Сравнение операционных систем DOS, Windows 3. , Windows 95, Windows NT

Общая характеристика операционных систем современных ПВЭМ Здесь я хочу представить наиболее распространенные операционные системы, которыми мы пользуемся в повседневной работе: Dos, Windows 3.+, Windows 95. Дисковая Операционная Система (DOS) Операционная система DOS состоит из следующих частей: Операционная система — это программа, которая загружается при включении компьютера. Она производит диалог с пользователем, осуществляет управление компьютером, его ресурсами (оперативной памятью, местом на дисках и т.д.), запускает другие (прикладные) про­граммы на выполнение. Операционная система обеспечивает пользова­телю и прикладным программам удобный способ общения (интерфейс) с устройствами компьютера. Основная причина необходимости операционной системы состоит в том, что элементарные операции для работы с устройствами компьюте­ра и управления ресурсами компьютера — это операции очень низкого уровня, поэтому действия, которые необходимы пользователю и при­кладным программам, состоят из нескольких сотен или тысяч таких элементарных операций. Базовая система ввода-вывода (BIOS), находящаяся в постоян­ной памяти (постоянном запоминающем устройстве, ПЗУ) компьюте­ра. Эта часть операционной системы является «встроенной» в компью­тер. Ее назначение состоит в выполнении наиболее простых и универ­сальных услуг операционной системы, связанных с осуществлением ввода-вывода. Базовая система ввода-вывода содержит также тест фун­кционирования компьютера, проверяющий работу памяти и устройств компьютера при включении его электропитания. Кроме того, базовая система ввода-вывода содержит программу вызова загрузчика операци­онной системы. Загрузчик операционной системы — это очень короткая про­грамма, находящаяся в первом секторе каждой дискеты с операцион ной системой DOS. Функция этой программы заключается в считыва нии в память еще двух модулей операционной системы, которые и за­вершают процесс загрузки DOS. Па жестком диске (винчестере) загрузчик операционной системы состоит из двух частей. Это связано с тем, что жесткий диск может быть разбит на несколько разделов (логических дисков). Первая часть загрузчика находится в первом секторе жесткого диска, она выбирает,с какого из разделов жесткого диска следует продолжить загрузи Вторая часть загрузчика находится в первом секторе этого раздел она считывает в память модули DOS и передает им управление. Дисковые файлы 10.SYS и MSDOS.SYS (они могут называться по-другому, например IВМВ.СОМ и IBMDOS.COM для PC DO; URBIOS.SYS и DRDOS.SYS для DR DOS, — названия меняются в зaвисимости от версии операционной системы). Они загружаются в пaмять загрузчиком операционной системы и остаются в памяти компь тера постоянно. Файл I0.SYS представляет собой дополнение к базoвой системе ввода-вывода в ПЗУ. Файл MSDOS.SYS реализует основные высокоуровневые услуги DOS. Командный процессор DOS обрабатывает команды, вводимые пользователем. Командный процессор находится в дисковом файл! COMMAND.СОМ на диске, с которого загружается операционная система. Некоторые команды пользователя, например Type, Dir или Сор) командный процессор выполняет сам. Такие команды называютс внутренними. Для выполнения остальных (внешних) команд пользователя командный процессор ищет на дисках программу с соответствующим именем и если находит ее, то загружает в память и передает eй управление. По окончании работы программы командный процессор удаляет программу из памяти и выводит сообщение о готовности к вы полнению команд (приглашение DOS). Внешние команды DOS — это программы, поставляемые вместе с операционной системой в виде отдельных файлов. Эти программы выполняют действия обслуживающего характера, например форматированние дискет, проверку дисков и т.д. Драйверы устройств — это специальные программы, которые дополняют систему ввода-вывода DOS и обеспечивают обслуживание новых или нестандартное использование имеющихся устройств. Например, с помощью драйверов возможна работа с «электронным диском» т.е. частью памяти компьютера, с которой можно работать так же, как с диском. Драйверы загружаются в память компьютера при загрузке операционной системы, их имена указываются в специальном файл CONFIG.SYS. Такая схема облегчает добавление новых устройств позволяет делать это, не затрагивая системные файлы DOS. Версии DOS Первая версия операционной системы для компьютера IBM PC — MS DOS 1.0 была создана фирмой Microsoft в 1981 г. В дальнейшем по мере со­вершенствования компьютеров IBM PC выпускались и новые версии DOS, учитывающие новые возможности компьютеров и предоставляющие дополни­тельные удобства пользователю. В 1987 г. фирма Microsoft разработала версию 3.3 (3.30) операционной си­стемы MS DOS. которая стала фактическим стандартом на последующие 3-4 года. Эта версия весьма компактна и обладает достаточным набором возможностей, так что на «стандартной IBM PC AT» и теперь ее эксплуатация вполне целесообразна. Но на более мощных компьютерах с несколькими мегабайтами оперативной памяти желательно использовать версии 5.0 или 6.0 операцион­ной системы MS DOS. Эти версии имеют средства для эффективного исполь­зования оперативной памяти сверх 640 Кбайт, позволяют работать с логическими дисками, большими 32 Мбайт, переносить DOS и драйверы устройств в расширенную память, освобождая место в обычной памяти для прикладных программ, и т.