Содержание
Введение
1. Параметрыгосударственного участия в экономической жизни современной России
1.1 Соотношениеосновных структур социально-экономической жизни: государство, бизнес,гражданское общество
1.2Экономический успех и роль государства в экономике
1.3Промышленная политика в современной России
2. Действительноеучастие государства в экономике современной России
2.1Материальная база участия государства в экономических процессах и ееосвоенность российским правительством
2.2Методологические подходы к процессу регулирования экономических систем
3. Социальныеаспекты экономической ситуации и роль государства в современной России
3.1 Ключевыемоменты идеи социального государства
3.2 Фактическаяинтерпретация модели социального государства в современной России
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Основнымисубъектами современной экономики выступают власть, бизнес и гражданскоеобщество. От деятельности, а вернее от взаимодействия данных субъектов зависитсостояние и динамика развития государства, включая его материальную основуэкономику. Объективный взгляд на положение дел в современной России показывает,что реальное воздействие на экономическое развитие страны в настоящий периодоказывают лишь власть и бизнес, оставляя с трудом формирующееся гражданскоеобщество в положении «постороннего наблюдателя» И в этом нам видитсяглавная проблема, сдерживающая социально-экономическое развитие страны,поскольку это «посторонний наблюдатель» составляет и представляетбольшинство ее населения
Такаяситуация сложилась не случайно Она явилась следствием радикальных перемен всоциально-экономической структуре общества, его системной трансформацииОсновная масса населения оказалась не готовой к осознанию характера этихперемен и, соответственно, к адекватной реакции на них, большая часть населенияоказалась не субъектом, а объектом системных преобразований.
Дляповедения власти и бизнеса в России характерно то, что в стране так и несложился организм национальной корпорации как организованного консенсуса элит,который существует в других странах, разрабатывая и координируя национальнуюстратегию, выступая в качестве единой, хотя подчас и весьма диверсифицированнойкорпорации, артикулируя свою волю через систему «клубов» и властнотранслируя ее через правительство, а также СМИ, формируя определенные принципыжизнеустройства и целеполагания для всего общественною организма[1]”
Характеризуяроссийскую правящую элиту как не профессиональную, пришедшую к власти врезультате происшедшей «дикой» приватизации, осуществленной поклановому принципу, А Неклесса отмечает, что мы называем ее «элитой»только потому, что она получила доступ к ресурсам и власти, хотя, в сущности,для нее больше подходит определение «люмпен-элита».
Всвою очередь отсутствие развитого гражданского общества и его эффективныхинститутов и, соответственно, действенных механизмов общественного контроляпорождает соблазн безответственности, как у власти, так и у бизнеса. При этомотсутствие надежных институциональных гарантий гражданского; общества привело кpocтy злоупотреблений властей всех уровней — от низового звена до государства вцелом
Характерныечерты российского бизнеса определяются ею генезисом Во-первых, снятие административныхограничений сделало явным то теневое предпринимательство, которое существовалов СССР Между тем оно отнюдь не равнозначно классическому рыночному хозяйствуТеневая экономика, сушествовавшая в СССР, несла на себе чертынепроизводительной жажды наживы любой ценой. В условиях отсутствияинституциональных ограничений освобождение российскою предпринимательства отгосударственных запретов было воспринято как разрешение делать деньги любымисредствами отсюда приобретенный им криминальный оттенок.
Во-вторых,крупный российский бизнес явился порождением политической и административнойэлиты страны, в рамках модели, когда собственность порождается властью, ипотому несет в себе черты административных, а не рыночных образований. Данноеобстоятельство отрицательно сказывается на его рыночной конкурентоспособноеги.
Возникновениеолигархов как части крупного бизнеса определялось, быстрым самоустранениемгосударства в качестве субъекта собственности и, соответственно, заполнениемобразовавшегося вакуума экономической власти.
Своеобразиероссийского бизнеса определяется и масштабами страны, традиционнымдоминированием в российской, а также в советской экономике крупныхорганизационно-экономических структур, высокой концентрацией производства.
Чтокасается малого и среднего бизнеса, то его относительно слабое развитиеопределяется следующим рядом обстоятельств. Во-первых, данный бизнес нерасполагает соответствующим административным ресурсом, необходимым дляудержания на поверхности в условиях постоянно меняющейся и неблагоприятнойинституциональной рыночной среды. Во-вторых, в современной высокоразвитойэкономике малый и средний бизнес выступают в качестве своеобразного рыночногополигона, а также младшего партнера для крупных корпораций. Очевидно, подобнойвостребованности относительно малого и среднего бизнеса со стороны крупныхроссийских корпораций в должной мере пока не наблюдается.
Изизложенного выше видно, что современной положение дел определяется соотношениемролей государства и крупного бизнеса в экономической жизни.
Исходяиз этого и определяется цель и задачи данной работы.
Цельработы состоит в том, чтобы выявить специфику роли государства в современнойэкономике России
Длядостижения этой цели в работе последовательно решаются следующие задачи:
1 Выявляютсяпараметры возможного государственного участия в экономической жизни современнойРоссии, т.е. определяется соотношение власти, бизнеса и гражданского общества всоциально-экономической жизни, рассматривается категория экономического успехав связи с ролью государства в экономике и направленность промышленной политикив современной России.
2Анализируется действительное участие государства в современной российскойэкономике. Т.е. рассматривается материальная база участия государства вэкономике, ее фактическое освоение и методологические подходы, принятые взарубежной и отечественной практике.
3Исследуются социальные аспекты экономической ситуации в связи с рольюгосударства в экономических процессах, т.е. рассматриваются ключевые моментыконцепции социального государства и ее фактическая интерпретация, принятая вРоссии.
1. Параметры государственного участия вэкономической жизни современной России
1.1 Соотношение основных структур социально-экономической жизни:государство, бизнес, гражданское общество
Модель сложившихся взаимоотношений власти и бизнеса, а точнее,государства и крупного бизнеса является следствием слабости третьего субъекта —гражданского общества. К основным ее элементам следует отнести:
Прямоеучастие органов власти в формировании и обеспечении экспансии отдельныхкомпаний или интегрированных бизнес групп.
Несвойственныерыночной экономике способы финансирования государственных нужд частнымбизнесом.
Регулярныепереходы представителей крупного бизнеса в органы государственной власти иобратный переход крупных политиков и чиновников в бизнес.
Зачастуюотсутствие у государства консолидированной позиции, что давало возможностьбизнесу по многим вопросам навязывать свою волю одним органам власти, используяресурсы других. Крупные компании и группы мох ли вести административный торг идобиваться особых отношений с государством, опираясь во многом на противоречиявнутри него самого.
