Становление социальной работы как профессиональной деятельности в Республике Беларусь

Становление социальной работы как профессиональной деятельности в Республике Беларусь/>/>/>/>/>/>/> 
1 Расширениефункций социальных служб и социальных работников
Современная социальная работа носитмногопрофильный, межведомственный характер, а это влечет за собой не тольконеобходимость выполнять множество различных функций социальными службами исоциальными работниками, но и требует высокого профессионализма кадров, научнойпостановки всей социальной практики.
В научной и учебной литературе по социальнойработе существует ряд подходов к определению функций, объемов и методовдеятельности социальных служб и социальных работников. И это естественно, ибоединообразие не приносит долгосрочных успехов, а поиск нестандартных решенийвсегда может вывести на более эффективный путь деятельности. Вместе с темпохожесть человеческих проблем предопределяет наличие наиболее общихзакономерностей, технологий и принципов их решения в рамках деятельностисоциальных служб, а также на контактном уровне.
Следуя подходу доктора психологических наукС.А. Беличевой (Россия), выделим основные (наиболее общие) функциисоциальных работников и органов по труду и социальной защите, ориентированныена решение проблем социальной защиты населения на научно-профессиональномуровне. Это: аналитико-информационная функция; прогностическая функция;организационно-управленческая функция; социально-бытовая функция; функцияукрепления семейно-брачных отношений; функция поддержки репродуктивности семьи;социально-профилактическая функция; социально-реабилитационная функция; функциясоциально-правовой и социально-экономической поддержки; социально-психологическаяфункция; социально-педагогическая функция и др. (см. рис.4.1).
/>
Рис. 1Основные функции современных специалистов социальной работы
Все эти функции теснейшим образом взаимодействуютмежду собой, реализуя комплексный подход к решению сложных задач человеческойличности как единого целого.
Рассмотрим подробнее содержание некоторыхфункций.
Прежде всего – аналитико-информационной ипрогностической. Заметим, что аналитическая и информационная функции присущивсем видам человеческой деятельности. Именно с анализа, с получениясоответствующей информации и определения теоретической концепции начинаетсяуправление любыми процессами жизнедеятельности человека. Социальная работатакже опирается на информацию, получаемую в результате анализа социальнойсферы. Прежде всего, это: анализ и получение информации по проблемам занятости,условий труда, уровня доходов; анализ и получение информации о деятельностиотраслей социального обслуживания; получение информации о криминогеннойобстановке; анализ социальной структуры населения; изучение образа жизни людей(условий, качества, стиля жизни); анализ экологических условий; анализ иполучение информации о здоровье населения, занятии спортом, физкультурой, обиспользовании бюджета времени и т.п. Иными словами необходимо иметь социально-демографическуюинформацию, медико-социальную информацию, информацию криминального характераВажно знать, какое место, какую часть в общем населении района, области,занимают группы социального риска, т.е. те группы, которым необходимо оказыватьсоциальную помощь, социальную защиту.
На основе анализа делаются расчеты, определяетсяпотребность в дополнительных лечебных, учебно-воспитательных, реабилитационных,консультационных и других социальных службах и институтах, о действиях,необходимых в данном регионе, т.е. прогнозируется будущее состояние социальнойработы в данном регионе, определяется ее политика, включая такие компоненты,как развитие социальной инфраструктуры, профилактическая деятельность, предупреждениенегативных изменений в медико-социальном, криминальном состоянии населения,уменьшение групп социального риска в общем составе населения региона и т.п.Таким образом, аналитико-информационная и прогностическая функции социальнойслужбы являются исходным, исключительно важным компонентом всей социальнойработы в том или другом регионе, коллективе.
Объемной и исключительно ответственной являетсяорганизационно-управленческая функция, которая предполагает не только решение вопросоворганизационного, кадрового характера данной службы, но и координацию усилий вчасти социальной защиты других ведомств таких, как: здравоохранение, народноеобразование, культура, спорт, правоохранительные органы, службы коммунальногохозяйства, общественные и благотворительные организации и др. Многоплановость иобъемность задач социальной работы с управленческой точки зрения предопределяетструктурные построения органов социальной защиты и их функции. Западныеспециалисты, например, в систему социальной работы включают: индивидуальнуюсоциальную работу, групповую социальную работу, организацию сообщества,административную социальную работу, социологические исследования, социальнуюполитику, планирование, непосредственную клиническую практику, семейную ибрачную практику и другие виды микропрактик, а также то, что называется общейпрактикой социальной работы, объединяющей микро- и макроуровни («Словарьсоциальной работы» Р. Брокера). Если внимательно присмотреться к темпроблемам, которые решают органы по труду и социальной защите у нас, ихперечень не будет меньшим, скорее — наоборот. Это еще раз говорит о том, чтообеспечение результативности социальной защиты невозможно без координационных,организационных действий, без управления. На каждом из уровней необходимаоценка состояния, выработка и принятие соответствующих решений (планирование),организация их реализации, контрольная деятельность.
