Среда и функции предпринимательства

Реферат
Омск – 2007

СОДЕРЖАНИЕ
Сущность предпринимательства………………………………………….3
Типология и сферы предпринимательской деятельности ……………..6
Предприятия, их виды……………….…………………………………….7
Список использованной литературы……………………………………11

Сущность предпринимательства
Кредит (ростовщичество) и коммерция (купечество или торговыйкапитал) – первые формы капитала (бизнеса). На их основе возникла более сложнаяформа – предпринимательский (промышленный) капитал. Его специфика заключается втом, что он действует в промышленности, строительстве, транспорте, сельскомхозяйстве, т.е. является производительным. При предпринимательстве «деланиеденег» происходит с помощью развития производства во всех сферах экономики. Какни проста интеллектуальная задача – описание этой формы капитала, тем не менее,и она далека от решения в современной науке. Как показывают закономерностиинтеллектуального познания, затруднения вызывают не развитые формы этогоявления, а систематика основных его форм с помощью адекватного пониманияисходных форм – начала. Вся проблема упирается в ответ на вопрос: «кто такойпредприниматель?».
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) являетсяважнейшим институтом любо рыночной экономики, ибо она обеспечиваетэкономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванныхудовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребностиобщества, различных его слоев и  индивидов. Это – движущая сила поступательногоразвития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться вразличных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.
Под предпринимательской деятельностью надо понимать не любуюдеятельность, связную с производством и реализацией товаров и услуг, а лишьсвязанную с обязательным вовлечением в хозяйственный процесс инновационного,поискового элемента, который может заключаться в различных моментах – поиске иосвоении нового рынка, производстве новых товаров путем изменения профилясуществующего производства или основания нового предприятия; внедрение новых методоворганизации производства, контроля за качеством продукции, новой техники итехнологий; нахождение и использование новых источников материальных ифинансовых ресурсов.
Предпринимательство является сферой профессиональной деятельностиособой группы людей – предпринимателей. Предприниматель являетсясамостоятельным экономическим агентом, действующим на свой собственный страх ириск и под свою ответственность, в том числе и материальную. Он может не бытьсобственником всего функционирующего капитала, но должен обладать правами наего использование, скажем, «пучком» из четырех прав:
1)        права владения, то есть права исключительного физического контролянад благами;
2)        права использования, то есть права применения полезных свойств благдля себя;
3)        права управления, то есть права решать, кто и как будетобеспечивать использование благ;
4)        права на доход, то есть права обладать результатами отиспользования благ.
Чтоб получить возможность использовать указанные права, он долженоплатить полному собственнику отчуждение этих прав в его пользу (например, ввиде арендной платы). Кроме этого, потребуется еще и определенного размераоборотный капитал (например, затраты на сырье, материалы, рабочую силу и др.).приступая к предпринимательской деятельности (или к видоизменению прежнейдеятельности), предприниматель должен решить извечные проблемы рыночнойэкономики: что производить, как производить, для кого производить? Решение иего эффективность предрешается качеством следующих логически связанныхдействий.
Во-первых, должна быть выработана предпринимательская идея,основывающаяся на возможности возглавляемой предпринимателем фирмы ипотребностях рынка. Эта идея воплощается в конкретном образе какого-либотовара.
Поскольку предпринимательская идея возникает, как правило, наабстрактном уровне, зачастую интуитивно, необходимо, во-вторых, осуществить ееэкспертную оценку. Для последней крайне важно наличие разнообразной достовернойобъективной информации, получаемой, главным образом, в результате исследованиярыночной конъюнктуры (маркетинга) по крайней мере, по следующим позиция:
1)        Возможно ли реальное воплощение предпринимательской идеи в практикуего деятельности.
2)        Каково на рынке соотношение между спросом и предложением товара(услуги), в котором воплощена предпринимательская идея, или какова возможностьвозбуждения роста спроса, если этот товар обладает качественно новымипотребительскими свойствами.
3)        Каковы могут быть продажная цена предполагаемого к производствутовара, а также собственные затраты предпринимателя на его производство илииздержки производства.
Таким образом, схема предпринимательского решения, в самом общемвиде, может быть представлена следующим образом:
— предприниматель → выдвижение предпринимательской идеи →оценка возможности реализации выдвинутой идеи в практику предпринимательскойдеятельности → оценка предпринимательской идеи с точки зренияпрактической ситуации, складывающейся на потребительском рынке →проведение необходимых расчетов для определения возможного предпринимательскогоэффекта от реализации выдвинутой идеи → экспертная оценка полученнойинформации и результатов проведенных расчетов → принятиепредпринимательского решения.
