Содержание
Введение
1. Роль налогов в рыночной экономике
1.1. Сущность налогов и налоговой системы
1.2. Функции налогов
1.3. Принципы налогообложения
1.4. Элементы налога и виды ставок
3. Налоговая система Республики Беларусь
3.1. Основные положения налоговой системы РБ
3.2. Уровни налоговой системы
3.2.1. Республиканские налоги
3.2.2. Местные налоги
Заключение
Приложение 1 Повседневное в цифрах (Канада)
Приложение 2 Показатели структуры и динамики основных налогов в РБ (согласно бюджету 1998-2000 гг).
Литература
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение современной ситуации в налоговых системах Канады и Республики Беларусь. Постараться ответить на вопрос, что можно позаимствовать РБ у Канады для того, чтобы сбалансировать свою налоговую систему и увеличить приток инвестиций в экономику.
На данном этапе развития общества тема налогов и налогового законодательства является наиболее актуальной и значимой, так как все страны заняты поиском лучшей системы налогообложения, поэтому ей посвящено большое количество научных работ и трудов. Каждый автор предлагает свой способ построения налоговой системы: от абсурдных до вполне реальных и осуществимых. Но все сходятся во мнении, что без налоговой системы не может существовать ни одно государство.
1. Роль налогов в рыночной экономике
1.1. Сущность налогов и налоговой системы
Налоговая система – нормы, регулирующие размеры формы, методы и сроки безвозмездного изъятия государством части денежных средств из стоимости натуральных доходов у предприятий, организаций и населения в виде общегосударственных налогов, целевых платежей и сборов, отчислений во внебюджетные фонды, установленные законодательством.
Налоги – обязательные и без эквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов государств, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Налоги могут взиматься следующими способами:
1. Кадастровый – (от слова кадастр – таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники;
2. На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3. У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо, т.е. до выплаты. Например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Сyществyют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.
В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в западных государствах.
1.2. Функции налогов
Регулирующая. Здесь необходимо дать некоторые комментарии.
Госyдарственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
· Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действyющих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.
· Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
Распределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ наyчно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
Распределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Фискальная. Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры – библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Таким образом, кроме чисто фискальной функции, система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса.
1.3. Принципы налогообложения
Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:
1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3. Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.
4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)
На основе четырех принципов Адама Смита налогообложения к настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.
Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот. Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д. Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.
1.4. Элементы налога и виды ставок
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.
К ним относятся:
· субъект налога или налогоплательщик – лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо поэтому рассматривают и
· носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;
· объект налога – доход или имуществ, с которого начисляется налог (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и т.д.);
· источник налога – доход, за счет которого уплачивается налог;
· ставка налога – важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
2. Пропорциональные – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины, т.е. единая ставка налогообложения.
3. Прогрессивные – средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
4. Регрессивные – средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
В общих чертах видно, что прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.
По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.
Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.
3. Налоговая система Республики Беларусь
3.1. Основные положения налоговой системы РБ
Налоговая система РБ первоначально в 1992 году была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам были утверждены Методические указания по исчислению каждого конкретного платежа Минфином и государственным налоговым комитетом. Разработаны разъяснения, уточнения отдельных положений.
В основу налоговой системы РБ положен налоговый кодекс.
Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов пошлин, процедуру установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки платежей.
В данный момент на рассмотрении Палаты Представителей находится законопроект нового налогового кодекса, который призван максимально унифицировать налоговые законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь.
3.2. Уровни налоговой системы
В соответствии с Законом РБ «О бюджетной системе РБ» бюджетная система республики включает республиканский и местные бюджеты (областные, районные, городские, районные в городах, поселковые бюджеты и бюджеты сельсоветов).
Таблица 4
Динамика платежей в бюджет и во внебюджетные фонды по РБ за 1992-1998 гг. в % к ВВП.
Показатели
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
Общий объем платежей
43,9
65,0
62,8
46,9
46,7
40,3
41,5
Из местных бюджетов осуществляется финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения, осуществляемых местными органами государственной власти. В общей сумме доходов консолидированного бюджета РБ доходы местных бюджетов составили в 1997-1999 гг. более 50%.
