Контрольнаяработа по теме:Спецификаправового сознания
План
1. Общественное сознание и егоисторические формы
2. Право как форма общественногосознания
3. Специфика правового сознания
1. Общественное сознание и его исторические формы
Вне истории взаимоотношенийобщественного бытия и общественного сознания практически нельзя уяснить ниобщественную природу сознания, ни появление отдельных его форм: религии ифилософии, морали и искусства, науки, политики и права.
Переход от мифологии к культуреписьменного периода означал переход от стадного сознания к сознанию общественногочеловека.
Времякультуры мифа – это инкубационный период становления человечества,завершение перехода от биологической популяции до социальной общности людей.
Время письменной культуры – этоуже становление общества. На смену общности с ее кровнородственными «скрепами»приходит общество людей разных родов и племен. Формируются первые социальныеинституты. Власть авторитета сменяется авторитетом власти. Мифология какмировоззрение передает эстафету одновременно религии и философии. Первая обеспечиваетего стабильность, вторая — прорыв общества в будущее. Религия как мировоззрениеформирует образы веры, философия – образы разума.
Этот периодусловно можно назвать «детством» человечества, ибо это время оформленияобщества, где еще отсутствует индивидуальность, где человек жестко включен всоциум. Вне общества он никто, точнее ничто
Сознание общества синкретично,слитно. Религия и философия как два мировоззрения противостоят друг другу, ноэто противостояние еще не провело «демаркационную» линию через все общество.Общество хранит свою традиционность, повторяя себя в пределах парадигмыкосмоцентризма.
На смену детства приходит юность.Юность человечества падает на период Средневековья, где в рамках парадигмытеоцентризма человек «выламывается» из общества и остается один со своимпервородным грехом перед ликом Бога. Место в потустороннем мире зависит не отобщества, а определяется усилиями отдельно взятого человека. С этого времениможно датировать суверенность индивидуального сознания, а стало быть, иокончательное формирование общественного сознания. На место синкретичномусознанию общества приходит общественное сознания в многообразии своих форм, гдекаждая форма в ответ на общественную потребность и потребность общественногочеловека обеспечивает отражение и идеальное воспроизведение конкретнойреальности.
Первоначально число формобщественного сознания ограничивалось религией и философией, но затем состав ихпополняется. На стыке религии и философии оформляется мораль и искусство. Новыепотребности развития общества и человека вызывают к жизни науку, политику иправо. Это не означает, что список форм общественного сознания завершен и можноподвести черту. Отнюдь, ибо человечество продолжает свое развитие. И если влитературе последних лет отстаивается мысль об экономической и экологическойформе сознания, то это только свидетельствует о закономерности развитияобщественного сознания. Есть общественная потребность, появится и необходимаяформа общественного сознания. Возникнув как ответ на общественную потребность,новая форма общественного сознания обретает внутреннюю логику своего развития.И в этом смысле она уже больше чем простое отражение общественного бытия.Посему исследователь, рассматривающий содержание и специфику конкретной формысознания, должен принимать во внимание не только состояние конкретногообщественного бытия, как основной детерминанты сознания, но и исследовать этуформу по субъекту – носителю сознания, по способу отражения бытия, степениадекватности отражения и т.д.
Рассматривая общественное сознания,следует помнить, что формы сознания различаются между собой предметомотражения, общественными потребностями, которые вызвали появление этих форм,способами отражения бытия в мире, ролью в жизни общества, характером оценкиобщественного бытия.
Ближе к базису общества находитсяполитическая, правовая и нравственная формы сознания. Они наиболее адекватноотражают социально-экономическое состояние общества, интересы людей.
Эстетическое, религиозное ифилософское сознания связано с базисом общества опосредованно. В отличие отпервых, они медленнее реагируют на изменение общественной ситуации, но затодиапазон возможностей отражения бытия в мире у них гораздо больше.
Особый статус имеет наука. Онавыступает как неопосредованная производительная сила общества и какспецифическая форма сознания, обеспечивающая производство знаний.
