«Средняя школа №6 ооа г. Костаная» Терентьева Е. П.,учитель нач классов Пути преодоления перегрузок учащихся

«Средняя школа №6 ООА г. Костаная»Терентьева Е.П.,учитель нач. классовПути преодоления перегрузок учащихся.Укрепление психического здоровья, обеспечение полноценного образования, гармонического формирования и развития подрастающего поколения являются важнейшими социальным задачами любого цивилизованного общества. Психическое здоровье закладывается в детстве. Известный психиатр В.М. Бехтереев писал: «Правильное развитие и здоровье личности является основой государственного благосостояния». Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальна для всех времен и народов, в 21 веке она становится первостепенной. Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает переселить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать …. Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. В последнее время становится понятной некоторая ограниченность традиционной классно-урочной системы в организации учебного процесса, в связи с чем актуальна задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий.Технология – это, прежде всего системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Среди известных технологий отсутствует термин «здоровьесберегающие технологии». ^ Здоровьесберегающая технология не может выражаться какой-либо конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяют в себя все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.Цель такой технологии – обеспечить школьнику возможность сохранения за период обучения в школе возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, их родителями, с медицинским работником, с коллегами, должен планировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников педагогического процесса. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности, физкультурно-оздоровительной, экологической и др. Мы постарались объединить два направления: медико-гигиеническое и физкультурно-оздоровительное.Основные задачи, решаемые нами в работе с учащимися: 1. Уточнить представление о элементарных правилах здоровьесбержения. 2. Добиться сознательного выполнения этих правил. 3. Сформировать необходимые знания, умения, навыки и рациональныеприемы деятельности по здоровьесбережению.Принципы здоровьесберегающей педагогики, которыми мы руководствуемся при организации учебно-воспитательного процесса: общеметодические, сознательности и активности, наглядности, систематичности, последовательности и непрерывности, повторения, доступности и индивидуализации, комплексного междисциплинарного подхода к обучениюшкольников, связь с практикой. Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимают способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. В здоровьесберегающих технологиях применяют две группы методов: специфические (характерные только для процесса оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения воспитания). В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельныйшаг в реализации метода. Приемы можно классифицировать следующимобразом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения),компенсаторно-нетрализующая (физминутки, оздоровительная, коррелирующая, дыхательная, гимнастика, лечебная физкультура; массаж и самомассаж; тренинг, позволяющий частично нейтрализовать стрессовые ситуации), стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапия и др.); информационно-обучающие. Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня школы, класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформирована здоровьеобразовательное пространство, реализующие идеи здоровьесберегающей педагогики. Наши приоритеты в работе по здоровьесберегающим технологиям: Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, аформа развития психофизических возможностей детей. 3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися. Для достижения цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяют следующие группы средств: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет нам решать задачи педагогики оздоровления. Средством двигательной направленности мы относим: движение, физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки покоя, гимнастика, лечебная физкультура, подвижные игры, специально организованная двигательная активность ребенка, массаж и самомассаж, психогимнастика, тренинги. Подобраны и активно используются в ходе учения учебного процесса упражнения, игры для профилактики близорукости и предупреждения зрительного утомления, комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения, физминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук, напряжения с мышц туловища, упражнения для нормализации осанки, речевки для дыхания. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем примере. Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела. Напряженье улетело … И расслаблено все тело, И расслаблено все тело … Будто мы лежим на травке … На зеленой мягкой травке … Греет солнышко сейчас … Руки теплые у нас … Дышится легко … ровно …, глубоко … Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляются … Нам понятно, что такое Состояние покоя, (приложение физминуток) Здоровьесберегающие минутки – это обязательный компонент школьного урока. Ребята после физминуток становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Для того, чтобы помочь ребенку сохранить его физическое и психическое здоровье, не нужно организовать ничего совершенно невероятного. Преимущество проведения двигательных минуток на уроке: 1. Игровые двигательные минутки проводятся по единому расписаниюв масштабах всей школы. 2. В них могут принимать участие все учащиеся класса, внезависимости от какого бы ни было заболевания. 3. Благодаря игровым двигательным разминкам учащиеся получаютвозможность расслабиться психически и физически после длительногосидения и интенсивной учебной деятельности. Постоянно в проведении игровых двигательных переменвырабатывает у учащихся потребность и привычку двигаться, способствует формированию культуры движения. Двигательные минутки изменяют отношение учащихся к урокам физической культуры в школе, к учителям-предметникам. Совместная двигательная игровая деятельность сближает учащихся, раскрепощает их, помогает преодолеть комплекс в их непосредственной учебной деятельности и физическом состоянии, почувствовать радость пребывания в школе, классе. Игровые двигательные перемены способствуют повышениюработоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость. Учебное время уроков после двигательных перемен не будет потеряно зря. Упражнения для развития двигательной активности могут стать основой уроков для детей в группах ЛФК, для проведения спортивных состязаний и праздников. 