Становление хронополитики

Панарин А.
Проблемапространства-времени в общественных науках сегодня выступает в том же ракурсе,в каком она выступала в естествознании при переходе от классической механики кквантовой. Общественные науки своими средствами подходят к выводу о том, что всовременном обществе, в отличие от традиционного, нет единого для всехсоциальных групп пространства-времени. Типология социальных формпространства-времени становится важной задачей политологии, ибо без осознанияспецифики пространства-времени различных обществ и групп в рамках одного и тогоже общества невозможны современная политическая аналитика и прогностика, теорияпринятия решений. В неравномерно развивающихся обществах — а всякое общество,вырвавшееся из традиционного застоя, развивается неравномерно — каждый секторэкономики и каждая социальная группа обладают неодинаковой ритмикой.Авангардные отрасли экономики, как и авангардные группы, вырабатывают два типаинформации: необходимую, предназначенную для обеспечения процессавоспроизводства, и «прибавочную», активно заимствуемую другимисоциальными группами. Однако это вовсе не означает, что историческое развитиепредставляет монолог авангардных групп и классов; моносубьектную парадигмупрогресса можно отнести к пережиткам авторитарного мышления, не знающегодиалогов и взаимодействий. История не знает монологов, как и последовательноосуществляемых проектов «лучшего будущего». Социально-политическаяпрактика представляет собой опыт группового взаимодействия, результирующаякоторого всегда отличается от монологических ожиданий. Поэтому реальноепространство-время всегда отличается от суммарного: сказывается косвенныйэффект незапланированных взаимовлияний и коррекций.
Этокасается как временных ритмов, так и пространственных локализаций. Реальноепространственное присутствие некоторых групп общества заведомо превышает ихдолю в населении; их влияние может затрагивать более широкие слои, в том числеи такие, которые находятся вне физических контактов с ними: сказывается эффектдальних взаимодействий и тонких социокультурных влияний.
Вцелом можно сказать, что историческая судьба различных социальных группопределяется особенностями их пространственно-временного континуума; чем болеемедленную временную ритмику избрала та или иная группа, тем выше вероятностьтого, что и ее традиционное пространство будет сужаться в результате вторженияболее динамичных групп. В этой закономерности проявляется одна из самыхдраматических сторон современного социального бытия.
ВРоссии проблема хроно- и геополитики всегда выступала крайне остро по причинепромежуточного в цивилизационном отношении (между Востоком и Западом) положениястраны. Во временном отношении это драматизм чередования застойного икатастрофичного (прерывного времени); в пространственном — угрозанезапланированных геополитических сдвигов. Всякая крупная общественная реформапорождает неожиданные возмущения и сжатия геополитического пространства — вплоть до угрозы распада страны — в качестве косвенного последствия самыхблагонамеренных реформационных начинаний. Проблема пространственно-временнойстабилизации страны, перехода от циклично-прерывного времени к линейному и отнеустойчивого геополитического положения к устойчивому выступает как важнейшаяиз стратегических задач современной реформы.
Политическое время. Хронополитика
Плюрализмтипов социального времени. Пожалуй, центральной временной дихотомиейсовременного мира является различение линейного и циклического типов социальноговремени.
Уникальностьзападного типа цивилизации проявилась в том, что ему впервые удалось вырватьсяза рамки циклического, вращающегося по кругу времени и освоитьлинейно-кумулятивный тип времени. Парадокс состоит в том, что драматическаянасыщенность времени разного рода событиями (войнами и завоеваниями, захватом иразрушением одних государств и возвышением других, возникновением новых религийи массовых движений, геополитическими сдвигами) на Востоке не ниже, азначительно выше, чем на Западе. Дело, однако, состоит в том, что вся этадраматургия развертывается в рамках господствующего перераспределительногопринципа. Этот принцип означает, что историческое время здесь представляетсобой перетасовку карт из одной и той же колоды. Общественный процесс выступаеткак игра с нулевой суммой: изьятие у одних для возвышения других. И посколькусовокупный общественный потенциал в этой системе «стабильного способапроизводства» практически не растет или растет крайне медленно, то энергиясоциального возвышения одних примерно равна энергии социального падения(опустошения) других. Достигнув точки абсолютного упора, маятник историиповорачивается в противоположном направлении. И не случайно восточныегосударства нередко так велики (на Западе только США составляет единственноеисключение как «сверхдержава»). В условиях господстваперераспределительного принципа государство может расширить время своей жизни,только расширив пространство экстенсивно используемых и без концаперераспределяемых ресурсов.