д. Версия 6.0 MS DOS включает средства сжатия информации на дисках (DoubleSpace), программы создания резервных копий, антивирус­ную программу и другие мелкие усовершенствования. Однако в этой версии программы сжатия информации не всегда работали корректно, что приводило к потерям данных у некоторых пользователей. Для устранения этих проблем и других ошибок фирма Microsoft выпустила версию MS DOS 6.20. Эта версия работает устойчивее, надежнее и быстрее, чем MS DOS 6.0 и включает ряд неболыпих усовершенствований. Однако судебное решение по поводу нару­шения в MS DOS патентов фирмы Stack Electronics вынудило Microsoft вы­пустить сначала версию MS DOS 6.21. в которой была изъята нарушившая патент программа динамического сжатия дисков DoubleSpace, а затем MS DOS 6.22 с «подправленной» версией DoubleSpace, не нарушающей патент. По моему мнению, из этих версий лучшая — 6.20. Windows 3.1 Операционная оболочка Windows 3.1 — это разработанная фирмой Microsoft надстройка над операционной системой DOS, обеспечиваю­щая большое количество возможностей и удобств для пользователей и программистов. Широчайшее распространение Windows сделало 661 фактическим стандартом для IBM PC-совместимых компьютеров: подавляющее большинство пользователей таких компьютеров работают в ""Windows, поэтому в последнее время практически все новые програм­мы разрабатываются именно для их эксплуатации в среде Windows. "В отличие от оболочек типа Norton Commander, Windows не только обеспечивает удобный и наглядный интерфейс для операции с файла­ми, дисками и т.д., но и предоставляет новые возможности для запус­каемых в среде Windows программ. Разумеется, для использования этих возможностей программы должны быть спроектированы по тре­бованиям Windows. Такие программы не могут выполняться вне среды Windows, поэтому мы будем называть их Windows-программами или WincSows-приложенпями. Впрочем, Windows может выполнягь и обыч­ные программы, разработанные для DOS. по при этом такие програм­мы не используют никаких преимуществ Windows и работают медлен­нее, чем при непосредственном вызове из DOS. Оболочка Windows 3.1 включает в себя множество компонентов и обеспечивает пользователям различной квалификации комфортные ус­ловия работы. Версия 3.0 оболочки Windows (и появившаяся следом 3.1) исповедует совершенно другие принципы в части интерфейса пользователя с ЭВМ. (Можно считать эти принципы новыми, но машины фирмы Apple строятся на этих принципах уже в течение нескольких лет.) Основная идея, зало­женная в основу оболочки Windows, — естественность представления информации. Информация должна представляться в той форме, которая обеспечивает наиболее эффективное усвоение этой информации человеком. Несмотря на простоту (и даже тривиальность) этого принципа, его ре­ализация в интерфейсах прикладных программ персональных ЭВМ по разным причинам оставляла желать лучшего. Да и реализация его в рамках Windows 3.1 тоже не лишена недостатков. Но эта оболочка представляет собой существенный шаг вперед по сравнению с предыдущими интерфей­сами пользователя с ЭВМ. Наиболее важными отличительными чертами ее являются следующие: • Windows представляет собой замкнутую рабочую среду. Практически любые операции, доступные на уровне операционной системы, могут быть выполнены без выхода из Windows. Запуск прикладной прог­раммы, форматирование дискет, печать текстов — все это можно вызвать из Windows и вернуться в Windows по завершении операции. Опыт работы в DOS пригодится и здесь; многие основополагающие принципы и понятия среды Windows не отличаются от соответству­ющих принципов и понятий среды DOS. Основными понятиями пользовательского интерфейса в среде Win­dows являются окно и пиктограмма. Все, что происходит в рамках оболочки Windows, в определенном смысле представляет собой либо операцию с пиктограммой, либо операцию с окном (или в окне). Стандартизована в среде Windows и структура окон и расположе­ние элементов управления ими. Стандартизованы наборы операций и структура меню для сервисных программ. Стандартны операции, вы­полняемые с помощью мыши для всех сервисных и прикладных программ. • Windows представляет собой графическую оболочку. Oт пользователя не требуется ввод директив с клавиатуры в виде текстовых строк. Необходимо только внимательно смотреть на экран и выбирать из предлагаемого набора требуемую операцию с помощью манипулято­ра мышь. Курсор мыши следует позиционировать па поле требуе­мой директивы меню, или на интересующую пиктограмму, или на поле переключателя систем рассчитаны на выполнение в данный момент только одной программы. В рамках Windows пользователь может запустить несколько программ для параллельного (независимого) выполнения. Каждая из выполняемых программ имеет свое собственное окно. Переключение между выполняемыми программами производится с помощью мыши фиксацией курсора в окне требуемой программы. (кнопки). На выбранном объекте необходимо называемые Связанные (или Смешанные) документы. Эта разновид­ность документов позволяет согласовывать процессы внесения из­менений в одни и те же объекты разными программами, а также автоматически распространять изменения из одного документа на все связанные с ним. Сравнение Windows 3.1 с Windows 3.0 При наличии опыта работы с Windows 3.0 освоение следующей версии 3.1 — не потребует больших усилий, так как внешний вид и способы управления практически не отличаются. Большинство нововведений сво­дится к упрощению сервиса и устранению неудобств управления. Речь идет в первую очередь об увеличении скорости работы, упрощении процедуры инсталляции, усовершенствовании форматов диалоговых окон и повы­шении эффективности и интеллектуальности Менеджера Печати (Print Manager). На некоторых из нововведений (давно ожидаемых) хотелось бы оста­новиться особо. • В среде Windows 3.1 можно составлять документы из частей, которые готовятся в различных приложениях, но при этом сложность работы с таким документом не выше, чем если бы он готовился в рамках одного приложения. Так, работая в новой версии Windows, при вставке в текст, подготовленный в Write, рисунка, созданного в Paintbrush, рисунок рассматривается как объект. Он может сохраняться, загру­жаться и печататься совместно с документом. Главной особенностью такого связывания рисунка и текста является простота внесения изме­нений. Например, работая с текстом в редакторе Write, достаточно выполнить двойную фиксацию курсора на рисунке, чтобы вызвать графический редактор Paintbrush. Рисунок загрузится в него авто­матически. Все внесенные после этого в рисунок изменения авто­матически отобразятся и во вставке в текстовой документ. Создается впечатление, что текстовой редактор Write снабжен дополнительными возможностями редактирования рисунков (в полном объеме Paintb­rush). Работа с объектами предусматривает также и операции с пиктограм­мами, Пиктограммы можно использовать внутри документов для вы­полнения функций, подобных тем, которые эти пиктограммы выпол­няют в среде Windows. • Оболочка Windows 3.1 делает новую технологию работы с компью­тером, основанную на графическом интерфейсе, более естественной и ясной. Еще большую роль, чем в прошлых версиях, здесь играет мышь как основной инструмент управления машиной. В целом ряде случаев для вызова некоторых (довольно сложных) операций доста­точно просто "перетащить и положить" (Drag and Drop) пиктограмму или другой объект с помощью мыши. Например, для распечатки некоторого документа достаточно с помощью мыши "вытащить" из окна Менеджера Файлов (File Manager) пиктограмму соответствую­щего файла и "положить" ее поверх пиктограммы Менеджера Печати. Перетаскивание пиктограммы файла документа в открытое окно ре­дактора Write или окно редактора Notepad загружает соответству­ющий документ в окно. Существенно упростилась работа с документами вообще. Можно го­ворить о документоориентированной организации работ. При этом можно расположить пиктограмму часто используемого документа в окне Менеджера Программ (Program Manager) и в дальнейшем вызы­вать процесс обработки этого элемента (например, редактирование) просто двойной фиксацией данной пиктограммы. Той же цели служит и возможность автоматического запуска Менеджера Файлов после загрузки оболочки — перед пользователем сразу же открывается поле выбора файлов документов. Значительной переработке подвергся и Менеджер Файлов (File Mana­ger). Работа с ним существенно упростилась. Одновременно с этим возросла производительность и эффективность использования экран­ной площади (есть возможность одновременно наблюдать большее число устройств и директорий). В отличие от предыдущих версий Windows 3.1 уже не может работать в так называемом реальном режиме (Real Mode). Этот режим обес­печивал совместимость версии 3.0 с более ранними версиями 1 ,Х и 2.Х (так что приложения, разработанные для этих ранних версий обо­лочки, могли выполняться в среде Windows 3.0 при работе ее в реальном режиме). В этом же режиме Windows 3.0 могла эксплу­атироваться на машинах с процессорами 8088/8086. В версии обо­лочки 3.1 разработчики решили распрощаться с миром персональных IBM-совместимых машин первого поколения (PC/XT). Необходи­мым условием для постановки оболочки Windows 3.1 на компьютере является процессор 80286 (желателен 386, 486). При работе в среде Windows 3.1 могут возникнуть проблемы с запуском старых (из версий 1.Х, 2.X) приложений. Однако перенос приложений из среды 3.0 не вызывает, как правило, никаких нареканий. В редких случаях "аномального" поведения приложений из среды 3.0 в среде 3.1 при­ходится обращаться к поставщикам продукта. В среде Windows 3 1 реализован новый набор шрифтов — так назы­ваемые ТгиеТуре-шрнфт. Эти шрифты похожи на PostScript-шрифты. но легко адаптируются после небольшой настройки прак­тически к любому типу принтера. Небольшими усилиями можно добиться успеха в работе с этими шрифтами в большинстве Windows-приложений. TrueType-шрифты легко поддаются масштабированию, различного рода деформациям, вращению и т.