Органы социальной защиты решают вопросыматериально-технического, кадрового обеспечения, развития системы социальныхслужб данного региона, которые занимаются проблемами медико-социального,социально-бытового, социально-правового характера и другими вопросамисоциальной защиты различных групп населения, налаживая организационные связи,координируя и контролируя соответствующие службы.
Исключительно важной функцией социальных службявляется контроль за исполнением решений вышестоящих и местных органов власти,касающихся проблем социальной политики и защиты населения, укрепления здоровогообраза жизни, высокой культуры общения.
С организационно-управленческой точки зрениясоциальная работа рассматривается как открытая система, имеющая тесные связи сдругими системами жизнедеятельности человека (экономической, политической,духовной). Такие же связи имеет каждая конкретная структура (орган) социальнойзащиты. Налаживать эффективное взаимодействие между всеми компонентамисоциальной сферы в целях решения вопросов социальной защиты – главная задачаорганизационно-управленческой функции социальной работы.
В самостоятельный блок можно выделить функции,связанные с проблемами семьи, детства, когда соответствующим службам приходитсярешать вопросы укрепления семейно-брачных отношений (организация службзнакомств и служб доверия, медико-психологических консультаций для супругов илюдей, вступающих в брак, организация семейного досуга и др.), а такжеподдержки репродуктивности семьи (создание медико-социальных, социально-бытовыхи социально-психологических условий, обеспечивающих здоровое физическое исоциальное развитие детей, организация медико-генетических и психолого-педагогическихконсультаций, создание служб планирования семьи, социально-медицинского патронажаи др.).
К этому блоку значительной своей частью примыкаютпсихологическая и педагогическая функции, хотя их роль распространяется и надругие группы населения (создание воспитывающей, педагогически организованнойсреды, утверждения здорового образа жизни, хороших соседских взаимоотношений,культурного досуга, развития физкультуры и спорта и т.п.).
Функция социально-правовой и социально-экономическойподдержки связана с оказанием помощи в реализации гражданами своих трудовых,жилищных, семейных и других социальных прав, а в случае необходимостивосстановления этих прав в порядке судебных и других предусмотренных закономпроцедур, мер.
Социально-профилактическая и социально-реабилитационнаяфункции заключаются в социальном оздоровлении жизненного пространства людей,прежде всего семейных отношений, в утверждении здорового образа жизни,противостоянии различным негативным проявлениям, а также в оказании людямпомощи в их возвращении к нормальной жизни, ранее нарушенной по различнымпричинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, лишение свободы, стресс вследствиестихийного бедствия, насилия, сексуальной агрессии и т.д.).
В зависимости от состояния социальной сферы,объемов социальных проблем органам труда и социальной защиты, социальнымслужбам приходится реализовать одни функции в большей степени, другие – в меньшей.
В Республике Беларусь в современных условиях всебольшую значимость и расширение приобретает профилактическая работа, направленнаяна утверждение здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта,нравственное очищение социального общения, особенно в молодежной среде.Эффективнее стали разрешаться социально-экономические проблемы различныхкатегорий малообеспеченного населения, осуществляется принцип адресной помощи иподдержки, а также активнее стали внедряться формы самообеспечения, развитиямалого бизнеса, предпринимательства, различных гуманистических форм деятельностии благотворительных акций и т.д. Все это, с одной стороны, придает новый,современный имидж социальной работе и ее организаторам. С другой, все с большейнастойчивостью требует высокого профессионализма кадров, современного пониманиявсех проблем социальной защиты, создания новой, современной модели человекозащитнойдеятельности в нашей стране.

/>/>/>/>/>/>/>2 Профессионально важные качества социальныхработников в условиях становления рыночной экономики
Как известно, существует ряд профессий, гденеобходимость профессионального отбора очевидна. К числу таких профессийотносится и профессия социального работника.
Выделяют ряд профессионально важных качеств, безкоторых немыслим социальный работник, и которые необходимо вырабатывать иликоторые человеку принадлежат изначально.
Выделяют следующие профессионально важныекачества:
– Профессиональнаякомпетентность как профессионально важное качество социального работника.Имеется ввиду высокий уровень образования и культуры, осведомленность по широкомукругу профессионально-значимых проблем, т.е. знания в области педагогики,психологии, юриспруденции и др.
– Доброта,любовь к людям, желание помочь, чуткость, чувство сострадания и милосердия,симпатия к другим и альтруизм. Эти качества можно в целом охарактеризовать какдоброжелательное отношение к людям, к их проблемам.
– Высокаякоммуникабельность, общительность, социальная смелость, инициативность, умениеуправлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, умение вызывать к себедоверие и поддержать человека в трудную для него минуту. Подобные качестваможно обозначить как организаторско-коммуникативные способности.
