Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение
высшего профессионального образования
«Поморский государственныйуниверситет имени М.В. Ломоносова»
Северодвинский филиалФакультет управления и праваСпециальность 021100 (030501) –Юриспруденция
СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО ТЕКСТА
Курсовая работа студентки 3 курса б/в
заочной формы обучения
Прокшиной Татьяны Вадимовны
Научный руководитель:
преподаватель кафедры юриспруденции
Яковлев Александр Владимирович
Северодвинск 2009
Содержание
Введение
1. Виды конституций
2. Предпосылки принятия КонституцииРФ
3. Возможности изменения КонституцииРФ
4. Последние поправки к КонституцииРФ
Заключение
Список использованной литературы инормативно-правовых актов
Введение
В жизни современногообщества особое место принадлежит конституции. Она определяет общественное игосударственное устройство, порядок, структуру и принципы формирования органоввласти. Именно в конституции фиксируются основные права и обязанности граждан, находятотражение те ценности, которые определяют общественное и государственноеразвитие.
В связи с этим, одним изосновных свойств конституции является стабильность, устойчивость содержания, чтопозволяет поддерживать устойчивость правовой системы и государственного механизма.Вместе с тем стабильность конституции не означает абсолютной неизменности. Основнойзакон страны должен учитывать реальные условия, адаптироваться к меняющейсясоциальной действительности, отражать перемены в тех общественных отношениях,которые он регулирует.
Конституция РоссийскойФедерации была принята 12 декабря 1993 года и действует уже более 15 лет. До недавнеговремени вносимые изменения касались только статьи 65, в части наименованиясубъектов Федерации и субъектного состава Российской Федерации. 30 декабря 2008года Президент РФ Д.А. Медведев подписал законы, касающиеся измененийсрока полномочий Президента и Государственной Думы, а также контрольныхполномочий Государственной Думы.[1]
Для того,чтобы в полной мере осознать процессы, происходящие в настоящий момент вроссийском обществе и государстве, нам кажется, необходимо понять местоКонституции Российской Федерации в классификации конституций, провести анализвозможных способов изменения текста основных законов различных государств,рассмотреть преемственность и принципиальные различия отечественныхКонституций, а также проанализировать текст ныне действующей КонституцииРоссийской Федерации с учетом последних изменений. Рамки курсовой работы непозволяют нам в полном объеме рассмотреть упомянутые вопросы, ниже мы кратко остановимсяна основных темах, более углубленно проанализировав способы и процедуры,применяемые для изменения Конституции Российской Федерации.
Предметом настоящего исследованияявляются нормы Конституции и конституционного законодательства РоссийскойФедерации, закрепляющие процедуры изменения Конституции.
Объектом исследованияявляются конституционно-правовые отношения, в рамках которых осуществляетсяизменение Конституции Российской Федерации.
В качествеисточников в настоящей работе использованы Конституция Российской Федерации1993 года, нормативно-правовые акты по выбранной тематике, учебная литературапо конституционному праву Российской Федерации, конституционному правузарубежных стран, а также ряд других источников.
Глава I. Видыконституций
«Конституция – этоосновной закон государства, определяющий пределы осуществления государственнойвласти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующихгосударственный строй страны, принципы правовой системы государства и основыего взаимоотношений с населением».[2] В такомформально-юридическом смысле понятие конституции сложилось в конце XVIII века, когда в некоторых странах былиприняты первые акты подобного значения и содержания. Ранее термин «конституция»(от латинского «constitutio» установление, устройство, учреждение, конституция)имел несколько иное значение: в Древнем Риме конституциями именовались актыимператорской власти, имеющие высшую юридическую силу. Этот же терминиспользовался и в Европе в период феодализма для наименования различныхнормативно-правовых актов.
В настоящеевремя конституции разных стран весьма различны, что связано с условиями иобстоятельствами их принятия. В конституционно-правовой теории существует классификацияконституций по ряду признаков: по форме (писаные и неписаные), по порядкупринятия (октроированные и народные), по времени действия (временные ипостоянные), по порядку изменения (гибкие и жесткие) и другим.