Каждая форма сознания, реализуяединство функций отражения и творчества, обеспечивает производство определенныхидей, взглядов, представлений, знаний, образов, норм и т.д. Каждая формасознания имеет свою меру эмпирического и теоретического, чувственного ирационального, общественно-психологического и идеологического.
2. Право как форма общественного сознания
Природа правового сознаниямногоаспектна, а поэтому правовое сознание исследуют историки и культурологипсихологи, философы и правоведы.
Социально-философский подход кисследованию правосознания, принимая во внимание результаты других направлений,исходит из констатации факта, что правовые общественные отношения – этопрежде всего особые субъектно-субъектные отношения. Они возникают на основезащиты прав субъектов при существенно разной направленности их интересов, когдаэти интересы не только разные, но иногда даже взаимоисключающие.
Проблема противостояния интересоврешается либо подавлением интересов одних субъектов другими с последующимзакреплением форм подавления через институт государства, либо согласованиемпротивостоящих интересов на основе компромиссного единства интересов отдельныхсубъектов и общества в целом, опять же через институт государства.
В первом случае за субъектом неостается права выбора. Чтобы не попасть под репрессивные санкции со стороныгосударства, субъект обязан подчиняться авторитету власти.
Во втором случае регулированиеинтересов осуществляется через внешнюю принудительную необходимость. Людиподчиняются не из любви к другим субъектам, не из-за страха, а из пониманиятого, что без взаимных уступок, добровольного ограничения своих потребностей,общество развалится. В этом случае оформляется особый тип субъектно-объектныхотношений, когда субъекты выступают в качестве объектов управления со стороныавторитета власти и одновременно в качестве субъектов, признающих права иобязанности друг друга.
Понимание и принятие такой диалектикиимеет особое значение для развития общества и самореализации индивида, ибо еслилюди в обществе выступают исключительно как суверенные субъекты, то ихотношения регламентируются моралью, а необходимость в праве отпадает. Такаямодель отношений в современном обществе скорее утопия, чем реальность. Еслилюди в обществе относятся друг к другу как к объектам, то авторитет властиолицетворяет абсолютное насилие, а право используется как прикрытие этогонасилия. Обстановка в таком обществе чревата потрясениями, стало бытьоптимальной формой общественных отношений может быть только типсубъектно-объектных отношений.
Ключевой ценностью права обществаявляется закон, гарантирующий соблюдение прав и обязанностей на уровнеиндивида. В зависимости от своих интересов, люди формируют свое представление осодержании прав и обязанностей, а также о их состоянии. Различие во взглядахпорождает противоречия, которые снимаются силой авторитета власти, интересомбольшинства или через диалог до достижения консенсуса. Чем больше удельный вестретьего варианта, тем более развитым, человечным и перспективным являетсяданное общество.
Но все разговоры о праве и егоосуществлении мало, что значат вне правового сознания.
Правосознание — это особое измерениеконкретной правовой реальности, которая представлена нормативными актами,правоприменительными решениями и степенью осознания норм права, адаптации их наповеденческом уровне.
Поскольку в правосознании доминируетсубъект осознания права, то правосознание можно определить как собственные(личные, коллективные) взгляды, представления на природу и сущность,действующего права, а также его оценка с позиции справедливости и свободы.
В многочисленных определенияхправосознания в основном фигурирует два компонента: представление о действующемправе и его оценка, что позволяет определить правовое сознание как совокупностьвзглядов и представлений людей, выражающих свое отношение к действующему ижелаемому праву.
Правосознание, как особый способосвоения и усвоения права, тесно взаимосвязано с политическим и нравственнымсознанием, другими формами общественного сознания, а также с сущностными силамичеловека, состоянием его воли и чувств, развитием его интеллекта.
