Федеральное агентство по образованию
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра «Финансы, бюджет и страхование»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
на тему:
«Сравнительный анализ бюджетных расходов
в экономической и социальной сферах общества»
Вариант №27
Исполнитель:
Крендясова Светлана Вячеславовна
Специальность: финансы и кредит
4 курс, вечер
№ зачетной книжки: 05ффб03787
Руководитель:
Финогеев Денис Германович
Пенза – 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В РФ 5
1.1. Социально-экономическая сущность расходов
государственного бюджета 5 1.2. Расходы бюджета на экономическую и социальную
сферы общества 7
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА 13
2.1. Сравнительный анализ динамики бюджетных расходов
на социальную и экономическую сферы общества 13
2.2. Анализ расходов на социальную и экономическую сферы общества 18
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ
РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В
СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКНОМИЧЕСКОЙ СФЕРАХ 24
3.1. Проблема оптимизации расходования бюджетных
средств 24
3.2. Направления повышения эффективности бюджетной политики в экономике и социальной сфере 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое избранной властью в рамках экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Государственный бюджет дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Через федеральный бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. От того, каким образом эти ресурсы будут распределены, в конечном счете, зависит состояние различных отраслей народного хозяйства, уровень социально-экономического развития страны, положение государства на международной арене.
На современном этапе развития в России обозначилось начало перехода государства на новый уровень экономического развития – переход к построению социально ориентированной экономики, который должен стать приоритетным направлением в том числе и в бюджетной политике. Именно за счет вложений «в человека», за счет интенсификации экономики и народного хозяйства в целом страна встанет на путь социально-экономического роста.
Переход от экстенсивного к интенсивному направлению развития предполагает наличие существенных изменений в процессе и способах распределения бюджетных ресурсов между производственной и непроизводственной сферами. Таким образом, проблема расстановки акцентов при проведении бюджетной политики между экономической и социальной сферами, а значит и тема данной курсовой работы, является актуальной.
Целью работы является сравнительный анализ расходов бюджетной системы на национальную экономику и социальную сферу.
При написании данной работы решаются следующие задачи:
1) изучить социально-экономическую сущность расходов бюджетной системы;
2) определить значение бюджетной политики в части расходования средств для социально-экономического развития страны в целом;
3) определить сущность расходов на экономику и социальную сферу, выделить их составные части, дать им характеристику;
4) произвести сравнительный анализ динамики расходов бюджета на экономику и социальную сферу на период с 2007 года по плановый 2011 год;
5) выделить задачи и особенности расходования бюджетных средств в каждом из анализируемых периодов;
6) сформулировать проблемы оптимизации расходования бюджетных средств;
7) разработать направления повышения эффективности бюджетной политики в экономике и социальной сфере.
Предметом исследования курсовой работы является анализ расходов бюджетной системы на национальную экономику и социальную сферу, поиск путей оптимизации и повышения эффективности бюджетного финансирования.
Объект исследования – расходы бюджета на социальную и экономическую сферы общества.
Информационно-методологической базой послужили работы таких современных экономистов; нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также интернет-ресурсы.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В РФ
1.1. Социально-экономическая сущность расходов государственного бюджета
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1, с. 7].
Таким образом, государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций [6, c. 215]. Пользуясь бюджетом как основным средством перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические регионы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.
Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и так далее [7, c. 359].
На величину и структуру расходов бюджетов оказывают влияние: объем валового внутреннего продукта как основного источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов; особенности исторического развития государства (например, в периоды военных действий возникает объективная необходимость в наращивании объема бюджетных ресурсов, направляемых на военные цели); социально-экономические задачи (например, проводимые государством реформы обусловливают рост бюджетных расходов на те отрасли, которые подлежат реформированию); функции, выполняемые органами государственной власти и местного самоуправления [7, c. 365].
Расходы государственного бюджета тесно связаны с доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих доходов, причем последние, в свою очередь, определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала [10, c. 62].
Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов [9, c. 373].
Таким образом, под расходами бюджетов следует понимать сложную систему перераспределения включаемых в доходы бюджетов денежных средств, в процессе функционирования которой такие доходы направляются на финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований. Иными словами, расходы бюджета являются комплексом отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из бюджетов поступают по своему назначению.
1.2. Расходы бюджета на экономическую и социальную сферы общества
Важными статьями в расходах бюджета являются расходы государства на национальную экономику и социальную инфраструктуру, которые в наибольшей степени участвуют в формировании ВВП.
