–PAGE_BREAK–2 Типы избирательных систем
Определение результатов выборов по данным голосования происходит на основе двух главных систем: пропорциональной и мажоритарной.
Мажоритарная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (50% + 1 голос и более). Такая система существует, например, в Австралии. Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников. Ее называют «системой первого пришедшего к финишу». В настоящее время такая система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии. Иногда используются обе разновидности мажоритарной системы. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором – относительного[3].
К числу положительных свойств мажоритарной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства. Основные недостатки мажоритарной системы:
1) значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остается не представленной в органах власти;
2) партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;
3) две партии, набравшие одинаковое или близкое количество
голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов (не исключена ситуация, при которой партия, на
бравшая больше голосов, чем ее соперник, не получает вообще ни одного мандата).
Таким образом, мажоритарная система способствует формированию большинства в органах власти и мирится с диспропорцией между набранными голосами и полученными мандатами.
Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются строго пропорционально числу поданных голосов. Эта система распространена в современном мире более широко. В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной системе. Она используется в Бельгии, Швеции и во многих других странах. Пропорциональная система имеет, две разновидности:
— пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны; избирательные округа не выделяются);
— пропорциональная избирательная система по многомандатным округам (депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах).
К достоинствам пропорциональной системы относится то, что в сформировавшихся с ее помощью органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановки политических сил. Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, что способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.
Основные недостатки пропорциональной системы:
1) сложности в формировании правительства (причины: отсутствие доминирующей партии; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами и,
как следствие, нестабильных);
2) непосредственная связь между депутатами и избирателями
весьма слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии;
3) независимость депутатов от своих партий (такая несвобода
парламентариев может негативно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов).
В современном мире применяются различные модификации как мажоритарной, так и особенно пропорциональной систем. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина — по пропорциональной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995гг.
В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии, «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она
имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандидатов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5 баллов, за 2-е — 4, за 3-е — 3, за 4-е — 2, за 5-е — 1 балл. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель.
Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные системы непосредственно влияют на характер партийных систем и всю избирательную кампанию.
продолжение
–PAGE_BREAK– 3 Избирательная система России
Избирательная система в России имеет сравнительно непродолжительную историю — около 90 лет, считая с закона о выборах в первую Государственную думу от 11 декабря 1905 г. Закон, который поставил во главу угла куриальную систему, трудно назвать демократическим, так как он обеспечивал неравное представительство разным слоям населения. Еще хуже был закон 1907 г., просуществовавший до самого конца дореволюционной Думы.
В советскую эпоху выборы приобрели чисто формальный характер. Лишь в 1989 г. положение начало радикально меняться. Но и тогда при выборах народных депутатов часть мест была наперед зарезервирована за «общественными организациями» (с указанием «кому — сколько), что, в сущности, являлось модификацией все той же куриальной системы. Такой порядок год спустя отвергли как антидемократический.
Каждая страна организует выборы по-своему. В России основным
элементом организационной структуры избирательного процесса является система избирательных комиссий: Центральной, окружных, территориальных, участковых. Их главная задача провести выборы в соответствии с действующим законодательством и обеспечить контроль его исполнения.
Принятая в России избирательная процедура включает назначение выборов на определенный срок, определение границ избирательных округов и участков, составление списков избирателей, выдвижение и регистрацию кандидатов, проведение предвыборной агитации, голосование, подсчет голосов, обнародование результатов голосования, проведение в случае необходимости повторного голосования или повторных выборов. Процедура выборов включает также контроль за ходом голосования и подсчета голосов, взаимодействие со СМИ, юридическое сопровождение. Для проведения процедуры голосования организуют избирательные участки[6].
