Сравнительный анализ методов манипуляции сознанием читателей газет

(на примере «Независимой газеты»,«Известий» и «Советской России»)
Анастасия Гордеева
Общие методы манипулирования сознанием
Внастоящее время широкое распространение в политической практике получилоприменение методов манипулирования сознанием населения. Что же подразумеваем мы,когда говорим о разнообразных методах манипулирования?
Поопределению одного из видных исследователей данного явления, С. Кара-Мурзы, манипуляциясознанием есть воздействие на психические структуры человека, осуществляемоескрытно и ставящее своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей внужном направлении. 1
Существуетогромное множество методов манипулирования сознанием человека. Но не все этиметоды могут быть использованы в печатных изданиях, каковыми в данномисследовании были газеты. Основное отличие методов манипулирования, применяемыхв печатных средствах массовой информации, состоит в том, что свое выражение онинаходят в виде текстовых сообщений и фотографий. При прочтении газетыпроисходит длительный контакт с текстом, в результате чего человек имеетвозможность обдумать полученную информацию, проанализировать её, что, несомненно,затрудняет манипулирование, делает методы его менее заметными, более сложными.
Опираясьна исследования В. Авченко можно сделать вывод о том, что наиболеераспространёнными методами манипулирования являются: метод анонимногоавторитета, метод будничного рассказа, метод эмоционального резонанса, методконстатации фактов, проведение ложных аналогий, использование обратной связи иинформационной блокады, применяются также эффект ореола и эффект первичности. 2
Методанонимного авторитета подразумевает использование следующих словесных оборотов:«авторитетный источник в правительстве», «ученые установили», «исследованиянезависимых экспертов показали». То есть происходит ссылка на определенныйавторитет, но само имя не называется, что, в принципе, уже должно навестичитателя на размышления о достоверности информации.
Будничныйрассказ применяется для адаптации человека к информации явно негативногохарактера, вызывающего отрицание содержания. Примером может послужить изложениеинформации о военных действиях в Чечне, когда в сообщениях об «очередныхстолкновениях с боевиками и погибших в результате этого» отсутствуетэмоциональная сторона, используются слова, подтверждающие, что такие ситуациидовольно часты, в них нет ничего особенного. В противовес данному методуиспользуется метод создания эмоционального резонанса. В его основе лежитосновное правило пропаганды: обращаться не к разуму, а к чувствам человека.Если в радио- и телеэфире воздействие на эмоции человека осуществляется восновном с помощью интонаций ведущих, то в газетах применяются «свидетельстваочевидцев» и «слова-классификаторы». Свидетельства очевидцев — это, как правило,довольно эмоциональные интервью или просто ответы на некоторые вопросыкорреспондента непосредственно на месте происшествия. При этом естественнымобразом происходит определенный отбор поступающей информации в пользу той, котораяподтверждает предположения журналиста, и в целом соответствует идеям печатногоиздания. Слова-классификаторы – самое частое явление не только в газетах, но ив любых средствах массовой информации. «Классификаторы» представляют собой«слова-приправы» для любых сообщений, их использование придает текстовомусообщению эмоциональный характер, позволяет выразить как собственное отношениек событию, так и заклеймить с помощью слов-контрастов негативную позициюконкурентов.
Дляболее четкого определения собственных устремлений и надежд используется методконстатации факта. Данный метод также может быть использован для определения, каксобственных позиций, так и места конкурентов. Примером может послужитьследующий оборот: в рядах оппозиции уже давно наблюдается разброд и шатание.Здесь произошло утверждение факта еще до совершения такового. Или «наша партияполучает не менее 30 процентов голосов избирателей в этом году». Для усиленияэффекта достоверности может использоваться ссылка на экспертов, социологическиеисследования и проч.: «результаты социологических исследований подтверждают, чтонаша партия получает в этом году не менее 30% голосов избирателей».
Проведениеложных, но ярких аналогий также способствует воздействию на сознание читателей.Ярким примером может считаться объяснение радикальности рыночных реформ вРоссии: реформы нельзя проводить наполовину, так же, как нельзя быть немногобеременной. Ложность аналогии совершенно очевидна, но свое воздействие онаоказала.
Использованиеобратной связи и информационная блокада являются двумя взаимосвязаннымиметодами. При обратной связи предоставляются дополнительные возможности длясторонников той же точки зрения, что и у печатного издания, выразить ее вписьмах, участии в опросах, иного рода сообщениях. А информационная блокадаограничивает возможности сторонников оппозиционной точки зрения высказать своемнение, донести его до читателей, объяснить его. Примером может послужитьограничение доступа к информационным источникам противников приватизации вначале 90-ых годов и напротив, предоставление печатных полос ее сторонникам.
Названныеранее методы дополняются эффектом ореола и эффектом первичности. Суть эффектаореола можно выразить двумя утверждениями:
«рядом– значит вместе» (часто применяется малоизвестными деятелями, которые стремятсядля повышения своей значимости чаще мелькать на фото и в сообщениях рядом сизвестными, уважаемыми людьми),
«есличеловек хорош в одной области, то и в другой он будет таким» (такое объяснениечасто применяется для оправдания кадровых перестановок в министерствах, правительствеи проч.).