Неудовлетворительноефункционирование механизма взаимодействия власти, бизнеса и гражданскогообщества проявляется в том, что Россия принадлежит к странам, где на протяжении90-х годов наблюдался регресс в социально-экономическом развитии. Так, попоказателю «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), спомощью которого определяется уровень развития страны и качество жизни гражданна основе ожидаемой продолжительности жизни при рождении, уровня образования иреального дохода на душу населения, Россия, по данным Доклада о развитиичеловека за 2003 год, находилась на 63 месте, опередив, соответственно, на 1 и2 пункта, такие страны как Колумбия и Бразилия[2].1.2 Экономический успех и роль государства в экономике
Оптимизацияотношений в треугольнике власть — бизнес — гражданское общество являетсяусловием достижения экономического успеха. В свою очередь экономический успехкак стратегическая цель развития общества может служить объединяющей идеей,способной сконцентрировать ресурсы общества на социально значимых направлениях
Экономическийуспех это комплексное понятие. Оно характеризует такое состояние экономики, прикотором наблюдается устойчивый экономический рост и обеспечивается повышениеблагосостояния всего населения. Последнее условие представляется весьма важным,особенно для России где чрезвычайно высок уровень дифференциации доходовнаселения по являющегося одной из важнейших причин наличия массовой бедности встране
Такпо данным экспертов ООН децильный коэффициент, или показатель, определяющийcooтношение доли доходов или потребления 10% наиболее бедных и 10% наиболеебогатых, составляет в России примерно 1 к 23 В то же время в таких с гранах какВеликобритания, Франция Германия, Чехия, Япония превышение соответствующей долибогатых по сравнению с бедными составляет соответственно 10,5, 9 0, 7,2, 5 2, 45 раза Примечательно что, несмотря на превышение по показателю ВВП на населения,Россия уступает Белоруссии, занимающей 53 место в мире по ИРЧП или по качествужизни 10 пунктов. Представляется, что одной из причин такою положения сложитнесравненно более равномерное распределение доходов населения в Белоруссии, гдедецильный коэффициент составляет всего 4,4
Экономическийуспех проявляется на разных уровнях экономической системы. При этом на каждомиз уровней он распространяется неравномерно Например, на микроуровне по оценкамэкспертов примерно лишь 10% российских предприятии можно отнести к числууспешных Что касается уровня отельных граждан и семейных хозяйств, то на фонечрезмерной дифференциации доходов, в условиях падения производства в однихотраслях и отсутствия средств для необходимых структурных преобразований вдругих, успех немногих может свидетельствовать лишь о неуспехе остальных. Вцелом экономический успех в современной России носит крайне фрагментарныйхарактер.
Опытразвития стран мира позволяет выделить следующие факторы, составляющиеэкономический успех. К первой группе относятся экономические факторы. Всовременном мире среди них выделяется человеческий капитал и такие егохарактеристики как уровень образования, численность населения, динамика егороста возрастная структура.
Квнешнеэкономическим факторам экономического успеха следует отнести разумнуюоткрытость экономики, возможность для страны участвовать в международномразделении труда, доступ к мировым научно-техническим и управленческиминновациям при одновременной защите развивающихся, но не достаточно окрепшихотраслей отечественной экономики от конкуренции со стороны более развитыхгосударств.
Втораягруппа факторов экономического успеха — политических включает в себя внутристраны — наличие сильного государства с эффективно функционирующейисполнительной, законодательной властью и правовой системой, ответственнойперед страной квалифицированной правящей элитой, наличие союзников илиотсутствие мощных, объединенных противников, что создает условие не толькобезопасного развития, но и возможность сосредоточить необходимые ресурсы дляподъема благосостояния населения.
Наконецтретья группа факторов идеологических, решает прежде всего, проблему интеграцииграждан вокруг общенациональных целей в рамках до минирования разделяемойбольшинством населения страны системы основных ценностей.
Обобщаяизложенное выше остается лишь еще раз подтвердить очевидный факт: экономическийуспех в значительной мере связан с целенаправленными усилиями государства;модель, в которой эти усилия не обязательны, может быть реализована только приисключительно сильно развитых структурах гражданского общества и бизнеса.1.3 Промышленная политика в современной России
Различаютдва основных подхода к формированию промышленной политики. Первый подходпредусматривает активное и непосредственное вмешательство государства вэкономику в форме государственных субсидии, адресных заданий, льгот,ограничений и т.п.
Данныйподход весьма характерен для Франции, Японии и других европейских стран. Второйподход не предусматривает воздействия на отдельные предприятия или отрасли, аориентирован на создание определенной «экономической среды», то естьрегулирование осуществляется косвенными методами.
Такойполитики придерживаются, по преимуществу, в США, где программы государственнойподдержки национальной экономики осуществляются преимущественно в формегарантий по частным кредитам
ВРоссии в 90-е годы промышленная политика претерпела коренной поворот — отжесткой централизации к чисто либеральной модели, практически непредусматривающей вмешательства государства. В тоже время в мире ключевымаспектом промышленной политики является определение пропорций между двумягруппами производств, различающихся долей добавленной стоимости.
Первуюгруппу образуют, производства с низкой долей добавленной стоимости, которыеоснованы на несложных технологиях и использовании низкоквалифицированнойрабочей силы. Такие предприятия, чтобы выжить в условиях конкуренции, должныснижать цены и издержки или менять профиль.
Другуюгруппу образуют наукоемкие производства с высокой долей добавленной стоимости,которые требуется больше капитала и высококвалифицированной рабочей силы.Соотношение этих групп является одной и основных характеристик развитияпромышленности.
Стержнемпромышленной политики является поддержка глубинных, долгосрочных процессовперестройки промышленности на современной технологической основе. С этой цельюразрабатываются целевые научно-технические программы, создаются совместныевнедренческие центры, объединяющие научные организации и промышленныепредприятия, научные парки и т.п.
Критериикраткосрочной финансовой отдачи не являются ключевыми при формированиипромышленной политики.
Важнойсоставной частью промышленной политики является поддержка малого бизнеса,который в среднем в мире создает около одной трети промышленной продукции иобразует благоприятную среду для разного рода инноваций, без которых невозможноразвитие.
Вто же время, основным субъектом современной экономики выступают крупныекорпорации. Интеграции научного и производственного потенциалов в рамках,корпоративных структур должна играть ключевую роль в развитии инновационнойдеятельности.
Введущих индустриальных государствах компаниями выполняется основной объемнаучных исследований и разработок 65% — в странах ЕС, 71 — в Японии, 75% — вСША.
