Способы защиты гражданских прав в административном порядке

Оглавление:
Введение
Основнаячасть:
Глава1. Защита гражданских прав:
1.1.    Право на защитукак одно из правомочий субъективного гражданского права
1.2.    Понятие способовзащиты гражданских прав
Глава2. Административный порядок защиты гражданских прав:
2.1.Способы защиты гражданских прав в административном
порядке
2.2.Пределы осуществления управомоченным лицом требования о защите права,обращенного к компетентным государственным или общественным органам
Заключение
Списокиспользуемой литературы

Введение
 
Актуальностьтемы работы.
Вобществе слишком часто встречаются правонарушения, каким бы высоким не былоразвитие современного общества. И вопрос о том, каким образом защищать своинарушенные гражданские права, очень и очень актуален на сегодняшний день, таккак вся ценность объявленного и реализованного права может быть в один моментсведена к нулю. И от того, каким образом сможет государство или сам гражданинсвое право защитить и восстановить, во многом зависит как процветание всегообщества в целом, так и благополучие каждого отдельного гражданина в частности.
Целии задачи работы. Цельданной работы состоит в изучении способов защиты гражданских прав.
Для достиженияпоставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1.   дать понятие способов защитыгражданских прав;
2.   рассмотреть способы защитыгражданских прав в административном порядке.
Объект исследования – способы защиты гражданских прав.
Предметомисследованияявляются общественные отношения, связанные с изучением способов защитыгражданских прав.

Основнаячасть
Глава1. Защита гражданских прав
 
1.1.     Право назащиту как одно из правомочий субъективного гражданского права
Правона защиту по своему материально-правовому содержанию включает в себя:
во-первых,возможность управомоченного лица использовать дозволенные законом средствасобственного принудительного воздействия на правонарушителя, защищатьпринадлежащее ему право собственными действиями фактического порядка(самозащита гражданских прав);
во-вторых,возможность применения непосредственно самим управомоченным лицом юридическихмер оперативного воздействия на правонарушителя, которые в литературе иногда несовсем точно называют оперативными санкциями;
в-третьих,возможность управомоченного лица обратиться к компетентным государственным илиобщественным органам с требованием понуждения обязанного лица к определенномуповедению.
Предоставляяуправомоченному лицу правоохранительные возможности, составляющие содержаниеправа на защиту, советское гражданское законодательство вместе с темобеспечивает их осуществление и соответствующими правоохранительными мерами.Соответственно содержанию права на защиту следует различать видыправоохранительных мер, применяемых к нарушителям гражданских прав иобязанностей:
во-первых,меры фактического характера, применяемые управомоченным лицом при самозащитегражданских прав, в частности, меры охраны его имущества, необходимая оборона;меры, предпринимаемые в состоянии крайней необходимости;
во-вторых,правоохранительные меры оперативного характера, являющиеся мерами юридическоговоздействия, но применяемые самим управомоченным лицом, например, отказ отпринятия просроченного исполнения, отказ транспортной организации выдать грузгрузополучателю до внесения последним причитающихся с него платежей и др.;
в-третьих,правоохранительные меры государственно-принуди-тельного характера, применениекоторых входит в компетенцию рассматривающих спор государственных иобщественных органов.
1.2.     Понятиеспособов защиты гражданских прав
Способызащиты представляют собой комплекс мер, применяемых в целях обеспечениясвободной реализации субъективных прав. В ст. 12 ГК РФ перечислено 12 способовзащиты гражданских прав, но этот перечень не является исчерпывающим, посколькудопускается возможность использования и других способов при условии, что этопредусмотрено законом.
Способызащиты гражданских прав в зависимости от порядка их реализации могут бытьразделены на три группы:
1)применяемые только судами, а в некоторых случаях и иными уполномоченными государственнымиорганами;
2)применяемые участником правоотношения самостоятельно (самозащита, прекращениеправоотношения путем одностороннего отказа от исполнения обязательства, еслитакая возможность предусмотрена законом или договором, и др.);
3)применяемые как с помощью судебных органов, так и самостоятельно (возмещениеубытков, взыскание неустойки и др.).
Признаниеправа в качестве способа защиты осуществляется в судебном порядке, ибо толькосуд, как юрисдикционный орган, может подтвердить наличие или отсутствие у лицаспорного права. Признание права применяется в случаях, когда субъективноегражданское право у лица фактически имеется, но его наличие кем-то отрицается,в связи с чем возник или может возникнуть спор.