Предпринимательство по своей природе является рисковойдеятельностью, поскольку то или иное действие предпринимателя содержит в себевозможность определенных потерь. Если предприниматель не рискует, то не сможетвоплотить свою идею в жизнь. Риск представляет собой вероятность убытков илисокращения доходов по сравнению с экспертной оценкой, на основе которой принималосьпредпринимательское решение.
Предприниматель, чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе,должен учитывать фактор риска, тщательно анализировать его причины, возможныепоследствия. Здесь, конечно, важны расчетливость, умение сопоставлять вероятныепотери и выгоды, что требует определенного объема знаний в областиобщеэкономической теории, конкретной экономики; методики примененияколичественных методов анализа. Нельзя сбрасывать со счета и предпринимательскуюинтуицию, основывающуюся на прошлом опыте и проницательности.
Поскольку риск является вероятностной категорией, то он можетизмеряться. В практике применяются статистический и экспертный метод измеренияриска.
Статистический метод состоит в том, что на основе статистическихданных об имевших место потерях в аналогичных видах предпринимательскойдеятельности определяется так называемая частота появления определенного уровняпотерь (частное от деления случаев данного уровня потерь на общее числорассмотренных случаев), а по ней прогнозируют вероятность какого-то уровняпотерь.
Экспертный метод заключается в том, что путем обработки мнениягруппы привлеченных экспертов из числа предпринимателей или специалистов овероятности определенных уровней потерь, определяется частота оценок тех илииных потерь, представляющая собой частное от деления числа экспертов,высказывающихся за ту или иную величину потерь, на общее число экспертов.
Расчеты предпринимательского риска еще не дают ответа на вопрос,как должен поступить предприниматель, поскольку они лишь дают представление овозможном риске при тех или иных вариантах его действий, крайними случаямикоторых могут быть получение минимальной прибыли при отсутствии риска имаксимальной – при очень высокой его величине.
Выбор варианта действий должен осуществлять сам предприниматель, тоесть он сам должен решить, на риск какой величин он готов пойти для достиженияприемлемой для него величины прибыли. Такой выбор связан с деловыми качествамипредпринимателя, основу которых формируют его личностные особенности,являющиеся результатом сочетания врожденных свойств, природныхпредрасположений, предшествующей подготовки и накопленного профессиональногоопыта.
В современных условиях деловые качества предпринимателя должнывключать в себя, по крайней мере:
— способность к творчеству при выявлении потребностей рынка,выработке предпринимательской идеи, других описанных выше логическипоследовательных предпринимательских действий;
— способность к принятию решений и ответственности за них, кконтролю за их выполнением.
— умение подобрать необходимых для достижения поставленной целиработников и партнеров, стимулировать их заинтересованность в максимальноэффективном сотрудничестве, улучшать собственные структуры и взаимодействие свнешними контрагентами.
Типология и сферы предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность должна осуществляться, в первуюочередь, путем выполнения непосредственных производственных функций. Онаохватывает, прежде всего, непосредственное материальное производство. Однако,как известно, общество нуждается и в других услугах, не являющихся материальнымпроизводством в указанном смысле: в области образования, здравоохранения,культуры.
Наряду с этим, предпринимательство связано с выполнениемпосреднических функций, суть которых состоит в непосредственной реализацииуказанных товаров и услуг, то есть в обеспечении непрерывного их движения от производителейк потребителю.
Поскольку деятельность по выполнению непосредственныхпроизводственных функций является определяющей в цепочке отношений«непосредственное производство – распределение – обмен — потребление», то вовзаимодействии производителя и потребителя более активная роль принадлежитпервому из них. Предпринимательская активность по отношению к потребителюпроявляется двумя основными способами.
Первый из них – традиционалистский. Он характерен тем, что наразличных этапах развития производства складывается ситуация, когдаопределенные, ставшие уже традиционными, потребности в каких-то товарах илиуслугах удовлетворяются не полностью. Тогда, используя имеющиеся у него ресурсыили привлекая новые, предприниматель стремится или расширить производство вцелом, или изменить структуру производимых товаров или услуг.
Второй способ – инновационный. Его суть в том, что тот или инойпредприниматель, осведомленный о возможностях новой техники, технологии,использования достижений науки в производстве, изучивший потенциальныепотребности населения или его части, начинает производство нового,нетрадиционного товара или же товара, с принципиально новыми характеристиками,свойствами и даже сферами применения.