Правовые чувства и рациональноеотношение к действующему праву — два способа ориентации человека в системе«природа – общество – человек». Правосознание складывается какрезультат юридического воспитания. С детства индивид приобщается к правовымзаповедям, правовому регламенту. С детства индивиду прививается (или должнопрививаться) чувство самообладания и самоуправления, чувство взаимного уваженияи доверия. Другими словами, на уровне обыденного сознания формируются правовыечувства, как «правовой инстинкт». Чувства не только основание рациональногоосвоения права, но и форма реакции на те или иные нормативные акты,правоприменительные решения. Это уровень правовой психики человека, предпосылкаформирования правового сознания.
По своему содержанию правосознаниедостаточно сложное образование. Оно включает знание и чувства, мотивы и цели,ценностные ориентиры и психологические установки, представления о сущем идолжном, о желаемом праве. Правосознание характеризуется определеннойнаправленностью, выступая формой отражения норм права, правопорядка,процессуальной юридической реальности. Как и любая другая форма общественногосознания, оно способно к самопознанию.
Особенность правосознания заключаетсяв том, что оно обращено не только к действующему праву, практике его толкованияи осуществления, но и ориентировано на будущее через прошлое. И это отражениереальности настоящего, обращение к прошлому и ориентир на желаемое сопряжен суровнем понимания свободы и справедливости, со степенью осознания своихинтересов и готовности принять во внимание интересы (потребности) других людей.
Становление правосознания начинаетсяс чувственного и рационального освоения общественной жизни и оценки социальнойобстановки, содержания права, юридической практики, рефлексии правосознания.Оценка правовой ситуации предполагает два уровня: взаимоотношение индивида и действующегоправа, а также взаимосвязь и взаимодействие людей в условиях конкретнойправовой обстановки.
Если философию называют душойкультуры, то правосознание действительно является душой правовой культуры,способом ее освоения и усвоения.
3. Специфика правового сознания
правовой философскийобщественный сознание
Правосознание имеет собственнуюструктуру. Это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов,обеспечивающая целостность правосознания, его развитие и функционирование.
В качестве структурных элементовтрадиционно выделяют правовую психологию и идеологию, индивидуальное, групповоеи общественное сознание, обыденное, теоретическое и профессиональноеправосознание.
Правовая психология опирается наобыденное сознание и постоянно подпитывается повседневной эмпирическойпрактикой людей. Ее содержанием выступают эмоции, переживания людей в связи снормативными правовыми актами и практикой их осуществления. Несмотря на свойстихийный, несистематизированный характер, именно правовая психологияопределяет успех или провал той или иной законодательной программы.Невосприятие на уровне правовой психологии тех или иных запретов порождаетпроблемы в реализации законодательства, приумножает дополнительные трудности вправоохранной деятельности.
Если правовая психологиясоответствует обыденному сознанию, то правовая идеология соответствует уровнютеоретического отражения и освоения правовой действительности.
Правовая идеология – этосовокупность юридических идей, концепций, теорий, которые в систематизированномвиде отражают и оценивают и формируют правовую реальность в интересахгосподствующих сил общества.
По сравнению с правовой психологией,как формой стихийного, несистематизированного сознания, правовая идеологияхарактеризуется целенаправленным освоением проблемных ситуаций права. Причемосмысление проблем прав и решение их осуществляется не стихийно, аорганизованно с участием профессионалов, а не любителей. Примером правовойидеологии как теоретической формы освоения правовой реальности могут служитьгегелевская философия права, естественно-правовая доктрина и др.
Наличие обоснованной правовойидеологии является условием жизнедеятельности любого нормального общества.
Правовая психология и правоваяидеология отличаются по характеру отражения действительности, способу ееосвоения, формам и методам воздействия на индивида. Но эти отличия не только неисключают друг друга, а настоятельно требуют взаимосвязи и взаимодействияпсихологии и идеологии. Только в единстве они обеспечивают правосознанию возможностьвыполнять свои функции, среди которых на первом месте стоят познавательная,оценочная, регулятивная.