10.Для проведения двигательных минуток не нужны спортивные снаряды и спортивное оборудование. Для этого необходим лишь тот материал, который находится вокруг, нас в несметном количестве и который выбрасывается в каждом доме. Кроме этого используются предметы, которые находятся ежедневно в портфеле: ластик, учебник, карандаш. Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение цели здоровьесберегающих образовательных технологий в обучении. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых в процессе обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. Мы стараемся все уроки физкультуры проводить только на свежем воздухе. В классе стало традицией проведение Дней здоровья, когда дети вместе с родителями собираются на стадионе, ледяной горке или на берегу Тобола. Соревнования, конкурсы или просто прогулка способствуют снятию напряжения, полученного в течение недели, создают хороший эмоциональный настрой на предстоящую неделю. Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фито-и витаминотерапию. В нашем классе создан фитомодуль, дети знают о значении растений и с любовью ухаживают за ними. В качестве профилактики эпидемии простудных заболеваний совместно с родителями организуется дома фитобар. К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения, содействующих укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, мы относим: выполнение санитарно-гигиенических требований, личная общественная гигиена, проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна, обучения детей элементарным приемам ЗОЖ, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи. С этой целью в кабинете есть «Уголок здоровья», проводятся занятия по валеологии, профилактике СПИДа, родительский лекторий. Учащиеся ищут информацию в СМИ по профилям: Великие люди о здоровье. Пословицы и поговорки о здоровье и здоровом образе жизни. Сказки и стихи о здоровье, сочиненные самими детьми. Загадки о лекарственных растениях и их значении для человека.Помимо развития физической активности детей, игровые двигательные перемены должны способствовать сохранению психического здоровья детей. Существует два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье человека. Первый признак – это позитивное (хорошее) настроение, в котором находится человек. Основу этого настроения могут составлять, по меньшей мере, следующие не зависимые друг от друга состояния: а) полное спокойствие (например, когда человек ничем особенно незанимается, а как бы отдыхает и «телом и душой»); б) уверенность в своих силах (это характерно для человека, перед которымстоят ясная и конкретная рабочая цель); в) вдохновение (данное состояние, как правило, человек испытывает втворческой работе). Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен (без серьезных последствий для здоровья) выходить из различных состояний, связанных с переживаниями тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний. Для того чтобы быть психически здоровым человеком надо научиться поддерживать психическое благополучие своего организма. В противном случае происходит истощение психических возможностей человека и у него могут возникнуть различного рода нервно-психических расстройств (неврозы). Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – неврастения. Она встречается у каждого шестого учащегося. Так, основными признаками неврастении (невротическими реакциями) мимония: повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна, слезливость, неустойчивое настроение, ухудшение аппетита, расстройство функций вегетативной нервной системы (этотраздел нервной системы обслуживают мышцы внутреннихорганов и желез внутренней секреции). Многие дети вследствие неврастении страдают болезнями сердца, желудка, кишечника, а также эндокринными расстройствами. Отдельные признаки неврастении встречаются практически у всех детей. И очень часто они связаны со школьной учебой, в процессе которой многие испытывают тревогу, страх, неудачи и другие негативные состояния. Человек благодаря психике не только отражает окружающий мир, ориентируется в нем, но и переживает все то, что в этом мире происходит, а также – собственные действия. Другими словами, он определенным образом (положительно или отрицательно) относится ко всему, что его окружает, и к тому, что сам совершает. Забота о здоровье ребенка это не только забота о его физическом здоровье, немаловажным является сохранение и развитие его эмоционально-чувственного восприятия мира. Основу душевного переживания человека составляют эмоции, которые в значительной степени и определяют его самочувствие. Таким образом, состояние психического благополучия и наоборот, психического расстройства любого из нас в значительной степени зависит от тех эмоций, которые человек испытывает в тот или иной момент жизни. В широком смысле слова под эмоциями понимают все переживания, связанные с отражением окружающей действительности. Каждому человеку свойствен определенный набор эмоциональных переживаний, однако основные эмоции человек получил «по наследству» от своего животного предка. С возрастом должна повышаться устойчивость и сила эмоций, а характер должен постоянно усложняться. Дети одинаково хорошо должны воспринимать все четыре основные эмоции (радость, горе, гнев и страх). «Чтобы уметь радоваться, сначала нужно научиться страдать», – писал И.С.Тургенев. Чтобы к 10-12-летнему возрасту у ребенка не возникли нервно-психические расстройства, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и другие соматические недуги, мы должны научить его управлять своими эмоциями, бороться со стрессами. Одним из методов здоровьесберегающей педагогики считаем ведение специального дневника здоровья «Я росту», в котором ученик записывает результаты самонаблюдений за своим здоровьем. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребности и ценности человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым интеллектуально, духовно и физически.