Содержание
Введение
Заключение
Библиография
Введение
Изучение памяти было одним из первых разделовпсихологической науки, где был применен экспериментальный метод. Памятьрассматривалась и анализировалась в рамках различных направлений и в рамкахразличных научных теорий. Среди основных можно отметить ассоциативный подход,подход социальный, генетический. Без сомнения в рамках каждой теории быломножество практических и ценных наработок.
Родоначальником экспериментальных исследований памятисчитается немецкий психолог Герман Эббингауз. Можно также отметить имена А.Бергсона, П. Жане, Ф. Баттлета, советских учёных П.П. Болонского, Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, которые внесли значительный вклад в развитие теориии практических исследований памяти. Стоит упомянуть и имена П.И. Зинченко, А.А.Смирнова, А.Р. Лурия, Л.С. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.А. Крутецкого и др.Интересный материал в проблему механизмов забывания внёс известнейший психологЗ. Фрейд.
Процесс запоминания является одним из свойств памяти,много вопросов в психологии было связано с запоминанием, которое получилоназвание «случайного» запоминания. В действительности и такоезапоминание по своей природе не является случайным, на что указывают изарубежные психологи, особенно в исследованиях последнего времени. Большойошибкой многих зарубежных психологов было то, что таким случайным запоминаниемони пытались исчерпать все непроизвольное запоминание. В связи с этим онополучило преимущественно отрицательную характеристику. Между тем такоеслучайное запоминание составляет лишь одну, причем неосновную, формунепроизвольного запоминания. Целенаправленная деятельность занимает основноеместо в жизни не только человека, но и животного. Поэтому непроизвольноезапоминание, являющееся продуктом такой деятельности, и является основной,наиболее жизненно значимой его формой.
Поэтому данная работа была посвящена сравнительнымхарактеристикам произвольного и непроизвольного запоминания. Были проведеныисследования, целью которых является описание и анализ психологическихособенностей и структуры произвольного и непроизвольного запоминания исравнительных характеристик.
Предмет изучения: Произвольное и непроизвольноезапоминание.
Цель данного исследования заключается в анализепсихологических особенностей и структуры непроизвольного и произвольногозапоминания у подростков 10-11 лет, а также установление сравнительныххарактеристик и может ли непроизвольное запоминание быть эффективнейпроизвольного.
Гипотеза данной работы: Непроизвольное запоминание уподростков 10-11 лет, может быть эффективнее, чем произвольное.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического изучения психолого-педагогическойлитературы выявить:
Имеются ли отличия в продуктивности непроизвольного ипроизвольного запоминания.
Установить может ли непроизвольное запоминание бытьэффективнее, чем произвольное.
2. Подобрать методики исследования непроизвольного ипроизвольного запоминания.
3.Провести экспериментальное исследование эффективностипроизвольного и непроизвольного запоминания у подростков 10-11 лет.
4.Сформулировать выводы.
Испытуемые: Подростки, в возрасте 10-11 лет, в количестве20 человек, разделённые на две группы по 10 человек……
Заключение
В представленной курсовой работе на тему: «Сравнительнаяхарактеристика произвольного и непроизвольного запоминания» был проведен обзорлитературы, касающейся проблемы запоминания как неотъемлемой части изученияпсихологии памяти. Приведены методики изучения процесса запоминания и ихпрактическое применение, на основании результатов которых были сделаны выводы ивыведены графические зависимости между временем или частой повторения и объемомзапоминания. Из представленного в курсовой работе материала можно сделатьвывод, что в нашей памяти не просто нагромождается разрозненный и спутанныйматериал. Этот материал всегда находится при нас и мы припоминаем его, когда оннам нужен большими рабочими группами, которые соответствуют направлению нашихинтересов.
Мы установили, что центральная проблема запоминания – этовопрос взаимоотношения произвольного и непроизвольного запоминания.Повседневные наблюдения свидетельствуют о том, что большая часть запоминаемогов жизни запоминается нами непроизвольно и многое из того, что мы совсем нехотели запомнить запоминаем так, что никогда не сможем забыть. Проведенные вэтом направлении исследования П.И.Зинченко убедительно показали, что установкана запоминание, делающая его прямо целью наших действий не является решающейдля эффективности запоминания и непроизвольное запоминание оказываетсяэффективнее произвольного. Иными словами, запоминаемое нами непроизвольно впроцессе деятельности запоминается прочнее, чем запоминание при желанииспециально запомнить.
Таким образом, мы запоминаем прежде всего то, чтосоставляет цель нашего действия. Все зависит от того как организованы нашидействия в ходе которых совершается запоминание. Поэтому непроизвольноезапоминание далеко не случайно поддается изучению по определенным законам. Иследовательно, этот процесс можно регулировать. Это сложнее, но и гораздоплодотворнее. Чем произвольное запоминание, которое становится основной цельюдействий.
С целью опробования и применения теоретических знаний напрактике мы провели эксперименты, методики и результаты которых приведены внастоящей работе.
Библиография
1.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.,1980
2.Бартлет Ф. Психика человека в труде и игре. М., 1959
3.Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.— 123 с.
4.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность.
5.Хрестоматияпо общей психологии. Психология памяти / Под. Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я.Романов. М., Изд – во Моск. Ун – та, 1979, 272 с.
6.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.- метод. Пособие ккурсу «Психология человека».-М. Педагогическое общество России, 2001 – 276с.
7.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,1960
8.Общая психология. Курс лекций. М., Владос, 1995
9.Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979.— 236с.
10.Норман Д. Память и научение. М., 1985
11.Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М., 1981.—154 с
12.Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.— 210 с.
13.Немов Р.С. Психология. Кн.1.М., 1997. – 575 с.
14. Практикумпо общей экспериментальной и прикладной психологии под редакцией А.А. Крылова.С-Пб., 2000
15.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,2007. – 712 с.
16.Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. – 736 с.
17.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: М. Владос, 1999. – Кн. 1:Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
18.Диагностика психического развития детей. / Ред. Е.В. Гурова, Н. Ф. Шляхта. –М.: Институ молодёжи, 1992. – 180 с.
19.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред.-сост.Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2000. – 672 с.
20.Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь,2002. – 694 с.