Спецслужбы России

Содержание
Введение
1. Исторический обзор деятельности спецслужб России
1.1 Спецслужбы России до революции 1917 г.
1.2 Деятельность спецслужб впериод существования СССР
2. Проведение совместных операций российскими и зарубежнымиспецслужбами
2.1 Взаимодействие российских спецслужб с зарубежнымиколлегами по линии Интерпола
2.2 Совместные операции российских и зарубежных спецслужб
3. Анализ основных вопросов сотрудничествароссийских и зарубежных спецслужб
3.1 Сотрудничество спецслужб мира в борьбе с экономическимипреступлениями
3.2 Сотрудничество спецслужб мира в борьбе с международнойкоррупцией
3.3 Взаимодействие спецслужб мира в борьбе с терроризмом
3.4 Взаимодействие спецслужб мира вборьбе с незаконным оборотом наркотиков
3.5 Сотрудничество спецслужб России и зарубежных стран повопросам экстрадиции
Заключение
Список литературы
/>Введение
Под спецслужбами обычно понимаютгосударственные органы, созданные с целью защиты национальных интересов ибезопасности как внутри страны, так и на международной арене.
Актуальность темы заключается втом, что на протяжении всей истории России проблема безопасности государствапостоянно находилась в центре внимания властей. Для реализации такойбезопасности использовались различные методы, которые находили свое отражение,как в законодательстве, так и в создании специальных органов, целью которыхбыло своевременное выявление и предотвращение любых действий противгосподствующего строя.
Цель курсовой работы провестианализ материалов свидетельствующих о сотрудничестве российских и зарубежныхспецслужб.
Задачи:
Рассмотреть историческоеразвитие спецслужб России и выяснить наличие сотрудничества и противоборствамежду спецслужбами России и мира;
Рассмотреть случаи проведениясовместных операций Российскими и зарубежными спецслужбами;
Провести анализ взаимодействияРоссийских и зарубежных спецслужб по различным вопросам безопасности,правопорядка и т.д.
В работе использованы следующиеметоды научного исследования:
Функциональный метод,которыйиспользуется для выделения в системах составляющих структурных частей с точкизрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними.
Статистический метод, основывающийсяна количественных способах получения данных, объективно отражающих состояние,динамику и тенденции развития явлений.
/>1. Исторический обзор деятельности спецслужбРоссии 1.1 СпецслужбыРоссии до революции 1917 г.
Первоначально специальныхорганов политического сыска не создавалось. Однако в период централизацииМосковского государства (XV-XVIв) политический сыск становится одним из важнейших элементов царской власти. Преследованиеполитических преступников осуществлялось широко и целенаправленно. В это времяохрана царской власти как основы общественного строя осуществлялась практическивсем государственным аппаратом. Различными правами и полномочиями в этойобласти обладали как центральные, так и местные органы власти.
Законодательной основойпреследования политических преступников до Соборного Уложения 1649 г. служил ицарские судебники, дополнявшиеся царскими грамотами, затрагивавшими вопросыпроцессуального и уголовного права.
Важную роль в законодательномоформлении преследования политических преступлений стало Соборное Уложение 1649года.
В 1650 году был создан ПриказТайных дел, в ведение которого помимо других дел был отдан разбор политическихдел. Тайный приказ стал в развитии политического сыска в России учреждением,сыгравшем немаловажную роль в становлении органов обеспечения безопасностигосударства.
Контроль за деятельностьюприказов по политическому сыску со стороны верховной власти осуществлялся самимцарем и Боярской думой, в компетенцию которой входило «тайныя дела ведать».
К участию в политическихрасследованиях в ряде случаев привлекались и церковные власти. К такимрасследованиям относились дела о политически окрашенных ересях, например,осуждение политического режима, отрицание церковных обрядов, призыв неподчинениювластям.
Во второй половине XVII века, когда стали острее ощущаться недостатки приказнойсистемы, широкое распространение получала практика создания временныхследственных комиссий. Комиссии наделялись широкими полномочиями и действовалиболее оперативно, нежели приказы. Возглавлял следственную комиссию обычнобоярин, окольничий или стольник, в помощь которому назначались помощники из техже чинов и дьяки полномочия комиссий позволяли им не только производитьследствие и чинить суд, но и приводить в исполнение приговоры, не дожидаясьсанкции свыше.
Итак, к началу XVIIIвека Россия не имела еще специализированных органов политической полиции. Но,привлекая к этой сфере все звенья государственного аппарата, а также используязакон об обязательном доносительстве, государство держало под контролемпрактически все население страны, систематически выявляя, карая и изолируяопасных, в его представлении, лиц.
В конце XVII- начале XVITI века происходит дальнейшая централизацияи бюрократизация государственного аппарата. Особенно сильно эта тенденцияпроявилась в учреждении в 1689 к Преображенского приказа, органа политическойполиции, ведавшего наиболее важными делами о государственных преступлениях.
В 1729 г. Преображенский приказупраздняется. Помимо Преображенского приказа в этот период действует и еще одинспециальный государственный орган — Тайная канцелярия. Созданная в 1718 г. вначаледля расследования дела о побеге, за границу сына Петра Iцаревича Алексея, она превратилась в постоянный орган. Тайная канцелярия, также как и Преображенский приказ, осуществляла следствие и суд по политическимпреступлениям, разбирая в основном дела, возникшие в Петербурге и в округе. Наиболеекрупное дело, рассмотренное в Тайной канцелярии, это дело царевича Алексея иего сообщников, активно выступавших против реформ Петра I.
После смерти Петра I система политического сыска продолжала действовать спеременным успехом. Тайная канцелярия просуществовала до 1762 года и былазаменена Тайной экспедицией. Руководство вновь созданной Тайной экспедициейформально было поручено Сенату, однако реально она подчинялась непосредственноЕкатерине II.
В период царствования АлександраI (с момента ликвидации Тайной экспедиции в 1801 г. идо образования в 1826 г. Третьего отделения императорской канцелярии) официальноне существовало специального органа, ведавшего преступлениями противгосударства.
Функции политической полициивыполнялись также Особенной канцелярией министра полиции, вошедшей в 1819 г. всостав министерства внутренних дел. Именно эта канцелярия стала впоследствииосновой для создания аппарата Третьего отделения императорской канцелярии.
Политическим сыском занималась иЭкспедиция тайной полиции при петербургском генерал-губернаторе.
В начале XIXвека существовали органы тайного политического сыска в армии — центральнаяканцелярия высшей полиции, тайная полиция при штабе гвардейского корпуса,тайная полиция во 2-й армии. Их особенностью было то, что они создавались вконспиративном порядке и руководствовались в своей деятельности инструкциями ираспоряжениями, даваемыми непосредственно императором.
