Одиниз ярких российских педагогов, С Т Шацкий внес много нового в создание ираспространение идей социальной педагогики. Его высокий авторитет средиучителей и ученых-педагогов определялся оригинальным подходом к постановке ирешению проблем. Созданные им образцы педагогической работы активно усваивалисьи становились достоянием трудовой школы. Познакомившийся с воспитательнойсистемой Шацкого, Дьюи заявил, что Первая опытная станция – уникальное в миреучреждение, способное решать принципиально новые для педагогической наукизадачи Заслуга Шацкого в том, что он одним из первых сделал предметомисследования влияние
микросредовыхусловий на социализацию ребенка Ему принадлежит первенство в разработке вРоссии таких важных для педагогики проблем, как самоуправление школьников, воспитаниекак организация жизнедеятельности детей, лидерства в детском сообществе. В егоконцепции школы – центра воспитания в социальной среде – преобразовательнаядеятельность становится главным источником формирования когнитивной иценностно-эмоциональной сферы ребенка. Главную задачу школы он видел вприобщении ребенка к культурным достижениям человечества. Образование, утверждалученый, должно быть направлено на формирование человека, способногосамосовершенствоваться, рационально заниматься трудовой, умственной иэстетической деятельностью, кооперировать свои усилия для достижения цели.
Сегоднятеория и практика Шацкого привлекают внимание учителей ярким и своеобразнымрешением таких фундаментальных педагогических проблем, как социализацияличности, методы педагогического исследования среды и ребенка, функционированиешколы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность ввоспитании.
Биография
РодилсяСтанислав Теофилович Шацкий в 1878 году. Его детство прошло в Москве, вмногодетной семье военного чиновника. Один из лучших учеников гимназии, Шацкийотверг далекое от жизненных потребностей образование, отчужденный характеротношений между учениками и учителями, формальный характер обучения. Длившийсяв течение десятилетия поиск профессионального самоопределения, когда Шацкийучился в Московском университете, Московской консерватории, сельскохозяйственнойакадемии, принес неудовлетворенность и разочарование. Встреча с АлександромУстиновичем Зеленко, архитектором по своей основной профессии, прекраснознавшим опыт американских школ, и его предложение организовать клуб, главнойцелью которого стало бы повышение культурного уровня населения, увлеклиШацкого. Потребностям бурно развивающейся промышленной России, утверждалЗеленко, требовался рабочий нового типа: творчески ориентированный, хорошообразованный, способный участвовать в кооперативной деятельности. Для решенияэтой задачи Шацкий и Зеленко организуют в Москве общество «Сетлемент». Насредства, собранные среди владельцев крупных предприятий – братьев Сабашниковых,Кушнеревых, Морозовой, по проекту Зеленко строится в России клубное здание длядетей. Начинается интенсивный поиск форм организационно-воспитательной деятельности,направленной на развитие творческой личности.
Ядроколлектива сотрудников образовали выпускники Московского университета Е.А.Казимирова, К.А.Фортунатов, А.А.Фортунатов, Л.К. Шлегер, Н.О. Массалитинова.Это были яркие и одаренные люди, много внесшие в развитие педагогических идей вРоссии.
Однакоработа «Сетлемента» прерывается в 1907 году. Решением московскогоградоначальника «Сетлемент» закрывается за «распространение среди детейсоциалистических идей». Благодаря настойчивости Шацкого и его друзей в 1908году создается новое общество «Детский труд и отдых», фактически продолжающее иразвивающее традиции «Сетлемента». В 1911 году в рамках общества открываетсядетская летняя колония «Бодрая жизнь» Здесь С. Т. Шацкий вместе с сотрудникамив опытной работе проверяет идеи связи трудовой, эстетической и умственнойдеятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, динамики развитиядетского сообщества. Представленные в форме монографического исследованиярезультаты работы в колонии «Бодрая жизнь» получили высокую оценку имеждународное признание. Глубокое знакомство со школами Западной Европы в1912-1914 годах позволило Шацкому сделать вывод о том, что созданные им и егоколлегами в Москве колония и клуб не уступают лучшим иностранным учебным заведениям.Он видел превосходство европейских школ в их укомплектованности методическимипособиями, хорошем материальном обеспечении. Но творческих идей и замыслов, оригинальныхрешений у московских педагогов было больше. «Я заграницу только почитаю заустойчивость и практику, а им не хватает идей свежих, широких. Разве не тоскуютздесь именно по этому?» (Шацкий С. Т. Пед. соч.: В 4 т. Т. 4. С. 228).
Февральскаяреволюция окрылила Шацкого, открыла ему новые перспективы работы и творчества.Октябрь он не принял. Шацкий был одним из организаторов забастовки учителей, организованнойВсероссийским учительским союзом и направленной против захвата властибольшевиками.
Членмосковской городской управы, занимавшийся делами просвещения, один изруководителей всероссийского союза учителей, Шацкий с возмущением отвергпредложение участвовать в работе Наркомпроса. «Сегодня мною получено письмо отА.В.Луначарского на бланке ВДНК советов рабочих и солдатских депутатов спредложением занять «пост руководителя одного из отделов создаваемой нынегосударственной комиссии по народному образованию, согласно законопроекту, имеющемупройти в ближайшие дни, – комиссии, к которой переходят функции министранародного просвещения, его товарищей и комиссара по бывшему министерствудвора».
Вписьме указывается, что кандидатура моя «признана желательной на совещании всехработников культурно-просветительного дела, группирующихся вокруг советов». Ноблагодарю за эту честь. Мне, члену московской городской управы, распущеннойдекретом «правительства», в состав которого входит т. Луначарский, этопредложение кажется невероятным и нелепым. Думаю только, что это, вероятно, отражениетой предательской политики, которую ведет наше лишенное всех задерживающихцентров «правительство». Это так называемое правительство ведет систематическийпоход против русской интеллигенции, которую я слишком ценю, чтобы, подобноЛуначарскому, мог поднять на нее руку. Сверх того прибавлю, что я участвуютолько в серьезных делах, помогать же т. Луначарскому в его административныхвосторгах и педагогическом дилетантстве я ни в коем случае не могу.Педагогическое дело слишком мне дорого. Наконец, я не могу работать с людьми, которыхя не уважаю, а к таковым после Ленина и Троцкого, к сожалению, приходитсяприсоединить и Луначарского. Чем скорее он уйдет от просвещения, тем будетлучше. Член московской городской управы С. Т. Шацкий» (НА РАО. Ф. 1, оп. 1, ед.хр. 332, л. 103). Это заявление впоследствии использовалось каккомпрометирующий материал, с помощью которого давили на ученого, побуждая идтина компромиссы.