Глава2. Административный порядок защиты гражданских прав
 
2.1. Способы защиты гражданских прав в административномпорядке
Согласноч. 2 ст. 11 ГК РФ защита гражданских прав в административном порядкеосуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом решениекомпетентного органа, принятое в административном порядке по жалобе илизаявлению гражданина, может быть обжаловано в суд. Право на судебную защиту втаких случаях ограничено быть не может.
Так,АО «Московское патентное бюро» обратилось в арбитражный суд субъектаРФ с иском к Апелляционной палате Комитета РФ по патентам и товарным знакам опризнании недействительным решения Апелляционной палаты, которым быланнулирован используемый истцом товарный знак. Арбитражный суд субъекта РФпрекратил производство по делу, ссылаясь на то, что данный спор не подлежит рассмотрениюв арбитражном суде.
Определениеарбитражного суда субъекта РФ о прекращении производства по делу ПостановлениемПрезидиума Высшего Арбитражного Суда РФ было признано незаконным, т.к. всоответствии с п. 2 ст. 11 ГК РФ решение, принятое в административном порядке изатрагивающее гражданские права, может быть обжаловано в суд[1].
Такимобразом, ГК РФ справедливо признает приоритет судебной защиты субъективныхгражданских прав.
Внастоящее время рядом федеральных законов предусматривается возможностьприменения административной формы защиты гражданских прав и интересов. Так,согласно ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»[2]федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляетгосударственный контроль за соблюдением законов, иных правовых актов РФ,регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Нарядус антимонопольным органом права потребителя защищают ряд федеральных органовисполнительной власти, в том числе федеральный орган по стандартизации,метрологии, сертификации, органы санитарно-эпидемиологического контроля и т.д.(ст. 42 Закона), а также органы местного самоуправления (ст. 44).
Нарядус данными законодательными актами административный порядок защитыпредусматривается Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[3].Согласно ст. 27 данного Закона федеральный антимонопольный орган рассматриваетфакты нарушения антимонопольного законодательства и принимает по ним решения ипредписания в пределах своей компетенции.
Основаниямидля рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства являютсязаявления коммерческих и некоммерческих организаций, федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органовместного самоуправления и представления прокурора. В соответствии с указаннойстатьей дела о нарушении антимонопольного законодательства могут бытьрассмотрены федеральным антимонопольным органом по собственной инициативе.
Административныйпорядок защиты гражданских прав имеет перспективу дальнейшего развития.Реализуя свое право на защиту в административном порядке, гражданин илиорганизация могут быстрее осуществить защиту своего права, чем в судебномпорядке.
Судебнаяпроцедура до сих пор остается длительной и дорогостоящей.
Так,согласно ст. 44 Закона о защите прав потребителей граждане вправе обратиться ворганы местного самоуправления за защитой своих прав. Органы местногосамоуправления вправе: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их повопросам защиты прав; анализировать договоры, заключенные продавцами(изготовителями) с потребителями в целях выявления условий, ущемляющих правапотребителей; при выявлении товаров ненадлежащего качества, а также опасных дляжизни, здоровья, имущества потребителей, а также окружающей средынезамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти,осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров; в случаевыявления продажи товаров, не сопровождающихся достоверной и достаточнойинформацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности,если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров допредставления информации или прекращать продажу товаров (выполнения работ,оказания услуг); обращаться в суд за защитой прав потребителей (неопределенногокруга потребителей).
Такимобразом, органы местного самоуправления наделены широкими полномочиями позащите прав потребителей. В то же время в ряде случаев органы местногосамоуправления самостоятельно не могут предпринять активных действий по защитеправ потребителей, а должны обращаться к органам исполнительной власти, имеющимсоответствующие полномочия.
Так,ст. 43 Закона о защите прав потребителей не упоминает орган местногосамоуправления в качестве субъекта, имеющего право применить административноевзыскание к нарушителю прав потребителя. Представляется, что ст. 43, непредусматривающая право органов местного самоуправления налагать санкции запосягательства на права потребителей, соответствует ст. 1 Федерального законаот 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ», согласно которой органы местного самоуправления — это выборные и другие организации, наделенные полномочиями на решение вопросовместного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Посколькуорганы местного самоуправления не входят в систему органов государственнойвласти, то самостоятельно налагать штрафы они не вправе.
 