3.2.1. Республиканские налоги
К налогам республиканского уровня относятся:
1. Налог на добавленную стоимость (НДС) – основной вид косвенного налога, который включается в отпускную цену товара, работ и услуг. Он представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости создаваемой на всех стадиях производства и реализации продукции. НДС был введен в 1992 году вместо налога с оборота и налога с продаж. Механизм исчисления и тип налога существенно отличались от общеевропейских. Порядок исчисления предусматривал определение добавленной стоимости в целом по предприятию с учетом внереализационных убытков и доходов, и представлял тип товарного НДС, исчисляемого способом прямого вычитания. Ставка налога составила 28%. В последствии происходило снижение ставок налога (25% и 20%). В качестве доходных источников бюджета ему отведено первое место, НДС практически выполняет роль надбавки к цене товара (см приложение 2). При отсутствии рыночных механизмов регулирования цен спросом и предложением НДС подстегивает инфляционные процессы, сдерживая развитие производства и не стимулирует инвестиции. Объектом обложения НДС является стоимость, которую предприятие добавляет к стоимости товаров или услуг, а также стоимость ввозимых на территорию РБ товаров. Плательщиками НДС являются юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, их филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие и расчетный (текущий) счет, участники договора о совместной деятельности, физические лица. Частные предприниматели уплачивают НДС только по оборотам по окончанию финансовых услуг, операций с ценными бумагами и недвижимостью. Льготы по НДС имеют социальную направленность.
2. Акцизы относятся к разряду специальных косвенных налогов окончательными плательщиками, которых выступает потребитель, на которого налог перекладывается путем установления надбавки к цене. С 1992 года в качестве одной из форм косвенного налогообложения применяются акцизы на отдельные группы товаров. Вначале 30 товарных групп: спирт, различные сорта вин, коньяк, пиво, табачные изделия, мех натуральный, бензин, сырая нефть, телевизоры, холодильники, грузовые автомобили, азотные удобрения и тд. Ставка составляла от 10 до 75% в зависимости от вида и группы. Акцизами не облагается спирт отпущенный на производство лекарственных препаратов. Являясь основным доходным источником акциз выполняет, также функцию регулирующего платежа: распределенный в установленных законодательством размерах между республиканскими и местными бюджетами, он позволяет осуществлять бюджетное регулирование, как в республиканских масштабах, так и на низовом уровне.
3. Налог на прибыль и доходы предприятий и организаций заключается в распределении прибавочной стоимости между предприятием и государством. Плательщиками налога являются юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, включая предприятия с иностранными инвестициями и полностью иностранные предприятия. Юридические лица могут возложить уплату налога на прибыль в течение отчетного года на филиалы, представительства и другие обособленные структурные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. Участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел или которые получили выручку от этой деятельности до ее распределения. Объектом обложения налогом на прибыль является конечный результат деятельности хозяйствующих субъектов – балансовая прибыль. Основная ставка налога на прибыль предусматривается в размере 30% к налогооблагаемой базе. Пониженная ставка 15% устанавливается для предприятий, осуществляющих производство: численность в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – до 100 человек, в строительстве, общественном питании и бытовом обслуживании – до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек. Также дополнительным условием является получение не более 5000 мин заработных плат в год прибыли. Прибыль полученная от предоставления услуг предприятиям агропромышленного комплекса облагается по ставке – 10%. Льготы предоставляются предприятиям, занимающимся производством, переработкой сельскохозяйственной продукции, научным, техническим, производственно-техническим обеспечением предприятия. Также может применяться упрощенная схема налогообложения прибыли (дохода). При упрощенной схеме предполагается замена уплаты совокупности республиканских и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности. Объектом налогообложения является валовая выручка полученная от реализации продукции (работ, услуг) за отчетный период. Ставка налога устанавливается в размере 10% от налогооблагаемой базы.
Таблица 5
Динамика налоговой нагрузки на выручку от реализации продукции, работ, услуг за 1995-1998 гг в % к выручке.