Процедурная сторона предоставляет органам власти большие возможности влиять на результаты голосования практически на любом из этапов. С одной стороны, выборы являются средством контроля народа над государством. С другой стороны, само это средство находится под контролем государства. Мировой опыт показывает, что основными направлениями «цивилизованного» государственного контроля над выборами являются манипуляции структурой избирательной системы (например, соотношением ее мажоритарных и пропорциональных компонентов), составом электората, границами избирательных округов и участков. Применяются и более грубые средства: фальсификация подсчета голосов, устранение нежелательных конкурентов (правовыми и не правовыми методами) и т. п. Наличие выборных механизмов и процедур само по себе не гарантирует контроля общества над государством: общество должно быть готово ими эффективно пользоваться. Только при этом условии избирательным технологиям власти могут реально противостоять избирательные технологии претендентов на власть.
17 марта 1991 г. состоялся первый в истории страны всенародный референдум, а 12 июня того же года — первые в истории России президентские выборы.
Нынешняя избирательная система России определяется новой Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., и федеральными законами «О выборах президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» (1995).
В Конституции провозглашается (ст. 32): «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».
Активное избирательное право граждане Российской Федерации получают с 18 лет, пассивное — право быть избранными в Государственную думу — с 21 года (на пост президента — с 35 лет, при условии 10-летнего постоянного проживания на территории Российской Федерации). При этом участие в выборах объявляется делом добровольным, осуществляемым на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В Государственную думу избираются 450 депутатов, из них 225 — по одномандатным округам (1 округ — 1 депутат) и 225 — по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками.
В первом случае избирается личность, во втором — партия, блок партий или иное общественное объединение.
В Российской Федерации действует смешанная избирательная система. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства.
В федеральном округе отбор ведется по пропорциональному принципу, но пропорциональность эта касается только тех партий, блоков и т. п., которые перешагнули 5 %-й барьер, т. е. получили не менее 5 % голосов из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добрал этой цифры, теряет свои голоса, а также и право на представительство в Думе.
Нынешняя российская избирательная система опирается на опыт ряда государств, как имеющих богатые правовые традиции, так и лишь недавно приступивших к строительству правового государства. Разумеется, многое в ней подлежит проверке и коррекции, возможно, весьма основательной, но важно то, что избирательный механизм в нашей стране создан и работает.
продолжение
–PAGE_BREAK–Заключение
Изучив данную тему настоящего реферата: «Сравнительный анализ основных избирательных систем: особенности избирательной системы России»,можно сделать следующие выводы:
1. Избирательная системаявляется главным регулятором выборов, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы — обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.
2.Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются строго пропорционально числу поданных голосов.
Избирательные системы в своем развитии прошли долгий большой путь. В ходе этого процесса (в послевоенный период) началось
формирование смешанной избирательной системы, т. е. системы,
которая должна вобрать в себя положительные характеристики и
мажоритарной, и пропорциональной систем. В рамках смешанной
системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу, другая — пропорционально.
3.Совокупность мероприятий, имеющих целью достижение конкретным политиком или партией определенных результатов по итогам выборов, называют избирательной кампанией.
4.Избирательное право — это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей.
4.Каждая страна организует выборы по-своему. В России основным
элементом организационной структуры избирательного процесса является система избирательных комиссий: Центральной, окружных, территориальных, участковых.
5.Принятая в России избирательная процедура включает назначение выборов на определенный срок, определение границ избирательных округов и участков, составление списков избирателей, выдвижение и регистрацию кандидатов, проведение предвыборной агитации, голосование, подсчет голосов, обнародование результатов голосования, проведение в случае необходимости повторного голосования или повторных выборов,контроль за ходом голосования и подсчета голосов, взаимодействие со СМИ, юридическое сопровождение.
Список используемых источников
1. Елисеев А.Л., Костин Ю.В. Политология. Учеб.пособие/ ОрелГТУ.
2. Максимов А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов: Российский опыт. М., 1999.
3. Политология: Учебник / Отв.ред. В.С.Коморовский. – М.: Издательство РАГС, 2002. – 520 с.
4. Политология. Учеб.пособие для техн.вузов / М.А.Василин, И.П.Вишнякова-Вишнецкая, Ю.Г.Вилунас и др., Под ред М.А.Василина. – 4-е изд., перераб. И доп. – СПб.: — 400 с.
