Специфика таможенной политики Российской Федерации

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ И ПРАВА
Экономический факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Специфика таможенной политики Российской Федерации
Нижневартовск
2009
Содержание
Введение
1. Таможенная политика Российской Федерации
2. Основные цели и функции таможенной политики РФ
3. Таможенные тарифы и пошлины
4. Виды таможенных платежей и порядок их исчисления
5. Основные направления таможенной политики до 2011 года
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.
Таможенная политика — часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров.
Цель данной работы – дать определение основных понятий, рассмотреть специфику и основные направления таможенной политики Российской Федерации.
Таможенная политика Российской Федерации
Рыночные реформы в России начались с либерализации внешнеэкономической деятельности, что подразумевало обеспечение свободного выхода отдельных товаропроизводителей на международный рынок, повышение заинтересованности предприятий и организаций в выпуске конкурентоспособной продукции и эффективном использовании иностранных инвестиций и кредитов, переход к единому рыночному курсу рубля и формирование валютного рынка.
В первом полугодии 1992 года начала реализовываться либеральная внешнеторговая политика. С 15 января 1992 г. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 32 «О таможенных пошлинах на импортные товары» было отменено взимание пошлин и других сборов, кроме платы за таможенные процедуры при ввозе товаров на территорию России. Это было обусловлено необходимостью насыщения товарами дефицитного потребительского рынка.
С 1 июля 1992 года были установлены ставки импортных пошлин в размере от 5 до 25 % таможенной стоимости ввозимых товаров. Однако резкое падение спроса на отечественную продукцию и углублявшийся экономический спад потребовали увеличение масштаба ставок. Указ Президента от 7 августа 1992 года «О частичном изменении временного импортного таможенного тарифа» предусматривал трехкратное общее повышение ставки импортного тарифа и полуторакратное повышение на некоторые товары, по которым стали применяться специальные ставки.
Помимо пошлин с 1 февраля 1993 г. Начали взиматься НДС и акциз на отдельные товары.
Вместе с тем на ряд сырьевых товаров и, прежде всего, на энергоносители в 1992 году были введены экспортные пошлины. Цель этой меры – сдерживание внутренних цен на энергию и сырье ниже мировых для постепенной адаптации отечественных предприятий к открытию национальной экономики; уменьшение инфляций издержек; ограничение предложения сырьевых товаров на мировом рынке для предотвращения падения цен.
В 2000 году экспортные пошлины взимались при вывозе из России нефти, нефтепродуктов, газа, минеральных удобрений, бумаги, картона, жемчуга, драгоценных камней и драгметаллов, алюминия, черных металлов, отходов и лома цветных металлов.
Данные, приведенные в таблице 1 дают представление о динамике поступлений от вывозных и ввозных пошлин в федеральный бюджет в 1995 – 2000 гг.
Таблица 1
Динамика удельного веса поступлений от таможенных пошлин и сборов в федеральный бюджет в структуре налоговых доходов (%)
1995 г.
1996 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
2000 г.
25,0
13,1
5,8
8,8
22,8
25,5
Основные цели и функции таможенной политики РФ
Таможенная политика Российской Федерации определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства.
Целями таможенной политики Российской Федерации являются:
— участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
— содействие проведению структурной перестройки;
— обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики государства.
В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:
— участие в разработке и реализации таможенной политики; защита экономических интересов РФ;
— обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ; — принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических
отношений; –PAGE_BREAK–
— взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
— осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализация этих мер;
— осуществление контроли за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;
— проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.
Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики является система таможенных платежей.
Таможенные тарифы и пошлины
Таможенные тарифы и пошлины являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность применения которого признается международными нормами.
Таможенные тарифы как инструмент торговой политики используются с начала ХVIII в. Несмотря на многократное снижение пошлин, проведенное после Второй мировой войны, таможенные тарифы играют существенную роль в регулировании современной внешней торговли, воздействуя на объем и структуру импорта.
Таможенный тариф Российской Федерации — свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории.
Таможенная пошлина — платеж, взимаемыйтаможенными органами РФ при ввозетоваров на таможенную территорию РФ или вывозе товарас этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
Таможенный тариф Российской Федерации построен на базе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), представляющей собой «российский вариант» Номенклатуры Гармонизированной системы.
Согласно структуре ТН ВЭД каждый товар имеет свой отличительный 9-ти значный код, позволяющий точно идентифицировать этот товар.