«Российскаязаводская наука располагает незначительными ресурсами и ориентирована главнымобразом на решение краткосрочных технических задач собственного производства, втом числе путем адаптации разработок, выполненных сторонними организациями, кконкретным производственным условиям»[3].
Слабостьзаводской науки при отсутствии реальных сдвигов в организационной интеграцииотраслевых научных учреждений с предприятиями неблагоприятно сказывается наперспективах обеспечения конкурентоспособности отечественного производства.
Вусловиях неопределенности экономической ситуации в стране, когда стратегиякорпоративного сектора не ориентирована на инновационное развитие, необходимовведение механизма государственного планирования и стимулирования создания ивнедрения образцов новой техники и технологических процессов.
ОсобенностьРоссии — формирование интегрированных бизнес-групп (ИБГ) — преимущественно вформе холдингов и стратегических альянсов, в которых доминируют корпорациисырьевого сектора экономики. Подобные объединения в определенной степенивыполняют роль финансовых структур, призванных финансировать развитиепроизводства в наукоемких корпорациях.
Насегодня это по существу единственные реально действующие механизмы трансфертакапитала из экспортно-сырьевого сектора промышленности в обрабатывающий.«Однако в условиях, когда рентабельность производства в сырьевых отрасляхсущественно выше, чем в обрабатывающих, активизация подобною трансферта илиперелива капиталов может быть осуществлена лишь с помощью мер государственногостимулирования. К таким мерам следует отнести льготное налогообложениеинновационно активных предприятий и организаций, а также наукоемких производствв целом»[4].
Дляобеспечения финансовыми ресурсами указанных производств, по мнениюисследователей, в необходимых для их развития масштабах одного трансфертакапиталов из, сырьевых отраслей представляется недостаточным. Необходимозадействовать механизм неинфляционных кредитных ресурсов эмиссионного центра вформе государственных долгосрочных облигаций (ГДО)[5]. Способомпривлечения средств для инвестиций в передовые отрасли обрабатывающейпромышленности может быть и выпуск корпорациями собственных долгосрочныхоблигаций под гарантии государства. В этом случае отсутствует угроза захватаконтроля над акционерным обществом какой-либо группой акционеров, вместе с тем,эмитент берет на себя ответственность безусловной выплаты процентов и погашенияоблигаций на условиях и в сроки установленных при эмиссии.
Каквидим, имеется достаточно моделей государственного участия в инновационномпроцессе, без которого просто немыслима реструктуризация экономики.
Вчем же в действительности состоит роль государственной власти современнойРоссии в этом аспекте экономического процесса?
Посути дела и здесь наблюдается то же, что и везде: государство ведет себя крайнепассивно.
Позволимсебе высказать предположение. В России еще долгое время не будет возможно тоположение вещей, при котором научные разработки для промышленности будутфинансироваться в основном бизнесом. И дело здесь не только в наличныххарактеристиках отечественного бизнеса, о которых говорилось выше, но и в самойструктуре организации науки в нашей стране. Исключительно мощный научныйпотенциал создан у нас на все 100 процентов государством, структура егоорганизации исключительно централизованная, механизмы ее функционированиязакреплены опытом десятилетий. По всей видимости, эта специфика организациинауки является уже традиционной для нас и безболезненно ее не удастся изменить.
Иопять же, государство играет в отношении к науке как минимум странную роль:согласно последним проектам правительства Фрадкова, штаты Российской АкадемииНаук будут сокращены в ближайшие три года на 25 % при якобы увеличении внесколько раз оплаты труда ученых. И если в возможности сокращения неприходится сомневаться, то последний пункт выглядит как раз весьма сомнительно:на фоне сокращения масштабов финансирования социальных гарантий государствоммногократное повышение зарплаты ожидать трудно.
2. Действительное участие государства в экономике современной России2.1 Материальная база участия государства в экономических процессах и ееосвоенность российским правительством
Вопросо роли государства в экономике это всегда вопрос о том, как и насколькогосударство перераспределяет те или иные экономические ресурсы. Рассмотримвопрос о том, что представляет собой перераспределение государством ресурсов всовременной России.
Насовременном этапе реформирования главным препятствием для демократов рыночниковостается государство. Вместо того, чтобы использовать организационные,институциональные и производственно-финансовые возможности государства дляпостроения рыночной инфраструктуры и постепенного перехода к рынку, реформаторы,по сути, отстранили государство от переходною процесса не найдя решенияпроблемы симбиоза государственных и рыночных механизмов управления.
Историческивзаимосвязь государственных и рыночных механизмов существует столько же,сколько функционирует рынок в том или ином государстве При этом в процессеэволюции трансформируется государство и рыночный механизм обеспечивающийперелив капитала и условия свободной конкуренции.
Дляроссийской экономики прошедшие годы (после 2000 г ) были в экономическом планедостаточно удачными. В течение с 2000 г. держатся высокие цены на нефть идругие ресурсы, в Росси создан валютный резерв, появился стабилизационный фонд.Но отсутствие внятной стратегии развития, четких целей и механизма ихдостижения привело к тому, что правительство не воспользовалось сложившейсяблагоприятной ситуацией — механизм реструктуризации экономики не защищен.
Длявыхода из ситуации, характеризующейся стагнацией промышленного производства всфере высоких технологий и перехода в качественно новый этап экономическоюроста, России необходим прорыв в инвестиционной и инновационной сфере, полнаямобилизация всех внутренних и внешних источников. Объем инвестиций в основнойкапитал по отраслям, производящим товары и услуги, в 2002 году составил 1160,2млрд. руб., в том числе, частные инвестиции обеспечили 43,9%, государственные19,5%, муниципальные 4,5%, смешанные российские 18,2%, прочие 13,9% источникиинвестиций, собственные средства 48%, привлеченные 52%. Из общей суммыинвестиций кредиты банков составили 5,3%, в том числе иностранные 0,5%.Оценивая ситуацию с инвестициями, следует отметить, что за последние годы темпыих прироста снизились и относительные показатели, характеризующиеинвестиционный процесс также имеют тенденцию к снижению (таблица 1)
Каквидно из таблицы инвестиционный потенциал (валовые сбережения) увеличились с19,3% ВВП в 1998 г до 10,6% ВВП в 2002 г При этом на инвестиции в основной иоборотный капитал уходит лишь 16,2%[6] Причина восновном нелегальный и легальный вывоз капитала, достигающий 20% валовыхсбережений. Низкая норма инвестирования объясняется и действующей налоговойсистемой, отмена всех льгот по прибыли, включая и капиталовложения, в первуюочередь отразились на тех субъектах хозяйствования, которые активноинвестировали в производство.