– Бескорыстность,честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность. Эти качествахарактеризуют высокий морально-этический уровень социального работника.
– Работоспособность,энергичность, настойчивость в достижении цели и готовность испытыватьпсихологический дискомфорт, если случается. Такие свойства присущи людям,обладающим нервно-психической выносливостью.
– Отношениесоциального работника к себе. По мнению психологов, если человек не умеетправильно относиться к себе, не умеет решать собственные психологическиепроблемы, то вряд ли он сможет решать проблемы других.
Каждое из этих профессионально важных качеств неявляется однородным психологическим образованием, а представляет собой сложноесобрание психологических характеристик. Значимость каждой из них может бытьтакже различной, но все они для профессиональной социальной работы весьмаважны. Среди этих качеств есть те, которые развиваются и компенсируются, естькачества, которые могут развиваться, но не могут быть компенсированы. Поэтомупри подборе социальных работников все эти характеристики, особенности следуетучитывать.
Кроме профессионально важных качестврассматриваются и качества, недопустимые для социального работника. Этопрофессиональная некомпетентность, это отсутствие любви к людям, глухота к болидругого, равнодушие, брезгливость, неприязнь к больным, злость, зависть, агрессивность,хамство. Недопустимыми качествами для социального работника являютсябезответственность, отсутствие чувства долга, нечестность, меркантильность,корыстность, стяжательство, карьеризм, использование должностного положения вличных целях, бездуховность, аморальность, несоблюдение основных христианскихзаповедей. И еще профессионально недопустимые качества — это грубость, неумениеразрешать конфликтные ситуации, авторитарность, формализм, болтливость и т.д.
Ряд качеств, касающихся личного здоровьячеловека, могут мешать социальной работе. Недостаток здоровья, повышеннаяраздражительность, возбудимость – тоже являются недопустимыми качествами для социальногоработника. Они являются показателями низкой толерантности к нервно-психическомунапряжению. Недопустимые качества практически являются противоположностьюпрофессионально важным качествам.
Профессионально важные качества социальногоработника связаны с той конкретной ролью, которую он осуществляет, связаны суровнями его деятельности. Одно дело – социальный работник управленческогоуровня, различных органов, комитетов, ассоциаций, и другое дело – социальныйработник, который работает с семьей, оказывает медико-социальную, психолого-педагогическуюпомощь матери и ребенку. Поэтому, когда мы говорим о профессионально важныхкачествах и о подборе кадров для социальных служб, надо иметь в виду и этусторону их деятельности./>/>/>/>/>/>/>3 Этические принципы социальной работы как условиеповышения ее эффективности
Социальная работа базируется на определенныхпрофессиональных и этических принципах.
Международная федерация социальных работников,принявшая на общем собрании Международную декларацию по этике, считает, что этическиезнания — это необходимая часть профессиональной деятельности социальногоработника. Они существенно повышают качество социальных услуг.
В Декларации указывается, что социальныеработники служат на благо людей и действуют на основе следующих принципов:
– Каждыйчеловек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать;
– Каждыйчеловек имеет право на самореализацию до той степени, пока не нарушаютсяподобные права других людей и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества;
– Каждоеобщество, независимо от его формы, должно функционировать так, чтобы предоставлятьмаксимум благ всем его членам;
– Социальныеработники привержены принципам социальной справедливости;
– Социальныеработники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощиотдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешениеконфликтов между личностью и обществом;
– Предполагается,что социальные работники оказывают помощь каждому, кто обращается к ним запомощью и советом, без несправедливой дискриминации на основе пола, возраста,физических и умственных недостатков, цвета кожи, социальной и расовойпринадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации;
– Социальныеработники уважают основные человеческие права индивидов и групп в соответствиис Декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями,вытекающими из этой декларации;
– Социальныеработники соблюдают принципы личной неприкосновенности, конфиденциальности иответственного использования информации в своей работе. Социальные работникиуважают оправданную конфиденциальность даже тогда, когда законодательство странвходит в противоречие с этими требованиями;
– Предполагается,что социальный работник работает в тесном сотрудничестве со своими клиентами наблаго клиентов, но не в ущерб остальным. Клиенты поощряются к участию в работеи должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий;
– Социальныеработники обычно ожидают, что клиенты вместе с ними принимают на себяответственность за выработку плана действий, направленных на изменение ихжизни. К принуждению можно прибегать в решении проблем одной из сторон за счетущемления интересов другой стороны только после тщательного взвешиванияпретензий конфликтующих сторон. Социальным работникам следует свести до минимумаприменение правового принуждения при решении вопросов клиента;
– Социальнаяработа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, групп,властных структур, использующих терроризм, пытки или другие действия,направленные на угнетение людей;
– Социальныеработники принимают этически оправданные действия и придерживаются их всоответствии с международными этическими стандартами социальных работников,принятыми их национальными профессиональными организациями.