Целесообразность экономических расходов обусловлена необходимостью глобального регулирования национальной экономики, а также особой важностью ее защиты от негативных внутренних и внешних воздействий в условиях мирового товарно-денежного механизма. Регулирование может осуществляться как путем содержания малорентабельных, убыточных сфер производства, финансирования перспективных инноваций, обеспечения баланса расходов и доходов государства, так и перераспределения средств между отдельными структурно-территориальными подразделениями страны [8, c. 215].
Исходя из функциональной классификации расходов бюджетов РФ в группу расходов на национальную экономику следует включить затраты на:
— общеэкономические вопросы;
— топливо и энергетика;
— исследование и использование космического пространства;
— воспроизводство минерально-сырьевой базы;
— сельское хозяйство и рыболовство;
— водные ресурсы;
— лесное хозяйство;
— транспорт;
— связь и информатика;
— прикладные научные исследования в области национальной экономики;
— другие вопросы в области национальной экономики.
Расходы на экономические функции осуществляются федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. На внебюджетные государственные фонды приходится незначительная доля; их средства направляются на содержание материальной части фондов, инвестиционную деятельность на финансовом рынке.
Специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и приумножение материального богатства. Основой роста национальной экономики, в свою очередь, является развитие социальной инфраструктуры, которое повышает качество жизни населения и, в конечном счете, укрепляет социальную стабильность в обществе.
Таким образом, среди функций государства выделяют социальнуюфункцию, которая заключается в финансировании системы различных социально-культурных мероприятий. Социальная политика — это область политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях [8, c. 247].
Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны.
К расходам на социальные цели относятся пять разделов функциональной классификации расходов бюджета:
1) образование;
2) культура, кинематография, средства массовой информации;
3) здравоохранение;
4) социальная политика.
Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. В РФ более 9% населения заняты в этой отрасли. Государственной системе образования всегда принадлежала первостепенная роль в деле воспитания и образования подрастающего поколения. Приоритетность образовательной отрасли обозначена и в современном законодательстве. Прежде всего, необходимо отметить, что право на образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.
Расходы на здравоохранение ежегодно предусматриваются в бюджетах всех трех уровней, но основную нагрузку по финансированию массовой сети лечебно-профилактических учреждений и проведению мероприятий в области здравоохранения несут субъекты РФ. В этом разделе отражаются затраты на оплату труда работников здравоохранения, ассигнования на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы на мероприятия по улучшению репродуктивного здоровья людей, охране материнства и детства, снижению уровня управляемых инфекций за счет вакцинации населения, и в первую очередь – детей, внедрению принципов здорового образа жизни, самосохранительного поведения и так далее.
Формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья является медицинское страхование. Оно представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного за медицинские услуги, включенные в программу медицинского страхования (гарантированный перечень медицинских услуг, предоставленных всем категориям населения и финансируемых за счет средств
Фонда медицинского страхования). Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Принцип финансирования расходов на культуру, кинематографию и СМИ – сочетание бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма. Например, музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах. Театры, дворцы культуры активно предоставляют платные услуги, используя полученные ресурсы на удовлетворение духовных, эстетических потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к культурным ценностям и благам.
Социальная политика государства направлена на выполнение конкретных социальных функций государства, которое оказывает адресную социальную помощь путем выплаты пособий тем категориям населения, которые в этом реально нуждаются. Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ).
Кроме бюджетных ресурсов территориальные органы исполнительной власти используют для оказания материальной помощи этим слоям населения средства, мобилизуемые в региональные и местные внебюджетные фонды. За счет средств этих фондов решаются жилищно-коммунальные проблемы пенсионеров и малоимущих граждан, проведение оздоровительных кампаний для детей, мероприятий для молодежи и др. Планирование бюджетных ассигнований ведется финансовыми органами по видам мероприятий. Расходы на пенсии, пособия планируются по видам пенсий, пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя. При этом используются статистические данные органов Министерства труда и социального развития РФ, демографические расчеты и утвержденные размеры пенсий и пособий.
Таким образом, в современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера — важнейший фактор развития производительных сил. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства.
Согласно Конституции Российской Федерации, федеральный центр должен создать основу для реализации социальной политики на местах. Важнейшей обязанностью государства является обеспечение социальных прав, поскольку Россия заявила о себе как социальное государство. В основе социальных гарантий лежит принцип соблюдения единого социального стандарта на всей территории страны, единых правил дотирования регионов. Единообразие, например, распространяется на оплату труда работников социальной (бюджетной) сферы; гарантируется одинаковый объем и качество медицинского обслуживания, образования; фиксируется допустимый уровень безработицы. Однако трехуровневое построение социальной политики усложняет реализацию федеральной стратегической линии социальной защиты населения.
Реализация конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей, при безработице, а также на получение бесплатной медицинской помощи по болезни обеспечивается не только за счет бюджетных средств, но и за счет средств государственных и негосударственных внебюджетных фондов целевого назначения. Например, одним из основных видов социальной защиты населения является пенсионное обеспечение.
