План
1. Введение 3
2. Светофор 3
3. Сигналы светофора 3
4. Виды светофоров 6
5. Регулировщики 8
6. Радиолокационный измеритель скорости 9
7. Список используемой литературы 13
Введение
Промышленное производство, строительная индустрия,сельское хозяйство торговля, в настоящее время не могут фунциклировать иразвиваться без автомобильного транспорта. При современном росте автомобильныхпотоков, возникает вопрос об автоматизации регулирования дорожного движения. Внастоящее время для регулирования транспортных потоков широко используютсясветофоры. На данный момент это основное средство регулирования дорожногодвижения. Светофоры являются достаточно надежным средством обеспечения безопасности на дороге если беспрекословнособлюдать его сигналы. Но Россия есть Россия и как это не странно звучит, нет вРоссии такого водителя который никогда не нарушал правил дорожного движения, инередки случаи дорожно-транспортных происшествий по вине водителей нарушившихправила проезда регулируемого перекрестка.
Светофор
В настоящее время светофор является самымраспространенным прибором для регулирования дорожного движения. Онииспользуются на перекрестках, примыканиях дорог, пешеходных переходах,железнодорожных переездах и во многих других случаях. Светофор сегодня этополностью автоматический, запрограммированный световой прибор. А егопредшественники светофоры использовавшиеся много десятилетий назадпереключались в ручную, регулировщиком стоявшем непосредственно вблизи местагде установлен светофор и по ситуации решал, какой сигнал включать в данныймомент. В настоящее время все изменилось, теперь не требуется у каждогосветофора ставить регулировщика, но у медали, как известно две стороны,регулировщик решал какой сигнал включить исходя из ситуации, а современныесветофоры переключают сигналы автоматически через равный промежуток времени, независимо от ситуации сложившейся на перекрестке.
Поскольку именно они наиболее часто встречаются надорогах города, необходимо знать какие виды светофоров существуют, для чего онипредназначены и что обозначают те или иные сигналы.
Сигналы светофора
В светофорах применяются световые сигналызеленого, желтого, красного и бело-воздушного цвета.
В зависимости от назначения сигналы светофора могутбыть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда иХ-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну илидве дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которыерасполагаются на уровне зеленого круглого сигнала.
Круглые сигналы светофора имеют следующиезначения:
Зеленый сигнал разрешает движение;
Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает ивскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о временив секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применятьсяцифровые табло);
Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил,и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
Желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекресткаили пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.
Сочетание красного ижелтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящемвключении зеленого сигнала.
Сигналы светофора, выполненные в виде стрелоккрасного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглыесигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только нанаправление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающаяповорот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующимдорожным знаком.
____________________________
Вместо красных и желтых стрелок в том жезначении могут использоваться круглые красные и желтые сигналы с нанесенными наних черными контурными стрелками.
Такое же значение имеет зеленая стрелка вдополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означаетзапрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
Если на основной зеленый сигнал светофорананесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей оналичии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенныенаправления движения, чем сигнал дополнительной секции.
Если сигнал светофора выполнен в виде силуэтапешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов(велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещаетдвижение пешеходов (велосипедистов).
Для регулирования движения велосипедистов можетиспользоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера,дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм сизображением велосипеда черного цвета.
Для информирования слепых пешеходов овозможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут бытьдополнены звуковым сигналом.
Для регулирования движения транспортныхсредств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения покоторым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофорыс красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленнойвниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе,над которой они расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора могут бытьдополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направоили налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала инеобходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.
При выключенных сигналах реверсивного светофора,который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9,въезд на эту полосу запрещен.
Для регулирования движения трамваев, а такжедругих маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для нихполосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмякруглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы«Т». Движение разрешается только при включении одновременно нижнегосигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движениеналево, средний — прямо, правый направо. Если включены только три верхнихсигнала, то движение запрещено.
Круглый бело-лунный мигающий сигнал,расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортныхсредств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналахдвижение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося кпереезду поезда (локомотива, дрезины).