Предполагается, что это не окончательный вариант,что эти принципы могут обсуждаться и дополняться. Те страны, которые входят вМеждународную федерацию социальных работников придерживаются данных принципов.Национальные ассоциации могут вносить свои дополнения./>/>/>/>/>/>/>4 Подготовка кадров для системы социальнойзащиты:состояние и проблемы
Становление новой модели социальной защитыпредполагает наличие новых кадров, глубоко понимающих происходящие перемены,готовых профессионально решать многоплановые задачи социальной защиты различныхкатегорий населения. В Республике Беларусь подготовка профессиональныхсоциальных работников ведется в Государственном институте управления исоциальных технологий БГУ, в Белорусском педагогическом университете имениМ. Танка, в Белорусском государственном университете культуры, вУчреждении образования «Институт современных знаний имени А.М. Широкова»,в филиале Московского государственного социального университета и др.
За последние годы в этих и других учебныхзаведениях по очной и заочной формам обучения выпущено довольно большоеколичество специалистов по социальной работе с высшим образованием, значительнаячасть которых работает в государственных и негосударственных структурах системысоциальной защиты. Анализ показывает, что выпускники ВУЗов получают достаточноширокую профессиональную подготовку в области социальных, психологических,политических, экономических, управленческих знаний, форм и методов социальнойдиагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, различных видовреадаптации.
Вместе с тем система профессиональной подготовкикадров в области социальной работы в нашей стране испытывает определенныетрудности. Во-первых, это проблемы, характерные для всего высшего образованияна данном этапе развития общества. Во-вторых, подготовка в вузах специалистовпо социальной работе еще не имеет сложившихся собственных традиций. Начиная снуля, ее организаторы часто переносят опыт и недостатки, имеющиеся в подготовкекадров по другим специальностям, не учитывают того, что подготовка специалистовдля социальной работы требует новой полной развернутой структуры процессаподготовки — от изучения социального заказа до программ индивидуальногоцеленаправленного обучения будущих работников в ВУЗе, а также ихсовершенствования в процессе непрерывного образования.
Издавна в вузах сложилась традиция организациипроизводственной практики на старших курсах, приближая ее к будущейпрофессиональной деятельности. Тем самым изначально возникает разрыв междутеоретическими знаниями и практическими навыками. Этот недостаток пока не преодолени в системе подготовки социальных работников. Немало проблем в организации ихпрактики в психологических, педагогических, медицинских службах,благотворительных организациях, других профильных органах и организациях.
И еще одна важная проблема. В учебных планахнаших вузов на практику отводится очень мало времени, тогда как в зарубежныхстранах на этот вид обучения отводят до половины или трети учебного времени.Естественно, назрела необходимость корректировки учебных планов и сроковпрохождения практики, имея в виду ее присутствие на каждом курсе.
Соответственно должна быть изменена и рольпреподавателя ВУЗа, готовящего кадры для социальной сферы. Ему сегодня нужны нетолько знания как таковые, необходимо владение научными методами обучениястудентов будущей профессии. Ныне общеобразовательные и специальные дисциплины вобласти социальной работы в большинстве преподают социологи, историки, медики,педагоги, психологи, которые, разумеется, по профилю не только близки, а, еслитак можно сказать, родственны научной и практической деятельности в областисоциальной работы. Однако было бы полезным и им глубже познать спецификусоциальной работы (через семинары, курсы переподготовки и т.д.), чтобы, с однойстороны, более адекватно применять свою профильную подготовку, а с другой –избегать в работе с этой категорией студентов абсолютизации своей дисциплины,памятуя, что социальная работа носит интегративно-комплексный характер, требуетмногоплановых знаний и учений
Актуальной является задача подготовки кадров дляуправленческого уровня социальной сферы. Административно-управленческаядеятельность в социальной сфере — это самостоятельное направление в системеподготовки управленческих кадров. Работники управленческого звена должны быть ипрофильными специалистами и, особенно, умелыми организаторами социальной защитынаселения. В качестве основных областей здесь можно выделить административноеуправление, планирование, организационную деятельность, разработку и оценкусоциальных программ и программ социальных услуг. А это требует глубоких знанийкак в области теории менеджмента, так и всесторонней компетенции в сфересоциальной защиты и социального обслуживания.
Важной становится задача специализации всоциальной работе, формирования узких специалистов, ориентированных на работу сконкретной группой населения, профессионалов, специализирующихся на работе ирешении проблем отдельного клиента, группы клиентов (семья, женщины, дети,молодежь, старики и т.д.).
