Сравнительная оценка качества туалетного мыла отечественных

Сравнительная оценка качества туалетного мыла отечественных Содержание ВВЕДЕНИЕ 1 Обзор литературы 1.1 Рынок туалетного мыла в России 1.2 Факторы формирующие качество туалетного мыла 2.1 Создание и составление рецептур туалетного мыла 2.2 Характеристика сырья 2.3 Технология производства.

2.4 Факторы сохраняющие качество туалетного мыла 1.3 Потребительские свойства туалетного мыла 1.4 Классификация и ассортимент туалетного мыла 1.5 Требования к качеству туалетного мыла 2 Характеристика объектов и методов исследования 2.1 Характеристика торгового предприятия на материалах ООО «Кристалл» 2.2 Характеристика объектов исследования 31 2.3

Характеристика методов определения, показателей качества 3 Практическая часть 3.1 Оценка качества туалетного мыла по органолептическим показателям 3.2 Оценка качества туалетного мыла по физико-химическим показателям 3.3 Сравнительная оценка качества туалетного мыла отечественных и зарубежных производителей 3.4 Обсуждение полученных результатов 49 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

ИСТОЧНИКОВ 50 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А Приложение Б Приложение В ВВЕДЕНИЕ &n bsp; На Руси варили мыло с давних времен. И в домашних усло¬виях, и в специальных мастерских. До наших дней дошла ста¬рая поговорка: «Сало – было, стало мыло». Потому что для изго¬товленья мыла использовали говяжье, баранье, свиное сало.

Правда, добавляли растительные масла, например льняное. Це¬лые деревни занимались «поташным промыслом» – так называ¬ли производство мыла. Далеко за пределы нашей страны шла слава о валдайских и костромских мастерах мыловарения. Мылом человечество пользовалось с незапамятных времен: история мыловарения насчитывает, по меньшей мере, 6 тыс. годов. Во времена Гомера мыло еще не было известным.
Древние греки очищали тело песком – особенно мелким, привезенным с берегов Нила. Древние египтяне умывались с помощью пасты из пчелиного воска, растворенной в воде. Длительное время для мытья употребляли древесную золу. Честь изобретения мыла приписывается сразу нескольким древним народам. Римский ученый и политик Плиний Старший утверждал, что своим знакомством с моющими средствами человечество

обязано не высоко-цивилизованным египтянам, и не находчивым грекам или вавилонянам, а диким галльским племенам, с которыми римляне “познакомились ближе” на рубеже нашей эры. По свидетельству историка, галлы делали из сала и золы букового дерева какую-то чудодейственную мазь, которую использовали для очищения и окрашивания волос, а также для лечения кожных заболеваний. Цветное средство – красную краску – получали из глины.

Они смазывали свои длинные волосы растительным маслом, в которое добавляли краску. Если в эту смесь доливали воды, образовывалась густая пена, которая чисто отмывала волосы. Во II столетии эту “мазь” стали использовать для мытья рук, лица и тела в римских провинциях. Древние римлянины в эту смесь добавляли золу морских растений, и выходило настоящее качественное мыло.(17) Мыло – одна из групп товаров народного потребления, относящаяся к категории “первой необходимости”

. Именно мыло в “переломные периоды истории” исчезает с прилавков в первую очередь. В последние десятилетия потребление парфюмерно-косметических товаров во всем мире, а также в нашей стране возросло. На сегодняшний день на российском рынке появилось огромное количество новых товаров как отечественного, так и зарубежного производства. Вырос спрос на качественные парфюмерно-косметические товары, а значит и требования, предъявляемые к
ним. Всем известно, что косметические товары придают красивый внешний вид и здоровое состояние коже, поэтому имеют большое гигиеническое, эстетическое и психологическое значение. Интенсивная и не всегда добросовестная реклама часто вводит в заблуждение потребителей. Поэтому необходима оценка новых товаров специалистами. Парфюмерно-косметическая продукция является одной из сложных товарных групп, которая требует от работников

торговых предприятий не только общих товароведных знаний, но и знаний химии, микробиологии, косметологии и т.д. Для российских потребителей туалетное мыло – одно из самых распространенных средств гигиены. Мылом пользуются 98% россиян, причем около 50% домохозяйств покупают более четырех кусков в среднем за трехмесячный период. По оценкам специалистов, более 80% домохозяйств пользуются твердым мылом. Мыло занимает промежуточное положение – его относят как к средствам личной гигиены, так и к средствам

бытовой химии. Соответственно, выпуском мыла занимаются косметические компании, масложировые и химические предприятия.(13) Российский рынок синтетических моющих средств (CMC) растет быстрыми темпами. Как и другие рынки потребительских товаров, рынок синтетических моющих средств не защищен от появления на нем контрафактной продукции. На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения доли контрафактной продукции в целом на всем рынке. По отдельным товарным группам, таким как одежда, обувь, парфюмерно-

