Сравнительная характеристика налогообложения Российской Федерации и Канады

/>/>/>/>/>/>Московский Областной Институт Сферы Быта и Услуг
Государственногообразовательного учреждения высшего
профессиональногообразования
«МосковскийГосударственный Университет Сервиса»
Курсоваяработа
По дисциплине:Налоги и налогообложение
На тему: Сравнительнаяхарактеристика налогообложения Российской Федерации и Канады
Выполнила студентка
2 курса факультета ФиК
Сокращенной формы обучения
Проверила:
Преподаватель
г. Москва

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятиеналоговой системы
1.1. Функции налогов
1.2. Виды налогов
1.3. Ставки налогов
2. Налоговаясистема Канады и России
2.1.1. Налоговая система Канады
2.1.2. Налоговая система РоссийскойФедерации
2.1.3. Модернизация налоговой системыКанады и России
3. Виды налогов Канады
3.1. Подоходный налог
3.1.2. Налог на прибыль
3.1.3. Налог с продаж
3.1.4. Налог на имущество
3.1.5. Налог на недвижимуюсобственность
3.1.6. Налог на прирост рыночнойстоимости активов
3.2. Основные налоговые льготы
4. Сравнительная характеристика налога на товары иуслуги Канады и НДС Российской Федерации
5. Налоговые органы Канады иРоссийской Федерации
5.1. Налоговые органы Канады
5.2. Налоговые органы Р.Ф
Заключение

ВВЕДЕНИЕ
Проблема налогов одна изнаиболее сложных и противоречи вых в мировой практике ведения народногохозяйства, т.к. налоги – основной источник бюджетных поступлений и,следовательно, финансирования социальных и других общегосударственных программ.Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основаниизаконодательно закрепленных правил для удовлетворения общественныхпотребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно определяетобщественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налоговвторична.
Системы налогов в разныхстранах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам ихвзимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти,налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системыскладывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических,политических и социальных условий. Однако любая налоговая система должна отвечатьобщим требованиям.
Поэтому целью даннойработы является анализ налоговой системы Канады, которая уже наработала в этомнаправлении определенные положительные результаты. В числе задач настоящейработы – показать налоговую систему развитой страны в сравнении с развивающимсяналогообложением России.
Налогообложение в любойстране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не толькофискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь,обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России системаналогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство иполитическая система, направленная на развитие свободы предпринимательскойдеятельности.
На Западе налоговыевопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий.В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учетналогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или дажевызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использованиепредусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить нетолько сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможностифинансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии наналогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
При налоговомпланировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок.Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения налоговойдеятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почемув условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать встранах с уровнем корпорационного налога в 4%-50% и не перебираются в «налоговыегавани», где ставки этого налога 2-5% или он вовсе не применяется.
Насамом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компаниис хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективнойналоговой ставке не свыше 20-25%.
На сегодняшний деньпрактически во всех странах мира правительства стремятся к оптимизациинациональных систем налогообложения. Издревле налоги являются важнейшимисточником пополнения бюджета, выполняя тем самым фискальную функцию. За такиеправонарушения как уклонение от уплаты налогов, несвоевременная уплата налоговили уплата налогов в неполном объеме, физические и юридические лица несутразличную ответственность: от уплаты штрафов (пени), до уголовногоделопроизводства. Необходимо помнить, что нормальное функционирование налоговойсистемы возможно только при наличии крепкой нормативно – правовой базы.Законодательство разных стран имеет свои особенности, содержит различныеположения, которые обусловлены ее национальными интересами.
При всей множественностиналогообложения развитые государства стремятся к минимизации налогов или,точнее, к их оптимизации.
Актуальность изучениязарубежного опыта заключается в том, что он вполне применим в современныхусловиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя кконкретным особенностям экономики Российской Федерации. В качестве примератакого зарубежного опыта, можно остановиться на Канаде.

1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Налоги — обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемыеналогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственныевнебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актахзаконодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решениюорганом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Налоговая система — совокупность предусмотренныхналогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов,форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Налоги могут взиматьсяследующими способами:
1) кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован нагруппы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится вспециальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставканалога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит отдоходности объекта ( например налог на транспортные средства)
2) на основедекларации
 Декларация — документ, вкотором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характернойчертой такого метода является то, что выплата налога производится послеполучения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог наприбыль.
3)у источника
Этот налог вносится лицомвыплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причемполучатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Существуют два виданалоговой системы: шедyлярная и глобальная.
В шедyлярнойналоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится начасти — шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Дляразных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементыналога, перечисленные выше.
В глобальнойналоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково.Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результатадля предпринимателей.
Глобальная налоговаясистема широко применяется в Западных государствах.1.1.  Функции налогов
 Регулирующая
Государственноерегулирование осуществляется в двух основных направлениях:
 – регулирование рыночных,товарно-денежных отношений.
 – регулирование развитиянародного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективнымэкономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости.
Таким образом, развитие рыночнойэкономики регулируется финансово-экономическими методами — путем примененияотлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом ипроцентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственныхзакупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное местов этом комплексе экономических методов занимают налоги.
 Маневрируя налоговымиставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни иотменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развитияопределенных отраслей и производств, способствует решению актуальных дляобщества проблем.
Стимулирующая
С помощью налогов, льготи санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числарабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.
Распределительная, или, вернее, перераспределительная.Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства,направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, какпроизводственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая системапозволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделанов Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установленияпрогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средствна социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налоговграждан, нуждающихся в социальной защите.
Фискальнаяизъятие части доходов предприятий и граждан для содержаниягосударственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, котораяне имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры — библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должногоуровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебныезаведения и т.п.
Указанноеразграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как всеони переплетаются и осуществляются одновременно. 1.2.  Виды налогов
Налоги бывают двухвидов:
 Первый вид (прямыеналоги) — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог наприбыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платыи рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю идругую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Второй вид (косвенныеналоги) — налогина товары и услуги: налог с оборота (налогом на добавленную стоимость);акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; насделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие
1.3.  Ставка налога
 
Различают также твердые,пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердыеставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения,независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют водинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации еговеличины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величиныставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремякоторых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставкипредполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налогможет и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличениидоходов налогоплательщиков.
В зависимости отиспользования налоги делятся на общие и специфические. Общие налогииспользуются на финансирование текущих и капитальных расходов государственногои местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфическиеналоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальноестрахование или отчисления на дорожные фонды).

