Специфика социального
партнерства
Андрианов А.Ю., ВлГУ
Специфика
социального партнерства зависит от следующих экономических факторов:
многообразие форм собственности; состояние производительных сил, степень
использования передовых технологий; насыщение рынка товарами и услугами;
участие наемных работников в управлении экономикой предприятия, территории,
региона.
Для
осуществления взаимодействия субъектов партнерских отношений и выполнения,
возложенных на них задач социальные партнеры создают свои объединения
(объединения профсоюзов и работодателей), а также формируют совместные органы
(двух – трёхсторонние комиссии). Интересы государства в социальном партнерстве
представляют образуемые им органы власти на федеральном, региональном и местном
уровне.
Основу
для реализации социального партнерства составляют принципы «трипартизма» или
трёхстороннего сотрудничества между трудящимися, предпринимателями и
государством. В настоящее время они успешно реализуются в странах с развитой
рыночной экономикой под влиянием Международной организацией труда (МОТ)[1]
. В России первоначально принципы
социального партнерства получили законодательное закрепление в Законе Российской
Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», а затем были дополнены в
Трудовом кодексе РФ.
Данные
принципы имеют универсальный характер, так как успешно применимы не только в
социальном, политическом, но и экономическом диалоге. Например, такие принципы
как: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон;
равноправие сторон; свобода выбора и обсуждение вопросов; уважение и учет
интересов сторон; добровольность принятия обязательств; реальность обеспечения,
принимаемых обязательств; обязанность выполнения коллективных договоров и
соглашений и другие дают хорошие
предпосылки для делового сотрудничества и помогают выстроить цивилизованные
отношения между партнерами.
Соблюдение
принципов социального партнерства, как нам кажется, во многом будут
способствовать появлению обстановки доверия, прозрачности государственных
решений, гарантированности слова и дела власти, работодателей, работников. Все
это может быть побудителями трудовой, деловой, предпринимательской активности,
стимулами роста экономики, факторами, гарантирующими успех личности в
предпринимаемых усилиях. «Сегодня очевидно, что отсутствие доверия между
партнерами является источником прямых экономических потерь. Отсюда – низкая
норма частных сбережений в банках; отвлечение средств на предварительную оплату
расходов; низкий курс, а иногда просто отсутствие акций у большинства
предприятий, когда собственник, строго говоря, имеет нулевую оценку своих
вложений; примеры «бегства» капитала; накопление сбережений в долларах и так
далее»[2]
.
Социальное
партнерство как особый вид общественных отношений – закономерный результат
индустриального общества и показатель его экономической, социальной и
политической зрелости.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://journal.vlsu.ru
[1]
А.А.Силин. «Место и
значение социального партнерства в регулировании трудовых отношений на западе и
в Российской Федерации». ГАРАНТ – Справочная правовая система. – С.- 3.
[2]
См.: Абалкин Л.И. Доверие в системе
социальных приоритетов и механизм экономических преобразований //
Материалы Круглого Стола «Доверие-ключ к успеху экономических реформ». – М.,
1998. – С. 10