Познавательная функция правосознаниязаключается в том, что накопленные знания и представления в области права иправовой деятельности служат одним из источников для осмысления целостностиобщественной жизни. Субъектом познания в этом случае выступают какпрофессионалы-законодатели (уровень правовой идеологии), так и граждане(уровень правовой психологии). Познавательная функция правосознания помогаетиндивиду выявить свои потребности, определить свои интересы, сформировать своеотношение к ним через интересы другого.
Оценочная функция правосознаниясостоит в том, что как с позиции правовой психологии, так и с позиции правовойидеологии дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридическизначимым. Субъекты права как граждане, так и законодатели с позиции своихпредставлений о праве, законности квалифицируют те или иные нормативные акты иих применение (осуществление), что позволяет определить форму должногоповедения и способы удовлетворения своих потребностей.
Регулятивная функция правосознаниязаключается в том, что нормативные акты и иные правовые предписания служаториентирами в общественной жизни, обеспечивают регламент общественныхотношений. Правосознания побуждает людей к определенному типу поведения, служитв качестве побудительного мотива в тех случаях, когда они не знают конкретныхправовых норм, но в силу знания общей направленности законодательства ведутсебя в соответствии с требованиями законности и правопорядка.
Особую роль в осуществлениирегулятивной функции правосознания имеет правовая установка. Она обеспечиваетготовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправномуповедению. Правовая установка формируется на базе правовой психологии.Сложившись, она задает устойчивый и целенаправленный характер деятельностииндивида. Правовая установка обеспечивает возможность принимать решения поаналогу ранее встречавшихся ситуаций.
Помимо отмеченных функций в юридическойлитературе рассматриваются и такие функции правосознания как прогностическая,идеологическая, коммуникативная, а также функция интеграции.
Прогностическая функция правосознанияпроявляется в обоснованных предположениях о будущем состоянии правовойреальности общества в целом или ее отдельных элементов. Эти предположенияявляются следствием профессионального анализа действующей системы права.
Идеологическая функция правосознаниязаключается в том, что наработанные знания в области теории и практики прававыступают фактором формирования правовой культуры общества. Сложившееся на базеправовой культуры правосознание служит инструментом нейтрализации взглядовчуждой психологии и идеологии.
Коммуникативная функция правосознанияобеспечивает основу взаимодействия людей, задает регламент их общественныхотношений и деятельности.
И наконец, интегрируемая функцияправосознания состоит в том, что оно, на уровне единства правовой психологии иправовой идеологии, соединяет в единое целое теорию и практику права,обеспечивает реальное существование и осуществление права, правовых отношений иправовой деятельности.
Рассмотрение функций правосознанияпозволяет уточнить вопрос о субъектах правосознания, выделив обыденное,профессиональное и научное правосознание.
Обыденное правосознание – этомассовые представления людей о праве и его применимости. Доминантой обыденногоправосознания является правовая психология, сложившаяся под знакомнепосредственных условий жизнедеятельности людей.
Профессиональное правосознание -это уровень представлений о применимости права в форме идей, стереотипов,убеждений, складывающихся в среде профессионалов – юристов. От этогоуровня правосознания зависит стиль юридической практики, формальное илинеформальное ее осуществление.
Научное правосознание — это уровеньпредставлений о праве и его применимости в форме идей, концепций, теорий,разрабатываемых в среде ученых-правоведов. От этого уровня правосознаниязависит развитие теории и практики права, преемственности с правовым наследиеми осуществление прогностической функции на базе единства правовой психологии иправовой идеологии.
Каждый уровень правосознания имеетсвою специфику, свою направленность, свои первоочередные функции, а вместе ониобеспечивают формирование, развитие и осуществление правового сознания вструктуре общественного сознания конкретного общества.
Поскольку правовое сознаниезамыкается правовой идеологией на общество, а правовой психологией на личностьобщества, то осуществление правосознания предполагает и два уровня правовойкультуры: общества и личности.