Западпредставляет новый тип земной цивилизации, которой в каких-то существенныхаспектах жизни удалось вырваться из плена циклического времени и войти влинейное, кумулятивное. Институты западной цивилизации являются своего родалинзой, фокусирующей добываемую в обществе информацию таким образом, что онастановится источником преобразующих технологий — промышленных и социальных.Современной общественной науке еще не до конца известна природа этой линзы. Ново всяком случае ряд базовых элементов не вызывает сомнений.
Первымнадо назвать логический дискурс — рациональное логическое мышление, законыкоторого были открыты греками. Логический дискурс в каких-то существенныхмоментах альтернативен слепым коллективным верованиям. С помощью логикиличность может отстоять и доказать свою индивидуальную правоту вопреки мнениюбольшинства. Логика позволяет индивиду как бы «вынести за скобки»коллективные верования и мифы и остаться «один на один» среальностью. Это вовсе не ставит под сомнение общественную природучеловеческого мышления и познания; но логика есть такой способ мышления,который предполагает, что между общающимися индивидами помещается некотороепосредническое звено — обьект, свойства которого не зависят от обоюдныхсимпатий или антипатий, а существуют сами по себе. Законы тождества (А=А),достаточного основания (если А, то Б), исключенного третьего (А или не-А)бросили вызов мифологическому произволу первобытного мышления.
Второйиз элементов, образующих фокусирующую линзу Запада, связан с иудео-христианскиммонотеизмом. Вместо природы, полной богов, появляется один Бог, командующийпорядком вещей извне — из горних далей и отдавший природу в услужение человеку.Природа, выкупленная у старых богов и отданная человеку, стала быстропревращаться в средство, в кладезь богатств и орудий труда.
Таксоздавались глубокие социокультурные предпосылки инструментального отношения кмиру. Информация, относящаяся к области средств, стала отделяться отинформации, относящейся к сфере ценностей: появился особый, орудийный мир. Собственно,специфика Запада состоит в этом скрупулезном отделении инструментальных средствот ценностей и в опережающем приращении инструментальной информации посравнению с информацией ценностной. Прежние культуры умели создаватьнепревзойденные шедевры, относящиеся к ценностному миру, но они не владелитайной отделения мира ценностей от мира ценностно нейтральных средств, оторудийной сферы.
Следующеезавоевание Запада касается формирования автономной личности, душа которой непринадлежит целиком коллективу, не растворяется в нем, а способна через егоголову адресоваться в горние сферы. Именно этим было положено начало отделениюинтенсивного от экстенсивного, сотворенного нового от воспроизведенияизвестного, традиционного. Стал обосабливаться труд творческий, создающий нечтонебывалое, от труда коллективного, «тиражирующего».«Тиражирующий» коллективный труд репродуктивен — он перераспределяетресурсы и дает комбинации уже наличного, известного. Творческий трудпродуктивен — он создает то, чего не было. (Вероятно, с их различием связановведенное Кантом различение гения, творящего в искусстве, и таланта,работающего в науке. Талант действует в сфере трансцендентального — априорныхколлективных норм, гений черпает вдохновение из сферы трансцендентного — выходящегоза пределы возможного опыта). С позиции «тиражирующего» труда любыересурсы являются исчерпаемыми, и потому любому сообществу грозит перенаселение,если не будут освоены новые пространства. С позиций творческого труда проблемасостоит не в том, чтобы добыть уже известные ресурсы из нового пространства, ав том, чтобы извлечь качественно новые ресурсы, пребывая в том же пространстве.С позиций мотыжного земледелия Земля уже была перенаселена к началунеолитической эпохи. С позиций современных аграрных технологий для того, чтобыпрокормить все человечество, достаточно 5-7% обрабатываемых земель земногошара.
