Учет местныхусловий и особенностей.
7.Использование сфер, которые невыгодны крупному предпринимательству.
Недостатки:
1.Ограниченность ресурсов всех видов.
2. Большаязависимость от рыночной конъюнктуры.
3. Слабыекредитные возможности.
4. Подчинениецелям крупного производства.
5. Перегрузкарабочей недели.
6. Хужевозможности для социальной защиты.
7. Зарплатаниже, чем в крупных предприятиях.

2. Методыорганизации малого бизнеса
Желая начатьорганизацию бизнеса с нуля, сегодняшний потенциальный бизнесмен имеет нескольковариантов:
– свойбизнес без капиталовложений
– организациясобственного бизнеса на основе капиталовложений
– купитьготовый бизнес
– покупкафраншизы на начало бизнеса
1. Безпервоначального капитала.
Организоватьсобственный бизнес без капиталовложений – это самый оптимальный ибеспроигрышный вариант. Ведь, ничего не вкладывая в бизнес, вы ничего нетеряете в случае его провала. Но, для организации такого бизнеса нужносовершенно другое – знания, умения и опыт, а также желание постоянно учиться,совершенствовать свои знания и оттачивать навыки.
Кроме того,для начала подобного бизнеса нужны специальные бизнес идеи, не требующиекапиталовложений. Такие идеи придумать самостоятельно – практически не реально,на подобные деяния способны лишь единицы. Но подсмотреть подобные идеи узарубежных коллег – вполне возможно. Тем более что, позаимствовав их навыки иопыт при организации подобного бизнеса, вы получите больше шансов на успех и неповторите ошибок. Только не забудьте тот момент, что наш потребитель немногоотличается от зарубежного, и учитывайте при создании подобного бизнесанациональные особенности рынка, потребителя и сервиса.
2. Спервоначальным капиталом.
Способов дляорганизации бизнеса со стартовыми капиталовложениями может быть много. Нонеобходимые требования для начала такого собственного дела остаются теми же –наличие стартового капитала. Плюсы и минусы начала такого бизнеса очевидны: чембольше стартовые капиталовложения – тем больше прибыль в случае успеха бизнеса,и тем больше потери, в случае разорения бизнеса.
Постатистике, примерно 90 процентов только что образовавшихся молодых предприятийтерпят фиаско в течение первого года, а из оставшихся 80 процентов – в течениепоследующих пяти лет. То есть, статистика говорит о том, что лишь 2 процентамолодых предприятий выживают в суровом мире современного бизнеса. А вот наличиесущественного стартового капитала и последующие капиталовложения – это еще непоказатель для успешного развития вашего бизнеса.
Самой главнойгарантией успешности бизнеса на основе стартового капитала является вера вуспех, знания и опыт его основателя, а также желание совершенствоваться,адаптироваться, пробовать новое.
3. Купитьготовый бизнес.
Купитьготовый бизнес в наше время – совершенно отдельная история. Преимущества здесьналицо: не нужно заниматься организационными мероприятиями и налаживать сбыт ипоставку, ища новых клиентов и выходы на новый рынок. Но, с другой стороны,покупка готового бизнеса совсем не гарантирует его успешность и прибыльность.Здесь, впрочем, как и везде, все зависит от профессионализма его владельца иуправляющего. Однако начальные преимущества такой бизнес, конечно же, имеет.Но, с другой точки зрения, покупая готовый бизнес, вы лишаете себя возможностиполучить опыт и знания по организации собственного дела.
4. Покупкафраншизы на бизнес.
Этот видорганизации бизнеса подразумевает приобретение готового способа ведения бизнесапод раскрученной торговой маркой. В этом случае вы получаете поддержку отпрофессиональной компании, продающей вам франшизу, в вопросах ведения рекламныхкампаний и организации бизнеса. Во всем остальном все зависит от вас. То естьпокупка франшизы дает вам право использовать ту или иную торговую марку, но этодалеко не все, что нужно для успешного развития бизнеса.
Такимобразом, вывод один: ни один вид бизнеса, и ни один способ его организациинельзя выполнять без предварительной подготовки и обязательных знаний. Лучшийспособ для организации любого вида бизнеса – это длительная подготовка,обучение и перенятие опыта.