Толькоответственность за судьбы детей, стремление заниматься педагогическойдеятельностью на благо общества побудили его принять через два года предложениеНаркомпроса о сотрудничестве. В 1919 году он создал Первую опытную станцию понародному образованию, которой руководил вплоть до ее закрытия в 1932 году.
Перваяопытная станция – уникальное в истории образования учреждение – занимала целыйрайон В нее входили четырнадцать начальных школ, две средние, школа-колония«Бодрая жизнь», детские сады, читальни. Центральной задачей станции былоисследование влияния среды на рост и развитие ребенка, использование ввоспитательной деятельности всего ценного и позитивного в культуре среды, активноевключение родителей в воспитательный процесс. По всеобщему признанию, станциябыла лучшим опытно-экспериментальным учреждением в стране. В двадцатые годы онаоказала большое влияние на разработку концепции образования Единой трудовой школы.Разгром школы и педагогики 20-х годов, последовавший за постановлениемЦентрального комитета о школе в сентябре 1931 года, привел к прекращению работыстанции. В 1932 году Шацкого назначают директором Московской консерватории.Однако и здесь он стремится реализовать свои педагогические идеи. По егопредложению создается музыкальная школа-интернат для одаренных детей. Еедеятельность во многом определила выдающиеся достижения советских музыкантов намировых конкурсах в 30-50-е годы.
Неудовлетворенностьработой, систематическая травля, потеря смысла жизни привели к катастрофе. 30октября 1934 года во время подготовки консерватории к демонстрации Шацкийскоропостижно скончался. После смерти его имя было предано забвению. Перваяпубликация работ талантливого педагога появилась четверть века спустя послепохорон. Только в начале 60-х годов издается собрание его сочинений в четырехтомах. В настоящее время возрождается интерес к творчеству Шацкого в Европе иАмерике, где переиздаются произведения ученого. После длительного перерыватворчество Шацкого стало предметом изучения в педагогических институтах, с еготеорией и практикой начинают знакомиться учителя.
Предшественники
Вформировании его педагогического призвания Шацкий неоднократно подчеркивал рольЛ.Н.Толстого. Толстой привлекал его уважением и преклонением перед ребенком, творческимотношением к педагогической деятельности, оценкой образования как важногосредства развития духовных сил людей. Ему было близко стремление Толстогоиспользовать в воспитательной работе традиции и обычаи крестьянского укладажизни.
«Немогу, конечно, не отметить того совершенно необычайного впечатления, котороепроизвела на меня Яснополянская школа в изображении Толстого. Мое живоевоображение рисовало мне картины моей собственной жизни в семье, в школе, имысли о том, как по-настоящему нужно учить и воспитывать детей, а главное – какк ним относиться, очень часто приходили мне в голову. Я помню, что под влияниемстатьи («Так что же нам делать?») Толстого я решил совершенно отказаться отдавания уроков, от репетиторства, от подготовки учеников к экзаменам, что в товремя являлось главным источником студенческого заработка» (Шацкий С. Т. Избр.пед. соч… В 2 т. T.I. C. 28).
Наразвитие Шацкого-педагога оказал большое влияние профессор сельскохозяйственнойакадемии А.Ф. Фортунатов. Он организовал дома школу, в которой по определеннойсистеме учил детей друзей и своих собственных. В основу обучения были положеныидеи развития интереса детей, предоставления им свободы выбора учебногоматериала, опора на жизненный опыт, стимуляция вопросов, на которые с помощьюпреподавателя нужно было найти ответ. А.Ф. Фортунатов выступал против экзаменов,ориентации гимназистов и студентов на диплом. Главным для него было научитьребенка самостоятельно работать, чтобы уметь ответить на поставленные обществомвопросы.
Значительнуюроль в формировании педагогического мировоззрения Шацкого сыграл Д. Дьюи. Вработах американского педагога Шацкий выделял демократизм, стремление внести втрадиционный уклад новые элементы. В своем предисловии к книге Д. Дьюи «Школа иобщество» Шацкий подчеркнул роль философа и педагога в разработкеметодологических основ педагогической науки, в привнесении в нее деятельногоначала.
«Ценностьданной работы Дьюи заключается в том, что он определенно ставит процессвоспитания как неразрывную часть социальной жизни, исходящую из нее, черпающуюматериал из ее практики и направленную на улучшение жизненных форм. Чувствуется,что за каждым утверждением Дьюи стоит гора изученных фактов, и хорошо признать верностьего фактов может только тот, кто много поработал и продумал в своей жизни, комузнакома трудная работа размышления над опытом, добытым личными усилиями. Дьюиполон желания построить школьную систему, не поддерживающую социальныхпротиворечий. «До сих пор, – говорит он, – ни рост демократии, ни расширениенаучных знаний, ни книги, газеты, путешествия, техника – не уничтожило двухвраждебных классов – рабочего и нетрудящегося. – Мысль и действие должны бытьслиты, и воспитание, объединяющее эти два начала, одно только способно сделатьвсе необходимое для объединения всего в разумной работе на общую пользу» (ДьюиД. Введение в философию воспитания. – М., 1921. С. С. 298 5).
Творческииспользуя идеи этих значительно различающихся между собой по направлениюпедагогической мысли педагогов, Шацкий создал новые подходы к воспитаниюподрастающего поколения, подготовке его к труду и жизни.
