–PAGE_BREAK–РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1 Роль коммерческих банков в развитии экономики
В современной рыночной экономике с разделением труда банковская система имеет огромное значение благодаря связям этой системы со всеми секторами экономики.
Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но, одну из важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом. На сегодняшний день банки призваны:
– аккумулировать свободные денежные средства;
– выполнять функции кассиров хозяйственных субъектов;
– производить эмиссию.[20, 85]
Сейчас невозможно представить гармонично развитое государство без разветвленной сети банков. И действительно, банки играют в современной экономике роль многочисленных сердец, с помощью которых возможно развитие и становление экономико-политической мощи государства. На сегодняшний день, банки являются экономическим инструментом в руках правительства.
Самые важные задачи банков заключается в обеспечении бесперебойного денежного оборота и оборота капитала, в предоставлении широкого круга возможностей вложения денежных средств с целью накопления сбережений народного хозяйства.
Преобразование централизованной плановой экономики бывшего Советского Союза, а также Казахстана, в эффективную рыночную экономику будет успешным только в случае, если будет создана соответствующая государственная типовая основа. Для этого параллельно с частной собственностью на средства производств, свободой занятия промыслом и свободной заключения договоров, конкуренцией, эффективной государственной администрацией, а также тарифной автономией и равновесием интересов различных социальных групп необходимо обеспечить функционирующую систему ценообразования и стабильности валюты. [19, 55]
При этом понятие денежной стабильности имеет огромное значение для социально направленной рыночной экономики. Девальвация денег искажает не только систему ценообразованием, и таким образом фальсифицирует сигналы, поступающие от рынка, она отрицательно отражается на решениях предприятий в отношении капиталовложений и лишает из основы накопления собственного капитала. Инфляционные процессы являются в особой степени несоциальными, так как они в огромном масштабе отражаются на формах хранения денег, которые выбирают более бедные слои населения и в крайних случаях могут полностью уничтожить сбереженные вклады экономически слабого или плохо проинформированного населения.
Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По вертикали — отношения подчинения между Центральным банком как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями — коммерческим и специализированными банками; по горизонтали- отношение равноправного партнерства между различными низовыми звеньями. При этом происходит разделение административных функций и операционных, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк остается банком банков в полном смысле этого слова только для двух категорий клиентов — коммерческих и специализированных банков и правительственных структур, причем преобладающими становятся функции «банка банков» и управления деятельностью банковских учреждений в целях регулирования и контроля за функционированием рынка кредитно-финансовых услуг.
Также для формирования банковского сектора в экономике рыночного типа, на мой взгляд, имеют значение не только процессы, происходящие внутри банковского сектора, но, прежде всего, взаимодействие, взаимовлияние и взаимообусловленность этих процессов с процессами макроэкономического уровня.
Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений. [11, 65]
Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадает с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенных в банке.
Вторая важнейшая функция коммерческих банков — стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств.
Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках.
Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.
Третья функция банков — посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.
Как инвестиционный консультант банк оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Если банк берет на себя роль инвестиционной компании, то он занимается организацией выпуска ценных бумаг и выдачей гарантий по их размещению в пользу третьего лица; куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, т.е. объявляя на определенные ценные бумаги «цены продавца» и «цены покупателя», по которым он обязуется их продавать и покупать.
Когда банк размещает свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени и все риски, связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банка, то он выступает в качестве инвестиционного фонда. Необходимым условием выполнения роли инвестиционного фонда является наличие в штате банка специалистов по работе с ценными бумагами.
1.2 Особенности банковской системы Казахстана
Во всех странах банковское дело в течение нескольких лет испытывает глубокие изменения. Экономический кризис с одной стороны, технологический прогресс с другой усиливает воздействие конкуренции, которая давлеет над банковским миром. Чтобы приспособится к эволюции условий окружающей их среды банки должны прибегнуть к беспрецедентной модернизации. Причем, это характерно не только для современных банков, но и для всей истории банковского дела.
Банковская система Казахстана характеризуется рядом особенностей. В большинстве стран СНГ кредитно-финансовая система находится в промежуточном положении между старой, жесткой и монополизированной системой (Госбанк — специализированные банки — филиалы) и двухуровневой системой (Нацбанк — коммерческие банки). В Казахстане в общих чертах сформировалась и начала действовать двухуровневая банковская система. Бывшие спецбанки кредитуют, как и прежде, своих постоянных клиентов (в основном государственные предприятия и организации и отраслей) и акционеров по льготным ставкам. Это обстоятельство вынуждает менее мощные коммерческие банки также сохранять относительно льготное кредитование в борьбе за своих вкладчиков. Более 90% вкладов населения находится на счетах в учреждениях сберегательного банка, что вызвано высоким доверием к нему (это единственный банк сохранность вклада в который гарантируется государством), а также доступностью его учреждений. Сберегательный банк — практически единственный банк занимающийся кредитование физических лиц. Новые коммерческие банки, как правило, не интересуются мелким клиентами и не всегда сами желают работать с населением. Доля вклада населения в пассиве коммерческих банков устойчиво не поднимается выше 0,5%. В последнее время однако и они в поисках свободных средств начинают применять новые формы работы, привлекающие частных вкладчиков, — срочные вклады, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя, акции, облигации. [23, 114]
Менее монополизирована сфера расчетного обслуживания юридических лиц. За крупных клиентов, хранящих или пропускающих через свои счета солидные средства, идет настоящая конкурентная борьба.
Основной вид активных операций Казахстанских коммерческих банков — кредитование юридических лиц (35-37% актива). Можно выделить несколько закономерностей присущих этому виду банковской деятельности. Во-первых, характерен чрезвычайно высокий удельный вес краткосрочных кредитов (95-96%), неизменна тенденция к росту данного показателя. Средний срок кредитов составляет 3-4 месяца, что вызвано высоким уровнем риска и неопределенности в условии кризиса и инфляции. Во вторых, ставки по кредитам государственным предприятиям ниже, чем по кредитам альтернативному сектору экономики, а по кредитам на расширение и модернизацию производство ниже, чем по кредитам на торгово-закупочные мероприятия. При кредитовании предприятия различных форм собственности применяются различные формы обеспечения возвратности ссуды: страхование, перестрахование, гарантия, залог, заклад. К другим видам операций коммерческих банков относятся вложения в свободно конвертируемую валюту — (40% активов) и выдача межбанковских кредитов (2% активов). Неполучили широко распространения новые виды банковских операций: вложение в ценные бумаги и паи (0,5-0,6% активов), трастовые операции, лизинг. Помимо кредитов хозяйственным органам и банкам, значительная часть средств коммерческих банков размещена на корреспондентских и резервных счетах в Нацбанке и в кассе (15-16%). Из источников средств банков можно выделить прежде всего средства на текущих и расчетных счетах предприятий, кредиты других банков, в первую очередь Нацбанком, собственные средства банков. Минимальная и максимальная процентные ставки составляли по депозитам соответственно 100 и 180%, по коммерческим банковским кредитам. На рост процентных ставок по кредитам влияет увеличение учетной ставки Нацбанка.