Правовая культура обществаобеспечивает производство и воспроизводство теории и практики его применения;эффективность юридического образования и уровень развития правовой мысли;сохранение и приумножение правовых ценностей. Она характеризуется содержаниемправовой информации, уровнем развития законодательства и состоянием законностив конкретном обществе, соотношением общечеловеческого и национального.
Национальный компонент задает смысл иформу юридической теории и практики конкретного народа, несет печать конкретнойгосударственности и правопорядка, конкретного юридического времени именталитета данного народа.
Общечеловеческий компонент несет всебе возможность приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивает изучениеи осмысление опыта инокультурного происхождения, осуществляет процессинтеграции теории права на уровне общего, ориентированного на освоениеединичного с последующим вычленением особенного. Этот процесс увязываетобщечеловеческое и национальное, устраняет их механическое соединение,обеспечивая органическое основание для развития правовой культуры иосуществления правового сознания.
Правовая культура личности – этознание, понимание и осуществление требований права в жизнедеятельностичеловека. Она предполагает правовую образованность, перевод внешнейнеобходимости соблюдать нормы права в потребность соблюдать законность иправопорядок, формировать правовую установку, сохраняя сознательное отношение кдействующему праву.
Развитие правовой культуры обществадолжно учитывать формирование правовой культуры индивида. Только тогда возможендиалог культур, взаимопонимание законодателя гражданина как на уровнесубъектно-объектных отношений, так и на уровне субъектно-субъектных отношений,ибо этот естественный диалог исключает превращение гражданина в объектманипулирования со стороны авторитета власти.
Говоря о правовом сознании, егоструктуре, функциях; о правовой культуре и ее компонентах, следует помнить, чтоправосознание органично связано с механизмом правового поведения. Отечественныйправовед В. Н. Карташов предлагает концепцию социально-психологическогомеханизма правового поведения личности, который сочетал бы индивидуальное исоциальное, идеологическое психологическое, сознательное и стихийное.
По мнениюВ.Н. Карташова этот механизм включает сбор и обработку правовой информации,мотив, программу, цель, сущностные силы человека, его личный опыт,аксиологическую интерпретацию правовой установки, принятие решения и егоосуществление (См.: Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовойсистемы общества. Ярославль, 1995. С. 110.).
Сбор и обработка информации призванаснять неопределенность правовой ситуации. Решение этой задачи обеспечиваетсяметодами эмпирического исследования.
Специфика этого компонента правовогоповедения заключается в том, что отражение правовой ситуации на уровневосприятия зависит от прошлого опыта, от профессиональной деятельности человекаи его индивидуальных особенностей. Эта тенденция зависимости от прошлого опытазначительно усиливается на уровне представления, когда настоящее соотносится спрошлым и через воображение и фантазию входит в будущее (в желаемую правовуюобстановку). Обладая обобщающим характером, представление обеспечивает новоевидение правовой ситуации.
Собранная с помощью чувственногоуровня правовая информация кодируется в памяти и служит основанием для«опережающего отражения» и предвидения новой правовой обстановки (новойюридической ситуации, возможных действий и правовых последствий).
Мотив правового поведенияориентирован на осмысление реальных потребностей. Но потребности и интересыпобуждают человека в правовой деятельности, ориентируют его в конкретнойправовой ситуации, регулируют его поведение, обеспечивают его правовуюустановку.
Следующим компонентом механизмаявляются цель, программа, план и прогноз действия.
Цель как осознанный образпредвосхищаемого результата задает программу правового поведения, котораявключает способы, средства и пути достижения цели. Замысел реализациипрограммы, последовательность ее осуществления можно назвать планом. План и еговоплощение предполагают прогноз конечного результата. Мотив, программа и цельобеспечивают определенную направленность правового поведения конкретногоиндивида.
Онтологические основания механизмаправового поведения составляют внимание, воля, чувства, т. е. сущностнаясила человека.