5. Россия в избирательном цикле 1999-2000 годов. М., 2000.
6. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. М., 2000.
Процедурная сторона предоставляет органам власти большие возможности влиять на результаты голосования практически на любом из этапов. С одной стороны, выборы являются средством контроля народа над государством. С другой стороны, само это средство находится под контролем государства. Мировой опыт показывает, что основными направлениями «цивилизованного» государственного контроля над выборами являются манипуляции структурой избирательной системы (например, соотношением ее мажоритарных и пропорциональных компонентов), составом электората, границами избирательных округов и участков. Применяются и более грубые средства: фальсификация подсчета голосов, устранение нежелательных конкурентов (правовыми и неправовыми методами) и т. п. Наличие выборных механизмов и процедур само по себе не гарантирует контроля общества над государством: общество должно быть готово ими эффективно пользоваться. Только при этом условии избирательным технологиям власти могут реально противостоять избирательные технологии претендентов на власть.
Способы ведения избирательной кампании составляют сердцевину избирательных технологий.
Избирательная кампания может быть представлена как целенаправленное взаимодействие кандидата или партии, претендующих на мандат избирателей, с элементами общественной среды, оказывающими решающее воздействие на исход голосования. Совокупность реализуемых в этом процессе связей образует поле избирательной стратегии (см. схему).
Важнейшее значение выборов как инструмента перехода к демократии связано также с утверждением ими основополагающих прав и свобод личности, общечеловеческих ценностей. Свободные выборы сами по себе предполагают уважение правящим режимом (и оппозицией) свободы слова, собраний и объединений, равноправия граждан и других политических прав граждан. Они утверждают в обществе атмосферу осуждения насилия, уважения достоинства личности, мнения большинства народа, что способствует развитию демократического сознания граждан, повышению их политической активности, стремления к демократическим переменам.
Значение выборов как инструмента перехода общества к демократии и важнейшего условия ее жизнеспособности и эффективности, реализация рассмотренных выше основных принципов свободных выборов непосредственно зависят от организации избирательного процесса.
Основные стадии избирательного процесса
Избирательный процесс осуществляется по определенным правовымнормам, правилам, содержащимся в конституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы — обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.
Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50% плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно хотя бы
г на немного опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат
не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, получивших
наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все
кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).
Каждая из основных избирательных систем имеет свои сильные и слабые стороны. К числу достоинств мажоритарной системы обычно относят: 1) сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. Это достигается за счет распределения парламентских мандатов в основном среди крупных партий-победителей, отсеивания мелких партий, которые обычно не в состоянии обеспечить своим кандидатам большинство в избирательных округах, а также побуждения партий к коалициям или слиянию еще до начала выборов; 2)формирование (устойчивых связей между избирателями и депутатами. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, который в свою очередь лучше знает депутатов, чем при их избрании в общем партий-Iном списке при пропорциональной системе.
Наряду с определенными достоинствами, мажоритарная избирательная система имеет и ряд существенных недостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий. Так, например, партия А может провести больше депутатов в парламент, чем партия Б, победив с минимальным отрывом в 51 избирательном округе, в то время как за партию Б проголосует подавляющее большинство избирателей в 49 избирательных округах и большинство избирателей в целом по стране.
Непосредственная зависимость результатов выборов от распределения
избирателей по округам создает опасность манипулирования посредством тенденциозного нарезания избирательных округов. Такая практика искажения воли избирателей получила название «избирательной географии» или «джерримендеринг» (по имени ее изобретателя — американского губернатора штата Массачусетс Джерри).
Создавая возможность формирования правительства, не пользующегося поддержкой большинства населения и сильно ограничивая доступ в депутатский корпус представителей меньшинств, в том числе небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти, вызывать у граждан недоверие к политическому строю, абсентеизм или даже склонность к радикальным, недемократическим методам политической борьбы. Непосредственная зависимость депутатов от населения определенного избирательного округа побуждает их к местничеству, недостаточному учету общенациональных интересов.