Неписаные конституциисуществуют в виде целой совокупности законов, конституционных обычаев, судебныхпрецедентов. Причем отсутствие в странеписаной конституции отнюдь несвидетельствует о слабости конституционного строя. В качестве примера можнопривести Конституцию Великобритании.[3] Авторы теории неписанойконституции – это, прежде всего, британские государствоведы, которые, возможно,ввели такой термин, чтобы оправдать отсутствие у них единой кодифицированнойконституции.
Писаныеконституции в большинстве стран схожи и составлены в виде единого документа, построенногопо определенной схеме. Обычно писаная конституция состоит из преамбулы,основной части и заключительных положений. В большинстве случаев преамбула носитторжественно-декларативный характер, объясняет цели конституции, историческиеусловия ее принятия. Основная часть конституции содержит нормы, определяющиеосновы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципыорганизации и деятельности органов государственной власти, а в заключительныхразделах обычно содержатся нормы о порядке изменения основного закона инекоторые переходные положения.
В наукеконституционного права различают юридическую и фактическую конституции.Юридическая конституция – это совокупность правовых норм, регулирующихрассмотренный выше круг общественных отношений. Фактическая конституция – этореально существующие общественные отношения.[4] Расхождение междуюридической и фактической конституцией свидетельствует о фиктивности первой иявляется, как правило, результатом изменения в соотношении политических сил,происшедшего после принятия юридической конституции.
По порядкуизменения выделяют конституции гибкие и жесткие. В первые изменения идополнения вносятся в порядке, установленном для принятия обычных законов, вовторые — в особом усложненном порядке, с соблюдением определенных условий.
Принятие новойконституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества:качественными изменениями в основах конституционного строя, образованием новогогосударства, существенным обновлением государственной формы (например, сменоймонархии республикой, тоталитарного режима демократическим или наоборот ит.д.). Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования.Жесткая процедура по внесению в текст конституции изменений и дополнений служитгарантом ее жизнеспособности и долговечности.
Существуют различныеспособы обеспечения жесткости конституций. Жесткие конституции условно можноразделить на два подвида: жесткие и особо жесткие. Критерия, который позволилбы четко определить степень жесткости, не существует. Условно к числу жесткихможно отнести конституции, которые изменяются парламентом одного и того жесозыва квалифицированным большинством в палате или палатах, и конституции,изменяемые повторным голосованием через определенный срок, но парламентом тогоже созыва. Если же требуется утверждение изменений на референдуме илиголосование в парламенте следующего созыва, или утверждение поправок органамисубъектов федерации, или применение каких-либо иных процедур, ратифицирующихвнесенные изменения, то такие конституции можно отнести к особо жестким.
Одной из причинпостоянства норм, содержащихся в основном законе Японии 1947 года (до сих пор втекст этой конституции не было внесено ни одной поправки), а также весьмаредкого внесения поправок в конституции США, Франции является как раз особо жесткийих характер.[5]
Некоторые конституциисодержат так называемые защищенные или укрепленные положения, не подлежащиепересмотру. Так, в Италии и во Франции, например, республиканская формаправления не может быть предметом пересмотра.[6]
Глава II. Предпосылкипринятия Конституции РФ
КонституцияРоссийской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, не первая в историистраны. До ее принятия действовала Конституция 1978 года, которая, в своюочередь, имела предшественниц.
Прежние советскиеконституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливаядля этого лишь квалифицированное большинство депутатов высшегопредставительного органа. Предшествовавшая российская Конституция устанавливала,что для принятия изменений и дополнений ее текста требовалось согласие не менее2/3 от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации. Толькопри изменении и дополнении статей Конституции, касающихся федеративногоустройства, требовалось согласование с субъектами федерации в лице их Советовнародных депутатов. Порядок принятия новой конституции не устанавливался, иКонституция ограничивалась нормой о том, что это относится к исключительнойкомпетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации.
Такой упрощенный порядокизменения, в совокупности с другими политическими факторами, нарушалстабильность Конституции и привел к тому, что в прежнюю Конституцию РоссийскойФедерации за короткий период было внесено более 300 поправок.[7]
Права и свободы граждан впрежней Конституции закреплялись в отрыве от международных стандартов иподчинялись целям «коммунистического строительства». Государство объявлялось «советским»и «социалистическим», но не правовым. Оно рассматривалось как «основное орудиестроительства социализма и коммунизма». Этому соответствовал и механизмгосударственной власти, который игнорировал принцип разделения властей,необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие.Закрепленная в Конституции руководящая роль Коммунистической партии служилабазисом и оправданием однопартийного диктата во всех общественных игосударственных делах.