На базе данных, содержащихся в ТН ВЭД, работает таможенная статистика, оформляется вся товаросопроводительная документация, в том числе и грузовая таможенная декларация.
Отличительной особенностью таможенного тарифа Российской Федерации является наличие таможенных пошлин на отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации.
Перечень товаров, облагаемых вывозной пошлиной, а также размеры взимаемой пошлины часто изменяются по распоряжению Правительства Российской Федерации с целью оперативного реагирования на изменение ситуации внутри страны и за рубежом.
Одной из важных функций таможенного тарифа является защита национальных производителей от иностранной конкуренции. Сдерживание импорта осуществляется посредством сравнительно высоких ставок пошлин и прогрессивного увеличения размеров таможенных сборов в зависимости от степени обработки товаров.
Традиционная фискальная функция таможенных тарифов – увеличение доходов государственного бюджета – в большинстве экономически развитых стран отошла на второй план (таможенные пошлины, как правило, составляют лишь несколько процентов в общей сумме бюджетных доходов).
Рассмотрим более подробно функции таможенного тарифа.
Таможенный тариф способствует удорожанию ввозимых товаров и защищает отечественных поставщиков аналогичных или взаимозаменяемых товаров от чрезмерной иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Потребность в защите отечественного товаропроизводителя связана с тем, что на мировом рынке существуют поставщики товаров более конкурентоспособные, чем отечественные производители, в силу ряда причин.
Взимаемые пошлины таможенного тарифа служат одним из источников поступлений финансовых средств в государственный бюджет.
Для России фискальная функция таможенных тарифов также имеет большое значение. В отдельные годы реформ поступления от взимания импортных пошлин обеспечивали 30-40 % доходной части федерального бюджета.
Импортный тариф является инструментом сбалансирования торгового и платежного баланса страны.
На основе взаимности в процессе двусторонних, региональных и многосторонних переговоров импортный тариф позволяет добиваться снижения пошлин в странах – торговых партнерах.
Импортный тариф дает возможность повышать конкурентоспособность отечественных производителей и тем самым стимулировать их деятельность путем установления беспошлинного или льготного режима в отношении пошлин при ввозе материалов и оборудования для изготовления продукции, предназначенной к вывозу в другие страны.
таможенный тариф используется как инструмент, обеспечивающий строгий государственный контроль за прохождением грузов через границу.
Виды таможенных платежей и порядок их исчисления
При перемещении через таможенную границу Российской Федерации и в других случаях, установленных Таможенным кодексом, уплачиваются следующие таможенные платежи:
1) таможенная пошлина;
2) налог на добавленную стоимость;
3) акцизы;
4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;
5) сборы за выдачу квалифицированного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
6) таможенные сборы за таможенное оформление товаров;
7) таможенные сборы за хранение товаров;
8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
9) плата за информирование и консультирование;
10) плата за принятие предварительного решения;
11) плата за участие в таможенных аукционах.
Специфика таможенных платежей сегодняшнего дня состоит в том, что уже никто не препятствует вывозу или ввозу товаров в Россию; таможенное оформление происходит в субъектах федерации по месту нахождения предприятия или гражданина, где и должна происходить оплата пошлины, налогов и сборов, т.е. таможенный контроль и оформление происходят не только на границе, но и внутри страны. Появилось понятие внутренней и пограничной таможни. Сложился и действует порядок, при котором, ввезенный товар, представляется на границе или в международном аэропорту и направляется для декларирования и оформления во внутренний таможенный орган.     продолжение
–PAGE_BREAK–
Правовая природа таможенных платежей имеет большое практическое значение. Она определяет назначение и использование средств, получаемых в соответствии с Таможенным кодексом.
Таможенные платежи можно охарактеризовать следующим образом:
Таможенные платежи, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации, обладают разной правовой природой, из которой следует, соответственно, определенное место в системе государственных доходов и конкретное финансовое назначении каждого платежа.
Таможенные пошлины — косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. В настоящее время в развитых странах преобладают таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну.
К таможенной пошлине полностью относятся все перечисленные особенности косвенных налогов, единственное ее отличие от них — закон не называет ее налогом буквально.
Часть платежей — НДС и акцизы — косвенные налоги в полном смысле этого слова. Им свойственны индивидуальная безвозмездность, обязательность уплаты в установленные государством сроки, их размер входит в цену товара и, в конечном счете, оплачивается покупателем. Эти особенности определяют их поступление в федеральный бюджет.