Таким образом, социальная политика реализует основные конституционные права граждан. Инструментами реализации социальной политики служат программы, нормы и нормативы финансирования, стандарты, законы, гранты и др.
Баланс социальной и экономической политики представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения, конкретными формами проявления которого являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Достижение этого баланса должно стать отправной точкой в формировании социально обеспеченного общества с развитой экономикой [8, c. 245].
ГЛАВА 2. СРАНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
2.1. Сравнительный анализ динамики бюджетных расходов на социальную и экономическую сферы общества
Между производственной сферой и социальной инфраструктурой имеется прямая связь и взаимозависимость. Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства, объема созданного национального дохода и его распределения между производственной и непроизводственной сферами. Однако, с другой стороны, инфраструктура сама оказывает всесторонне влияние на производительные силы [9, с. 359]. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития. Развитие социальной сферы может стать весомым фактором в интенсификации народного хозяйства, а это значит – повышение производительности труда, снижение потребности в наращивании мощностей предприятий путем их экстенсивного развития, и в итоге экономический рост в большинстве отраслей народного хозяйства.
Рассмотрим, какие акценты между экономической и социальной сферами общества государство расставляло и планирует расставлять при расходовании федеральных бюджетных средств.
Ниже приведена таблица 1, отражающая динамику государственных расходов бюджета на национальную экономику и социальную инфраструктуру [2, 3, 4].
Таблица 1
Динамика расходов бюджета в экономической и социальной сферах
Наименование
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
Сумма, тыс.руб.
Всего
4 794 455 214,5
5 781 044 997,2
7 943 006 992,7
8 888 269 508,2
9 546 627 471,5
1. Национальная экономика
494 042 059,4
702 319 648,2
1 063 308 776,0
1 165 779 126,3
1 371 487 889,6
2. Социальная сфера
753 829 865,6
602 693 592,5
1 184 637 335,1
1 267 098 564,5
1 255 166 338,3
2.1. Образование
270 926 326,4
307 193 978,2
410 443 669,0
448 503 253,0
465 424 257,1
2.2. Культура, кинематография и СМИ
67 683 753,7
83 813 337,7
114 064 957,1
114 128 619,9
114 318 617,4
2.3. Здравоохранение, физическая культура и спорт
199 654 028,1
211 686 276,6
349 870 366,3
365 847 716,2
367 542 268,6
2.4. Социальная политика
215 565 757,4
270 863 655,9
310 258 342,7
338 618 975,4
307 881 195,2
Представленные данные для наглядности изобразим графически (рис. 1, рис. 2).
/>
Рис.1. Динамика расходов федерального бюджета
/>
Рис. 2. Динамика расходов бюджета
на экономическую и социальную сферы
Из рисунка 1 видно, что из года в год растет общее число расходов федерального бюджета: с 4794455214,5 тысяч рублей в прошедшем 2007 году до 9546627471,5 тысяч рублей в плановом 2011 году, то есть ожидается почти двукратное увеличение бюджетных расходов.
Такая тенденция связана, прежде всего, с активным развитием и ростом экономики в последние несколько лет. Так, например, по оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП в январе-июне 2008 года к соответствующему периоду предыдущего года составил 8,0%.
Однако негативные явления, возникшие в мировой финансовой системе, могут значительно повлиять на дальнейшее социально-экономическое развитие страны: уже во II квартале 2008 года произошли замедления темпов экономического роста – в результате прирост ВВП составил 7,6% против 8,5% в I квартале 2008 г. Это связано с замедлением динамики инвестиций, строительства (особенно жилищного), промышленного производства (особенно обрабатывающего) [12]. И тем не менее разработка прогноза социально-экономического развития на период до 2011 г. осуществлялась по инновационному варианту, а это – сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики, увеличение затрат на НИОКР, образование и здравоохранение и повышение эффективности этих сфер, что влияет не столько на текущие темпы роста экономики, сколько на качество экономического роста и разворот российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития. Все это обуславливает сбалансированный рост расходов на экономическую и социальную сферы общества [11].
Вливания в экономику всегда имели важное значение для развития национального хозяйства в целом. В свою очередь, развитие социальной сферы общества приобретает одну из ведущих ролей в экономическом развитии страны в условиях усиливающегося процесса общественного разделения труда, научно-технической революции, когда от состояния социальной инфраструктуры все более зависят темпы роста производства и его эффективность.
Из рисунка 2 видно, что расходы на экономику и на социальную сферу имеют возрастающую тенденцию. Однако темпы роста в каждом из периодов различны. Ниже приведен график, отражающий темп роста расходов на национальную экономику и социальную сферу по отношению к предыдущему году (рис. 3).