3. Формыорганизации малого бизнеса
 
3.1 Видыпредпринимательской деятельности
Частнаяпредпринимательская деятельность может осуществляться как на индивидуальной,так и на коллективной основе. Российской особенностью в законодательном регулированиииндивидуальной предпринимательской деятельности является то, чтопредпринимательством можно заниматься как без образования юридического лица,так и с образованием такового. В первом случае гражданин (физическое лицо)регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. Во втором случае,осуществляя предпринимательскую деятельность после получения статусаюридического лица (регистрируя частное предприятие), предприниматель совершаетвсе действия от имени этого юридического лица (а уже не от своего имени).
Коллективнаяпредпринимательская деятельность представлена в российском законодательствебольшим разнообразием форм. Ею занимаются коммерческие организации, которыепреследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Кним относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственныекооперативы.
Формыколлективной предпринимательской деятельности (негосударственной) пороссийскому законодательству могут быть следующими.
Полноетоварищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) всоответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательскойдеятельностью от имени товарищества и несут ответственность по егообязательствам принадлежащим им имуществом.
Товариществона вере – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими отимени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими пообязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется одинили несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут рискубытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных имивкладов и не принимают участия в осуществлении товариществомпредпринимательской деятельности.
Общество сограниченной ответственностью – это учрежденное одним или несколькими лицамиобщество, уставный капитал которого разделен на доли определенныхучредительными документами размеров; участники общества с ограниченнойответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков,связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество сдополнительной ответственностью – это учрежденное одним или несколькими лицамиобщество, уставный капитал которого разделен на доли определенныхучредительными документами размеров; его участники солидарно несут субсидиарнуюответственность по его обязательствам своим имуществом в обязательном для всекратном размере к стоимости их вкладов.
Акционерноеобщество – это общество, уставный капитал которого разделен на определенноечисло акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по егообязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, впределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может бытьзакрытым – его акции распределяются только среди учредителей или иного заранееопределенного круга лиц или открытым – его участники могут отчуждатьпринадлежащие им акции без согласия других акционеров.
Производственныйкооператив – это коммерческая организация со статусом юридического лица,представляющая собой добровольное объединение граждан с целью осуществлениясовместной производственной или какой-либо хозяйственной деятельности.Собственность такого кооператива складывается из паев.
Практикароссийского хозяйствования показывает, что наиболее распространенными формамипредпринимательской деятельности в настоящее время являются такие как:индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридическоголица, частное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, акционерноеобщество. Для предпринимательской деятельности в современной рыночной экономикехарактерно значительное многообразие не только организационно-правовых форм, нои различных видов. Виды предпринимательской деятельности могут выделяться поопределенным критериям.
1. Похарактеру деятельности предпринимательство может быть:
– производственное(связанное с созданием товаров);
– научно-техническое(разработка новых видов техники и технологий);
– торгово-посредническое(скупка, продажа, перепродажа);
– сервисное(оказание бытовых услуг);
– банковское(оказание банковских услуг);
– страховое(оказание услуг по страхованию жизни, имущества, сделок);
– управленческое(оказание услуг по управлению);
– консультативное(оказание консультаций по организационным, экономическим, юридическим и другимвопросам);
– маркетинговое(оказание услуг по изучению рынка);
– прочее.
Рассмотримнесколько видов более подробно:
Производственныйвид: предпринимательство называется производственным, если сам предпринимательнепосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметытруда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовныеценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговыморганизациям. Таким образом функция производства в этом видепредпринимательства – основная, определяющая. Предпринимательская деятельность,связанная с непосредственным производством товаров, может носить:
1)традиционалистский характер.
2)инновационный характер.
Предпринимательствов сфере непосредственного производства товаров может, таким образом,ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных илиинновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ееформе включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типовпредпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство ипоставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованиемкаких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства,техническими элементами производства или изменениями качественных характеристикпроизводимого товара.
Коммерческийвид: в коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роликоммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц,потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путемпродажи товара по цене, превышающей ценю приобретения. Отметим, что если товарприобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческоепредпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основанииосуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правилторговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.
