Спорт в вузе: проблемы организации

Спорт в
вузе: проблемы организации
Введение

В условиях
формирующихся принципов рыночных отношений в экономике вузы качественно
перестраивают подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием,
дабы соответствовать требованиям, предъявляемым практикой. Эти требования в
полной мере относятся и к сфере физической культуры и спорта. Анализ их
взаимодействия в подготовке студентов, занимающихся спортом и осваивающих
требования учебных дисциплин вуза, позволяет выявить их новые отношения в
существующих реалиях. Важную роль в этом играет дисциплина “Физическая
культура” – действенное средство формирования общей культуры,
психофизического становления и профессиональной подготовки высококвалифицированного
специалиста.

В настоящее
время неразработанность социальных, правовых, экономических и организационных
основ деятельности государственных и общественных структур в новых
экономических условиях затрудняет развитие студенческого спорта в университетах
страны. Отсутствие систематизации данных об ответственности за реализацию
студенческого спорта и условиях его нормативного обеспечения со стороны как
федеральных, региональных структур, так и вузов ограничивает возможности
студентов в занятиях избранным видом спорта. Следует констатировать, что
федеральные требования к формированию у студентов физической культуры личности
и способности направленного использования разнообразных средств физической
культуры, спорта и туризма [10] сегодня носят декларативный характер.

Методы и
организация исследования. На основании многолетних исследований выявлены
наличие разных уровней студенческого спорта в высшем учебном заведении и
недостаточная теоретическая разработанность вопросов повышения спортивного
мастерства студентов, обучающихся в вузах. Данная проблема усугубляется
отсутствием систематизации в подходах к определению уровня компетенций и
согласованности деятельности уполномоченных государственных структур, в сфере
как физической культуры, спорта и туризма, так и образования. Кроме того,
происходящие перемены, обусловленные организационным становлением студенческого
спорта в нашей стране, необходимо соотносить и интегрировать с существующей
международной системой студенческого спорта и деятельностью Всемирной федерации
студенческого спорта (FISU).

Объект нашего
исследования – процесс развития студенческого спорта в университетах России,
предмет – организационно-педагогические основы становления студенческого
спорта.

Теоретической
основой исследования явились законодательные документы и нормативные акты
Российской Федерации по социально -экономическим, управленческим и правовым
проблемам, научные работы по управлению и экономике физической культуры и
спорта, теории физической культуры [1-9,11-16]. Анализ документальных и
статистических данных ДСО “Буревестник”, Российского студенческого
спортивного союза (РССС), а также результаты проведенного анкетирования
студентов и интервьюирования профессорско-преподавательского состава вузов
подтвердили актуальность постановки проблемы.

Изменения параметров учебной нагрузки в федеральных программах
дисциплины “физическая культура” для вузов

Год

Курсы (объем обязательных часов)

Число студентов в учебной
(спортивной)группе

Количество часов в неделю на занятия спортом

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

1931

1

1

1

Нет данных

Нет данных

1933

2

2

2

2

2

Сверх недельной сетки

1937

2

2

2

*

*

1 ч

1940

1,5

1,5

Вне учебных занятий, не менее 1 ч

1944

1

1

По 2 ч совместно с военной подготовкой

1948

2*

2*

*

*

*

8- 12 чел

По 2 ч на 1 – 2-м курсах, по 4 ч на
3-5-м курсах,

1951

2*

2*

*

*

12- 15чел, МС-8-9чел, 1-йи2-й разряды –
по 8 – 12 чел

По 2ч на 1-2-м По 4 ч – на 3-4-м курсах,
По 6 ч – МС, 1-й и 2-й разряды

1956

2

2

15 чел

Определяется вузом самостоятельно

1963

2*

2*

*

*

МС, 1-й разряд – 6 – 8 чел 2-й разряд
-8-10 чел 3-й разряд -10 – 12 чел

1,2-й курсы – по 2 часа 3 и 4-й по 4 ч
От 4 до 8 ч, в зависимости от этапа и спортивной квалификации

1974

2*

2*

*

*

1 – 2-й курсы – по 2 ч 3 – 4-й – по 4 ч
МС, 1-й разряд- 8 ч 2-й разряд-6 ч

1975

4

4

*

*

МС, КМС, 1-й разряд – 8 ч 2-й – 6 ч, 3-й
– 4 ч 1-2-й курсы – по 2 ч 3-4 -й курсы – по 4 ч