Именно инновационная предпринимательская деятельность являетсяосновным двигателем научно-технического прогресса, придает воспроизводственномупроцессу интенсивный характер, способствует удовлетворению возвышающихся личныхи общественных потребностей.
В производственной предпринимательской деятельности можно выделитьдве сферы указанной деятельности – основную и вспомогательную.
К основной относится такая, в результате которой производится продукт,годный к конечному личному или производственному потреблению.
К вспомогательной деятельности относится производство комплектующихдеталей, изделий, необходимых для создания конечной продукции; разработкаинноваций, способствующих повышению производительности труда и качествапродукции, принимающая овеществленную форму (научно-технические,конструкторские разработки); а также деятельность, результат которойнепосредственно не может быть овеществлен (маркетинговая, консалтинговая идругие).
Посредническая предпринимательская деятельность осуществляется втаких формах, как:
1)        агентирование (агент, как посредник, может представлять интересы,как собственника товара, так и его потребителя);
2)        комиссионные операции;
3)        оптовая торговля через купцов или на товарных биржах.
Следует указать на такую специфическую сферу предпринимательскойдеятельности, как кредитно-финансовая, центральное место, в которой занимаютбанки.
К банкам примыкают некоторые другие виды кредитно-финансовыхучреждений (страховые, инвестиционные, финансовые компании, сберегательныекассы, пенсионные фонды и др.), в совокупности образующие кредитную систему.
Предприятия, их виды
Предприятием, с правовой точки зрения, считается самостоятельныйхозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий и реализующийпродукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги на основе использованияпринадлежащего ему или определенным образом закрепленного за ним имущества.Правовая форма, в отличие от экономической, представляет собой комплексправовых норм, определяющих отношения участников предприятия со всем окружающиммиром, а в ряде случаев – между собой.
В странах с развитой рыночной экономикой сложились многообразныеорганизационно-правовые формы предприятий, закрепленные национальным законодательством,определяющим порядок их создания и ликвидации, ответственность по свои обязательствам, порядок разрешения хозяйственных споров.
Российским законодательство предусмотрены такиеорганизационно-правовые формы предприятий:
1)        государственное предприятие;
2)        частное индивидуальное предприятие;
3)        товарищество, в том числе с полной ответственностью (полноетоварищество), со смешной ответственностью (смешанное товарищество) и сограниченной ответственностью (ограниченное товарищество);
4)        акционерное общество, в том числе открытого типа и закрытого типа.
Различные организационно-правовые формы предприятий(предпринимательской деятельности) имеют свои особенности.
Частное индивидуальное предприятие – это предприятие, учредителемкоторого является его собственник. Оно должно быть зарегистрировано оговореннымзаконом способом в соответствующем государственном органе. Особенность такогопредприятия в том, что его собственник несет имущественную ответственность повсем обязательствам, вытекающим из деятельности предприятия, всем своиимуществом, а не только вошедшим в функционирующий капитал предприятия.
Российское своеобразие состоит в том, что индивидуальным (частным)предпринимательством можно заниматься и без образования предприятия. В этомслучае после уплаты государственной пошлины местные органы власти выдают патентна право заниматься той или иной предпринимательской деятельностью с взиманиемналога с доходов (по ставкам налогов на физических лиц). Ответственность пообязательствам, вытекающим из деятельности индивидуального предпринимателя,распространяется не на все его имущество, а только на применяемое впредпринимательской деятельности.
Товарищество с полной ответственностью, или полное товариществодействует по принципу полной и солидарной имущественной ответственности; ономожет быть объединением физических или юридических лиц.
Полная ответственность состоит в том, что все члены товариществаотвечают по его обязательствам всем свои движимым и недвижимым имуществом, втом числе и личным, независимо от того, использовалось оно или нет для целейтоварищества. Правда, законом устанавливается жизненно необходимая частьличного имущества (некоторые личные вещи), которая не может использоваться длявозмещения ущерба.
Солидарная ответственность состоит в том, что каждый из членовтоварищества отвечает за результаты хозяйственной деятельности независимо оттого, принимал ли он лично участие в сделке или других действиях, повлекшихнаступление ответственности (даже если он вступил в товарищество уже послесовершения этой сделки или действий).
Товарищество с ограниченной ответственностью (ограниченноетоварищество) образуется физически или юридическими лицами на основеобъединения заранее определенных их паев (вкладов) в общую долевуюсобственность. Для ведения предпринимательской деятельности предприятие этогообщества должно быть зарегистрировано в качестве самостоятельного субъектаправа.