Торгово-посредническийвид: посредничеством называют предпринимательство, в котором предпринимательсам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующегогнезда в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Главнаязадача и предмет предпринимательской деятельности посредника – соединить двезаинтересованные во взаимной сделке стороны. Предпринимательская активность всфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые сроки экономическиеинтересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки зренияпроизводителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку даетвозможность сосредоточить свою активность только на самом производстве,передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того,включение посредника в отношения между производителем и потребителемсущественно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышаетприбыльность производства.
Страховойвид: страховое предпринимательство заключается в том, что предпринимательгарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную платукомпенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Так каквероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся частьвзносов образует предпринимательский доход.
2. По размеру(в зависимости от количества занятых, либо годового обороты фирмы)предпринимательство делится на:
– малое;
– среднее;
– крупное.
3. По формесобственности предпринимательство может быть:
– частное;
– государственное;
– смешанное.
Приведенная классификация,конечно, не является исчерпывающей – в хозяйственной практике могут иметь местосамые разнообразные виды предпринимательской деятельности.

3.2 Индивидуальноепредпринимательство
Гражданскоезаконодательство определяет предпринимательство как самостоятельнуюдеятельность физического или юридического лица, осуществляемую им на свой риски направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом,продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГКРФ).
Ученые-правоведысправедливо отмечают, что определение, данное законодателем, не вполнераскрывает понятие предпринимательской деятельности и не позволяет отграничитьпредпринимательство от других видов деятельности. По логике этого определения кпредпринимательской могут быть отнесены просветительская, научная, культурнаядеятельность (систематическое чтение платных лекций, публикация статей, написаниедля продажи картин) и многие другие виды социальной активности, которыетрадиционно не считаются предпринимательством. Не случайно служащимгосударственного аппарата, судьям народных и арбитражных судовпредпринимательство запрещено, однако им разрешается заниматься научной,преподавательской и творческой деятельностью. Вместе с тем согласно ст. 48Закона РФ «Об образовании» индивидуальная трудовая педагогическая деятельностьс получением доходов признается предпринимательской и подлежит государственнойрегистрации. Следовательно, предпринимательством является любая деятельность,которая признана таковой законом и осуществляется определенным кругом лиц в соответствиис установленными правилами.
Индивидуальныепредприятия являются самой простой распространенной организационной формоймалого бизнеса. Индивидуальное предпринимательство – это небольшая фирма,владелец которого является одновременно и ее главным служащим. Обычно он непреследует далеко идущих целей. Его устраивает свой бизнес, в котором онвыполняет роль и работника, и бухгалтера, и координатора – управленца.Индивидуальное предприятие принадлежит одному владельцу, управляется имсамостоятельно и является для него основным источником получения доходов.
За последниегоды наметилась стойкая тенденция к увеличению количества зарегистрированныхиндивидуальных предпринимателей. Значение их деятельности велико как дляэкономики России, так и для решения социальных вопросов, например, обеспечениязанятости, как самих предпринимателей, так и лиц, работающих у них по найму.
Посколькупредпринимательская деятельность осуществляться на базе имущества, именно поправовому режиму имущества индивидуального предпринимателя на практикевозникает большинство вопросов. С имуществом связан весь производственныйпроцесс предпринимательской деятельности. В извлечении прибыли (а фактически вполучении имущества, имущественных прав) заключается основная цель деятельностипредпринимателя.
Чтобыимущество приносило доход, гражданин может приобрести ценные бумаги, долю вуставном капитале коммерческой организации, открыть счет в банке. Тем самым онпоручает другим лицам использовать его имущество (в том числе денежныесредства) для извлечения прибыли.
Другойвариант – самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность припомощи собственного имущества, чтобы оно приносило доход, и рискуя этимимуществом.
Гражданскимзаконодательством определяется, что любой гражданин вправе заниматьсяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица с моментагосударственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Главакрестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с моментагосударственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Натерритории Российской Федерации предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица могут заниматься также иностранцы и лица безгражданства
Запрещенозаниматься такой деятельностью лицам, лишенным этого права решением суда,государственным и муниципальным служащим, недееспособным.
Всоответствии со ст. 11 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации,индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированныев установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники,частные детективы.