1987

4

4

4

4

МС – 4 – 6 чел КМС, 1-й разряд – 6 – 8
чел 2 -3-й разряды -10 – 12 чел

12ч 8ч 6ч

1990

4

4

4

4

МС, КМС – сверх недельного объема часов,
за счет средств секций 1-й разряд – 8 ч, 2-3-й разряд – 6 ч

1991

4

4

4

4

В зависимости от спортивно-технической
подготовленности, сверх установленного недельного объема часов

1994

4

4

4

4

С учетом спортивной квалификации, но не
более 15 чел

Устанавливается вузом сверх объема -до 3
ч с учетом материальных и штатных возможностей

1999

4*

4*

2*

2*

Нет данных

1 -2ч

2000

4

4

2

2

Нет данных

Устанавливается вузом с учетом
материальных и штатных возможностей

Примечание:* –
факультативные занятия; параметры нагрузки представлены без учета занятий
студентов спортивными играми.
Результаты и
обсуждение.

Демократизация
требований федеральных программ в отношении параметров учебной нагрузки для
студентов учебного спортивного отделения (см. таблицу) в условиях дефицита
финансирования вузов, явилась причиной невыполнения более чем в 50% вузов
страны требований 408-часовой трудоемкости на дисциплину “Физическая
культура”, что явилось одной из причин свертывания программ развития
спорта среди студентов и ликвидации спортивных клубов вузов.

Выявлено, что
возможность для студентов продолжать заниматься спортом в период учебы – один
из ведущих мотивов для поступления в вузы. При необходимости при анкетировании
спортсменов высокого класса (МСМК и МС) и квалифицированных спортсменов (КМС и
1-й разряд) указать наиболее значимые причины поступления в вуз, выяснился тот
факт, что желание получить специальность не является доминирующим у студентов
(см. рисунок).

Изучение
информационных документов, обобщение опыта международного спортивного
студенческо го движения (бюллетени, материалы FISU, ВНИИФКа и данные,
полученные в ходе исследования) и национальных программ развития студенческого
спорта (Англия, Болгария, Германия, Италия, Израиль, Канада, Китай, Монголия,
Польша, Румыния, Соединенные Штаты Америки, Франция, Япония) позволили выявить
специфику развития студенческого спорта и его взаимосвязь с организацией курса
“Физическое воспитание” в университетах за рубежом. Наиболее подробно
подходы к развитию студенческого спорта исследовались на примере крупнейших
университетов США (в том числе Гарвардского, Стэнфордского, Колумбийского,
Калифорнийского, Чикагского, Колгейтского, Южной Калифорнии, Техасского
христианского университета, университетов ряда штатов: Оригон, Миннесота,
Флорида, Иллинойс, Вашингтон, Луизиана, Мичиган, Небраска и др.).

Анализ
полученных данных позволяет сделать обобщение: студенческий спорт во многих
странах является основой национальной спортивной политики и регулируется государственными
законами и нормативными актами; для университетских спортивных соревнований
характерно многоуровневое построение; все больше студенток участвуют в
спортивных программах университетов; FISU оказывает помощь различным странам
мира в связи с неравномерностью развития университетского спорта; наблюдается
возрастание роли университетов в развитии движения “Спорт для всех”,
что отвечает интересам развития вузов; возможность продолжить занятия в
избранных видах спорта предоставляется студентам в спортивных клубах вуза,
функционирующих на основании заключенных с ними договоров; различаются подходы
к государственной поддержке студенческого спорта (от прямого целевого
финансирования до предоставления различных налоговых льгот).

Заключение.
Проведенное исследование позволяет сделать заключение о необходимости
установления основ государственной политики и государственных гарантий
Российской Федерации в области студенческого спорта с определением уровней
компетенции федерального центра, субъектов Федерации, местного самоуправления и
непосредственно самого высшего учебного заведения.

1.Принципами,
выполнение которых позволяет свидетельствовать о реализации приоритетов
государственной политики в сфере студенческого спорта, являются:

– поддержка и
признание права всех студентов в период обучения в высших учебных заведениях
Российской Федерации заниматься спортом в целях физического и спортивного
совершенствования;

– суверенность
прав субъектов Российской Федерации в определении собственной политики в сфере
студенческого спорта в части реализации национально-территориальных и
региональных программ развития студенческого спорта;

– непрерывность
и преемственность развития студенческого спорта на всех уровнях среднего
специального и высшего профессионального образования;

– интеграция
системы студенческого спорта средних специальных и высших учебных заведений при
сохранении и развитии традиций и достижений российского студенческого спорта в
международную систему студенческого спорта.

