–PAGE_BREAK–Правовое государство— это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого — обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность.
Правовое государство— путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, само ценности человека.
Понятие «правовое государство» — это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.
Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
3. Располагает специальным государственным механизмом.
4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
6. Обладает государственным суверенитетом.
Рассмотрим коротко основы правового государства: экономическую, социальную и нравственную.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Законность и правовое государство — категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона, прежде всего в деятельности властных структур — государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу.
Для анализа в следующей главе проблем и перспектив формирования правового государства в Укриане, необходимо сейчас более подробно рассмотреть признаки правового государства.
Согласно теории разделения властей смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей. Подобная система «сдержек и противовесов» устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей в ней законодательная, судебная и исполнительная власти, действуют как три силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о вынесении ему «импичмента», т. е. об отстранении от должности. «Возбуждает» же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет Верховный суд США.
Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением государственной власти на «три власти» федеративное устройство является также способом децентрализации и «разделения» власти, предупреждающим ее концентрацию.
В процессе внедрения положений Конституции Украины как юридической основы законотворчества, создания современной законодательной системы, осознание сути прогресса в национальном праве, соотношения законодательства с системой права и национальной правовой системой методологическими ориентирами должны быть конституционные принципы «верховенства права» относительно его обязательности в законотворческой деятельности; «верховенства Конституции» относительно законодательных и иных правовых актов, а также «верховенства закона» в иерархии всех иных нормативных актов. Необходимо подчеркнуть, что эти принципы могут служить базовыми основами как в процессе правотворчества, так и правоприменения лишь в своей взаимосвязи, взаимосогласованности, диалектическому взаимодействию. Нельзя абсолютизировать значение ни принципа верховенства права, ни принципа верховенства закона, как нельзя абстрактно рассматривать категории «право» и «закон», безапелляционно утверждая, что «ни абстрактная и размытая категория права, а именно закон является главной точкой отсчета для установления правопорядка в стране». Необходимо помнить, что тоталитарные правопорядки тоже строятся на законе, на принципе диктатуры закона.
Признание и применение в законотворческой деятельности, и в особенности в процессе обеспечения законности и справедливости, в правоприменении принципа верховенства права предопределяет в первую очередь необходимость глубокого осознания меры саморазвития права как явления негосударственного происхождения и меры его производности от государства. А это в свою очередь актуализирует научную разработку проблемы методологии как познания права, так и правотворчества (в частности, законотворчества) и правоприменения.
Сущность диалектического взаимодействия конституционных принципов верховенства права и верховенства закона (ст. 8 Конституции Украины) состоит прежде всего в том, что она является проявлением общего и особого в праве. Юридический закон или положительное (уставное) право, которое вытекает из воли законодателя, — это конкретная государственная нормативно-юридическая форма выражения права как сложного объективного социально-культурного явления. Корень права, настоящие его истоки спускаются в объективный природный порядок вещей, глубину реального социального бытия, общественные индивидуальные и коллективные потребности и интересы, отношения общественного производства (материального и духовного). В этом плане «право в его общем понимании, — как справедливо подчеркивала известный российский ученый-юрист Г.Ф. Шершеневич, — есть понятие социологическое, а не юридическое. Если право есть человеческое образование, то осознание его сущности невозможное без понимание природы человека во всех ее проявлениях, без проникновения в потребности человека, ее способности, стремление» .
Юридический закон — это определенное выражение внешней формы правовой природы вещей, которые непосредственно наблюдаются, то есть внешних проявлений человеческих взаимоотношений. Как раз поэтому, писал К. Маркс, правовая природа вещей не может «приноравливаться к закону -закон, наоборот, должен приноравливаться к ей». Законодатель путем законотворчества, то есть установления норм права, которые он должен выводить из реально существующих общественных отношений, жизненно необходимых потребностей предоставляет праву «в себе», как отмечал Гегель, форму всеобщности и истинной определенности. Тем не менее это не означает, что свобода законодателя сама по себе и есть правом, она есть лишь способом его объективизации, конкретизации и реального применения. Как раз поэтому существует объективное различие между правовым полем и пространством действия закона. Действие закона распространяется сверху к низу, а влияние права совершается и от низа к верху, и сверху к низу. «Право, — подчеркивает Г.Дж. Берман, — синхронно растет от низа к верху, от структуры и обычаев всего общества, и двигается сверху к низу под влиянием политики и ценностей людей, которые находятся при власти. Право помогает интегрировать и то и другое».