/>
Рис. 3. Темп роста расходов на экономику и социальную сферу
Из графика видно, что темпы роста на экономическую сферу растут более высокими темпами, чем на социальную. В 2008 году расходы на экономику по сравнению с предшествующим 2007 годом возросли на 48,12%, на социальную сферу – на 15,88%; в 2009 году этот показатель в экономике составит 51,40%, в социальной сфере – 35,61%; в 2010 году на экономику планируется потратить на 9,64% больше по сравнению с 2009 годом, на социальную сферу – на 6,96%; и в 2011 году расходы на экономику вырастут на 17,65% по сравнению с предыдущим годом, на социальную сферу расходы сократятся на 0,06%.
Таким образом, бюджетная политика на 2009-2011 годы предусматривает значительное участие государства в экономической и социальной жизни страны. Резкое увеличение расходов на национальную экономику в 2009 году связано отчасти с подавлением негативных явлений, возникших в экономике в результате мирового финансового кризиса. В этот сложный период государство должно поддержать экономический сектор, сохранить результаты экономического роста, наметившегося в последние годы и не допустить в экономике явления регрессивного характера. В течение рост расходов на экономику несколько снижается.
В социальной сфере также происходит резкое увеличение государственного финансирования. Это связано с постепенным переходом государства на новый уровень экономического развития – переход к построению социально ориентированной экономики, который должен стать приоритетным в том числе и в бюджетной политике. Более низкие темпы роста расходов федерального бюджета на социальную сферу связаны с тем, что подавляющая часть бюджетных расходов, используемых социально-культурные мероприятия, поступает населению через территориальные бюджеты. Роль этих бюджетов велика в социальной защите населения, а федерального бюджета – в финансировании искусства, средств массовой информации, высших учебных заведений, науки.
2.2. Анализ расходов на социальную и экономическую сферы общества
Более детально рассмотрим особенности расходования бюджетных средств в каждом из периодов.
Бюджет 2007 года существенно отличался от бюджетов предыдущих лет: по расходам он более чем на триллион рублей превышает бюджет 2006 года, то есть на четверть. Эти дополнительные средства распределяются по двум главным направлениям – это увеличение социальных расходов бюджета и увеличение расходов на национальную экономику.
Анализируя финансирование национальной экономики, можно отметить рост бюджетных расходов на развитие инфраструктуры. В первую очередь это касается дорожного строительства и развития энергетики. И все же, несмотря на значительное по сравнению с предыдущими периодами увеличение финансовых вливаний в данную отрасль, финансирование строительства дорог остается на недопустимо низком уровне. В результате плохие дороги сдерживают развитие регионов и соответственно реализацию национальных проектов. В свою очередь, нужно отметить, что существенное увеличение ресурсов на реализацию приоритетных национальных проектов стало важнейшей особенностью бюджета 2007 года. К таким проектам можно отнести: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и «Развитие АПК» [14].
Значительные бюджетные средства были направлены на финансирование социально-культурных мероприятий, которые позволяют государству развивать систему образования, финансировать культуру, осуществлять социальную защиту граждан. Несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов, затраты на эти цели далеки от оптимальных.
Важнейшими социальными приоритетами бюджета 2007 года стали: повышение заработной платы работников бюджетной сферы, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также увеличение размера пенсий, включая приближение размера социальных пенсий к величине прожиточного минимума пенсионера. Особое внимание уделялось решению острых демографических проблем, прежде всего за счет стимулирования рождаемости.
В 2008 году впервые в истории современной России бюджет – основной экономический закон страны был принят сразу на три года. Таким образом, государство на несколько лет вперед определило основные экономические и социальные ориентиры и гарантирует их выполнение независимо от внешних условий.
Расходы по статье «национальная экономика» в 2008 году растут наиболее быстрыми темпами – они увеличатся на 42 процента. В целом за текущий и следующий годы эти расходы более чем удваиваются. Повышаются и расходы Инвестиционного фонда1. Расходы, нацеленные на развитие экономики, ведутся по многим направлениям. Они включают финансирование инфраструктурных проектов в энергетике и на транспорте, развитие высокотехнологичных отраслей (авиастроение, судостроение, наноиндустрия), прикладных исследований. Одним из приоритетов бюджета является активная промышленная политика.
Предметом особой заботы правительства при выполнении трехлетнего бюджетного плана остается борьба с инфляцией: прибавилось количество факторов, которые носят инфляционный характер. К числу таких факторов можно отнести быстрое увеличение цен на нефть, а также огромный приток иностранного капитала. Приток иностранной валюты заставляет Центральный банк РФ либо укреплять рубль, либо за счет дополнительной эмиссии массово скупать доллары. Такая политика отражается на инфляции. Сейчас основная часть работы по борьбе с инфляцией лежит именно на Центробанке, который старается стабилизовать рост денежной массы [14].