2. Определение
характера и условий взаимодей ствия государственных и общественных форм
деятельности и высшего учебного заведения в обеспечении успешности занятий
студентов спортом позволяет выявить организационную структуру студенческого
спорта, которую представляют: объекты (студенты и аспиранты вузов; спортивные
клубы; физкультурно-спортивные центры и физкультурно-спортивные организации
вузов; региональные студенческие спортивные ассоциации и федерации; Российский
студенческий спортивный союз); атрибуты (признаки, определяющие условия и
возможности состязательной деятельности студентов); отношения (в компетенции;
дифференциации уровней спорта; статуса соревнований); порядок подчинения
(главенство федеральных требований); иерархическое строение студенческих
спортивных соревнований (собственно вузовские, ординарные, главные).

3.Организационно-педагогические
основы развития студенческого спорта необходимо рассматривать, как совокупность
государственных и общественных форм деятельности, осуществляемых в целях
физического и спортивного совершенствования студенческой молодежи,
удовлетворения ее интересов и потребностей, подготовки спортивного резерва для
сборных команд РФ.
Список
литературы

1. Агеевец
В.У., Дугин В.В. Инварианты системно-структурного подхода в методологии науки
управления развитием физической культуры общества //Теор. и практ. физ. культ.
1977, № 8 , с. 7-11.

2. Бальсевич
В.К. Прогноз развития систем спортивной подготовки в ХХI веке. Олимпийское
движение и социальные процессы. Матер. VII Всерос. науч.-практ. конф., посвященной
100-летию современных Олимпийских игр, сентябрь 25-27, 1996. Краснодар, с.
97-105.

3. Бальсевич
В.К. Онтокинезиология человека. Изд. “Теория и практика физической
культуры”, 2000. – 275 с.

4. Виленский
М.Я. Прогностический потенциал физической культуры личности и его
педагогическое обеспечение в высшей школе /Физическая культура и спорт в
развитии личности студента. Матер. междунар. науч.-практ. конф. 15-17 сентября
1998 г., МПГУ, 1998, с. 4-6.

5. Выдрин В.М.,
Решетнева Г.А. Системный подход в исследовании физической культуры // Теор. и
практ. физ. культ., 1978, № 3, с. 5-11.

6. Гуськов
С.И., Соколов А.С. Местные органы власти и спорт.- М.: Полиграфсервис,1998. –
224 c.

7. Жолдак В.И.,
Квартальнов В.А. Менеджмент спорта и туризма. – М.: Советский спорт, 2000. –
416 с.

8. Ильинич В.И.
Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пос. для студентов высших учебных заведений
.- М..: АО “Аспект Пресс”, 1995. – 144 c.

9. Кузин В.В.
Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания // Физ.
культ.: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1, с. 3-4.

10. Лубышева
Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология
реализации // Физ. культ.: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с.
11-17.

11. Матвеев
Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. – Киев:
Олимпийская литература, 1999. – 320 с.

12. Михалев
В.И. Управление сферой спорта на межрегиональном уровне: Автореф. докт. дис. (
в виде монографии). М., 1998. – 60 c.

13. Неверкович
С.Д. Возникновение и развитие научно-исследовательских областей и дисциплин в
науках о спорте (методологический экскурс)/ Олимпийское движение и социальные
процессы. Матер. VII Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 100- летию
современных Олимпийских игр, сентябрь 25-27, 1996. Краснодар, c. 53-60.

14. Пономарев
Н.И. Опыт системного анализа спорта // Теор. и практ. физ. культ. 1977, № 2, с.
3-6.

15. Сейранов
С.Г. Управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта в условиях
перехода к рыночной экономике: Автореф. докт. дис. Санкт-Петербург, 1995.- 46
с.

16. Черепов
В.А. Социальная педагогика управленческой деятельности в спорте: Автореф. докт.
дис. Санкт-Петербург, 1995.- 31 c.

17. Л.А.
Рапопорт , Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации,
вице-президент Российского студенческого спортивного союза, мастер спорта СССР,
кандидат педагогических наук, доцент. Спорт в вузе: проблемы организации