Виды светофоров
С дополнительнойсекцией
С вертикальным расположением сигналов
С горизонтальным расположением сигналов
Для регулированиядвижения в определенных направлениях
Для регулированиядвижения трамваев и других маршрутных транспортных средств
Для регулированиядвижения на территориях предприятий и организаций и в местах сужения проезжейчасти
Для обозначениянерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов
Для регулированиядвижения через железнодорожные переезды
Реверсивные
Светофоры для велосипедистов
Пешеходные светофоры
Регулировщики
На некоторых сложных дорожных развязках, привыполнении дорожных работ или при других непредвиденных обстоятельствах,например ДТП, требуется регулировать движение в зависимости от обстановки чтобыне было заторов на дороге. В таких случаях светофор не поставишь, так как этовременные явления, в таких случаях требуется регулировать движение с оценкойобстановки и немедленным реагированием на происходящее, а для этого нуженчеловек – регулировщик.
Прошло то время, когда регулировщики стояли наперекрестках, теперь для этого пользуются светофорами. Регулировщики в нашевремя встречаются все реже и реже и только там где без них не обойтись. Нопоскольку они еще встречаются на дорогах то каждый водитель должен знать ивыполнять его требования.
Для регулирования движения регулировщик использует:
Жезл регулировщика Диск с красным световозвращателем
Сигналы регулировщика имеют следующие значения:
Руки вытянуты в стороны или опущены:
со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовымтранспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжуючасть;
со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходовзапрещено.
Правая рука вытянута вперед:
со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовымтранспортным средствам во всех направлениях;
со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
Рука поднята вверх:
движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях,кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям ипешеходам.
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск скрасным сигналом (световозвращателем).
Требование обостановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройстваили жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель долженостановиться в указанном ему месте.
Дополнительныйсигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.
При запрещающемсигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика, водители должныостановиться перед стоп-линией (знаком 5.33), а при ееотсутствии:
на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создаваяпомех пешеходам;
перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помехтранспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
Водителям,которые при включении желтого сигнала или поднятия регулировщиком руки вверх немогут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах,определяемых пунктом 6.13Правил, разрешается дальнейшее движение.
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должныосвободить ее, а если это невозможно — остановиться на линии, разделяющей транспортныепотоки противоположных направлений.
Водители ипешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика,даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков илиразметки.
Радиолокационный измеритель скорости
Радиолокационный измеритель скорости (Радар) такжеотносится к автоматизированным системам регулирования транспортных потоков. Онпозволяет контролировать скорость движения автомобиля. Существует приборспособный засечь радар на расстоянии и сообщить водителю, который при этомснижает скорость до ограничения, что позволяет уменьшить количество нарушенийПравил, а следовательно повысить безопасность движения.
Радар излучает электромагнитный сигнал,который отражается от металлических объектов. Отраженный сигнал сновапринимается радаром. Если объект движется, то частоты излученного и отраженногосигналов отличаются. По разнице частот радар определяет величину скоростиобъекта.
Существуетнесколько диапазонов частот, в которых разрешена работа дорожных радаров. Этидиапазоны определены международными соглашениями. В России решение о выделениитех или иных частот для любых целей принимается Государственным Комитетом поРадиочастотам (ГКРЧ). В мире наибольшее распространение получили 4 диапазоначастот для дорожных радаров:
Х-диапазон (10.525 ГГц +25 МГц),
К-диапазон (24.15 ГГц + 100 МГц),
Ка-диапазон (33.4ГГц — 36.0ГГц),
La — лазерный диапазон.
В России разрешены только три из них: Х, К и La — диапазоны.
На практикедальность обнаружения зависит от многих условий: рельефа дороги, погодныхусловий, точности наведения радара инспектором ДПС. Дождь, снег, туман заметноснижают дальность обнаружения. Максимальная дальность, на которой радаробеспечивает измерение скорости цели может достигать 500-800 метров. ГОСТопределяет дальность радара в 300 метров, не менее. Это означает только то, чторадар не способный определить скорость цели на расстоянии в 300 м., не можетпройти поверку и быть использованным в эксплуатации. Из данного требованиявовсе не следует запрет на использование радара на расстояниях более или менее300 метров. Кроме того, следует иметь ввиду, что в случае измерения скоростирадаром, требования по точности выполняются независимо от расстояния до цели.