В 1836 г. принимается Положениео корпусе жандармов. В соответствии с ним территория страны была подслепа насемь жандармских округов, в состав которых входило несколько губерний; наряду сэтим существовали и губернские жандармские управления, независимые от местнойадминистрации. Таким образом, в виде Третьего отделения императорскойканцелярии и подчиненного ее начальнику корпуса жандармов существовала централизованная,военизированная, независимая от местной администрации политическая полиция.
После реформирования судебнойсистемы России в 1860-х годах, произошли определенные изменения и вдеятельности спецслужб государства. В 1867 г. было принято новое Положение оКорпусе Жандармов, ограничивающие некоторые полномочия представителей этоговедомства. Наряду с этим им вменялись новые обязанности; следить за населением,обращая особое внимания на настроения общественного мнения в наиболее важныхслоях общества (духовенство, армия, интеллигенция).
Для выявления и пресеченияпреступлений на местах с 1880 года создается сеть отделений по охране порядка иобщественной безопасности. Центральным органом этой сети сталоСанкт-Петербургское охранное отделение, начальнику которого были подчинены всеправоохранительные органы на местах. В Санкт-Петербургское отделение стекалисьвсе материалы политического характера, которые здесь анализировались исистематизировались.
В середине 1905 года на базеОсобого отдела и делопроизводства МВД создается Политическая часть Департаментаполиции, призванная повысить эффективность борьбы с революционным движением. Вдекабре 1906 г. создаются местные органы данного ведомства — районные охранныеотделения. Всего таких отделений было создано 14.
Активизация иностранных шпионовв связи с разразившейся русско-японской войной вынудила правительствоприбегнуть к созданию специального контрразведывательного органа. В 1903 г. учреждаетсяРазведочное отделение Главного штаба. Целью новой структуры было «охранениевоенных тайн государства». С окончанием русско-японской войны функцииборьбы с иностранным шпионажем были переданы в ведение жандармских органов МВД,которые плохо справлялись с поставленной перед ними задачей. В этой связи в1911 году военный министр В.А. Сухомлинов утверждает Положение о контрразведывательныхотделениях, задачей которых было ведение борьбы с иностранным шпионажем.
/>1.2 Деятельность спецслужб в периодсуществования СССР
Итак, к февралю 1917 г. в Россиисложилась достаточно широкая система специальных служб, включавшая в себяохранные отделения Департамента полиции и жандармский корпус, военную разведкуи контрразведку Генерального штаба. Была сформирована обширная агентурная сеть,накоплен опыт оперативной деятельности.
В ходе революции 1917 года былиупразднены Департамент полиции, жандармский корпус и их подразделения на местах.Молодое государство нуждалось в действенном органе по борьбе с контрреволюциейи уголовной преступностью. Таким органом стал Военно-революционный комитет (ВРК),созданный Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов в октябре 1917 г.ВРК стал главным оперативным органом ВЦИК и СНК по борьбе с преступностью иантигосударственными выступлениями.
22 ноября 1917 г. Декретом осуде были образованы революционные трибуналы и особые следственные комиссии приних. Эти комиссии осуществляли следственные, судебные и административныефункции. Однако послереволюционная обстановка требовала не только расследоватьуже совершенные преступления, но и выявлять готовящиеся. Для этих целей 7декабря 1917 г. был создан специальный орган по борьбе с контрреволюцией исаботажем — Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) 2. Председателемэтой комиссии был назначен Ф.Э. Дзержинский. С образованием ВЧКВоенно-революционный комитет был упразднен.
На первом этапе своегосуществования вся деятельность новой спецслужбы была направлена на борьбу сполитическими преступлениями. Осложнение в 1918 г. политической обстановки в странеусилило позиции ВЧК.
Руководство государствапоставило перед ВЧК задачу выявления и ликвидации подрывной и разведывательнойдеятельности зарубежных спецслужб. Для решения этой задачи был разработан ипроведен в жизнь ряд операций, позволивших выявить и уничтожить основную частьвражеской агентуры.
Необходимость содержания мощногорепрессивного аппарата начала ослабевать лишь к осени 1921 г., когдаполитический террор был в основном ликвидирован.6 февраля 1922 г. ВЦИК издалдекрет в соответствии с которым ВЧК и ее местные органы упразднялись, аосновные задачи спецслужбы были возложены на Народный комиссариат внутреннихдел, для чего в его составе создавалось Государственное политическое управление(ГПУ). Надзор за деятельностью ГПУ поручался прокуратуре.
С созданием СССР было принятоновое положение, регулирующее работу органов государственной безопасности. Былообразовано общесоюзное ведомство — Объединенное государственное политическоеуправление (ОГПУ) при СНК СССР. ОГПУ вменялось в обязанность расследование ирассмотрение дел о контрреволюции. На местах были созданы специальные отделыГПУ, подчинявшиеся центральному органу.
Полномочия ОГПУ были существеннорасширены в связи с созданием в 1925 г. рядом стран военного союза против СССР.9июня 1927 г. Президиум ЦИК предоставил ОГПУ право рассмотрения во внесудебномпорядке дел на белогвардейцев, шпионов, бандитов вплоть до применения к нимвысшей меры наказания. В этот же период были укреплены органы контрразведки иприняты меры по усилению борьбы с контрабандой и улучшению охраны границ.
Очередная реорганизацияспецслужб была проведена в 1934 г., когда Постановлением ЦИК СССР был созданНародный комиссариат внутренних дел (НКВД), включивший ОГПУ как одно изструктурных подразделений. Кроме ОГПУ, переименованное в Главное управлениегосударственной безопасности (ГУГБ), в состав НКВД вошли также подразделениявнешней разведки, контрразведки, секретно-политическое управление,транспортное, милицейское и ряд других управлений, вплоть до строительных. Всоставе центральных органов СССР появился комиссариат, который сосредоточил всвоих руках огромные административно-политические полномочия, имел пограничныеи внутренние войска, а также военизированный состав центральных и местныхорганов.
Первоначальным замысломреорганизации спецслужбы было создание мощной, действующей в соответствии сзаконом, структуры, обеспечивающей безопасность государства. Однако этинамерения свелись в итоге к созданию всесильного репрессивного аппаратагосударства, что было законодательно подкреплено постановлением ЦИК от 1декабря 1934 г (Поводом для принятия этого постановления послужило убийство С.М.Кирова). Постановление предписывало следственным органам вести все дела огосударственных преступлениях ускоренным порядком. Кроме того, органам НКВДдавалось право немедленно приводить в исполнение приговоры к высшей меренаказания, а судебным органам запрещалось принимать к рассмотрению ходатайствао помиловании. В 1935 г. в составе НКВД были дополнительно созданы «тройки»,в компетенцию которых входило право принятия решений о заключении, ссылке иливысылке неблагонадежных граждан в лагеря сроком до 5 лет. Эти «тройки»были ликвидированы в 1938 г.