Тенденции2004-2005 гг. характеризовались ростом курса рубля по отношению к доллару. Росткурса рубля к доллару влияет на удорожание российских товаров по отношению кимпортным, и это приводит к снижению объема их производства и темповэкономического роста Укрепление российского рубля приводит к необходимостиповышения конкурентоспособности отечественного производства, что требуетсоответствующей структуризации, обеспечивающей новое качество роста и, какследствие, необходимы инвестиции. А инвестиций для перехода на новое качествоэкономического роста не хватает. В этой связи изыскание внутренних и внешнихисточников инвестиций становится важнейшей проблемой для России[7].
Встимулировании инвестиционной деятельности необходимо усилить роль кредитов иналогов. В настоящее время роль кредитов в инвестировании в производственнойсфере крайне недостаточна: в 2002 г. она составляла 2,4 млрд долларов из 45млрд. долларов общих инвестиций. В мире спрос на кредиты поддерживаетсядостаточно низкой учетной ставкой. В США на конец 2003 г. она составляла 1%, встранах евро 2%. в Японии 0,1%, в России 16%. при уровне инфляции 12% исложности в получении кредитов. В России сложилась достаточно парадоксальнаяситуация, когда население не доверяет коммерческим банкам, а банки в своюочередь предприятиям. В этой ситуации должна возрасти роль государства,во-первых, в регулировании процентной политики, а во-вторых, в страхованиикредитных ресурсов.
Отчастиэту роль государство начинает выполнять. Об этом свидетельствует подлинныйкредитный бум последних 2-3-х лет. Правда, пока что он коснулсяпотребительского, а не инвестиционного рынка.
Вактивизации инвестиционной стратегии помимо усиления роли кредитов, необходимообеспечить и более объективную налоговую систему, позволяющую не толькоизымать, все, что положено по закону, но и препятствовать утечке капитала зарубеж. Одним из существенных источников, позволяющих выводить из подналогообложения значительные денежные суммы на данном этапе становятсяналоговые льготы, предоставляемые во внутренних и внешних оффшорах. Вотсутствие необходимых для серьезной реструктуризации экономики инвестиций,бюджет России на легальной основе теряет миллиарды долларов.
Ещеодин способ ухода от налогов, а по сути увода рентных доходов из бюджетазаложен в оффшорной деятельности крупных российских компаний. Причем этотбизнес поставлен на поток. Так в оффшоры один баррель нефти продают примерно по20 долларов, и с этих денег платят в России налоги, в свою очередь оффшорнаякомпания перепродает этот же баррель на мировом рынке по складывающимся ценампо 25-28 долларов, и с этой суммы уже никакие налоги в Россию не идет. И всеэто делается на легальной основе. «Не государство изымает у нефтяных компанийпринадлежащую ему ренту, а компании от своих щедрот и от уровня лояльностиплатят государству»[8]. В 2002 г.«ЛУКойл» с каждой гонны добытой нефти заплатил в бюджет 47,5 дол паров,«Сибнефть» 38,5 долларов, «ЮКОС» — 38 долларов, «Сургутнефтегаз — З7 долларов,«Татнефть» — 33,9 долларов. В целом за 2002 г. «Сибнефть» отдала в виде налогов12% своей прибыли, «ЮКОС» 13%, «ЛУКойл» -32%. Если средняя цена на нефтьсоставляла в 2003 г. 28 долларов за баррель, то реализация одной тонны нефтиобеспечивала нефтяным олигархам 172 доллара. Не сложно подсчитать, чтораспределение доходов, получаемых от нефти, происходит в соотношении 1 к 3 впользу топливных олигархов
Вбольшинстве нефтедобывающих стран нефтяные запасы принадлежат государству.Именно государство выдает лицензии, подписывает контракты и осуществляетэксклюзивные права на нефтяные операции. Во многих законодательствахнефтедобывающих стран четко определены национальные приоритеты. Так. в Китае,Брунее, Индонезии, Ливии, Омане компании должны не только покрывать местныйспрос, но и использовать и обучать местные кадры, а также отдавать предпочтениеместным поставкам материально-техническою оборудования. В Йемене не освобождаютот таможенной пошлины материальные ресурсы, если имеются местные товары поцене, превышающей импортную не более, чем на 10%. Во многих странахоговариваются объемы и сроки осуществления капиталовложений компаниями,заключающими контракт с государством.
ВКитае от реализации нефти в бюджет отчисляют примерно 60%, ч Норвегии 80%, вОбъединенных Арабских Эмиратах 90% прибыли, полученной на добыче нефти. БюджетСаудовской Аравии на 80% пополняется от доходов нефтяного сектора В этой страненефтяная отрасль находится в потном хозяйственном ведении государства, налоги(НДС, на прибыль) отсутствуют. Все доходы от нефти равномерно распределяютсясреди населения, обеспечивает бесплатное образование и здравоохранение. Каждыйжитель обеспечивается домом. В стране 120 тысяч миллионеров, нет проблемыборьбы с бедностью и, оказывается, что государство может эффективно управлятьэкономикой.
Учитываянестабильность экономической ситуации в России, уход многих компаний в оффшоры,позволяет совершать сделки по продаже на островах, скрывав свои доходы иуклоняться от уплаты налогов. Сделки с российскими недрами совершаются наостровах, там же остаются доллары, а страна судорожно ищет инвестиции. Причемздесь нет нарушения закона[9].
Заметим,что у правительства и Президента последние годы есть возможность проводитьабсолютно любую политики, опираясь на парламентское большинство. Вероятно,Россия не может действовать полностью по аналогии с приведенными выше примерамиперераспределения ренты от использования природных ресурсов, но, во всяком случае,нынешнее правительство не обнаружило до сих пор политической воли что либоизменить в этой области. Пример с «делом Юкоса» этого не опровергает, посколькуречь идет всего-навсего о перераспределении собственности компании, которуюуличили в уклонении от налогов и т.п. и которая не смогла решить эту проблемудругими способами[10].
Подводяитог изложенному выше, выскажем следующий тезис.