К настоящему времени сложилась ситуация, когда банковские учреждения в Казахстане действуют как универсальные банки, без относительной специализации. [23, 117]
1.3 Особенности банковской системы США
В начале ХХ века в США имелось не менее 5 тысяч эмиссионных (национальных) банков, каждый из которых обладал правом выпускать в обращение банкноты на сумму своего основного капитала. При этом каждый из национальных банков был обязан принимать в уплату билеты всех остальных банков (несмотря на то, что они не являлись законными платежными средствами).
Сегодня банковская система США состоит из [29, 8]:
– Федеральной резервной системы, выполняющей функции центрального банка страны;
– Коммерческих банков;
– Инвестиционных банков;
– Сберегательных банков;
– Ссудосберегательных ассоциаций.
Организационная структура Федеральной резервной системы США схематично показана в Приложении А.
Банки в США раздельного подчинения. Это означает, что для части коммерческих банков (национальных банков) лицензирование, контроль, надзор и регулирование их деятельности осуществляется федеральным правительством, а для другой части – властями отдельных штатов.
С учетом регулирования все американские банки можно разделить на четыре группы:
– Национальные банки;
– Банки штатов – члены Федеральной резервной системы (ФРС);
– Банки – не члены Федеральной резервной системы, входящие в Федеральную корпорацию страхования депозитов (ФКСД);
– Банки – не члены ФРС, чьи вклады не застрахованы в ФКСД.
Национальные банки подчиняются Контролеру денежного обращения (служба Министерства финансов) и попадают под действие всех федеральных банковских законов, а также правил и инструкций ФРС и ФКСД. Банки штатов – члены ФРС подчиняются законам и правилам того штата, где они зарегистрированы и осуществляют свои операции, и соответствующим федеральным законам, поскольку они являются членами ФРС и ФКСД. Банки – не члены ФРС с вкладами, застрахованными в ФКСД, подчиняются законам соответствующих штатов, а также правилам и инструкциям ФКСД. Банки – не члены ФРС с незастрахованными вкладами попадают лишь под действие законодательства штатов. При этом банки определяют свою юрисдикцию, то есть выбирают подчинение федеральным властям или властям штатов. К этому следует добавить, что в стране продолжают действовать несколько банков, не подчиняющихся ни федеральным властям, ни властям штатов (они называются частными). [29, 10]
С самого начала деятельности Федеральной резервной системы ее первоочередные задачи совпали с направлениями национальной экономической и финансовой политики. Рост экономики, высокий уровень занятости, стабильность покупательной способности доллара и приемлемый баланс в сделках с иностранными государствами были закреплены Конгрессом в законе о занятости от 1946 года, а затем вы Законе о полной занятости и сбалансированном росте от 1978 года.
Федеральная резервная система вносит свой вклад в достижение нацией экономических и финансовых целей, воздействуя на финансы и кредит в экономике. В качестве центрального банка страны она на долгосрочной основе обеспечивает такой рост экономики в пределах ее возможностей, гарантируя при этом разумную стабильность цен. Если говорить кратко, то Федеральная резервная система стремится проводить свою политику так, чтобы бороться с дефляционными и инфляционными процессами по мере их появления. И как кредитор последней инстанции в критической ситуации она несет ответственность за использование инструментов своей политики в целях предотвращения национального кризиса ликвидности и финансовой паники.
Поскольку прочная финансовая структура является важной составной частью эффективной кредитно-денежной политики и растущей и процветающей экономики, Федеральной резервной системе было доверено множество контрольных и регулирующих функций. Например, она несет ответственность за количество кредита, используемое для покупки или продажи ценных бумаг, регулирует зарубежную деятельность всех банков США и деятельность иностранных банков. Следит за выполнением законов, регулирующих деятельность банковских холдинговых компаний, контролирует банки, зарегистрированные на уровне штатов и являющихся членами ФРС, устанавливает правила защиты интересов потребителей (информирование и честное отношение к ним в определенных кредитных операциях).
Коммерческие банки США принимают вклады и кредитуют промышленные, торговые и другие хозяйственные предприятия. Банки заняты, кроме того, торговлей ценными бумагами – облигациями и др. сертификатами. Различают первичный и вторичный рынки ценных бумаг. В первом случае речь идет об эмиссии и первичном размещении ценных бумаг. Госбанк, например, продает облигации государственных займов. Во втором случае происходит обращение этих ценных бумаг, т.е. их купля-продажа по складывающимся на рынке ценам. Порою разница между номинальной и рыночной ценами бывает весьма значительной. «Вестник коммерческой информации» сообщал в свое время о том, что государственные облигации Перу продавались на вторичном рынке за 5% номинала. Подобные казусы обычны в отношении так называемых рисковых ценных бумаг – как государственных, так и частных.
Коммерческий банк в собственном смысле слова призван привлекать депозиты и размещать кредиты. По мере индустриального развития все более актуальной становилась потребность в крупном и долгосрочном инвестиционном кредитовании. Проблема эта решилась по разному. На европейском континенте (Германия, Италия, малые страны) появляются банки (их принято называть смешанными или немецкими), которые мобилизуют средства из самых различных источников (сбережения, временно свободные средства предприятия, госкредиты) и предоставляют ссуды как для увеличения оборотного капитала (кратко и среднесрочные), так и под инвестиции в основной капитал (долгосрочные). Этот путь развития банковского дела стимулировал, естественно, его тесное переплетение с промышленностью.
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Развитие и становление банковской системы
Современная банковская система Казахстана сложилась в результате различных преобразований, приведенных в рамках банковской реформы, которая проводится в нашей республике с 1987 года.
Переходный период, в течение которого сосуществовали старые и новые банковские структуры, оказался сравнительно непродолжительным. В результате в Республике сложилась двухуровневая банковская система, первый уровень которой представляет Национальный банк, а второй или нижний уровень представляют государственные, коммерческие, совместные и иностранные банки.
Значительной вехой, определившей направление развития кредитно-банковской системы Казахстана, явилось принятие в апреле 1993 г. новых законов: “О Национальном банке Республики Казахстан”, “О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан”. Это было обусловлено рядом факторов, среди которых первостепенное значение имело формирование суверенного государства, признание Казахстана в мировом сообществе, развитие самостоятельной национальной банковской системы. [19, 96]
Закон “О Национальном банке Республики Казахстан” закрепил независимость Национального банка от правительства и других органов власти и сделал его подотчетным Верховному Совету Казахстана и президенту. Закон расширил и конкретизировал функции и задачи Центрального банка, сделал его более независимым в проведении единой государственной политики в области денежного обращения, кредита, организации банков, расчетов и валютных отношений.