Развитию социального образования в республикеспособствовали бы фундаментальные, поисковые и прикладные исследования вобласти теории и практики социальной работы, внедрение инновационных форм образованиясоциальных работников. Перспективной признается многоуровневая системасоциального образования, в организации которой используется модульный принцип.Обучающийся в силу сложившихся обстоятельств может освоить необходимоеколичество образовательных программ, модулей единого образовательного процессане сразу, не в «один присест», а разновременно и последовательно, набираянеобходимые «блоки». Если студент, проучившись, скажем, два года, вынужденпрервать учебу, то он становится обладателем относительно завершенной стадиивысшего образования (есть предложения назвать эту ступень на западный манер «адъюнкт»).При более благоприятных условиях студент может возобновить обучение. Такая организацияобучения ближе к типу «открытого» института – признанной на Западе формынепрерывного образования взрослых.
Оправдывает себя организация филиалов вузов,специализирующихся на подготовке социальных работников, в тех регионах, гдеместные вузы не ведут такой подготовки, или ведут в недостаточных объемах.Достоинство данной образовательной системы состоит в том, что студенты могутполучать образование без отрыва от производства и места жительства: не они едутк преподавателям, а преподаватели едут к ним.
Перспективными представляются методикииспользования видеоматериалов – от иллюстрации отдельных положений лекции,записи ее фрагмента на кассете до специально созданных видеофильмов или целыхлекционных видеокурсов. Трудность развития данного направления состоит в том,что создание профессиональной видеопродукции – пока весьма дорогостоящее дело,а потому мало доступное как социальной, так образовательной системам.
Развитие дистанционных, т.е. осуществляемых нарасстоянии, форм обучения также представляется сегодня объективнойнеобходимостью. По мере улучшения материальной базы и совершенствования системыкоммуникаций, с одной стороны, и разработки вузами специального методическогоинструментария, с другой, расширяются такие виды обучения, которые основаны наприменении компьютерной передачи информации, использовании электронныхучебников, взаимодействии с преподавателем на расстоянии в режиме реальноговремени.
Решение названных выше проблем требуетобъединения усилий ученых и практиков в целях выработки единой целостнойсистемы подготовки специалистов, столь нужных нашему обществу, проведениякомплексных научных исследований в области теории и практики социальной работы,развития деятельности различных научных лабораторий (как студенческих, так и науровне научно-исследовательских институтов), исследующих становление научно-обоснованноймодели социальной защиты в Республике Беларусь в условиях переходного периодаразвития нашего общества./>/>/>/>/>/>/>5 Практическая подготовка социальныхработников в зарубежных странах
социальная работапрофессиональный супервизорство
Зарубежный опыт социальной работы многообразен имноголик. Практически во всех странах имеются социальные работники: одни из нихполучили подготовку разного уровня в специализированных учебных учреждениях ипоэтому считают себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональнойподготовки, занимаются социальной работой на общественных началах или работаютпо найму в социальных учреждениях.
Социальный статус профессия «социальныйработник» обрела сначала в США, затем в странах Западной Европы. Первые учебныезаведения, осуществлявшие подготовку социальных работников, создавались благотворительнымиорганизациями. Наиболее крупными и известными среди них были Обществоорганизации благотворительности (Лондон, 1896 г.); Нью-Йоркская школа филантропии (1898 г.), ставшая впоследствии Школой социальной работы Колумбийскогоуниверситета; Чикагская школа гражданского права и филантропии (1903 г.), ставшая со временем Школой управления социальным обслуживанием Чикагскогоуниверситета.
После первой мировой войны количество стран,приступивших к подготовке социальных работников, значительно возросло. В 30-егоды двадцатого столетия первые школы социальной работы были открыты в Бельгии,Норвегии, Чили, Швеции Италии, Испании, Израиле, Ирландии, Индии, Египте и т.д.[69, с. 114].
Учебные заведения того времени не имели еще никвалифицированных преподавателей, ни методической литературы. Понадобилось нескольколет, чтобы в учебных заведениях были разработаны программы по социальнойработе. Дифференциация деятельности социальных работников требовала развитияучебных заведений, занимавшихся подготовкой узких специалистов. Развитиесотрудничества между странами Запада ставило на повестку дня унификациютребований, которые предъявлялись к образовательному уровню социальных работников.
Наибольшее число новых учебных заведений зарубежом было открыто в 60-е гг. XX века, когда социальнаяработа развивалась особенно бурно. В это время были созданы многие национальныеи международные ассоциации, занимающиеся социальной работой, начали издаватьсяпрофессиональные журналы и специализированные издания, был разработанмеждународный этический кодекс социального работника. Во многих странах Европыи Америки наряду с проведением государственных социально-политическихмероприятий были созданы новые системы социальных служб, расширены возможностиоказания помощи детям, создана сеть лечебно-реабилитационных заведений для лицс ограниченными возможностями. Таким образом, социальная работа была официальнопризнана в мире как специфическая профессиональная деятельность, сменившая бытовавшееранее понятие «работник в сфере социального обслуживания».
