Сравнительный анализ педагогического воспитания двух авторов: Росс Кэмпбелл и Ш.А. Амонашвили

Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Контрольная работа по педагогике
Тема: Сравнительный анализ педагогического воспитания двух авторов:Росс Кэмпбелл и Ш.А. Амонашвили
Проверила: преподаватель
Костина Нина Михайловна
Выполнила: студентка
Зайцева Лариса Олеговна
Группа: 3СВ-020400-41 (к)
Ижевск. 2010 г.

Я с огромным интересом прочла книгу “Как на самом делелюбить детей”. Автор американский психиатр Росс Кэмпбелл. В нейрассказывается о том, как родители должны в реальной каждодневной жизни удовлетворятьэмоциональные потребности ребенка. Автор учит родителей передавать свою любовь кдетям через контакт глаза в глаза, физический контакт; рассказывает о путях, которымиродители должны пользоваться, чтобы ребенок осознавал и чувствовал их заботу, любовь.
Цель воспитания автора данной книги — вырастить каждогоребенка достойным человеком, чтобы ребенок осознавал и чувствовал доброжелательностьродителей, заботу, любовь. «Больше всего меня волнуют потребности самого ребенкаи то, как лучше всего удовлетворить их». В Библии всячески подчеркивается ценностьдетей: «Вот наследие от Господа: дети, награда от Него — плод чрева. Что стрелыв руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчансвой».
Объектом воспитания для автора является ребенок. На протяжениивсей книги чувствуется как автор с трепетом повествует о ребенке, как о чем-то нежном,хрупком, бесценном — Даре Божьем. В своей книге Росс Кэмпбелл приводит цитаты изБиблии. “…посмотрите Библию, и вы убедитесь, как высоко превозносятся там дети”.«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускалиприносящих. Увидев то Иисус вознегодовал и сказал им: „Пустите детей приходитько Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие.“ Истинно говорювам, кто не примет Царство Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их возложилруки на них и благословил их».
А в Книге Бытия сказано, что дети — дар Божий («И взглянул(Исав) и увидел жен и детей, и сказал: „Кто это у тебя?“ — Иаков сказал:»Дети, которых Бог даровал рабу твоему”).
Как важно малышу ощущать, что он — совершенно особенный.
Любой ребенок постоянно всеми известными ему невербальными способамиспрашивает своих родителей: «Вы меня любите?». Ребенок задает этот эмоциональныйвопрос в основном своим поведением, редко словами. И в жизни каждого ребенка ответна этот сакраментальный вопрос — абсолютно самое важное.
«Вы любите меня?» Если мы любим ребенка безусловно,он чувствует, что ответ на этот вопрос утвердительный. Если же мы любим его условно- в зависимости от его успехов, поведения и пр., — он теряет уверенность в себе,становиться тревожным и напряженным. От ответа, который получает ребенок на этотжизненно важный для него вопрос, в значительной степени зависит его основное отношениек жизни. Это принципиально значимо для его дальнейшего развития.
Ребенок обычно задает этот вопрос всем своим поведением и мы,родители, также всем своим поведением отвечаем на этот вопрос. Не только тем, чтомы говорим, но и тем, что мы делаем. Своим поведением ребенок показывает нам, вчем он больше нуждается, какие у него эмоциональные потребности, может, ему нужнобольше любви, больше дисциплины, больше признания его как личности, больше понимания.
Своим поведением мы, родители и те, кто связан с детьми, удовлетворяетэти потребности, но мы можем сделать как следует только если наши взаимоотношенияс детьми основаны на безусловной любви.
Именно через наше поведение ребенок ощущает нашу любовь к себе:он не только слышит что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, чтомы делаем. Это куда более важно! На ребенка наши поступки действуют гораздо сильнее,чем слова.