Конституция с такимсодержанием стала входить в острое противоречие с процессами, начавшимися в1985 году. Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ,распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года.Она неоднократно и существенно менялась.
В 1989 году законом былучрежден новый высший орган государственной власти – Съезд народных депутатовРСФСР. К исключительному ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, втом числе принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений.
С учетом поправок 1989-1992годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ отсоциалистической модели общественного развития, монопольного положения Коммунистическойпартии в политической системе, признание идеологии плюрализма. Из официальногоназвания страны и республик в составе РФ были исключены определения«советская», «социалистическая». Страна стала называться Россией – РоссийскойФедерацией. Были узаконены множественность и равноправие форм собственности, втом числе частной. Открылись возможности для свободного создания политическихпартий и общественных объединений, что существенно изменило политическую жизнь.В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизацияинститутов государственной власти (были учреждены институт Президента,Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновляласьизбирательная система.
Существеннопреобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики иряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Наоснове федеративного договора от 31 марта 1992 года разграничиваласькомпетенция органов государственной власти Федерации и её субъектов;устанавливались гарантии территориальной целостности России. Прекращениемсуществования СССР было обусловлено исключение из Конституции статей,ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России.Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельностьеё внешней и оборонной политики.[8]
Однако эти изменениябольше напоминали «латание дыр», ибо не привели к созданию единой концепциинового государства.
Остро назреланеобходимость конституционных перемен.
Нынедействующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года,официально опубликована и вступила в силу 25 декабря 1993 года. В последней(11-й) редакции действует с 31 декабря 2008 года.
Как ужеговорилось выше, в рамках настоящей работы мы не будем подробно останавливатьсяна принципиальных отличиях современной Конституции Российской Федерации отКонституций 1918, 1925, 1937 и 1978 годов. Ниже рассмотрим особенности внесенияизменений и поправок в текст ныне действующего Основного закона (глава 9«Конституционные поправки и пересмотр Конституции»).
Глава III.Возможности изменения Конституции РФ
Положения главы 9Конституции РФ существенно изменили процедуру частичного или полного пересмотратекста Конституции, которая предусматривалась всеми ранее действовавшимироссийскими конституциями. Эти положения усилили «жесткость» основного законастраны, значительно усложнили процедуру пересмотра, внеся в нее ряд новыхмоментов.
Конституция РФ различаеттермины «пересмотр» и «поправка». Пересмотром являются изменения положений глав1, 2 и 9. Внесение поправок направлено на изменение глав 3-8 Конституции РФ.
«Предложения о поправкахи пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить ПрезидентРоссийской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, ПравительствоРоссийской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектовРоссийской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членовСовета Федерации или депутатов Государственной Думы»[9].Статья 134 Конституции РФ определяет круг субъектов, наделенных правом внесенияпредложений о поправках и пересмотре Конституции.
Следует различать обычнуюзаконодательную инициативу, то есть право внесения проектов обычных законов(федеральных и федеральных конституционных) и инициативу конституционногопересмотра. В данном случае круг субъектов, наделенных правом законодательнойинициативы, не совпадает с кругом субъектов, обладающих правом инициативыконституционного пересмотра. Конституционный Суд, Верховный Суд, Высшийарбитражный Суд правом внесения предложений о поправках и пересмотреКонституции не наделен.
Кроме того, правоинициативы конституционного пересмотра принадлежит не отдельным представителямСовета Федерации и Государственной Думы, а группе численностью не менее однойпятой общего состава каждой из палат. Это ограничивает возможность внесенияслучайных законопроектов, а также втягивания Федерального Собрания вмногочисленные обсуждения конституционных вопросов, что вполне вероятно, еслитакое право предоставлялось бы каждому члену парламента.[10]
Изменения в Конституцию РФ могут вноситься четырьмяразличными способами, предусмотренными главой 9 и конкретизированными решениямиКонституционного Суда и федеральными законами:
Поправки к главам 1, 2,9Конституции (положения об основахконституционного строя, о правах и свободах человека и гражданина, оконституционных поправках и пересмотре Конституции) принимаются КонституционнымСобранием или выносятся этим органом на референдум.