Отрасли экономики
1995
1996
1997
1998
Промышленность
21,6
19,8
20,6
19,4
Сельское хозяйство
13,5
15,5
12,4
13,9
Транспорт
13,9
25,7
26,6
28,5
Строительство
25,3
22,7
23,1
20,9
Торговля и общепит
23,0
26,1
28,8
28,0
Снабжение
и сбыт
17,5
13,4
14,6
8,8
Другие отрасли
18,4
15,5
20,6
12,1
Всего по республике
20,1
19,3
19,8
19,1
Также взимаются целевые налоги и сборы, которые представлены следующим образом:
1. Налоги, сборы, зачисляемые в дорожный фонд (ставка – 10%, льготы производителям сельскохозяйственной продукции на 50% меньше);
2. Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и отчисления в государственный фонд содействия занятости населения (единый налог). Плательщики налога: юридические лица, независимо от формы собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, а также филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет. Юридические лица, не осуществляющие предпринимательской деятельности, в том числе финансируемые из бюджета РБ, то есть бюджетные организации и учреждения, а также индивидуальные предприниматели работающие на территории РБ независимо от формы собственности. Объектом налогообложения является фонд заработной платы. Ставка налога – 5% единым платежом, в том числе содействия занятости – 1%.
3. Обязательные страховые взносы в фонд социальной защиты населения. Плательщиками являются: юридические лица и физические лица, которым законодательно предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками, а также работающие граждане. Объект налогообложения – все виды выплат в денежной, натуральной форме начисляемой в пользу работников, независимо от источников финансирования за исключением выплат предусмотренных законодательством. Кроме этого по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ, создание объектов интеллектуальной собственности. Кроме того объектом является и доход. По доходу ставка – 15% для индивидуальных предпринимателей, членов крестьянских, либо фермерских хозяйств, творческих работников. Ставка налога – основная ставка 35%, в том числе: для работающих граждан – 1%, для колхозов, совхозов, фермеров, занимающихся выпуском сельскохозяйственной продукции –30%.
4. Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
5. Целевой сбор на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда;
6. Целевой сбор на содержание детских дошкольных учреждений.
3.2.2. Местные налоги
Согласно ст 121 Конституции РБ установление местных налогов и сборов относится к исключительной компетенции местных Советов депутатов.
Доходная часть местных бюджетов включает доходы, налоги и сборы, которые можно подразделить на три группы:
1. Отчисления от общереспубликанских налогов и доходов (налог на добавленную стоимость, налоги на прибыль и доходы, акцизы на спирт и пищевое сырье, водку, ликеро-водочные изделия, спиртосодержащие жидкости пищевые и непищевые экстракты, винно-спиртовые настойки).
2. закрепленные за местными бюджетами налоги и доходы (акцизы на плодово-ягодные крепленые и ликерные вина сухие и полусухие вина, виноградные крепленые вина, пиво и другие алкогольные напитки полученные методом сбраживания (кроме импортных), подоходный налог, госпошлина, сборы и разные неналоговые поступления) и тд.
3. Собственные доходы, налоги и сборы (налог на недвижимость, налог за пользование природными ресурсами, платежи за землю, лесной доход, местные налоги и сборы, поступления от приватизации коммунальной собственности и возврат бюджетных ссуд).
Законом установлено, что налоги, вводимые местными Советами депутатов, не могут нарушать действующей в РБ порядок формирования себестоимости и ценообразования.
В зависимости от органов власти, которые устанавливают местные налоги, сборы, различают налоги устанавливаемые:
1. Высшими органами государственной власти (парламентом, президентом);
2. Местными органами власти (Советами депутатов).
К первой группе относятся:
1) Налог на недвижимость, который введен для мобилизации средств в бюджет и экономического стимулирования более эффективного использования основных производственных и непроизводственных фондов и ускорения их ввода в эксплуатацию. Плательщиками налога на недвижимость являются: юридические лица, независимо от формы собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица , а также филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет. Плательщиками этого налога также являются физические лица. Юридические лица, финансируемые из бюджета РБ, то есть бюджетные организации и учреждения, плательщиками налога на недвижимость не являются. В качестве объекта налога на недвижимость выступают: стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков; стоимость объектов незавершенного строительства; стоимость принадлежащих физическим лицам зданий. Для юридических лиц годовая ставка налога на недвижимость установлена в размере 1%. Эта же ставка применяется и стоимости основных производственных и непроизводственных фондов, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам, а также к стоимости объектов незавершенного строительства, принадлежащих заказчикам (застройщикам), кроме льготируемых объектов. Годовая ставка налога на недвижимость со стоимости зданий, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам, садоводческим товариществам созданным за счет личных взносов граждан, установлена 0,1%.