У каждого ребенка есть эмоциональный резервуар, это фигуральноевыражение, но понятие совершенно реальное. У каждого ребенка есть определенные эмоциональныепотребности, и то, как они удовлетворяются (через любовь, понимание, дисциплинуи т.д.), определяет многое: прежде всего как ребенок себя чувствует, доволен лион, злой, подавленный или полон радости. Это определяет его поведение: послушныйили непослушный, плаксивый, игривый, веселый, замкнутый. Чем полнее эмоциональныйрезервуар ребенка, тем положительнее его эмоции и тем лучше его поведение.
Только родители отвечают за содержание эмоционального резервуара.Поведение ребенка является сигналом, указывающим на состояние этого резервуара.
Необходимо осознать, что этот резервуар должен быть полон и толькородители этого могут добиться.
Только если резервуар полон, ребенок может быть счастливым, емуудастся достичь своего наивысшего потенциала в развитии и соответствующим образомреагировать на требования дисциплины.
Субъектом воспитания являются родители. Автор книги предлагаетрассмотреть необходимые предпосылки хорошего воспитания.
Первое и наиболее важное — Дом, т.е. Семейный очаг. Принципиальносущественны взаимоотношения между супругами. По важности они перевешивают все другиеотношения, в том числе и отношения между родителями и детьми. То, насколько подлинныедушевные узы связывают родителей и детей, и то, как ребенок ощущает свое место вмире и свою безопасность, зависит от глубины и искренности отношений, которые сложилисьмежду мужем и женой. Поэтому крайне необходимо обеспечить самые лучшие отношениямежду супругами прежде чем пытаться серьезно изменить отношения к ребенку в позитивнуюсторону.
Когда читаешь книгу, то создается впечатление, что с тобой ведетбеседу добрый мудрый друг. Росс Кэмпбелл обращается к своим читателям (родителям)как к своим друзьям: «Нас, родителей», «друзья — родители»,«любящие родители». Во время чтения ощущаешь диалог с автором. Хочетсязадать вопрос, а он как-будто бы опережает тебя вопросом и тут же сам отвечает.Беседа без нотаций, нравоучений для меня очень поучительная.
Автор пытается поделиться с родителями (читателями) своими знаниями.По мнению автора каждый родитель любит своего ребенка, однако этого мало, недостаточно,необходимо суметь передать свою любовь и нежные чувства и главное ребенок долженэто ощутить и почувствовать себя любимым, его полностью принимают и уважают, и тогдаон сможет любить и уважать себя сам. Как следствие родители смогут помочь своимдетям научиться безоговорочно любить других, особенно своих будущих супругов и детей.
«Надо применять как само собой разумеющееся, что родителив самом деле любят своего ребенка и действительно хотят на практике применить то,что они здесь узнают. Есть определенная разница между смутным теплым чувством поотношению к ребенку и глубокой заботой и стремлением пожертвовать всем, что необходимо,для максимального удовлетворения его интересов».
По мнению Росса Кэмпбелла, настоящая любовь безоговорочна и должнапроявляться во всех искренних отношениях. Именно такая безусловная, не зависимаяни от чего любовь и является фундаментом, на котором основаны надежные взаимоотношениясо своими детьми, именно это может обеспечить реализацию потенциальных возможностейи талантов ребенка в полной мере.
Мы можем быть уверенны, что ребенок правильно воспитан и дисциплинирован,только если в основе воспитания лежит безусловная любовь. Без этого невозможнопроникнуть в душу ребенка, оценить его поведение и понять как справиться с его непониманием.Безоговорочная любовь — это путеводная звезда в воспитании ребенка. Без этогомы, родители, блуждаем в темноте без ясных ориентиров, определяющих, какова нашапозиция и что мы должны предпринять в тот или иной трудный момент при воспитаниинашего ребенка. Если такой свет сияет впереди, у нас появляются ориентиры, определяющиесостояние, настроение и поведение ребенка и помогающие нам справиться со всеми проблемами,включая дисциплину. Именно этот фундамент является краеугольным камнем, благодарякоторому мы овладеваем искусством воспитания ребенка и ежедневно можем удовлетворятьего эмоциональные потребности в первую очередь, а потом уже и все остальное. Безфундамента безусловной любви родительские обязанности — мучительное, давящее нанас бремя, тяжкий и неблагодарный труд, иногда вызывающий горькое чувство неудовлетворенности,а именно заводящее в тупик.