Методология
«ОТПЕДАГОГИКИ СУБЪЕКТИВНОЙ, ЭМПИРИЧЕСКОЙ, ОТДЕЛЬНЫХ УДАЧ И НЕУДАЧ, СВЯЗАННЫХ СЛИЧНОСТЬЮ УЧИТЕЛЯ, МЫ ПЕРЕХОДИМ К ПЕДАГОГИКЕ ОБЪЕКТИВНОЙ, ОТЫСКИВАЮЩЕЙ НАШИУДАЧИ И НЕУДАЧИ В ЯВЛЕНИЯХ ЖИЗНИ, СРЕДЫ, С КОТОРОЙ СВЯЗАНЫ И НОСИТЕЛЯМИ ВЛИЯНИЙКОТОРОЙ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ» (Шацкий С Т Пед. соч.: В 4 т. 1.1. С. 298).Ограниченность и низкую эффективность педагогических исследований Шацкий виделв том, что их авторы изучают только специально организованный воспитательныйпроцесс. А как быть с теми воздействиями на ребенка, которые не в меньшей, аможет быть, в большей мере, чем школа, определяют рост и развитие ребенка? Онпризывал не сбрасывать со счетов воздействие на ребенка улицы и семьи, аиспользовать подлинно ценное в педагогической работе из того, что в них есть.
Всоздании педагогики, которая принимает во внимание все социализирующие факторыи использует положительные в проектировании и организации образовательногопроцесса, Шацкий видел важнейшую задачу своей работы.
ИСТОЧНИКРАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ЛЕЖИТ НЕ В ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАТКАХ, А В ТОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ, В КОТОРОЙ ПРОИСХОДИТ ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ.
Выдвигаяэтот тезис. Шацкий выступал против широко распространенных в его время идей опервичности биологических источников развития ребенка. Для Дьюи, Холла, Торндайка«мотором» развития индивида являются заложенные природой биологическиемеханизмы поведения человека. Шацкий же утверждал, что главным детерминирующимфактором поведения является «социальная наследственность», под которой онпонимал нормы, традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение. «Мы недолжны рассматривать ребенка самого по себе, как педологический аппарат, адолжны смотреть на него как на носителя тех влияний, которые на немобнаружились как идущие от окружающей среды» (Шацкий С. Т. Пед. соч.: В 4 т.Т.З. С. 284). Такой подход был новаторским в 20-е годы, и во многом онпредопределил прорыв ученого в решении проблемы.
ВНАЧАЛЕ XX ВЕКА БЕЗУМИЕ СЛЫШАТЬ ПРИЗЫВЫ «КАЛЕЧИТЬ ПРИРОДУ РЕБЕНКА», «ЛОМАТЬ» ЕЕИ «КОВАТЬ» НОВОГО ЧЕЛОВЕКА ВО ИМЯ ПРЕКРАСНОГО БУДУЩЕГО.
Шацкийвыступал против примитивных, непрофессиональных попыток отнестись к ребенку какматериалу, из которого в соответствии с замыслом создателей можно сформироватьтребуемый тип личности. Подлинное воспитание требует глубокого знания природыребенка. Надо выращивать ребенка, опираясь на его опыт, знания, интересы ипотребности. Анатомо-физиологическое, психологическое и социальное знаниешкольника – фундамент для создания эффективной воспитательной системы. Шацкийнеоднократно подчеркивал, что природу надо уметь наблюдать, надо анализироватьее явления. Надо понимать обстановку, в которой живут дети, надо уметь датьсебе отчет в элементах, из которых эта обстановка складывается, надо видетьвлияния, сопутствующие детской жизни. Всего этого не понимали и не принималипрожектеры от педагогики, которые преследовали цель за короткий период временисформировать из ребенка коммуниста.
ВСЕПОПЫТКИ «ВЫВЕСТИ» ПЕДАГОГИКУ ИЗ ДРУГИХ НАУК БЕЗ ОПОРЫ НА ОПЫТНЫЕ ИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВСЕГДА КОНЧАЛИСЬ КРАХОМ.
Педагогика– прикладная нормативная наука, которая, опираясь на педологию, разрабатываетсодержание, методы и формы учебно-воспитательной работы с детьми.
Педагогическиезнания адресованы учителю и поэтому должны быть ясно и доступно изложены.Жреческий язык многих педагогических работ только маскирует отсутствие мысли иновизны в решении воспитательных проблем. Шацкому претили всякие попыткиотгородить педагогику от жизни ширмой псевдонаучных рассуждений. Выступая в1928 году на дискуссии о предмете и задачах педагогики, он бросил упрекШульгину, Пинкевичу, Калашникову в том, что их труды оторваны от практикимассовой школы и, хотят они этого или нет, но внедряют в просвещение методыкабинетной работы (Шацкий С. Т. Пед. соч.: В 4 т. Т. 4 С. 199). Ученый считалтакую тенденцию очень опасной. Когда в 1930 году начались переговоры попредполагаемой его работе во втором МГУ, то в разговоре с Крупской он назвалдве нуждавшиеся в скорейшем разрешении задачи: «Приблизить институт к практике,к решению теоретических проблем, связанных с «переделкой мира» и «очиститьработу от жреческой установки, от высокопарности quasiнаучной и от всякогопримиренчества» (Шацкий С. Т. Пед. соч.: В 4 т. Т. 4 С. 259).
ШАЦКИЙВЕСЬМА СКЕПТИЧЕСКИ ОТНОСИЛСЯ К ПОПЫТКАМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙПЕДАГОГИКИ СОЗДАТЬ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВУЮ НАУЧНУЮ ДИСЦИПЛИНУ С ПОМОЩЬЮ СТРОГИХ ИТОЧНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ИспользованныйШацким метод наиболее близок к творчеству Толстого. Целостное исследованиеобразовательного процесса, которое позволяет получить объективное представлениеоб отношениях между детьми, их переживаниях, мыслях и чувствах в естественныхусловиях обучения и воспитания, – вот что характеризовало метод исследованияученого. Школа представлялась ему лабораторией, в которой процесс воспитанияорганически сочетается с исследованием происходящего. Наблюдения за жизньюдетей и их деятельностью дополнялись материалами, полученными в результатепроведения сочинений, анкетирования, бесед. Анкетирование и беседы Шацкийприменял в тех случаях, когда хотел зафиксировать определенный этап развитиядетского сообщества, определить отношение детей к ценностям, имеющим важноезначение для воспитательной работы школы. В составлении анкет активное участиепринимали воспитатели и воспитанники. Чтобы создать максимально благоприятнуюобстановку при ответах, раздавались и собирались анкеты детьми. Материалы, полученныев результате социально-педагогических исследований, активно использовались впланировании и организации учебно-воспитательной работы станции.