Государственнаявласть в современной России лишь в минимальной мере перераспределяетэкономические ресурсы. Главный их источник – добывающая промышленность –предоставлен сам себе, главный потенциальный получатель государственной помощи– нуждающийся в инвестициях реальный сектор экономики так же оставлен безучастия государства.2.2 Методологические подходы к процессу регулирования экономическихсистем
Современноесостояние экономики России демонстрирует отсутствие продуманной системывоздействия на развитие экономических процессов, системы которая в совокупностивключает как государственное регулирование, так и механизмы саморегулирования Поэтомутрудно понять, как отмечает академик Л.И. Абалкин, логику общественныхизменений, изучить как реально складываются современные механизмы и структурырегулирования экономических и социальных процессов[11]. В то же времяпрактика хозяйственного реформирования настойчиво требует (о чемсвидетельствует мировой опыт) установления и осуществления общих правилдеятельности субъектов общественных отношении и корректировки их в зависимостиот конкретных обязательств».
Вэтой связи методологически правильно рассмотрение соотношения между конкретнымимеханизмами государственною регулирования и рыночными механизмами саморегуляцииобщественного воспроизводства Речь идет, с одной стороны о пределах допустимогопланового вмешательства государства в экономическую жизнь а с другой, оправомерности использования горько рыночной саморегуляции в формирующейсясовременной экономической системе России.
Современнаяэкономическая система является более сложной системой, чем капитализм свободнойконкуренции или потерпевшая крах социалистическая система хозяйства. Вструктурном плане экономическая система включает все без исключения простые исложные производственно-хозяйственные единицы и их совокупности с точки фенияправовой, отраслевой и пространственной организации.
Рассмотримвзаимосвязь процессов регулирования и дерегулирования в экономической системе.В настоящее время зарубежные ученые при обосновании подходов к механизмамгосударственного регулирования и рыночного саморегулирования широко используютизвестные теории гак называемой «осечки» государства или «фиаско» рынка.
Известно,что там, где рынок не может обеспечить оптимальное функционирование экономикирыночное саморегулирование должно быть дополнение различными формамигосударственного регулирования Напротив, если имеет место неэффективность формгосударственною регулирования, основанных на прямом вмешательстве в процессвоспроизводства, то требуется использование более гибких — косвенных формгосударственного регулирования.
Нанаш взгляд правомерна позиция А И Попова[12], что вкачестве определяющего условия возможности использования того или иногомеханизма регулирования экономики выступает уровень развития страны, ееэкономическое состояние. Применительно к индустриально развитым странам внастоящее время повсеместно используется процесс дерегулирования, т.е.сокращение масштабов прямою государственного вмешательства в экономику, которыйсопровождается не ослаблением экономических функции государства, а ихусложнением. Перестройка системы регулирования, ее адаптация к изменившимсяусловиям произошла в форме диверсификации государства по регулированию экономики.
Диверсификациягосударственного регулирования экономики направлена на обеспечение конкурентныхпреимуществ национальной экономики на мировом рынке, путем создания наиболееблагоприятных условий для частного и государственного предпринимательства иразвития конкурентной рыночной среды. Это достигается путем примененияадминистративных, экономических и правовых мер, которые способствуюторганизации рынка, формированию соответствующей структуры, ограничениюмонополистической деятельности, развитию малого бизнеса, инновационнойдеятельности субъектов экономической жизни. В этих условиях государствуправомерно использовать механизмы макроэкономического планирования, которыепредполагают использование позитивных факторов, направленных на обеспечениеминимальных потерь ресурсов.
Обратимсяк теории хозяйственного порядка в лице немецких неолибералов, где ключевойобщепризнанной фигурой названного направления в экономической теории являетсяВ. Ойкен Ученые представляемого направления создали и совершенствовали теориюхозяйственного порядка, т.е. новой модели взаимоотношений между государством ибизнесом, которая содействовала становлению экономически эффективной исоциально справедливой модели развития и сейчас продолжает оставатьсяфундаментом для разработки ответов на вызовы XXI века. В концептуальном аспектеречь идет о некоторой упорядочивающей модели, opганизационной структуреэкономических институтов и отношений. В частности, X. Ламперт понимает подэкономическим порядком «совокупность всех правил, касающихся opганизационногостроения народного хозяйства и происходящих в чем процессов, а такжесовокупностью учреждений, ответственных за руководство экономикой, управлениеею и придание экономики определенной организационной формы[13]» Именноосновные положения свободного и эффективного рынка актуальны и плодотворны вусловиях системной трансформации, в частности, современной российской. Онистали методологической основой концепции трансформации централизованнопланируемой экономики в рыночную благодаря реализации которой в ФРГ былапостроена социальная рыночная экономика.
Важнейшимусловием обеспечения стабильности российской экономики является осуществлениегосударством ряда специфических функций, связанных с нейтрализацией факторовснижения конкурентоспособности национальной экономической системы и обеспеченияее национальной экономический безопасности. Речь идет о неблагоприятныхклиматических условиях, порождающих повышенную энергоемкость производства; опроблемах территориальных масштабов, повышающих транспортные, оборонные ивнешнеэкономические хозяйственные нагрузки; о сложившихся народнохозяйственныхдиспропорциях; об искажениях экономических оценок, в том числе стоимостирабочей силы, не учитывающей значительную роль общественных фондов потребленияи т. п.
Масштабыи сложность самой экономической системы требуют планомерного управления ею какэкономическим отношением, посредством которого реализуется определеннаяэкономическая политика. Она отражает коренные экономические интересы общества,необходимость решения узловых проблем развития народного хозяйства. Планомерноеуправление выступает как общегосударственное средство осуществления руководствавсеми звеньями экономической системы, является проявлениемхозяйственно-организаторской функции единого управленческого центра,осуществляющего непосредственное воздействие на все звенья экономическойсистемы.
Такимобразом, в условиях современного этапа экономического развития Россииобъективно востребована необходимость упорядочения вертикальных игоризонтальных связей структуры единого народно-хозяйственного комплекса,позволяющих оптимально сочетать элементы единой системы народнохозяйственногопланирования как одного из основных элементов управления в экономическойсистеме страны.
Взаимодействиемеханизмов современного регулирования экономики в период трансформации мы можемтрактовать как результат — успешный или неуспешный, ожидаемый или неожиданный — управленческой деятельности государства и других субъектов целенаправленноговоздействия на экономическую систему страны. Иными словами речь идет оуправляемости экономической системы, о качестве управления, которые являютсяосновным условием перевода народного хозяйства из состояния спада и стагнации всостояние качественного и количественного роста.
Управляемостьэкономической системы применительно к специфике проведения экономических реформв России, на наш взгляд, необходимо рассматривать, во-первых, с точки зренияналичия принципиальной возможности целенаправленною воздействия механизмоврегулирования нате или иные компоненты перестраиваемой хозяйственной системы,и, во-вторых, с позиции рациональности выбора осуществления принятых целевыхустановок используемых системой управления для влияния на объект управления.