2) Платежи за землю взимаются с плательщиков в двух формах: в виде земельного налога (налога на землю); в форме арендной платы. Введение платы за землю преследует следующие цели: обеспечение экономическими методами рационального использования земли; формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству; повышение качества земли; социальное развитие территории. Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов и собственников земли (за исключением ряда случаев). Размер платы за землю зависит от двух факторов: качества земли и местонахождения земельного участка. Объектом налогообложения является земельный участок, который находится во владении, пользовании и собственности. Конкретно земельным налогом облагаются следующие категории земель: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов; промышленности; транспорта; связи; обороны и иного назначения; лесного фонда; водного фонда. Плательщиками земельного налога или арендной платы являются юридические лица и физические лица (включая иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность. Размер земельного налога определяется по данным кадастровой оценки земель. Он устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади. В практике исчисления земельного налога большое значение имеют ставки обложения. Они установлены Законом РБ «О платежах за землю». Однако в случае изменения внешних условий хозяйствования (устанавливаемых цен, порядка налогообложения, кадастровой оценки земель, уровня инфляции и тд) парламент РБ имеет право пересматривать ставки земельного налога. Местные органы имеют право в определенном законом размерах уменьшать или увеличивать ставки земельного налога. Основанием для исчисления земельного налога и арендной платы за землю является Государственный акт на право владения (пользования) землей или Государственный акт на право собственности на землю, удостоверение на право временного пользования землей или решение соответствующего органа о предоставлении этого участка. Юридические лица исчисляют налог на землю самостоятельно и предоставляют в налоговые органы расчеты об исчисленной сумме налога на текущий год в сроки, установленные Советом Министров РБ. С 1998 г. земельный налог, арендная плата за землю несельскохозяйственного назначения полностью зачисляются в бюджеты областей и Минска. Законом предусмотрен перечень льгот по взиманию налога за землю. В частности, не взимается плата за земли сельскохозяйственного назначения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства, а также земли запаса, земельные участки, занятые административными зданиями местных Советов депутатов, и тд.
3) Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог). Основной целью введения этого налога является рациональное использование добываемых из природной среды ресурсов и ограничение сверхлимитных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду. Плательщиками налога за пользование природными ресурсами (экологического налога) являются: юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, их филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет, участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел или получившие выручку от этой деятельности до ее распределения; предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица; нефтеперерабатывающие предприятия за переработку нефти и нефтепродуктов. Юридические лица, финансируемые из бюджета РБ, то есть бюджетные организации и учреждения, плательщиками налога на недвижимость не являются. Они не являются плательщиками экологического налога даже в тех случаях, если занимаются хозяйственной деятельностью. В качестве объектов налогообложения выступают объемы: добываемых из природной среды ресурсов; переработанных нефти и нефтепродуктов; выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Экологический налог состоит из следующих платежей: за добычу природных ресурсов в пределах установленных лимитов, а также за их сверхлимитную добычу; за переработку нефти и нефтепродуктов (за переработку 1 т нефти или нефтепродуктов налог взимается по ставке 1 евро). Налог за пользование природными ресурсами исчисляется уплачивается ежемесячно плательщиками, исходя из фактических величин. При исчислении налога на добычу природных ресурсов законодательством предусмотрен ряд льгот. Например, не взимается налог на воду, отпускаемую для хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения населения, работников предприятий, учреждений и организаций, за песок и гравийно-песчаную смесь для использования в дорожном строительстве и в некоторых случаях.