ХАРАКТЕРИ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МИКРОСРЕДЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ НЕ ИДУЩИМИ ИЗВНЕИДЕОЛОГИЧЕСКИМИ УСТАНОВКАМИ, НЕ ЗАПРОГРАММИРОВАННОЙ ИЗВНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, АРЕЗУЛЬТАТОМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ МИКРОСРЕДОВЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИДЕТЕЙ. Разработке плана учебно-воспитательной деятельности на 1926 год вМосковском отделении Первой опытной станции предшествовало обследование 88семей, в которых жили 122 ребенка в возрасте от 8 до 15 лет. Результаты былиследующие:
1.Не имеют своей постели – 82%.
2.Родители применяют физическое наказание – 67%.
3.Не имеют в доме книг – 20%.
4.Не имеют элементарных гигиенических навыков – 67%.
5.Дети, потребляющие алкоголь: часто — 7%. редко – 36%
6.Курящих детей – 21%.
(НАРАО. Ф. 1, ед. хр. 88. С. 55).
Учителяшколы познакомили родителей с результатами обследования и разработалисовместную программу охраны здоровья детей.
Школьныйврач рекомендовал родителям оптимальный режим питания, сна, жизни ребенка всемье. Уроки по природоведению, естествознанию посвящались изучению материала, полезногои необходимого для улучшения санитарно-гигиенических условий жизни, иблагоустройству. Во дворах создавали цветники, игровые уголки, игровыеплощадки.
Другимнаправлением работы школы была кооперация семей для совместных закупок ткани, обуви,продуктов, книг, учебных пособий для детей. Много внимания уделялоськультурно-просветительной работе среди родителей. Соблюдение гигиены ребенка в семье Соблюдение режима Вентиляция квартиры Отдельная постель 1922 4% 13% 21% 12% 1926 62% 62% 67% 67%
(НАРАО. Ф. 1, ед. хр. 77, л. 96).
Результатыэкспериментальной и опытной работы свидетельствовали о действенности иэффективности учебно-воспитательной работы коллектива сотрудников Шацкого.
Цели образования и воспитания
ЦЕЛИВОСПИТАНИЯ ВСЕГДА ОТРАЖАЮТ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА, ОНИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯПРОСТРАНСТВОМ И ВРЕМЕНЕМ, В КОТОРОМ ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ, НО НЕЛЬЗЯЗАБЫВАТЬ, ЧТО ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ ЗАВИСЯТ ТАКЖЕ ОТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ. НА КАЖДОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЮ НЕОБХОДИМО СОЗДАВАТЬМАКСИМАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ДУХОВНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ СИЛ ИСПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА.
Целиобучения и воспитания должны быть глубоко связаны между собой. Учитель долженпозаботиться о том, чтобы полученные ребенком знания, умения и навыки неслужили средством унижения или оскорбления другого человека, инструментомманипулирования сознанием людей. Надо не только научить считать ребенка, говорилШацкий, важно научить его не обсчитывать. Только синтез нравственного иумственного, волевого и эмоционального воспитания позволяет продуктивно решатьпоставленные жизнью вопросы.
УМЕНИЕДЕТЕЙ КООПЕРИРОВАТЬ СВОИ УСИЛИЯ В ДОСТИЖЕНИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ – ВАЖНАЯ ЦЕЛЬ РАБОТЫШКОЛЫ.
МысльТолстого, что именно дух класса, атмосфера обучения и воспитания являются определяющимфактором в процессе успешной работы учителя, привлекала Шацкого. Он всегдастремился создать атмосферу творческой активности, бодрой жизни, котораястроится совместными усилиями учителей и учеников. Школа, по мнению Шацкого, должнанаучить детей координировать свои усилия для достижения совместно поставленнойцели. В процесс обучения входило умение формулировать цель, находить ипланировать средства ее достижения, рефлексировать над трудностями, которыепомешали выполнить поставленные задачи, и успешно преодолевать их. Особоевнимание Шацкий уделял проблемам детского самоуправления, выступавшего важныминструментом создания условий для самоактуализации, саморегулированияжизнедеятельности детей. «На общих собраниях разбиралось поведение детей, назначалисьработы, дежурства по уборке общих мест, праздники. Часто дети выносили сюдаразличные деревенские события (воровство, драки, ругань), и здесь жепринимались те или иные решения и одобрения. Слова «скажу учительнице»замышлялись «вот скажу на собрании». На собрание выносились все вопросы. Детилюбили собрания и интересовались ими» (НА РАО. Ф. 1 ед. хр. 53, л. 99). Когда в колонии «Бодрая жизнь» было отмечено падение интереса к общим собраниям, тоучителя поручили старшим колонистам выявить причины создавшегося положения.Причины оказались следующими: перегруженность собраний многими второстепеннымивопросами, их затянутость, чрезмерное количество принимаемых постановлений, значительнаячасть которых не претворяется в жизнь. По настоянию Шацкого были выработанытребования к собранию. К нему надо было заранее подготовить вопросы, наметитьдва-три возможных решения, выделить ответственных, председателю собрания вестиего, добиваясь четкого порядка. Сотрудничество взрослых и детей, их довериедруг к другу, открытость сообщества инновациям, критике, росту, преодолениенеизбежно возникающих трудностей создавали благоприятныйморально-психологический настрой сообщества детей и педагогов.