Признание главными принципами законотворчества в Украине принципа верховенства права и верховенства закона означает, по крайней мере, что законы государства имеют, во-первых, отвечать праву как мере общей равной для всех свободы справедливости и, во-вторых, в законах должно быть ограничение частного своеволия как лица (физического и юридического), так и государства во благо общества. При этом закон и иные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе Конституции Украины и отвечать ей.
Согласно с содержанием принципа верховенства права, свобода граждан должна обеспечиваться таким правовым порядком, соответственно с которым никто не может быть принужденным делать то, что не предусматривается действующим законодательством. Каждый человек должен иметь право и, бесспорно, при этом иметь условия на свободное и всестороннее развитие своей личности, если она не нарушает прав и свободы иных людей.
Становление и укрепление рыночных отношений, функционирование которых много в чем оправдывается принципом экономической эффективности, предусматривает реализацию и широкое применение в гражданско-правовой практике известного общеправового разрешительного принципа, который имеет стимулирующий характер: «разрешено то, что не запрещено законом». Еще Томас Гоббс писал: «Там, где сузерен не приписал никаких правил, подданный мжет действовать или не действовать по своему собственному усмотрению» То есть, по своей социальной сути свобода волеизъявления граждан в правовом государстве должна находить свое юридическое выражение в законе, принципиальной основой которого является общее разрешение «все кроме» За пределами запрета, что включает и общепринятую общественную норму «не нарушая права и свободы иных людей», лицо может вести себя в соответствия со своими потребностями и интересами, но при условии конституционно-правовой гарантии, что государство не будет вмешиваться в частную жизнь и свободу граждан. Подчеркнем также, еще ограничивая свободу лица интересами иных людей и общества в целом, общего блага и придавая при этом полную и равную для всех свободу, но за пределами законодательное запрета, мы тем самым предоставляем ей возможность быть одним из правовых способов осуществления свободы волеизъявления лица, то есть обеспечение в обществе справедливости
Что же относительно государства, органов государственных властей и органов местного самоуправления то их должностные лица должны действовать лишь на основании и в границах полномочий и способами которые предусмотренные Конституцией и действующими законами Украины (ч. 2 ст. 19 Конституции Украины). Такие полномочия вытекают из самой сути правового государства и принципа верховенства права: право должно доминировать над властями, не допускать возможное своеволие со стороны последней, обеспечивать возможность контроля со стороны гражданского общества за государственной деятельностью. То есть в данном случае должен действовать общеправовой разрешительный принцип: «можно лишь то, что позволительно законом». Как раз на основании этого основоположного принципа должно определяться публично-правовое регулирование, в частности, сфера публично-властных отношений. Соответственно указанного принципа, органам законодательных, исполнительских и судебных властей позволяются лишь такие действия, которые непосредственно предусмотрены законом, что определяет их статус и компетенцию. Даже приписывая законодательные запреты, государство может ввести лишь такие ограничении субъективных прав граждан, целью которых есть благоприятствование обеспечению общенародных интересов в целом, благосостояния общества и, что в особенности важно, которые определены лишь законами. Это следует из базовой (основоположной) конституционной нормы, которая устанавливает, что главной обязанностью правового государства есть утверждение и обеспечение прав и свобод человека (ч. 2 ст. 3 Конституции Украины).
Следовательно, реальное осуществление демократической трансформации украинского общества требует сегодня, в сущности, качественно новой правовой политики, где бы лицо, прежде всего гражданин, рассматривалось основным субъектом частноправовых отношений — главной действующей фигурой гражданского общества. Речь идет о системе самостоятельных относительно независимого от государства социально-экономических отношений между юридически свободными и вместе с тем равноправными людьми — членами общества, которые формируются, осуществляются и развиваются на принципах самоорганизации при условии правового режима, социальной справедливости, свободы и верховенства права. Иными словами, речь идет об обществе, в котором граждане и организации, самостоятельные в правовом отношении связаны между собой обоюдными интересами и свободно действуют в соответствия с этими интересами и по своему усмотрению, не нарушая при этом законных интересов иных лиц и общества в целом.