Предпринимательскаядеятельность без образования юридического лица в России по особенностямналогообложения и правовому режиму имущества схожа с частными фирмами взападных странах.
Все доходы отпредпринимательской деятельности частной фирмы принадлежат ее единоличномувладельцу. От него не требуется заполнять отдельную декларацию о доходе отпредпринимательской деятельности, поскольку на него не распространяются налогина прибыль корпораций, а прибыль и убытки от индивидуального бизнеса при уплатесобственником подоходного налога суммируются с доходами от других источников.Поскольку он несет ответственность по принимаемым обязательствам всем своимимуществом, понесенные убытки могут привести к персональному банкротству.Продолжительность частного бизнеса ограничивается жизнью предпринимателя.
В отличие отчастной фирмы на Западе, для предпринимателя без образования юридического лицав России характерна полная идентичность наименования субъекта хозяйствования иимени (фамилии) предпринимателя.
Статусиндивидуального предпринимателя носит двойственный характер. С одной стороны,на предпринимателя распространяются нормы, регулирующие правовое положениегражданина (физического лица). С другой стороны, занятие предпринимательскойдеятельностью сближает индивидуального предпринимателя по статусу с юридическимлицом. Так, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой безобразования юридического лица, соответственно применяются нормы Гражданскогокодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихсякоммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовыхактов или существа правоотношения.
Правогражданина заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной закономдеятельностью составляет содержание гражданской правоспособности. Для тогочтобы реализовать это право, гражданин должен обладать так называемойпредпринимательской дееспособностью, т.е. способностью самостоятельно,инициативно и профессионально осуществлять предпринимательскую деятельность иисполнять все обязанности, возникающие в связи с ее осуществлением.
Предпринимательскаядееспособность гражданина возникает по достижении им восемнадцатилетнеговозраста, то есть с момента, когда он становится полностью дееспособным. Такимобразом, гражданин, достигший 18-летнего возраста, а в случаях и в порядке,установленных законом, и до 18 лет, вправе заниматься предпринимательскойдеятельностью. На территории России предпринимательской деятельностью могутзаниматься как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лицабез гражданства.
Для отдельныхкатегорий граждан законами Российской Федерации установлен запрет на занятиесамостоятельной предпринимательской деятельностью. При этом в одних случаяхзакон исходит из несовместимости предпринимательства с общественным положениемлица. В частности, Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках» запрещает должностным лицаморганов государственной власти и государственного управления заниматьсясамостоятельной предпринимательской деятельностью.
В ФедеральномЗаконе Российской Федерации от 31 июля 1995 года «Об основах государственнойслужбы Российской Федерации» сказано, что «государственные служащие не вправезаниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников».
В ЗаконеРоссийской Федерации «О милиции» записано, что сотрудникам милиции запрещаетсязаниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать посовместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, но данныйзапрет не распространяется на творческую, научную и преподавательскуюдеятельность. Аналогичный запрет содержится в Законе Российской Федерации «Овоеннослужащих».
Самостоятельнойпредпринимательской деятельностью не вправе заниматься судьи, работникипрокуратуры, сотрудники органов федеральной безопасности, налоговой полиции,нотариусы. В других случаях запрет на занятие предпринимательской деятельностьюявляется результатом наказания. Например, в соответствии с Уголовным кодексомРоссийской Федерации незаконное предпринимательство в сфере торговлинаказывается наряду с лишением свободы или штрафом еще и лишением правазаниматься предпринимательской деятельностью в торговле на срок до пяти лет.
Помимодостижения определенного возраста занятие предпринимательской деятельностьютребует наличия определенных профессиональных навыков и профессиональнойподготовки. Некоторые законы и иные правовые акты, регламентирующие порядокосуществления той или иной деятельности, содержат квалификационные требования,предъявляемые к гражданам, желающим заниматься такой деятельностью.
3.3 Совместноепредпринимательство
Совместноепредпринимательство означает целый комплекс форм производственно-хозяйственнойдеятельности партнеров двух или нескольких стран, содержанием которой являетсякооперация в сферах производства, торговле, в научно-технической,инвестиционной и сервисной областях. Общим признаком конкретных формсовместного предпринимательства является необходимость согласоватьэкономические интересы всех участников такого рода связей, так как в основепартнерства лежит конфликтная ситуация нестыковки их позиций (по кадровой,производственной и торговой политике, способам управления, оплате труда), иобеспечивать движение товаров (услуг) от производителей к потребителям.