Эффектпервичности состоит в том, что при получении противоречивой информации, которуюсложно проверить, предпочтение отдается той, которая получена первой. Именнопоэтому печатные издания, информационные агентства стремятся получитьинформацию как можно раньше и донести ее до широкого круга читателей.
Методология сравнительного анализа публикаций
Длятого чтобы увидеть на практике применение методов манипулирования сознаниембыли выбраны три популярные газеты современной России. Это «Известия», «Независимаягазета» и «Советская Россия». Критерии отбора состояли в том, чтобы выявитьнаиболее различные по своей идеологической позиции газеты и проследить, зависитли выбор методов манипулирования от того, какую точку зрения будет отстаиватьто или иное издание.
«Независимаягазета» и газета «Советская Россия» стоят на твердых идеологических позициях:первая – либеральных, вторая – коммунистических. В противовес «Известия»являются газетой, представляющей официальную точку зрения.
Поохвату населения лидирует «Советская Россия» – тираж ее составляет 300000экземпляров, но в то же время следует отметить, что газета опирается на узкийсоциальный слой, в целом так же, как и «Независимая». Далее по размеру тиражанаходятся «Известия» – 234500 экземпляров. Читательская аудитория «Известий», несомненно,гораздо обширнее. Тираж «Независимой газеты» – 52435 экземпляров.
Изданиятакже отличаются периодичностью выхода. «Советская Россия» выходит по вторникам,четвергам и субботам. «Независимая газета»- с понедельника по пятницу каждыйдень. «Известия» — со вторника по пятницу, кроме четверга и в субботу.День/издание Известия Независимая газета Советская Россия Понедельник /> + /> Вторник + + + Среда + + /> Четверг /> + + Пятница + + /> Суббота + /> + Воскресенье /> /> />
Длявыявления методов манипулирования сознанием читателей был выбран одининформационный повод — выступление президента Российской Федерации нарасширенном заседании правительства с участием глав субъектов Федерации 13сентября 2004 года. Но для того, чтобы проследить реакцию изданий, целесообразнобыло рассмотреть и предшествовавшие заседанию события. Таким образом, временныерамки исследования составляют период с 4 сентября 2004 года до 28 сентября 2004года.
Аналитическая часть
Первыйинформационный повод возник 4 сентября, в субботу, когда по телеканалампрозвучало обращение Президента к гражданам России. Отклик газет последовал 6 и7 сентября.
ОбращениеПрезидента разместили на своих страницах «Известия» и «Независимая газета». Вто время как «Советская Россия» размещает на первой странице заявлениеПрезидиума ЦК КПРФ, в котором комментируется обращение Президента. Уже здесь мыможем проследить навязывание собственного мнения со стороны редакции «СоветскойРоссии», «Известия» же и «Независимая» позволяют читателям самостоятельноознакомиться с текстом и сделать собственные выводы, а уже после этогопредлагают свои комментарии. А комментариев последовало огромное количество. В«Известиях», например, специально для этого заведена рубрика: «Комментарии», чтов принципе препятствует манипулированию, так как читатель заранее ставится визвестность о том, что это мнение отдельных экспертов, и оно не обязательноразделяется значительным числом людей.
Чтокасается экспертов, то они практически одни и те же в «Независимой газете» и в«Известиях»: Павловский (Фонд эффективной политики), Марков (Институтполитических исследований), Белковский (Институт национальной стратегии), Никонов(фонд «Политика»), Орешкин (группа «Меркатор»), Сатаров (фонд «Индем»). В«Советской России» печатается мнение исключительно собственных обозревателей.
Спервых же номеров мы можем проследить навязывание мнения со стороны «Независимойгазеты» по сравнению с «Известиями»: так, «Известия» размещают толькокомментарии, а «Независимая Газета» уже дает статьи-предположения, в которыхприсутствует метод констатации факта (выделено подчеркиванием). Это статьи подзаголовками: «Вертикаль власти ждёт дальнейших указаний», «Президент стоитперед выбором между советизацией и либерализацией страны», «Страну ждётпереворот » и т.д.
Второйинформационный повод возник 13 сентября. Это было выступление Президента, вкотором он предложил основные меры по усилению управляемости общества и поборьбе с терроризмом.
Откликгазет последовал 14 сентября. Поразительными при этом кажутся тексты «СоветскойРоссии», которая размещает статьи об инициативах блока «Родина» по отставкеПравительства. Эти инициативы, хотя и связаны косвенно с предложениямиПрезидента, тем не менее, являются частью более старой дискуссии. Что жекасается материалов «Известий» и «Независимой газеты», то, в целом, форматреакции был практически идентичен. Это большое количество комментариев, пояснений,причем выданное практически одновременное.Позиция/Газета Независимая газета Известия Советская Россия Экспертный опрос 14 сентября 15 сентября – Мнение губернаторов 16 и 17 сентября 18 сентября – Реакция иностранной прессы 15 сентября – 18 сентября
Экспертныеопросы проводились «Известиями» и «Независимой газетой», причем имена экспертови их оценки практически совпадают, как и ранее. Но существует разница в подачеинформации: «Независимая газета» размещает оценки экспертов под заголовком«Строится унитарное государство с военной бюрократией» , а «Известия» под гораздо менееэмоциональным: «Губернаторы и политологи о новой системе выборов в регионах».
