Сравнительная характеристика политики разгосударствления и приватизации собственности в Российской Федерации и странах Западной Европы и США

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Специальность 080109
Кафедра экономики и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Сравнительная характеристика политики разгосударствленияи приватизации собственности в Российской Федерации и странах Западной Европы иСША

Исполнитель: студентка 15 группы
ускоренная форма обучения
Звягинцева Татьяна Владимировна
ОМСК 2010

Содержание
Введение
Раздел 1. Теоретические аспекты разгосударствления иприватизации
Глава 1. Понятие разгосударствленияи его основные способы
1.1.1 Понятие разгосударствления
1.1.2 Основные способы разгосударствления
Глава 2. Содержание приватизации
1.2.1 Сущность, формы, принципы приватизации
1.2.2 Объекты, модели, сроки приватизации
Раздел 2. Приватизация в России и за рубежом
Глава 3. Особенности приватизации в России и странах СНГ
2.3.1 Предпосылки и цели проведения приватизации в России
2.3.2 Этапы, итоги, перспективы приватизациив России
Глава 4. Особенности приватизации в странах Западной Европы
2.4.1 Процесс приватизация в Испании
2.4.2 Приватизация во Франции
2.4.3 Германский опыт приватизации
Заключение
Список литературы
Введение
За понятием собственности стоит длительная история развития общества,его экономической и правовой культуры, становления важнейших институтов демократическойгосударственности. О собственности, о её роли в обществе говорили ещё древние философы,мыслители, ученые, говорят об этом и сейчас.
В Правительстве РФ в настоящее время бурно обсуждаются перспективыприватизации в России. Поэтому свой выбор я остановила на данной теме, посколькуприватизация вызывает такой интерес правительства в настоящее время, это говорито её актуальности. Роль собственности понимали ещё в древности. То, какая формасобственности, общинная или индивидуальная, наиболее приемлема для общества, вызывалоспоры. У каждой формы были свои сторонники и противники. А кто-то вообще не признавалсобственность, считая, что она приносит лишь вред. В современном мире, в частностив России, при попытке перейти к нормальным рыночным отношениям от командной экономики,приватизация была неизбежна. Но то, в какие сроки она была проведена, нынешнемуПравительству РФ приходиться устранять её последствия по сей день. Остается надеяться,что будут учтены все ошибки, и проводимая в настоящий момент приватизация не приведетв упадок и так нестабильную экономику.
В работе будут рассмотрены теоретические аспекты, а так же то,как проходила приватизация на Западе. Целью работы являются закрепление и расширениезнаний по экономической теории в части приватизации. Курсовая работа направленана решение следующих задач: детальное рассмотрение теоретических аспектов приватизации;анализ процесса массовой приватизации в России и за рубежом; изучение перспективыприватизации.
приватизация разгосударствление россия европа
Для работы мною подготовлен материал, содержащий информацию оприватизации. Это периодические издания, учебная литературы, распечатки с Интернет-сайтовЖурнала «Коммерсант», «Российской газеты», отчеты Счетной палатыи другое.
Раздел 1. Теоретические аспекты разгосударствления иприватизацииГлава 1. Понятие разгосударствления и его основные способы1.1.1 Понятие разгосударствления
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активноне занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственностив экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубнадля развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю.Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольноеположение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократическогогосударства.
Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственнойсобственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функцийхозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий,замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Разгосударствление не означает, что государство перестает игратьважную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства,но государство остается структурным элементом смешанной экономики.
Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к.последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняетгосударственную собственность и направлен на повышение эффективности функционированияостающихся в государственном секторе предприятий.
Основными принципами разгосударствления являются: добровольность,экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность,соблюдение интересов государства и населения. При этом очень важно, чтобы процессразгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшенияего организации, управления и материальной заинтересованности работников [10, с.256-268].1.1.2 Основные способы разгосударствления
Главные критерии реформы разгосударствления экономики — сокращениепринудительного госзаказа, расширение свободной продажи продукции на рынке, либерализацияцен, конкуренция товаропроизводителей, и обеспечение экономической ответственности.За государством при этом сохраняются функции регулирования общественного производстваэкономическими и юридическими нормами.
Основными способами разгосударствления являются:
1) либерализация рынков;
2) коммерциализация;
3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанныхпредприятий (государственно-частных);
4) денационализация.
Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностейдля их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентныхструктур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полнаямонополия государства. Государство поощряет также малый бизнес (через налоговыельготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимаетмеры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализациярынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности[7, с.65-72].
Коммерциализация государственных предприятий заключается в ихпереводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночногомеханизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранениеокружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностьюпрекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказываетвлияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельностина основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственныхобъектов приводит к решению параллельной проблемы государства — сокращению дефицитагосударственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования,так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведетк оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.
Еще одним способом разгосударствления является создание смешанныхпредприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, котороемогло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данномслучае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранногокапитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности другихформ собственности отечественного происхождения.
И еще один способ разгосударствления — это денационализация государственнойсобственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационныйхарактер. При этом собственность государственных предприятий может переходить нетолько в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.
Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь визменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального продукта,перераспределяемого через государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается частьчистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другиеплатежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судитьо степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственноо развитии рыночных механизмов.Глава 2. Содержание приватизации1.2.1 Сущность, формы, принципы приватизации
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходек рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающихв связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной»на «частную». Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатсяв том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессывоспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам.Но до сих пор нет единого определения приватизации.
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должнастать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой,- инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственнымицелями приватизации являются:
1) сокращение задолженности государственного сектора;
2) развитие рынка;
3) стимулирование предпринимательства;
4) формирование слоя мелких и средних собственников;
5) расширение индивидуальных свобод;
6) развитие народного капитализма;
7) ослабление профсоюзов.
Достижение социальной справедливости, повышение экономическойэффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственнымицелями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только вдолгосрочном периоде.
Формы приватизации в развитых странах:
1) продажа предприятий непосредственно в частные руки;
2) выкуп акций государственных предприятий менеджерами;
3) продажа акций работникам предприятий;
4) распространения акций предприятия среди населения;
5) сдача государственных предприятий в аренду;
6) заключение контракта на управление предприятием.
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикойможно сформулировать ряд принципов приватизации:
1. Приватизация не должна являться догмой или капризом моды,государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму, поэтомуотбор приватизируемых предприятий должен быть очень тщательный, для необходимогообеспечения общественных благ.
2. Приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушениенеоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступностидля более широкого слоя населения.
3. Изменения структуры собственности должны носить постепенныйхарактер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи.
4. Обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции,совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социальногообеспечения, формирование и поддержка средних слоев.
5. Приватизация должна проводиться с учетом национальной безопасности.
6. Каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичными доступным народному контролю [10, с.266-278].
1.2.2 Объекты, модели, сроки приватизации
Объектами приватизации являются:
предприятия, цехи, производства, участки и другие подразделения,которые могут быть выделены в самостоятельные предприятия или структурные единицыобъединений;
оборудования, дома, сооружения, материальные запасы, лицензии,патенты, финансовые и другие нематериальные и материальные активы;
незавершённое строительство.
Имущество, не подлежащее приватизации:
имущество органов государственной власти и управления, вооружённыхсил, национальной гвардии, пограничных войск, правоохранительных и таможенных органов;
золотой и валютный фонды и запасы, государственные материальныерезервы, эмиссионная и резервная системы;
предприятия по изготовлению ценных бумажных и денежных знаков;
средства правительственной связи;
объекты государственной метрологической службы;
объекты культуры, искусства, архитектуры, мемориальные комплексынационального значения;
предприятия по изготовлению и реализации наркотических средств,оружия и взрывчатых веществ.
Выделяют две основные модели приватизации: платная и бесплатная,каждая из которых имеет сторонников и противников. Рассмотрим коротко обе модели.
Основные доводы в пользу бесплатной приватизации сводятся к следующему:так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности,то его надо превратить из формального в реального собственника, наделив его частьюгосударственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительномутруду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов.Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками- «ваучерами» (Приложение 1).
Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколькосущественных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатноне ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способныеэффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долюкаждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образомоценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы, они предлагаютдругую модель — платную приватизацию.
В случае платной приватизации государственная собственность подлежитпродаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах заденьги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем егоакции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случаепоявится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходнойчасти бюджета.
Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нетсредств для выкупа государственной собственности. В целом денежная приватизацияприведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости.
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации — это срокиеё проведения. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюсяв государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
1. Сбережения,необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаютсямедленно.
2. Требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать иопределил рыночную стоимость предприятий.
3. Монополизированную социалистическую промышленность необходимореструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставитьна продажу.
Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можнов сжатые сроки создать новый класс частных собственников — основную базу социальныхреформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилогофонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей неиспользуется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
Раздел 2. Приватизация в России и за рубежомГлава 3. Особенности приватизации в России и странахСНГ
Существуют альтернативные подходы к роли приватизации. Значительнаячасть экономистов полагает, что для создания рыночной системы не было необходимостив скорейшей и массовой приватизации, достаточно было обеспечить коммерциализациюгосударственных предприятий и свободу предпринимательства, т.е. свободу созданияновых частных предприятий. Этого было вполне достаточно для формирования полноценныхсубъектов рыночного хозяйства — никак не менее полноценных, чем наспех приватизируемыегосударственные предприятия. В данной главе я попытаюсь проанализировать процессприватизации в России, чтобы согласиться либо не согласиться с этим мнением.2.3.1 Предпосылки и цели проведения приватизации в России
Говоря о предпосылках проведения приватизации в России, следуетсказать следующее. Дело в том, что российская экономика долгое время находиласьпод влиянием административно-командной системы хозяйствования. Уже с конца 20-хгодов мы тщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным,«научно обоснованным». На деле же был создан неэффективный механизм хозяйствования.Достаточно сказать, что на его основе непроизводительные расходы и потери в народномхозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта страны.В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации изашли в тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства выходаиз сложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России. Для этогопотребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры.
В ходе приватизации в России государство, будучи практическиглавным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий,отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к. при сохранении монопольногоположения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценноеразвитие рыночных отношений.
Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элементареформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении условий длянормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформацииотношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотивацийхозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производствакак базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.
При этом важную роль при достижении целей приватизации игралапрограмма Российского правительства, определявшая очередность практических шаговприватизации.
Во-первых, преодоление монополии государства и создание условийгражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этогонужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособностьлишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности.Во-вторых, преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе идефицита бюджета как одного из основных источников инфляции. Затем стимулированиеинициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики. И,наконец, изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольнымсобственником, но сохраняется как один из собственников. При этом государство беретна себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.
На основании всего вышеизложенного можно сказать, что при участиигосударства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смоглаприобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народныепредприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерныенегосударственные предприятия.
Такая структура характерна для многоукладной рыночной экономики.Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономическихи хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административногомеханизма управления экономикой.
Приватизация, как и любое экономическое явление, имеет множествотрактовок своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы), и в зависимостиот политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели.
Попробуем отметить понимание задач приватизации в целом, и вРоссии в частности. Основные цели приватизации в переходной экономике должны бытьследующими:
1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).
2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета засчет продажи предприятий в частные руки).
3. Социальная (обеспечение социального мира).
4. Перераспределение экономических основ власти.
При достижении этих целей государство, все в большей мере отказываясьот роли владельца, контролирующего производство, станет гарантом стабильной рыночнойсреды для предпринимательства, создаст правовое поле для эффективной частной экономическойдеятельности, будет содействовать выходу на рынок новых экономических субъектови осуществлять регулирование экономики с помощью преимущественно экономических методов- денежно-кредитной, финансовой, налоговой, амортизационной политики.2.3.2 Этапы, итоги, перспективы приватизации в России
Говоря об этапах приватизации, в России следует различать дваосновных: первый — это этап ваучерной (или точнее массовой приватизации в России,так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационныйчек (или ваучер)). По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет.Правовым аспектом первого этапа приватизации явился Закон «О приватизации государственныхи муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 г., свидетельствующий о начале приватизации и разгосударствлении в России. Он определял и устанавливалорганизационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средствапроизводства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальныхпредприятий в целях создания эффективной социально ориентированной рыночной экономики.
Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенныебазовые идеи — упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов.Широко распространены были и денежные формы приватизации имущества на начальномэтапе — аукционы и конкурсы приватизируемых объектов. Аукционы позволили приблизитьоценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе былаглавной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являласьи способом борьбы с коррупцией (я бы сказала, попыткой борьбы). При иных способах,прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции — она былабы колоссальной.