Создание такой мощной структурыпривело к неограниченным полномочиям последней и, как следствие, к массовымнарушениям законности. Это в полной мере проявилось в 1937-1938 г., когда репрессиямподверглись тысячи граждан, в том числе партийных и государственных деятелей.
Накануне Великой отечественнойвойны, в феврале 1941 г., была проведена очередная реорганизация силовыхведомств. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля НКВД былразделен на два наркомата — внутренних дел и государственной безопасности СССР.На местах были созданы наркоматы (республик) и управления госбезопасности. Такимобразом, спецслужба вновь обрела самостоятельность.
Во время войны органыгосударственной безопасности вели большую работу но борьбе с фашистскимизахватчиками. Разведка и контрразведка организовывали и активно использовалиоперативно-боевые и разведывательно-диверсионные группы, руководилипартизанским движением на оккупированных территориях, вылавливали диверсантов втылу. Основной задачей советских спецслужб на фронтах было ограждение войсковыхструктур от проникновения вражеских шпионов, диверсантов и террористов,сохранение в тайне оперативных планов и замыслов командования.
Указом Президиума ВС СССР 20июля 1941 г. НКВД и НКГБ были объединены в единый НКВД СССР,
Для ведения борьбы сдиверсантами в действующей армии, обеспечения непроницаемости линии фронтавражеской агентурой в 1943 г. было создано новое подразделение спецслужб — Главноеуправление контрразведки «Смерш», которое было передано из НКВД введение Наркомата обороны СССР.
После победы в войне переход кмирной жизни потребовал внесения изменений в организацию деятельностиспецслужб, а также реорганизацию структуры данного ведомства.
В марте 1946 г. решением партиии правительства было создано Министерство государственной безопасности (МГБ) СССР,в задачи которого входило получение информации о политических планахруководства государств, ведущих разведывательно-подрывную деятельность противСССР, о работе их спецслужб, а также о военно-экономическом потенциале. Крометого, на МГБ возлагалось ведение контрразведывательной работы.
13 марта 1954 г. УказомПрезидиума Верховного Совета СССР при Совете Министров был создан новый орган — Комитет государственной безопасности (КГБ), который имел в своем составеразведку и контрразведку, управления по обеспечению безопасности транспорта исвязи, по защите конституционного строя, по борьбе в организованнойпреступностью, по обеспечению охраны высшего руководства государства и ряддругих подразделений. Сосредоточение всех функций спецслужб в одном лицеобеспечивало КГБ СССР оперативное использование всех средств и методов работыпо обеспечению безопасности государства.
КГБ СССР просуществовал до 1991г., когда в связи с распадом СССР данная структура подверглась очереднойреорганизации и некогда монолитное ведомство распалось на пять самостоятельныхслужб: разведку, контрразведку, правительственную связь, государственную охрануи пограничную службу.
В конце сентября 1990 г. делегацияпод руководством министра внутренних дел СССР В.В. Бакатина привезла из Оттавыизвестие о приеме страны в Интерпол. В состав делегации входил будущийсоздатель НЦБ генерал-полковник В.П. Трушин.
В обращении на имя Генеральногосекретаря Интерпола Р.Э. Кеидалла говорилось:
«В настоящее времяСоветский Союз, как и многие другие страны, выражает серьезную озабоченностьростом преступности в мире, особенно транснациональной. Советская сторонанеоднократно подчеркивала свое стремление активно участвовать в международномсотрудничестве по борьбе с преступностью. Мы считаем, что в современныхусловиях эффективность борьбы с международной преступностью, особенно сорганизованными ее формами, включая терроризм и наркобизнес, во многом зависитот степени взаимодействия между национальными органами уголовной полиции (милиции)всех стран…
В Советском союзе в 1989 годууровень преступности на 100 тыс. населения составил 862. Транснациональнаяпреступность пока не оказывает сколь-нибудь существенного влияния накриминогенную ситуацию в стране, но с расширением международных контактов неисключается возможность усиления такого влияния.
Это является еще однимаргументом в пользу нашего обращения о вступлении в Интерпол»[1].
Днем образования московского НЦБИнтерпола считается 27 сентября 1990 г. В качестве правопреемника бывшего СССРРоссия стала членом МОУП-Интерпола в 1993 году.
В первые месяцы становленияотечественной службы Интерпола была проделана огромная работа по определениюидеологии в основных направлений деятельности новой службы. Был учтен опыт национальныхЦентральных бюро Интерпола многих стран. И уже с 1 января 1991 года НЦБ началоработу с зарубежными коллегами по обмену информацией и исполнению запросовиностранных полицейских организаций.
Работа эта начиналась внепривычной обстановке. Предстояло обеспечивать взаимодействие органоввнутренних дел тогда еще Советского Союза с полицией многих стран, работавшейпо другим законам, на совершенно другом уровне технической оснащенности, атакже с организацией, чья штаб-квартира только что переехала из Парижа в Лион,в суперсовременный комплекс, оснащенный по последнему слову техники.
Первые месяцы работы НЦБпозволили накопить некоторый опыт, оценить его и на этой основе уже к концу1991 года создать службу в основном в том виде, в котором она существует ипоныне.
/>2. Проведение совместных операций российскимии зарубежными спецслужбами
 2.1 Взаимодействиероссийских спецслужб с зарубежными коллегами по линии Интерпола
В период с 1992 по 1994 год быласоздана система работы с Информацией, подготовлена и внедрена организационнаяструктура, подобраны люди, создавшие кадровый костяк. Одновременно веласьразработка полноценной нормативной базы, регулирующей деятельность НЦБИнтерпола в системе органов внутренних дел России и порядок их взаимодействия.
Уже в 1993-1994 годахвзаимодействие осуществлялось с правоохранительными органами 115 государств. Этоотразилось на увеличении поступающей и отправляемой информации. За год в НЦБбыло обработано 27,5 тыс. запросов, поручений и иных сообщений, сотрудники НЦБоказали содействие правоохранительным органам России и зарубежных стран в раскрытиии расследовании более 2600 преступлений, в том числе 109 — против личности, 277- связанных с фальшивомонетничеством, подделкой ценных бумаг и документов, 511- в сфере экономики, 1257 — по кражам автотранспорта. Стало ясно, что объемоперативной информации, поступающей в НЦБ Интерпола, превышает все возможныеуровни нагрузки. И тогда были заложены основы автоматизированной системы ееобработки, которая вывела наше НЦБ на одно из первых мест в мире по уровнютехнической оснащенности[2].
Основным пользователем,оцепившим возможности компьютерной системы обработки информации, стал отделмеждународного розыска, развернувший полномасштабную работу по основнымнаправлениям информационного обеспечения борьбы с международной преступностью.