Сточки зрения управляемости, т.е. выбора действенных методов управления,важнейшей проблемой является обеспечение адекватности объекта и целейуправления, совместимости качественных характеристик экономической системы иприменяемых управленческих воздействий. Для экономической системы России,отличающейся высокой сложностью, выбор способа ее описания, адекватного задачамуправления, представляется особо важным. Очевидно, что именно в переходныйпериод особенно важна адекватность и эффективность принимаемыхмакроэкономических решений, надежность совпадения ожидаемых и фактическихрезультатов их осуществления.
Соответственно,знания об объекте управления, необходимые для принятия адекватных решений вусловиях переходной экономики, касающиеся характера входа экономической системы(т.е. того, на какие управленческие сигналы она будет реагировать) и их связейс выходами (т.е. того, как управленческие сигналы повлияют на изменениявыходных переменных), могут быть получены, как указывает В.Л.Тамбовцев[14], в рамкахисследовательских процедур, использующих две взаимодополняющие методологическиепарадигмы. Во-первых, посредством выявления причинно-следственныхмикроэкономических механизмов поведения хозяйствующих субъектов (динамическийстиль исследования), а во-вторых, — посредством выявления эмпирическихзависимостей макроэкономических параметров, используя структурные данныеотносительно множеств сходных национальных экономик.
Объективныеусловия реформирования экономики в России требуют ра циона1ьною отношения кпроблемам выявления внутренних взаимосвязей различных элементов механизмафункционирования и «развития экономики, всестороннего их рассмотрения нетолько в процессе централизованного сознательного и целенаправленноговоздействия управляющей системы на управляемую, но и в использовании механизмовсамоорганизации экономической системы и особенностей их реализации вкоординатах социально экономического развития. В этом процессе проявляются единствои взаимозависимость основных элементов развития экономической системы.
Линейная(прямая) связь между отдельными элементами системы хозяйства важна и, какправило, наиболее необходима в период кризисных потрясении и качественныхсдвигов в социально экономическом развитии По мере усложнения хозяйственныхсвязей классическая экономическая парадигма должна все более и болеедополняться процессами самоорганизации в экономической системе находящейся внеравновесном режиме функционирования.
Теориялинейною развития отражает возможность формирования определенныхсоциально-экономических отношении способных согласовывать экономическиеинтересы различных агентов рынка по достижению общей цепи развития.Согласование всех видов деятельности прерогатива планово-управленческихотношений, которые предстают в качестве существенной и неотъемлемой частинародною хозяйства и органично включены в контур экономической системы. Вцелом, правомерно структурно представлять экономическую систем) в виде единствагрех взаимосвязанных сторон технической, экономической и организационной.Экономический аспект характеризует единство экономических связей и отношений,связанный с человеческой деятельностью в рамках трудовой кооперации.
Совместныйтруд ориентирован на достижение наиболее эффективных результатов общественноюпроизводства, которые возможны только при наличии определенной упорядоченностипротекания технических и экономических процессов. А это, в свою очередь,достигается в рамках организационно управляющей деятельности. Что касаетсянемаловажной технической стороны этого единого процесса то необходимо обратитьособое внимание на совокупность природных, материальных и технических средств,востребованность которых в условиях расширенного воспроизводства, характеризуетэкономический потенциал общественного производства. Их наличие, наряду сопределением высоких качественных характеристик, — важнейший элементэкономического роста и обеспечения национальной безопасности страны Многоаспектностьэкономической системы, позволяющей эффективно реализовать свой потенциал вединстве тpex сторон: экономической, технической и организационной должнасвидетельствовать об определенном качестве функциональных связей неновоуправляемой системы.
Всвязи с этим, правомерно говорить, что содержание процесса управления и сфереэкономики должно сводиться к тому, чтобы наиболее целесообразно отвечать наизменения внутренних и внешних условий эффективной перестройки структурыэкономической системы.
3. Социальные аспекты экономической ситуации и роль государства всовременной России3.1 Ключевые моменты идеи социального государства
Обшейцелью функционирования у социального государства («государства благосостояния»)является повышение благосостояния граждан, проведение мероприятий посглаживанию негативных эффектов, которые возникают в рыночной системе.Деятельность социального государства охватывает следующие области:
1.Деятельность по производству услуг социальною сервиса индивидам и их семьям, вслучаях, если они находятся в особых обстоятельствах или испытывают трудности.Граждане могут получать помощь в виде денежных выплат и/или в виде услуг. Кденежным выплатам могут относиться государственные пенсии или стипендии приобучении. Услуги государство может производить бесплатно или по оченьнезначительным ценам за счёт их субсидирования. Здесь можно привести примербольничного ухода или бесплатного образования.
Социальныеуслуги могут иметь характер как поддержки и помощи, но также осуществлятьсоциальный контроль (в качестве примера можно привести такую специфическуюсоциальную услугу, как содержание в тюрьмах).
2.Государственное регулирование частной деятельности (физических и юридическихлиц), которая непосредственно изменяет жизненные условия отдельных социальныхгрупп. Под изменением жизненного положения не обязательно подразумевается«улучшение». Здесь могут быть различные эффекты, как количественные, так икачественные, Чтобы иметь возможность сказать об улучшении или ухудшении,необходимо иметь возможность измерять человеческие потребности. Действияправительства могут включать налоговую политику, расширение поля социальногозаконодательства, защиту потребительских возможностей различных групп, внедрениеобразовательных программы для детей и молодёжи и т. д. Таким образом,деятельность государства охватывает не только непосредственное производствосоциальных услуг и предоставление выплат, но вмешательство в рыночные отношения[15].Подобные мероприятия со стороны государства называются ещё интервенционными.
Итак,всеми этими способами современное социальное государство контролирует всё в большеймере[16] уровень потреблениятоваров и услуг, их качество, а также осуществляет перераспределение дохода вобществе. Целью общественного вмешательства является создание предпосылок дляболее равномерного распределения доходов индивидами и социальным и группами[17].
Перераспределениедоходов осуществляется в пространстве и во времени.
1Государственные экономические институты аккумулируют средства, поступающие отработающего населения и фирм. Основным источником государственных средствявляются налоги. Кроме налогов. в фонды социального страхования поступаютсоциальные отчисления, как от работников, так и от работодателей. В последнеевремя в Европе обязанности работников по отчислению взносов из заработной платыв фонды социального страхования увеличились. Работодатели уплачивают их изсвоего дохода, а сумма взносов на социальное страхование включается всебестоимость товара или услуг как часть издержек, обусловленных наймомработников. Аккумулированные государством средства затем перераспределяютсячерез различные институты. Значительная часть средств идёт на оплату услугздравоохранения, образования. Фонды социального страхования выплачивают пенсии,пособия по безработице, социальные пособия к детские пособия. Такоеперераспределение делает доступным гражданам, не имеющим собственногозаработка, иметь доступ к товарам и услугам.