Трехлетний бюджетный план можно назвать самым социально ориентированным документом. Если просуммировать расходы бюджетов всех уровней – федерального, региональных и муниципальных, то мы увидим, что на первом месте по объему финансовых вливаний окажется система образования; на втором – пенсионная система; здравоохранение – на четвертом месте. Однако полномочия по финансированию системы образования и здравоохранения теперь лежат преимущественно на субъектах Федерации. Передачей полномочий и обязательств с федерального на региональный уровень объясняется, в частности, и некоторое снижение финансирования из центра национальных проектов и довольно медленный темп роста расходов на культуру, здравоохранение, образование. Теперь ответственность за их реализацию будут нести в основном также регионы.
В законе о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов рост расходов заложен практически по всем бюджетным разделам. И все же, говоря о структуре расходов, можно отметить, что наибольший рост ассигнований предусмотрен на национальную экономику и, в особенности в части трансфертов во внебюджетные фонды (прежде всего в Пенсионный фонд). Размеры таких трансфертов увеличиваются с 3,4% ВВП в 2008 году до 4,1% в 2011 году. Это говорит о том, что приоритетами бюджетной политики на предстоящую трехлетку будут национальная экономика и социальная политика.
Очевидно, что принятый бюджет отличается своей социальной ориентированностью. В документе заложено существенное увеличение эффективности вложений в человека, который станет движущей силой в построении инновационной экономики России. Основные социально-экономические приоритеты на ближайшие три года соответствуют потребностям общества. В частности, речь идет об улучшении инвестиционного климата, диверсификации экономики, развитии инфраструктурных отраслей, обеспечении конкуренции и создании четко работающих рыночных институтов.
Главная ставка в законе о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов сделана на улучшение качества жизни людей. Несмотря на то, что российская экономика уже ощущает на себе последствия глобального кризиса, в бюджете сохранены все планировавшиеся социальные обязательства.
В общих расходах на здравоохранение значительную часть занимает нацпроект «Здоровье». Эти деньги выделяются, прежде всего, на повышение зарплат медикам из федерального бюджета – в крупных медицинских центрах, в Академии медицинских наук, на закупку новой медтехники. В бюджет включены и новые программы – по донорской крови, профилактике онкологических заболеваний.
Прописанные в отдельном разделе расходы на социальную политику растут незначительно – закладываемые 8% роста будут практически «съедены» инфляцией. Но деньги на осуществление социальной политики придут еще по одному каналу – статье «Межбюджетные трансферты». При этом одна из основных социальных статей бюджета – это расходы на пенсионное обеспечение. На поддержку Пенсионного фонда планируется направить около 1,7 триллиона рублей. В 2009 году размер социальной пенсии будет доведен до прожиточного минимума пенсионера, что будет составлять около 4,1 тысячи рублей.
Кроме того, будет увеличен с 4135 рублей до 4989 рублей среднегодовой прожиточный минимум. А именно этот показатель служит ориентиром для расчета социальной помощи населению. Индексируются практически все виды социальных пособий. Государство по-прежнему будет поддерживать семьи – размер материнского капитала в следующем году вырастет с 276 тысяч рублей до 299,7 тысячи. Также внесена поправка, предусматривающая увеличение пособия по безработице на 1,5 тысячи рублей – его максимум достигнет 4900 рублей [14].
Почти вдвое по сравнению с нынешним годом могут получить физкультура и спорт. Государство будет стимулировать деньгами спортсменов, готовящихся к Олимпийским играм в Сочи, и развивать детский спорт. Задача – привлечь к регулярным занятиям физкультурой и спортом не менее 45% населения и охватить ими 80% детей и молодежи.
Большие деньги государство намерено вкладывать и в экономику. Впервые на нужды национальной экономики выделяется 1 триллион рублей, что больше расходов 2008 года на 34,8%. Кстати, впервые на экономику будет выделено средств больше, чем на такие традиционно затратные разделы, как национальная безопасность и правоохранительная деятельность. К 2011 году финансирование национальной экономики по сравнению с нынешним годом вырастет уже на 80%.
Почти 40% всех денег по статье «национальная экономика» получит инфраструктура – транспорт и дорожное хозяйство. Больше чем в два раза будет увеличена поддержка авиации. 1,7 миллиарда рублей будет выделено на то, чтобы сделать доступнее перевозки с Дальнего Востока и районов Крайнего Севера в европейскую часть страны. Железнодорожники могут рассчитывать на более чем полуторный рост компенсаций потерь из-за госрегулирования тарифов в пассажирских поездах. На 43% увеличатся расходы на ремонт и содержание автомобильных трасс. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродуктов, сырья и продовольствия в 2009 году получит 120 миллиардов рублей [14].
