Стандартизация в рыночных отношениях

ВВЕДЕНИЕ
Стандартизация являетсяинструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспектамногогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальнадля всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участникоммирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствованиенациональной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Отставание национальныхсистем стандартизации во многом предопределило те трудности, которые испытываютотечественные предприятия в условиях современной конкуренции не только навнешних рынках, но и на внутреннем.
Переход России к рыночнойэкономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и промышленныхпредприятий. Право предприятий на самостоятельность не означаетвседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практикепринятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество полюбым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международнымии национальными нормами.
Стандартизация в томвиде как это было в плановой экономике, не только не вписывалась в новыеусловия работы, но и тормозила либо просто делала невозможной интеграцию Россиив цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером служиттому условие вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.
Сегодня изготовитель и еготорговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить вконкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных,так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статусрыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментомобеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя,заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Стандартизацияосновывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяетпрогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных,отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональныеи прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности ибыстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.
Стандартизация создаеторганизационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции,специализации и кооперирования производства, придает ему свойствасамоорганизации.
Итак, переход страны крыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляетспециалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации в своейпрактической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

Понятие стандартов истандартизации. Функции стандартизации
Наличиеконкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять большоевнимание качеству. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую(вытеснение конкурентов путем снижения цены) и неценовую, при которой за ту жецену предлагается продукция с более высокими качественными параметрами икомплексом услуг. В этой связи такие важные экономические категории, как цена,прибыль, рентабельность, производительность, все в большей степени зависят отуровня качества выпускаемой продукции.
Вовсем мире качество является главным критерием оценки продукции, работ и услуг иопределяет уровень жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.Забота передовых государств мира, различных компаний и фирм, всех специалистово качестве продукции и услуг, а, следовательно, о качестве жизни народа,считается обязательным условием национальной экономики. Общемировой тенденциейв совершенствовании качества продукции, работ и услуг является ориентация назапросы потребительского рынка. Одним из путей повышения качества продукцииявляется стандартизация.
Стандартизация — деятельностьпо установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократногоиспользования, направленная на достижениеупорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышениеконкурентоспособности продукции, работ или услуг.Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании применении стандартов.
Стандарт – это образец,эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобныхобъектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекснорм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентныморганами.
Стандартразрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ),нормы, правила и требования различного характера.
Цель стандартизации –достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредствомширокого и многократного использования установленных положений, требований,норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.
Основными результатами деятельностипо стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг), процессових функциональному назначению, устранению технических барьеров в международномтоварообмене, содействия научно-техническому прогрессу и сотрудничество вразличных областях.
Стандартизацияосуществляется на разных уровнях:
. международнаястандартизация;
. региональнаястандартизация;
. национальнаястандартизация – в одном конкретном государстве;
. административно-территориальнаястандартизация.
Деятельностьв области стандартизации направлена на выполнение трех социально-экономическихфункций:
1)упорядочение объектов (продукции, работ, услуг), создаваемых в процессенаучно-технического творческого труда;
2)установление в документах по стандартизации оптимальныхорганизационно-технических, общетехнических, технических итехнико-экономических требований;
3)добровольное использование и соблюдение оптимальных требований, установленных вдокументах по стандартизации.
Международно-признанными,приоритетными направлениями работ по стандартизации являются: безопасность иэкология; информационные технологии; ресурсосбережение, а также нормативноеобеспечение качества продукции.
Задачамистандартизации являются:
— установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции винтересах потребителя и государства;
— обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами ипотребителями;
— установление требований по совместимости (конструктивной, электрической,электромагнитной, информационной, программной и т. д.), а такжевзаимозаменяемости продукции;
— согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов,комплектующих изделий, сырья и материалов;
— унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерныхрядов, базовых конструкций, конструктивно- унифицированных и блочно-модульныхсоставляющих частей изделия;
— установление требований к технологическим процессам для сниженияматериалоемкости, энергоемкости и трудоемкости;
— разработка и введение систем классификации и кодирования технико-экономическойинформации;
— создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией пономенклатуре и основным показателям продукции;
— содействие выполнению законодательства РФ методиками и средствами стандартизации.