2.Распределение средств «во времени» — перераспределение дохода человека втечение его жизни. Считается, что расходы человека на протяжении большей частиего жизни остаются примерно одинаковы (с определенного момента времени). Доходыи богатство (сумма реальных и финансовых средств, которая растет до тех пор,пока человек продолжает трудиться, а с выходом на пенсию начинает падать),напротив, обнаруживают заметную динамику: в молодости человек вынужден жить вдолг, в зрелом возрасте – ограничивать расходы для накопления богатства, встаршем возрасте – перераспределять источник, обеспечивающий расходы оттрудового дохода к использованию богатства и т.п.
Итак,следуя своим целям, «государево благосостояния» имеет в своем распоряженииследующие инструменты.
Социальноестрахование: пенсионное страхование; страхование от несчастных случаев;медицинское страхование, страхование от безработицы; семейное страхование. Субсидированиесоциальных услуг: больничный уход; образование; уход за детьми; уход запрестарелыми людьми.
Индивидуальныесоциальные услуги социально незащищённым слоям населения, требующие проверкинуждаемости: социальное пособие, дотации по оплате жилья Интервенции в рыночныйпроцесс: политика на рынке труда, жилищная политика и т.п.
Впользу такого понимания целей социальной политики говорит прямая зависимостьмежду степенью социального неравенства и общим благосостоянием страны. Поэтомуснижение неравенства сопутствует росту общественного благосостояния. Во-вторых,существует взаимосвязь между степенью социального расслоения и темпамиэкономического роста.
Таблица1. Темпы экономического роста и доли населения, находящегося за чертойбедности, в некоторых с странах ЕС[18]| Страна Ср. темп экон. Роста зa 1990-1992гг., % Доля бедного населения в 1994 г., % Бельгия 1,8 13 Великобритания 1,8 21 Греция 1,1 23 Дания 2,0 7 Нидерланды 1,3 11 Норвегия 2,0 5 Франция 1,8 5 Финляндия 1,6 5 Швеция 1,2 5 3.2 Фактическая интерпретация модели социального государства в современнойРоссии
Сложившаясяидеология недооценки роли государства привела к ослаблению управления ипонижению социальной ответственности государства. Получившая преобладающеевлияние политика минимизации социальных функций государства на практикевылилась в быстрый уход государства из социальной сферы
Социальнаяполтика приобрела пассивный характер. Государств стало неаккуратно выполнятьсвои социальные обязательства. Социальная дифференциация в обществе перешладопустимые пределы Резко снизилась социальная защищенность отдельных социальныхгрупп населения. Все это привело к нарастанию конфликтности социальныхпроцессов и возникновению множества угроз экономической безопасности иполитической стабильности со стороны социальной сферы.
Вэтом смысле, тенденции социальной политики в России и в Германии имеютпротивоположную направленность, не смотря на общность провозглашенного обоимигосударствами идеала. Для того, что бы приблизиться к нормам, принятым в Европепроявляется необходимость усиления роли государства в регулировании социальныхотношений.
Подобнаяцель, по мнению исследователей[19], означает переход кновой системе социальной защиты, которая предполагает решение следующих задач.
— повышение ответственности государства за обеспечение гарантийсоциально-экономических прав граждан;
— формирование системы индивидуальной ответственности граждан за своематериальное благосостояние;
— обеспечение гражданам гарантированного минимального уровня бесплатныхсоциальных услуг;
— совершенствование системы социального страхования, в том числе, и припривлечении возможностей коммерческих структур
— формирование механизмов защиты прав работника и обеспечения социальной функциизанятости.
Нетрудно заметить, что тенденции социальной политики в современной России несоответствуют этим целям.
Этитенденции, напротив, обнаруживают нарастающее стремление государственной властидистанцироваться от социальных проблем и от роли посредника с социальныхконфликтах, без которых современное общество не мыслимо. При том, что чистоэкономические ориентиры, так же, как и базовые политические ценности,декларируемые Россией совпадают с теми, что имеют место в Германии, обликсоциальной политики двух стран бесконечно различен.
Так,новое трудовое законодательство не содержит ни малейшего намека насанкционированные государством специальные институты решения трудовыхконфликтов. Единственный институт, предусмотренный для этого, — суд, т.е. такаяорганизация, которая в демократическом обществе дистанцирована от каких бы тони было политических мотивов.
Чтокасается повышения роли государства в деле гарантирования гражданам социальныхправ и обеспечения минимального набора бесплатных социальных услуг, политикаправительств Касьянова и Фрадкова, равно как и всех предыдущих, подобного родацели перед собой не ставит. Особенно ярко это демонстрирует недавняя реформальгот, а так же готовящиеся проекты реформы ЖКХ. Все эти инициативы имеют цельюсократить объемы государственных бесплатных социальных услуг, а значит,фактически, и масштабы реального присутствия государства в социальной политике.
Что касаетсясовершенствования системы социального страхования, оно ограничивается впоследние годы попытками создания альтернативных государственному пенсионныхфондов, т.е. реформирование системы социального страхования охватывает толькосравнительно небольшую часть своих потенциальных задач. Заметим, что и здесьтенденции те же, что отмечены выше: государство создает предпосылки не дляувеличения своей роли, а, напротив, для ее сокращения. К этому же разрядуотносится и обсуждаемая не первый год идея передачи средств пенсионного фондауправляющим негосударственным компаниям. Пассивной является политика государствана рынке труда. Фактически она ограничивается деятельности служб занятости.
Заключение
Подведемитоги изложенному выше.
Спецификасоотношения структур власти, бизнеса и гражданского общества в России состоит вслабости и пассивности гражданского общества и в крайне неравномерном развитиибизнеса, при котором крупный бизнес занимает очень сильные позиции, а положениесреднего и мелкого бизнеса неустойчиво.
Объективнотакая структура субъектов социально-экономического процесса требует активногоучастия в нем государства, которое является по существу единственной силой,способной сдерживать гипертрофирование роли крупного бизнеса, который способенподавить развитие гражданского общества, способствовать превращению его в пассивныйобъект воздействия со своей стороны.