Что же такое безоговорочная любовь? Любить ребенка безусловно- значит, любить его независимо ни от чего, независимо от его внешности, способностей,достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства. Независимо от того,чего мы ждем от него в будущем, и, что самое трудное, независимо от того, как онведет себя сейчас. Это, конечно, вовсе не означает, что нам всегда нравится егоповедение. Безусловная любовь означает, что мы любим ребенка, даже если его поведениевызывает у нас отвращение. Ясно, что (так же, как и в супружеских отношениях!) этоидеал, которого мы никогда не достигнем полностью. Но опять же чем больше мы стремимсяк нему и чем больше мы достигаем положительных результатов, тем больше удовлетвореннымии уверенными в себе родителями мы становимся. И тем более довольным жизнью и нами,доброжелательным и счастливым растет наш ребенок.
Средствами коммуникации являются особенности проявлениялюбви к ребенку. Их несколько.
Первая особенность, а именно — контакт глаза в глаза.Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенноважен не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ним,но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Ребенок использует контактглаз с родителями (и другими людьми!) для эмоциональной подпитки. Чем чаще родителисмотрят на ребенка, стараясь выразить ему свою любовь, тем больше он пропитан этойлюбовью и тем полнее его эмоциональный резервуар.
Что же такое контакт глаз? Это просто значит, что вы смотритепрямо в глаза другому человеку. Большинство людей не осознает, насколько это решающийфактор. Глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь.
Второе — это физический контакт. «Я вовсе не имеюв виду обязательно целоваться, обниматься и прочее. Я просто имею в виду любой физическийконтакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать поволосам, шутливо потолкаться и тому подобное».
При каждодневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновениесовершенно необходимы. Они должны быть естественны, действовать умиротворяюще наребенка, не быть демонстративными или чрезмерными. Ребенок, растущий в доме, гдеродители щедро одаривают его этими ценными дарами, будет чувствовать себя увереннои спокойно и с самим собой, и с людьми. Ему легко общаться с другими, и следовательно,он будет пользоваться общей симпатией и у него будет хорошая самооценка. Соответствующийвозрасту физический контакт и постоянный контакт глаз — это два наиболее ценныхдара, которые мы можем передать нашим детям. Это наиболее эффективные способы заполнитьэмоциональный резервуар ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом.
Третье — пристальное внимание.
Когда мы уделяем своему ребенку пристальное внимание, это означает,что мы сосредотачиваемся на нем полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так,чтобы наш ребенок ни на мгновенье не сомневался в нашей полной, безоговорочной любвик нему. Он должен чувствовать себя важной и значимой личностью, которую умеют оценитьпо достоинству; он должен быть уверен в своем праве на не распыленное внимание,заботливую сосредоточенность и подлинный глубокий интерес к нему, именно в эту минуту.Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он в глазах своих родителейсамый важный человек в мире.
Ребенку необходимо дать почувствовать, что он — единственныйв своем роде. Как мало детей чувствуют это! Не получая достаточно пристального внимания,ребенок испытывает беспокойство, потому что он чувствует, что все на свете важнее,чем он. В результате этого ребенок не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушаетсяего эмоциональное и психическое развитие.
Как же добиться пристального внимания? Самый лучший способ — это выкраивать время, чтобы побыть с ребенком наедине. Хорошее воспитание требуетвремени.
Именно в минуты пристального внимания родители имеют особую возможностьдополнительного контакта глаз и физического контакта со своим ребенком.
Четвертый путь — дисциплина.