Нельзя обойти и процесс акционирования, как способ приватизациина первом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционныефонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг (таких, как акций). С помощьюих на сегодняшний день основной преобладающей организационной формой в России сталиакционерные предприятия. Фонды давали ориентиры для того, чтобы разобраться в огромномокеане ценных бумаг акционировавшихся предприятий. В процессе акционирования нормальнойситуацией считалось, когда все выпущенные акции предприятия проданы гражданам. Частьэтих акций передавалась безвозмездно или продавалась на льготных условиях членамтрудового коллектива. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии корпоратизации (илиакционирования).
В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековыеаукционы. Среди основных участников чековых аукционов были трудовые коллективы,мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частныеинвесторы. При рассмотрении понятия чекового аукциона, нужно уточнить саму сутьчека (или ваучера).
Приватизационный чек — это государственная ценная бумага на предъявителя,которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизациигосударственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев)инвестиционных фондов (Приложение 1). Необходимость в такой ценной бумаге обусловленаследующим. Разрушение в России системы расчетно-платежных отношений, когда дажеобычные взаимные сроки, теряются, осуществляются с огромным трудом, сделало нереальнымприменение приватизационных счетов. Если бы в эту общую неразбериху было бы добавленоеще и 150 миллионов держателей расчетных счетов, то паралич денежной системы сталбы неизбежным. Поэтому счета было решено заменить приватизационными чеками, которые,в сущности, выполнили ту же функцию, правда, явились при этом бумагой «на предъявителя».
Так, уже к началу 1994 года, было погашено около половины приватизационныхчеков — примерно 90 миллионов. Однако, в связи с тем, что до конца чековой приватизацииоставалось несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программыприватизации на 1994 год. Это должно было подготовить почву для завершения этапареформ 1991-1993 гг. и перехода к следующему, новому этапу — денежной приватизации,становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структурнормального, цивилизованного фондового рынка в России. Новая программа ужесточалапроцесс приватизации, из-за введения дополнительных бюрократических процедур.
В середине 1994 года в России завершился первый этап — этап массовойприватизации.
Начало 1995 года можно считать началом нового этапа в приватизационнойкомпании — этапа так называемой денежной приватизации (этап при котором платежнымсредством при покупке недвижимого имущества становятся деньги, а не приватизационныечеки).
Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой «денежной» приватизацией”. Хотя задание бюджетапо доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почтив 2 раза, 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО«Газпром», на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год былоприватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационныесделки не принесли весомого дохода в бюджет [9, с.226-267].
Для наглядности в Приложениях 2 приведены диаграммы, характеризующиеструктуру собственности в 1991 и 2003 г. г. Итак, при 95,8% государственной собственностив 1991 г., к 2003 г. в частной собственности 77% предприятий. Так же в Приложениях3 и 4 приведены таблицы из отчета Счетной палаты, характеризующие структуру приватизированногоимущества с 1993 по 2002 г. Но, на мой взгляд, это не говорит о том, что поставленныецели, о которых говорилось в этой главе, были достигнуты.
Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решенияследующих стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельскоехозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного рынка ценныхбумаг.
На очередном этапе приватизации акцент переносится на усилениеинвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих способов приватизациицелесообразно сначала провести реорганизацию большинства оставшихся государственныхпредприятий в акционерные общества, а затем организовать серию инвестиционных торгов.Обязательным условием этих торгов должно стать целевое финансирование техническогоперевооружения производства, в том числе конверсии. В настоящее время уже сложилисьусловия для перехода к оригинальным моделям приватизационного процесса в регионах.
6 октября 2009 г. в Москве прошло совещании по вопросу об основныхнаправлениях приватизации федерального имущества на 2010-2012 годы и сокращенияперечня стратегических предприятий и акционерных обществ. В целом, можно сделатьвывод, что чиновники видят перспективы в приватизации госбанков. Министр финансовАлексей Кудрин пообещал, что со временем государство будет продавать привлеченныев ходе кризиса активы, в том числе выйдет из капитала ВТБ. Однако, по словам главногофискала, в ближайшие пять лет он не видит «перспективы предлагать на рынокбольше 50% акций ВТБ». Со временем можно будет говорить и о сохранении у государстваменьшего пакета, меньше, чем 50%, — отметил он. В результате по итогам торговогодня котировки акций ВТБ выросли на 0,71%.