Особенностьстандартизации заключается в том, что сфера ее действия не имеет границ изатрагивает интересы людей буквально всех возрастов и профессий на всех этапахразвития человечества. Возрастающее влияние стандартизации как одного изнаиболее действенных механизмов повышения качества и конкурентоспособностипродукции в современном мире определяется рядом факторов. Это подтверждаетвведение в нашей стране нового Федерального закона «О техническомрегулировании», положившее начало реорганизации действующей ранееГосударственной системы стандартизации (ГСС). Концептуальным положением новогозакона является следующее: требования к продукции разделяются на обязательные,которые устанавливаются техническими регламентами, и добровольные, которыесодержатся в стандартах. Таким образом, в России предполагается создатьпрозрачную двухуровневую структуру документов, первый уровень которой включаеттехнические регламенты, содержащие обязательные для применения и исполнениятребования по безопасности объектов технического регулирования, а второйуровень – гармонизированные с техническими регламентами добровольные стандарты,включающие методики и алгоритмы действий и призванные помочь производителям ввыполнении обязательных требований. Стандарты не являются обязательнымидокументами, однако исполнение содержащихся в них рекомендаций автоматическиприводит к выполнению обязательных требований технических регламентов. Впротивном случае производитель должен доказать контролирующим органамсоответствие объекта техническому регламенту.
Закон«О техническом регулировании» дает следующие основные понятия в областитехнического регулирования и стандартизации:
Техническоерегулирование — правовоерегулирование отношений в области установления, применения и исполненияобязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации,хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления иприменения на добровольной основе требований к продукции, процессампроизводства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации,выполнению работ или оказанию услуг, и правовое регулирование отношений вобласти оценки соответствия. Но это определение слишком громоздко и сложно дляпонимания и применения, поэтому учебном процессе следует ориентироваться наследующее понятие этого термина:
Техническоерегулирование — правовоерегулирование отношений в области установления, применения и исполненияобязательных требований и требований на добровольной основе к продукции,процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации иутилизации, выполнению работ или оказанию услуг, а также правовое регулированиеотношений в области оценки соответствия;
Принципыстандартизации
Принцип(отлатинского «principium» – начало)– основноеначало,накотором построено что-нибудь:какая-нибудьнаучная система, теория,политика,устройствои т.п.
Втехнической литературе часто встречаются такие понятия,как«гласность»,«экономияресурсов и расход материала», «классификация»идругие, которые называют принципами стандартизации,чтоне совсем верно. Следует различатьглавные (руководящие)исоподчиненные принципы стандартизации .
Кглавным (руководящим)принципамстандартизации относятся:
— планомерность(плановость);
— системность;
— комплексность.
Соподчиненныепринципы стандартизации включают:
— перспективность;
— оптимальность;
— добровольногопризнания;
— гибкость;
— динамичность.
1.Принциппланомерности (плановости)выражаетсяв системе непрерыв -ного прогнозирования ипланирования деятельности по разработке объектов
стандартизациии их элементов. Этот принцип следует рассматриватькак способ реализации, ориентированный надостижение намеченных результатов: повышениекачества выпускаемой продукции, эффективностиобщественного производства и выполнения перспективных работ по стандартизации вотечественных и зарубежных организациях.
Частов технической литературе плановость ошибочно трактуется в узком смысле –какведение работ по стандартизации в течение определенного промежутка времени.Этоне совсем верно, так как работа постандартизации по существу творческая и не может быть жестко ограниченавременными рамками.
2.Принципсистемности выражается в рассмотрении всегомножества объектов стандартизации как целостной системы со всеми связями иотношениямимежду ее элементами. Совокупностьвзаимосвязанных элементов, входящих всистему,образуетструктуру, позволяющую строить иерархическуюзависимость их на различных уровнях, например,государственныйуровень,отраслевойуровень предприятий и т. д.Наэтой основе устанавливают систему взаимоувязанных требований как к основномуобъекту стандартизации, так и к материальным инематериальным элементам (факторам),влияющимна него.Систематребований используется при создании основного объекта,вего производстве и эксплуатации.
3.Принципкомплексности выражается в выявлении и впоследовательном охвате стандартизацией объектов, определениивсех основных свойств, связей и отношений споследующим установлением к ним оптимальных требований.
Толькосистема взаимосвязанных показателей может служить дос таточно надежной базойдля обеспечения стабильности свойств, отвечающихзаданнымтребованиям.
Длясоздания условий получения продукции высокого качества и повышенияэффективности производства необходима рациональная система стандартов (комплексов),котораяохватывала бы все ее жизненные циклы: проектирование,серийноепроизводство и эксплуатацию готового изделия, ав дальнейшем и его утилизацию.
