Становление академизма

Становление академизма Болонская школа, одна из школ итальянской живописи. Живопись Болоньи заняла видное место в итальянском искусстве уже в 14 в выделяясь острой характерностью и экспрессией образов. Но термин "Б. ш." связывается преимущественно с одним из течений в итальянской живописи периода формирования и расцвета барокко. Б. ш. возникла после основания братьями Карраччи в
Болонье около 1585 "Академии вступивших на правильный путь", где впервые складывались доктрины европейского академизма и формы деятельности будущих академий художественных. Изучение натуры считалось в Б. ш. подготовительным этапом на пути к созданию идеальных образов. Этой же цели служила строгая система правил мастерства, искусственно извлечённая из опыта мастеров Высокого Возрождения. Художники Б. ш. конца 16 – 17 вв. (Карраччи,
Г. Рени, Доменикино, Гверчино) выполняли главным образом композиции на религиозные и мифологические темы, несущие печать идеализации и зачастую пышной декоративности. Б. ш. сыграла двойственную роль в истории искусства: она способствовала систематизации художественного образования, её мастера разрабатывали характерные для барокко типы алтарной картины, монументально-декоративной росписи, "героического" пейзажа, а в ранний период проявляли подчас искренность чувства и
оригинальность замысла (в т. ч. в портрете и жанровой картине); но в дальнейшем принципы школы, распространившиеся в Италии (а позже и за её пределами) и превращенные в догму, порождали в искусстве лишь холодную отвлечённость и безжизненность. Академизм (французское academisme) в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художественных академиях 16-19 вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. А. способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему "вечных" канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной "высокого" искусства, А. противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз.
Являясь, как правило, официальным направлением в дворянских и буржуазных государствах, А. обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусства. А. возник в конце 16 в. в Италии. Болонская школа, выработавшая правила подражания искусству античности и Высокого Возрождения, а также французскому А. 2-й половины 17-18 вв. (Ш. Лебрен и др.), усвоивший ряд принципов и приёмов классицизма, послужили образцом для многих европейских
и американских художественных академий. В 19 в. А. (возглавлявшийся А. Кановой в Италии, Д. Энгром во Франции, Ф. А. Бруни в России), опираясь на выхолощенную традицию классицизма, вёл борьбу с романтиками, реалистами и натуралистами, но сам воспринимал внешние стороны их методов, перерождаясь в эклектичное салонное искусство. Под ударами реалистов (в т. ч. рус. передвижников) и буржуазно-индивидуалистической оппозиции
А. распадался и лишь отчасти сохранился в конце 19 в. и в 20 в. в ряде стран, главным образом в обновленных формах неоклассицизма. Термин "А." понимается и расширительно – как любая канонизация, обращение в непреложную норму идеалов и принципов искусства прошлого. В этом смысле говорят, например, об А. некоторых школ эллинистической и древнеримской скульптуры (канонизировавших наследие древнегреческой классики) или ряда художников новейшего времени, стремившихся возродить концепции исторически изживших себя школ и направлений. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/