В тот же период была созданадежурная служба НЦБ Интерпола. При весьма скромной численности служба этасумела обеспечить практически бесперебойное получение, обработку, отправку,регистрацию и ведение банков данных НЦБ на рабочих языках Интерпола. Уже вянваре 1992 года узел связи НЦБ Интерпола в России перешел на круглосуточныйрежим работы.
В 1995 году в Москву нанеспервый визит Генеральный секретарь Интерпола Раймонд Кепдалл. Состоялась егорабочая встреча с заместителем директора Центробанка РФ по вопросам борьбы сфальшивомонетничеством и отмыванием денег.
К концу 1995 — началу 1996 годаиспользование правоохранительными органами России возможностей Интерполавыходит на качественно новый уровень. В этих условиях стало ясно, что следуетопределить статус НЦБ Интерпола не только как подразделения МВД, но и какоргана, действующего на межведомственном уровне.
В 1996 году были подписаны УказПрезидента РФ №1113 «Об участии Российской Федерации в деятельностиМеждународной организации уголовной полиции — Интерпола» и ПостановлениеПравительства № 1190 «Об утверждении Положения о национальном Центральномбюро Интерпола». Эти документы повышали статус НЦБ И определяливозможность создания территориальных подразделений в субъектах РФ.
В соответствии с ПостановлениемНЦБ Интерпола подразделение криминальной милиции, входящее в составцентрального аппарата МВД, имеет статут главного управления и является органомпо сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ справоохранительными органами иностранных государств — членов Международнойорганизации уголовной полиции — Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.
К настоящему времени филиалы НЦБИнтерпола созданы и функционируют в 72 субъектах Федерации. Одновременно быларазвернута планомерная подготовка сотрудников филиалов НЦБ, где они осваивают тонкостивзаимодействия с зарубежными коллегами по Интерполу.
И течение 1998 года поинициативе российских правоохранительных органов в международный имежгосударственный розыск было объявлено около 500 скрывающихся от правосудиялиц. В результате в числе прочих экстрадированы или заключены под стражу:
Козленок А.Б., директор компании«Голден Ада», обвинявшийся в совершении мошеннических действий,причинивших Гохрапу РФ ущерб на сумму свыше 178 миллионов долларов;
Дрямов В.Ю., бывший директорконцерна «Тибет», разыскивавшийся за мошенничество в особо крупныхразмерах и обман миллионов вкладчиков;
Мирошник Г.М., обвиняемый вхищении государственного имущества на сумму более 9 миллионов марок и 270миллионов рублей;
Пахманович Л.А., обвиняемый вхищении с использованием фальшивых авизо денежных средств на сумму 3,8миллиарда рублей;
Шаракип А.В., обвиняемый вмошенническом хищении госимущества на сумму более 313 миллиардов рублей[3].
Есть в этом списке и немалоучастников организованных преступных группировок.
Анализ поступающих запросовпоказал, что б структуре расследуемых транснациональных экономическихпреступлений устойчиво преобладают следующие:
мошенничества и должностныепреступления;
хищения денежных средств иценных бумаг;
отмывание денег;
уклонение от налогов;
нарушение валютногозаконодательства.
По линии экономическихпреступлений наиболее активно с российским НЦБ взаимодействуют Германия, США,Украина, Литва, Латвия, Швейцария, Австрия, Италия, Чехия, Великобритания. НЦБпродолжает информационное сопровождение по ряду уголовных дел экономическойнаправленности.
В настоящее время НЦБ Интерполав России ежедневно обрабатывает куда больший объем оперативной информации, чембюро Интерпола европейских стран. В 2000 году было исполнено и подготовленоболее 100 000 запросов, поручений, ответов и других сообщений. По этомупоказателю с российскими коллегами могут сравниться только НЦБ Интерпола в США.
 2.2 Совместныеоперации российских и зарубежных спецслужб
В начале ХХIстолетия российские спецслужбы все чаще проводят совместные операции со своимиколлегами из стран СНГ и дальнего зарубежья.
Более 200 руководителейспецслужб и правоохранительных органов из стран — участников СНГ, «восьмерки»,НАТО, Европейского союза и других собрались на совещание в Новосибирске вапреле 2005г. Акция, казавшаяся в совсем недалеком прошлом невозможной, сейчасдаже не воспринимается, как беспрецедентная.
Что же касается места встречируководителей спецслужб, то столица Сибирского федерального округа, как считаютв областном УФСБ, была выбрана не случайно. За последние месяцы новосибирскиеконтрразведчики сумели найти общий язык со спецслужбой другой страны — Казахстана.Уже проведено несколько совместных операций по перекрытию международныхканалов, по которым в Сибирь из Средней Азии поступали наркотики. Видимо, опыт«подружившихся» спецслужб может пригодиться коллегам.
Контакты у ведущих спецслужбналажены на неплохом уровне.
Как заявил директор ФСБ РоссииНиколай Патрушев, без обмена информацией и совместных мероприятий невозможноэффективно противодействовать террористам, которые становятся все более жестокимии изощренными. Это серьезный противник, требующий адекватного отношениямирового сообщества, — подчеркнул Николай Патрушев. Опасность со сторонымеждународных террористов многократно возрастает в связи с возможностьюиспользования ими оружия массового поражения. Эта угроза обусловливаетнеобходимость объединения усилий всех стран, и в первую очередь их специальныхорганов.
При этом директор ФСБ РоссииНиколай Патрушев успокоил журналистов, объяснив, что об информационном обменемежду спецслужбами в сфере разведки и контрразведки речи не идет. Борьба стерроризмом — дело другое, ради которого можно забыть о политическихразногласиях и профессиональных секретах.
Правда, слова о спокойствиижурналистов не успокоили, а как раз, наоборот, взволновали, ведь глава ФСБфактически признал, что угроза использования террористами оружия массовогоуничтожения не такая уж и эфемерная.
Масла в огонь подлил ируководитель антитеррористического центра ФБР США Джон Льюис. Как гром средиясного неба прозвучала его фраза о том, что ФБР США располагает оперативнойинформацией о планах «Аль-Каиды» по проведению терактов с применениембиологических и химических веществ. Он не уточнил, о каких именно регионах идетречь.
Зато этот вопросконкретизировали французы. Эффект высказываний Льюиса многократно усилилисвежие откровения французских спецслужб о том, что террористы во Франциипланировали применить отравляющие вещества, произведенные в террористическихлагерях Панкисского ущелья Грузии. Руководителей западных спецслужб труднозаподозрить в предвзятости к чеченским террористам, поэтому их слова невоспринимаются как пропаганда и звучат более чем весомо.
Кстати, представитель ФБР высокооценил уровень сотрудничества с ФСБ России. «Факт привлечения и участиядействующих сотрудников ФСБ в операциях и расследованиях, проводимых ФБР натерритории США, является показателем наивысшего уровня практическоговзаимодействия спецслужб», — сказал он журналистам в Новосибирске. Впервыев работе совещания наряду с ФСБ, ФБР, ЦРУ и «Моссадом» принялиучастие представители Совета Безопасности ООН, на который возложена ролькоординатора международных усилий, направленных на борьбу с терроризмом.