В условиях остроконфликтного общества мажоритарная система достаточно опасна для демократии, поскольку полярно разделяя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно при близости их программ, не на поиск позитивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигание атмосферы ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократического строя.
На преодоление этих и некоторых других недостатков мажоритарной системы претендует пропорциональная избирательная система. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.
Однако пропорциональная система имеет и определенные недостатки. Важнейший из них — относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последовательностью.
Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей крайне радикальных или даже экстремистских сил многие страны используют так называемые заградительные барьеры, или оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.
К недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера внутрипартийных отношений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования.
Существуют три основных вида списков для голосования: жесткие
списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие — в этом случае обязательно, мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные — распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.
В современном мире применяются различные модификации как
мажоритарной, так и особенно пропорциональной систем. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина — по пропорциональной системе. Подобная избирательная система использовалась и в
России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.
В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии, «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она
имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандидатов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5 баллов, за 2-е — 4, за 3-е — 3, за 4-е — 2, за 5-е — 1 балл. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель.
Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные системы непосредственно влияют на характер партийных систем и всю избирательную кампанию.
Основные стадии избирательного процесса
В зависимости от временной последовательности и особенностей решаемых задач избирательный процесс делится, на несколько этапов, стадий: 1) подготовительный этап, характеризующий ту общественно-политическую почву, из которой «вырастают» выборы, а также организационные мероприятия, делающие возможным проведение выборов; 2)выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией; 3)агитационно-пропагандистская кампания; 4) голосование и подведение итогов выборов. Строго говоря, лишь последние три этапа характеризуют непосредственно сам избирательный процесс. Однако подготовительный этап также оказывает важное влияние на все его стадии.
Выборы всегда осуществляются в конкретной общественно-политической среде, которая во многом определяет их подлинно демократический или манипулятивный характер. Эта среда (исторический контекст) включает ряд параметров, отражающих ее влияние на избирательный процесс. К ним относятся:
– наличие в обществе ценностного консенсуса, атмосферы доверия, готовности политических партий подавляющего большинства граждан уважать результаты выборов. В частности, поэтому свободные выборы либо вообще невозможны, либо становятся инструментом манипулирования в странах, политические элиты и основные общественные группы которых видят в выборах не средство примирения и нахождения баланса политического влияния, а орудие укрепления своего господства и принуждения противников к повиновению;
– уважение в государстве прав человека. Это необходимо для того, чтобы избиратели и кандидаты чувствовали себя свободными, не подвергались разного рода угрозам, чтобы в обществе существовала атмосфера уважения личности, воли большинства и прав меньшинства;
– электоральная (гражданская) просвещенность избирателей. Она предполагает знание назначения и процедур выборов, основных политических партий, их программ и кандидатов, информированность и т.д. Гражданская просвещенность обеспечивает сознательность и компетентность решений, без которых выборы являются не волеизъявлением народа, а инструментом массового манипулирования, используемым элитами;
– демократический характер регистрации избирателей. Это означает прежде всего отсутствие любого рода дискриминации: понациональному, расовому, имущественному или какому-либо другомупризнаку. В большинстве демократических стран мира составлением списков избирателей занимаются местные органы власти, которые автоматически вносят в них изменения в связи с переездом гражданина на другое место жительства, достижением им избирательного возраста и т.п. В США участие в выборах рассматривается как сугубо личное дело и заботиться о регистрации должен сам голосующий. Точность и полнота списков избирателей, а также наличие документов, позволяющих идентифицировать каждого человека, предотвращают возможность фальсификаций с помощью лишения одних людей права голоса и многократного голосования других;
– демократический порядок регистрации и взаимоотношений партий. Партии — главный субъект электоральной активности, политического участия, организации и мобилизации граждан. Они — основной претендент на формирование парламента и правительства. Во всех стабильных демократических государствах характер отношений между партиями определяет общую канаву и атмосферу выборов. Для свободных выборов крайне важно, чтобы все признающие демократическую конституцию партии имели возможность регистрации, выдвижения депутатов и электоральной борьбы. Удержать партии от нарушений закона и этических норм тем самым укрепить общую атмосферу доверия помогают межпартийные соглашения о кодексе поведения партий, для контроля над соблюдением которых обычно создаются специальные комиссии, представляющие всех участников избирательного процесса;
– формирование независимых, беспристрастных и компетентных органов управления избирательным процессом. К ним относится прежде всего избирательная комиссия. Ее функции разнообразны, хотя и не одинаковы в различных странах. Обычно это: толкование избирательного закона, определение правил и процессов.