Впервые был законодательно закреплен единый собственник уставного фонда Национального банка в лице Верховного Совета Республики Казахстан, определены фонды Национального банка, порядок их формирования и распределения прибыли, полученной Национальным банком.
Очень важными новшествами закона было предоставление Национальному банку специальных полномочий по разрешению проблем, возникающих в процессе создания банков, их ликвидации, а также установление перечня достаточно жестких экономических нормативов в соответствии с международной банковской практикой. При этом Национальный банк не имел права вмешиваться в оперативную деятельность банков второго уровня.
Контрольные и надзорные функции Национального банка были нацелены на то, чтобы предотвращать негативные явления, способные разрушить всю кредитно-денежную систему, не допускать неконтролируемой кредитно-денежной эмиссии.
Закон “О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан” четко определил функции, права и обязанности банков второго уровня, их правовой статус. Он был направлен на то, чтобы повысить ответственность коммерческих банков, содействовать регулированию денежно-кредитной системы, ее быстрейшему оздоровлению и дальнейшему развитию. Отличительной особенностью нового закона было установление более высоких требований к порядку создания банков в соответствии с мировой банковской практикой. Это диктовалось необходимостью повышения ответственности банков перед клиентами, стремлением к большей защищенности интересов вкладчиков. Были также повышены требования к личным качествам руководителей банков.
В том же году 15 ноября был сделан еще один важнейший шаг на пути к проведению самостоятельной денежно-кредитной политики — Казахстан получил собственную валюту. Это было началом третьего этапа развития банковской системы Казахстана. С принятием новых банковских законов, введением национальной валюты Центральному банку Казахстана наконец-то представилась возможность заняться вопросами ее внутренней и внешней стабильности, на основе приобретенного опыта продолжить совершенствование механизма косвенного контроля развития банковской системы путем расширения и ужесточения экономических нормативов, устанавливаемых Национальным банком (экономические нормативы — нормативы, обязательные для соблюдения банками второго уровня. Это минимальный размер уставного фонда, коэффициент достаточности собственных средств, коэффициент ликвидности и т.д.).
Встал вопрос о необходимом количестве банков в стране, способных своевременно и надежно обеспечить экономику денежными ресурсами. Изучение мировой практики показывает, что количество банков второго уровня значительно различается по странам.
Своего пика количественного роста коммерческие банки в Казахстане достигли в конце 1993 г., когда их число составило 204 единицы. После этого началось их постоянное неуклонное сокращение путем жесткой селекции, в результате которой нестабильные и слабые банки или полностью ликвидировались, или объединялись, образуя дочерние банки крупных. Во-первых, понесли существенные потери банки, активно кредитовавшие промышленные предприятия и новообразованные коммерческие фирмы под высокие проценты. Это связано с тем, что в условиях высокой инфляции промышленные предприятия практически не имели возможности платить большие проценты из-за относительно длительного производственного цикла, а вновь создаваемые фирмы, как правило, не имели залоговых гарантий и могли с вероятностью 50 на 50 возвратить или не возвратить кредиты. Нередко руководители банков выдавали кредиты за взятки или просто своим родственникам. В условиях отсутствия залогового обеспечения или твердых гарантий большинство этих кредитов были обречены быть отнесенными на убытки. Кроме того, отсутствие на начальном этапе законодательства, определяющего ответственность заемщиков за возврат кредита, а также и процедуру перехода заложенного имущества во владение банков, очень осложняли процесс погашения кредитов.[19, 107]
Во-вторых, кризис коснулся тех банков, которые проводили политику расширения, присоединения к себе мелких убыточных банков, производя большие вложения в недвижимость и выдавая крупные кредиты одному или нескольким связанным заемщикам.
В-третьих, лицензии были отозваны у множества мелких банков, не сумевших увеличить свой собственный капитал в соответствии с темпами инфляции. Они не могли работать, придерживаясь экономических нормативов Национального банка, имели большие невыполнимые обязательства. Недостаточность капитала являлась следствием низкой банковской прибыли, уровень которой был обусловлен большими объемами невозвращенных кредитов.
В-четвертых, в убыток работали банки, остро нуждавшиеся в ликвидных средствах, Поэтому они занимали деньги под очень высокие проценты, что делало невозможным их прибыльную работу.
В 1990-1993 г.г. в банковской системе доминировали пять специализированных коммерческих банков: Агропромбанк, Туранбанк, Кредсоцбанк, Алембанк и Сбербанк. С 1994 г. под влиянием общих экономических процессов произошли структурные изменения, связанные определенным образом и с кризисом банковской системы России, в результате чего Нацбанк отозвал лицензии у 28 банков. Среди них был один из крупнейших банков в Казахстане — КРАМДС-банк. Этот банк, имевший до того хорошие позиции, не сумел избежать проблем ликвидности, связанных с неэффективным размещением активов и оттоком крупных клиентов в банки-конкуренты. На момент отзыва лицензии 60% кредитного портфеля состояло из убыточных кредитов, 4% из сомнительных и только 0,5% всей суммы выданных кредитов имело реальное обеспечение. В результате банк не имел доходов и фактически являлся убыточным. Общая сумма обязательств банка перед вкладчиками — физическими и юридическими лицами — составляла 3 млрд. тенге (в 1996 г. обменный курс доллара составлял 1 доллар. = 67,3 тенге).[11, 23]
В кризисном состоянии находились такие крупные банки Казахстана, как Туранбанк и Алембанк. Поскольку от деятельности финансовых учреждений во многом зависела экономическая ситуация в стране, по предложению Нацбанка государство выкупило эти банки за 25 млн. долл. США. В результате был создан новый государственный банк — “Туран-Алем Банк”. Сделано это было на основании изменений, внесенных в декабре 1996 г. в Указ Президента, имеющий силу Закона, “О банках и банковской деятельности”. В соответствии с ними Нацбанк получил право по согласованию с правительством принимать решение о принудительном ограничении прав и обязанностей акционеров банков, имеющих отрицательный размер капитала т.е. осуществлять принудительный выкуп акций и реализовывать их новому инвестору по цене приобретения.