Совместная операция спецслужбРоссии и Украины под кодовым названием «Граница» проведенная в 2003г.нанесла серьезный удар по международному криминалу. Широкомасштабная операцияпроводилась подразделениями милиции, ФСБ и пограничной службы Ростовской иЛуганской областей. За шесть дней осуществления оперативно-розыскныхмероприятий раскрыто более 1200 преступлений, совершенных как в России, так ина Украине, изъято около 100 единиц огнестрельного оружия, несколькокилограммов взрывчатки, обнаружено и возвращено владельцам 25 похищенныхавтомобилей.
В 2004г. России ликвидированкрупный транзитный канал нелегальной переправки граждан Молдавии, Украины,Закавказья и Юго-Восточной Азии в США, Францию и Испанию. Эта операция былапроведена ФСБ России совместно со спецслужбами этих стран.
Воспользоваться этим каналом зачетыре года его работы успели около 1000 человек, среди которых были итеррористы. Уже обнаружены списки людей, переправленных из Чечни и Закавказскихреспублик в Европу. Тех, кто хотел отправиться заграницу в обход закона изаплатить за это, привозили в Россию, селили в Москве и Подмосковье. За переправкуодного нелегального мигранта преступники брали всего около 1000 долларов.
Но по данным ФСБ, чтобыполностью оплатить услугу переправщиков, нелегалы вынуждены были «совершатьразличные преступления». Однако представитель спецслужбы не уточнил, какиеименно преступления и не привел примеров.
Задержаны организаторы этойкрупной подпольной сети — Карен Геворкян и Дмитрий Кедров. Во время обысков 5апреля по месту жительства и работы Геворкяна и Кедрова было обнаружено большоеколичество подложных российских заграничных паспортов и выездных виз,предназначенных для сбыта и использования незаконными мигрантами. Нашли такжеподдельные печати и штампы российских государственных учреждений,паспортно-визовых служб МВД России и органов пограничного контроля и химическиереактивы, предназначенные для внесения изменений в подлинные документы.
С 1999 по 2001 год Геворкянотбывал наказание в Германии за аналогичную противоправную деятельность. Повозвращении в Россию он совместно с Кедровым создал группу, в которую входилисотрудники ряда московских международных аэропортов и административных служб,призванных бороться с подобного рода преступлениями.
Судя по заявлению ФСБ, на этотканал переправки они вышли после показаний задержанного ранее уроженца Чечни — боевикаиз группы убитого Руслана Гелаева.
Только за год в России былоликвидировано около 10 подобных каналов переправки нелегалов: нажелезнодорожном, воздушном, водном и автотранспорте. Правда, по данным ФСБ,«есть случаи и пешего хода».
В настоящее время по фактаморганизации канала и подделки документов следственное подразделение ГУВД Москвывозбудило и передало для расследования в столичную прокуратуру уголовное дело.
9 февраля 1998 года кортежЭдуарда Шеварднадзе был обстрелян из гранатометов. В результате обстрела былуничтожен бронированный «Мерседес» грузинского президента. СамШеварднадзе серьезно не пострадал и покинул место происшествия на полицейскомавтомобиле. Всего по подозрению в организации покушения на грузинскогопрезидента было задержано 16 человек. По некоторым данным, часть задержанныхпроходила подготовку в террористических лагерях Хаттаба.
Объявленные в международныйрозыск Сосо Тория и Вепхия Дурглишвили обвиняемые в покушении на ЭдуардаШеварднадзе в 1998 году, были задержаны на территории Чечни в 2002г. в ходесовместной операции МВД и ФСБ России при поддержке спецслужб Грузии.
Тория и Дурглишвили былиактивными сторонниками бывшего президента Грузии Звиада Гамсахурдиа. Дурглишвилислужил в батальоне президентской гвардии, а после свержения Гамсахурдианаходился в Чечне. В 1997 году Дурглишвили приехал в Зугдиди и вошел в составвооруженной группы, которая подготовила покушение на главу Грузии.
В США был арестован британециндийского происхождения Хекмат Лахани, подозреваемый в контрабанде российскогопереносного зенитного комплекса «Игла», собирался ввезти наамериканскую территорию 50 подобных устройств.
На пресс-конференции,состоявшейся после первого слушания дела о контрабанде оружия, было заявлено,что один из его предполагаемых сообщников — Мойнуддин Ахмед Хамид — был вызванЛахани в США из Малайзии для того, чтобы отмыть 500 тысяч долларов — аванс запартию из 50 ПЗРК «Игла». Такое количество оружия потребовал продатьагент ФБР, выдававший себя за исламского экстремиста, и купивший у Хамида одинкомплекс за 86 тысяч долларов.
Специально для передачи Лакханибыл изготовлен особый ПЗРК «Игла» в единственном экземпляре, который,по сведениям источников в российских правоохранительных органах, внешне ничемне отличался от боевого, однако представлял собой просто муляж.
Лакхани был задержан врезультате совместной операции ФБР, ФСБ и британских спецслужб. Она началась вСанкт-Петербурге, где ракетный комплекс, предварительно приведенный внеисправное состояние, был передан подозреваемому.
Лахани задержали рядом саэропортом Ньюарка при попытке продать «Иглу» агенту ФБР. Одновременнов Нью-Йорке были задержаны его предполагаемые сообщники[4].
/>3. Анализ основных вопросов сотрудничествароссийских и зарубежных спецслужб
 3.1 Сотрудничествоспецслужб мира в борьбе с экономическими преступлениями
В конце 1994 года в США прошлинесколько форумов и конференций на высоком уровне, посвященных русской мафии вСША и ряду проблем межгосударственных отношений. Важнейшими из них считаютсяконференции «Российская организованная преступность» и «Глобальнаяорганизованная преступность». В работе обеих этих конференций принималиучастие представители правоохранительных структур России и некоторых другихпостсоветских государств. Американская сторона исходила из целого рядаочевидных фактов — например, что в Россию из США тайно ввозится еженедельно домиллиарда долларов, фактически для их отмывания и легализации. Как правило, этиденьги принадлежат различным американским «семействам», крупныммафиозным группам и синдикатам. Из России они возвращаются как вполнелегальные, «чистые» вклады в банки США, Швейцарии и других стран. Нарядус собственно русскими деньгами, вывозимыми по многочисленным каналам хищений всамой России, это составляет мощный финансовый поток, который во всех аспектахне только поддерживает, но и отягощает как американскую и российскую, так имировую экономику.