Принципиальный вопрос – насколько эффективно будут израсходованы государственные деньги. Автотрассы и железные дороги должны прокладываться только там, где будет обеспечен рыночный спрос, и тогда на это положительно отреагирует вся экономика. В противном случае мы можем повторить опыт Саудовской Аравии, где на пике больших доходов от экспорта нефти стали строить оазисы и дороги в пустыне. Потом цены упали, а трассы в песках оказались ненужными. Чтобы этого не случилось, надо менять модель общения с бизнесом – делать для него привлекательным частно-государственное партнерство.
Всего бюджетные расходы в 2009 году должны составить по плану более 9 триллионов рублей, доходы – 10,9 триллиона рублей. Впрочем, не исключено, что из-за падения цен на нефть бюджет следующего года не только не окажется профицитным, но и получит дефицит примерно в 1 процент ВВП. Бюджет верстали из цены на нефть в 95 долларов за баррель. Но мифин не исключает, что в 2009 году баррель подешевеет до 50 долларов.
Естественно, возникает вопрос, удастся ли реализовать масштабные планы социальной поддержки, экономического развития, когда цены на нефть падают, а инфляция растет. Дело в том, что при разработке основных параметров бюджета были учтены возможные перепады цен на «черное золото». Бюджет 2009 года будет сбалансирован, если среднегодовая цена на нефть составит 70 долларов за баррель. Но даже если она упадет до 40-50 долларов, то конструкция бюджета не прогнется. Будет задействован Резервный фонд, который и создавался на случай падения мировых цен на нефть. К концу 2009 года объем Резервного фонда прогнозируется в размере 5,1 триллиона рублей, Фонда национального благосостояния – в 3,3 триллиона рублей. Эти деньги и обеспечат стабильную устойчивость бюджета. Понятно, что бесконечно уповать на «подушки безопасности» нельзя, надо избавляться от зависимости бюджета от сырьевых источников, искать новые источники пополнения бюджета. Ведь развиваясь по двум сценариям – инерционному и энергосырьевому – наша страна может оказаться на периферии мировых рынков. Необходимо съехать с сырьевой колеи и начать строить инновационное общество – общество, где главной движущей силой является интеллект, творческий потенциал человека. Именно поэтому построение социально ориентированной экономики должно стать приоритетными направлениями бюджетной политики государства.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ
РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКНОМИЧЕСКОЙ СФЕРАХ
3.1. Проблема оптимизации расходования бюджетных средств
Субъекты хозяйствования и население, а также само государство должны расходовать свои ограниченные ресурсы с точки зрения обеспечения решения наиболее актуальных и насущных задач с максимально возможной эффективностью. Реализовать необходимые мероприятия оптимальным способом лишь на основе интуитивного и субъективного принятия решений или директивных предписаний субъектам хозяйствования представляется весьма затруднительным. Государство (в лице органов власти) может успешно выполнять возложенные на него функции только в случае, если оно предложит обществу такую модель своей деятельности, которая отвечала бы требованиям общества. Решение данной задачи лежит в области выработки стратегических целей развития общества и формирования действенного механизма управления, способного обеспечить достижение этих целей[11].
Осуществление расходов бюджета без оценки их обоснованности и эффективности означает, что государство не может ни оценить само, ни объяснить обществу, как и на решение каких задач тратятся средства налогоплательщиков.
Единственной объективной оценкой результатов, достигнутых теми или иными отраслями экономики и социальной сферы вследствие осуществления расходов бюджета, может являться анализ статистической отчетности и декларируемых государством и отдельными регионами показателей социально-экономического развития страны или региона. При отсутствии в официально публикуемых статистических данных показателей развития экономики и бюджетной сферы, отражающих ход решения обществом актуальных задач, сделать окончательный вывод о том, насколько рационально и эффективно были потрачены средства налогоплательщиков, ни государство, ни сами налогоплательщики не смогут [9, c. 451].
Добиться наиболее рационального использования общественных средств можно через точное определение их отдачи, ее сопоставление с затратами, сравнение различных вариантов реализации мероприятий за счет средств бюджета с точки зрения издержек и выгод. Четкие формализованные процедуры оценки и соизмерения затрат и результатов способны служить альтернативой субъективному принятию решений и планированию предстоящих расходов «от достигнутого уровня»[9, c. 453]. Кроме того, для повышения эффективности расходования бюджетных средств необходимо оценивать степень выполнения принятых на себя государством обязательств.