Избирательная система, избирательное право определяют всю инфраструктуру избирательного процесса политических изменений, целью которых является формирование выборных органов власти. В соответствии с законами страны государство главный участник избирательного процесса создает механизм государственного управления выборами, призванный обеспечить установленную законом процедуру.
Каждая страна организует выборы по-своему. В России основным
элементом организационной структуры избирательного процесса является система избирательных комиссий: Центральной, окружных, территориальных, участковых. Их главная задача провести выборы в соответствии с действующим законодательством и обеспечить контроль его исполнения.
Принятая в России избирательная процедура включает назначение выборов на определенный срок, определение границ избирательных округов и участков, составление списков избирателей, выдвижение и регистрацию кандидатов, проведение предвыборной агитации, голосование, подсчет голосов, обнародование результатов голосования, проведение в случае необходимости повторного голосования или повторных выборов. Процедура выборов включает также контроль за ходом голосования и подсчета голосов, взаимодействие со СМИ, юридическое сопровождение. Для проведения процедуры голосования организуют избирательные участки.
Процедурная сторона предоставляет органам власти большие возможности влиять на результаты голосования практически на любом из этапов. С одной стороны, выборы являются средством контроля народа над государством. С другой стороны, само это средство находится под контролем государства. Мировой опыт показывает, что основными направлениями «цивилизованного» государственного контроля над выборами являются манипуляции структурой избирательной системы (например, соотношением ее мажоритарных и пропорциональных компонентов), составом электората, границами избирательных округов и участков. Применяются и более грубые средства: фальсификация подсчета голосов, устранение нежелательных конкурентов (правовыми и неправовыми методами) и т. п. Наличие выборных механизмов и процедур само по себе не гарантирует контроля общества над государством: общество должно быть готово ими эффективно пользоваться. Только при этом условии избирательным технологиям власти могут реально противостоять избирательные технологии претендентов на власть.
Совокупность мероприятий, имеющих целью достижение конкретным политиком или партией определенных результатов по итогам выборов, называют избирательной кампанией. Способы ведения избирательной кампании составляют сердцевину избирательных технологий.
Избирательная кампания может быть представлена как целенаправленное взаимодействие кандидата или партии, претендующих на мандат избирателей, с элементами общественной среды, оказывающими решающее воздействие на исход голосования. Совокупность реализуемых в этом процессе связей образует поле избирательной стратегии (см. схему).
Прежде всего, кандидат, вступающий в предвыборную борьбу, должен позиционировать себя среди политической элиты определить свое место в сложившемся пересечении политических интересов и образов. Во-первых, поддержка крупных политических фигур необходима ему как средство привлечения дополнительного финансового, организационного и административного ресурса. Во-вторых, кандидат должен иметь определенный политический имидж, позволяющий ему занять выигрышную нишу в конфигурации претендентов на оспариваемый им мандат. В-третьих, демонстрация поддержки политических «тяжеловесов» помогает кандидату убедить избирателей в своей способности выполнить предвыборные обещания. В-четвертых, необходимо учесть степень популярности этих «тяжеловесов» среди населения и, прежде всего, тех слоев, на поддержку которых рассчитывает кандидат. Наконец, в-пятых, способы решения этих проблем не должны противоречить друг другу. Кандидату, претендующему, например, на поддержку левого электората, не следует искать политическую поддержку у Г.Явлинского или рассчитывать на деньги Б.Березовского.