Мнениемглав субъектов Федерации газеты заинтересовались также практически в одновремя. Но при этом интересен состав опрошенных. Если «Независимая газета»размещает интервью губернаторов Хабаровского края и Ярославской области, которыехотя и принимают инициативу Президента, но демонстрируют, что делают они этовынужденно; то «Известия» проводят опрос троих губернаторов (Мурманской иИвановской областей и Ненецкого автономного округа). Каждый из последних вразличной степени, но проявляет недоверие к новым предложениям, высказываетнеудовлетворение.
Особеннымобразом представляет свою позицию «Советская Россия». В её номерах нет ниэкспертного опроса, ни интервью губернаторов. Вместо этого на первой полосе 16сентября публикуется «разгромная» статья об инициативах Президента и тут же напервой полосе статья Г. Зюганова под названием: «КПРФ предлагает реальныемеры». Таким образом, очевидно использование 1) эффекта ореола (расположениестатей: рядом значит равны) и 2) метода вызывания эмоционального резонанса спомощью слов-классификаторов («либеральный пряник», «реальные меры» и проч.). Реакциюиностранной прессы публикуют «Независимая газета» и «Советская Россия». Причемоба издания отмечают отсутствие положительных отзывов, перепечатывая сообщенияНью-Йорк таймс, Гардиан, Файнэншл таймс, Франкфуртер альгемайне.
Дальнейшеенаправление дискуссий возвращается к традиционным темам газет. «СоветскаяРоссия» возвращается к прежней критике действующих властей, выделяя ввыступлении Президента лишь те моменты, которые удобны для публикации настраницах данного издания (например, статья 21 сентября «А слабых бьют»;основная идея статьи состоит в том, что действующий президент понял, что Запад– враг России, подтверждая мнения, которые постоянно присутствуют на страницахгазеты).
«Известия»вновь обращаются к инициативам Президента 16, 28, 30 сентября. Три основныхнаправления публикации статей: размышления о том, как изменятся спрос ипредложение на рынке политического консалтинга, опрос населения для того, чтобывыяснить мнение граждан о предлагаемых изменениях и, подтверждающаяпроправительственный характер газеты, статья — разъяснение Бориса Грызлова: ополитических инициативах Президента.
«Независимаягазета» оценивает предложения Президента с традиционно либеральной точкизрения. 17, 20, 21 и 27 сентября публикуются статьи, содержащие критическиезамечания. Так, издание предлагает опрос экспертов по поводу будущего России всвязи с предложениями Президента под названием: «Закрыть границы, газеты, упразднитьреспублики». Анализируются причины, по которым большинство губернаторовподдержали инициативы Президента, проводится опрос бывших президентов СССР иРоссии. «Независимая газета» стала единственным изданием, котороепрореагировало на митинг протеста членов партии «Яблоко», прошедший 17 сентябряна Большой Дмитровке в Москве.
Выводы
Такимобразом, в результате исследования можно сделать следующий основной вывод:любое печатное средство массовой информации будет стремиться использоватьметоды манипулирования сознанием населения для того, чтобы довести свою позициюдо максимально возможного числа людей. И в этом, на наш взгляд, нет ничегострашного, так как издания как раз и создаются для того, чтобы доноситьинформацию до людей и анализировать ее, предлагать свои варианты, строитьопределенные прогнозы. Читателю же необходимо занять активную позицию припрочтении газет: сопоставлять различные точки зрения и приходить к собственнымвыводам. Читателю достаточно научиться выявлять приемы комментирования, ссылкина анонимный авторитет, констатации факта, определять слова-классификаторы, обращатьвнимание на способы проведения обратной связи, чтобы не стать объектомманипулирования.
Крометого, исследование показало, что, несмотря на различие идеологических позиций, изданияиспользуют практически идентичные методы манипулирования сознанием. Можно такжепровести прямую зависимость между степенью идеологизированности издания ичастотой применения методов манипулирования сознанием. Так, наиболее сильной сидеологической точки зрения является газета «Советская Россия», она же и чащевсего использует манипулятивные приемы. На втором месте как поидеологизированности, так и по манипулятивности стоит «Независимая газета». Чтоже касается «Известий», то идеологическая позиция данного издания непроявляется достаточно чётко, скорее ему свойственно лавирование, порою –критичность, но неизбежно публикуемые статьи поддерживают правительственныеинициативы.
Список литературы
АвченкоВ. Теория и практика политических манипуляций в современной России.(www.psyfactor.org/polman.htm)
Кара-МурзаС. Манипуляция сознанием. – М.:2001. – 832 с.
Примечания
[1] С. Кара-Мурза Манипуляция сознанием. – М.:2001. – с.79.
[2] См.: В. Авченко Теория и практика политических манипуляцийв современной России.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.politnauka.org