Величина этой опасности, а такжеспецифические условия России, где реально произошло сращивание оргпреступностис госструктурами и традиционные методы контроля за движением финансов сталинеэффективными,
Естественно, ФБР больше всегобеспокоит появление новых и очень опасных в силу их юридическойнеподконтрольности способов отмывания через Россию «грязных» денег,прежде всего от наркобизнеса и гемблинга. А обстановка в стране даже послесмены руководства остается весьма сложной. Об уровне коррупции можно судить ипо прямым внешним проявлениям — в числе обвиненных были и генеральныепрокуроры, и министры, и руководители крупных ведомств. В других странах СНГсреди обвиненных в коррупции и хищениях есть и премьеры, и вице-премьеры, имножество министров. Можно судить и по косвенным: не только в регионах, но и вГосударственной Думе происходят покушения и убийства законодателей; в некоторыхгородах списки депутатов за несколько лет превратились в мартиролог. Условиядля финансовых злоупотреблений, в частности отмывания капитала и транзитанаркотиков, остаются в России весьма обширными, и это в полной мереиспользуется американской мафией и мировой наркомафией.
Но есть и другие причины. Основныеисточники вывоза больших денег из России и стран СНГ — это представители исполнительнойвласти и бизнесмены, которые находятся (или находились) с ними в коррупционныхсвязях. Размещение и использование их денег в США также сопровождалось истимулировало развитие собственной коррупции. Кроме того, коррупционноепоражение исполнительной власти серьезно изменяло структуру российскогообщества, в частности, замедляло, если не поворачивало вспять, созданиедемократической модели. Этот вариант мог привести к явлению еще более опасному,чем некогда идеократическая система: к созданию у ядерного гиганта настоящейбандократии. Баидократия аморальна, непредсказуема, неуправляема и при наличиистоль мощного ядерного потенциала смертельно опасна для мира в целом. Даже втаком простом аспекте, как продажа ядерного оружия потенциальным или явнымтеррористическим режимам в других странах мира или даже отдельнымтеррористическим группировкам.
В США еще на переломе девяностыхгодов выработана стратегия, принятая уже тремя администрациями, — стратегия насоздействие созданию в России демократического режима с приматомзаконодательной власти над исполнительной, т.е. на превращение в конечном итогеэтой великой державы в партнера, от которого не больше прямой угрозы США, чем,скажем, от ядерных Великобритании или Франции. Возможно, эта стратегия нежизненна,как большинство «рецептов», выдвигаемых извне для России (чего нельзясказать о «рецептах» и средствах против России или СССР). Нопрактическое проявление этой стратегии в той части, которая касаетсяпротивостояния коррупции в России, она представляется вполне уместной. И здесьнельзя не отметить, что под патронатом Альберта Гора, практически безраздельноведавшего «русским вопросом» в администрации Клинтона, был созданрежим если не потакания, то пассивности в отношении высших российскихчиновников и так называемых олигархов, которые вывезли в США, Швейцарию,оффшорные зоны сотни миллиардов долларов — по данным профессора Кенди Райе, этобольше, чем весь официальный внешний долг России.
 3.2 Сотрудничествоспецслужб мира в борьбе с международной коррупцией
В феврале 1999 г. РоссийскаяФедерация подписала конвенцию Организации экономического сотрудничества иразвития (ОЭСР)«О борьбе с подкупом иностранных должностных лиц призаключении международных коммерческих сделок» (далее — Конвенция). Россия,подписав данный документ, сделала значительный шаг по пути сближенияроссийского законодательства с нормативными актами ОЭСР.
Постепенная либерализация иинтеграция национальных экономик государств — членов ОЭСР, устранение контроляза международными инвестициями и ослабление контроля за обменом валютыспособствовали интернационализации их финансовых рынков и увеличению числамеждународных коммерческих сделок. С другой стороны, негативным последствиемэтого процесса явилось широкое распространение практики подкупа иностранныхдолжностных лиц при заключении международных коммерческих сделок, включаяторговлю и инвестиции, что вызывает серьезную озабоченность в моральном иполитическом плане и искажает условия международной конкуренции.
Призыв к принятию эффективныхмер для предотвращения подкупа иностранных должностных лиц при заключениимеждународных коммерческих сделок и, в частности, к внесению изменений вположения национального налогового законодательства касается в первую очередьтех государств, которые допускают возможность снижения налогов на суммы,предназначенные для подкупа иностранных должностных лиц.
Действительно, в некоторыхстранах существует лояльное отношение к подобному подкупу, например в Австрии,Швейцарии, Новой Зеландии. Взятка рассматривается там как один из возможныхвидов расходов и не включается в налогооблагаемую базу. Но если на требованиеналоговых органов назвать получателя денег налогоплательщик ответит отказом, товозможность вычета для налогоплательщика аннулируется. В Швеции и Даниисуществует возможность вычета из налогооблагаемого дохода сумм, выплаченныхиностранных должностным лицам в качестве взятки, но налогоплательщик должендоказать, что дача взятки вызвана необходимостью и обусловлена обычнойпрактикой в стране проживания иностранного должностного лица. Правда, внастоящее время в законодательство вышеназванных и некоторых других стран ужевнесены или планируется внести соответствующие поправки.
Присоединение России к Конвенциибудет способствовать как расширению сотрудничества с другими странами, так иукреплению правопорядка в нашем государстве[5].
/>3.3 Взаимодействие спецслужб мира в борьбе стерроризмом
Столкнувшись с реальной угрозойтерроризма на своей территории, правительства многих стран, ранее скептическиотносившиеся к различным специальным правовым нормам, направленным на усилениепрофилактики терроризма и подавление его проявлений уголовно-правовымисредствами, вынуждены были пересмотреть национальное законодательство, причемчасто даже в ущерб тем или иным признанным демократическим принципам.
Значительное число государств,перед которыми встала проблема борьбы с терроризмом, задолго до России прошлопуть переоценки собственной правовой базы, часто весьма противоречивый — свозвращениями к ранее отвергнутым мерам и, наоборот, с отказом от принятых вспешке норм. Чтобы оценить действующее российское законодательство с точкизрения его полноты, эффективности и соответствия международным стандартам вобласти защиты прав человека и непосредственно в сфере противодействиятерроризму, исключительно важно проанализировать подход других стран каналогичным вопросам. Кроме того, полезно изучить как позитивный, так инегативный опыт «первопроходцев», чтобы совершенствоватьотечественные законы на основе этих знаний.
Большинство западных стран небыло готово к резкому всплеску жестокости и насилия, причем не только морально,но и институционально, и прежде всего законодательно. Лишь действительношокирующие публику своей бесчеловечностью акты терроризма вынудили ряд оченьлиберальных правительств, после второй мировой войны боявшихся даже упоминанияо любых недемократических мерах, принять уже назревшие кардинальные решения[6].
В рамках СНГ 1 декабря 2000 былопринято Положение об Антитеррористическом центре государств — участников СНГ,которое определяет правовой статус, основные задачи, функции, состав иорганизационные основы деятельности Антитеррористического центра государств — участниковСодружества Независимых Государств (далее — Центр).