Остальные таможенные платежи относятся к неналоговым доходам государства. Им свойственны индивидуальная возмезмездность, добровольность уплаты, для них характерен признак целевой направленности.
Из всех возмездных платежей можно выделить группу, имеющую характер платы государству за выполнение действий, имеющих юридическое значение:
сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;
сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
плата за принятие предварительного решения.
Остальные возмездные платежи, взимаются в оплату других действий различного рода: таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за участие в таможенных аукционах.
Под исчислением налога принято понимать совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.
В области таможенного дела плательщик самостоятельно определяет сумму таможенных платежей, подлежащих уплате при перемещении товара через таможенную границу.
Основной базой для исчисления таможенной пошлины, а также НДС и акцизов являются таможенная стоимость перемещаемых товаров и их количество. Объектом же обложения таможенными пошлинами и налогами выступают сами товары, перемещаемые через таможенную границу.
Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в рублях.
Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом, либо иным лицом в соответствии с Таможенным кодексом до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.
Основные направления таможенной политики до 2011 года
Основными направлениями таможенной политики до 2011 года стали:
— реализация принципа эскалации таможенного тарифа;
-защита внутренних рынков;
— стимулирование производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний;
— обеспечение прозрачности и рациональности мер таможенно-тарифного регулирования.
Эскалация тарифа заключается в установлении минимальных пошлин на импорт сырья и максимальных на продукцию высокой степени переработки. Одновременно, предлагается постепенно отказываться от необоснованного завышения пошлин на товары промышленно-производственного и социального назначения.
Поставленные задачи будут обеспечиваться следующими мерами таможенно-тарифной политики.
Первое — стимулирование переноса производств на территорию России путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров. Для этого будет проведена дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров.
В таких отраслях, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, будут подготовлены правила классификации товаров, ввозимых в разобранном виде, по той номенклатуре, где ставки ввозных таможенных пошлин на готовые изделия ниже, чем на материалы и комплектующие. Будет продолжена работа по дифференциации ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении компонентов и комплектующих элементов, в одном случае ввозимых для промышленного производства товаров, а в другом случае — не предназначенных для такого производства.
Второе — усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков. Здесь речь идет о применении специфических тарифных инструментов в аграрном секторе (сезонные пошлины, тарифные квоты). Кроме того, планируется гибко реагировать на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, применять специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.Будут также снижаться ставки ввозных пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, при одновременном сохранении защитных ввозных таможенных пошлин на конкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями. Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования.
Третье — отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения вывозных таможенных пошлин. Постепенно будет осуществляться переход к отказу от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, а также необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров.
Четвертое — адаптация инструментов тарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободной торговли. Будут уточнены условия взаимной торговли в рамках СНГ, подготовлено новое соглашение о свободной торговле в рамках ЕврАзЭС, к которому в будущем смогут присоединиться другие страны — участницы СНГ.
Пятое — оптимизация национальной схемы тарифных преференций. В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами в части уточнения перечня стран — бенефициаров, перечня товаров, а также правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций.
Шестое — последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов.
Ввиду значительных изменений в Таможенном тарифе в части снижения (вплоть до нуля) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которого не производятся в России, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.
Седьмое — обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования.
В период до 2011 года будет создан механизм принятия решений, обеспечивающий стабильность условий в сфере таможенно-тарифного регулирования в течение одного финансового года. Исключения будут касаться ограниченного перечня случаев, когда оперативность принятия решений диктуется трудноустранимыми негативными последствиями для экономики.
Заключение
Важная роль в защите национальных интересов отечественных товаропроизводителей принадлежит таможенным органам, которым эта задача вменена в обязанность действующим законодательством.
Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.
Таможенные пошлины и сборы являются инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского товарного рынка при его взаимодействии с мировым. Таможенные платежи играют исключительно важную роль в обеспечении доходной части федерального бюджета Российской Федерации, поскольку составляют около трети доходов.
Таможенная пошлина призвана содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу России, поэтому право установления размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов, как в ближайшие годы, так и на более длительную перспективу сохранено за Правительством РФ.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ
Таможенное право: Учебник / Х.А. Андриашин и др. – М: изд-во МАГИСТР, 2008 г.
Финансы: Учебник / Под редак. В.В. Ковалева – М: изд-во ПРОСПЕКТ, 2001 г.
Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2004
Российская Бизнес-газета № 642 от 26 февраля 2008 г.