НОВОЙШКОЛЕ ТРЕБУЕТСЯ УЧИТЕЛЬ, СПОСОБНЫЙ НЕ ТОЛЬКО ВЕСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ, НООБУЧЕННЫЙ ПРОЦЕДУРАМ И МЕТОДАМ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, УМЕЮЩИЙСОЗДАТЬ В СРЕДЕ БЛАГОПРИЯТНУЮ ОБСТАНОВКУ ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА. Многовнимания Шацкий уделял подготовке учителя с качественно отличными оттрадиционного педагога характеристиками. Успешность обучения учителемопределяется, прежде всего, его пониманием значений и смыслов деятельностишкольника. Учитель, заявлял он, должен научиться «пропускать материал черезсебя». С этой целью в Первой опытной станции занятия с преподавателямиорганизовывались так, чтобы учителя на собственном опыте прочувствовалитрудности и препятствия, которые встречает ребенок на пути овладения миромпонятий и действий.
Взглядна учителя как на «передатчика» знаний, умений и навыков детям ограничен ивреден. Узок и подход к подготовке учителя, где главным становится учебныйпроцесс, он должен быть дополнен обучением учителя исследовательской работе.Педагог обязан уметь изучать конкретные условия жизни ребенка в семье, вдетском сообществе, исследовать опыт детей, их мотивы и потребности. Не менееважным является помощь учителю в овладении такой функцией социального педагога,как работа в микросреде и совместно с микросредой работа над решениемучебно-воспитательных задач. Только учитель, умеющий вести преподавательскуюдеятельность, изучать и организовывать жизнь ребенка в социальной и природнойсреде, мог успешно трудиться в школе – центре воспитания в микросоциуме.
РЕФОРМАРАБОТЫ ШКОЛЫ ДОЛЖНА НАЧИНАТЬСЯ С РЕФОРМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ.
Выступаяперед учителями в Народном университете имени Шанявского в 1918 году, Шацкий сособой остротой подчеркнул ценность и необходимость программы обучения педагогарефлексии, его продвижения вперед на основе анализа достижений и ошибок, полученныхв личном опыте.
«Мыпассивны, слишком унываем, слишком критикуем, много отрицаем и мало созидаем…Мы слышим от всей нашей жизни, от всей нашей литературы, от всех газет призыв ксвободе, но свобода никогда не дается, а берется и берется страшнымисобственными усилиями… Если мы будем создавать лучшие школьные программы, даватьим новое содержание, встает вопрос: а кто же это будет проводить в жизни? Мыговорим о самодеятельности, самостоятельности детей. Но сами-то мы умеем лисамостоятельно делать, достигать, а не только говорить красивые слова?» (ШацкийС. Т. Дети и общество // Свободное воспитание. 1918. № 8. С. 55-57).
ЦЕЛЬВОСПИТАНИЯ ДОЛЖНА СТАВИТЬСЯ С УЧЕТОМ МАКРО- И МИКРОСОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯРЕБЕНКА.
Образовательнаязадача школы в ее широком понимании – клуба, библиотеки, игровой площадки –заключается в глубоком и тщательном исследовании позитивного и негативногоначала детской субкультуры. Нельзя забывать, писал Шацкий, что «улица»воспитала Горького и Эдисона, выработав в них стремление преодолеватьпрепятствия, упорно идти к намеченной цели. Неформальная группа удовлетворяетпотребности ученика в эмоциональных переживаниях, учит его ориентироваться всреде. Однако сильное влияние воровской субкультуры, ориентация на низкопробныепроизведения литературы и искусства, жестокость и грубость отношений требуютвоспитательной коррекции. Школа никогда не начинает с нуля, она стремитсяиспользовать ценное в субкультуре детей, чтобы поднять педагогический процессна новую ступень. Таким образом, согласно концепции ученого, цель воспитаниявсегда соотносится с целями социального окружения, в котором происходитпедагогический процесс. Позитивное в детской субкультуре используется какстроительный материал в обучении и воспитании.
ВОСПИТАНИЕКАК ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА.
Подлиннаяшкола, по Шацкому, преследует цель развить ребенка целостно и всесторонне, выдвигаяна первый план трудовую, эстетическую, умственную, физическую, социальнуюдеятельность. В синтезе, во взаимопроникновении друг в друга эта деятельностьспособствует многостороннему развитию личности. Важнейшей целью воспитанияШацкий считал проектирование процесса развития личности школьника. В первойгруппе школы ребенка следует знакомить с жизнью семьи с целью раскрыть горизонты,обогатить новыми знаниями. Во второй группе школы он знакомился с экономикой, культуройрайона, города или деревни, в котором он жил. В третьей-четвертой группемакросреда представлялась ему во всей полноте и сложности экономических, политических,культурных связей. Так, шагая со ступеньки на ступеньку, ребенок развивался засчет расширения пространства культуры. Главное, на что постоянно обращалвнимание Шацкий, размышляя о целях образования, выдвигать перед учеником всеновые, усложняющиеся задачи, постоянно приучая его формулировать их и до всего«доходить самому».
СРЕДСТВАОБРАЗОВАНИЯ
ТОЛЬКОШКОЛА, ОРГАНИЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЦЕЛЬЮ РЕШЕНИЯ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ПРОБЛЕМ,МОЖЕТ ЭФФЕКТИВНО ВОСПИТЫВАТЬ.
Классическаягимназия не уделяла внимания потребностям и интересам, социальным условиямжизни и учебы гимназистов. Воспитанный такой школой, человек был хорошотеоретически подготовлен, но не способен решать практические задачи.
Далекимиот потребностей и нужд реальной жизни оказались и «новые школы», широкораспространившиеся в России в начале века. Выросшие в тепличных условиях детиоказывались впоследствии совершенно неспособными сопротивляться трудностямжизни. Обучать и воспитывать детей с пользой для них, утверждал Шацкий, можнотолько в процессе постановки и решения личностно значимых проблем, ежедневно иежечасно встающих перед ними. Не изолировать детей от острых вопросовсовременности призвано воспитание, а учить решать проблемы в соответствии собщечеловеческими ценностями и идеалами.
Единаятрудовая школа в своей теоретической и педагогической направленности былаобращена к жизни. Однако в значительной части массовых школ подлинное участиедетей в решении актуальных жизненных проблем подменялось иллюстративнымматериалом. Шацкий с иронией рассказывал, как на уроках детей с помощью клея, ножници картона учили, как надо правильно укладывать мох между бревнами деревенскойизбы или же как экскурсия в лес подменялась лепкой деревьев из пластилина.