Ныне в мире насчитывается несколько десятковсотен высших школ социальной работы и специализированных факультетовуниверситетов, готовящих профессионалов для социальной сферы. Так, только в 20западноевропейских странах насчитывается свыше 500 учебных заведений, дающихобразование в области социальной работы. В большинстве стран это образованиефинансируется государством, однако, существует немало и частных учебныхзаведений. Например, только в Италии и Франции их более 120. В некоторыхстранах частный характер школ социальной работы обусловлен их принадлежностью копределенной религиозной конфессии. Например, в Португалии, Испании и странахЛатинской Америки число школ, принадлежащих Римской католической церкви,заметно превышает число светских учебных заведений.
Говоря о зарубежном опыте, специалисты выделяютдве основные модели подготовки профессиональных социальных работников:американскую и европейскую.
Американская система обучения социальной работепредставляет собойэкспериментальную форму преподавания и обучения, при которой студент получаетпомощь по созидательному привнесению полученных знаний в практические ситуациипрофессиональной деятельности; отработке профессиональных навыков в видепервоначального опыта; восприятию профессионального этикета и ценностейсоциальной работы; формированию профессионально важных личностных качеств ивыработке индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Приоритетными областями программы обучениясоциальных работников в США являются: политика и услуги в области социальногообеспечения, человеческое поведение и социальная среда, «многообразие человеческойприроды», практика социального обслуживания, исследовательская работа в сфересоциального обслуживания и практическое обучение.
В настоящее время в США более четырехсотуниверситетов и колледжей предлагают программы, по которым осуществляетсяподготовка социальных работников. Они выпускают специалистов трех уровней —бакалавров (после четырех лет обучения), магистров (после шести лет обучения) идокторов (после восьми лет обучения). Кроме того, американские колледжипредлагают двухгодичные программы подготовки технического персонала,используемого в социальной работе.
Однако в последние годы в профессиональном миреначали высказываться сомнения в эффективности американской модели профессиональнойподготовки социальных работников. По мнению исследователей, закат американскоймодели обучения наступил в результате утраты общего, объединяющего фактора — профессиональной самодисциплины, приверженности к универсальным проблемам. Быланарушена необходимая мера общего и специфического в содержании обучениясоциальной работе.
Европейская модель практического обучения специалистов в области социальнойработы имеет существенные отличия от американской. В Великобритании студентыизучают социальную работу на двух уровнях: колледжа и агентства (аудиторный ипрактический курсы).
Основные модели практического обучениясоциальных работников классифицированы следующим образом (Ш. Рамон иР. Сарри):
– Модель личностного роста и развитияоснована на использовании терапевтических моделей практики в моделях обучения:студент становится как бы «клиентом» супервизора. Обучение в основноминдивидуальное и опирается на психологические теории.
– «Ученическая» модель, которую иногданазывают «рядом с Нелли» по аналогии с моделями обучения в промышленности, гдеученики наблюдают за работой на ткацких станках опытных специалистов («Нелли»).Данная модель опирается на теории поведения.
– Управленческая модель, при которойотношение к студенту ничем не отличается от отношения к любому сотрудникуагентства, а основная функция руководителя практики – управление процессомпрактики. Данная модель опирается на теории управления.
– Модель структурированного обучения,основанная на использовании учебного плана в модульном виде, с блоками единиц.Применяются различные методы преподавания, особенно имитационные идеятельностные (обучение в «команде»). Студент работает под непосредственнымнаблюдением и контролем руководителя практики. Модель опирается на модельобучения взрослых.
Выбор учащимся той или иной модели зависит отего образовательного уровня. Выпускникам средней школы предлагаютсячетырехгодичные курсы на звание бакалавра, а выпускникам высших учебныхзаведений — двухгодичные курсы и годичная аспирантура. Что касается тех, кто незакончил высшее учебное заведение, то для них предусмотрены двух- или трехгодичныекурсы.
Последние десятилетия в Европе характеризуютсяувеличением приема в учебные заведения, которые занимаются подготовкойсоциальных работников. Поскольку социальная работа требует от своихпредставителей определенной опытности в жизненных делах, большинство тех, ктоей обучается, находится в возрасте 25, а 30% — 35 лет и старше. Третью частьучащихся составляют мужчины, хотя в социальной работе Великобритании, как и вдругих странах мира, преобладают женщины.