Обычно в представлении воспитателей и родителей любовь отделенаот дисциплины, как будто это два совершенно независимых явления. Не удивительно,что у родителей происходит путаница и осложнения при попытках контролировать поведениеребенка.
Родители, смешивающие такие вещи, обычно считают, что дисциплинаозначает наказание (для некоторых — порка). Любовь и дисциплину нельзя разделитьи что наказание — это очень маленькая часть дисциплины.
Чтобы приучить ребенка к дисциплине, надо дать ему почувствовать,что его любят, — вот главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины. Конечноэто не все. Но это наиболее важно.
Дисциплины легче добиться, когда ребенок чувствует его искреннеи глубоко любят, принимают таким, какой он есть. Чем лучше дисциплинирован ребенок,тем меньше требуется наказаний. Как ребенок подчиняется требованиям дисциплины,зависит в основном от того, насколько он чувствует любовь, заботу и внимание к нему.Поэтому самое главная родительская задача — дать нашему ребенку почувствовать, чтомы его любим, что мы всегда на его стороне.
В результате такого воспитания мы вырастим счастливого,уверенного в себе и в своих возможностях ребенка. Ребенка, который прекрасно ладитсо сверстниками и со взрослыми, учится с удовольствием, хорошо себя ведет — какаянаграда для родителей!
Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но неначинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если имничего не дается, им нечего возвращать.
В прочитанной мной книге “Здравствуйте, дети!” авторШ.А. Амонашвили делится опытом обучения детей шестилетнего возраста, опираясьна свою многолетнюю педагогическую практику.
Автор перед собой ставит цель: утвердить гуманистическиеи оптимистические начала педагогики школьной жизни.
Объектом воспитания является ребенок. Ш.А. Амонашвилипоказывает шестилетнего ребенка не только как ученика (его даже трудно назвать ученикомв подлинном смысле этого слова), но, в первую очередь, как растущего человека, имеющегосвою многогранную жизнь и сложные взаимоотношения с окружающими. В зависимости отэтого автор показывает, что каждый ребенок может быть познан и воспитан как личностьтолько с учетом его действительной жизни, его радостей и огорчений, потребностейи стремлений, способностей и надежд.
Шалва Александрович с любовью, нежностью и трепетом повествуето детях в своей книге:
«Какие красивые дети, сколько улыбок!».
«Они мешают нам спокойно и уныло ходить по улицам…».
Специфический детский шум автор называет грузинским словом«жриамули». «Оно означает веселый шум птиц и детей! Придумали егонаши предки, чтобы отмежевать обычный шум людей от детского шума — радостного ивеселого».
Шалва Александрович тщательно готовится к предстоящей встречесо своими учениками накануне 1 сентября:
– он рассылает письма детям, в которых рассказывается немного о школе,о том, что он их учитель и ждет с нетерпением встречи;
– изучает личные дела ребят;
– рассматривает фотографии, заучивает имена детей, чтобы 1 сентябряпоздороваться с каждым ребенком по имени.
«Я перекладываю фотокарточки, как будто рассаживаю детейпо партам…».
По мнению автора, дети — активные существа, деятельные мечтатели,стремящиеся к преобразованию. Шалва Александрович считает, что следует создать иморганизованную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях,читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность.
Автор считает, что надо видеть себя в детях, чтобы помочь имстать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоватьсясамому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
Автор убежден и я с ним согласна, что воспитание детей нужноначинать с воспитания родителей.
Субъектом воспитания является учитель.
Удивительная особенность учителя (автора книги) в канун 1 сентябряподсчитывать количество учебных дней и уроков на весь год на все 4 года начальногообучения, высчитывать минуты и даже секундочки своего непосредственного общенияс детьми.
«Иногда мне представляется, что классные комнаты, школьныекоридора, заполненные детьми; это то же самое поле, воспитательное, обучающее, покоторому непрерывно проходит „педагогический комбайн“ — сея и убирая урожай.Но остаются пропавшими бесследно тысячи секундочек и минуточек, которые уже никогданельзя будет собрать. Это как беспечный сеятель сеет пшеницу, разбрасывая горстисемян направо и налево, не замечая, что они оказываются за пределами поля или попадаютна не вспаханные участки, так и беспечный учитель разбрасывает неповторимые и бесценныесемена педагогического времени направо и налево».