Ко второй группе относятся:
1) Сборы с пользованием, в том числе сборы за парковку на улицах и пользование стоянки в специально оборудованных местах;
· сбор за право торговли,
· сбор с владельцев собак,
· сбор за право использования местной символики,
· сбор за выдачу ордера на квартиру,
· сбор за право проведения аукционов,
· курортный сбор, рыболовный и охотничий сбор,
· сбор на строительство в курортной зоне,
· сбор за пользование объектами инфраструктуры при пересечении границы РБ через контрольно-пропускные пункты;
2) Налоги на продажу, в том числе:
· вино-водочных изделий;
· пива;
· табачных изделий;
· изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розничной торговой сети ;
3) Сборы за услуги, в том числе:
· гостиниц;
· кемпингов;
· мотелей;
· ресторанов;
· баров;
· кафе;
4) Налоги, связанные с рекламной деятельностью, в том числе:
· налог на рекламу;
· налог на рекламные стенды;
· налог на рекламные автомашины;
5) целевые сборы, в том числе:
· транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов международных сообщений и содержание ведомственного городского электрического транспорта;
· сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района) и другие;
· целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений;
· сборы за промысловую заготовку дикорастущих растений, грибов, технического и лекарственного сырья в целях их промышленной переработки или реализации.
Плательщиками местных налогов и сборов являются все юридические лица (включая иностранные), их филиалы, представительства, отделения и другие структурные подразделения, имеющие обособленный баланс и расчетный (текущий) счет, независимо от формы собственности, осуществляющие хозяйственную деятельность, и физические лица
Юридические лица уплачивают налоги за счет средств, остающихся в их распоряжении, все налоги, относящиеся к категории « налоги на продажу» (см. п. «2»), и все сборы, относящиеся к категории «сборы за услуги» (см. п. «3»), устанавливаются как надбавки к цене и исключаются из выручки при определении сумм других налогов, а также при подсчете платежей, уплачиваемых в бюджет и другие целевые бюджетные фонды,
Местные налоги и сборы полностью зачисляются в местные бюджеты.
Также к местным налогам относится подоходный налог, который взимается в РБ согласно закону РБ «О подоходном налоге с граждан». Плательщиками являются граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РБ. Для целей налогообложения определяется статус постоянного местожительства на основании нахождения на территории РБ более 183 дней в любом 12 месячном периоде. Объектом налогообложения выступает совокупный доход в денежной (национальной и иностранной валюте) и натуральной форме, полученный, как на территории республики, так и за ее пределами в течение календарного года. Льготы по подоходному налогу носят в основном социальную направленность и защищают определенные группы населения: первая группа – льготы для лиц, имеющих заслуги перед государством; вторая группа – льготы для различных категорий инвалидов. Ряд льгот предоставлен семьям с детьми и иждивенцами. Также следует учитывать, что отдельные доходы не подлежат налогообложению: пособия по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению, компенсации, выплаченные по месту основной работы суммы материальной помощи.
Таблица 6
Ставки подоходного налога в РБ.
Размер облагаемого совокупного годового дохода.
Ставки (суммы) налога.
До 240 среднемесячных минимальных заработных плат
9%
От 240 среднемесячных минимальных заработных плат + 1 рубль до 600 среднемесячных минимальных заработных плат
21,6 среднемесячных минимальных заработных плат + 15% с суммы, превышающей 240 среднемесячных минимальных заработных плат
От 600 среднемесячных минимальных заработных плат + 1рубль до 800 среднемесячных минимальных заработных плат
75,6 среднемесячных минимальных заработных плат + 20% с суммы, превышающей 600 среднемесячных минимальных заработных плат
От 840 среднемесячных минимальных заработных плат +1рубль до 1080 среднемесячных минимальных заработных плат
123,6 среднемесячных минимальных заработных плат +25% с суммы, превышающей 840 среднемесячных минимальных заработных плат
От 1080 среднемесячных минимальных заработных плат +1рубль
183,6 среднемесячных минимальных заработных плат +30% с суммы, превышающей 1080 среднемесячных минимальных заработных плат
Разновидностью подоходного налога является подоходный налог с иностранных граждан и лиц без гражданства. Особенностью налогообложения этой группы лиц является определение места жительства и источника получения дохода. В соответствии с этим для них применяется смешанный принцип резиденства: 1) получение доходов на территории РБ; 2) наличие постоянного места жительства на территории республики. В зависимости от времени нахождения на территории РБ (постоянное место жительства либо его отсутствие) различают порядок исчисления и изъятия подоходного налога. Лица постоянно проживающие облагаются также, как и граждане РБ (если проживают более 183 дней в году). Если граждане временно находятся на территории РБ, то они подлежат налогообложению только в части доходов, полученных из источников в РБ. Налог составляет 20% и удерживается у источника выплаты или налоговым органом без предоставления льгот, предусмотренных законодательством для физических лиц резидентов. Не облагаются налогами доходы дипломатических работников, членов их семей и обслуживающего персонала.