За период с 1991 г. наибольшее сокращение пришлось на 1995 г., когда численность банков уменьшилась на 54 единицы в результате ухудшения их финансового состояния. В том же году Национальный банк, усиливая функцию надзора за деятельностью коммерческих банков, отозвал лицензии из-за недостатков в работе у 68 банков. В результате ужесточения политики Нацбанка из 184 банков с 1042 филиалами, действовавших в конце 1994 г., в Казахстане на конец 1999 г. осталось 55 банков с 425 филиалами.[11,25]
Лицензии на проведение банковских операций стали выдаваться банкам, обладающим уставным капиталом эквивалентном 500 тыс. долларов США. Для получения лицензии на осуществление операций в иностранной валюте, привлечение денежных вкладов населения, а также для открытия своей филиальной сети капитал банка должен был на конец 1997 г. в долларовом эквиваленте составлять не менее 1,5 млн., или же более 113 млн. тенге. Все банки, имевшие уставный фонд ниже указанного норматива, были обязаны довести его до указанных размеров.
В определенной степени укрепилось доверие населения Казахстана к банковской системе. За 1994-2003 гг. общая сумма вкладов выросла с 5371,32 млн. тенге до 549666 млн. тенге, или в 10,2 раза. Наиболее значительный рост суммы депозитов физических лиц произошел в 4-м квартале 1999 г., что в значительной степени обусловлено созданием системы обязательного страхования срочных вкладов физических лиц.
В начале текущего года было организовано закрытое акционерное общество “Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц”, учредителем которого выступил Национальный банк Казахстана. [24]
За истекший период в Казахстане фактически заново была создана двухуровневая банковская система, в определенной степени отвечающая современным требованиям. Неизмеримо повысилась роль Национального банка. Проводимая им самостоятельная денежно-кредитная политика учитывала экономические реалии этих лет и была адекватна им.
Одно из самых существенных достижений этой политики — остановка гиперинфляции: с 2153% в 1993-м до 1,9% в 1998 г. (в 1999 г. потребительские цены выросли на 17,8%, что вызвано прежде всего девальвацией тенге). А как свидетельствует мировой опыт, стабильность стоимости денег в долгосрочном плане является решающей предпосылкой эффективного функционирования экономики и тем самым успешного экономического роста и высокой занятости населения.
Необходимо отметить, что банковская система в течение 1995-2003 гг. претерпела значительные изменения. В декабре 1996 г. Национальным банком было утверждено Положение о порядке перехода банков к международным стандартам. Система перехода банков второго уровня к международным стандартам заключалась в том, что каждый банк на основе разработанного им плана рекапитализации и индивидуальных коэффициентов должен был достичь адекватного уровня, обеспечивающего повышение его конкурентоспособности.
2.2 Анализ деятельности Национального банка Республики Казахстан
Национальный банк является главным банком Казахстана и находится в ее собственности. С одной стороны, он является юридическим лицом, осуществляющим определенные гражданско-правовые сделки с коммерческим банками и государством. С другой стороны, он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой республики, которые зафиксированы в Законе «О Национальном банке РК». Основной задачей НБК является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан, а также разработка и проведение денежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения, организация банковских расчетов и валютных отношений, содействие обеспечению стабильности денежной, кредитной и банковской системы, защита интересов кредиторов и вкладчиков банка. НБК также выступает эмитентом государственных ценных бумаг, участвует в обслуживании внутреннего и внешнего долга РК, гарантом которых является Правительство РК; Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и организаций, осуществляющих операции по купле, продаже и обмену иностранной валюты и устанавливает пруденциальные нормативы, регулирующие деятельность банков. То есть Нацбанк несет полную ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы и представляет интересы РК в отношениях с центральными банками и финансово-кредитными учреждениями других стран. [26, 61]
Проводимые Нацбанком меры положительно сказались на результатах финансовой и макроэкономической стабилизации, достигнутой на фоне достаточно сложной и противоречивой ситуации на микроуровне.
Основной целью осуществляемой Нацбанком денежно-кредитной политики является поддержание стабильности национальной валюты, повышение ликвидности банковской системы и обеспечение адекватных условий для развития рынка. В банковской системе Республики Казахстан принадлежит важнейшая роль в достижении макроэкономической стабилизации, созданию условий для осуществления системных преобразований и формирования на этой основе предпосылок для преодоления спада производства и последующего роста инвестиций и производства.
Национальный банк Республики Казахстана использует классические денежно-кредитные инструменты: регулирования объема предоставляемых банком кредитов при финансировании определения официальной ставки рефинансирования установления нормы обязательных резервов, проведение интервенций на валютном рынке и операций как с государственными ценными бумагами так и с ценными бумагами Нацбанка.
Объемы предоставляемых кредитов рефинансирования и сроки на которые они предоставляются сокращены до трех месяцев, так как они должны помогать банкам решать краткосрочные проблемы ликвидности. С прошлого года активно функционируют межбанковский кредитный рынок, созданный на базе Казахстанской центральной клиринговой платы. В проводимых торгах на межбанковском рынке учавствуют национальный банк для поддержания ликвидности и приемлемого уровня процентных ставок. С 1995 года введена система ломбардного кредита, при котором кредиты банкам предоставляются под залог государственных ценных бумаг. Кредиты Министерства финансов на покрытие дефицита бюджета предоставляются в объемах утвержденных Законом «О республиканском бюджете». Ставка рефинансирования Нацбанка постоянно поддерживается позитивной в реальном выражении и в полной мере является параметром регулирования спроса на деньги.
Другой важной задачей Нацбанка является поддержание ставки на таком уровне, чтобы уровень формируемых с ее учетом депозитных ставок на рынке был несколько выше, чем уровень ставок по валютным депозитам с целью воздействия на степень долларизации экономики. Наблюдается устойчивая тенденция роста вкладов населения и увеличение роста доли вкладов населения в общей денежной массе, что, в свою очередь, позволяет увеличить ресурсы банков, а также возможности кредитования предприятий на микроуровне. Эта положительная тенденция может укрепится в дальнейшем при непременном условии развитии конкуренции между банками и улучшения привлекательности вкладов, расширение видов и качества банковских услуг.
На ряду с умеренно-жесткой антиинфляционной политикой правительства и Нацбанка негативно повлияло замедление темпов структурно-институциональных преобразований на микроэкономическом уровне, что является главным источником высокой инфляции. Снижение темпов спада производства привели к некоторому росту спроса на деньги со стороны хозяйствующих субъектов. В текущем году основной стратегией денежно-кредитного регулирования является поддержание достигнутой макроэкономической стабилизации, обеспечение перехода к цели экономического роста и поддержание жизнеспособности новых экономических субъектов. Существуют два основных условия/ Во-первых регулирование экономических субъектов со стороны банков второго уровня за счет нарастающего притока денежных средств в эти банки по вкладам и депозитам., Во-вторых, рост совокупного предложения денег, в разумных пределах, со стороны Нацбанка и всей банковской системы.