Как в американской, так и в европейскоймоделях, важнейшим условием доступа к подготовке работников социальной сферыявляется наличие определенных личностных качеств, мотивации, жизненного опыта,которые заявляются на специальном экзамене. Обращает на себя внимание тот факт,что достаточно большое внимание уделяется вопросам общей подготовки, здоровья,физического и психического состояния. Подготовка социальных работников включаетвариативную часть, охватывающую основы наук, широкие области знания, общие методикии т.д., и региональные компоненты, конкретизирующие различные аспектыподготовки, составляющие основу для практики, проведения стажировок, тренингов,решения реальных проблем, деятельности в конкретных ситуациях. Значительнаячасть подготовки специалистов сосредоточена в региональных центрах, агентствах,институтах, специализированных школах подготовки персонала для социальнойработы.
Система подготовки кадров учитывает тообстоятельство, что в практике большинства стран мира социальная работа общегопрофиля предусматривает три сферы:
1) социальнаятерапия на индивидуально-личностном и семейном уровне с целью социальнойадаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контекстеокружающей его среды.
2) социальнаяработа с группами, которые могут классифицироваться по возрасту (детские,молодежные, группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожимпроблемам (конфессиональные, группы бывших алкоголиков или наркоманов и т.д.).Часто социальным работникам приходится работать с группировками асоциальногоили даже криминального характера (детская или подростковая преступность,бродяжничество, организованная проституция, наркомания и т.д.).
3) социальнаяработа в общине, по месту жительства, ориентированная на расширение сети социальныхуслуг, укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологическогоклимата в местах компактного проживания людей, а также на содействие разногорода локальным инициативам, организацию взаимопомощи и др.
Во всех странах развита и специализированнаясоциальная работа, которой занимаются специалисты в сфере труда изанятости, в здравоохранении и медико-реабилитационных службах, системахобразования, правозащиты, пенитенциарных учреждениях, вооруженных силах и т.д.
Ныне в зарубежных странах создана разветвленнаясистема подготовки и переподготовки социальных работников. Международнойассоциацией школ социальной работы (IASSW) выпущено второе издание справочника-руководствапо мировой системе обучения социальных работников (World Guide to Social Work Education), содержащего наиболееполное описание системы обучения социальных работников в 74 учебных заведениях61 страны мира./>/>/>/>/>/>/>6 Супервизорство как эффективная формаповышения профессионализма социального работника
 
В зарубежных системах совершенствованияпрофессиональных качеств социальных работников существенное место занимаетсупервизорство, в основе которого лежит идея активного использования опыта,накопленного в процессе практической работы. В Беларуси пока супервизорство неполучило широкого развития. Однако оно заслуживает серьезного внимания, т.к.наряду с используемыми инновационными организационными и содержательнымиформами социальной работы и развития кадров может оказаться оченьрезультативным.
Действенный отпечаток на процесс «развития»молодого специалиста накладывает не только его собственный практический опытработы с клиентом, но особенно знания и умения, приобретенные им в результатесотрудничества с более опытным, квалифицированным профессионалом, способнымпомочь разобраться в затруднительной ситуации, научить использовать новыеэффективные методы и технологии работы. Такого рода процесс «научения» вотечественной литературе традиционно называется наставничеством. На Западе жеподобное явление именуется супервизорством. Оно включает в себя ряд важныхаспектов и проявлений и рассматривается как особо важная система формированияпрофессионально грамотного специалиста.
Для более доходчивого представления о смысле иназначении супервизорства приводятся поясненияПитера Ховкинса и РобинаШохета о «хорошей» матери, т.е. матери, которая, «если ее ребенок швыряет в неееду, не испытывает чувства вины и не воспринимает это как атаку на себя лично,а видит за таким поведением неспособность ребенка справиться с внешним миром.Для любой матери очень трудно быть «хорошей», пока ее не начинает поддерживатьотец ребенка или кто-то еще. Тогда строится «триада заботы», которая означает,что ребенка следует оберегать даже тогда, когда необходимо выразить несогласиеили ярость».
Данная концепция представляет собой полезнуюмодель для супервизии, где «хороший» консультант может пережить атакунегативности со стороны клиента, черпая силы в супервизорских отношениях. Такимобразом, супервизорство рассматривается как метод управления и консультирования,направленный на обеспечение эффективности и качества профессиональной работы,имеющий место, прежде всего, там, где специалисты вступают в профессиональныйконтакт с различными группами и категориями людей, и используется с цельюкоординации работы с клиентами. Исходя из этого, следует отметить, чтосупервизор объединяет в себе три основные роли: помощника (консультанта),оказывающего поддержку; учителя, помогающего своему подопечному учиться иразвиваться; менеджера, несущего ответственность, с одной стороны, за то, чтоделает супервизируемый для клиента, а с другой – перед организацией, котораяплатит за супервизию.