Положения части 1 статьи135 устанавливают иерархию конституционных норм (по значимости), что ранее небыло присуще прежним российским основным законам. При наличии подобной иерархиисложность того или иного способа изменения Конституции Российской Федерацииосновывается на социальной значимости тех общественных отношений, которыерегулируются соответствующими положениями. Как уже упоминалось выше, подобнаяособенность присуща ряду современных конституций (см. стр. 7 настоящей работы).Положения глав 1, 2 и 9 могут быть пересмотрены только путем принятия новойКонституции. В отличие от ранее действовавших российских основных законов,которые предоставляли право принимать новую Конституцию высшемупредставительному органу государственной власти, Конституция 1993 года лишаетФедеральное Собрание этого права.[11]
Часть 2 статьи 135предусматривает, что для изменения конституции созывается специальный орган –Конституционное Собрание. Конституционное Собрание – это особый органосуществления государственной власти (во многих странах он именуетсяУчредительным Собранием). Порядок формирования и деятельности, компетенцияКонституционного Собрания должны определяться федеральным конституционнымзаконом. До настоящего времени указанный закон не принят, что фактически делаетневозможными изменения Глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации.
Второе место в иерархиинорм занимают те нормы, которые содержатся в статьях глав 3-8 (федеративноеустройство Российского государства, порядок формирования, организация,компетенция и взаимоотношения федеральных государственных органов, статусместного самоуправления).
Поправки к главам 3 — 8Конституции могут приниматься в форме Закона опоправках к Конституции.
Первые попытки применить положения ст. 136 Конституции и принять поправки к Конституции привели к возникновению ряда спорных ситуаций. Своеобразным «камнем преткновения» стали наименование и правовая форма акта, содержащего поправку к Конституции. Существовали принципиально разные подходы к решению этой проблемы. Одна точка зрения предполагала, что конституционные поправки должны приниматься в форме федеральных конституционных законов. Другая – что поправки к Конституции являются самостоятельным видом нормативных правовых актов РФ, и такие акты должны именоваться именно «поправками». Существовала также и точка зрения, что принятие поправок должно производиться федеральными законами.
Ввиду того, что единой позиции выработать не удалось, Государственная Дума была вынуждена обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании ст. 136 Конституции. Принятое по результатам рассмотрения запроса Государственной Думы Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании статьи 136 Конституции от 31 октября 1995 г. №12-П стало важным актом конституционного значения, по существу определившим порядок принятия конституционных поправок.
Конституционный Суд постановил, что поправки в смысле ст. 136 Конституции должны приниматься в форме особого правового акта, имеющего особый статус. Но при этом акт, содержащий изменение Конституции, не был назван собственно «поправкой». Конституционный Суд постановил, что конституционные поправки должны приниматься в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции. Необходимо отметить, что действующая Конституция непосредственно предусматривала существование только двух видов законов, принимаемых на федеральном уровне, – федеральных конституционных и федеральных законов. Таким образом, Постановлением Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. №12-П в систему российского законодательства был введен третий вид законов федерального уровня – закон Российской Федерации о поправке к Конституции. Процедура принятия указанного закона установлена Федеральным законом №33-ФЗ от 04 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».
К началу 2009 годапринято два закона о поправке к Конституции РФ: № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 «Обизменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы» и № 7-ФКЗ от30 декабря 2008 «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношенииПравительства РФ».
Изменения в статью 65, вызванные образованием новыхсубъектов Российской Федерации, вносятся в более упрощенном порядке, чем изменения в другиестатьи глав 3-8. на основаниифедерального конституционного закона опринятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъектаРоссийской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъектаРоссийской Федерации.
К началу 2009 годаприняты 5 таких законов: № 1-ФКЗ от 25 марта 2004 «Об образовании в составеРоссийской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результатеобъединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»[12],№ 6-ФКЗ от 14 октября 2005 «Об образовании в составе Российской Федерациинового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярскогокрая, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийскогоавтономного округа»[13], № 2-ФКЗ от 12 июля 2006«Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерациив результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа»[14],№ 6-ФКЗ от 30 декабря 2006 «Об образовании в составе Российской Федерациинового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской областии Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»[15],№ 5-ФКЗ от 21 июля 2007 «Об образовании в составе Российской Федерации новогосубъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области иАгинского Бурятского автономного округа»[16].