Современный национальный прогресс в Украине, прогресс в праве возможен через включение в процесс общественного развития не только потенциала государства, а обязательно и творческого потенциала всех ее граждан, возрождение энергии гражданского общества. Без последнего фактора все действия относительно внедрения положений Конституции Украины, политические старания осуществить демократические трансформации в украинском обществе будут бесплодными. Любая политика, программа, модель рыночной трансформации экономики или законодательный акт теряют свой смысл, если им недостает человеческого измерения, ориентированного на обязательный учет частных интересов человека, их координацию с публичными интересами общества. Ведь человек (а не государство) должно стать качественно новой основой демократического общественного развития Украины. А отсюда, законодатель, сознавая эту историческую тенденцию, признал в Украине жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность самой высокой социальной ценностью (ст. 3 Конституции Украины). Конституция Украины, как известно, после первого раздела «Общие принципы» имеет специальный раздел «Права, свободы и обязанности человека и гражданина».
Демократизация экономической и социально-политической жизнедеятельности украинского общества актуализирует вопрос об отображении и закреплении в системе национального права меры, уровня оптимального соотношения и взаимосвязи интересов лица, общества и государства, размежевание и — главное — взаимодействия публично-правовых и частноправовых основ регулирования общественных отношений, прежде всего в экономической сфере. Монопольный приоритет публично-правового режима регулирования экономических отношений, который был обусловленный главным образом спецификой советской централизованно-плановой организации народного хозяйства и властей, политическими мотивами защиты интересов советского государства, в конечном итоге интересами партгосноменклатуры, должно уступить сегодня балансу взаимодействия принципов и норм публичного и частного права — органических составляющих единой, целостной системы права Украины. Речь идет о стратегии формирования, функционирования и развития такой системы права, которая гармонично обеспечивала б взаимодействие объективно существующих в обществе как частных, так и публичных потребностей и интересов лица, общества и государства, их взаимную ответственность. При этом должны функционировать лишь адекватние формы и методы правового регулирования. В частности, речь идет о реальном создании принципиально новой законодательной модели экономических отношений гражданского общества в Украине, основой которой должны быть публично признанные общепризнанные частноправовые основы. В первую очередь речь идет о недопустимости своевольного вмешательства государства, ее органов и должностных лиц в частноправовые отношения граждан и частных юридических лиц при условии, что они не выходят из рамок закона; юридическое равенство, свободное волеизъявление, имущественную самостоятельность и свободу договоров участников хозяйственных (в широком понимании) отношений; преодоление незаконного лишения права собственности; судебная защита имущественных и личных неимущественных прав и интересов физических и юридических лиц в случае их нарушения и тому
Даже для государства, когда оно будет действовать в частноправовой сфере как субъект имущественных отношений, субъект гражданского права, выступая через создаваемые им публичные юридические лица, должны быть такие же права и такая же ответственность, как и для иных субъектов. То есть к государству в этом случае должен применяться также частноправовой порядок регулирования и нормы частного права. В частности, государственная собственность должна защищаться такими же гражданско-правовыми способами, как и иных собственников, а исковая давность при этом должна быть одинаковой для субъектов частноправовых отношений и тому подобное.
Тем не менее правовое государство как политико-управленческий феномен, который должен нести определенные социальные обязанности и ответственность перед обществом, должно иметь право вмешиваться (но все же лишь на законных основаниях) в сферу частной собственности, если нарушаются публичные интересы и права общества. Это означает, что в обществе, где действует принцип верховенства права, не только государство обязано предохранять частную собственность, но и сам собственник должен иметь определенные социальные обязанности и нести ответственность (в том числе и юридическую) перед обществом.
Внедрение в жизнь новых идей, принципов и положений Конституции Украины, трансформация украинской правовой системы не могут и не должны быть осуществлены, во-первых, мгновенно, путем радикального, революционного слома существующих институтов и норм и, во-вторых, сами по себе . Преобразование современных общественных отношений на правовых принципах, становление в стране демократического политического режима и экономического порядка, обеспечение прав и свобод человека и достойных условий ее жизни, внедрение реального самоуправления и народовластия, обеспечение благосостояния народа и общественного согласия в обществе, организации функционирования государственных властей, ее ветвей согласно с Конституцией и на ее основе — дело значительного и кропотливого сотрудничества всего Украинского народа, согласованных действий государственных деятелей и служащих и пересекающихся граждан. И этот процесс сотрудничества должен быть системным, последовательным, поэтапным и, главное, эволюционным.
Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, «рассредоточенность» государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут «сдерживать» одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной — во «всевластие», в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.
Но даже если соблюдено требование разделения властей, задействована система «сдержек и противовесов», то государство еще не обязательно является правовым. Поэтому мы переходим к следующему признаку правового государства – продолжение
–PAGE_BREAK–