Вслед за ним член Наблюдательного совета и первый заместительпредседателя Банка России Алексей Улюкаев поспешил заверить публику, что регуляторв настоящее время имеет право снизить свою долю в Сбербанке до 50% плюс одна акция.«До этого мы вправе по согласованию с правительством такие шаги предпринимать.Когда сложатся соответствующие условия, мы эти шаги предпримем», — заявил Улюкаевжурналистам. Котировки акций Сбербанка успели отреагировать ростом в +0,46%. Рассмотрим,как складывается структура акционерного капитала Сбербанка на сегодняшний день(Рис.1)
Теоретически, Банк России может продать 10,15% голосующих обыкновенныхакций, оставив у себя контрольные 50,1%. По текущим ценам это позволило бы денежнымвластям выручить 135 млрд руб. или $4,5 млрд., а затем зачислить их в качестве дополнительныхдоходов в федеральный бюджет (особенно учитывая сильное желание Минфина снизитьдефицит госбюджета).
Доля нерезидентов в капитале Cбербанка тогда сможет вырасти снынешних 24,31 до 34,46%, а его free float приблизится к 40%. Пока же на фоне муссирующихсяслухов о приватизации цены на акции медленно ползут вверх. Инвестиционные аналитикиуже начали выставлять рекомендации «покупать» в свете роста прогнознойстоимости GDR ВТБ и акций Сбербанка.
Структура акционерного капитала Сбербанка.
/>
Рис.1. ИСТОЧНИК: СБЕРБАНК РОССИИ, МАЙ 2009
Одной из приватизационно настроенных чиновников выступала министрэкономического развития Эльвира Набиуллина, которая не исключила, что в 2010 — 2012гг. государство может продать свои пакеты акций «Совкомфлота», «Росагролизинга»,ряда портов и аэропортов. Но эти обещания выглядели уже довольно блекло на фонемасштабных заявлений о грядущей приватизации госбанков [16].
Последние серьезные разговоры о приватизации госбанков велисьв эпоху премьерства Михаила Касьянова (2000 — 2004 гг.). После его отставки никтоо приватизации не вспоминал. Декларативное решение о снижении государственного участияв капитале банков было принято несколько лет назад в связи с необходимостью IPOВТБ и SPO Сбербанка. Однако никакой речи о снижении контроля не шло — ограничилисьлишь уменьшением размеров пакетов акций.
Выступая на совещании, премьер-министр РФ Владимир Путин заявилбуквально следующее: «Если федеральное имущество и должно продаваться, то онодолжно продаваться по реальным рыночным ценам, без всяких скидок». Он подчеркнул,что только в таком случае программа приватизации будет способствовать значительномупополнению дефицитного сегодня федерального бюджета.
Реформирование механизма приватизации в России будет осуществлятьсяпо следующим направлениям. Ведущим способом приватизации должна стать продажа предприятий(имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу. Необходимо перейти к оригинальныммоделям приватизации в регионах. Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевойподход к приватизации приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихсягосударственных крупнейших научно-производственных комплексов [17].
Глава 4. Особенности приватизации в странах ЗападнойЕвропы2.4.1 Процесс приватизация в Испании
В Испании государственный сектор экономики за последние 15-20лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валовоговнутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х — 83 %, то сейчас- чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется ужепочти 20 лет.
Весь гигантский сектор национальной экономики, включавший в себяболее половины всех предприятий Испании, управлялся из одного центра — так называемогоНационального Института промышленности. По сути, это было одно грандиозное министерство.
Приватизацию государственной собственности в Испании начала СоциалистическаяРабочая Партия. Сменившая социалистов в 1996 году и находящаяся по сей день у властив Испании правоцентристская Народная Партия, продолжила приватизацию. Продажа государственныхпредприятий — один из основных пунктов экономической программы председателя правительстваИспании Хосе-Мария Аснара. Все ведущие политические силы страны, представленныев национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должнабыть ограниченной.
Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизациине существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу — здравоохранениеи образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частныешколы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее,ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство. То же касается и общественноготранспорта. В Испании и национальная железнодорожная компания «РЕНФЕ»пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт — автобусыи метро.
Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса ителефонная связь приватизированы. Например, бывший монополист, государственная нефтегазоваямеждународная «Бритиш Петролеум».
Контроль над предприятиями стратегических отраслей государствоосуществляет, владея в этих компаниях так называемой «золотой акцией»,дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решениеакционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудьзначимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специальногоразрешения правительства Испании.
