Средневековый город Тараз

Евразийский национальный университет
им. Л.Н. Гумилёва

РЕФЕРАТ

на тему

«Средневековый город Тараз»

выполнил:Журкевич О.С. (ЖР-12)
проверила:Какенова Г.М.

АСТАНА 2002

На том месте, где сейчас раскинулись кварталы современногоТараза важного промышленного и культурного центра республики, находятся остаткиодного из крупнейших средневековых городов Казахстана. Он был основан во 2-3вв. до н. э. Поэтому Тараз по праву считается одним из самых древнейших городовКазахстана. Здесь встречаются стоянки первобытного человека периода палеолита инеолита, памятники эпохи бронзы (многочисленные курганы так называемогоандроновского типа, наскальные изображения), десятки развалин средневековыхгородов, укреплений, а также архитектурных сооружений.
      Начиная с 6 века нашей эры, появляютсяпервые письменные сведения о городах, возникших на древнем караванном шелковомпути, соединявшем две великие державы того времени — Рим и Китай. Караваны шлииз Шаша (Ташкент) на Тараз, Кулан, Мирки, Ашпару и Суяб и дальше — в оазисыКитайского Туркестана. Сохранились следы этих городов — крепостные валы,обнесенные глубокими рвами, развалины башен. Первое упоминание непосредственноо Таразе находится в Византийских источниках, и относятся к концу 6 в. Именно вэто время Византия пытается заключить договор с западными тюрками, с этой цельюимператор Юстин II отправляет посольство во главе с Земархом в ставку тюркскогокагана Дизабула. А находящийся в составе посольства историк Менандра Протектори описал, между прочим, о г. Таласе. Из его рассказов видно, что город ещё в товремя имел торговое и политическое значение и был одной из резиденцийзападно-тюркских каганов.
Более подробные сведения о древнемТалазе дал китайский путешественник Сюань-Цзянь, побывавший здесь спустя 60 летпосле Земарха, т. е. в 30-х годах 7 в. Он писал: «Талас имеет окружность от 8до 9 ли. Здесь останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы,приезжающие из многих стран» и что город этот своими размерами и чертамипланировки напоминает ему современные города Средней Азии.
 Спустя ещё три с лишним столетия ибн Хаукаль всвоих записях указал, что Тараз — место торговли мусульман с тюрками. Аарабский историк 10 в. Макдиси писал: «Тараз – большой укреплённый город, смножеством садов густо зелёных, у него ров, четверо ворот и населённый рабад. Уворот города течёт большая река, часть города находится по ту сторону реки.Через реку проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров».
Соединив воедино археологические материалы с данными древнихписьменных источников, становится ясно, что обширная территория древнегоСемиречья, включая долины рек Чу и Таласа, ещё в 6-8 вв. была заселена оседлыми полуосёдлыми земледельческими племенами, хозяйство которых базировалось какна продуктах земледелия, так и на пастбищном скотоводстве. А в 7 в. г. Таласстал важнейшим пунктом на Великом Шелковом Пути.
В то время центром Тараза, а так же его самой древней частьюявляется цитадель – наиболее укреплённая часть города, резиденция владетельнойособы, здесь же хранились товары, казна, оружие. К цитадели примыкалаокружённая стеной территория города, называемая – шахристаном. Здесьрасполагались жилища знати, богатых купцов, ремесленников, к тому же здесь былии торговые лавки. К стенам шахристана со всех сторон прилегалиторгово-ремесленные предместья – рабады. В них помещались ремесленныемастерские, жилища мастеров, хижины бедного городского люда. Так же в самомгороде размещались караван-сараи, лавки купцов. Видно, что разделение на «богатыхи бедных» было очевидным и весьма жестким. Никто из бедной прослойки тогдашнегообщества не мог жить в цитадели и наоборот, ни один уважающий себя богатыйкупец не остановился бы и не торговал где-нибудь иначе как в шахристане.
Тараз был центром большого социально-экономическогокомплекса, в который входили десятки крупных и мелких городков, селений,отдельных усадеб и замков. Тараз был центром важного и высокоразвитого вкультурно-экономическом отношении района. Об этом может свидетельствовать и тотфакт, что здесь же начиная с 8 века чеканилась местная монета.