Позиционирование в совокупности политических институтов решает сходные задачи. Поддержка партий дает кандидату дополнительный организационный ресурс. В электоральном отношении в России поддержка партии менее значима для избирателя, нежели поддержка лидера. Существенной является поддержка (или противодействие) со стороны государственных органов, если, разумеется, использовать ее в пределах закона. Но и партийной поддержкой не следует пренебрегать, особенно на выборах в органы представительной власти. На губернаторских же выборах преимущество может дать, в одних случаях, демонстрация надпартийной позиции (Санкт-Петербург, 2000 г.), в других партийной принадлежности (Нижегородская область, 2001 г.).
Необходимость правильного позиционирования среди промышленно-финансовой элиты связана не только с естественной потребностью кандидата в финансовой поддержке на выборах. Помощь крупных промышленников и банкиров, в зависимости от их репутации, способна как привлечь, так и оттолкнуть симпатии избирателей. К тому же кандидат не может не понимать, что понятие свободного мандата существует для избирателя, но не для спонсора.
Существуют определенные требования и к позиционированию среди претендентов на искомый мандат. Чтобы иметь шанс быть избранным, кандидату необходимо, чтобы его узнавали, отличали от других кандидатов и чтобы черты предложенного избирателям имиджа импонировали значительной их части.
И главное, в конечном счете, правильное позиционирование с учетом структуры электората т. е. такое определение совокупности социальных групп и слоев, опора на которые обеспечит победу, и формирование имиджа, отвечающего ожиданиям этих групп и слоев. Способы позиционирования в остальных сферах не должны, как минимум, противоречить электоральным задачам.
Наконец, выстраивание отношений со всеми элементами среды невозможно без установления эффективных связей с ними. Совокупность этих связей составляет информационное пространство, формирование которого является одной из основных задач, решаемых в ходе предвыборной кампании. Оно образуется из средств массовой информации, агитационных материалов, слухов, служебной, направленной, доверительной информации, «утечек» и др. Выбор и характер использования конкретных средств коммуникации зависит от объекта информационного воздействия и конкретной политической ситуации.
Способы позиционирования, формирования конфигурации и использования информационного пространства закладываются в содержании избирательной стратегии совокупности основных идей, реализация которых призвана обеспечить достижение цели. В соответствии со стратегией выстраиваются более частные планы календарный план работы штаба, планы загрузки СМИ, мониторинга общественных настроений, массовых мероприятий, встреч с избирателями и т. д.
Содержание стратегии зависит от целей, которые могут быть разными:
— победа на выборах, получение искомого мандата «естественная» цель выборной кампании;
– сокрушительная победа в случаях, когда простой победы бывает недостаточно (В.Путину, к примеру, на президентских выборах 2001 г. нужна была победа с большим преимуществом, которая, в отсутствие собственной влиятельной команды, не оставляла бы сомнений в высоком уровне его персональной легитимности);
– повышение уровня известности и формирование имиджа
(так называемая «раскрутка») с прицелом на следующие выборы;
— получение трибуны в рекламных целях для пропаганды
политических взглядов, торговой марки фирмы и т. п.;
— демонстрация своего политического ресурса для продвижения позиций в политических или финансово-промышленных кругах;
— оказание политических услуг, выдвижение в рамках стратегии другого кандидата (партии), чтобы не допустить срыва вы
боров, отобрать голоса у соперников кандидата заказчиков, от
тенить его достоинства, получить трибуну для выступлений в
его поддержку с последующим, возможно, снятием своей кандидатуры и т. п.
В каждом из этих случаев выстраивается своя стратегия, ориентированная на соответствующую цель. При этом «естественную» цель предвыборной кампании победить на выборах очень часто преследует меньшинство ее участников. Важно понять и учесть в стратегии цель каждого.
В соответствии с логикой избирательного процесса выстраивается логика избирательной кампании. В самом общем вил: можно разделить избирательный процесс на две части: до и после объявления выборов.