п. Дополнительный комфорт для любителей выбирать и создавать шрифты обеспечивает специальная программа демонстрации и использования отдельных литер шрифтов — Charaker Map. Наконец, в оболочку Windows 3.1 включены две небольшие Мультимедиа-программы (Multimedia). Их использование предпола­гает наличие специальной аппаратной поддержки (акустический адап­тер, возможно, накопитель CD-ROM). С помощью упомянутых прог­рамм, называемых Sound Recorder и Media Player, можно оформить процесс прохождения программ звуковыми эффектами. Можно рабо­тать с цифровым представлением речи и музыки, с картинками, полученными, например, с проигрывателя видеодисков. Для начинающих в системе предусмотрена обучающая программа, к которой можно обратиться уже на этапе инсталляции. Windows-приложения Windows — интегрированная программа. Под управлением оболочки Windows могут работать не только специальные программы, разрабо­танные для эксплуатации в среде Windows (Windows-приложения), но и "обычные" программы, работающие в среде DOS, т.н. DOS-приложения (DOS-прикладные программы). Оболочка Window обеспечивает эффективный и комфортабельный обмен информацией между отдельными программами, выполняемыми под ее управлением. Здесь речь в первую очередь идет о Windows-пpилoжeнияx. С понятием интегрированности связывают обычно также возможность совместного использования ресурсов компьютера различными прог­раммами. Так, к примеру, принтер, подключенный к компьютеру, может с одинаковым успехом использоваться всеми программами на конкурентной основе. Причем все операции, связанные с необходимостью перекодировок, смен драйверов (например, при переходе от печати текстов к выводу иллюстраций) берет на себя оболочка. Большинство пользователей привлекает в среде Windows не только и не столько комфортабельность самой оболочки, сколько специфика ре­ализованных в этой среде приложений. Особенности реализации в среде Windows даже знакомых пользователям по работе в DOS прикладных программ (приложений) практически позволяют рассматривать Windows-версии этих программ как совершенно новые продукты. Работа в o6oлочке Windows и в Windows-приложениях предполагает своеобразную перестройку "образа жизни". "Жизнь" пользователя в среде ‘Windows сопряжена с "мышиным" управлением, обменами данными между отдельными программами и параллельным выполнением. Стандартизация интерфейсов отдельных Windows-приложений позволяет легко переходить от одного приложения к другому, не начиная каждый раз с нуля (хотя бы в плане способов и средств управления). зафиксировать курсор кнопкой мыши — и операция выполняется. С помощью того же манипулятора можно перемещать пиктограммы и окна по экрану, менять их размер, открывать и закрывать их — и все это при минимальном использовании клавиатуры для ввода каких бы то ни было директив. Кроме того, для любителей традиционного интерфейса DOS реализована возможность выхода на этот уровень. При разработке графического интерфейса Windows не последнюю роль играли и эргономические соображения: учтены требования к цветовой гамме, сочетаниям цветов, шрифтам, формам и размерам пиктограмм и окон. По сравнению с некоторыми другими пакетами внешнее оформление оболочки Windows может быть признано "спар­танским" вследствие отсутствия излишеств и за деловой стиль. Понятие "графически-ориентированный" включает в себя для Win­dows также и соответствие изображения на экране последующему изображению на твердой копии (распечатке). В этом плане можно считать, что в оболочке Windows реализован принцип WYSIWYG ( What Yon See Is What You Get = To, что Вы видите, то и получаете), до сих нор бывший привилегией относительно небольшого числа программ- С помощью TrueType-шрифтов этот принцип нашел в рамках Windows 3.1 свое дальнейшее развитие. Windows обеспечивает независимый запуск и параллельное выпол­нение нескольких программ. Большинство других оболочек и операционных В фирменной поставке пакета Windows находится несколько при­ложений. Все они объединены в группу Accessories (аксессуары, инстру­менты). Это небольшие по размеру и возможностям прикладные програм­мы, составляющие "джентльменский набор" пользователя. Им далеко до профессиональных специализированных пакетов. Но они прекрасно ил­люстрируют возможности оболочки и обеспечивают некоторый мини­мальный сервис. Более того, весьма полезно начинать знакомство с серь­езными пакетами именно с соответствующих средств этой группы. Так, например, поработав некоторое время с текстовым редактором Write, в дальнейшем можно легко перейти к использованию таких профессиональ-ных пакетов обработки текстов, как Word для Windows, Lotus Ami Professional, WordPerfect для Windows’ т.