Поэтому границы города усиленно охранялись от внезапногонападения врагов. По крайней мере, когда в конце 9 в. основатель могущественнойсреднеазиатской династии Саманидов Исмаил ибн Ахмед пошёл войной на Тараз, топеренёс много трудностей в процессе его захвата. Эмир Тараза лишь после долгогои упорного сопротивления, когда защита была уже невозможна, вынужден былсдаться и с многочисленными дехканами принял ислам. Свою положительную роль вразвитии города сыграли присоединение к Средней Азии и усилениеторгово-экономических связей с крупнейшими центрами – Бухарой и Самаркандом.
 Для этого временихарактерно широкое распространение поливной керамики. Значительноераспространение получил орнамент растительной тематики, принимающий всё более иболее геометрические формы. Существенное место в украшении занялистилизированные надписи, представляющие собой изречения религиозного типа. Кэтому же периоду относится одна из самых интересных находок – керамическийсветильник, сделанный в форме юрты. Подобная находка в городе, центре ремесла,торговли и земледелия позволяет археологам сделать крайне интересный вывод опроживание в Таразе населения, для которого кочевой быт составляет ещё недавнююоснову жизни, став лишь воспоминанием и отразившееся в прикладном искусстве.
Долгое время учёные не могли определить точное расположениегорода. Его отождествляли с разными поселениями. Одной из причин этого стало несовсем точное описание города в древних источниках. Но В.В. Бартольд болеевсего был склонен помещать средневековый Тараз на месте более позднегопоселения г. Аули-Ата (конец 18 в.). Поразительная интуиция крупнейшеговостоковеда, основанная на произведениях Макдиси, впоследствии была полностьюподтверждена исследованиями археологов М.Е. Массона, А.Н. Бернштама и Г.И.Пацевича.
Наибольшего расцвета достиг Тараз в 10-12 веках, во времяправления в Средней Азии династии караханидов. В это время он становитсястолицей одного из удельных владений. Политическая самостоятельность Тараза иавтономного округа проявлялись прежде всего в местной чеканки монеты от лицагородских владетелей. В нач. 11 в. таразскому правителю Туган-хану подчинилисьвладетели Самарканда и Кашгара. Естественно, что данная политическая сила быласледствием экономического могущества города, о чем свидетельствует археологическиенаходки.
В восточной части Тараза археологи отрыли участокводопровода длиной около 15м, Глиняные трубы размером 0,7м и диаметром 0,25мсоединялись глиняными муфтами. Лежали они на своеобразных глиняной «подушке».Водопровод был «подключён» к реке Талас, под напором её стремительного течениявода подавалась во все концы города. Данное сооружение конечно требовалоопределённых знаний и сравнительно высокий уровень инженерной мысли.
Подъём городской культуры в этот период связан с усилениемфеодальных отношений в Казахстане и с развитием торговли. Феодальная знать издинастии караханидов, сделав себе ислам главной идеологической опорой,упрочивает своё господство на юге Казахстана и в Семиречье, при этом насаждаяобычные формы феодальной эксплуатации, основанной на вассальной системе. Обликгородов Южного Казахстана в этот период принимает уже черты, типичные дляфеодальной эпохи, — города с цитаделью, со сторожевыми башнями, мощнымифортификационными сооружениями. Большое развитие получают архитектура идекоративное искусство. В этот период происходит не только количественный ростгородских поселений и общественных зданий, но и качественный скачок,установление определённых форм в архитектуре и декоративном искусстве,выработанных сообразно с идеологическими потребностями верхушки феодалов.
В это же время в Южном Казахстане впервые создаётся рядобщественных и культовых зданий, минареты, кумбезы, сардобы, караван-сараи итурткули, которые отличались своим великолепным архитектурным нарядом идекоративном убранством. К сожалению, из такого рода памятников до нас дошлинемногие.