В еще болееупрощенном варианте вносятся изменения в часть первую статьи 65, вызванные изменением наименованияреспублики, края, области, города федерального значения, автономной области,автономного округа –указами Президента. Такой механизм предусмотрен Постановлением КонституционногоСуда N 15-П от 28 ноября 1995г. по Делу о толковании части 2 статьи 137Конституции РФ. Изменение наименования относится к исключительной компетенциисубъектов Федерации. Решение об изменении своего наименования, принятое впорядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, служитоснованием для включения нового наименования в текст части первой статьи 65.
К началу 2009года приняты 4 таких указа: N 20 от 9 января 1996г., N 173 от 10 февраля 1996г.и N 679 от 9 июня 2001г., N 841 от 25 июля 2003г.
УказомПрезидента РФ от 25 июля 2003 г. N 841 в часть первую статьи 65 Конституциивключено новое наименование субъекта Российской Федерации — Ханты-Мансийскийавтономный округ — Югра вместо наименования Ханты-Мансийский автономный округ; УказомПрезидента РФ от 9 июня 2001 г. N 679 – включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Чувашская Республика — Чувашия вместонаименования Чувашская Республика — Чаваш республики; Указом Президента РФ от10 февраля 1996 г. N 173 – новое наименование субъектаРоссийской Федерации — Республика Калмыкия вместо наименования РеспубликаКалмыкия — Хальмг Тангч и Указом Президента РФ от 9 января 1996 г. N 20 – новые наименования субъектов Российской Федерации — Республика Ингушетия иРеспублика Северная Осетия — Алания вместо наименований Ингушская Республика иРеспублика Северная Осетия.
В свете соблюденияконституционной законности важным является указание Конституционного суда[17]о том, что в упрощенном порядке может быть произведено только такое изменениенаименования субъекта Федерации, которое не затрагивает основы конституционногостроя, права человека и гражданина, интересы других субъектов Федерации,Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также непредполагает изменение состава Федерации или конституционно-правового статусаего субъектов. Иными словами, переименование субъекта Федерации не должнозатрагивать прежде всего положений глав 1, 2 и 9, а также главы 3 КонституцииРФ.
Глава IV. Последние поправки к Конституции РФ
Как уже говорилось выше,за 15 лет существования Конституции Российской Федерации вносимые изменениякасались только образования новых и переименования существующих субъектов РФ. Предлагалисьболее 25 законопроектов о поправках, которые по различным причинам былиотклонены.
5 ноября 2008 годаПрезидентом РФ Д.А.Медведевым в его послании Федеральному Собранию были изложеныпредложения о внесении поправок к Конституции РФ.
11 ноября 2008 годаПрезидент внёс проекты поправок к Конституции в Государственную Думу.
14 ноября 2008 годаГосдума в первом чтении одобрила проекты поправок.
19 ноября 2008 годаГосдума во втором чтении утвердила поправки к Конституции.
21 ноября 2008 годаГосдума в третьем чтении утвердила поправки.
26 ноября 2008 года СоветФедерации одобрил поправки, после чего они были направлены на утверждениезаконодательным собраниям в регионах.
16 декабря 2008 года былпреодолен необходимый для вступления в силу поправок порог в две третирегиональных парламентов.
18 декабря 2008 годапарламенты всех 83 регионов страны одобрили поправки в Конституцию.
22 декабря 2008 годаСовет Федерации установил, что данные поправки были рассмотрены надлежащимобразом, а также утвердил решение субъектов федерации об одобрении поправок вКонституцию РФ.
30 декабря 2008 года ПрезидентРоссийской Федерации Д. А. Медведев подписал законы о внесениипоправок в Конституцию Российской Федерации.
31 декабря 2008 года в Российскойгазете, Парламентской газете опубликованы Федеральный закон о поправке кКонституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Обизменении срока полномочий Президента Российской Федерации и ГосударственнойДумы» и Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 30декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думыв отношении Правительства Российской Федерации».
Это первые существенныепоправки к действующей российской Конституции за её историю.