п. Кроме того, в приложениях из группы Accessories реализованы многие новинки, характерные именно для последней версии 3.1 оболочки Windows (работа с объектами, новые шрифты…). Windows 95 Объектно-ориентированный подход При создании Windows 95 фирма Microsoft в полной мере реализо­вала объектно-ориентированный подход. Поскольку именно он лег в основу новой операционной системы, вначале скажем несколько слов о том, что такое ориентация на объекты. Понятие «объектно-ориентированный» возникло в программиро­вании сравнительно недавно. Когда вычислительная мощность ма­шин была невысока, о создании объектно-ориентированных сис­тем не могло быть и речи. Основой всего был программный код. Программисты записывали последовательности команд для выпол­нения тех или иных действий над данными, которые оформлялись в модули и процедуры. Для работы с каждым объектом создавалась своя процедура. Объекты, их свойства и методы Постепенно с увеличением производительности вычислительных систем процедурный подход начал заменяться объектным. На пер­вое место выдвинулся объект, а не код, который его обрабатывает. На уровне пользователя объектный подход выражается в том, что интерфейс представляет собой подобие реального мира, а работа с машиной сводится к действиям с привычными объектами. Так, пап­ки можно открыть, убрать в портфель, документы — просмотреть, исправить, переложить с одного места на другое, выбросить в корзину, факс или письмо — отправить адресату и т. д. Понятие объекта оказалось настолько широким, что до сих пор не получило строгого определения. Объект, как и в реальном мире, обладает различными свойствами. Программист или пользователь может изменять не все свойства объектов, а только некоторые из них. Можно изменить имя объек­та, но нельзя изменить объем свободного места на диске, который также является его свойством. Свойства первого типа в языках про­граммирования носят название read/write (для чтения и записи), а свойства второго — read only (только для чтения). Метод — это способ воздействия на объект. Методы позволяют со­здавать и удалять объекты, а также изменять их свойства. Напри­мер, для того чтобы нарисовать на экране точку, линию или плоскую фигуру, составляются разные последовательности кодов или програм­мы. Пользователь, однако, применяет для отображения этих объек­тов один метод Draw( ), который содержит коды для отображения всех объектов, с которыми он работает. За такое удобство приходится пла­тить тем, что объектно-ориентированные системы могут работать только на достаточно мощных вычислительных установках. Процедурный подход в ранних ОС До настоящего времени во всех операционных системах преобла­дал процедурный подход. Для того чтобы произвести в системе ка­кое-либо действие, пользователь должен был вызвать соответству­ющую программу (процедуру) и передать ей определенные пара­метры, например, имя обрабатываемого файла. Программа выпол­няла над файлом указанные действия и заканчивала работу. При этом пользователь в первую очередь имел дело с задачей обработки документа, а затем уже с самим документом. В давние времена, когда ЭВМ не были персональными, пользователь описывал дейст­вия, которые должна была выполнить задача, на некоем странном языке, называемом языком управления заданиями (JCL—Job Con­trol Language). С появлением терминала язык управления заданиями упростился и постепенно превратился в командную строку, однако на первом месте все равно находилась процедура обработки документа, а сам документ играл вспомогательную роль. Следующим этапом упрощения работы с машиной стал создание различного рода операционных оболочек (сначала текстовых),которые «спрятали» от пользователя командную строку DOS. Ввод последовательности символов, из которой состоит команда опера­ционной системы, свелся к нажатию одной функциональной кла­виши или щелчку мыши. Самой распространенной из таких «надстро­ек» над операционной системой стала оболочка Norton Commander, Однако основным «инструментом» пользователя все еще оставалась клавиатура. Качественный переход произошел после того, как поя­вились графические оболочки. Теперь пользователь в основном ра­ботает с устройством указания, таким как мышь, трекбол или план­шет, а не с клавиатурой (разумеется, это не относится к работе внут­ри самих приложений, например, в текстовых редакторах). Ему не нужно помнить почти никаких команд операционной системы. Для того чтобы запустить приложение, достаточно щелкнуть мышью на его изображении или на «значке» (автор предпочитает называть его пиктограммой). От процедурного подхода к объектно-ориентированному В начале 90-х гг. процедурный подход все еще преобладает, однако намечаются и некоторые признаки объектно-ориентированного. Например, уже в Windows 3+ можно поставить в соответствие кон­кретному документу приложение для его обработки. Тогда же поя­вился метод объектного связывания и встраивания (OLE), позволя­ющий щелчком на изображении объекта неявно запустить прило­жение, которое его обрабатывает, а после окончания обработки вернуться в предыдущее приложение. С OLE тесно связан так называемый метод редактирования доку­ментов «на месте» (in-place). Если в документ встроен объект, ко­торый должен обрабатываться конкретным приложением, то при щелчке на этом объекте нужное приложение неявным образом за­пускается, причем в рабочем поле не изменяется ничего, кроме па­нелей инструментов. Например, если в тексте, который обрабаты­вается в редакторе Microsoft Word, есть таблица, созданная в редакторе Microsoft Excel, то при щелчке на ней произойдет замена nанелей инструментов Excel. Пользователь может обрабатывать документ совсем другим приложе­нием, даже не подозревая об этом, Еще один механизм, который упростил работу и приблизил эру объ­ектно-ориентированного подхода, называется «Drag & Drop», что в буквальном