2.2. Пределы осуществления управомоченным лицом требования озащите права, обращенного к компетентным государственным или общественныморганам
Установлениев законе определенной подведомственности гражданских споров имеет двоякоезначение: с одной стороны, такой порядок разграничивает юрисдикционнуюкомпетенцию различных государственных и общественных органов по рассмотрениюгражданских дел и тем самым определяет известные границы осуществленияуправомоченным лицом требования защиты права, поскольку с таким требованиемуправомоченный вправе обратиться только к определенному органу; а с другойстороны, установленный законом порядок подведомственности споров призванобеспечить надлежащую защиту прав и интересов граждан и организаций.
Особенноважное значение проблема подведомственности гражданско-правовых споровприобретает в связи с рассмотрением гражданских дел в административном порядке.Это объясняется, прежде всего, тем, что административный порядок рассмотренияспоров, обладая некоторыми достоинствами, в частности возможностью значительносократить сроки рассмотрения споров, тем не менее не обладает необходимым количествомправовых средств, обеспечивающих максимальную гарантию правильного разрешениядела.
Посвоему характеру административный порядок защиты гражданских прав соответствуеттаким отношениям, которые основаны на подчинении одного субъекта другому.Поэтому основная сфера его применения — это рассмотрение споров, возникающих изадминистративно-правовых отношений.

Заключение
Итак,мы дали понятие способов защиты гражданских прав, а также рассмотрели способызащиты гражданских прав в административном порядке.
Из всего вышесказанногоможно сделать следующие выводы.
Возможность обратиться ккомпетентным государственным или общественным органам за защитой материальногосубъективного права является важнейшей в содержании принадлежащегоуправомоченному лицу права на защиту. И хотя обеспечительную сторону праванельзя сводить только к применению мер государственного принуждения, следуетпризнать, что подключение управомоченным лицом к реализации своего правааппарата государственного принуждения является важнейшим условием реальности игарантированности прав организаций и граждан.

Список используемойлитературы:
 
Нормативные правовыеакты:
1.        Конституция РФ от12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2.        «Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть первая)»  от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от14.07.2008, с изм. от 24.07.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с01.09.2008) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст.3301.
3.        Закон РФ от07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 25.10.2007) //«Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 140.
4.        Закон РСФСР от22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельностина товарных рынках» (ред. от 26.07.2006)  // «Бюллетень нормативныхактов», N 2-3, 1992.
5.        ПостановлениеПрезидиума ВАС РФ от 15 октября 1996 г. N 225/96 «Решение Апелляционной палатыКомитета РФ по патентам и товарным знакам, затрагивающее исключительное правопредприятия на товарный знак, может быть обжаловано последним в арбитражныйсуд» // «Вестник ВАС РФ», 1997, N 1.
Литература:
1.        Агапов А. Б.Административное право. М., 2007. С. 784.
2.        Алехин А. П.,Кармолицкий А. А. Административное право России. Часть 1. М., 2009. С. 528.
3.        Алиева И.Д.Защита гражданских прав прокурором и иными уполномоченными органами. М., 2006.С. 128.
4.        Грибанов В. П.Осуществление и защита гражданских прав. М., 2007. С. 412.
5.        Миронов А. Н.Административное право. М., 2008. С. 304.
6.        Свердлык Г. А., СтраунингЭ. Л. Защита и самозащита гражданских прав. М., 2007. С. 208.
7.        Смоленский М. Б.Административное право. М., 2007. С. 352.
8.        Четвериков В. С.,Четвериков В. В. Административное право. М., 2007. С. 208.