Внимание представляет собой особуюсосредоточенность индивида на каком-либо объекте, умение выделить объект,отграничить его от других объектов. Внимание обеспечивается волевыми усилиями,которые способны или усилить, или при необходимости затормозить активностьиндивида. То и другое сопровождается чувствами-эмоциями (страх уголовногонаказания, радость по случаю выгодной сделки, гнев в связи с несправедливовынесенным решением).
Личный опыт в механизме правовогоповедения включает необходимые способности, знания, навыки, мастерство.Слагаемые этого блока обеспечивают профессионализм юридической деятельности,возможность выполнять необходимые действия не только в привычной обстановке, нои в экстремальных условиях.
Механизм правового поведения такжевключает эмоциональную и рациональную оценку сложившейся правовой ситуации,рождающей в первом случае гнев, недоумение, неудовлетворенность, а во второмконстатацию полезности или вредности, целесообразности или ненужности. Втораяоценка возникает после «прокачки» сложившейся правовой ситуации через формырационального познания – понятие, суждение и умозаключение.
Полученные оценки помогают индивидуориентироваться в правовой обстановке, находить оптимальную форму своегоповедения.
Вышеозначенные компоненты механизмаправового поведения являются системой обеспечения принятия решения и егореализации. Этот блок механизма поведения, как справедливо отмечает В.Н. Карташов, объективирует все субъективные процессы, имевшие место впредшествующих блоках. Здесь завершается пропедевтика поведения и правовоеповедение индивида «проявляется» в конкретных практических действиях.
Принятие решения о конкретномповедении снимает исходную неопределенность проблемной ситуации. Индивид,соотнося знание о проблемной ситуации и знание о своих желаниях, возможностях,проецирует это сознание через свою систему сложившихся ценностей. Полнотазнаний и подлинные ценности обеспечивают ему идеал (идеальное решение проблемыи соответствующий выбор средств). Неполные знания и квазиценности дарят идол(ложное решение проблемы и не лучший выбор средств для достижения поставленнойцели). Идеалу или идолу предшествует возникновение идеи.
Сама процедура принятия решения включаетпроект решения, отредактированную цель, конкретную задачу, ориентир(готовность, в том числе и психологическую) на действие и действие, за которымследует положительный или отрицательный результат.
В принятии решения фокусируютсяинтеллектуальные, волевые, эмоциональные, функциональные и прочие усилия,обеспечивающие эффективность и качество правового поведения.
Предложенная концепция механизмарегуляции правового поведения несет в себе мощный эвристический потенциал, ибопозволяет рассматривать каждый блок механизма в качестве отдельногосамостоятельного объекта исследования. Выявив качественную определенность,возможности составляющих механизма правового поведения, можно и нужно вскрытькогерентные связи и рассмотреть характер взаимодействия блоков на уровнеструктурно организованного целого, имеющего свою собственную качественнуюопределенность, свою обусловленность.
Что касается набора компонентовмеханизма регуляции правового поведения, их названия, характеристик, и т.д., тоо них можно спорить, выдвигать свои предложения, обоснования. Это техническаясторона творчества, которая ждет еще своих исследователей — экспериментаторов.
Есть еще одна методологическаяпроблема правосознания. Суть ее заключается в том, что правосознание находитсякак бы на стыке теории и социологии права. И эта пограничность имеет своидостоинства и свои недостатки. С одной стороны, проблема правосознаниянаходится под пристальным вниманием исследователей и теории права, и социологииправа. С другой стороны, это чревато если не построением очередной «Вавилонскоебашни», то терминологическим засорением, перенесением в исследуемую ситуациючуждых ей понятий, что ведет не к открытию истины, а скорее к ее сокрытию, темболее, что проблемное поле правосознания неоднородно. Оно представленообыденным, профессиональным и научным уровнями. И каждый уровень имеет своюспецифику, свою качественную определенность свои проблемы, включая правовоевоспитание граждан, систему юридического образования профессионалов, подготовкунаучных кадров.