переводе означает «перетащить-и-оставить». Работая этим методом, вы щелкаете кнопкой мыши (как правило, левой) на изображении объекта, перемещаете его по экрану при нажатой кнопке и отпускаете кнопку, когда указатель окажется в нужном месте экрана. Таким образом, процедуры копирования, перемеще­ния и удаления стали объектно-ориентированными. Что делал пользователь, когда ему нужно было удалить файлы в опе­рационной системе MS-DOS? Он запускал процедуру удаления фай­лов, передавая их имена в качестве параметров: del FILEI.TXT FILE2TXT Это действие ничем не напоминает реальный мир, в котором вы просто выбрасываете ненужные Бумаги в мусорную корзину. На первом месте для пас стоит объект (бумага), над которым выполня­ется процедуры (переноса в мусорную корзину), R операционных оболочках, которые работают под управлением Windows 3.1, такое действие уже реализовано как объектное-ориентированное — с по­мощью механизма «Draw & Drop». Например, в оболочке Norton Desktop можно схватить мышью файл и перенести его на изобра­жение мусорной корзины. Этого достаточно для удаления файла. Так работа на персональном компьютере все больше напоминает манипуляции с объектами в реальном мире. Выбор показателей и параметров для оценке ОС Windows 95 — объектно-ориентированная ОС Windows 95—полноценная операционная система Использование стандарта Plug & Play 32-разрядная ОС защищенного режима Приоритетная многозадачность Многопоточность. Спулер печати 32-разрядные устанавливаемые файловые системы Средства удаленного доступа Возможности работы с мультимедиа Поддержка приложений MS-DOS Поддержка длинных имен файлов Интерфейс пользователя Работа с памятью Сравнительная оценка ОС ПВЭМ по выбранным показателям Windows 95 по сравнению с Windows 3+ Принципиальная новизна операционной системы Windows 95 со­стоит именно в том, что концепция объектно-ориентированного подхода реализована в ней наиболее полно. Windows 95 — объектно-ориентированная ОС Объектно-ориентированный подход реализуется через модель ра­бочего стола. Windows 95 обходится без привычного в Windows 3+ диспетчера программ (program manager). Пользователь работает с задачами и приложениями так же, как с документами на своем письменном столе. Это удобно для людей, которые первый раз увидели компьютер, но создает некоторые трудности «переходного периода» для тех, кто привык считать программу основой всего сущего в машине. Итак, одно из главных отличий Windows 95 от Windows 3+ (и от подавляющего большинства других операционных систем) состо­ит в том, что основной упор в ней делается на документ, а програм­ма, задача, приложение или программный код вообще рассматри­ваются только как инструмент для работы с документом. Windows 95—полноценная операционная система Другая принципиальная особенность Windows 95 состоит в том, что она, в отличие от Windows 3+, является «настоящей» операци­онной системой (а не операционной оболочкой, выполняемой под управлением MS-DOS). Под словом «настоящая» мы подразумева­ем то, что при включении машины сразу выполняется загрузка Win­dows 95. Для пользователя это оборачивается некоторыми неудоб­ствами. Он должен привыкнуть к тому, что прежде чем выключить машину, нужно корректно завершить работу с Windows 95, пос­кольку новая операционная система создает буфера в оперативной памяти, и их содержимое должно быть сброшено на диск. Использование стандарта Plug & Play Подход к аппаратному обеспечению также кардинальным образом изменился. Теперь система использует стандарт Plug & Play (пере­водится как «включил-и-работай», произносится чаще всего как «плаг-н-плэй»), что облегчает и максимально автоматизирует про­цесс добавления новых периферийных устройств. Стандарт Plug & Play — это совместная разработка фирм Intel и Microsoft. Основная его идея заключается в том, что каждое устройство, соответствую­щее этому стандарту, сообщает о себе определенную информацию, благодаря которой операционная система выполняет автоматичес­кую конфигурацию периферийных устройств и разрешает аппарат­ные конфликты. Стандарту Plug & Play должен в первую очередь удовлетворять BIOS материнской платы и, разумеется, периферий­ные устройства. Таким образом, операционная система обеспечивает автоматическое подключение и конфигурирование устройств, соответствующих требованиям стандарта Plug and Play, поддерживает совместимость с устаревшими устройствами и создает динамическую среду для подключения и отключения мобильных компонентов. 