2. НАЛОГОВАЯСИСТЕМА КАНАДЫ И РОССИИ
 
2.1.1.  Налоговая система Канады
В целомсовременная налоговая система Канады достаточно типична для государств сразвитой рыночной экономикой. По уровню налогообложения корпораций Канадазанимает среднее положение среди семи ведущих индустриальных стран. Большоевнимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. Долятаких мелких фирм (занято менее 100 лиц наемного труда) достигает 97 % от числавсех компаний (услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли),и к их доходам применяется единая ставка —12% .
Налоговая системаКанады в современных условиях представлена на трех основных уровнях:
• федеральном (48%государственных доходов);
• провинциальном (42%государственных доходов);
• местном (10%государственных доходов).
Полученныесредства расходуются в соответствии с конституционно закрепленнымиполномочиями.
От других федеративныхгосударств Канада отличается более высоким уровнем децентрализации, когдапри значительном влиянии федеральных органов власти провинции играют серьезнуюроль в формировании стратегии национальной экономики. На долю провинцийприходятся больше половины всех правительственных расходов Канады и функции пообеспечению сферы образования, здравоохранения и социального страхования.Причем тенденция повышения роли провинций продолжает действовать и в последниегоды.
Вфедеральном налогообложении главную роль играют прямые налоги на доходы населения — налог на доходы физических лиц и обязательные взносы в государственный фондстрахования занятости и государственный пенсионный фонд, на них приходиться порядка60% всех поступлений в федеральный бюджет. Следующая по величине статья егодоходов — косвенные налоги (около 23%), из которых наиболее «весом»налог на товары и услуги по единой ставке 7% и местный налог с продаж. Иногда впровинциях эти 2 налога объединяются в комбинированной ставке 15%. Объединенныйналог включается в розничные цены. Налоги на доходы юридических лиц включаютналог на прибыль корпораций и налог на капитал крупных корпораций. В сумме онидают около 15,5 доходов федерального бюджета.
При общей сумме доходов федерального бюджета в 2004— 2005финансовом году в размере 171,3 млрд. канадских долл. поступления от:
— подоходного налога составили 80,3 млрд. долл.,
— НДС — 25,7 млрд. долл.,
— налог на доходы корпораций —123,6 млрд. долл.,
— страховые платежи ––17,8 млрд. долл.,
— таможенные сборы — 4 млрд. долл.,
— неналоговые доходы составили лишь –– 8,4 млрд. долл.
Структураналоговых поступлений в бюджеты провинций аналогична федеральной, но кроме этого важнымисточником для них являются трансферты (переводы средств) федеральногоправительства. Доля трансфертов составляет в среднем 19% бюджетов провинций.
налоговыеисточники доходов провинций складываются из:
· подоходного налогас населения;
· налога с продаж;
· налога на прибыликорпораций;
· акцизов;
· налогов в фондысоциального страхования;
· налогов надарения;
· рентных платежей;
· различныхрегистрационных и лицензионных сборов.
Доходыместных органов власти примерно на 47% складываются за счет местных косвенных налогов и продажиразличных лицензий и разрешений. Основным налогом является налог на недвижимуюстоимость. В ряде провинций муниципалитетам предоставлено право, собиратьдополнительные налоги на продажи спиртного, при взимании платы за услугигостиниц и ресторанов. Еще 47% дают трансферты правительства провинции, натерритории которой расположен тот или иной муниципальный округ. Небольшиесубсидии поступают целевым назначением и от федерального правительства.
Таким образом,новая налоговая система построена на одинаковом обложении доходов, независимоот их величины и формы вложения капитала, а также на обложении реальных величиндоходов (индексация ставок и налоговых кредитов в соответствии с ростом потребительскихцен).
 
2.1.2. Налоговая система Российской Федерации
В Российской Федерации, как и в Канаде налоговая система представлена втрёх уровнях. Она введена Законом “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Такаясистема налогообложения впервые вводится в России. Налоги и сборы былиподразделены на федеральные, региональные и местные.
Первый уровень —это федеральные налоги России. Они действуютна территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством,формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболеедоходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетовсубъектов Федерации и местных бюджетов.
Второй уровень —налоги республик в составе РоссийскойФедерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткостив дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этотпоследний термин был введен в научный оборот еще несколько лет назад.Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектовФедерации, исходя из обще российского законодательства. Часть региональныхналогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случаерегиональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах,налоговые льготы и порядок взимания.
Третий уровень —местные налоги, то есть налогигородов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позицийналогообложения не входит район внутри города. Представительные органы(городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия наустановление как региональных, так и местных налогов.
Федеральные налоги взимаются по всей территории России. Как и в других странах,наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете.
В настоящее время к федеральнымотносятсяследующие перечисленные налоги, которые создают основу финансовой базыгосударства.
Кфедеральным налогам и сборам относятся:
1)налог на добавленную стоимость;
2)акцизы;
3)налог на доходы физических лиц;
4)единый социальный налог;
5)налог на прибыль организаций;
6)налог на добычу полезных ископаемых;
(утратилсилу. — Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;)
7)водный налог;
8)сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водныхбиологических ресурсов;
9)государственная пошлина.
К местным относятся следующие налоги:
(вред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)
Кместным налогам относятся:
1)земельный налог;
2)налог на имущество физических лиц.
Средиместных налогов крупные поступления обеспечивают: налог на имуществофизических лиц, земельный налог.
К региональным относятся следующие налоги:
(вред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)
Крегиональным налогам относятся:
1)налог на имущество организаций;
2)налог на игорный бизнес;
3)транспортный налог.
Наибольшиедоходы региональным бюджетам приносит на лог на имущество юридических лиц.В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что вбольшинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридическихлиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя внекоторых странах имеется и такая практика, как в России.
Бюджетноеустройство Российской Федерации, как и многих европейских стран,предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой вдоходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании —это отчислением от федеральных налогов.2.1.3. Модернизация налоговой системыКанады и России
Сначала подоходное налогообложение было введено на I уровне провинции (1867 г.), науровне федерации налоги стали взиматься лишь пятьдесят лет спустя исключительнодля целей финансирования военных расходов на войну. При этом федеральныйподоходный налог рассматривался как временный. В настоящее время подоходноеналогообложение Kaнады взначительной степени централизованное. По федеральному и провинциальномуналогам подается единая декларация, в которой предусмотрены соответствующиеразделы. Декларации подаются в срок до 30 апреля. Лишь в провинции Квебекналогоплательщики подают две декларации.
Налоговаясистема Канады начала модернизироваться в связи с проведение: налоговой реформыв 1987 г. Она коснулась 2 основных статей бюджета: подоходного налога и налогана прибыль. В соответствии с ее положениями в Канаде на федеральном уровне сталидействовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, ав каждом регионе — свои местные ставки. Большое внимание в Канаде уделяетсястимулированию деятельности малого бизнеса. Доля таких мелких фирм(занято менее 100 лиц наемного труда) достигает 97 % от числа всех компаний(услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли), и к их доходамприменяется единая ставка —12%. В целом в налоговой системе Канады преобладает прямоеналогообложение.
Этой жереформой был проведен радикальный пересмотр системы косвенных налогов.
Изкосвенных налогов наиболее значимы; федеральный налог на товары и услуги поединой ставке — 7 % и местный налог с продаж. Иногда в провинциях этидва налога объединяются в комбинированной ставке — 15 %. Объединенныйналог включается в розничные цены.
Несмотряна широкие полномочия в сборе налогов, провинции получают поддержку со стороныфедерального правительства в форме трансфертов, которые составляют около28 % всех их доходов. Федеральные трансферты провинциям основаны на трехимеющих разные цели и структуры, ключевых программах — «Выравнивание»,«Установленное финансирование программ».