Примечательно, чтопроцедура с момента внесения проектов поправок до опубликования законов заняла57 суток.
Стольмолниеносное принятие поправок к Конституции Российской Федерации вызвало врезонанс в российском обществе.
Открытонегативную оценку внесенных в Конституцию РФ поправок высказывает партия«Яблоко», объявив сбор подписей против изменения действующей Конституции. Своюпозицию партия объясняет тем, что «…исходя из отечественного негативногоисторического опыта монополизации политической власти» они «против внесенных вКонституцию РФ поправок, цель которых — сохранение на долгие годы власти дляконкретных людей».[18]
С другой стороны, рядполитологов считает, что для такой большой страны, как Россия, 4 года дляпрезидентских полномочий – слишком малый срок. В беседе с Мадлен Олбрайт,бывшим госсекретарем США, 16 ноября 2008 года Дмитрий Медведев сказал: «Ясчитаю, что в ближайшие годы – я не знаю, сколько это может быть – 30, 40, 50лет – России необходима стабильная политическая система, которая включаетстабильный сильный парламент и сильную президентскую власть. Желательно, чтобыони были разведены во времени по формированию. Моe предложение – пять лет дляГосдумы и шесть лет для Президента»[19]. Законом №6-ФКЗ от 30декабря 2008г. изменен срок президентских полномочий с 4 до 6 лет, полномочийГосударственной Думы – с 4 до 5 лет. По мнению И. Карпюка «…помимо увеличениясрока, Россия получает постепенно разводимые по срокам президентские ипарламентские выборы. Далеко не во всех странах политическая система можетвыдержать смещенные относительно друг друга парламентские и президентскиеизбирательные циклы. Например, долгое время французская Пятая республикастрадала от того, что президент избирался раз в 7 лет, а парламент — раз в 5лет. Несколько раз это приводило к феномену, названному во французскомполитическом жаргоне сожительство (cohabitation), когда левый президент былвынужден уживаться с правым премьером (социалист Миттеран с голлистом Шираком)и наоборот, правый президент с левым премьером (голлист Ширак с социалистомЖоспеном). Сожительство может возникнуть не только из-за смещенногоизбирательного цикла — примером тому служит современная Украина, где президентникак не может спокойно разделить сферы влияния с премьером».[20]Конституционные изменения коснулись и отчетности Правительства РоссийскойФедерации перед Государственной Думой. Политолог Вячеслав Никонов считает, чтоправо Государственной Думы на осуществление парламентского контроля являетсяодной из наиболее существенных поправок к Конституции, которая являетсясерьезным шагом в сторону укрепления прерогатив законодательной власти иразвития основ российского парламентаризма. Конечно, дело, как всегда, вдеталях.[21] Выступая в Ижевске назаседании Госсовета России 18 ноября 2008 года, Президент уточнил, чтообязанность правительства отчитываться перед парламентом «…не превращает нас впарламентскую республику, и, скажу откровенно, я считаю, что Россия не должнабыть парламентской республикой, для нас это просто смерти подобно». Тем неменее, по его словам, решение о подотчетности правительства Госдуме укрепляетполномочия нижней палаты парламента и дает дополнительные рычаги контроля вотношении тех решений, которые принимаются кабинетом министров. «Несмотря напрезидентский характер нашей республики, тем не менее, есть правительство,которое является исполнительной властью, и правительство должно периодически непросто отчитываться самому себе, но и все-таки докладывать ФедеральномуСобранию, Госдуме об исполнении тех поручений, которые мы давали, представлятьотчет о работе за год», – заявил Д.Медведев, – «Подотчетность правительства Госдумеукрепляет полномочия нижней палаты парламента и дает дополнительные рычагиконтроля в отношении тех решений, которые принимаются кабинетом министров».[22]
Заключение
Подводя итоги проделаннойработе, следует отметить следующее:
Государственно-правоваяпрактика приспосабливается и к жесткости, и к гибкости конституций. С однойстороны, жесткость выполняет определенную функцию, делая конституциюстабильной, с другой стороны, эта жесткость не мешает приспосабливать некоторыенормы конституции к требованиям сегодняшнего дня.
Конституция Российской Федерацииявляется актом долговременного действия, жесткой по характеру пересмотра. Еёважнейшим свойством является стабильность.