4.Принципперспективности обеспечивается выпуском опережающейнаучной документации по стандартизации, вкоторой устанавливаются повышенные по отношению к достигнутому уровнютребования, оптимальные в будущем
5.Принципоптимальности выражается в последовательном подходе копределению и установлению оптимальных требований к объектам стандартизации доначала их многократного воспроизводства на практике. Здесь выраженанаиболеетворческая часть процесса стандартизации. Наивысшая результативность будетдостигнута тогда, когда будет выбран рациональный, экономический, т. е.оптимальный вариант.
Принципыперспективности и оптимальности не только пересекаются, но и дополняют другдруга.
6.Принципдобровольного признания выражается в добровольномприменении документов по стандартизации с целью избежания ограничений впроизводстве и торговле. Это касается преимущественно стандартов на изделиячастных фирм и других организаций, обеспечивающих производство и сбыт изделийбез посредства государства.
7.Принципгибкости выражается в многократном долговременном целевом использованииобъектов в постоянно изменяющихся условиях производственной среды с учетомнаучно-технической преемственности развития науки, техники и технологии.
8.Принципдинамичности выражается в периодическом пересмотретребований к объектам стандартизации с целью приведения их в соответствии стребованиями научно-технического прогресса.
Старениестандарта – основной фактор, который ограничивает продолжительность егосоциальной полезности и экономической эффективности.
Предметстандартизации.
Анализсовременного этапа развития науки, техники, производства позволяет высказатьследующие три важных для определения предмета стандартизации суждения.
Во-первых,на современном этапе четко обозначился предел экстенсивных форм развитиянародного хозяйства, что, естественно, ставит вопрос о дальнейшем его прогрессеза счет роста эффективности производства и повышения качества продукции итруда.
Во-вторых,многочисленные структуры, составляющие народное хозяйство, стали крайнезависимыми друг от друга, тесно взаимодействуют между собой, оказывая влияниена общий уровень развития. Иначе говоря, при принятии решения в народномхозяйстве по любому вопросу следует исходить из рассмотрения его каквысокосложной целостной системы. Приводя термин «народное хозяйство»,будем иметь в виду и международный аспект.
Всоответствии с законами кибернетики, условием эффективного функционированиятаких систем являются непротиворечивость, согласованность их динамически итесно взаимодействующих элементов.
Наконец,в-третьих, многономенклатурность, многовариантность предметов, явлений ипроцессов в современном рыночном хозяйстве при всей прогрессивности широкогоразнообразия машин, товаров, технологических процессов, форм организации иуправления производством являются нередко неоправданными, излишними.
Вышеупомянутоепозволяет предложить следующее определение предмета стандартизации.
Предметомстандартизации является оптимальное разрешение в народном хозяйстве на базекритериев эффективности и качества двух специфических проблем – проблемырациональной совместимости (сопряжения) и проблемы неоправданного многообразия(или неоправданного различия – что одно и то же) его структурных составляющих.
Решениепроблемы совместимости может быть достигнуто путем выявления действующих вовзаимосвязи элементов конкретной системы и последующего установления единойноменклатуры норм, правил, требований, терминов, обозначений и т. п., призваннойс учетом перспективы применения обеспечить их эффективное и качественноевзаимодействие как в отраслевом, межотраслевом и в международном аспектах.
Большинстводействующих в настоящее время отечественных и международных стандартовнаправлено на оптимальное сокращение и предупреждение нерациональногомногообразия элементов, характеристик объектов народного хозяйства.
Другогопути предупреждения расточительного многообразия в рыночных условиях, кроместандартизации – нет.
Какправило, на практике несовместимость элементов той или иной системы и ихнеоправданное разнообразие встречаются одновременно, тесно переплетаясь иобразуя сложный комплекс работ, который приходится решать ученым испециалистам. Этот комплекс работ составляет собой содержание процессастандартизации. За длительную историю развития общественного производствасложились, а затем сформировались ряд собственных («рабочих») методовстандартизации. Здесь отметим, что сущностью всех конкретных методов, иначеговоря, методом стандартизации является научно обоснованное ограничениерасточительного многообразия результатов человеческой деятельности,рассматриваемых системно в максимально широком масштабе.
Эффективностьстандартизации
Эффективностьстандартизации как формы регулирования процессов и результатов деятельности вовсех сферах производственно-технических, торгово-экономических, социальных идругих отношений находит подтверждение на международном уровне, в расширяющихсямасштабах работ по стандартизации в развитых и развивающихся странах.