Таблица1. Ставки федерального подоходного налога
Доход, тыс. долл.
Максимальная федеральная ставка, %
-29590 17 29590 -59180 26 более 59180 29
 
Таблица2. Ставки подоходного налога с физических лиц, действующие в регионах
Провинция, территория
Основная ставка, %
Основная федерально-провинциальная ставка, % Ньюфаундленд 21,0 52,3 Новая Шотландия
19,0
20,1
50,3
51,4 о. Принца Эдуарда 19,0 50,3 Нью-Брансуик 20,1 51,4 Квебек 21,6 52,9 Онтарио 21,6 52,9 Манитоба 19,1 50,4 Саскачеван 20,6 51,9 Альберта 14,8 46,1 Брит. Колумбия 22,9 54,2 Юкон 15,3 46,6 Северо-западные территории 13,0 44,4
Основы ныне действующей налоговой системы РоссийскойФедерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ оботдельных видах налогов. За девять прошедших лет было много, от дельных частныхизменений, но основные принципы сохраняются.
Первые попытки перейти к налоговойсистеме, отказавшись от порочной практики установления дифференцированныхплатежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине1990—1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленныеполовинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройнойструктурой российского налогового законодательства.
Общиепринципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другиеобязательные платежи определяет За кон РФ «Об основах налоговой системыв Российской Федерации» от 27.12.91 г. N 2118- 1. К понятию «другие обязательные платежи»относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, какПенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования.
 