ШАЦКИЙСОЗДАЛ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВУЮ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ, ВЫСТУПАЮЩУЮ ЦЕНТРОМ ВОСПИТАНИЯ ВМИКРОСРЕДЕ, КООРДИНАТОРОМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ.
Вее основу была положена идея, которую ученый лаконично сформулировал в названииодной из своих статей: «Изучение жизни и участие в ней». Специально созданнаягруппа исследователей тщательно изучала культурные особенности жизни ребенка, егосоииальные, экономические, хозяйственные характеристики, воспитательныесредства, используемые в процессе социализации. Особое внимание уделялосьизучению жизненного опыта ребенка. Полученные знания анализировались, систематизировалисьи служили основой для разработок стратегии и тактики образовательной работышколы. Если обнаруживалось, что в крестьянском хозяйстве использовалисьмалоэффективные способы ведения работ, то школа организовывала детскуюкооперацию и с ее помощью внедряла новые сорта картофеля, свеклы, сои и другихкультур. Улучшение санитарно-гигиенических условий жизни детей, эстетизациябыта, обучение детей сотрудничеству в решении важных для сообщества проблембыли положены в основу разработанной Шацким воспитательной системы. Созданнаяученым школа принципиально отличалась от существующих за рубежом, былаоригинальна по замыслу и исполнению. Это хорошо понимал сам создатель и егосовременники. «Идею трудовой школы мы понимаем существенно различным образом отвсех идей, которые доныне распространены за границей. Мы говорим о трудовойшколе не только как о школе умственного труда, не только как о школе, котораяприменяет физический труд как метод преподавания, которая вводит у себямастерские разнообразного ручного труда, а как о трудовой школе, которая должнаизучать трудовую деятельность людей» (Шацкий С. Т. Пед. соч.: В 4 т. Т.З. С.11-12).
ШКОЛА,ВЫСТУПАЮЩАЯ ЦЕНТРОМ ВОСПИТАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ, ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬ КРАЕВЕДЧЕСКИЙМАТЕРИАЛ В КАЧЕСТВЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА.
Всеучителя Первой опытной станции имели в своем распоряжении и использовали вработе карту местности с нанесенными на ней селениями, школами, кооперативами, вней содержались основные сведения справочного характера по разным сторонамжизни волости.
Весьматериал был представлен в виде таблиц, карт, диаграмм, схем, удобных длязанятий с детьми. Например, из пособий, составленных на основе материаловизучения экономики, дети узнавали, что в волости 17000 кур, что каждая курицадает убыток 1-2 рубля в год и может дать такой-то доход при использованиирациональной технологии. Указывалась книжка, в которой можно было прочитать, какнужно ухаживать за курами на основе специально подготовленных материалов. Учительсоставлял ряд арифметических задач, при решении которых дети лучше знакомилисьс экономикой ведения хозяйства деревни и города.
Работашколы в центре города и работа школы на окраине, заявлял Шацкий, должныразличаться, потому что они находятся в существенно отличающихся условиях иработают с разными социальными группами. Неудачи школы в работе с детьми вомногом определяются тем, что не принимаются во внимание микросоциальные условияжизни детей и соответствующие интересы.
ТВОРЧЕСТВОВО ВСЕХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫХ С ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЕНКА, – НЕОБХОДИМОЕУСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.
СозданнаяШацким школа была ориентирована на творчество детей, пробуждение в них интересак самостоятельному поиску решения проблемы. Любимой приговоркой Шацкого была«Ты сам до этого дойди». Его непримиримое отношение к постановке образования вофициальной гимназии определялось прежде всего тем, что там ученик не имелвозможности свободно реализовать свои потребности и интересы. Только втворческой атмосфере школ Первой опытной станции могло сложиться отношениеребенка к своей деятельности, описанное учителем Г.А.Степиным. «Вчера назанятиях одна из девочек задумала сделать корытце для кошки (кормить кошку).Она принесла полено, отпилила от него брусок, я помог ей наметить контурыбудущего углубления, и она стала выдалбливать. После уроков Нюша забегает вшколу: «Мать похвалила меня. Говорит Вале (старшей сестре): вот ты большая, аничего дома не сделаешь». (НА РАО. Ф. 1 ед. хр. 226, л. 37). Свобода выбора творческого дела, его направленность на решение прикладной задачи, полезнойи важной для жизни окружающих, создание атмосферы стимуляции деятельности детей– все это важные характеристики стиля работы Шацкого.
ГЛАВНАЯЦЕННОСТЬ НЕ В ЗНАНИЯХ УЧЕНИКА, А В РАЗВИТИИ ЕГО МЫШЛЕНИЯ.
Этамысль ученого, настойчиво повторяемая им много раз, вызывала справедливуюкритику. Разве можно развить ум ребенка без фундамента знаний? Почему развитиеума и знания должны быть противоположны? Хорошо знавший Шацкого и друживший сним П.П.Блонский следующим образом выразил свое несогласие с позицией ученого.«По-моему, С. Т.Шацкий перегибал, когда утверждал, что школа должна даватьнавыки, а не знания. Я очень сочувствовал, когда он говорил о большом значенииприобретения умственных навыков, под которыми он, конечно, понимал неграмматику и арифметику, а то, что я назвал бы воспитанием ума. Но менякоробило, когда говорили: «а не знания»; я всегда хотел видеть детей народаочень много знающими» (Блонский П.П. Мои воспоминания. М., 1971. С. 169).Блонский был прав, обращая внимание на акцентирование Шацким идеи развитияребенка. Это была открытая позиция Шацкого, направленная против широкораспространенной тенденции «пичканья» разнообразными знаниями в ущерб интеллектуальномуразвитию ученика.
САМАЯПОСТАНОВКА ВОПРОСА О ТОМ, ЧТО РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕТСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДАСПОСОБНЫ ВОСПОЛНИТЬ ЗАТРАТЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ, ГЛУБОКО ОШИБОЧНА И ОПАСНА.