Развитие денежно-кредитной сферы в соответствии с прогнозами Нацбанка предполагает, что снижение инфляции, процентных ставок и инфляционных ожиданий, а также дальнейшее укрепление национальной валюты вызовут замедление скорости обращения денег. Снижение скорости обращения в условии стабилизации объема производства приведет к дальнейшему росту спроса на деньги. Расширение денежной массы предусматривается в оптимальных размерах, так как наряду с необходимостью и назреванию условий для расширения денег должны сохранится ограничительные принципы монетарной политики, обусловленные целью снижения инфляции. Основным каналом расширения денег станет мультипликативное воздействие со стороны банков второго уровня. С учетом возрастания банков второго уровня на рынке драгметаллов и валютном рынке в целом по банковской системе возрастут внешние активы.
Основными инструментами регулирования спроса на деньги будут: ставка рефинансирования Национального банка, ломбардные кредиты, операции РЕПО на всех рынках (кредитно, золото-валютном и ценных бумаг), а также ноты Нацбанка, эмиссия которых будет сокращаться оп мере расширения рынка ценных бумаг. Расширение спектра биржевых седелок на менее рискованных рынках позволит повысить ликвидность банков.
Нормы обязательного резервирования денег на корреспондентских счетах банка второго уровня служат повышению ликвидности банков, а также, в качестве инструмента денежно-кредитной политики, являются регулятором спроса на деньги. В условиях наметившегося в последнее время стабильного развития рынка государственных ценных бумаг с устойчивой тенденцией снижения их доходности созданы предпосылки для его расширения не только по средствам наращивания объемов эмиссий, но и за счет выпуска в обращение ценных бумаг. В перспективе планируется выпуск векселей со сроком обращения 1 год.
Также расширению емкости рынка государственных ценных бумаг способствует привлечение широкого круга потенциальных инвесторов, в том числе нерезидентов РК.
Нацбанк намерен идти по пути всемирного развития рынка государственных ценных бумаг. По мере углубления первичного рынка будут расширятся объемы операций на открытом рынке, включая продажу казначейских ценных бумаг с более длительными сроками погашения, и на них будет возложена основная тяжесть денежно-кредитной политики, имея в ввиду уже в 1997 году полное прекращение кредитования за счет ресурсов Нацбанка дефицита государственного бюджета.
В условиях пока еще недостаточного развития рынка ценных бумаг интервенции Нацбанка на валютном рынке останутся одним из действенных инструментов денежно-кредитного регулирования.
Учитывая зарубежный опыт, а главное — наработанный собственный опыт работы в условиях функционирования национальной валюты, Нацбанк намерен продолжать проведение политики унифицированного валютного обменного курса тенге, отражающего соотношение спроса и предложения на валютном рынке при ограниченном своем вмешательстве.
Принимая во внимание накопленный положительный опыт создания ликвидного валютного рынка, Нацбанк будет проводить гибкую политику в области обязательной продажи предприятиями выручки от экспорта в иностранной валюте. [33, 35]
Валютный рынок будет развиваться в направлении углубления межбанковского рынка в части расширения форвардных валютных сделок и развития инструментов хеджирования валютных рисков. В дальнейшем Нацбанк совместно с коммерческими банками начнет осуществлять переход межбанковского валютного рынка на режим постоянного функционирования рынка с неограниченной возможностью заключения сделок.
На основании разработанной концепции управления золотовалютными резервами Нацбанк продолжит формирование и поддерживание оптимальной структуры их состава, исходя из текущих и перспективных задач, стоящих перед Нацбанком. Значительное внимание будет уделено совершенствованию механизмов, обеспечивающих выбор эффективных технических средств осуществления международных платежей с учетом срочности, размера, назначения и безопасности проводимых операций, а также более активного и эффективного использования международного рынка краткосрочных депозитов и рынка драгметаллов.
Сегодня банковская система находится в полной зависимости от состояния экономики – реальной экономики. Всем известна низкая платежеспособность экономических субъектов, не являются исключением и частнопредпринимательские структуры, нет существенного снижения неплатежей банкам, что сказывается на качестве финансового посредничества и тормозит развитие конкуренции между банками. Поэтому для скорейшего вывода экономики из кризисного состояния необходимо в первую очередь ликвидировать платежный кризис.
2.3 Анализ деятельности банков второго уровня
В настоящее время, в республике функционируют 34 банка второго уровня, включая АО «Банк Развития Казахстана» (см. Приложение Б). Большинство банков расположено в г.Алматы (28 банков), при этом доступность банковских услуг по всей территории Казахстана обеспечивается разветвленной филиальной сетью. Общее количество филиалов за последние четыре года увеличилось на 50% и по состоянию на 1 января 2006 года составило 418. Обслуживание населения и организаций ведется 1312 расчетно-кассовым отделами коммерческих банков, в числе которых 206 отделений были открыты в течение 2005 года.[25]
Несомненно, позитивные изменения в экономическом развитии, а также благоприятные условия для банковской деятельности, созданные в республике, привлекают в Казахстан зарубежные банки.
В республике действуют 18 представительств банков-нерезидентов. Наряду с этим, казахстанские банки расширяют свою деятельность на внешнем финансовом рынке.
За пределами республики действует 17 представительств отечественных банков. В последние годы, на фоне экономического роста, банковская система растет исключительно быстрыми темпами. В частности, это подтверждается значительным увеличением объемов совокупных активов.
За период 1998-2005 годы размеры совокупных активов банков второго уровня выросли в 23 раза (см. Приложение В). Рост банковских активов в большей степени был обеспечен увеличением количества выдаваемых займов клиентам, удельный вес которых составляет 68,9% в структуре активов банков. В свою очередь, быстрый рост кредитования можно объяснить подъемом экономики страны под влиянием увеличения производства в нефтегазовой сфере, строительстве, ряде других отраслей, а также появлением новых бизнес-сегментов – банковских услуг для малого, среднего бизнеса и населения. Значительные капиталовложения направлялись в развитие сырьевой базы промышленности Казахстана, что подтолкнуло рост экономики, тем самым способствуя повышению спроса на кредиты со стороны корпоративных клиентов. [16]
Кроме того, в республике отмечается строительный бум, связанный с переносом столицы в г.Астану, а также с усилиями государства по развитию жилищного строительства. Последнее обстоятельство обусловило рост спроса на кредиты, в частности ипотечные. Однако тенденция существенного роста кредитования ведет к увеличению уровня рисков в банковской системе и снижению качества ссудного портфеля.
Одним из факторов снижающим эти риски является развитие и повышение качества банковского регулирования и надзора. Соответствующими органами ведется постоянная работа по совершенствованию и строгому исполнению пруденциальных нормативов и иных, обязательных к соблюдению норм и лимитов банками второго уровня. Кроме того, существует ряд нормативно-правовых актов, обязывающих банки и другие финансовые институты иметь соответствующую систему управления рисками.