3. ВИДЫНАЛОГОВ КАНАДЫ
 
3.1. Подоходныйналог
 
Подоходный налог уплачивается физическими лицами икорпорациями. При этом ставка федерального налога для физических лицустановлена в пределах от 17 до 29%, а ДОШ корпораций 28%.
По уровнюналогообложения физических лиц Канада занимает среди стран Группы семи одно изпервых мест. Вместе с тем, гибкая система интеграции личного подоходного икорпорационного налогов позволяет избегать двойного обложения прибыли, имеющегоместо в США. В 1996-1997 г. такие провинции как Онтарио, Новая Шотландия,Нью-Брансуик и Британская Колумбия снизили ставки подоходных налогов и намереныпродолжать аналогичные реформы в будущем. Наиболее решительно это делаетправительство провинции Онтарио: в 2000 г. ставка налога на доходы физическихлиц снижена до 45% от уровня аналогичного федерального налога (49% в 1999 г.),а в 2001 г. она опустится до 40,5%.
 Федеральный налог на доходы физических лиц (federal personal income tax) и провинциальный налог на доходы физических лиц (provincial personal income tax). Платятся непосредственно физическим лицом илинекорпорированным бизнесом один раз в год с общей суммы доходов из всехисточников. В 2004 г. шкала федерального налога выглядела следующим образом:17% на годовой доход в размере до 29 590 долларов; 26% на доходы от 29 590 до59 180 долларов; 29% на доходы свыше 59 180 долларов. Во всех провинциях, заисключением Квебека, провинциальный налог на доходы физических лиц (сокращенно- PPIT) взимается по ставкам, которые исчисляются как процент от аналогичногофедерального налога. Ставки РРIТ в различных провинциях неодинаковы — ониколеблются от 43% в Северных территориях до 60% в Ньюфаундленде, однако вбольшинстве провинций они установлены в интервале 50-55%. По соглашению междудвумя уровнями власти сбор провинциальных подоходных налогов осуществляетфедеральная налоговая служба на основании данных, включенных гражданами вдекларацию о доходах. Собранные средства затем передаются в бюджеты провинций.Индивидуальные налогоплательщики могут воспользоваться целым рядом льгот. Почтивсе они имеют форму скидок с расчетных сумм самих подоходных налогов. При этомс целью упрощения расчетов после реформы 1988 г. в Канаде устранен минимальныйне облагаемый налогом доход и вычеты из налогооблагаемых сумм.
На всех безисключения налогоплательщиков распространяется так называемая базовая скидка(basic personal tax credit). Она уменьшает подлежащую уплате сумму подоходныхналогов на более чем 1 тыс. долларов и, соответственно, фактически освобождаетот этих налогов наиболее низкодоходные слои населения. Кроме того существуютдополнительные скидки для граждан старше 65 лет, для инвалидов и лиц, имеющихна иждивении инвалидов, для одиноких матерей и отцов. Скидки с подоходныхналогов предоставляются также получателям различных видов пенсий и пособий побезработице. Существуют скидки в связи с затратами на образование и услугимедицинского характера.
Федеральныйналог на доходы корпораций (federal corporate income tax). Платится непосредственнокорпорациями на основании ежегодно представляемых ими финансовых отчетов.Базовая ставка налога составляет 29%. Более льготным режимом налогообложенияпользуются только две категории компаний. Во-первых, это предприятияобрабатывающей промышленности — для них налог установлен на уровне 21%.Во-вторых, предприятия малого бизнеса в любой отрасли платят налог по ставке12%.
Провинциальныйналог на доходы корпораций (provincial corporate income tax) взимается в провинциях поразличным ставкам, уровень которых колеблется от 5 до 17%.
Суммарнаяфедерально-провинциальная ставка налога на доходы корпораций составляет вКанаде около 42%, при 39-40% в США, около 30% во Франции и Великобритании,более 50% в Японии, Германии и Италии.
3.1.2. Налогна прибыль
Удельный веспоступлений отналога на прибыль корпораций составляет примерно 10% вобщих доходах федерального бюджета и 4% в доходной части бюджетов провинций.Предприятия малого бизнеса облагаются по пониженным ставкам. К малому бизнесу вКанаде относят предприятия с численностью занятых до 100 человек и с доходамидо 200 тыс. долл. в год. Ставка налога — 28% в федеральный бюджет и 15% впровинциальный, а для малых предприятий соответственно 12 и 10%. Причемфедеральные ставки едины для всей страны, а провинциальные приведеныусредненные, так как они могут различаться в зависимости от решениязаконодательных собраний провинций. Для ряда отраслей обрабатывающейпромышленности установлена налоговая льгота в виде пониженной ставкифедерального налога: 23% вместо 28..
Ставка налога наприбыль складывается из федеральной и провинциальной. Общая федеральная ставка — 28% (для компанийобрабатывающей промышленности — 23%). Провинциальные ставки налога на прибыльпредставлены в Таблица 3.
Таблица 3. Ставки налога на прибыль, действующие в регионах
Провинция, территория
Основная ставка, %
Основная федерально-провинциальная ставка, % Ньюфаундленд 14,0 43,12 Новая Шотландия 16,0 45,12 о. Принца Эдуарда 15,0 44,12 Нью-Брансуик 17,0 46,12 Квебек (от вида деятельности) 8,9-16,25 38,02-45,37 Онтарио 15,5 44,62 Манитоба 17,0 46,12 Саскачеван 17,0 46,12 Альберта 15,5 44,62 Брит. Колумбия 16,5 45,62 Юкон 15,0 44,12 Северо-западные территории 14,0 43,12
Ньюфаундленд снижаетставку для компаний, создающих более 10 рабочих мест с полной занятостью иинвестициями не менее $500 000.
** С 1 июля 1993 г.снизилась ставка для корпораций, создающих рабочие места в фармацевтической,компьютерной, телекоммуникационной и аэрокосмической отраслях.3.1.3. Налог с продаж
Налог с продаж по своей природе — это более удобныймеханизм сбора доходов, чем подоходный налог.
Действующий налог спродаж имеет две характерные черты:
· распространяетсятолько на потребление, освобождая от налогов сам производственный процесс и темсамым не угрожая внутреннему производству;
· опирается наболее широкую базу.
До 2000 г. федеральноеправительство полагалось на единую ставку федерального налога с продаж — 13,5%.Под этот налог попадали и производственные ресурсы. Эта ставка распространяласьна производителей и ее эффективное значение существенно изменялось от продуктак продукту, завися от системы их распределения. Налог облагал внутреннеепроизводство больше, чем импортные товары, примерно на одну треть. Половинадоходов от этого налога полностью шла от налогообложения потребляемых впроизводстве ресурсов, увеличивая стоимость инвестиций в среднем на 4%. Внебольшой открытой экономике, которая характерна для Канады, эти факторы сталиосновными препятствиями к росту.
Столкнувшись снедостатками федерального налога с продаж, федеральное правительство в 1987 г.решило основные усилия направить на реформу местного налога с продаж. Этот шагправительства породил предложение развивать и взимать национальный налог спродаж по европейской модели налога на добавленную стоимость.
От негоосвобождены продукты питания, детская одежда, лекарства, книги, топливо, услугив области медицины и образования. Продажи в процессе производства облагаютсяфедеральным налогом обычно по ставке 12,0—13,5%. Более высокие ставки устанавливаютсяна предметы роскоши, автомобили, спиртные и табачные изделия. Пониженные ставкиприменяются для строительных материалов, услуг связи. Другие услуги федеральнымналогом не облагаются. Налог вносит фирма-производитель, он включается в ценутовара. Как видим, федеральный налог с продаж является в некоторой степенианалогом европейского налога на добавленную стоимость.
Провинциальныеналоги на продажи(provincial sales tax — сокращенно PST) аналогичны федеральному GST. Онивзимаются по различным ставкам во всех провинциях, кроме Альберты. Ставки PSTколеблются от 6% в Британской Колумбии до 12% в Ньюфаундленде. Так же как GST,налог PST указывается на товарных чеках отдельной строкой и уплачиваетсяпотребителями товаров и услуг как надбавка к цене. В качестве меры поощренияиностранного туризма власти провинций Квебек и Манитоба присоединились кфедеральной программе возврата иностранным гражданам сумм, уплаченных в виденалогов PST при покупке товаров и услуг в Канаде.
Покупаябензин, потребители платят федеральный налог по твердой ставке 8 центов залитр. Аналогичный провинциальный налог (provincial gasoline tax)взимается в провинциях либо по твердой ставке, либо как процентная надбавка кцене.
3.1.4. Налог на имущество
Налог на имущество исчисляется исходя из оценочно стоимости имущества,определяемой на основе рыночной оценки, которая производится общественнойорганизацией — муниципальной корпорацией по оценке имущества (МРАС).Достоверность ее заключений проверяется отделом по рассмотрению правильностиоценки, который и рассматривает соответствующие жалобы налогоплательщиков. Ставканалога на имущество включает две составляющие, одна из которыхустанавливается провинциями, а края — муниципальными образованиями. Базоваяставка для жилого фонда составляет 2%,а предельный размеризъятий не должен превышать 5%. Порядок исчисления налога на имуществопредусматривает различные вычеты, например, допускается перечисление до 40%причитающихся к уплате сумм не в бюджет, а на благотворительные цели. Основным источникомбюджетных доходов на уровне провинций является налог на имущество. Например, впровинции Онтарио ежегодно взимается около 15 млрд. долл. этого; налога, чтосоставляет более 50% доходов провинции. Из них примерно 9 млрд. долл.уплачиваются физическими лицами — собственниками жилья, а 6 млрд. долл.— организациями. Также на уровне провинций уплачивается налог на розничныепродажи.

