Становление и особенности президентской формы правления в Российской Федерации

–PAGE_BREAK–2. Статус Президента Российской Федерации

Прежде чем приступить непосредственно к исследованию статуса Президента РФ, определимся, что означает сам термином «статус».

Слово «статус» переводится с латинского как «положение или состояние кого-либо (чего-либо)», поэтому термины «правовой статус» и «правовое положение» обычно употребляются как синонимы и используются для обозначения места субъекта в правовом общении[7].

Наиболее общим образом правовой статус можно определить как юридически закрепленное положение субъекта, поэтому иногда говорят также о юридическом статусе.

Следует отметить, что вопрос о структуре правового статуса субъекта права также является дискуссионным. Данный вопрос в науке четко разработан только по отношению к юридическому положению личности. При этом необходимо согласиться с теми исследователями, которые выводы, сделанные наукой о структуре правового статуса личности, применяют и при определении элементов правового статуса иных субъектов.

Так, Козлова Е.И. определяет содержание правового статуса личности следующим образом: «Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права»[8]. Баглай М.В. по этому поводу пишет: «Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина»[9].

Таким образом, сопоставляя трактовки содержания правового статуса личности, высказанные различными учеными, можно заключить, что некоторые элементы с необходимостью присутствуют в большинстве определений — это права, свободы, обязанности.

Правовая модель статуса Президента РФ включает в себя следующие элементы: социальное назначение; функции; полномочия; формы осуществления полномочий; принципы и методы деятельности; порядок получения и прекращения статуса.

По мнению Жилинского С.Э., с которым следует согласиться, данная модель обладает рядом достоинств. Она прежде всего системно увязывает между собой все составляющие статуса Президента РФ – от получения статуса до его утраты, независимо от того, в каком нормативном акте содержится соответствующая норма права. При этом каждый последующий элемент как бы надстраивается над предыдущим, что придает содержанию статуса необходимую и четкую иерархичность,  последовательность.

Достоинство предложенной модели состоит и в том, что она, по сути, является универсальной, может быть «приложена» к любой государственной структуре. Элементы, приведенные в президентской правовой модели, присутствуют в статусе каждого органа государственной власти Это дает возможность приводить элементы статуса различных государственных органов как бы к одному общему для всех знаменателю, по единым для них параметрам сравнивать между собой, обнаруживать у них общее и особенное[10]. 

По мнению Козловой Е.И. и Кутафина О.Е., Стержнем характеристики правового статуса учреждаемого Конституцией органа государственной власти и Президента в том числе, являются: 1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая функциональное назначение государственного органа, и 2) место, которое отводится в Конституции посвященным ему нормам.

Второй признак, хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое значение, поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции концепция построения системы государственной власти[11].

Приведенные позиции относительно содержания правового статуса Президента РФ равным образом имеют право на существование и, по моему мнению, дополняют друг друга.

Исходя из этого, отправными правовыми установлениями для анализа статуса Президента Российской Федерации являются ст. 80 Конституции и место в Конституции главы 4, посвященной Президенту.

Статус Президента РФ обычно называют конституционным, что, однако, неполно отражает правовое положение главы государства. Правовые нормы, так или иначе раскрывающие статус Президента РФ, содержатся не только в Конституции РФ, но и во многих других законодательных и нормативных правовых актах – Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве РФ»[12], Федеральном законе от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента РФ»[13], Гражданском кодексе РФ и других. Помимо федеральных законов ряд элементов статуса Президента РФ получил конкретизацию в указах самого Президента, постановлениях Конституционного Суда РФ при использовании последним своего конституционного права давать толкование Конституции РФ.

Вместе с тем, несомненно, первостепенное значение Конституции РФ в определении статуса Президента РФ. Поэтому, исследуя данный статус, целесообразно обратить внимание в первую очередь на саму Конституцию РФ, на выявление ее действительного места в правовой основе российского общества и государства, в том числе института президентства.

В соответствии со ст. 81  Конституции РФ выборы Президента РФ осуществляются наиболее демократическим путем — на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На конституционном уровне не закрепляется альтернативность выборов, однако в законодательстве о выборах она признается обязательной. Имеет место она и в практике избирательных кампаний.

Конституция определила те требования, которым должен отвечать кандидат в Президенты: гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. По сравнению с законодательством зарубежных стран, это достаточно низкий возрастной уровень.

Конституция РФ исходит из принципа равного гражданства, не оговаривая, в отличие от конституций некоторых стран, в качестве обязательного условия, что лицо, избираемое Президентом, должно быть гражданином той или иной страны по рождению. Не затрагиваются и такие условия, как обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности, что тоже имеет место в конституциях ряда стран.