Во второй половине 1998 года наблюдалось снижение качества ссудного портфеля, вызванное неблагоприятной конъюнктурой мировых товарных и финансовых рынков, влияние которой активизировалось в период после финансового кризиса в России.
Начиная с 2000 года, качество предоставляемых займов имеет тенденцию улучшения даже в условиях снижения темпа роста кредитования. На ухудшение качества займов в 2003 году повлияло ужесточение с января 2003 года требований при классификации кредитного портфеля. Однако по состоянию на 1 января 2006 года удельный вес стандартных кредитов увеличился до 58,2%, сомнительных снизился – до 39,5%, безнадежных – до 2,3% (Приложение Г).[16]
Значительная часть кредитов выдается в иностранной валюте. Причем доля кредитов, выданных в иностранной валюте, остается высокой. В то же время происходит рост кредитов, выдаваемых в национальной валюте, что связано с укреплением тенге по отношению к доллару США.
Рост совокупного расчетного собственного капитала банков второго уровня, начиная с 1998 года по настоящее время, происходил из-за необходимости выполнения требований Программы по переходу к международным стандартам и выполнению требований Национального Банка Казахстана к капитализации банков. Капитал увеличился за счет получения банками прибыли, увеличения совокупного уставного капитала, в результате прироста размера субординированного долга. Государство продолжало политику снижения своего участия в банковском секторе. Более быстрые темпы роста казахстанских банков привели к снижению доли иностранного капитала в банковском секторе Казахстана.
Несмотря на высокие темпы прироста размера совокупных активов банковского сектора, которые значительно превысили темпы прироста собственного капитала банков, достаточность собственного капитала банков сохраняется на сравнительно высоком уровне (см. Приложение Д).
Снижение показателей адекватности собственного капитала с одной стороны свидетельствует о низкой возможности абсорбировать новые риски, но с другой может говорить о политике максимально эффективного использования банками собственного капитала.
Размер совокупного расчетного собственного капитала банков второго уровня за истекший год увеличился на 69,3% и составил 587,2 млрд. тенге по состоянию на 01.01.2006 г. При этом, капитал первого уровня увеличился на 49,4%, а капитал второго уровня – на 47,1%. [25]
Показатели адекватности собственного капитала банковского сектора по состоянию на 01.01.2006 г. существенно не изменились и составили: k1 – 0,082 (при нормативе — 0,06), k2 – 0,150 (при нормативе — 0,12).
Таким образом, из анализа мы видим, что банковская система в целом имеет возрастную тенденцию, хотя по многочисленным предсказаниям аналитиков этому должен прийти конец. В свою очередь казахстанские финансисты целиком и полностью уверены в будущем нашего финансового рынка. Но все же в банковской системе Республики Казахстан существуют свои проблемы, которые мы рассмотрим в следующей главе.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Проблемы банковской системы Республики Казахстан
Одной из первоочередных задач центрального банка является обеспечение финансовой устойчивости и стабильности банковской системы. Это во многом определяется макроэкономической средой.
Принятие Правительством и Национальным банком Республики Казахстан мер по адаптации финансового рынка в условиях свободно плавающего обменного курса тенге позволили банковской системе адаптироваться к новым условиям.
Основные условия поддержания стабильности банковской системы — это:
— прочный правовой фундамент;
— эффективная система надзора;
– хороший менеджмент в определенных организациях.
Обеспечение безопасности являются базисной функцией регулирования и контроля банковской деятельности, от эффективности которой непосредственно зависит поддержание финансовой стабильности, что должно быть необходимым условием для нормального функционирования рыночных структур различных категорий, государственных институтов учреждений. Стабильность важна для выработки фундаментальных институцианальных и правовых основ рыночной конкуренции, продвижения приоритетов социально-этического маркетинга, исключающего возможности нанесения материального и иного ущерба потребителем, партнером, кредитором, налогоплательщикам государства. Нарушения, стабильности во всех случаях ведут к искажению внутренних угроз национальной экономической безопасности.
В целях финансового оздоровления банков и повышения стабильности казахстанской банковской системы необходимо последовательное поведение следующих мер:
— увеличение капиталов банков;
— улучшение качества активов;
— реструктуризация банковской система.
Реструктуризации кредитных организаций рассматривается как одно из направлений поддержания стабильности банковской системы.
Зарубежный банковский опыт показывает, что при .появлении ранней проблемности банкиры и большинство политических деятелей не признают серьезности происходящих процессов и предпочитают ограничиваться косметическими мероприятиями. Контролирующие органы стараются частично это преодолеть принятием законов, устанавливающих персональную ответственность руководства банка за несвоевременное предоставление информации контролирующим органам и общественности. Как, правило, руководство коммерческих банков старается справиться с проблемами самостоятельно, опасаясь возникновения паники и массового изъятия вкладов.
Единой методики выявления обанкротившихся банковских учреждений пока не существует. Но в банковской практике большинства стран, уже столкнувшихся с проблемами кризисов, основным признаком проблемности коммерческих банков считается их неплатежеспособность. Для того чтобы попытаться взять под контроль ситуацию на ранних стадиях, основной акцент при анализе финансового состояния банков делают, на определение их платежеспособности.
Наиболее популярной методикой составления рейтинговых оценок в международной банковской практике является система CAMEL. Несомненными достоинствами этой системы являются ее простота и доступность для понимания, а также достаточно полный охват важнейших показателей деятельности коммерческого банка.
Используемые методики анализа финансового состояния коммерческих банков, их платежеспособности и надежности в казахстанской банковской практике и за рубежом, свидетельствуют о том, что все они по существу оценивают одни и те же объективно существующие факторы, влияющие на функционирование банка. Однако все эти методики отличаются друг от друга множеством конкретных подходов к учету этих факторов, набором факторов, системой конкретных оценочных показателей, отражающих различные стороны банковской деятельности; оценкой значимости тех или иных факторов в общей совокупности и соответственно определением их критериальных значений; системой группировки оценочных показателей в единую модель и получения результата анализа работы банка в целом.
Все подходы к оценке финансового состояния коммерческого банка можно подразделить на эмпирические, экономико-математические, статистические и смешанные. Эмпирический подход предполагает, что отбор, группировка, взвешивание и определение критериальных значений факторов анализа финансового состояния банка производятся на основе субъективного мнения одного или группы экспертов. Следовательно эмпирический подход представляет собой алгоритмизацию суждений ответственных работников банков и специалистов в области оценки финансового состояния последних. Известно, что именно экспертный подход в настоящее время является преобладающим не только в казахстанской, но и мировой банковской практике. Причиной подобного подхода является:
— сложность формализации и оценки в количественном выражении отдельных сторон деятельности банка;
— качественная разнородность факторов, влияющих на конечные результаты работы банков, что осложняет определение веса, значимости каждого факторов в общей совокупности и оценки их математическим путем.