В ряде стран(например, в Германии) в целях безопасности движения дорожная полицияустанавливает на наиболее опасных участках так называемые ложные радары — устройства, имитирующие сигнал радара. При срабатывании радар-детектораводители снижают на таких участках скорость, что снижает аварийность.
Различные вариантысистемы Safety Alert применяются для предупреждения водителей о возможныхопасностях на дорогах (аварии, ремонтные работы, движение специальныхтранспортных средств и т.п.). Применяются радиомаяки излучающие специальныйрадиосигнал, который может распознаваться радар-детектором, оснащенным системойSafety Alert. В России распространения не имеет.
Применяются какотечественные (Барьер, Сокол, ИСКРА-1), так и импортные (ENFORCER, SpeedGun,PYTHON) радары. Большинство применяемых в России радаров работают вХ-диапазоне. Однако в современных приборах применяются и другие диапазоны. Так,радар ИСКРА-1 использует К-диапазон, причем его технические особенности резкоснижают эффективность применения импортных супергетеродинных радар-детекторов.
Некоторые типырадаров позволяют проводить измерение скорости с движущегося патрульногоавтомобиля. При этом информацию о собственной скорости патрульного автомобилярадар получает из отраженного от дороги сигнала. Радары «ИСКРА-1» Димеют возможность работать в движении по встречным или попутным целям, измеряяскорость в направлении движения патрульной автомашины (через ветровое стекло)или в направлении, обратном движению патрульной автомашины (через заднеестекло).
Многие типырадаров позволяют производить замеры скорости короткими импульсами(выстрелами). Обычно такие выстрелы делают при непосредственном приближенииавтомобиля, что затрудняет применение радар-детекторов.
Многиеиспользуемые радары могут работать как в автоматическом, так и в импульсномрежиме. При импульсном режиме работы радару необходимо некоторое время (околосек), чтобы зафиксировать скорость. В течение этого времени радар делаетнесколько замеров, и выдает значение скорости на дисплей только, если соседниезамеры не сильно отличаются. В противном случае длительность сигналаувеличивается вдвое до получения стабильного результата. Если же и в этомслучае результаты измерений в серии отличаются, все начинается сначала. Придостаточном запасе чувствительности радар-детектора, весьма вероятно принятьсигнал от выстрела, сделанного по впереди идущему автомобилю. При этомрадар-детектор должен иметь высокое быстродействие.
Как только радарзафиксировал превышение скорости, включается таймер. Его показания служат дляпредъявления нарушителю доказательств, что на радаре именно его скорость, а незамер столетней давности. Время работы таймера ограничено 10 мин.
Современные моделирадаров имеют возможность селекции целей по направлению движения (встречные,попутные) с соответствующей индикацией. При проведении измерений под углом,радар может выдать заниженные показания, причем ошибка тем больше, чем подбольшим углом произведен замер. Почему некоторые импортные радар-детекторы(Cobra, Whistler и другие) не могут корректно реагировать на сигнал радарасерии «Искра»? Дело вовсе не в том, как считают многие, что«ИСКРА» работает в К-диапазоне. Cobra и Whistler этот диапазонэффективно обнаруживает. Проблема в том, что эти приборы имеют хорошую схемупомехозащищенности, основанную на принципе фильтрации коротких импульсов. Прощеговоря, радар-детектор «видит» сигнал ИСКРЫ, но считает его помехой ине выдает информации об этом сигнале.
Списокиспользуемой литературы
1. Правила дорожногодвижения РФ М.: «За рулем» 2002
2. Г.И. Клинковштейн«Организация дорожного движения» М.: 1982г
3. В.В. Лукьянов «Безопасность дорожного движенияМ.: 1985
4. Журнал «За рулем»2002-5