3.1.5. Налог на недвижимую собственность
Налогна недвижимую собственность (realestate tax) является самым крупным местным налогом. Онуплачивается собственниками недвижимости как некоторый, установленныйконкретным муниципалитетом процент от ее стоимости. Обычно при этомналогообложении исходят из стоимости земли, на которой ведется застройка.Оценка облагаемой собственности входит в функцию провинциальных властей дляформирования единого подхода в провинции. Облагаются земля и здания,оборудование налогом не облагается. При оценке учитываются три фактора: расходына создание данной стоимости; доход, который она реально приносит владельцу;учет рыночной стоимости на момент оценки. Налог с недвижимости взимается обычнов размере 0,5—1,0% от стоимости собственности. Ставка резко повышается, еслинедвижимость используется для определенных видов деятельности. Например, налогс парикмахерской устанавливается в размере 30% стоимости здания, налог садвокатскихконтор и врачебных кабинетов — 50%. А если зданиеиспользуется для производства алкогольной продукции, налог на недвижимостьсоставляет 140%.
Правительственныеи провинциальные здания и сооружения освобождены от налога на недвижимость, нопомимо общих дотаций и субвенций муниципалитетам выделяются суммы, равные томуналогу, который они не уплачивают.3.1.6. Налог на прирост рыночной стоимости активов
К числу прямых налогов,уплачиваемых как личный подоходный или корпорационный, относится налог наприрост капитальных активов (capital gains tax), который имеет большое значениев системе подоходного налога с населением.
 Им облагается доход,полученный от различных операций с имуществом — продажи или обмена земельныхучастков, строений, ценных бумаг и т.п. Кроме того, после отмены в 1972 г.федерального налога на наследство и дарения налог на прирост капитальныхактивов уплачивается при переходе имущества от одного собственника к другому. Вналогооблагаемый доход включается три четверти суммы, составляющей разницумежду рыночной ценой и ценой приобретения. Если ранее только половина этогодохода подпадала под налогообложение, причем реальная ставка совокупногофедерально-провинциального налога равнялась 26%, то в настоящее времяоблагаемая доля расширилась до 75%, а реальная ставка налога на прирострыночной стоимости возросла до 30%.
Обязательныевзносы в государственный фонд страхования занятости и государственныйпенсионный фонд отчисляется в форме вычета из заработной платы.
Приотчислении средств в фонд занятости работодатели ежемесячно платят 4,06 долларас каждых 100 долларов фонда заработной платы. У работников вычитаются суммы израсчета 2,90 доллара на каждые 100 долларов заработка. Взносы в государственныйпенсионный фонд отчисляются по ставке 5,6% от суммы заработка (к 2003 г. ставкабудет постепенно поднята до 9,9%). От уплаты пенсионных взносов освобожденыработники, получающие менее 3,5 тыс. долларов в год. Вместе с тем такие взносыне взимаются и с сумм, превышающих определенный максимум. В 1997 г. он былустановлен на уровне 39000 долларов в год. 3.2.  Основные налоговые льготы Канады
Налоговымильготами стимулируются проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ, разведки полезных ископаемых, освоение новых месторождений. Широкоприменяется ускоренная амортизация основных производственных фондов. В целомсистема льгот достаточно сложна, а ежегодная налоговая декларация — такназываемая «голубая книга» («blue book») представляет собоймногостраничную брошюру, содержащую большой объем инструкций, разъяснений итаблиц.
Основные налоговые льготыдля корпораций включают:
· инвестиционныйналоговый кредит;
· налоговый кредитна расходы НИОКР;
· ускоренные нормыамортизации;
· льготные условияналогообложения стоимости активов;
· скидки наистощение недр и др.
Постоянно увеличивающийсядефицит федерального бюджета привел к более рациональному использованиюналоговых льгот, что прежде всего выразилось в сужении сфер их применения и вуменьшении размеров. В 1987 г. были отменены инвестиционный налоговый кредит искидка на корректировку товарно-материальных запасов.
Снижены нормы амортизациидля пассивной части основного капитала в горнодобывающей промышленности длябурового оборудования, рабочих частей машин, рекламного оборудования.
Сохранены льготы настимулирование регионального развития НИОКР. Инвестиционный кредит дляатлантических провинций составляет 15%, а для специально выделенной группы районов— 10%. Налоговый кредит на капиталовложения в НИОКР составляет 30% для всехкомпаний и 45% — для обрабатывающего сектора в отдельных районах.
Для стимулированияразвития сельского хозяйства и рыболовства также предусмотрены меры налоговогохарактера. Существуют три специальные льготы для компаний данных отраслей.
Цель одной из них —привлечь детей фермеров к работе в сельском хозяйстве. После смерти родителейферма, доля в семейной фермерской корпорации или семейном фермерскомпартнерстве переходит к детям без необходимости пожизненной уплаты налога наприрост рыночной стоимости активов. Его оплата откладывается до того момента,когда дети будут располагать какой-либо другой собственностью помимо даннойсемейной.
Другая льгота состоит вправе усреднять доход за пятилетний период в целях защиты фермеров и рыбаков отрезких колебаний доходов, свойственных данным отраслям.
Третья льгота связана сметодом исчисления дохода для фермеров и рыбаков; дает возможность фермерамрегулировать распределение доходов по годам, уменьшать или увеличивать сумму,оставшуюся в их распоряжении после уплаты налога.
Последние тенденции вразвитии налоговой системы связаны с расширением базы налогообложения иснижением размеров ставок налогов и направлены на сокращение дефицитафедерального бюджета при сохранении возможностей воздействовать наэкономические процессы.

4. СРАВНИТЕЛЬНАЯХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГА НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ И НДС РФ
В 1991 г. в Канаде былпринят налог на товары и услуги. В отличие от европейскогоналога на добавленную стоимость налог на товары и услуги в Канаде имеетпреимущество, которое выражается в установленной единой ставке — 7%. В то жевремя основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты иоборудование налогообложению не подвергаются, освобождаются от налогов услугиздравоохранения и образования.
Налог на товары иуслуги приноситстране значительный доход. В 1994 г. он составил 21087 млн. долл., или 7,7% отобщего поступления всех налогов. Более широкая экономическая база и низкаяставка позволяют уменьшить искажающее воздействие на рынок и достигнутьнаиболее эффективного распределения ресурсов.
Само по себе введениеэтого налога означало существенное улучшение налоговой системы Канады, однакооно привело и к дополнительным сложностям. Дело в том, что налог взимаетсяодновременно с провинциальными налогами с розничных продаж. Два налогасуществуют в сфере розничной торговли параллельно, принося массу неудобствпродавцам, вынужденным калькулировать два налога с разными базами иприспосабливать к ним систему бухгалтерского учета. С другой стороны, этоявляется стимулом к унификации системы провинциальных налогов и ее гармонизациис федеральным налогом.
За исключением провинцииАльберта и двух территорий, все провинции взимают местные налоги с продаж.
С 1 апреля 1997 г.Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Ньюфаундленд объединяют свои местные налоги спродаж с феде ральным налогом на товары и услуги («GST»). Комбинированная ставка равна15% (7% —федеральная ставка и 8% — провинциальная). Объединенный налогвключается в розничные цены, но вся сумма уплаченного налога отражается в чеке.
С 1 сентября 1996 г. врегионах Канады действуют следующие ставки налогов с розничных продаж:
· Ньюфаундленд —12%;
· Новая Шотландия —11%;
· о. Принца Эдуарда— 10%;
· Нью-Брансуик —11%;
· Квебек — 6,5% (вКвебеке взимается объединенный налог: провинциальный и федеральный);
· Онтарио — 8%;
· Манитоба — 7%;
· Саскачеван — 9%;
· БританскаяКолумбия — 7%, называется «налог на социаль ные услуги», имоблагается потребление товаров и определенных видов услуг.
Копределенным видам товаров и услуг могут применяться другие ставки данногоналога. Например, в провинции Онтарио — стандартная ставка налога — 8%, но дляалкогольных напитков, продаваемых в специализированных магазинах, ставкаувеличена до 12%.
Федеральный налог на товары и услуги (goods and services tax — сокращенноGST)., который фактически является многоступенчатым НДС на товары и услуги,реализуемые в Канаде (фактически этот налог платит конечный потребитель поставке 7%.)
Заметноеисключение составляют продукты питания и лекарства, плата за проезд в городскомобщественном транспорте — на них GST не распространяется.
При покупкетех товаров и услуг, на которые налог GST установлен, его платят все безисключения потребители. Однако, если Вы прибыли в Канаду на срок до трехмесяцев и после визита в эту страну возвращаетесь на постоянное местожительства, то при определенных условиях имеется возможность получить обратносредства, затраченные на уплату GST. Это делается в соответствии с программойвозврата налогов (Tax Refund Program).
Переход к рыночнымотношениям в России, как и во многих других странах привел к необходимости появленияновых налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости, т.е. налогана добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основномоплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостьюготовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов,используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включаетсяамортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленнуюстоимость, создаваемой на всех стадиях производства, определяется как разницамежду стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения истоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.
Плательщиками НДСявляются предприятия и организации независимо от форм собственности иведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица. Плательщиками налогана добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица, при условии, что их годоваявыручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб. В РоссииНДС составляет 18%.
Стоимость, добавленная впроцессе работы над имеющимися предметами труда, облагается налогом сдобавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в ценусвоего товара, который приобретает потребитель. Таким образом, всю тяжесть этого налога несетконечный потребитель.
Объектами налогообложенияявляются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии сустановленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.
Законом определенперечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот переченьявляется единым на всей территории Российской Феде рации. Освобождаются отналога на добавленную стоимость услуги в сфере на родного образования,связанные с учебно-производственным процессом; услуги по уходу за больными и престарелыми;ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства,религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другиеразвлекательные мероприятия. Освобождаются от платы НДСнаучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счетгосударственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учрежденияминародного образования.