Согласно ч.1 указанногоПоложения Центр является постоянно действующим специализированным отраслевыморганом Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) и предназначен дляобеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств — участниковСодружества Независимых Государств в области борьбы с международным терроризмоми иными проявлениями экстремизма.
Решения о принципиальныхвопросах деятельности Центра принимаются Советом глав государств СодружестваНезависимых Государств.
Общее руководство работой Центраосуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных службгосударств — участников СНГ.
В своей работе Центрвзаимодействует с Советом министров внутренних дел государств — участников СНГ,Советом министров обороны государств — участников СНГ, Координационным советомгенеральных прокуроров государств — участников СНГ, Советом командующихПограничными войсками, их рабочими органами, а также Бюро по координации борьбыс организованной преступностью и иными опасными видами преступлений натерритории государств — участников СНГ.
Вот некоторые основные задачи ифункции Центра которые возлагаются на спецслужбы государств СНГ:
Обеспечение координациивзаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в борьбе смеждународным терроризмом и иных проявлений экстремизма.
Анализ поступающей информации осостоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма ииных проявлений экстремизма в государствах — участниках СНГ и другихгосударствах.
Формирование на базеОбъединенного банка данных органов безопасности и специальных служб, банковданных других компетентных органов государств — участников СНГспециализированного банка данных:
о международных террористическихи иных экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах;
о состоянии, динамике и тенденцияхраспространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма вгосударствах — участниках СНГ и других государствах;
о неправительственных структурахи лицах, оказывающих поддержку международным террористам.
Предоставление информации на регулярнойоснове и по запросам компетентным органам государств — участников СНГ,участвующим в формировании специализированного банка данных.
Участие в подготовке ипроведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактическихучений, организуемых по решению Совета глав государств Содружества НезависимыхГосударств.
Содействие заинтересованнымгосударствам — участникам СНГ в подготовке и проведении оперативно-розыскныхмероприятий и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом и инымипроявлениями экстремизма.
Содействие в организацииподготовки специалистов и инструкторов подразделений, участвующих в борьбе стерроризмом.
Установление и поддержаниерабочих контактов, по поручению Совета руководителей органов безопасности испециальных служб государств — участников СНГ, с международными центрами иорганизациями, занимающимися вопросами борьбы с международным терроризмом, атакже соответствующими специализированными структурами других государств[7].
Таким образом, условиях борьбы стерроризмом необходимо признать, что в целях соблюдения баланса интересовобщества и личности упор в контртеррористической стратегии должен быть сделанна превентивных методах — на развитии собственно базы разведывательных данных,в том числе, полученных как в результате внедрения в террористическиеструктуры, так и путем обмена разведывательной информацией с другимигосударствами.
 3.4 Взаимодействиеспецслужб мира в борьбе с незаконным оборотом наркотиков
Государства СНГ в 2000г. вМинске подписали соглашение о сотрудничестве государств — участниковСодружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотическихсредств, психотропных веществ и прекурсоров.
Стороны договорились осуществлятьсотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров вследующих формах:
обмен оперативной,статистической, научно-методической и иной информацией о состоянии преступности;новыми образцами изымаемых наркотиков и прекурсоров, находящихся в незаконномобороте; информацией для пополнения единого банка данных о транснациональныхпреступных группах и их лидерах, причастных к незаконному обороту наркотиков ипрекурсоров;
обмен нормативными актами,публикациями, методическими пособиями;
взаимное содействие в проведенииоперативно-розыскных и других мероприятий;
взаимные консультации повопросам практического взаимодействия, согласования общих подходов и принциповпри разработке международных договоров, других нормативных актов, направленныхна противодействие незаконному обороту наркотиков и прекурсоров;
рабочие встречи, обменделегациями для взаимного изучения опыта работы, ознакомления с деятельностьюучреждений и организаций, занимающихся проблемами наркомании;
создание на паритетных началахрабочих групп специалистов для изучения правоприменительной практики,подготовки и проведения мероприятий, в том числе научно-практическихконференций и семинаров, разработки совместных программ борьбы с незаконнымоборотом наркотиков и прекурсоров, международных договоров, разработкипредложений по формированию нормативно-правовой базы сотрудничества в этойобласти;
осуществление совместных научныхисследований по проблемам незаконного оборота наркотиков и прекурсоров;
оказание правовой помощи всоответствии с международными договорами;
разработка и внедрениетехнических средств обнаружения наркотикосодержащих веществ;
подготовка и переподготовкакадров, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров.
Стороны также сотрудничают вразработке и внедрении новых методов лечения, профилактики наркомании,социальной и медицинской реабилитации больных наркоманией.
Стороны содействуют обменуинформацией в этой области, поощряют его, а также осуществляют обменделегациями специалистов.
Сотрудничество осуществляетсяпутем прямых контактов между компетентными органами Сторон.
Компетентными органами Сторонявляются: министерства иностранных дел; генеральные прокуратуры (прокуратуры); министерствавнутренних дел; органы национальной безопасности и специальные службы; пограничныеведомства; таможенные ведомства; министерства юстиции; министерстваздравоохранения; министерства образования
и другие ведомства, к функциямкоторых относятся вопросы борьбы, профилактики и предупреждения незаконногооборота наркотиков и прекурсоров[8].
Согласно договора о партнерскихотношениях между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилиейрешили сотрудничать в области борьбы с организованной преступностью, незаконнымоборотом наркотических средств и психотропных веществ, актами международноготерроризма, в том числе направленными против безопасности гражданской авиации иморского судоходства, фальшивомонетничеством, контрабандой, включая незаконноеперемещение через границы культурных ценностей, а также видов животных и растений,находящихся под угрозой исчезновения, в соответствии с действующимимеждународными инструментами[9]. 3.5 Сотрудничествоспецслужб России и зарубежных стран по вопросам экстрадиции
Правовое сотрудничествогосударств должно способствовать интересам правосудия и возвращению отбывающихнаказание лиц к нормальной жизни в обществе. Процесс реабилитации будет болееэффективным и быстрее достигнет результата, если осужденный отбывает наказаниев стране своего гражданства или постоянного места жительства.
В настоящее время в местахлишения свободы на территории Российской Федерации отбывают наказание около 10тыс. осужденных иностранных граждан, за пределами России в исправительныхучреждениях содержатся более 3,5 тыс. российских граждан.
Родственники осужденных, ихзаконные представители и сами осужденные часто обращаются с заявлениями опередаче их на родину для дальнейшего отбывания наказания. Для принятия решенияпо таким вопросам необходима соответствующая правовая база.
В разное время Советским Союзом,а затем Российской Федерацией был заключен ряд межгосударственных соглашений вэтом направлении.