Заключение
Канада — децентрализованное государство, где, несмотря на сильное влияние федеральных органов власти, провинции имеют большое значение в ключевых областях национальной экономики и социального развития. Так, провинции обладают сферой полномочий в таких областях, как образование, здравоохранение, круг социальных программ по страхованию. Децентрализация помогает адаптировать социальную политику к местным нуждам, в то же время обеспечивая правительствам провинций доходы, достаточные для поддержания единых стандартов общественных услуг при равных уровнях налогообложения.
В целом современная налоговая система Канады достаточно типична для государств с развитой рыночной экономикой. По уровню налогообложения корпораций Канада занимает среднее положение среди семи ведущих индустриальных стран. Суммарная федерально-провинциальная ставка налога на доходы корпораций составляет в Канаде около 42%, при 39-40% в США, около 30% во Франции и Великобритании, более 50% в Японии, Германии и Италии.
По уровню налогообложения физических лиц Канада занимает среди стран группы семи одно из первых мест. Вместе с тем, гибкая система интеграции личного подоходного и корпорационного налогов позволяет избегать двойного обложения прибыли, имеющего место в США. В 1996-1997 г. такие провинции как Онтарио, Новая Шотландия, Нью-Брансуик и Британская Колумбия снизили ставки подоходных налогов и намерены продолжать аналогичные реформы в будущем. Наиболее решительно это делает правительство провинции Онтарио: в 1998 г. ставка налога на доходы физических лиц снижена до 45% от уровня аналогичного федерального налога (49% в 1996 г.), а в 1999г. она опустилась до 40,5%.
По состоянию на 1997 г. проживающая в Онтарио семья из четырех человек с двумя детьми и одним неработающим супругом должна была выплатить налоги в следующем размере. При годовом доходе порядка 56 тыс. долларов (примерно таков был доход среднестатистической канадской семьи) на уплату всех налогов и обязательных взносов ушло примерно 27 тыс. долларов. Семья аналогичного состава с годовым доходом в 100 тыс. долларов должна была выплатить в виде налогов и обязательных взносов более 36 тыс. долларов.
Таким образом, Республике Беларусь необходимо используя зарубежный опыт реформировать свое налоговое законодательство с целью его упрощения и большей прозрачности для населения. Оптимальным можно считать способ взаимоотношений федерального бюджета и местных бюджетов, когда налоги и сборы непосредственно относящиеся к территориям взимаются в их бюджеты полностью (или большая часть), что способствует конкуренции между местными органами власти с целью привлечения инвестиций и непосредственного развития подконтрольных территорий. Также это способствует формированию налоговой справедливости, когда территория на которой находится какое-либо предприятие получает в виде налогов и иных отчислений компенсацию за несение тяжести существования рядом с ним (к примеру гомельский химзавод), а не направляется почти полностью в госбюджет (Могилевская область постоянно лидирует по количеству убыточных предприятий и по объему задолженностей, но согласно бюджету 2002 года получит значительно большее финансирование, чем другие регионы), из которого налоги как известно распределяются по принципу «самому бедному больше всех».
В новом бюджете 2002 года заложены следующие цифры налогов: текущие налоговые доходы составят 70,9%, доходы государственных целевых фондов – 20%. Главной особенностью законопроекта является снижение налога на прибыль с 30 до 24%, как это сделано в РФ. «Остается также у наших финансистов и вера в урегулирование с РФ ситуации с выплатой НДС в стране реализации товаров, что может стать дополнительным источником пополнения доходной части бюджета»[1]. Как видим в следующем году мы будем испытывать определенные трудности с наполнением бюджета в связи с высоким налоговыми ставками (в совокупности останется еще около 40 видов налогов), которые заставят хозяйствующие субъекты скрывать свои доходы. Исходя из рассмотренного выше видно, что Канада тоже испытывая дефицит бюджета предпочла действовать более продуманно и снизила расходы бюджета, а также отменила ряд налоговых льгот, которые были заменены налоговым кредитом, что является лучшей формой предоставления благоприятных условий для инвестиций, так как не позволяет создавать фирмы «однодневки», которые используют ту или иную полученные льготы, а затем ко времени, когда они должны выплачивать налоги в бюджет исчезают.