Детскийтруд имеет, прежде всего, воспитывающее значение. Школьники должны овладетьразнообразными формами трудовой деятельности, ибо все это поможет им в жизнипродуктивно решать производственные и хозяйственные проблемы. Воспитанникиколонии «Бодрая жизнь» могли делать многое: выращивать урожай, убирать школу, готовитьеду, вязать и шить одежду. Но когда кто-нибудь из инспекторов поднимал стольпопулярный среди соцвосовских деятелей вопрос о самообеспечении детей, товстречал резкую отповедь. Педагогов станции не убеждали доводы, что Болшевскаякоммуна или коммуна Дзержинского содержатся за счет заработанных воспитанникамисредств. «Коренной ошибкой Хоружего является то, что дети своими средствами немогут обставить жизнь (пища, одежда
ит. д.). В крестьянской семье ребенок также не сам добывает себе средства ксуществованию. Если мы говорим о воспитании детей, то ставить детей в условиянепосильного труда нельзя, тогда не будет умственного проявления и будет вреддля физического роста детей» (НА РАО. Ф. 1 ед. хр. 32, л. 165). Даже в самых кошмарных снах они не могли предположить массовое применение детского трудана плантациях хлопка, уборке картофеля и других культур, которое не только неспособствовало развитию детей, связи обучения с трудом, но представляло собойформу эксплуатации детей.
ОЦЕНКА
КонцепцияШацкого об использовании социализирующих факторов в учебно-воспитательномпроцессе была новой и оригинальной не только для России. Знакомившиеся сработой Шацкого иностранные педагоги отмечали инновационность, принципиальнуюновизну целей и задач. Новой была направленность педагогической деятельности наперестройку микросоциального окружения силами детей. Обращалось внимание наглубокое знание учителями и научными сотрудниками экономических, социальных икультурных факторов социализации, использование их в процессе обучения ивоспитания школьников. Поражал масштаб работы станции. Ничего подобного наЗападе в те годы не было. Высокий уровень владения коллективом педагогическойтехнологией, проявлявшейся в тщательной отлаженности всех форм организации детскойжизни, отмечали все без исключения зарубежные гости станции. В книге отзывовсохранилась запись делегации немецких учителей о работе станции, в которойговорилось, что по размаху деятельности станции, а также по особенностям методаработы она является педагогическим исследовательским институтом громадногозначения; в институте работает ряд выдающихся педагогов, во главе снебезызвестным в Германии С. Т. Шацким; опытную станцию посещают начинающие истарые педагоги не только Москвы и близлежащих областей, но и самых отдаленныхмест Советской России.
Однакоусловия и обстановка, в которых Шацкому пришлось воплощать в жизнь свои идеи, сильномешали ему. Станция постоянно находилась под угрозой расформирования. Шланескончаемая политическая травля Шацкого то как «представителя правого крыламосковских педагогов», то как толстовца. Ученый своей образованностью имасштабностью выпадал из общей массы соцвосовских работников. Начавшаяся вконце 20-х годов кампания, направленная на уничтожение старой интеллигенции, когдабыли репрессированы друзья и знакомые Шацкого, вызвала в Шацком глубокиепереживания. Вот что он писал Крупской: «Дорогая Надежда Константиновна! Послетяжелого раздумья обращаюсь к Вам с просьбой отпустить меня. Мне стало трудноработать в ГУСе, и я не надеюсь, что моя работа в нем была плодотворна. Я знаю,что огорчу Вас, но вот почему я прихожу к таким мыслям. Мы начинали с Вами этуработу вместе. Вы пригласили меня, и я, не колеблясь, пошел на Ваш зов. Явложил в работу много мыслей и считал ее своею. Мы серьезно и много совещалисьо
ееходе и направлении. Оно в общем сводилось к тому, чтобы сделать атмосферуНаркомпроса теплой, доступной, нужной и понятной массам, вдохнуть живойпедагогический дух в центре, поднять оживление и интерес к делу упедагогических работников, дать конкретное направление молодой русской школе.Все это меня сильно захватило и создало для меня большую привлекательность. НоВы, конечно, помните, что не всегда я чувствовал себя легко. Я постоянно ощущалхолодок недоверия к себе, как к «чужому» человеку в наркомпросовской среде, и ядобросовестно указывал Вам на это и выдерживал большую горечь (хотя бы вистории с Рафаилом) благодаря Вашей дружеской поддержке. Но чем дальше, темболее ответственную работу я беру на себя… Но вижу, что это далеко не просто,и что нужно иметь для этой работы, которую я себе наметил, – и безусловныйавторитет, и безусловное доверие. И ни того, ни другого я не чувствую.Атмосфера очень сгущена и полна неожиданностей. Меня сразил странный и вынужденныйуход ценнейшего работника – А.Н. Волковского из Соцвоса, который был моимпомощником. Как могли его отпустить, я не понимаю. Опять поднят вопрос о том, чтобына ответственных местах были только коммунисты. Что-то назревает: какой-топоворот в политике. И я особенно плохо себя чувствую. И не выдерживаю, и ненадеюсь, и решаю уйти, пока мне это деликатно не предложили» (РХДНИ. Ф. 12, оп.1, ед. хр. 1084, л. 130-131). Тяжелейшие условия насилия и бесправияразрушающим образом воздействовали на опытную работу ученого. Поэтому трудноговорить о целостности проведенной Шацким работы, ее законченности иоформленности. Однако получившая широкое признание теория и практика, воспитывающаяи образовывающая ребенка с учетом социализирующих факторов, несомненно, привлекаетсегодня внимание исследователей самых различных направлений.
ВОПРОСЫ
1.Что побудило Шацкого выбрать в качестве профессии педагогическую деятельность?
2.Перечислите основные этапы работы Шацкого.
3.Как Шацкий оценивает взаимосвязь воспитывающих и социализирующих факторов?
4.Каково отношение Шацкого к дилемме «ломать природу ребенка» или опираться на еезнание в процессе обучения и воспитания?
5.Почему, по Шацкому, невозможно существование педагогики исключительно кактеоретической науки?
6.Какие факторы, по мнению Шацкого, влияют на определение целей воспитания?
7.Что нового внес ученый в дело подготовки учителя?