Акционерное общество в гражданском праве рассматривается как видтоварищества, отличительными особенностями которого являются: признание егоюридически лицо; разделение уставного капитала на определенное число равныхдолей – акций; имущественная ответственность всего общества исключительно впределах принадлежащего ему капитала, а членов общества (акционеров) – лишь впределах номинальной стоимости приобретенных ими акций.
Основным экономически звеном рыночной экономики является фирма –организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующаяресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли.
По размерам капитала и производства предприятия подразделяются накрупные, средние, мелкие (малые). По целям  хозяйственной деятельности врыночной экономике выделяют коммерческие, хозрасчетные и некоммерческиепредприятия.
Каждое предприятие имеет разновидности. Индивидуальные предприятиячасто бывают семейными. В США из 16 млн. предприятий 10 млн. имеют доходы менее50 тыс. долларов в год, то есть являются частными, индивидуальными (в них частозанят один работник).
Численность предприятий динамична. В США ежегодно возникает 2 млн.предприятий. Каждая четвертая фирма терпит банкротство на первом году, 90% изних не могут продержаться более четырех лет. В среднем предприятие существует 7лет.
Акционерные предприятия – фирмы как объединения предприятийвыступают в виде картелей, синдикатов, трестов, конгломератов, холдингов,концернов, финансово-промышленных групп.
Картель – это объединение предприятий (обычно одной и той жеотрасли), которые заключают соглашение о ценах, рынках сбыта, объеме производстваи сбыта, обмене патентами при сохранении фирмами полной самостоятельности.
Синдикат – объединение однородных промышленных предприятий,созданное в целях сбыта продукции через общую контору (в виде акционерногообщества и др.).
Трест – это объединение, в котором входящие в него предприятиятеряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, управлениеосуществляется из единого центра, а прибыль распределяется в соответствии сдолевым участием в формировании капитала.
Конгломерат – одна из форм союза фирм, взаимосвязанных в процессепроизводства, с высоким уровнем децентрализации управления.
Холдинг – это компания, которая имеет пакет акций других фирм, нерасполагая собственными производственными предприятиями.
Концерн – наиболее развитая форма объединения предприятий, котораябазируется на системе участия, финансовых связей, личных уний. Входящие вконцерн предприятия формально остаются самостоятельными, но фактическиподчиняются единому центру.
Финансово-промышленная группа – это крупное объединениекредитно-финансовых учреждений, промышленных, торговых и других предприятий,исследовательских институтов на основе системы участия в акционерном капитале идолгосрочных соглашений о поставке товаров и услуг. Несколькофинансово-промышленных групп могут создавать финансово-промышленные комплексы.
С переходом к экономике рыночного типа усиливается роль малогобизнеса. В странах с развитой рыночной экономикой малые предприятияпреобладают. Они оперативно приспосабливаются к рыночным условиям, быстрообновляют ассортимент продукции, используют новшества, обеспечивают рабочиеместа для значительной части населения и способствуют наиболее полномуудовлетворению потребностей населения. Малые предприятия укрепляют рыночнуюсреду, привлекают средства населения в хозяйственный оборот, снижают социальнуюнапряженность в обществе. Страны с переходной экономикой разрабатывают иосуществляют специальные программы поддержки и развития малого бизнеса.
В то же время нельзя умалять роль и значении крупных предприятий.
 Во-первых, они явно выигрывают от экономии на масштабепроизводства.
Во-вторых, крупное предприятие имеет больше шансов получитьбанковский кредит для модернизации или расширения своей производственной базы.
В-третьих, крупное предприятие может диверсифицировать своепроизводство, то есть одновременно развивать многие, не связанные друг с другомвиды производства, расширять ассортимент производимых изделий. Это позволяетему легче приспосабливаться к изменяющейся рыночной конъюнктуре.
В-четвертых, крупные предприятия расширяют возможности и масштабыгосударственного регулирования экономики.

Список литературы
1)        Экономика: Учебное пособие / М. И. Плотницкий, М. Г. Муталимов, Г.А. Шмарловская и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. –431 с. – (Серия «Социально-гуманитарное образование»)
2)        Экономика: Учебник для юристов / Под ред. доктора экономическихнаук, профессора Д. В. Валового. – М.: Издательство «Щит -М», 2002. – 368 с.
3)        Аширов Ф.Х., Алексеенко В.Б., Иванова Т.Б. Основы экономическойтеории и практики: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – 407 с.
4)        Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теорияэкономики): Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К°», 2003. – 594 с.