Говоряо линейном времени, мы имеем в виду долговременные кумулятивные процессы,фиксируемые статистикой, такие, например, как рост средней продолжительностижизни, производительности труда, национального дохода на душу населения. НаЗападе вспыхивали войны и революции, рушились режимы, менялись нравы, но вотуже в течение 250 лет медленно, но неуклонно, из поколения в поколение растутсоответствующие показатели. Следовательно, экономические и демографическиепроцессы в значительной мере вырвались за рамки циклического времени, всевозвращающего на круги своя, и вошли в новое, линейное время. Это неперераспределительное, а продуктивное время. Значительная часть общественныхпроцессов и на Западе по-прежнему пребывает в циклическом времени; внутрисамого линейного времени хранятся следы циклического, например, в видеэкономических или поколенческих циклов, либо непредвиденных «откатовназад» в отдельных сферах жизни. Но остается фактом, что непрерывныекумулятивные процессы в целом ряде сфер жизнедеятельности в общем придают имлинейный характер. Многие политические институты Запада и механизмы егообщественной жизни можно рассматривать как антиэнтропийные, препятствующиевозвращению общества из линейного времени в циклическое. Так, например,существует относящееся к этому правило: чем полнее системапартийно-политического представительства, охватывающая все группы интересов,чем шире круг участников процесса принятия решения, тем выше вероятность того,что решения окажутся необратимыми: не найдется группы, потребующей в будущем ихпересмотра на противоположных началах. Напротив, авторитарные режимы, ригидныеобщественные структуры, защищающие монополию одних групп в ущерб другим, то идело оказываются отброшенными в циклическое время: через определенныепромежутки кажущегося вечным застоя наступает внезапный взрыв, и победа,которая казалась «полной и окончательной», вдруг сменяетсяпоражением, новым переворотом, новой монополией — и так до нового взрыва.
Гибкостьобщественных структур и открытость системы, допускающей непрерывные мелкиеизменения, являются гарантией от взрывов циклического времени, сменяющегозастои неожиданными катастрофами.
Вцелом следует отметить растущую ценность линейного времени: эволюции, связанныес непрерывными кумулятивными эффектами, предпочтительнее революций, частоявляющихся, как показывает опыт, фазами циклического времени, потрясающимиобщество и делающими жизнь непредсказуемой.
Вэтом смысле линейное время является «образцовым», и эволюцию многихобщественных институтов современности можно оценить как движение в сторонулинейного времени.
Новысшим гарантом линейного времени является творчество: там, где общественная жизньлишена творчества, там ресурсный потенциал скоро оказывается исчерпанным, чтоозначает приближение «попятной фазы» цикла: возврат старых запретовили реванш старых групп, новый виток перераспределительства.
Другойпроблемой политической жизни и теории является сбалансированность времениразличных общественных процессов, в особенности в эпохи модернизаций, когдаобщество «снимается с якорей» и устремляется навстречу желанному, ноостающемуся мало предсказуемым будущему.
Медленнеевсех других течет время глубинных социокультурных процессов, связанных сизменениями архетипов национального сознания. Поэтому так часто оказывается,что, заимствуя новейшие общественно-политические формы, общество вкладывает вних старое социокультурное содержание.
Скажем,традиционного бая заменяет секретарь райкома, но черты старой психологии ипрежних нравов остаются.