В связи с вступлением РоссийскойФедерации в Совет Европы идет подготовка документов по присоединению России кКонвенции о передаче осужденных лиц, подписанной в Страсбурге 21 марта 1983 г.(ее участниками являются более 25 государств Европы и Северной Америки).
В соответствии с соглашениямигосударства-участники, именуемые Сторонами, обязуются по запросу передаватьдруг другу лиц, осужденных к лишению свободы за преступление, совершенное натерритории одной Стороны, и являющихся гражданами другой Стороны для отбываниянаказания. Некоторые соглашения равно применяются к лицам независимо от ихгражданства, имеющим постоянное место жительства на территории Сторон.
Компетентным органом исполнениямеждународных соглашений о передаче осужденных со стороны Российской Федерацииявляется Генеральная прокуратура Российской Федерации, которая в координации сМинистерством юстиции России, во взаимодействии со структурными управлениямиМИД, МВД и другими федеральными министерствами и ведомствами подготавливаетсоответствующие материалы. В других государствах эти вопросы рассматриваются,как правило, министерствами юстиции либо так же, как в России, — генеральнымипрокуратурами.
Передача осужденного можетосуществляться по предложению Стороны, судом которой вынесен приговор (Государствовынесения приговора), либо Стороны, гражданином которой он является (Государствоисполнения приговора). Осужденный, его близкие родственники или законныйпредставитель вправе обратиться к компетентному органу Государства вынесенияприговора или Государства исполнения приговора с ходатайством о передачеосужденного. Передача осуществляется, когда получено его согласие.
Передача осужденного непроизводится, если: по законодательству Государства исполнения приговорадеяние, за которое он осужден, не является преступлением либо не влечет засобой наказание в виде лишения свободы; наказание не может быть исполнено натерритории Государства исполнения приговора вследствие истечения срока давностиили по иному основанию, предусмотренному законодательством этой Стороны; натерритории Государства исполнения приговора за совершенное деяние он понеснаказание или был оправдан либо дело прекращено, а равно если лицо освобожденоот наказания компетентным органом этой Стороны; не достигнуто согласие междуСторонами о передаче осужденного на условиях, предусмотренных соглашением; нетсогласия осужденного, а в случае неспособности его свободно изъявить свою волю- согласия его законного представителя.
Обращение с просьбой о передачеосужденного составляется в письменной форме и к нему прилагаетсяпредусмотренный соглашением пакет документов. Компетентный орган Стороны,которой направлено такое обращение, в установленный срок уведомляеткомпетентный орган Стороны, направившей обращение, о согласии либо отказе напередачу (прием) осужденного. Место, время и порядок передачи осужденногоопределяются по договоренности между органами, исполняющими наказание. ВРоссийской Федерации это Министерство юстиции Российской Федерации.
После передачи осужденногоГосударство исполнения приговора должно обеспечить продолжение исполнениянаказания. В России реализация этого положения происходит следующим образом. Генеральнаяпрокуратура Российской Федерации направляет в Верховный Суд РоссийскойФедерации представление об исполнении приговора суда другого государства вотношении принятого в Россию для дальнейшего отбывания наказания осужденного. Кпредставлению прилагаются судебные и другие необходимые документы. СудьяВерховного Суда РФ рассматривает это представление и выносит соответствующеепостановление, которое для исполнения направляется в исправительное учреждение,где осужденный отбывает наказание, копия постановления — в Генеральнуюпрокуратуру Российской Федерации для сведения.
Согласно общепринятым нормаммеждународного права назначенное осужденному наказание отбывается на основанииприговора суда Государства вынесения приговора. Суд Государства исполнения приговораисходя из вынесенного приговора определяет по закону своего Государства такойже срок лишения свободы, как и назначенный по приговору. Если позаконодательству Государства исполнения приговора за данное деяние предельныйсрок лишения свободы меньше, чем назначенный по приговору, суд определяет этотсрок лишения свободы.
В 1997 — 1998 гг. Генеральнойпрокуратурой Российской Федерации было рассмотрено около 1800 обращенийосужденных, их родственников, а также ходатайств компетентных органов другихгосударств о передаче осужденных на родину для дальнейшего отбывания наказания.В Главное управление исполнения наказаний МВД, а затем Минюста России былинаправлены для исполнения постановления о приеме (передаче) более 700осужденных. По всем принятым в Россию для дальнейшего отбывания наказанияосужденным в Верховный Суд Российской Федерации были направлены представленияоб исполнении приговоров других государств, по которым вынесены соответствующиепостановления.
/>Заключение
Основными направлениямисотрудничества спецслужб России и зарубежными спецслужбами является:
определение жизненно важныхинтересов общества, государств и выявление внутренних и внешних угроз объектам6eзoопасности на международномуровне;
разработка основных направленийстратегии обеспечения безопасности мирового сообщества и подготовка программ ееобеспечения;
подготовка рекомендацийруководству государств для принятия решений по вопросам внутренней и внешнейполитики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
подготовка оперативных решенийпо предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существеннымсоциально-политическим, экономическим, военным, экологическим и инымпоследствиям, и по организации их ликвидации;
совершенствование системыобеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированиюсуществующие либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности,общества и государств.
/>Список литературы
1.        Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом(Шанхай, 15 июня 2001 г) // «Московский журнал международного права»,2003 г., N 1
2.        Договор о партнерских отношениях между Российской Федерацией иФедеративной Республикой Бразилией (Москва, 22 июня 2000 г) // Собраниизаконодательства Российской Федерации от 18 февраля 2002 г., N 7, ст.633
3.        Соглашение о сотрудничестве государств — участников СодружестваНезависимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств,психотропных веществ и прекурсоров (Минск, 30 ноября 2000 г) // Бюллетеньмеждународных договоров, июль 2002 г., N 7 ст.5
4.        Положение об Антитеррористическом центре государств — участников СНГ (утв.Решением Совета глав государств СНГ об Антитеррористическом центре государств — участников СНГ от 1 декабря 2000 г) // СПС «Гарант» по состоянию не 1марта 2004 г.
5.        Дайчман И. Интерпол. Всемирная система борьбы с преступностью м.: 2003.
6.        Ерохин В. Передача осужденных иностранцев на родину для дальнейшегоотбывания наказания // «Российская юстиция», 1999, N 8
7.        Подберезкин А.И., Алаев Е.И. Белая книга российских спецслужб М. 1996.
8.        Семенова О.В., Наумчев Д.В. Участие России в борьбе с подкупоминостранных должностных лиц при заключении сделок // «Российский налоговыйкурьер» N 6, июнь 1999 г.
9.        Устинов В.В. Зарубежный опыт правового регулирования борьбы стерроризмом: международно-правовые стандарты и национальная законодательнаяпрактика // «Законодательство», N 8, 9, август, сентябрь 2002 г.
10.     http://www.vokruginfo.ru/