Экономико-математические и статистические методы оценки финансового состояния коммерческого банка предполагают широкое использование математического инструментария при создании системы оценочных показателей, в частности, корреляционный анализ, математическое моделирование, применение статистических приемов и методов оценки работы банка и т.д. Современная практика анализа работы банков свидетельствует о том, что подобного рода методика, в чистом виде, как правило, не встречается, а применяется наряду с эмпирическими, т.е. банки создают обычно методики, в основе которых лежит смешанный подход.
Таким образом, положительными моментами казахстанских банков, по мнению экспертов, является их достаточно хорошая прибыльность и высокая ликвидность.
Кроме того, эксперты отмечают относительно низкий уровень у казахстанской банковской системы рыночных рисков по сравнению с аналогичными секторами других стран СНГ, что является следствием достаточно стабильного в республике обменного курса тенге и уровня инфляции.
Положительное влияние на деятельность банков Казахстана также оказывает относительно хороший доступ к иностранному капиталу, о чем свидетельствует рост заимствований банков на международном рынке, в том числе посредством выпуска еврооблигаций.
Несмотря на значительные достижения банковского сектора республики, уровень кредитоспособности банков по-прежнему сдерживается слабой прозрачностью структуры собственности, ограниченной диверсификацией деятельности, относительно нереструктурированным корпоративным сектором, высокой степенью концентрации ссуд по отраслям и отдельным заемщикам и значительной долей кредитования в иностранной валюте. Все эти факторы, считают эксперты, в сочетании с быстрым ростом ссуд подвергают банки угрозе экономической нестабильности, волатильности процентных ставок и валютного курса.
Вместе с тем аналитики считают главными из рисков, с которыми сталкиваются сегодня казахстанские банки, кредитные риски. Это связано, в основном, с увеличением кредитования относительно новых и более рисковых секторов: строительства, недвижимости, сельского хозяйства, субъектов малого и среднего бизнеса — а также с расширением финансирования проектов в других странах СНГ, которые для банков Казахстана менее понятны.
Таким образом, у экспертов определенную озабоченность вызывает усиливающаяся экспансия банков Казахстана на другие рынки стран СНГ с более высоким уровнем рисков, главным образом в Россию. Объемы банковских операций за рубежом по-прежнему довольно невелики, но быстро растут, отмечают эксперты.
3.2 Перспективы развития банковской системы
Важным направлением совершенствования деятельности банковской системы Казахстана, повышения ее стабильности является дальнейшая разработка теории и практики анализа финансового состояния коммерческого банка по следующим направлениям:
– разработка Национальным банком Республики Казахстан единой методики рейтинговой оценки банков, согласованной с руководителями коммерческих банков;
– полная и всеобъемлющая автоматизация и компьютеризация анализа финансового состояния банка, создание и совершенствование существующего программного обеспечения для оценки результатов работы банка.
Между тем АФН Казахстана намерено в ближайшее время разработать меры по стимулированию экспансии коммерческих банков республики на внешние рынки, но только через создание дочерних банков.
Это связано с тем, что у казахстанских банков есть конкурентные преимущества перед финансовыми институтами стран Содружества.
В связи с этим они успешно активизируют свою деятельность на рынках сопредельных государств. Так, если на 1 января 2004 года количество дочерних банков, филиалов и представительств казахстанских банков за рубежом составляло 16, то на 1 января 2006 года их число увеличилось до 27.
При этом в настоящее время основная экспансия банков республики осуществляется именно через дочерние и зависимые банки, а не посредством прямого кредитования тех или иных хозяйствующих субъектов-нерезидентов.
АФН считает такую политику банков в нынешних условиях наиболее приемлемой, поскольку она позволяет снижать риски в силу того, что капитал дочерних структур при составлении материнским банком отчетности, расчете пруденциальных нормативов консолидируется.
Вместе с тем АФН пока не готово смягчать требования по экспансии банков посредством прямого кредитования хозсубъектов-нерезидентов, поскольку в настоящее время очень сложно оценивать уровень рисков по таким операциям.
В настоящее время бизнес в странах СНГ наиболее активно развивает БТА. В группу банков — стратегических партнеров, в капитале которых БТА имеет долю, входят Славинвестбанк (Москва), Омск-банк (Омск), Астанаэксимбанк (Минск), БТА ИнвестБанк (Ереван), Агроинкомбанк (Астрахань), БТА-Казань (Казань), БТА Silk Road Bank (Грузия).
Сеть зарубежных представительств БТА в настоящее время охватывает Армению, Россию, Белоруссию, Киргизию, Украину, Таджикистан, Грузию, Китай.
Акционерами БТА являются Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Raiffeisen Zentralbank Oesterreich, германская DEG, ряд юридических и физических лиц, а также менеджмент банка. Активы БТА достигают $5,5 млрд., собственный капитал превышает $600 млн.
Между тем интересы ККБ в России представляет «Москоммерцбанк». В Киргизии ККБ имеет дочерний банк «Казкоммерцбанк-Кыргызстан».
Созданный в 1990 году, ККБ сегодня имеет свои филиалы во всех деловых центрах Казахстана. Основными акционерами банка являются его топ-менеджеры. Кроме того, в числе акционеров ККБ — Европейский банк реконструкции и развития с 15%-ной долей простых голосующих акций.
НБвесной прошлого года приобрел в Челябинске российский акционерный коммерческого банк «Хлебный». В настоящее время НБ имеет дочерний банк в Киргизии, а также три зарубежных представительства — в Великобритании, Китае и России. Акционерами данного банка являются казахстанские инвесторы.
Между тем в настоящее время Россия и Казахстан ведут работу по созданию российско-казахстанского инвестиционного Евразийского банка развития. Договоренность об этом была достигнута в июне прошлого года президентами РФ и Казахстана Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым. Уставный капитал данного банка планируется сформировать в сумме $1,5 млрд. При этом $1 млрд. готова вложить Россия и $0,5 млрд. — Казахстан.
Доступ иностранных банков на финансовый рынок Казахстана
В конце прошлого года казахстанский парламент одобрил закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам лицензирования и консолидированного надзора в банковской сфере.
Первый блок вопросов закона касается совершенствования консолидированного надзора, второй — оптимизации системы лицензирования финансовых организаций в части отмены процедуры выдачи согласий уполномоченным органом на открытие филиалов и представительств банков, страховых, перестраховочных организаций, накопительных пенсионных фондов, третий блок вопросов касается доступа на казахстанский финансовый рынок зарубежных финансовых институтов.