Конституция 1993 г., в отличие от ранее действовавшей, сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Это объясняется тем, что, как показывает опыт многих зарубежных стран, в весьма зрелом возрасте человек может сохранить достаточно высокий уровень здоровья, энергии, организаторских способностей и эффективно использовать свой большой политический опыт.

Новой нормой в Конституции 1993 г. явилось введение требования о постоянном проживании в Российской Федерации не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. подробно определяет порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования соответствующих мероприятий, формирования и организации работы избирательных комиссий разного уровня, обжалования их решений и действий, составления списков избирателей, образования избирательных объединений и блоков, порядок голосования, определения и опубликования его результатов и т.д.

Нормы названного закона соответствуют тем установлениям о порядке проведения выборов, которые закреплены в базовом Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[14].

Срок полномочий Президента РФ — четыре года.

Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это установление имеет цель воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, появлению и сохранению стойких корпоративных групп, открыть пути притока в эшелоны власти свежих сил, политических деятелей и лидеров нового поколения. Конституция предоставляет способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, право выдвижения на другой срок, кроме очередного.

После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность, которое происходит на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Присяга приносится народу. Ее текст установлен в ст. 82 Конституции РФ.

 Местопребыванием Президента, его резиденцией является столица России — Москва, Кремль. Символами президентской власти в Российской Федерации являются штандарт (флаг) Президента Российской Федерации и Знак Президента Российской Федерации.

Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства. В ранее действовавшей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации. Придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными причинами, которые изложены в предыдущей главе настоящей работы.

Принципиально новая дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

В Конституции РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента Российской Федерации достаточно коротким четырехлетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в статье 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации. В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Это относится и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности.

Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Еще одним аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти[15].

Президент обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции). Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в отличие от неприкосновенности депутатов.

Такая формула свидетельствует о высокой степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от народа на основе свободных выборов.

Как отметил Конституционный Суд в своем Постановлении от 11 июля 2000 г. по делу о толковании статей 91 и 92 (ч. 2) Конституции в их взаимосвязи, Президент является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства и никто не может присваивать его властные полномочия[16].

Однако неприкосновенность Президента нельзя трактовать как абсолютную. Предусмотрена в Конституции и возможность отрешения Президента от должности. Досрочное прекращение полномочий Президента, в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, может произойти вопреки согласию Президента.

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны государственной деятельности, их можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные с:

1) формированием федеральных органов государственной власти;

2) участием в законотворчестве;

3) функционированием исполнительных органов государственной власти;

4) обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;

5) внешней политикой и обороной;

6) иными сферами государственной деятельности.

Президент для реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации не должны противоречить ее Конституции и федеральным законам (ст. 90). Это означает, что названные акты являются подзаконными. Однако как таковые они имеют определенные особенности:

1) сама формула «не должны противоречить Конституции и федеральным законам» отличается от той, которая устанавливает подзаконность актов Правительства. В соответствии со ст. 115 постановления Правительства издаются «на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации»;

2) в отношении указов Президента в Конституции не предусмотрена их отмена. Соответствие нормативных указов Конституции может быть установлено только Конституционным Судом в порядке конституционного судопроизводства;

3) указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что: 1) отсутствует соответствующий федеральный закон по данному предмету регулирования; 2) такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам; 3) их действие во времени ограничено периодом до принятия соответствующих актов законодателем. Данный вывод вытекает из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и подтвержден в одном из последующих постановлений Конституционного Суда[17].

Издание указов и распоряжений — основная форма, посредством которой реализуются конституционные полномочия Президента. Эти акты могут быть как нормативными, так и ненормативными. Только нормативные акты Президента могут быть оспорены в Конституционном Суде.

Еще одной немаловажной составной частью статуса Президента РФ являются социальные и иные гарантии Президенту и членам его семьи. Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001 г. №12-ФЗ[18] (он не распространяется на Президента, отрешенного от должности) устанавливает следующие правовые, социальные и иные гарантии:

1) пожизненно предоставляется государственная охрана;

2) сохраняется право на медицинское обслуживание в прежнем порядке (Президенту и членам его семьи);

3) жизнь и здоровье Президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета;

4) Президент обладает неприкосновенностью, которая распространяется на деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента. Однако он может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Если это деяние совершено в период исполнения полномочий Президента, то лишение неприкосновенности требует согласия Государственной Думы по представлению Генерального прокурора;

5) Президент имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента;

6) Президенту предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач; он может бесплатно пользоваться правительственной связью;

7) Президент имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников.

Федеральный закон детально определяет конкретные условия реализации этих гарантий Президенту, прекратившему исполнение полномочий, и членам его семьи.

Рассмотрев основные элементы статуса Президента РФ, следует обратить внимание также на его отличительные особенности в сравнении с правовым положением президентов других стран, что и будет сделано в следующем разделе данной работы.
    продолжение
–PAGE_BREAK–