Главное направление в архитектуре того времени – этопоявление новых черт строительной техники, идея конструктивного и декоративногоперерождения общественных и культовых зданий. Период характерен освоением новыхвидов строительного материала – ганча, алебастра, терракотовых и изразцовыхплит. Наряду с древней пасхой и сырцовым кирпичом широкое распространениеполучает жжёный кирпич и строительный камень для фундаментов зданий. При кладкестен большее применение получают деревянные связки из тальника, карагача, жидеи пр.
В строительной технике большим искусством становятсяфигурные кладки кирпича в виде квадратов, треугольников, ромбов, ёлок. Этимприёмом украшались фасады и декоративная часть здания. В это времядекоративность вообще довлеет над остальным.
Из приведённого видно, что в период 10-12 вв. в Средней Азиии Южном Казахстане уже завершены основные строительные приёмы, ставшиепринципом строительного искусства и для последующих веков. 
Одним из видов архитектурных памятниковтого времени являются мавзолеи. В черте города сохранились два мавзолея,напоминающие о древнем Таразе.
Один из них – мавзолей Карахана — построен в 11 веке над могилой одного из правителей династии караханидов.Представляет собой портально-купольное сооружение. Внутри мавзолея стенысложены из кирпича караханидского времени. Его полуразрушенный стан дошёл ещёдо второй половины 19 в. и в Казахстане успели запечатлеть его на бумаге.Мавзолей находился в самом центре Тараза, где ныне стоит его новый, совершеннозаново отстроенный вариант, ничего общего не имеющий с прежним.
Второй небольшой мавзолей 13 века — Ша-Мансур — сооружен над могилой одного из наместников монгольских ханов,убитого в 1262 году. Об этом можно судить по надписи, сохранившейся на каменнойплите внутри мавзолея.
Особый интерес дляученых-исследователей и туристов представляют два памятника, расположенные нанебольшом расстоянии от Тараза.
Первый из них — мавзолей Айша-Биби относится к 12 веку. Оннаходится в 20 км от города, около деревни Головачевской. Это единственный вКазахстане уникальный памятник, целиком облицованный резной терракотой с богатейшейорнаментировкой в виде плиток с 60-ю разновидностями узоров, карнизов, изразцови стильных надписей. Капители и колонны из терракотовых блоков покрыты, как ився стена, тончайшими рисунками, представляющими богатейшее собрание мотивовнародного орнамента. На одном из угловых башен мавзолея даже сохранились строкидревнего двустишия: «Осень… тучи… Земля прекрасна». Мавзолей давноначал разрушаться, уже не видно западной стены, значительно разрушены остальные.
Второй – это мавзолей Бабаджи-Хатун — построен в XI веке,находящийся рядом с гробницей Айша-Биби. Он сохранился хорошо, на стенах до сихпор ясно видны символические изображения луны и солнца в виде эмблемы неба(Тенгри).
К тому же времени относится ещё одинраскопанный объект – баня. Как известно восточные люди очень любят бани.Поражает пышная отделка, хотя до нас дошли лишь жалкие остатки фундаментов,стен, полок для сиденья, ванн, ниш и т.д. Стены в комнате с полками для сиденьябыли украшены богатой фресковой росписью. Орнамент росписи – геометрический.Баня состояла из пяти комнат, была построена в виде многокупольного здания.Стены были сложены из жжёного кирпича здания и хорошо отштукатурены. Анайденная возле одной из ванн стопка монет (диргемов) позволили археологамточно датировать существование бани — 11 в.