Существует специальная, подотчетная парламенту, государственнаяКомиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажи государственныхпредприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испании продаются в течение 5-8лет [7, с.356-378].2.4.2 Приватизация во Франции
Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших другдруга волн национализации (1936, 1945, 1982-го годов) и приватизации (конец 60-хи первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). Выбор правительствамитой или иной стратегии в каждый конкретный исторический момент обусловлен многимиэкономическими, идеологическими политическими и другими мотивами. В 1982 году правительствомлевых сил была проведена масштабная национализация. Национализация противоречилапотребностям экономического развития страны, привела к увеличению числа неэффективноработающих, убыточных государственных предприятий. Правительству не удалось доказать,что государство способно управлять ими эффективно.
В отличие от национализации 1982 года приватизация 1986 годане стала единовременным актом, связанным исключительно с приходом к власти правоцентристскогоправительства. Она приобрела характер долговременного стратегического курса, которогопридерживались все правительства Франции независимо от их политической ориентации.
У этой приватизации существует внутренняя противоречивость: приватизациявовсе не означает «ухода» государства из экономики, хотя формально приводитк сокращению размеров государственной собственности. При проведении приватизацииправительства разной политической ориентации всегда старались сохранить в своихруках (или даже увеличить) рычаги контроля и управления экономическими процессами.Это очень важно для соблюдения законов ее проведения, так как соблазн расхищениягосударственной собственности во время приватизации особенно велик. Все мероприятияпо приватизации тщательно и порой долго готовились, просчитывались различные вариантыи возможности, а в послеприватизационный период государство продолжало наблюдатьза деятельностью переданных в частные руки предприятий с тем, чтобы не допуститьих перепродажи. Государством принимались меры, ограничивающие сосредоточение капиталаприватизируемых компаний в одних руках, а также ограничивающие участие в их капиталеиностранных инвесторов.
Политика приватизации имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда,как свидетельствуют приведенные факты, она способствовала повышению эффективностии нередко приводила к обострению социальных конфликтов. По-видимому, проблема неэффективностихозяйственного механизма, которую пытались решать через приватизацию, отнюдь независит напрямую от масштабов государственной собственности, степени административноговмешательства и регулирования.
За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков.Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельныеотрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь10 % капитала.
Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер.Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнениюс компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственногодолга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров — к концу80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестойжитель страны старше 18 лет.2.4.3 Германский опыт приватизации
Возрождениепредпринимательства в первый период времени после Второй мировой войны шло в восточныхземлях в нескольких формах. Это и создание новых фирм, и реприватизация, и организациясовместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий.Своего рода переходной мерой является децентрализация управления в рамках бывшихкомбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинают действоватькак свободные производители в рыночной среде.
Сразу же после объединения Германии было подано около 6000 заявоко выкупе предприятий их бывшими владельцами. При полном выкупе хозяйства предприятияимели возможность получить кредит у Немецкого кредитного банка под залоговую стоимостьземельного участка. Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов,в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германиивсе они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации,называемого Попечительским или Опекунским советом.
При анализе деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8 %рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляламенее 30 % от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когдапопечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать иливернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных.При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочихмест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущаяпроверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано большерабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами. После Попечительскогосовета были созданы другие организации, которые занимаются приватизацией оставшихсяв руках государства производственных предприятий и контролируют выполнение договоров,заключенных с инвесторами [8, с.136-158].
Таков короткий обзор хода приватизации в западноевропейских странах.Но даже из краткой характеристики процессов приватизации видно, что и в Европе приватизацияпрошла не без каких либо проблем и последствий, несмотря на то, что страны являютсяразвитыми.
Заключение
Перед началом работы я поставила перед собой задачу проанализироватьпроцесс приватизации в России, выяснить, почему приватизации не привела к ожидаемымрезультатам. Теперь попробую сформулировать выводы на этот счет. В заключении позволюсебе немного отклониться от экономического подхода к рассмотрению изученного мноюматериала. Сделаю это потому, что в процессе изучения темы, я увидела прямую взаимосвязьмежду неудачами в экономическом плане и не принятием во внимание менталитета граждан.