Первая из них, наиболее продолжительная и скрытая, предварительная. Она начинается с момента, когда будущий официальный кандидат (или партия) решил, что будет претендовать на мандат. Здесь реализуются задачи позиционирования, среди политической и промышленно-финансовой элиты, политических партий, формируются ожидания избирателей и имидж будущего кандидата. Наиболее влиятельные партии и лидеры используют в этих целях парламентскую трибуну, действующие президенты и губернаторы ресурсы исполните, власти. У их оппонентов имеются свои ресурсы и главное преимущество оппозиции: возможность критиковать власть за ее реальные и мнимые ошибки, не отвечая при этом за свои решения и действия. На этом этапе борьба ведется скрытно, прямая агитация отсутствует.
Если уподобить предвыборную кампанию айсбергу, то первая ее часть подводная. Видимая, хотя тоже не полностью, надводная часть айсберга — вторая часть предвыборной кампании, начало которой дает объявление даты ее начала. С момента объявления выборов начинается официальная предвыборная кампания. Эту часть, в свою очередь, можно разделить на три качественно разных этапа.
Первый этап выдвижение и регистрация кандидатов. Основная задача этапа сбор необходимого количества подписей в поддержку потенциального кандидата, подготовка документов для регистрации кандидата или партии, прохождение процедуры регистрации. На этом этапе особенно важно обеспечить выполнение всех юридических требований, чтобы исключить возможность отказа в регистрации либо последующего «снятия с дистанции» в судебном порядке. В то же время сбор подписей хороший «информационный повод» для косвенной агитации. На этом этапе происходит «всплытие» основных претендентов на мандаты, окончательно определяется конфигурация избирательного пространства и в соответствии с этим корректируются стратегии.
После регистрации дается старт официальной предвыборной кампании — начинается второй этап. Здесь разворачивается непосредственная борьба за голоса, ведется прямая агитация. Каждая сторона на этом этапе стремится преподнести избирателям образ своего кандидата, в максимальной степени отвечавший их ожиданиям. К этому времени в основном он уже сформирован. Главных же оппонентов представляют в образе «антигероев». Главная задача этапа совмещение в сознании издателей их ожиданий с имиджем кандидата.
Третий этап самый короткий, но не менее ответственный: голосование и подсчет голосов. Главная задача этапа контроль избирательных участках и в избирательных комиссиях. Без этого все предшествующие усилия могут оказаться бесполезными. Натретьем этапе предвыборная агитация запрещена, но законные способы повлиять на исход голосования все-таки существуют. Используются, например, личные связи сторонниковобеспечения явки: нет ничего противозаконного в том, чтобы позвонить приятелю и назначить встречу на избирательном участке.
Если входе голосования или подсчета голосов вскрываются грубые нарушения избирательного законодательства, которые могли существенно повлиять на результаты выборов, возможен еще один, четвертый этап: процедура опротестования итогов голосования в суде. На практике эта возможность реализуется исключительно редко, в том числе и по причине отсутствия должного контроля со стороны команд. В некоторых случаях, однако, наличие документально оформленных свидетельств грубого нарушения используется для оказания давления на победителя с целью получения определенных политических дивидендов: при распределении постов, принятии решений и т. п. Вот почему необходимо с самого начала официальной избирательной кампании обеспечить ее плотное юридическое сопровождение.
Избирательным правом многих стран, включая Россию, во многих случаях предусматривается второй тур голосования. Если кандидат не набрал необходимого для победы в первом туре числа голосов, назначается второй тур. Тем самым появляется еще один этап, который распадается на два подэтапа с задачамми второго и третьего этапов основной кампании.
Возможен синтез двух последних случаев: второй тур плюс опротестование итогов голосования в суде. По такому сценарию развивались события на губернаторских выборах 2001 г. в Приморском крае, где в судебном порядке был снят с дистанции вышедший во второй тур В.Черепков.
Наконец, на следующий день после официального вступления в должность либо получения депутатского мандата победитель начинает первую, фоновую часть новой избирательной кампании. Каждый его шаг будет оцениваться как позиционирование среди политической и промышленно-финансовой элиты, среди партий и электоральных групп. Таким образом начинается косвенная подготовка плацдарма для следуют выборов.
продолжение
–PAGE_BREAK–