«Каждая педагогическая секунда каждому школьнику нужна встрого определенное время — не раньше, не позже».
«Находясь в педагогической цейтноте, часто буду вынужденза считанные секунды считать сложнейшие задачи воспитания, способные менять всюпоследующую жизнь ребенка. Я должен делать это без спешки и помнить, что ответствененза его судьбу».
«Я стремлюсь воспитать в каждом ребенке личность. Класс- это же не цех массового производства стандартного обучения и воспитания детей.Тут надо лелеять каждую частицу души ребенка, пропитывать каждую клеточку маленькихсердец чувством любви к человеку. „
Мы, воспитатели, обязаны понять ребенка и строить наши воспитательныепланы с учетом движений его души.
Шалва Александрович в своей педагогической деятельности мог проситьпрощения у детей и признавать за собой педагогическую неточность. “Простите,дети, я же не нарочно! Вы прямо на ходу ломаете мою науку, и мне трудно все предвидеть!Но я обещаю вам, что через четыре года я исправлю это упущение с другими ребятишками,которым пока только два года!»
Автор спрашивает совета у детей как работать на уроках, благодаритдетей.
«Спасибо, дети! Не зря я вижу в вас учителей своего педагогическогомастерства!»
Необходимо чаще приглашать на уроки Момуса — бога смеха и шуток,чтобы прогнать с уроков Морфея — бога сна.
Мы все друзья; вы — мои сотрудники, серьезные взрослые люди;я же — давайте останусь педагогом, только рассеянным, забывчивым, вы не спускайтес меня глаз, будьте начеку.
Я считаю своим долгом доставить вам радость познания, радость,вызванную преодолением трудностей при овладении знаниями, я ищу пути к тому, чтобыне «вкладывать» знания в ваши головы, а чтобы вы сами пытались «отнять»их у меня, овладеть ими в результате интеллектуального «боя» со мной,приобретать их путем постоянных поисков и неутомимой жажды к ним.
Украшением уроков станет звонкий смех детей.
Я научу детей решать сложные задачи, а сам буду «ошибаться»при их решении. Научу их читать выразительно, а они затем сами же начнут «поправлять»меня в чтении. Научу играть в шахматы, чтобы они затем ликовали по случаю выигранныху меня партий.
Они начнут стремиться к познанию. И когда я задам им вопрос:«Какие вам давать задачи — сложные, трудные или простые, легкие?», я услышуот них произнесенное хором и воинственно «Давайте сложные, самые сложные!».Ребенок окажется в царстве мысли и будет стремиться к познанию.
Так вырастет мой авторитет в ваших глазах, мои дорогие дети,и вы поймете, что ваш учитель тоже человек вам необходимый! А если и любимый, товысшего признания среди вас мне и не нужно!
Огромную роль автор уделял связи семьи и школы.
Нужна не просто связь школы с семьей, нужна целостность воспитания,целостность подхода к ребенку. А эта ценность должна выражаться в общей заинтересованностиродителей и учителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждогоребенка, она должна означать ведущую роль школы в организации этой среды.
Проводил работу с родителями:
1. Уроки для родителей.
«Я обязуюсь продемонстрировать перед ними, перед обществоммою — учительскую — преданность детям и педагогическое мастерство».
2. Я решил идти дальше: пригласить родителей стать воспитателямисвоих детей в школе.
Я стремлюсь дать детям всестороннее — умственное трудовое, нравственно-этическое,физическое развитие. Стремлюсь к тому, чтобы в формирующейся личности ребенка всеэти стороны сочетались гармонично и взаимодействовали друг с другом, т.к. личностьне есть сумма этих качеств, она гармоническое целое.