В 12 в. и начале 13в. Семиречье стало ареной кровавыхвоенных столкновений, многие города в это время были разграблены и разрушены.После разгрома Тараз уже не мог оправиться, хотя жизнь в нём возродилась.Позднее город в источниках описывающих события 14 в. известен под имениемТалас, Яны, Яны-Талас, но чаще не как город, а местность. Янги – это название относится к четырём городам: Йанги,Йанги-Балык, Кенджек, Тараз. Однако учёные до сих пор не могут с уверенностьюсказать относились ли эти названия к древнему Таразу, или имелся в видукакой-то новый город, отстроенный неподалёку. На городище самого Таразаотмечалось лишь отдельные участки где продолжало ютиться население в 15-18 вв.При Улугбеке в этой местности были расквартированы тимуридские войска, и снаселения собиралась тагар – подать на содержание войска. Археологи отмечаютследы земледельческой жизни в Таразе. В Жетысу, судя по сообщения послов,путешественников, положение в первые годы послемонгольского нашествия былоотносительно благополучным. Города Янги-Балык, Янги-Талас остаютсяторгово-ремесленными и культурными центрами. Однако уже в середине 13 в. здесьначинаются упадок земледельческой и городской жизни. И многие города, в томчисле и Тараз, стали гибнуть. Причины тому были различны и помешать не могли нидревние традиции оседлости, ни попытки сохранить городскую культуру,предпринимавшиеся центральной властью, ни проходившие через Жетысу торговые идипломатические пути. Большую роль сыграло то, что территория Жетысу оказаласьполитически разорванной на три части. Кроме того, сюда переселились большиемассы кочевого населения, которое при покровительстве верховной властиварварски относились к горожанам и осёдлому сельскому населению. В интересахкочевой знати под пастбища отдавались земли, использовавшиеся под посевы,огороды, сады. Такое отношение к осёдло-земледельческим традициям вообще былохарактерно для монголов. Таким образом упадок осёдлой культуры начинается сразуже вслед за монгольскими завоеваниями и если крупные города, будучи центрамитранзитной торговли и ремесленного производства, в середине 13 в. ещё внешневыглядели благополучно, то питавшая их земледельческая округа интенсивноразрушается, что и приводит вскоре к гибели городов. А после великихгеографических открытий в 14 веке древний караванный путь утратил свое былоезначение и привел торговые города, стоявшие на этом пути (в том числе и Тараз),к окончательному упадку.
Итак, в 1220 г. Тараз был завоеван войсками Чингиз-хана и дооснования разрушен, а на его месте в конце 18 в. была построена крепость,вблизи которой стал развиваться город Аулие-Ата (святой старец). Первыми поселенцамиего были узбеки — выходцы из Намангана. Население города занималось ремеслом иторговлей. В 1864 году Аулие-Ата вошел в состав России и был занят русскимивойсками. Через него проходил тракт из Ташкента на Верный и Пишпек. Город сталзаселяться русскими чиновниками и военными. В русской части города было околодвух десятков небольших промышленных предприятий по первичной обработкесельскохозяйственного сырья, главным образом шерстомоечное и кожевенноепроизводство. В городе было свыше 20 мечетей и 3 церкви. В 1936 г. он был переименованв Мирзоян, а в 1938 г. город был переименован в Джамбул по имени казахскогопоэта Джамбула Джабаева.
8 января 1997 года Указом ПрезидентаКазахстана Н.А. Назарбаева городу возвращено его исконное название — Тараз.Сегодня Тараз — крупный город, центр химической, пищевой, сахарнойпромышленности республики.
    Подводя итог, можносказать, что средневековый Тараз имел большое значение в развитии всех сфердеятельности человека не только на территории Казахстана, но и Средней Азии.Ведь этот город был одним из крупнейших на Великом Шёлковом Пути – главноймагистрали древности. Таким образом все «точки» этого торгового пути в равнойстепени влияли друг на друга, передавали новые достижения в ремесле, искусстве,архитектуре и пр. Таким же способом распространялась и религия. К тому же Таразоказал влияние на развитие социально-политической организации человека. И неизвестно каких «вершин» достиг бы Тараз, если бы его «жизнь» не была прервана в13 веке.

Список использованнойлитературы:

1. Байпаков К.М. «По следам древнихгородов Казахстана»
2. Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. «Древниегорода Казахстана»
3. Маргулан А.Х. «Из истории городов истроительного искусства древнего Казахстана»
4. История Казахстана, 2 том
5. История Казахстана с древних времён доконца 18 в.
6. Сайты INTERNET.