Мировой и отечественныйопыт выявил широкий спектр проблем и задач, которые могут быть решены спривлечением, а иногда исключительно средствами стандартизации, представилбольшоеразнообразие форм и методов проведения этих работ, которые какправило, определяются конкретикой состояния и развития экономики, условиями ифакторами ее функционирования.
Эффективностьстандартизации в условиях развитых рыночных отношений проявляется черезследующие ее функции экономическую, социальную и коммуникативную.
Экономическая функцияохватывает следующие аспекты: представление информации о продукции и еекачестве, позволяющей участникам торговых операций правильно оценить и выбратьтовар, оптимизировать капиталовложения; распространение в промышленностиинформации о новой технике, материалах и методах измерений и испытаний;повышение производительности труда и снижение себестоимости: содействиеконкуренции на основе стандартизации методов испытаний и унификации основныхпараметров продукции, что позволяет проводить ее объективное сравнение;обеспечение совместимости и взаимозаменяемости; рационализация управленияпроизводственными процессами и обеспечение заданного уровня качества продукции.
Социальная функциястандартизации предусматривает фиксацию такого уровня параметров и показателейпродукции, который соответствует требованиям здравоохранения, санитарии игигиены, обеспечивает охрану окружающей среды и безопасности людей припроизводстве, обращении, использовании и утилизации продукции.
Коммуникативная функциястандартизации предусматривает создание базы для объективизации различных видовчеловеческого восприятия информации, а также фиксацию терминов и определений,классификаторов, методов измерений и испытаний, чертежей, условных знаков ит.п., обеспечивая необходимое взаимопонимание с учетом международныхрегламентов, в т.ч. систему учета, статистики и финансово-бухгалтерскойдеятельности, систему конструкторско-технологической документации, системыуправления процессами и др.
Для более полнойреализации коммуникативной функции.стандартизации регулирование терминологиистановится одной из важнейших задач. Совокупность общих понятий стандартизации,установленная в основополагающих документах ИСО, МЭК, ВТО, должна бытьнепосредственно введена в ГСС.
Стандартизация терминологиипозволяет обеспечить единство понятийно-терминологического аппарата,применяемого как в законодательстве РФ, так в отношениях субъектовхозяйствования друг с другом и органами государственного управления всехуровней.
Стандартизацияи рынок. Стандартизация и бизнес
В мировой практикестандартизация и добровольная сертификация рассматриваются властью и бизнесомкак важнейший фактор инновационного развития и конкурентной борьбы за выход наглобальные рынки, динамичного продвижения корпорациями, малыми и среднимифирмами новых товаров и технологий в сферу их реального применения. Этадеятельность стала вопросом большой политики, ими занимаются не только рядовыеинженеры, но и высшие руководители. Бизнес активно взаимодействует сгосударством в разработке национальных и международных стандартов, в созданииавторитетных систем добровольной сертификации на базе ассоциаций, союзов,саморегулируемых организаций, других профессиональных объединений.
Заинтересованноеотношение бизнеса к стандартизации объясняется ее реальным вкладом в развитиеделовой активности. Так, например, изготовление продукции в соответствии стребованиями международного стандарта открывает предприятиям большиевозможности для ее реализации на глобальном рынке. Корпорации, крупные фирмы,имея интеллектуальные и финансовые возможности, идут дальше и участвуютнепосредственно в разработке международных стандартов, закладывая тем самым ужена этой стадии благоприятные для себя возможности для выполнения установленныхв них требований. Малые и средние фирмы, не имея часто возможностисамостоятельно разрабатывать новые изделия и рецептуры, для организации бизнесаобращаются к действующему фонду стандартов, который играет значительную роль враспространении новых идей и технологий.
Заинтересованностьбизнеса в активном использовании стандартизации обусловливается также и тем,что она берет на себя бремя решения многих общетехнических задач разработкиновой продукции и организации ее производства. Эта совместимость ивзаимозаменяемость технических средств (материалов, комплектующих изделий,машин и оборудования), информационная совместимость, унификация, сопоставимостьрезультатов исследований (испытаний) и изменений и др.