Любая реформа предполагает не только долгую подготовительнуюработу, тщательную разработку законодательной базы, но и предварительную подготовкуграждан к резким переменам; необходимо учитывать, на сколько общество готово к грядущимпеременам. При планировании проведения приватизации в России не был учтен менталитетроссиян. Особенностью русских считаю неограниченное желание извлечь собственнуювыгоду, не озадачиваясь тем, на сколько это легально. Предложить взятку, чтобы избежатьбюрократической волокиты, с одной стороны, и принять её и обогатиться, с другой,проще, чем сделать все по закону. Именно эта особенность русского менталитета сопровождалапроцесс приватизации, что способствовало криминализации частного сектора экономики,развивающегося в результате реформы. Считаю, что во избежание этого необходимо былотщательнейшим образом продумать законодательную базу и ответственность должностныхлиц за недобросовестное исполнение своих обязанностей. Нельзя также было допускатьдо руководства предприятием людей, не имеющих опыта. К тому же резкого прекращениясубсидирования со стороны государства предприятия не способны были пережить. В результатенепродуманности этих моментов мы получили разорение, банкротство, несостоятельностьбольшинства предприятий, рентабельных до приватизации.
Возвращаясь к роли ментальности, хочу отметить следующее. Русскиелюди всегда стремились быть впереди планеты всей. Казалось бы, хорошая черта, нопри колоссальном желании быть лучшими, мы забываем реально оценивать свои возможности.Например, развитые страны осуществляли переход к рыночной экономике десятилетиями.В России была предпринята попытка осуществить переход в несколько раз быстрее. Тоже касается и приватизации как одного из средств перехода.
Я всю свою сознательную жизнь прожила в сельской местности, исамые негативные результаты приватизации всегда были у меня перед глазами. Рассматриваянекоторые архивные материалы и фотографии, никто не остается равнодушным. То, чтособой представлял район 20 — 25 лет назад, и то, как он выглядит сейчас, после приватизации,две огромные разницы. В результате акционирования процветающие колхозы и совхозыразвалились, кто-то наиболее хваткий успел извлечь из этого пользу, за копейки скупаятехнику, имущество и т.д. Но таких единицы, а остальные акционеры практически ничегоне получили.
Хотелось бы высказать свое мнение относительно моделей приватизации.Как бесплатная, так и платная приватизация, безусловно, имеют свои плюсы и минусы.При бесплатной приватизации все, независимо от финансового положения, имели возможностьстать совладельцами имущества. Но в таком случае, происходит «уравниловка»,то, против чего всегда были зажиточные слои. При платной приватизации недовольнымиостаются менее обеспеченные люди. При этом считаю данную модель более приемлемой.Поскольку люди, вложившие средства в приобретение акции, в большинстве своем знали,для чего они это делают и прикладывали усилия, чтобы приумножить свой капитал, чегоне делалось при бесплатной приватизации. Но главная моя мысль сводиться к тому,что при той правовой безграмотности населения, стираются все плюсы как бесплатной,так и платной приватизации. Большинство людей, покупающих акции, делали это стихийно,боясь упустить свой шанс, при этом, не зная, что делать с имеющимися ценными бумагамии какие права у них возникают.
Я думаю, что в России есть шансы построить правовое государствос рыночной экономикой. Сейчас Правительством РФ делается упор на правовое просвещениеграждан. Люди знают свои права, но пока не всегда их осуществляют, полагая, чтодобиться справедливости в нашем государстве невозможно. Но определенные сдвиги естьи в этом. Самой большой проблемой, препятствующей развитию страны, считаю коррупцию.Полагаю, что, искоренив её, страна будет развиваться стремительнее.
Список литературы
1. Законодательные, нормативные, распорядительные акты, документальныеисточники.
2. Закон от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальныхпредприятий в РСФСР».
3. Федеральный Закон от 24 июня 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имуществав Российской Федерации».
4. Указ Президента РФ от 6 февраля 1995 г. «О втором этапе приватизации в г. Москве»
5. «Отчет об основных итогах чековой приватизации» Госкомимуществаза 1994 г.
6. Отчеты Счетной палаты.
7. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 1993.
8. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. — М.,1991.
9. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики — М., 1996.
10. Экономика. Под ред. Булатова А.С. — М., 1994.
11. Журнал Коммерсант. 1995 — 2009.
12. Российский экономический журнал. 1996 — 1998.
13. Российская газета 1994 — 2009.
14. Экономика и жизнь. 1994 — 1999.
15. httр://ru.wikipedia.org
16. httр://ru.pravo
17. httр://ru.Bank