32-разрядная ОС защищенного режима MS-DOS была чисто 16-разрядной операционной системой и рабо­тала в реальном режиме процессора. В версиях Windows 3.1 часть кода была 16-разрядной, а часть — 32-разрядной. Windows 3.0 под­держивала реальный режим работы процессора, при разработке версии 3.1 было решено отказаться от его поддержки. Windows 95 является 32-разрядной операционной системой, которая работает только в защищенном режиме процессора. Ядро, включающее уп­равление памятью и диспетчеризацию процессов, содержит только 32-разрядный код. Это уменьшает издержки и ускоряет работу. Только некоторые модули имеют 16-разрядный код для совмести­мости с режимом MS-DOS. Windows 95 32-разрядный код используется везде, где только возможно, что позволяет обеспечить повышенную надежность и отказоустойчивость системы. Помимо этого, для совместимости с устаревшими приложениями и драйверами используется и 16-разрядный код. Приоритетная многозадачность В отличие от предыдущих версий, Windows 95 поддерживает при­оритетную многозадачность (preemptive multitasking) и параллель­ные процессы (multithreading). В Windows 3+ существовала так называемая «вытесняющая многозадачность» (non-preemptive mul­titasking), при которой за распределение процессорного времени отвечало приложение. Система выполняла задачу до тех пор, пока приложение «добровольно» не отдавало процессор. В Windows 95 за распределение времени процессора отвечает ядро системы, что обеспечивает нормальную работу фоновых задач. Многопоточность. Windows 95 поддерживает многопоточность – технологию, которая позволяет соответствующим образом осуществлять многозадачное выполнение своих собственных процессов. Спулер печати Спулер печати кардинально переработан по сравнению с Windows 3+, Теперь параллельно с печатью можно делать что-либо еще (в старой оболочке можно было или печатать, или работать). Спулер печати также стал теперь 32-разрядным. 32-разрядные устанавливаемые файловые системы Эта часть операционной системы стала гораздо более производи­тельной, чем аналогичные компоненты Windows 3+. Для жестких дисков используются виртуальные таблицы распределения файлов (vfat), а для компакт-дисков — новая файловая система CDFS (CD-ROM File System). При этом имена файлов могут содержать до 255 знаков, включая пробелы и специальные символы (совместимость со старой файловой системой сохранена, хотя и несколько искус­ственным путем.. Теперь в большинстве случаев не требуется модуль MSCDEX ЕХЕ, выполняв­ший преобразование файловой системы стандарта ISO-9660 (ком­пакт-диска) к файловой системе MS-DOS. Устанавливаемая файловая система, которая отображает файловую структуру удаленной машины на сетевой диск рабочей станции, на­зывается сетевым редиректором. Сетевые редиректоры для прото­колов IPX/SPX и NetBEU также используют 32-разрядный код. Протокол NetBEU применяется при работе Windows 3.1, a IPX/ SPX—для связи с машинами, на которых установлена Windows NT, Средства удаленного доступа Windows 95, в отличие от большинства операционных систем для персональных компьютеров, с самого начала создавалась для работы в сети, благодаря чему возможность совместного использования файлов и устройств полностью интегрирована в интерфейс пользователя Windows 95. В Windows 95 вы можете получить доступ к сети без установки сете­вого адаптера! Его заменят модем и специальный протокол РРР («от-точки-к-точке», или «point-to-point protocol»). В этом случае скорость работы ограничена скоростью вашего модема- Система предоставля­ет развитые программные средства для доступа к сетям Internet, Mic­rosoft Network, America Online и другим аналогичным службам. Возможности работы с мультимедиа Современную операционную систему сложно представить себе без средств мультимедиа. Для работы с аудио- и видеофайлами различ­ных форматов в составе Windows 95 имеется набор кодеков — эффективных программных средств сжатия и распаковки этих фай­лов и преобразования их форматов для вывода на различные устрой­ства мультимедиа (слово «кодер» является сокращением слов «кодер-декодер», так же, как «модем» — сокращение от слов «модуля­тор-демодулятор»). При воспроизведении файла система запускает тот кодер, с помощью которого файл был создан. Драйверы звуко­вых карт используют 32-разрядный код, но в тех случаях, когда сис­тема не может распознать карту, применяется 16-разрядный драй­вер реального режима, который поставляется вместе с картой. При работе 32-разрядного драйвера защищенного режима драйвер ре­ального режима автоматически отключается. При установке компакт-диска в устройство считывания система пытается распознать его формат и запустить соответствующее приложение для его воспроизведения. Если установлен диск формата ISO-9660 (программный), то Windows 95 ищет файл с именем AUTO-RUN.INF u выполняет его. Это механизм получил название Spin & Grin. Значительно переработан код, который отвечает за обработку изобра­жений. поэтому качество воспроизведения файлов AVI сильно возро­сло по сравнению с Windows 3+, а скорость их воспроизведения теперь почти не зависит от выбранного масштаба изображения. Встроенные возможности работы со звуком, видео и компакт-дисками дадут новый толчок развитию приложений мультимедиа. Windows 95 – это первая версия Windows, которая бросает вызов MS-Dos в сфере поддержки игрового программного обеспечения. Поддержка приложений MS-DOS Windows 95 занимает меньше места в основной памяти, так что теперь вы можете запускать многие из тех программ MS-DOS, которые не работали под управлением Windows 3.+. Программы, которые и сейчас не будут помещаться в память, можно запескать в режиме эмуляции MS-DOS. Переключаясь в этот режим, Windows 95 завершает все работающие приложения, а потом удаляет из памяти и саму себя, оставляя лишь маленький загрузочный модуль. Закончив работать с программой MS-DOS, вы можете вернуться в Windows нажатием одной клавиши. Поддержка длинных имен файлов Вы сможете забыть об ограничениях на длину имени файла в системах Windows 3.