В современнойпрактике мирового хозяйствования понятие «совместной предприятие» трактуетсядовольно широко, объединяя в себе как соглашения по ВЭД фирмами, включающиетребования об участии в акционерной капитале совместного предприятия, так исоглашения, не включающие такие требования. Поэтому в мировую практику быливведены понятия:
– акционерноесовместное предприятие;
– контрактное(договорное) совместное предприятие.
В основесовместного предпринимательства лежит объединение усилий, финансовых средств,материальных ресурсов и участие в прибыли, в риске.
Совместноепредпринимательство осуществляется в следующих формах:
– консорциум;
– акционерноеобщество;
– международныеэкономические организации;
– свободныеэкономические зоны;
– совместные(российско-иностранные) предприятия.
Консорциум(от латинского – соучастие, сотоварищество) – временное добровольноеобъединение для решения конкретных задач (например, реализация крупных целевыхпрограмм и проектов). Выполнив поставленную задачу, консорциум прекращает своюдеятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения. Участникиконсорциума сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и могут приниматьучастие в деятельности других консорциумов, ассоциаций и совместныхпредприятий. Консорциум пользуется и распоряжается имуществом, которым егонаделяют учредители, средствами, выделенными на осуществление соответствующейцелевой программы или поступающими из других источников. Консорциум, какправило, осуществляет свою деятельность на бесприбыльной основе. Юридическимлицом консорциум не является. Организация консорциума оформляется соглашением.Действия всех участников консорциума координирует лидер консорциумов,получивший за это отчисления от других участников. Лидер представляет интересыконсорциума, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов.Каждый участник консорциума готовит предложения на свою долю поставок, изкоторых затем комплектуется общее предложение.
Консорциумнесет солидарную ответственность перед заказчиком.
Международныеэкономические организации – это межправительственные и межгосударственныеэкономические организации, международные хозяйственные организации иобъединения. Они создаются на основе договоров и соглашений между ихучредителями. Основной функцией межгосударственной экономической организацииявляется координация действий стран – партнеров по сотрудничеству впроизводственной, научной и других сферах деятельности. Основной функциеймеждународной хозяйственной организации является совместная хозяйственная икоординационная деятельность в научно-производственной сфере.
Совместноепредприятие – предприятие, созданное совместно разными странами, в том числе сучастием российского и иностранного капитала.
В современнойпрактике мирового хозяйствования понятие «совместное предприятие» трактуетсядовольно широко, объединяя в себе как соглашения между фирмами, включающиетребования об участии в акционерном капитале совместного предприятия, так исоглашения, не включающие таких требований.
Поэтому вмировую практику были введены понятия:
– акционерноесовместное предприятие;
– контрактное(договорное) совместное предприятие.
Акционерноесовместное предприятие создается двумя и более участниками в форме акционерногообщества, в котором каждый партнер владеет определенной долей акционерногокапитала.
Контрактноесовместное предприятие не предполагает создание новой фирмы для осуществлениясовместной деятельности. В его рамках все отношения между сторонами-участникамирегулируются путем договоров. Рассматривая совместные предприятия, важноучитывать положение потенциальных партнеров. Например, фирма, которая стремитсяполучить источник финансирования, является в основном малым предприятием. Онавступает в партнерские отношения с крупной фирмой, которая имеет большиефинансовые и операционные возможности. Операционные возможности для малогопартнера, стремящегося расширить объем своей деятельности, иногда более важны,чем деньги.
Крупнаяфирма-партнер, участвуя в совместном предпринимательстве, заинтересована нестолько в деньгах, сколько в каком-то конкретном товаре, производимомпартнером, в сегменте рынка. Поэтому она вкладывает свой капитал не в рядовойпакет акций, а в совместное предпринимательство.
Созданиенового действующего предприятия (фирмы) для осуществления определеннойпроизводственной деятельности является основной отличительной чертойсовместного предпринимательства, рассматриваемого как партнерство, в которомкаждый партнер активно участвует в процессе выработки решений этогопредприятия.