8.Каковы основные характеристики разработанной Шацким идеи школы, отличающие ееот других моделей?
9.Почему Шацкий был противником идеи использования продуктов детского труда каксредства самоокупаемости школы?
10.Шацкий ставил перед собой следующие вопросы: «Как получился опыт ребенка?Откуда появилась у него ориентировка в окружающем, в известной мере достаточнаядля того, чтобы жить? Почему создавалась уже у ребенка, далеко прежде чем онпопал в школу, оценка разнообразных жизненных явлений, во всем их подавляющемколичестве’» (Шацкий С Т Пед соч. В 2 т Т 2 М, 1980 С 53)
Ставитли эти вопросы современная школа? Являются ли они для Вас смыслообразующими?
11Сотрудник Первой опытной станции Л Н Скаткин, много лет проработавший вместе сШацким, следующим образом охарактеризовал программные позиции коллективапедагогов
«Применявшиесядо сего времени способы разработки вопросов народного образованияхарактеризовались оторванностью научной работы от реальной жизни, отсутствиемсвязи между практической и исследовательской работой, при определениисодержания работы не принимались во внимание реальные условия среды, разработкаметодов направлялась в сторону выработки техники преподавания, а не анализаобразовательного процесса, отсутствовало опытное изучение дела народногообразования в целом в данных жизненных условиях» (Скаткин Л Н Первая опытнаястанция по народному образованию // Этапы новой школы М, 1923 С 7)
Согласныли вы с требованиями, предъявляемыми исследователем к педагогическим работам?Считаете ли вы, что эти требования сегодня претворены в жизнь? Какое бытребование вы добавили к ним?
12Проанализируйте запись школьника и ответьте на вопрос, какие цели воспитания, поставленныеШацким, воплотились в мотивах, установках, поведении ученика
«Когдая принес цветы из колонии, я стал их сажать в присаднике Сажаю и думаю – что я,из Америки, что ли, приехал? Со всех сторон изгородь облепил народ, все ребятасмотрели А когда цветы зацвели, бывало, идут мимо в праздники болоцкие илюбицкие, никто не пройдет, все остановятся и поглядят, а я смотрю в окно дапосмеиваюсь или выхожу поливать Мне понравилось ухаживать за цветами, и набудущий год я непременно буду брать цветы» (Шацкий С. Т. Пед. соч. В 4 т. Т. 2,С. 272)
13Сегодня тесты стали «модными» средствами исследования воспитания личностиОднако уже в 20-е годы Шацкий отмечал трудности в их использовании В чем сутьего замечания? Как избежать ошибок, о которых он предупреждает?
«КогдаВы изучаете педологию, Вы берете ребенка таким, как он есть, ребенка кактакового, но Вы не изучаете окружающей жизни, которая оказывает на него чрезвычайносильное влияние, то есть Вы не изучаете самих корней Возьмем для примератестирование Если я дам ребенку известную работу, буду испытывать всевозможныеего свойства, то увижу, что они очень изменчивы Так, например, если ребенкадома тяжело наказали, это не пройдет бесследно для его работы в школе, или жеон придет на занятия спокойный, то и реакции его будут совсем другие Еслиребенок плохо спал ночь, если он голодал или у него были какие-нибудь другиепереживания – все это при правильной оценке должны были принять во внимание, итогда мы получим возможность поправлять грубейшие ошибки по отношению к данномуребенку» (Шацкий С Т Пед соч. В 4 т. Т. 3, С 427)
14.Согласны ли вы со следующим высказыванием С. Т.Шацкого?
«Ядумаю, что было бы очень хорошо нам, педагогам, выработать в себе такого родаотношение к детям, что среди ребят нет ни злодеев, ни преступников, ни жуликов,ни лентяев, ни озорников, а все это вместе взятое является продуктом, следствиемтой среды, в которой ребенок живет, развивается, растет» (Шацкий С. Т. Пед.соч. В 4 т. Т.З. С. 178).
Список литературы
ШацкийС. Т. Педагогические сочинения: В 4 т. M., 1962-1964.
Наиболееполно представленное собрание сочинений ученого. Содержит вступительную статью,написанную сотрудником Шацкого Львом Николаевичем Скаткиным. Материалырасположены в хронологическом порядке, что облегчает пользование ими. Изданиесделано добротно, с любовью. В работе над ним принимала участие ВалентинаНиколаевна Шацкая, в то время академик Академии педагогических наук РСФСР, директорИнститута художественного воспитания.
ШацкийС. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980.
Изданиепредставляет собой «выжимку» из четырехтомника. Никаких новых документов оШацком, неизвестных ранее статей в этом издании нет. Предисловие написаносотрудником Шацкого Н.П.Кузиным. В послесловии Ф.А.Фрадкина «Научная школа С.Т. Шацкого» проанализирован вклад работавших с Шацким ученых в разработкутеоретических основ педагогической концепции Первой опытной станции.
ШацкийС. Т. Работа для будущего. Документальное повествование. Книга для учителя. /Сост.: В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин. М., 1989.
Вкниге представлены новые, неизвестные ранее документы о деятельности Шацкого:статьи, воспоминания, свидетельствующие о трудном пути педагога, академика, стремившегосявоплотить в жизнь свои замыслы о воспитании счастливого человека. В предисловииН.Н. Скаткина, ученика и последователя Шацкого, проанализирован вклад Шацкого впедагогику.
БершадскаяЛ. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого. М., 1960.
Монографиядает представление о жизненном пути и главных творческих идеях Шацкого. Онабыла написана в то время, когда были живы друзья и противники Шацкого.Исследователю удалось, опираясь на архивные материалы, беседы и интервью, раскрытьтворческий путь педагога. Тридцатилетие, прошедшее со времени изданиямонографии, многое высветило в педагогическом наследии ученого-педагога, и, естественно,некоторые материалы уже частично устарели. Отсутствие других исследованийподобного типа делает его незаменимым при подготовке курсовых и дипломныхработ.
ФрадкинФ.А., Малинин Г.А. Воспитательная система С. Т.Шацкого. М., 1993.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта aprol-pro.narod.ru/