Не менее важно, чтобы параллельно с совершенствованием методик планирования расходов бюджета и формирования структуры государственных расходов в практику бюджетного финансирования внедрялись наиболее эффективные методы финансирования и формы расходов бюджета, которые позволят заинтересовать бюджетополучателя в целевом и рациональном использовании бюджетных средств. Субъекты современной экономики понимают, что расходы бюджета – это мощный экономический стимул, во многом определяющий конфигурацию социокультурной структуры общества и базовые тенденции развития всей национальной экономики [9, c. 454].
Организация рационального и эффективного расходования бюджетных ресурсов существенно влияет на достижение оптимальных параметров функционирования экономики и решение стоящих перед обществом вопросов.
3.2. Направления повышения эффективности бюджетной политики в экономике и социальной сфере
На современном этапе перед Россией встает задача перехода от экстенсивного к интенсивному способу развития экономики, что даст возможность перехода на качественно новый уровень экономического развития – построение социально ориентированной экономики. Решение данной задачи окажет, в итоге, существенное влияние на распределение ресурсов между производственной и непроизводственной сферами.
В России в течение многих веков экономика в основном развивалась экстенсивно. При этом подавляющая часть инвестиционных ресурсов направлялась в сферу материального производства. Это было вызвано необходимостью ускоренного наращивания производственного потенциала для преодоления экономического отставания страны. Однако эта вынужденная мера привела к диспропорции в сфере материального производства и социальной инфраструктуры. Многолетняя ориентация большей части ресурсов на расширение производства, на создание новых рабочих мест, с одной стороны, и замедленные (из-за отсутствия ресурсов) темп развития социальной сферы общества – с другой, в условиях научно-технического прогресса неоправданна. Экономические потери, не говоря уже о социальных, из-за слабого развития социальной инфраструктуры могут быть значительными.
Интенсификация народного хозяйства является одной из важнейших черт развития современной экономики и, на мой взгляд. Это правильный выбор. Интенсификация экономики значительно увеличит производительность труда, что, в свою очередь, снизит потребность в наращивании мощностей предприятий путем их экстенсивного развития.
Необходимо сделать выбор в пользу инновационного сценария развития. В противном случае, развиваясь по двум другим возможным сценариям – инерционному и энергосырьевому, – наша страна окажется на периферии мировых рынков. Съехать с сырьевой колеи будет непросто, но это необходимо. И ситуация, сложившаяся сегодня на мировых нефтяных рынках, это доказывает.
Более того, необходимо строить инновационное общество, где главной движущей силой является интеллект, творческий потенциал человека.
Все это ожидает Россию в будущем, а пока необходимо обеспечивать стабильное развитие экономической и социальной сфер общества. Для этого необходимо наиболее оптимально и рационально расходовать бюджетные средства на те цели и нужды, обеспечение которых даст наибольший социально-экономический эффект. Исходя из этого определим основные цели бюджетной политики на ближайшие годы:
сохранение бюджетной политики в качестве важнейшего инструмента макроэкономического регулирования и сбалансированного развития экономики в целом;
усиление роли в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения;
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
создание налоговых стимулов для увеличения инвестиций в человеческий капитал, включая сферы образования и здравоохранения, ускорение инновационного развития страны.
формирование устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу;
развитие механизмов частно-государственного партнерства;
повышение финансовой прозрачности государственного сектора [13].
Целями бюджетной политики в реальном секторе экономики должны стать развитие конкурентных основ деятельности в отраслях экономики, сокращение и поддержание инфраструктуры в необходимом для эффективного осуществления государственных и муниципальных функций объеме, развитие приоритетных направлений научных исследований, отвечающих требованиям современной экономики.
Осуществление такой политики возможно путем решения следующих задач:
1) сокращение объема бюджетных средств на прямое субсидировнаие отраслей экономики;
2) направление бюджетных расходов на финансирование исследований, способствующих развитию экономического и научного потенциала государства;
3) отказ от датирования неэффективных производств;
4) внедрение современных методов размещения на конкурсной основе бюджетных средств, предусмотренных на инвестиции в отрасли промышленности, энергетику и строительство;
5) переход на осуществление непосредственной финансовой поддержки граждан на приобретение или строительство жилья вместо прямых инвестиций в жилищное строительство;
6) отказ от поддержки коммерчески окупаемых и исключение присутствия государства в потенциально конкурентных между собой инвестиционных проектах;
7) рационализация государственных программ поддержки сельского хозяйства о повышение прозрачности государственных операций в данной области;
8) поэтапный перевод учреждений коммунальной инфраструктуры в частный сектор.