Европейскойэкономической комиссией (ЕЭК) ООН выделяются следующие основные обязанностисовместного предприятия:
1) наличиесоглашения между участниками об общих долгосрочных целях предпринимательскойдеятельности;
2)объединение участниками для достижения этих долгосрочных целей активов в формеденежных средств, основных фондов, опыта управления, права на интеллектуальнуюсобственность и прочих средств;
3)рассмотрение и оценка объединенных активов как капиталовложений участников;
4) созданиесамостоятельных органов управления, чья деятельность направлена исключительнона осуществление этих совместных целей;
5) участиесторон в прибылях от достижения согласованных целей и разделение связанных сэтим рисков, определяемых процентом участия каждого партнера в совместныхкапиталовложениях.
Мотивыобъединения усилий участников создания совместного предприятия могут бытьразличными, но в их основе практически лежит одна из четырех стратегий,обусловивших возникновение совместного предпринимательства:
– стратегияна повышение эффективности производства;
– стратегияна расширение операций;
– стратегияна уменьшение риска в производстве новых видов продукции;
– стратегияна развитие за счет привлечения инвестиций, технологий и квалификации дляподъема отстающих отраслей или сфер деятельности.

Заключение
Подведемитоги данной курсовой работы. Я рассмотрела все, что касается форм и методоворганизации малого бизнеса, решила поставленные передо мной цели и задачи. Чтосамое главное, проделанная работа послужила для меня пособием для созданиясвоего бизнеса, так как в перспективе очень хочется завести свое дело.
Безусловно,нестабильная экономическая ситуация в России негативно воздействует на малоепредпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост на всефакторы производства ставят многие малые предприятия в затруднительное положение.И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сферепроизводства товаров, бытовых услуг для населения, потребляющие сырье,материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит напроизводственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономическиеусловия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляютпредпринимательский настрой. Только перечисление проблем, с которымисталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока несформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, амалого в особенности.
Однако, несмотря на все явные недостатки в развитии малого предпринимательства, впоследние годы в России наметилась положительная тенденция в его развитии. Вкачестве позитивной тенденции можно указать создание частными структурамимеханизмов финансирования малого бизнеса. Многие крупные российские компанииуже имеют собственные программы финансирования поддержки малого бизнеса. Такимобразом, мы можем сделать вывод, что со временем малое предпринимательство вРоссии имеет все предпосылки к тому, чтобы в скором времени выйти наевропейский уровень.

Списокиспользованных источников
1. Закон РоссийскойФедерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности натоварных рынках».
2. Закон РоссийскойФедерации «О милиции».
3. Закон РоссийскойФедерации «О военнослужащих».
4. Закон Российскойфедерации «Об образовании» ст. 48.
5. Уголовный кодексРоссийской Федерации.
6. Федеральный закон РоссийскойФедерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации» №88-ФЗ от 14 июня 1995 г.
7. Федеральный законРоссийской Федерации от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службыРоссийской Федерации»
8. Малый бизнес.Организация, экономика, управление: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля,проф. В.А. Швандара. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
9. Архипова А.И., А.Н. Нестеренко А.К. Большакова«Экономика», 1998 г.
10. Бусыгин А.С. «Предпринимательство.Основной курс», Инфра-М, 2003.
11. Ершова Ю.С.«Малый бизнес России», 2000 г.
12. Карпов В.В., Лукина Н.В. Малыепредприятия 2005. Практическое пособие. – М.: Экономика и финансы, 2005
13. Колесникова Л.А.«Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управлениеразвитием», 2000.
114. Кузнецов Ю.В., Багрова Н.В.«Государственная поддержка малого предпринимательства на местном уровне», 1997.
15. Пелих А.С. «Основыпредпринимательства», 2001.
16. Пелих А.С., Шепеленко Г.И.«Малые предприятия». Изд-во Гардарика, 2005.
17. «Современнаяэкономика. Общедоступный учебный курс», 1997 г.
18. Шевченко И.К. «Организацияпредпринимательской деятельности. Учебное пособие» Изд-во ТРТУ, 2004.
19. Широков Б.М.«Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства», 2007 г.