Следовательно, разумно говорить о триаде функцийсупервизора, определяющих содержательную сторону его деятельности. Речь идет,во-первых, об образовательной функции, заключающейся в развитии навыков, уменийи способностей социального работника. Во-вторых, — о поддерживающей функции какспособе противостояния стрессу, боли и потерянности, испытываемых социальнымработником в результате глубокой терапевтической работы с клиентом. Такого родаэмоции появляются из-за эмпатирования клиенту или стимулируются привзаимодействии с клиентом, или могут быть реакцией на него. Неприятие этихэмоций вскоре приведет к стрессу и выгоранию, к снижению эффективностиработника, который начинает либо слишком идентифицироваться с клиентом, либозащищаться от дальнейшего влияния со стороны клиента. В такой ситуации главнойзадачей супервизора является оказание помощи социальному работнику в осознанииэтого процесса и работе над подобными реакциями. В-третьих, о контрольнойфункции. Не только недостаток подготовки или опыта, но также и неизбежныесложности взаимоотношений с клиентом, пробелы, уязвимые места заставляютсоциальных работников искать кого-то, кто наблюдал бы за их работой. В процессеработы с подопечными супервизор может частично взять на себя ответственность заблаго клиента и работу с ним супервизируемого (социального работника): онгарантирует поддержание стандартов учреждения, в котором проводится работа.
Благодаря супервизорству социальный работникпродолжает обучаться и развиваться, более эффективно использовать собственныересурсы, управлять своей работой и менять несоответствующие ее формы. Однаконельзя не обратить внимания на значение такой формы супервизорской поддержкикак самосупервизии, которая уместна всегда, даже тогда, когда социальныйработник и так получает хорошую супервизию. Практикующему специалисту крайневажно развить в себе внутреннего супервизора, с которым можно консультироватьсяпрямо во время работы. Важным аспектом самосупервизии является способностьанализировать свою работу, прежде всего, через самонаблюдение и самооценкусвоей деятельности.
Процесс такого анализа может быть углублен засчет развития навыка конспектирования работы с клиентом. Это не простозаписывание фактов, но и отслеживание своих телесных проявлений: дыхания,мыслей, действий в работе с клиентом. Процесс письменного анализа в дальнейшемможет быть дополнен аудио- и видеозаписью работы с клиентами, материалы которыхмогут затем использоваться для проведения самосупервизии.
Зарубежный опыт подсказывает, что у социальногоработника порой могут возникать преграды, не способствующие обращению запомощью к супервизору. Это может быть предыдущий, как положительный, так и отрицательный,опыт супервизорства. Плохой опыт может способствовать осмотрительности иосторожности, а хороший – сравнению нынешнего супервизора с предыдущим. Крометого, социальный работник может иметь ощущение, что он не нуждается ни в чьейпомощи, что он сам может контролировать свою работу и анализировать ее. Этозащита от критики со стороны, где укажут на очевидные ошибки. Плюс к этомупорой супервизор работает слишком авторитарно, что приводит к возникновениюсоперничества по поводу того, кто лучше управляет клиентом. Вследствие этого у социальногоработника появляется необходимость доказать супервизору, что он сам можетделать свою работу. Также супервизор может касаться вопросов, важных для него,а не для социального работника, и тем самым не удовлетворять ожидания последнего.
Зачастую социальные работники испытывают страх поповоду их осуждения и оценки супервизором, но они забывают, что в свою очередьсупервизоры также беспокоятся о произведенном впечатлении на клиентов. Избежатьэтой «преграды», считают специалисты, может помочь включение в соглашение междусторонами такой процедуры, как проведение регулярной оценки и обзора,взаимодействия супервизора и социального работника, т.е. установление обратнойсвязи, проясняющей реальную ситуацию.
Нередко супервизору приходится сталкиваться с такназываемым «процессом отражения», т.е. феноменом, когда социальные работникинеосознанно приносят ему материал, связанный с их чувствами о взаимоотношенияхс клиентами. Как правило, в подобной ситуации социальный работник общается ссупервизором в такой же манере, в какой клиенты общаются с ним, например,показывают бессилие, отчаяние, беспомощность. Следовательно, задача супервизоразаключается в том, чтобы попытаться понять, что происходит, и помочьначинающему специалисту осознать это явление путем открытия сложных изапутанных взаимодействий, которые ставят его в тупиковое положение.
Таким образом, наиболее сложной характеристикой,которой должен обладать супервизор, является способность одновременно впроцессе работы видеть перспективы, иметь в виду проблемы клиента, с которымипришел социальный работник, и самого социального работника, не терять из фокусавнимания собственный внутренний процесс и взаимодействие с клиентом здесь исейчас. Конечно, это умение приходит не сразу, требуются долгие годы практики.
Сегодня нет однозначного ответа на вопрос, должныли супервизор и социальный работник работать в одном стиле. Но обоим следуетиметь много общего в языке и ценностях, чтобы понимать друг друга и вместесотрудничать. Супервизорство позволяет оглянуться назад и оценитьпроисходившее, дает шанс молодому профессионалу найти новые возможности,открыть для себя новые знания, которые возникают в наиболее сложных ситуациях,получить поддержку со стороны.