+ и MS-DOS.В Windows 95 имена файлов могут иметь длину до 255 символов. Интерфейс пользователя Благодаря новому интерфейсу в Windows 95, по сравнению с Windows 3.+ гараздо проще запускать программы, открывать и сохранять документы, работать с дисками и сетевыми серверами. Работа с памятью Windows 95 автоматически освобождает всю память, отведенную приложению, после того, как оно заканчивает работу. В Windows 3+ некорректно написанные приложения нередко освобождали не всю запрошенную ими память. Время от времени памяти оказыва­лось настолько мало, что единственным выходом оставался переза­пуск системы (а иногда и перезагрузка машины). Такая неприятность носит название «утечка памяти» («memory leak») и случается с про­граммными произведениями даже известнейших фирм. При за­вершении приложения в Windows 95 вся память, занимаемая им, освобождается автоматически, и таких проблем не возникает. Перспективы развития ОС ПВЭМ Windows NT На данный момент мировая компьютерная индустрия развивается очень стремительно .Производительность систем возрастает ,а следователь- но возрастают возможности обработки больших объёмов данных . Операционные системы класса MS-DOSа уже не справляются с таким потоком данных и не могут целиком использовать ресурсы современных компьютеров .Поэтому в последнее время происходит переход на более мощные и наиболее совершенные операционные системы класса UNIX , примером которых и является Windows NT ,выпущенная корпорацией Microsoft . Задачи, поставленные при создании Windows NT Система Windows NT не является дальнейшим развитием ранее сущес- твовавших продуктов . Её архитектура создавалась с нуля с учётом предъявляемых к современной операционной системе требований . Особенности новой системы ,разработанной на основе этих требований ,перечислены ниже . Стремясь обеспечить совместимость (compatible) новой операционной системы ,разработчики Windows NT сохранили привычный интерфеис Windows и реализовали поддержку существующих файловых систем (таких ,как FAT ) и различных приложений (написанных для MS – Dos ,OS/2 1.x ,Windows 3.x и POSIX ).Разработчики также включили в состав Windows NT средства работы с различными сетевыми средствами . Достигнута переносимость (portability) системы ,которая может теперь работать как на CISC , так и на RISC – процессорах .К CISC относятся Intel – совместимые процессоры 80386 и выше ;RISC представлены системами с процессорами MIPS R4000 , Digital Alpha AXP и Pentium серии P54 и выше . Масштабируемость (scalability) означает , что Windows NT не привязана к однопроцессорной архитектуре компьютеров ,а способна полностью использовать возможности , предоставляемые симметричными мультипроцессорными системами .В настоящее время Windows NT может функционировать на компьютерах с числом процессоров от 1 до 32 . Кроме того , в случае усложнения стоящих перед пользователями задач и расширения предъявляемых к компьютерной среде требований ,Windows NT позволяет легко добавлять более мощные и производительные серверы и рабочии станции к корпоративной сети .Дополнительные преимущества даёт использование единой среды разработки и для серверов ,и для рабочих станций . Windows NT имеет однородную систему безопасности (security) удовлетворяющую спецификациям правительства США и соответствующую стандарту безопастности В2 .В корпоративной среде критическим приложениям обеспечивается полностью изолированное окружение . Распределённая обработка ( distributed processing ) означает ,что Windows NT имеет встроенные в систему сетевые возможности . Windows NT также позволяет обеспечить связь с различными типами хост – компьютеров благодаря поддержке разнообразных транспортных протоколов и использованию средств “клиент-сервер” высокого уровня ,включая именованные каналы ,вызовы удалённых процедур (RPC – remote procedure call ) и Windows – сокеты . Надёжность и отказоустойчивость (reliability and robustness) обеспечивают архитектурными особенностями ,которые защищают прикладные программы от повреждения друг другом и операционной системой .Windows NT использует отказоустойчивую структурированную обработку особых ситуаций на всех архитектурных уровнях ,которая включает восстанавливаемую файловую систему NTFS и обеспечивает защиту с помощью встроенной системы безопасности и усовершенствованных методов управления памятью . Возможности локализации ( allocation) представляют средства для работы во многих странах мира на национальных языках ,что достигается применением стандарта ISO Unicod ( разработан международной организацией по стандартизации ). Благодаря модульному построению системы обеспечивается расширяе- мость (insibility) Windows NT ,что ,как будет показано в следующем разделе ,позволяет гибко осуществлять добавление новых модулей на различные уровни операционной системы . Список использованной литературы 1.«IBM PC для пользователей» В.Э.Фигурнов «Windows 95 для занятых» Рон Мэнсфилд «Операционная система Windows 95» А.В.Потапкин «Курс молодого бойца» К.Ахметов «Эффективная работа в Windows 95» К.Стинсон «Windows 3.1»Стефан Фойц