В частности, законом предусматривается исключение ограничений по доле уставного капитала банков с иностранным участием, по составу правления банка с иностранным участием, по кадровому составу работников банка с иностранным участием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говоря о перспективах развития банковской системы Казахстана, нельзя не сказать и о проблемах, с которыми сталкиваются, как крупные, так мелкие коммерческие банки в процессе своей деятельности, а поскольку моей задачей являются именно система кредитования, то в настоящей работе мной была сделана попытка затронуть проблемы в сфере кредитной политики.
В данной работе было указано, что кредитно-денежная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.
Кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком, как орудие государственного регулирования экономики имеет свои слабые и сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики Национального Банка РК на внутригосударственную деловую активность.
Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры — одна из важнейших задач экономической реформы в Казахстане. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база; разгул преступности в стране — как следствие — желание мафиозных структур прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское; стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль — как следствие — развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в целом.
Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника — хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.
Изучение данной темы вполне может быть продолжено и на более высоком исследовательском уровне, чем курсовая работа, особенно в аспектах происходящих трансформаций нашего государства накануне XXI века.
Одним словом, Национальный банк и международные рейтинговые агентства достаточно оптимистично оценивают возможное влияние предкризисного состояния мировой финансовой системы на отечественный рынок. При этом повторим, что сегодняшняя ситуация, вероятно, связана не только, а может и не столько, с глобальной нестабильностью, сколько с качеством кредитного портфеля отечественных банков, масштабным ростом объема внешних заимствований.
Вместе с тем в свете последних тенденций в глобальной экономике одним из возможных рисков для нас остается замедление темпов экономического роста в Соединенных Штатах Америки. Это может аналогичным образом отразиться на мировой экономике, что негативно отразится на ценах на энергоносители и металлы. То есть на те товары, доля которых в экспорте Казахстана составляет порядка 90%.
Если цены резко упадут, то трудности неизбежны. Это скажется на состоянии бюджета, торгового и текущего счета платежного баланса, падении курса национальной валюты. Конечно, у нас есть определенные накопления в виде валютных резервов Национального банка и Национальный фонд. Но их надолго не хватит. А если кризис будет классическим, то затянется на 5 — 7 лет. Тогда нам не избежать серьезных проблем, поскольку экономика не подготовлена к работе при неблагоприятных внешних условиях.
К сожалению, даже при сегодняшней исключительно благоприятной ценовой конъюнктуре на мировых сырьевых рынках, в этом году начала проявляться тенденция ослабления тенге к иностранным валютам. Это может быть связано с возросшим оттоком валюты из страны, значительным ослаблением текущего счета платежного баланса, что станет известно только через пару месяцев, когда будут опубликованы данные о состоянии платежного баланса по результатам первого полугодия.
В завершении хотелось бы отметить, что как бы хорош не был отлажен механизм банковской системы, всегда найдутся уязвимые места, требующие к себе особого внимания и всегда есть новые намеченные цели, к которым необходимо стремиться и совершенствовать.
продолжение
–PAGE_BREAK–
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон РК от 30 марта 1995 г «О Национальном Банке РК».
2. Закон РК от 31 августа 1995 г «О банках и банковской деятельности в РК».
3. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». 31 августа 1995 г.
4. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О Национальном банке Республики Казахстан»,30 марта 1995 г.
5. Банковское дело. Справочное пособие. Под ред. Ю.А. Бабичевой. М. “Экономика” 1994 г.
6. Банковское дело/ Под ред. доктора экономических наук Г.С. Сейткасимова. — Алматы: Қаржы-Қаражат, 1998.
7. Банковское дело: Учеб. / Под ред. Лаврушина О.И. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2001. 576 с.
8. Банковское право Республики Казахстан: учебное пособие. – Алматы: «Жеті жарғы», 2000. — 352 с.
9. Васильева В.А. Проблемы развития банковской системы. // «Деньги и кредит», № 5, 2007г.
10. Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Пер. с англ. / Под общ. ред. Лукашевича В.В.,. Ярцева М.Б. СПб.: Литера плюс, 1994. 448 с.
11. Ильясов К.К. Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана /Под ред.– Алматы: Бiлiм, 1995 – 400 с.
12. Ильясов С.М. Управление активами и пассивами банков. // Деньги и кредит. 2006. № 5. С 20-26.
13. Ильясова Е.А. Межбанковский кредит как инструмент управления ликвидностью и рефинансированием // Банки Казахстана. № 5. 2007. С. 22 – 27.
14. Кулмагамбетов А.Р. Управление финансовыми рисками. // Рынок ценных бумаг Казахстана — 2006. — № 9. С. 18-24.
15. Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово-кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Ғылым, 1994.–439 с.
16. Нигматов Р. В центре внимания. // «Деловая неделя» № 32, — www.dn.kz
17. Панова Г. С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: Финансы и статистика, 2004. 258 с.
18. Панова Г.С., Анализ финансового состояния коммерческого банка, М., Финансы и статистика, 1996.
19. Парамонов В.В. – Экономика Казахстана (1990-1998). – Алматы: Ғылым, 2000.
20. Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник/Под ред.– ИНФРА-М,1997.– 720 с.
21. Российская банковская энциклопедия / Гл. ред. О. И. Лаврушин. — Москва, 1995.
22. С.А. Александров, Ф.И. Пугачев. “Кредитные средства обращения и платежа”. М. “Факт”. 1991 г.
23. Сейткасимов Г.С. Деньги, кредит, банки: Учебник /Под ред. проф… – Алматы: Экономика, 1996. – 364 с.
24. Статистический бюллетень Национального банка Казахстана № 4 за апрель 2004 г. // www.nationalbank.kz
25. Статистический бюллетень Национального банка Казахстана, № 4, 2007 г., // www.nationalbank.kz
26. Турысов К.Т., Есентугелов А. Экономические реформы, состояние экономики, пути и перспективы экономического развития. — Алматы, 1996.
27. Тюрина А.В. О кредитных рисках и возможностях кредитования. // Финансы и кредит. 1999. № 12. С 146-148.
28. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк; управление и операции. М.: Вазар-Ферро, 2003. 320 с.
29. Фетисов Г.Г. Проблемы укрепления устойчивости банковского сектора США. // «Финансы и кредит», № 19, 2004 г. с. 8-17.
30. Финансовая и банковская статистика: Учеб. пособ.- Алматы, 2000 г. Бельгибаева К.К.
31. Чекмаева Е.Н. Межбанковский кредитный рынок и его регулирование /Деньги и кредит. 1994. №5-6. с. 255
32. Челноков В.А. Банки: Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство. М.: АОЗТ Антедор, 2005.–342 с.
33.Экономика Казахстана на пути преобразований. — Алматы, ИЭМОН РК, 2001 г.
–PAGE_BREAK–