Большое значение дляполучения устойчивого положения на рынке, обеспечения доверия потребителейимеет оценка потребительских свойств продукции авторитетным органом посертификации. Эта важнейшая функция добровольной сертификации и, как показываетпрактика, она становится все более востребована бизнесом при размещении продукциина рынке. Наибольшим авторитетом у потребителей пользуются системы добровольнойсертификации, создаваемые Национальными органами по стандартизации иподтверждающие соответствие продукции требованиям национальных стандартов,включая как потребительские свойства, так и характеристики безопасности.Например, во Франции – это система сертификации, созданная французскойассоциацией по стандартизации (АФНОР), с простановкой логотипа HF, еслипродукция соответствует требуемым характеристикам.
В нашей стране стандартизацияв начале 90-х годов столкнулась со значительными трудностями. Наряду собъективным и болезненным процессом ее адаптации к рыночным условиям, она былаподвергнута в ряде случаев необоснованной критике. Это привело к резкомусокращению ее объемов и к уходу специалистов из этой сферы, прекратился и ихприток. Практически отвернулся от стандартизации и бизнес. Способствовал этомуи рынок, так называемой, несовершенной конкуренции. Зарубежный опыт показывает,что положительные свойства стандартизации и добровольной сертификации внаибольшей степени проявляются именно в условиях функционирования зрелогорынка, характеризуемого добросовестной конкуренцией и отсутствием монополизма.
В 2007 г. послевнесения изменений в Закон «О техническом регулировании», гдестандарты были четко и недвусмысленно определены как доказательная базавыполнения требований технических регламентов, изменилось отношение кстандартизации со стороны органов власти, были увеличены объемы финансирования.
Вместе с тем, этипозитивные тенденции не затронули главного: практически мало изменилосьотношение к ней со стороны бизнеса. Конечно, ряд наших, как правило, крупныхпредприятий, имеющих опыт работы на глобальном рынке, активно используютстандартизацию в решении проблем конкурентоспособности. Однако по прежнемумногие предприятия и организации, особенно малые и средние и, прежде всего,созданные в последние годы, такой рыночной культуры не имеют и относятся к этойдеятельности как к чему-то навязанному сверху, нужному только государству.
Ситуацию надовыправлять, перестраивать стандартизацию с учетом реалий сегодняшнего дня,менять ее имидж и, соответственно, отношение бизнеса. Почему при возникновениикризисных ситуаций в первую очередь сокращаются службы стандартизации? Длятого, чтобы понять это, надо, прежде всего, ответить на вопрос – решению какихосновных проблем бизнеса способствует стандартизация?
Их две основные. Перваясостоит в содействии созданию конкурентоспособной продукции, технологий и услугс последующей объективной оценкой потребительских свойств и доведении их допотребителей при размещении на рынке. Очевидно, что эти инструменты будутэффективны только при условии, если применяемый стандарт прогрессивен иотражает потребности рынка, а сертификат имеет авторитет у участников рынка.Вторая – это обеспечение доступа изготовленной продукции на рынок, имея в видувыполнение установленных к ней требований безопасности в техническомрегламенте.
Сегодня же важнейшимфактором продвижения бизнеса является быстрая реакция на меняющуюся на рынкеситуацию. Требуются новые продукция и технологии, новые виды услуг, а ихвнедрение в различных секторах и сферах экономики требует сокращенияинновационных циклов. Рабочие процессы стандартизации должны быть способнымигибко и быстро реагировать на эти вызовы.
Тот опыт, которыйсегодня имеется, говорит, что именно отсутствие гармонизации стандартовстран-участников союзов будет создавать проблемы перехода создаваемых союзов вединое экономическое пространство. Для решения этой задачи необходиморазрабатывать единые для стран участников стандарты, организовывать совместнуюдеятельность стран по стандартизации.

Заключение
Совершенствованиесистемы стандартизации, применение международных стандартов – неплохаяпредпосылка для создания предприятием систем обеспечения качества, способныхзначительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции.
Хотя международныерекомендации по стандартизации не являются обязательными для всех государств,однако соответствие продукции нормам международных стандартов определяет еестоимость и конкурентоспособность на международном рынке. Применениемеждународных стандартов качества открывает обширные возможности для выходароссийских предприятий на международный рынок.
Стандартизация являетсяключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, такихкак конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширениеторговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды и многихдругих направлений.
Стандартизация,совмещаемая с законодательством, способствует более эффективному техническомурегулированию на государственном уровне. Международная стандартизация позволяетсэкономить время и средства необходимые для разработки национальных стандартов.Таким образом, развитие международной стандартизации предопределяет развитиемировой торговли.