Только целенаправленно сочетающиеся между собой виды деятельностимогут стать условием всестороннего и гармонического развития.
“…Надо чтобы у человека все дверцы сердца и души были распахнутынастежь для восприятия. ”
Средства коммуникации.
По мнению автора книги очень важны не только слова, но и интонация,тон голоса, то есть как они произнесены. Огромное значение имеет и выражение лица.
“… дело не в самих словах, а в том каким голосом я их произнесу,какое будет у меня при этом выражение лица. Мой голос должен быть добрым, располагающим.А выражение лица должно соответствовать моему тону”.
Для Амонашвили (как для учителя), на мой взгляд, очень важнане только словесная форма, но и установление физического контакта.
” — Здравствуй, Гига! — я беру в свою руку протянутую маленькуюладонь мальчика и крепко пожимаю ее.
А ты — Марика!.. Здравствуй!
Ее ладонь я кладу в свою нежно, она у нее мягкая хрупкая”.
На уроках учитель, подходя к детям, поглаживает их по голове,нежно похлопывает по плечу.
Автор книги на уроках и переменах применяет различные методы:
– произносит слова медленно, растянуто, шепотом.
Медленно и растянуто, чтобы дети смогли заглянуть в него и еще,чтобы дети привыкли улавливать содержание слов.
Шепотом, чтобы развить слуховое восприятие, фонематический слухи еще вызвать у детей внимание и интерес.
Приемы нашептывания ответов на ухо учителю. Во-первых, этот приемнравится детям, во-вторых, появляется возможность удовлетворить желание многих ответить.
В первый же день обучения дети чувствуют чуткое нежное отношениек ним и открыто выражают свою любовь к учителю прямо на уроке.
«Зурико обхватил меня крепко обеими руками, прижал к себеи со всей щедростью детской души, первым среди тридцати восьми, на первом же урокев своей жизни награждает меня чувством, которого все последующие годы я буду добиватьсяот всех детей класса. Дядя, — шепчет мне мальчик, — ты хороший учитель. Я люблютебя!»
«Зачем, мальчик, ты так щедро, доверчиво, так неожиданнода и пока не заслуженно награждаешь меня своим доверием? Разумеется, я буду оченьстараться, буду стремиться стать достойным тебя педагогом, буду день и ночь трудиться,чтобы оправдать твои надежды, буду расти вместе с тобой, ради тебя же самого! Нозачем в самом начале, в первые же минуты своей школьной жизни ты возлагаешь на меняответственность за чистоту моей педагогической совести?»
«Лучше, чтобы дети в эту минуту не смотрели на меня».Здесь Шалва Александрович применяет очень интересный прием в своей педагогическойдеятельности: «Опустите головы на парты… Закройте глаза! … И вспомните что-нибудьочень смешное из вашей жизни, любую из ваших шалостей!»
В этот момент у учителя появляется возможность прийти в себя,успокоиться, а у детей возможность переключиться с учебного процесса на отдых — посмеяться.
Результат.
Шалва Александрович Амонашвили глубоко проникает в помыслы ребенка,смысл поступков, используя все его внутренние возможности, направляя к доброте,великодушию, чувству юмора, живой любознательности, потребности в творческом овладениидействительности. «Свое, детское» становится для ученика тем богатствоми той радостью, которой он спешит скорее, как можно скорее поделиться с учителем.И при этом дети знают, что учителю важно и интересно все, что интересно и важнодля них самих. Учитель всегда в горении педагогического творчества, даже если невсе его решения и действия бесспорны. Нить, связующая педагога и детей, не рвется,не распадается ни разу на протяжении всей книги, и ни на минуту не слабеет вниманиечитателя.
«Я бесконечно рад способностям моих шестилеток, рад свершениючуда!» — и привел бы в доказательство все 37 письменных откровений детей”.
Сопоставительный анализ.