косметическая продукция и синтетические моющие средства, доля фальсификата и контрафакта составляет от 30% до 90%. Эксперты также говорят, что доля поддельных моющих средств – более 50%.(11) Цель курсовой работы – проведение сравнительной оценки качества туалетного мыла российских и зарубежных товаропроизводителей. Для выполнения работы были поставлены следующие задачи: 1. Изучить рынок туалетного мыла в России; 2. Описать составление рецептур и характеристики сырья туалетного
мыла; 3. Изучить производство мыла; 4. Изучить потребительские свойства, классификацию и требования к качеству туалетного мыла; 5. Определить органолептические показатели и качество туалетного мыла; 6. Определить физико-химические показатели и качество туалетного мыла; 7. Провести сравнительную оценку качества туалетного мыла российских и зарубежных товаропроизводителей; 8. Обсудить полученные результаты. 1 Обзор литературы 1.1

Рынок туалетного мыла в России Среди отечественных косметических товаров наибольшую долю составляют средства по уходу за кожей. Это связано не только с демографической ситуацией, но и с резко-континентальным климатом России. Следующая группа по объему производства в России – это средства по уходу за волосами и туалетное мыло. Почти все российские предприятия производят эту продукцию, а некоторые специализируются на ее выпуске.

Необходимо заметить, что российский рынок туалетного мыла разделился на два ценовых сектора: товары отечественных фабрик и, конкурирующая с отечественными производителями, продукция польского и турецкого производства. Сегмент твердого мыла сегодня переживает далеко не самые лучшие времена. В городах России с населением более 10 тыс. жителей в последние годы объемы продаж твердого туалетного мыла стагнируют. Это связано с тем, что для этой категории имеет место насыщение спроса.

На сегодняшний день наблюдается перепроизводство дешевого мыла, имеющего примерно одинаковые потребительские свойства, при этом продукция четко не позиционируется. Выходом в этой ситуации для многих компаний стало расширение ассортимента, освоение новых подсегментов. К примеру, в ассортименте отечественных мыловаров появились мыло-крем, мыло-скраб, антибактериальное мыло. Потребителям все больше по душе такое разнообразие.
Среди основных отечественных производителей туалетного мыла : петербургская “Невская Косметика”, самарская фабрика “Весна”, казанская компания “Нэфис Косметикс”, московская “Свобода”, Нижегородский МЖК, концерн «Калина». В 2007 году их производство туалетного мыла составило: 1. “Свобода” – 16,4 тыс.тонн или 18,7% от общего объема отечественного производства туалетного

мыла. 2. “Невская Косметика” – 14,2 тыс.тонн, (16.2 %); 3. “Весна” – 14,1 тыс.тонн (16,1 %) 4. “Нэфис Косметикс” – 13,9 тыс.тонн (16 %) Объемы производства туалетного мыла остальных семи крупных мыловаренных предприятий составляют менее 10%.(13) 18.70% 16.20% 16.10% 16% 9.70% 5.50% 17.80% ОАО “Свобода” ОАО “НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА”

ОАО “Весна” ОАО “Нэфис-Косметик” ОАО “НМЖК” ОАО Концерн “Калина” Прочие Рисунок 1 – Объемы производства туалетного мыла российскими производителями 2007г. Падение объемов выпуска твердого мыла также объясняется резким увеличением дешевой импортной продукции. С 1999 г. объемы импорта выросли почти в 2 раза. Такое мощное иностранное присутствие представляет

серьезную опасность для отечественных производителей, традиционно занимающих ведущее положение в этом сегменте. Большая часть российской продукции традиционно позиционируется в нижнем ценовом сегменте, поэтому вопрос издержек на производство мыла для отечественных компаний – ключевой. К сожалению, пока борьбу на этом направлении они проигрывают. Отпускная цена на готовое мыло отечественных фабрик может быть в 1,5-2 раза выше импортируемого, например,

из Турции.(13) Еще один фактор, обуславливающий уязвимость позиций российской продукции зависимость от импортного сырья. Но если для производства жидкого мыла можно использовать синтетические добавки, что отчасти объясняет его популярность среди производителей в Европе и США, то процесс изготовления твердого мыла на 70-80% основан на использовании натурального сырья. Для выпуска туалетного мыла требуется пальмовое и кокосовое масла, которые импортируют в основном
из стран Юго-Восточной Азии – Малайзии и Индонезии. На мировом рынке цены на пальмовое и кокосовое масло выросли в 1,5 раза, что также ударило по российским компаниям. Очень острой конкуренции между крупными иностранными компаниями и российскими производителями не наблюдается. Продукция иностранных гигантов, в числе которых Procter&Gamble, Unilever, Colgate-Palmolive, позиционируется в сегменте “премиум “.

По данным аналитиков ЭМГ “Старая Крепость”, компания Procter&Gamble уже выпускает в России мыло Safeguard и Camay на фабрике “Свобода”.(13)