5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫКАНАДЫ И РОССИИ
 
5.1. Налоговыеорганы Канады
 
В Канаде разработкойзаконов, регулирующих налогообложение, занимается отдел бюджетной политики иэкономического анализа Министерства финансов, в котором за работу отвечаетУправление налоговой политики. Все проекты выносятся на обсуждение — преждевсего в Палату Общин. Сбором налогов занимается Министерство национальногодохода. Все возникающие споры по вопросам налогообложения разрешает Налоговыйсуд.
Федеральноеправительство Канадыосуществляет программу выравнивания социального уровня жизни. В этих целяхчерез Министерство финансов налоговые поступления перераспределяются междупровинциями. Критерием служат потенциальные возможности налоговой базыпровинций и средний уровень доходов на душу населения. Осуществляютсясовместные федерально-провинциальные программы, такие, как ликвидациябезработицы, развитие образования и культуры, развитие здравоохранения,создание инфраструктуры и т. д.
Налоговыедекларации оформляют абсолютное большинство канадских граждан, за исключениемсамых малообеспеченных. Вместе с тем, налоговую декларацию могут предложитьзаполнить и человеку, прибывшему в Канаду с временной трудовой визой иработающему там за плату. Декларация должна быть заполнена и представлена вналоговую службу до 30 апреля. В нее включают сведения о доходах за предыдущийфинансовый год, а также данные, необходимые для получения скидок с подоходныхналогов. Финансовый год в Канаде начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта.
Налоговыеорганы Канады проводят выборочный контроль налоговых деклараций, а также бухгалтерских книгпредприятий, проводят ревизии. Если налогоплательщик не согласен с налоговымиорганами, то бремя доказательств возлагается на него. Он может обращаться сапелляцией в Министерство доходов, в налоговый суд, а при несогласии с ними — вфедеральный суд и Верховный суд Канады. Решения судов по неясным вопросам, какправило, основываются на прецедентах. За несвоевременную уплату или уклонениеот уплаты налогов плательщик подвергается финансовым санкциям, в отдельныхслучаях против него может быть возбуждено уголовное дело.
Взиманием налогов и сборов от имени правительства Канадызанимается Канадское агентство таможен и сборов (Canada Customs and Revenue Agency, CCRA),которое noд отчетно парламенту через министрапо национальным доходам, входящего в кабинет министров Канады.
Агентство создано вместо упраздненного Министерства доходов.Подобное изменение в системе органов исполнитель ной власти осуществлено сцелью придания налогообложению характера услуг, оказываемых налогоплательщикамна логовыми органами.
В задачи агентства входит контроль за соблюдением налоговогозаконодательства (более 180 законов). При этом сотрудники агентства, общаячисленность которых составляет 45 тыс. человек, наделены правом толкованиязаконодательных актов о налогах (население Канады 30,4 млн. человек).
Федеральные налоги взимаются повсеместно агентством через егоотделения, расположенные на всей территории страны. Лишь в провинции Квебекфедеральные налоги собираются провинциальным Министерством доходов.
На большей части территории Канады агентство также взимаетпровинциальные налоги, в частности подоходный налог, за символическую плату наоснове специальных соглашений, заключенных между центром и территориями.Собранные таким образом налоги перечисляются агентством провинциям в течениегода с периодичностью 2—выплаты в месяц, Исключение составляют провинцииАльберта, Квебек и Онтарио, не подписавшие подобных соглашений. Например,исчисление и уплата налогов в провинции Онтарио контролируются отделомналоговой политики провинциального Министерства финансов. Состав контролируемыхналогоплательщиков включает 23,3 млн. физических лиц и 1,2 млн. корпораций. Вструктуре податного состава выделяются 2 млн. плательщиков налога на товары. Иуслуги и 1,3 млн. работодателей, В 2004—2005 финансовом году Агентствомвзыскано на логов на сумму более 212 млрд. долл., в том числе федеральногоподоходного налога — 106,2 млрд. долл., налога на товары и услуги — 22,8 млрд.долл., налога на доходы в провинциях — 35,6 млрд. долл., страховых сборов —18,8 млрд. долл., пенсионных сборов — 16,9 млрд. долл., акцизов — 10,4 млрд., долл., таможенных сборов — 1,7 млрд. долл. При этом около 70% налогов былоудержано у источника выплаты, что позволило существенно уменьшить возможностьнеуплаты налогов.
В провинции каждому налогоплательщику присваивается идентификационныйномер (taxpayer name), в пределахфедерации учет ведется с помощью социального идентификационного номера (SIN). Ход уплаты налогов контролируется43 территориальными подразделениями агентства, в штате которых насчитываетсяоколо 9000 человек, которые обеспечивают в первую очередь своевременность иполноту уплаты федеральных на логов. Ежегодно удается проверить не более 2% налогоплательщиков.Поэтому контрольная деятельность налоговых органов нацелена на проверку тех изних, у кого велик риск неуплаты налогов. Отбор осуществляется компьютеромпосредством централизованной обработки данных, прямо или косвеннохарактеризующих финансовое состояние конкретного плательщика, на основе ихсопоставления с усредненными показателями. Во внимание принимаются около 150
параметров по физическим лицам и 30 — по корпорациям.Например, о принадлежности налогоплательщика — физического лица к группе рискаможет свидетельствовать несовпадение доходов этого лица и доходов лиц,проживающих с ним по соседству. Чем больше параметров налогоплательщика несовпадают, тем выше вероятность того, что этот налогоплательщик не исполнилдолжным образом налоговую обязанность. По этим основаниям все налогоплательщикиподразделяются на четыре уровня риска: от низкого до высоко го. Данные оналогоплательщиках с высокой степенью риска. Передаются в территориальныеподразделения для проведения проверок,
В соответствии с законодательством проверки могутосуществляться как непосредственно по месту нахождения налогоплательщика, так ив территориальных подразделениях залогового ведомства.
Проверки по месту нахождения налогоплательщиков производятсяинспекторами (аудиторами), о чем проверяемые лица предупреждаются за пять днейдо начала проверки. Срок проверок законодательно не ограничен, однако всоответствиис ведомственными нормативами он не должен превышающих 50часов при проверке уплаты мелкими и средними предпринимателями НДС и 100 часов— при проверке уплаты подоходного налога. В случае бесперспективности проверкиона может быть прекращена по истечении двух дней с момента начала.Приэтом проверкой может быть охвачен период, не превышающий 4 года.
В ходе проверок аудиторы информируют налогоплательщика овыявленных нарушениях, В соответствии с законодательством налогоплательщикиобязаны давать соответствующие пояснения и устранять имеющиеся недостатки. Порезультатам проверок составляется уведомление с указанием недоплаченныхналогов, которое вручается налогоплательщику. В случае несогласия стребованиями, содержащимися в уведомлении, налогоплательщик может обратиться сжалобой в отдел рассмотрения апелляций, являющийся структурным подразделениемагентства. Такое право сохраняется за налогоплательщиком в течение 90 дней содня по лучения уведомления. Налогоплательщик не вправе обращаться в Налоговыйсуд Канады до рассмотрения жалобы в административном порядке. Налоговый судКанады создан в 1983 г. и призван осуществлять независимый пересмотр решенийАгентства по таможням и сборам Канады. Налоговый суд Канады имеет региональныеотделения, располагающиеся в городах Торонто, Ванкувер и Монреаль-Приемапелляций от налогоплательщиков осуществляется также представительствамиНалогового суда Канады, имеющимися более чем в 80 населенных пунктах страны.Основной задачей Налогового суда Канады является раз решение споров между лицомили корпорацией, с одной стороны, и правительством Канады, с другой, повопросам, от внесенным к его ведению. В состав Налогового суда Канады входятпредседатель суда, заместитель председателя суда и судьи, которые отправляютправосудие. Общий состав суда — 20 человек.
Налоговый суд Канады является лишь судом первой ин станции. Поэтому апелляции на его решенияподаются в Федеральный апелляционный суд в соответствии с п. 27 Закона «ОФедеральном суде». Упрощенное производство по общему правилу допускается вслучае, если налогоплательщик избрал неформальную процедуру при подачеуведомления об апелляции при условии, что совокупность всех оспариваемых суммне превышает 12 тыс. долл. Согласно канадскому законодательству нарушенияналогового законодательства приобретают криминальный характер в случае, еслиони сопряжены с обманом налогового ведомства посредством умышленного искажениясведений, необходимых для налогообложения, т.е. в случае налоговогомошенничества. Налоговое мошенничество определяется как сознательное действиеили намерение совершить действия с целью обмана налоговых органов, позволяющиесократить раз мер подлежащих уплате налогов или получить незаконное возмещениеналогов из бюджета.