Гарантией стабильностивыступает особый, усложненный порядок её принятия и пересмотра. Однако это неозначает, что конституция России вообще не нуждается ни в каких изменениях.
Жизньпостоянно привносит много нового и порой неожиданного. Со временем проявляютсякак сильные, так и слабые стороны самой Конституции, обнаруживаются «белыепятна» и несогласованности.
Нынедействующая Конституция Российской Федерации – продукт своего времени. Конечно,на этапе подготовительной работы можно было предусмотреть далеко не все, крометого, обстановка в стране в тот момент накладывала отпечаток на темпы ирезультаты разработки Конституции.
Новоезаконодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практикав целом со временем снимают многие вопросы.
В изменившейся политическойситуации и на базе принятой Конституции ее дальнейшее совершенствование являетсяоправданным и правомерным процессом. Но при этом важно действовать без спешки,не поддаваться сиюминутной политической конъюнктуре, учитывать практическийопыт, который накапливается по мере развития общества.
В настоящий моментбольшинство политологов сходится на том, что власти продолжают свой курс наукрепление стабильности политического строя России. Будут ли в ближайшее времявноситься дальнейшие изменения в Основной закон Российской Федерации – покажетвремя.
Списокиспользованных источников
Список нормативных актов:
1. КонституцияРоссийской Федерации.
2. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 31 октября 1995 года №12-П «По делу о толкованиистатьи 136 Конституции РФ» // СЗ РФ. 1995. № 45. Ст.4408.
3. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N15-П «По делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст.4868.
4. Закон о поправкек Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ «Об изменении срока полномочийПрезидента РФ и Государственной Думы». // Российская газета от 31 декабря2008года.
5. Закон о поправкек Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ «О контрольных полномочияхГосударственной Думы в отношении Правительства РФ». // Российская газета от 31декабря 2008года.
6. Федеральный законот 4 марта 1998 года №33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок кКонституции РФ» // «Российская газета» от 10 марта 1998 г.
7. Федеральныйконституционный закон от 25 марта 2004г. №1-ФКЗ «Об образовании в составеРоссийской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результатеобъединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». // СЗ РФ.2004. №13. Ст.1110.
8. Федеральныйконституционный закон от 14 октября 2005г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составеРоссийской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результатеобъединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономногоокруга и Эвенкийского автономного округа». // СЗ РФ. 2005. №42. Ст.4212.
9. Федеральныйконституционный закон от 12 июля 2006г. №2-ФКЗ «Об образовании в составеРоссийской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результатеобъединения Камчатской области и Корякского автономного округа». // СЗ РФ.2006. №29. Ст.3119.
10. Федеральныйконституционный закон от 30 декабря 2006г. №6-ФКЗ «Об образовании в составеРоссийской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результатеобъединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»// СЗ РФ. 2007. №1. Ст.1.
11. Федеральныйконституционный закон № 5-ФКЗ от 21 июля 2007 «Об образовании в составеРоссийской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результатеобъединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» // СЗРФ. 2007. №30. Ст.3745.
Список литературных источников
1. Арутюнян Г.Г.,Баглай М.В. Конституционное право: Энциклопедический словарь М.: Норма, 2006. –544с.
2. Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Норма,2001. – 800с.
3. Енгибарян Р.В.,Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 554с.
4. Завершился саммит«большой двадцатки», посвященный преодолению глобального кризиса//http://www.1tv.ru/news/polit/132522
5. Карпюк И.Медведев сделал первый шаг в большой политике. //http://www.polit.ru/event/2008/11/05/politique.html
6. Кондратьева Е. //http://www.dni.ru/polit/2008/11/26/154173.html
7. Конституционноеправо зарубежных стран. Учебник для вузов. / Под общ.ред.Баглая М.В., ЛейбоЮ.И., Энтина Л.М. – М.: Норма, 2000. – 832с.
8. КонституцияРоссийской Федерации: Научно-практический комментарий. / Под.ред.акад.Топорнина Б.Н. – М.: 1997. – 716с.
9. Кравец И.А.Сущность конституций и конституционный процесс (динамикасоциально-политического содержания российских конституций) // Правоведение.2002. №2 С.43-57.
10. Сбор подписейпротив изменения Конституции РФ. //http://popravkam.net