Есливремя быстрых процессов оказывается отпущенным на свободу или тем болеефорсируется, тогда как другие процессы, обладающие иной ритмикой, заметноотстают, то появляется угроза, с одной стороны, полной разбалансированностипотоков времени и дестабилизации общества, а с другой — наполнение новых формстарым содержанием, относящимся к сферам замедленной временной динамики.
Тои другое мы сегодня имеем в нашей стране, где преобразования в идеологическойсфере заметно опередили собственно политические, а последние намного превысилисвоим динамизмом темпы экономических преобразований и перемен, относящихся кдолговременным установкам и архетипам национальной политической культуры. Однойиз важнейших временных дисгармоний, непосредственно влияющих на политическийпроцесс, является разрыв между темпами роста притязаний различных группнаселения и приращением их реальных социально-экономических возможностей, а такжеобщими перспективами «вертикальной» социальной мобильности, имеющейсяв обществе.
«Срединное»время по некоторым показателям наиболее сродни линейному времени. Опытреволюционных эпох, наэлектризованных экзальтированными ожиданиями светлогобудущего, призванного положить конец всем социальным несправедливостям и всепоменять местами, показывает, как легко в эти времена соскользнуть в нигилизмотложенных на завтра обязательств, как часто люди пренебрегают нормамиобщежития в надежде, что «светлое будущее» все равно вскоре ихотменит или что ими следует «временно пожертвовать» для егоприближения. Чудовищное разрушение и опустошение повседневности, третируемой«революционным авангардом» вместе с «презренной» теориеймалых дел, отвлекающей от «эпохальных свершений», привели к тому, чторазрыв между «аванпостами прогресса» (космической эпопеей, прорывамив отдельных сферах производства и социальной жизни) и повседневной жизнью«маленького человека» достиг нетерпимой величины. Возник феномен«отчужденного прогресса», пренебрегающего повседневными запросамирядовых людей, требованиями личного благополучия. Этот прогресс, достигнутый засчет предельной деградации повседневности, разрушения природы и человека,оказывается тем самым отступлением из линейного в циклическое время, чреватоебумерангом возвратных эффектов.
Вкакое же время помещают себя группы, не принадлежащие к ведущим? Здесьнаблюдается многозначительная дифференциация.
Группы,не чувствующие непреодолимой ту дистанцию, которая отделяет их от ведущихгрупп, помещают себя в мобилизующее ускоренное время. Так, например, женщины внастоящее время успешнее мужчин овладевают высшим образованием — сказываетсямобилизующий эффект ускоренного времени, призванного устранить или сократитьсоциальную дистанцию с мужчинами. Так, некоторые этнические группы быстрееовладевают «модными профессиями», ибо чувствуют себя способныминаверстать упущенное, сократить унаследованное от прошлого отставание.
Подобногорода эффекты ускоренного времени мы наблюдаем в деятельности молодежи, котораястремится поскорее овладеть вершинами, сократить время заниженного статуса.Вероятно, такие же процессы ускоренного (мобилизационного) времени мы видим вобществах, отставших в прошлом и стремящихся побыстрее взять реванш. Ускоренноевремя связано с азартом творческого соперничества, нередко контрастирующего сизвестным социальным флегматизмом групп, уже добившихся своего.
Такимво многом оказался XX век для России: попытка эсхатологического прорыва всветлое будущее через разрушение старого мира обернулась неслыханной потерейвремени, невиданным социальным расточительством. Но это — урок и для правящихэлит и привилегированных групп. Отказываясь от своевременных уступок низамсоциальной лестницы, они рискуют ускорить приход эсхатологического времени,способного похищать линейное время медленного и неуклонного развития. Группы,более срастившиеся с лучшим типом времени — линейным, должны делать все, чтобыего сохранить; а это возможно только посредством перехода ко все более гибким иоткрытым, мягко эволюционирующим общественным формам, никого не лишающим своегошанса.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.i-u.ru/