Основными целями бюджетной политики в социальной сфере должны быть следующие:
1) в области здравоохранения – улучшение качества жизни и здоровья путем повышения уровня профилактики, а также повышения эффективности использования ресурсного потенциала системы здравоохранения;
2) в области образования – повышение качества образования и формирование конкурентных основ предоставления образовательных услуг частными, государственными и муниципальными организациями;
3) в области культуры, искусства и СМИ – обеспечение участия граждан в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, доступа к культурным ценностям, сохранения историко-культурного наследия, поддержка культурного творчества;
4) в области социальной политики – повышение уровня жизни населения и предоставление адресной помощи малообеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Достижение подобных целей может быть обеспечено путем разрешения первоочередных задач, к которым относятся:
а) обеспечение финансовых основ государственных гарантий медицинского обслуживания населения и взаимодействия системы здравоохранения с системами социальной защиты населения;
б) реструктуризация сети бюджетных учреждений социальной сферы, включая передачу в собственность субъектов Федерации отдельных федеральных учреждений, деятельность которых связана главным образом с решением региональных социально-культурных задач;
в) переход на подушевой принцип бюджетного финансирования предоставления социальных услуг;
г) осуществление адресной поддержки учащихся на основе академических успехов, с одной стороны, и нуждаемости – с другой.
Таким образом, осуществление экономической и социальной бюджетной политики на основе приведенных выше целей и задач поможет наиболее эффективными средствами получить оптимальные результаты, обеспечить стабильное развитие экономики и ускорит темпы роста в экономической сфере общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы страны, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования социально-экономических процессов. Именно через бюджет происходит распределение валового внутреннего продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. От того, каким образом эти ресурсы будут распределены, в конечном счете, зависит состояние различных отраслей народного хозяйства, уровень социально-экономического развития страны, положение государства на международной арене.
Важными статьями в расходах бюджета являются расходы государства на национальную экономику и социальную инфраструктуру, которые в наибольшей степени участвуют в формировании ВВП.
Целесообразность экономических расходов обусловлена необходимостью глобального регулирования национальной экономики, а также особой важностью ее защиты от негативных внутренних и внешних воздействий в условиях мирового товарно-денежного механизма. Специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и приумножение материального богатства. Основой роста национальной экономики, в свою очередь, является развитие социальной инфраструктуры, которое повышает качество жизни населения и, в конечном счете, укрепляет социальную стабильность в обществе.
Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны. Непроизводственная сфера — важнейший фактор развития производительных сил. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства.
Вливания в экономику всегда имели важное значение для развития национального хозяйства в целом. В свою очередь, развитие социальной сферы общества приобретает одну из ведущих ролей в экономическом развитии страны в условиях усиливающегося процесса общественного разделения труда, научно-технической революции, когда от состояния социальной инфраструктуры все более зависят темпы роста производства и его эффективность.
На современном этапе обозначена возрастающая тенденция расходования бюджета на экономику и на социальную сферу. Расходы, нацеленные на развитие экономики, ведутся по многим направлениям. Они включают финансирование инфраструктурных проектов в энергетике и на транспорте, развитие высокотехнологичных отраслей (авиастроение, судостроение, наноиндустрия), прикладных исследований. Одним из приоритетов бюджета является активная промышленная политика.
В социальной сфере нужно отметить происходящие положительные тенденции: бюджеты последних лет и предстоящих периодов отличаются возрастающей социальной ориентированностью. Это выражается в существенном увеличении эффективности вложений в человека, который станет движущей силой в построении инновационной экономики России. Общество, где главной движущей силой является интеллект, творческий потенциал человека – это цель и основная задача на ближайшее десятилетие.
Построение инновационного общества обусловлено необходимостью съехать с сырьевой колеи: необходимо избавляться от зависимости бюджета от сырьевых источников, искать новые источники пополнения бюджета. Ведь развиваясь по двум сценариям – инерционному и энергосырьевому – наша страна может оказаться на периферии мировых рынков. Именно поэтому построение социально ориентированной экономики должно стать приоритетными направлениями бюджетной политики государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г.
№ 145-ФЗ.
2. Приложение №48 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2007 год».
3. Приложение №10 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
4. Приложение №1 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
5. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся к экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. –
6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2007. – С. 215
7. Грязнова А. Г., Маркина Е. В. Финансы: Учебник. – М.: Экономистъ, 2005. — С. 350-375.
8. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации М: ЮНИТИ – 2003. – C. 215-250.
9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов вузов / Под ред.Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г. — C.359
10. Шахова Г.Я., Боженко И.П. Государственные расходы и социально-экономическое развитие // Финансы. – 2005. — № 8. — С.62.
11.www.budgetrf.ru
12. www.government.ru
13. www.minfin.ru
14. www.rg.ru