Именнооптимизация отношений этих трех субъектов является основой экономическогоуспеха. Государство от решения задач такой оптимизации устранено. Конкретноестатистическое выражение такого положения вещей наблюдается при сравненииотечественного и зарубежных показателей децильного коэффициента и в индексахразвития человеческого потенциала. Обладая исходными предпосылками для того,чтобы находиться по этим показателям в числе наиболее развитых стран (ведь качествожизни в СССР было в свое время не ниже, во всяком случае, чем в странахсоветского блока, которые сегодня состоят в Евросоюзе), Россия находитсясегодня на одном уровне со странами третьего мира. Экономический в современнойРоссии фрагментарен: если о нем можно уверенно говорить применительно ккрупному сырьевому бизнесу, то на микроуровне, на уровне предприятий идомохозяйств он является, скорее исключением, чем общим правилом.
Промышленнаяполитика отличается крайней неопределенностью. Одна из ключевых проблемпромышленности – нехватка инвестиций. Инвестиционный рынок насыщен лишь внаименьшей степени, при этом данные, характеризующие участие в нем государства,демонстрируют, что оно вовсе не стремится стать главным субъектоминвестиционного рынка. Чисто либеральная модель государственного формированияпромышленной политики в России механически перенесена с американского образцана совершенно не схожие с ним экономические реалии. Аналогично инвестиционномурынку складывается положение вещей в инновационной области.
Такимобразом, первая особенность участия российского государства в экономике состоитв том, что страна испытывает особенно сильную потребность в участии государствав экономических процессах.
Фактическоеположение вещей совершенно этой потребности не соответствует.
Ещеодна специфическая черта участия российской государственной власти в экономикесостоит в том, что материальная база этого участия на сегодняшний день освоенав самой минимальной степени.
Беспрецедентномала доля естественной ренты, которую государство позволяет себеперераспределять.
Минимальнастепень контроля властей за перемещением капитала за пределы страны. Этокасается и законного его перемещения и нелегальных махинаций.
Методологическиеподходы, наработанные сравнительно недавним европейским опытом в деле участиягосударства в реструктуризации экономики, на сегодняшний день так же остаютсябез внимания. Концепция государственного участия в экономике на сегодняшнийдень не сформулирована.
Наиболееконцентрированное выражение все обозначенные выше феномены нашли в социальнойполитике российского государства на современном этапе. Именно в социальнойполитике наиболее последовательно реализована радикально либералистская модель,подразумевающая уход государства из сферы регулирования социального порядка исоциальных гарантий. В этой же области проявляется и еще одна особенность, окоторой уже шла речь выше – непродуманность принципов участия государства всоциально-экономической жизни. Декларируется, с одной стороны идея создания социальногогосударства, а в действительности реализуется прямо противоположная ему модель.
Итак,специфика участия российской государственной власти в экономике состоит впротиворечии между объективно имеющимися предпосылками его значимой активнойроли и крайне незначительной степенью, в которой эти предпосылки реализованы.
Прогнозна ближайшее будущее состоит, по нашему мнению, в том, что в ближайшее времяэто положение не будет изменено или же будет меняться довольно низкими темпами.Причина этого в том, что обозначенная выше стратегия государства реализуется напротяжении уже почти 15 лет и отказаться от уже привычных подходов сможеттолько совершенно новый политический режим, на возникновение которогорассчитывать сегодня не приходится.
Литература
1. Государство иэкономика. Факторы роста. М., 2003.
2. Доклад о развитии человека за 2003 год. ООН Нью-Йорк, 2003 С. 237 // wwwuiidp org/hdr2003
3. Кузык Б. Высокотехнологичный комплекс в экономике России. М, 2002. С.245.
4. Лампрехт Х.Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1993.
5. Маевский В., Кузык Б. Условия развитая высокотехнологичного комплекса //Вопросы экономики 2003. №2 С. 35-39.
6. Национальная инновационная система России в условиях „новой экономики“// Вопросы экономики 2003, № 3, С. 31.
7. Неклесса А. Анатомия аномии // Русский Журнал ‘ Политика / www, iussru/pohtics/20(H0409 nekl html
8. Попов А.И. Роль регулирующих органов государства в поддержанииэкономического равновесия // Равновесие и неравновесие социально экономическихсистем. СПб., 1998. С. 217-218.
9. Социальнаяполитика: Учебное пособие для вузов. /Под ред. Н.А. Волгина. – М., 2003.
10. Социальнаяполитика: парадигмы и перспективы. /Под ред. В.И. Жукова — М., 2000.
11. Социальнаяполитика стран ЕС. Приоритеты, механизмы совершенствования /отв. Ред.Г.И.Иванов. – М, 1999.
12. Тамбовцев В.Л. Государство и переходная экономика: пределы управляемостиМ., 1997.
13. Финансовая Россия, №42, 2000 г.
14. Цераскевич Л.В.Современные тенденции социальной политики в странах Е.С. – СПб., 2002.
15. Эксперт №44 2003 г
16.www.anticorr.ru
Приложение
Таблица1 Показатели, характеризующие потенциальные условия инвестирования в экономикуРоссии 1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2004 к 1995 Удельный Вес валового Накопления основного Капитала в ВВП (%) 20.6 16.3 14.5 16.6 18.4 17.7 18.0 17.9 -2.7 Удельный вес валового сбережения в ВВП (%) – 19.3 28.2 36.2 33.2 30.6 30.9 31.1 +3.2 Норма инвестирования в основной капитал 18.7 15.5 13.9 15.9 16.6 16.2 16.0 15.9 -2.8 Отношение валового накопления основного капитала к валовым сбережениям (%) 75.9 83.6 51.0 46.6 56.1 58.5 – – -17,4
Таблица2 Расчет по статсборникам «Инвестиции в Россию» 2003, 2005. ВЫЯВЛЕНО ПРЕСТУПЛЕНИЙ (в отчетном периоде) ПРЕСТУПЛЕНИЯ, УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА О КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНЫ В СУД (из находящихся в производстве) Привлечено к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления Всего по России за 2005 год Всего +,- в % Удельный вес % Всего +,- в % Удельный вес от оконченных расследованием преступлений % Всего +,- в %
против интересов службы в коммерческих и иных организациях 5697 9,0 1,3 3390 21,4 70,5 876 15,4 в том числе коммерческий подкуп 2178 7,8 0,5 1452 29,1 74,3 424 26,2
против государственной власти, интересов гос.службы и службы в органах местного самоуправления 34498 12,7 7,9 24971 12,3 84,2 9745 20,1 в том числе взяточничество 9821 10,0 2,2 7772 9,2 88,0 4434 16,8
Поданным МВД. См.: www.anticorr.ru