Росс Кэмпбелл и Ш.А. Амонашвили в своих книгах призывают своихчитателей к гуманности по отношению к детям. Авторы считают, что самое главное ввоспитании это любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка, которую таклегко ранить, задеть неосторожным словом, поступком.
К ребенку следует относиться с уважением, добротой и заботой.
Воспитание и обучение должно осуществляться учитывая и удовлетворяяинтересы ребенка и прежде всего через любовь. Ни в коем случае не допускается насилиеи грубость.
Окунувшись в чтение книги «Здравствуйте, дети!» я реалистичнопредставляла учителя, как он общается с детьми, ведет урок, анализирует события.Я видела и чувствовала, как он трепетно относится к детям.
Меня постоянно не отпускало желание сравнить ту «сказочную»педагогику, которую несет автор и ту, которая царит в действительности в школахнашего города. Зная как относятся к детям «дорогие» учителя наших школ,хочется верить в ту сказку, которая описывается в книге «Здравствуйте, дети!»Если бы у меня появилась возможность отдать своих детей в экспериментальный классШ.А. Амонашвили, я бы обязательно воспользовалась этой возможностью.
Читая книгу, я словно прошла курс лекций и получила наглядныйурок, как надо воспитывать ребенка. Воспитывать через любовь, нежность, понимание,заботу. Родители и педагоги должны прежде всего стремиться к созиданию и самосовершенствованию.Только стремление к идеалу может приблизить к цели. А стремясь к цели, можно увидетьребенка счастливым, уверенным в себе.
Как бы я хотела сказать, цитируя Росса Кэмпбелла «я люблюсвоих детей всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения!» Но,увы, как и все родители, я не могу сказать этого всегда и искренне, положа рукуна сердце. Но я хочу, я буду пытаться приблизиться к прекрасной цели безусловнойлюбви. Из этой книги для себя я извлекла урок. Я уже сейчас напоминаю себе, что:
1) это обычные дети;
2) они ведут себя так, как все дети на свете;
3) в ребячьих выходках есть немало неприятного и даже противного;
4) если я буду стараться как следует выполнять свою роль матери и любить детей,несмотря на их шалости и проделки, они будут стараться взрослеть и отказыватьсяот своих плохих привычек;
5) если я их люблю только тогда, когда они послушны и радуют меня своим поведением(обусловленная любовь), и если я выражаю свою любовь к ним только в эти хорошие(увы, редкие!) моменты, они не будут чувствовать, что их всегда и искренне любят.Это, в свою очередь, сделает их неуравновешенными, нарушит их самооценку, пошатнетверу в себя и действительно может помешать им развиваться в лучшую сторону, чтобыукрепить самоконтроль и проявить себя более зрелым. Я отвечаю за поведение своихдетей и их наилучшее развитие не меньше (если не больше), чем они сами;
6) если я люблю свих детей безусловной любовью, они будут себя уважать и у нихпоявится чувство внутреннего умиротворения и равновесия, это позволит им контролироватьсвою тревожность и соответственно поведение, по мере того как они взрослеют;
ребенок обучение кэмпбелл амонашвили
7) если я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования и соответствуютмоим ожиданиям, они будут чувствовать свою неполноценность. Дети будут считать,что бесполезно стараться, потому что этой матери никогда не угодишь. Их будут преследоватьнеуверенность, тревожность и низкая самооценка. Постоянно будут возникать помехив эмоциональном и поведенческом развитии. И опять я, мать, должна помнить, что яотвечаю за рост и развитие детей так же, как они, если не больше.
8) Ради самой себя (как страдающей за своих детей матери) и ради блага своихсыновей и дочерей я изо всех сил должна стараться, чтобы моя любовь была как можноближе к безусловной и безоговорочной. Ведь будущее моих детей основано на этом фундаменте.
Я очень благодарна авторам Ш.А. Амонашвили и Р. Кэмпбеллу, чтоимела возможность впитать в себя часть знаний, которыми они очень щедро поделилисьсо мной.