Интересен подход в области поддержки сельхозпроизводителей, когда они выплачивают усредненный за 5 лет доход, что позволяет избежать перекосов налогообложении в связи с возможными неурожаями и проблемами перепроизводства.
В области налогообложения высоких технологий РБ имеет даже более мягкие для этих компаний условия, чем Канада, предоставляя возможность созданным компаниям в течение 2 лет не платить налоги, кроме налога на прибыль.
Вообще, исходя из возможностей каждого конкретного государства необходимо отметить, что универсальной налоговой системы не существует. Однако, каждое государство должно стремиться найти свою нишу для дальнейшего развития и существования.
Приложение 1 Повседневное в цифрах 1996-1997 гг (Канада)
Чтобы представить повседневную жизнь канадской семьи, имеет смысл поразмышлять над ее доходами и расходами. Приводимые цифры, конечно же, примерные.
Экономические показатели по провинциям и территориям, млн. долларов
Провинция
Валовой продукт
Валовой продукт на душу населения
Средний доход семьи
Британская Колумбия
80706
25809
44000
Альберта
70565
28546
45100
Саскачеван
20274
20274
37400
Манитоба
23707
21710
39000
Онтарио
277085
28439
47600
Квебек
154066
22761
39600
Нью-Брансуик
13295
18389
36000
Новая Шотландия
17017
19035
37900
О-в Принца Эдуарда
1991
15315
35900
Ньюфаундленд
8787
15335
33000
Юкон
929
25731
49700
С. -З. Территории
2120
39259
45100
Промышленные товары
Кроссовки
39. 9 – 79. 9
Горный велосипед
159. 9 – 519. 9
Роликовые коньки
119. 9
Теннисная ракетка
79. 9
Непромокаемый костюм
79. 9
Женское платье
75. 0 – 125. 0
Женский свитер
40. 0 – 125. 0
Женский пиджак
34. 9 – 69. 9
Мужская рубашка
40. 0 – 80. 0
Мужские плавки
14. 0 – 40. 0
Мужской плащ
55. 0 – 250. 0
Мужской костюм
149. 0 – 450. 0
Спортивный комплект (шорты и майка)
19. 9- 119. 0
Пижама
29. 9 – 89. 9
Полотенце банное
7. 9
Полотенце для рук
5. 9
Полотенце для лица
3. 9
Чайник
43. 9
Автомобили
Джип Чероки (1996 г.)
23000
Вояджер (1996 г.)
20000
Джип Апаш (1997 г.) в рассрочку на 30 месяцев
340 ежемесячно
Пикап (1996 г.)
17800
Форд Таурус (1996 г.)
16000
Форд Фестива (1996 г.)
8000
Крайслер (четырехдверный, 1996 г.)
12800
Эспайр (пятидверный, 1996 г.)
9800
Кстати, Канада занимает 3 место в мире по экспорту автомобилей
Приложение 2 Показатели структуры и динамики основных налогов в РБ (согласно бюджетам 1998-2000 гг).