Налоговые правонарушения, содержащие признаки преступлений,рассматриваются сотрудниками Управления рас следований, являющегося структурнымподразделением Агентства по таможням и сборам Канады. Однако компетенцияследователей агентства не распространяется на налоговые преступления, закоторые предусмотрено наказание, превышающее два года лишения свободы. Ихрасследование отнесено к компетенции Королевской конной полиции Канады, то естькриминальной полиции. Главная особенность налогообложения в Канаде заключаетсяв том, что государство оставляет за собой право требовать уплаты налогов слюбых доходов, в том числе незаконных, например полученных от торговлинаркотиками. Поэтому в ходе расследования помимо факта преступной деятельностиво всех случаях устанавливается размер дохода, полученного в результате ееосуществления.
Свои особенности имеет борьба с уклонением от уплаты налоговна уровне провинций. Например, в провинции Квебек, начиная с 1996 г., онаосуществляется специальным подразделением Министерства по доходам (Ministere du Revenu) — отделом по борьбе с неуплатой налогов (BLEF). В качестве основных целейпротиводействия уклонению от налогообложения определены соблюдение налоговойсправедливости, возврат выведенных из-под налогообложения доходов,стимулирование самодекларирования.
5.2. Налоговые органы России
В России налоговую систему возглавляет Государственная налоговаяслужба, которая входит в систему центральных органов государственногоуправление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляетсяруководителем в ранге министра.
Налоговыеорганы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органамиисполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетнымифондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом ииными нормативными правовыми актами Р.Ф Налоговые органы действуют в пределахсвоей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации и составляютединую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства оналогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностьюуплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов исборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заправильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) вбюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указаннуюсистему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный поконтролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
(вред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от27.07.2006 N 137-ФЗ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Налоговая система — одиниз главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментомвоздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетовсоциального и экономического развития.
Канада —децентрализованное государство, где, несмотря на сильное влияние федеральныхорганов власти, провинции имеют большое значение в ключевых областях национальнойэкономики и социального развития. Так, провинции обладают сферой полномочий втаких областях, как образование, здравоохранение, круг социальных программ пострахованию. Децентрализация помогает адаптировать социальную политику кместным нуждам, в то же время обеспечивая правительствам провинций доходы,достаточные для поддержания единых стандартов общественных услуг при равныхуровнях налогообложения. Главную часть доходов федерального бюджета составляетподоходный налог с населения, причем доля его постоянно увеличивается.Значительны и поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги,акцизов, таможенных пошлин и налогов в фонды социального страхования.
Отдельным провинциямсделаны исключения.Например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль,Онтарио, Альберта — налог на прибыль.
Основополагающими актамив сфере налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход(регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Законо страховании по безработице (системы социального обеспечения) Направленияналоговой политики одобряются министром по национальным доходам и реализуютсяпосредством разработки соответствующих законов. Изменения, вносимые вналогообложение, увязываются с бюджетным процессом. При выявлении пробелов вналоговом законодательстве, позволяющих уклоняться от уплаты налогов,Министерство финансов заранее уведомляет налогоплательщиков о возможности приданиясоответствующим законодательным изменениям обратной силы. Соответствующеерешение может быть принято парламентом по представлению Министерства финансов,Подобная практика позволяет существенно сократить число лиц, желающихвоспользоваться несовершенством налогового законодательства.
В целомсовременная налоговая система Канады достаточно типична для государств сразвитой рыночной экономикой. По уровню налогообложения корпораций Канадазанимает среднее положение среди семи ведущих индустриальных стран.
По уровнюналогообложения физических лиц Канада занимает среди стран Группы семи одно изпервых мест.
Налоговойсистеме России также необходимо адаптироваться к новым общественным отношениями соответствовать мировому опыту.
В новой налоговойсистеме, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет,более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровнейуправления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения.Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующихФедеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полноучесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
И все же новое налоговоезаконодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основныенедостатки следующие: излишняя уплотненность, за путанность, наличие большогоколичества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих ростэффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрениеперспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления.Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, нестимулирует при влечение в народное хозяйство иностранных инвестиций.Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов,льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период переходароссийской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициямкак отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы насегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показаланесостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговойсистемы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самымналогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Таким образом, РоссийскойФедерации необходимо используя зарубежный опыт реформировать свое налоговоезаконодательство с целью его упрощения и большей прозрачности для населения.Оптимальным можно считать способ взаимоотношений федерального бюджета и местныхбюджетов, когда налоги и сборы непосредственно относящиеся к территориямвзимаются в их бюджеты полностью (или большая часть), что способствуетконкуренции между местными органами власти с целью привлечения инвестиций инепосредственного развития подконтрольных территорий. Также это способствуетформированию налоговой справедливости, когда территория на которой находитсякакое-либо предприятие получает в виде налогов и иных отчислений компенсацию занесение тяжести существования рядом с ним. В области налогообложения высокихтехнологий РБ имеет даже более мягкие для этих компаний условия, чем Канада,предоставляя возможность созданным компаниям в течение 2 лет не платить налоги,кроме налога на прибыль.
Вообще, исходя, извозможностей каждого конкретного государства необходимо отметить, чтоуниверсальной налоговой системы не существует. Однако, каждое государстводолжно стремиться найти свою нишу для дальнейшего развития и существования.

/>/>/>/>/>/>СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоги: Учеб. пособие. Под. ред.Д.Г. Черника. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003.– 544 с.
2. Налоговый КодексРоссийской Федерация (N 146-ФЗ)
3. Киперман Г. Я.,Белялов А. З. «Налогообложение предприятий и граждан в РоссийскойФедерации». М., 1992.
4. Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс: принципы, проблемы и политика”. Баку,2000.
5. Столяров В. Ф.,Хасан-Бек Ц. М. “Налогообложение и рыночная экономика”. Киев, 2001.
6. Черник Д. Г.“Налоги”. М., «Финансы и статистика», 2005.
НалоговыйКодекс Р.Ф. (в редакции ФЗ от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
7. “Налоги ”, жур.«Экономика и жизнь», №4, 2005 год.
8. “Налоги”, жур.«Экономика и жизнь», №28, 2006 год.
9.      Материалы газеты «Финансовые известия» и журнала«Экономика и жизнь».
10. Налоги: Учеб. пособие. Под. ред. Д.Г. Черника. – 4-еиздание, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 544 с.
11 Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: Учебноепособие. — М.,: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 872 с.
12. Налоговые органы (вред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от29.06.2004 N 58-ФЗ)