Показатели
1998
Структура, %
1999
Структура, %
Темп роста 99/98
2000
Структура, %
Темп роста 00/99
Темп роста 00/98
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Текущие налоговые доходы
95642,117
100,00%
333380,00
100,00%
348,57%
1091485856
100,00%
327399,93%
1141218,84%
Прямые налоги на доходы и прибыль
18201,566
19,03%
41297,79
12,39%
226,89%
231780079
21,24%
561240,93%
1273407,35%
в том числе:
С юридических лиц
18201,566
19,03%
из них:
Налог на прибыль
17508,438
18,31%
39862,55
11,96%
227,68%
224348224
20,55%
562804,48%
1281372,01%
Фиксированные суммы налога на прибыль
113,794
0,12%
209,89
0,06%
184,44%
0,00%
0,00%
Налог на доходы предприятий и организаций
579,334
0,61%
1225,35
0,37%
211,51%
7431855
0,68%
606509,74%
1282827,35%
Налоги, взимаемые с фонда заработной платы
5912,465
6,18%
16968,40
5,09%
286,99%
61771420
5,66%
364037,98%
1044765,93%
в том числе, чрезвычайный налог
5912,465
6,18%
16948,40
5,08%
286,66%
61771420
5,66%
364467,56%
1044765,93%
Внутренние налоги на товары и услуги
57088,586
59,69%
215580,62
64,67%
377,62%
658913482
60,37%
305645,97%
1154194,78%
в том числе:
НДС
38326,877
40,07%
124196,27
37,25%
324,04%
414176762
37,95%
333485,67%
1080643,13%
Акцизы
16843,237
17,61%
84821,71
25,44%
503,60%
227745040
20,87%
268498,52%
1352145,32%
Налоги за пользование товарами, либо заниматься определенными видами деятельности
1918,472
2,01%
0,00%
0,00%
3250000
0,30%
169405,65%
из них:
Сбор за проезд автотранспортных средств по автомобильным длрогам общего пользования РБ
1430
1,50%
4600,00
1,38%
321,68%
4603500
0,42%
100076,09%
321923,08%
Прочие сборы за пользование товарами или за право пользоваться товарами, либо заниматься определенными видами деятельности
488,472
0,51%
1962,64
0,59%
401,79%
9138180
0,84%
465607,00%
1870768,44%
Литература
1. Актуальные проблемы российско-канадских отношений./Под ред. С.Ф.Молочкова. – М., Наука, 1999.
2. Алехин Б.И. Защита инвесторов в США и Канаде. //США-Канада: экономика, политика, культура. – 1999 – № 9.
3. Бойко Т. К вопросу о правовом регулировании местных налогов и сборов.//Главный бухгалтер. – 2000 – №39
4. Богомолов Г. Как платить единый налог.//Белорусский рынок. – 2001 – № 34.
5. Булатецкая Е. Чтобы получить льготы.// Белорусский рынок. – 2001 – № 41.
6. Бурносенко И. Нестандартная социальная ориентация.//День. – 2001 – №91 – 17 октября.
7. Дернберг Р.Л. Международное налогообложение, Москва, ЮНИТИ, 1997г.
8. Еделькин Д. Налог с продаж: примеры из мировой практики.//Эпиграф. – 2001 – № 47-48.
9. Исраелян Е.В. Урегулирование региональных и внутригосударственных конфликтов: Инициатива Канады.//США-Канада: экономика, политика, культура – 1999 – № 6.
10. Канада на пороге нового тысячелетия (по материалам пятой международной конференции РАИК)//США-Канада: экономика, политика, культура. – 1999 – № 12.
11. Князев В.Г., Черник Д.Г. Налоговые системы зарубежных стран, М, Юнити, 1997.
12. Комкова Е.Г. Канада в сети Интернет. – М., Наука, 1999.
13. Костян Д. НДС для предпринимателей.// Белорусский рынок. – 2001 – № 38.
14. Лифляндчик В., Савина Л. Ненужный ажиотаж.// Белорусский рынок. – 2001 – № 26.
15. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира, М, фонд “Правовая культура”, 1995.
16. Налоговое планирование на предприятиях и организациях (оптимизация и минимизация налогообложения): Учебное пособие для руководителя и бухгалтера (рекомендации). – М., 1993.
17. Налоги: учебное пособие./Под ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – Мн: БГЭУ, 2000.
18. Налоги: учебное пособие./Под ред. Д.Г. Черника. – М: Финансы и статистика, 1996.
19. Немова Л.А. Канада: фискальный федерализм и социальная политика.//США-Канада: экономика, политика, культура. – 2001 – № 1.
20. Селезнев А. Центр и регионы (из зарубежного опыта).//Наследие. – 1995 – № 26.
[1] Бурносенко И. Нестандартная социальная ориентация.//День. – 2001 – №91 – 17 октября.