Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В. ЛОМОНОСОВА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ МОЛОДЕЖИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России»
Выполнила:
Студентка 3 курса
Группа 308
Э.А. Мурадян
Научный руководитель:
Старший научный сотрудник
И.В. Васенина
Москва 2009-2010 гг.

Содержание
Введение
Раздел I. Теоретические подходы к исследованиюдобровольческого труда
§ 1.1 Методологические подходы к изучению добровольческоготруда
§1.2 Генезис становлениядобровольческого труда в России и за рубежом: благотворительность-волонтерство
Раздел II. Место добровольческого труда в рамкахформирования гражданского общества в России
§ 2.1 Содержание и характеристикадобровольческого труда на современном этапе развития общества
§2.2 Особенности развития волонтерских движений в России
Заключение
Список литературы
Введение
Благотворительность — это,прежде всего, мощный источник
духовного и эмоциональногообогащения самих благотворителей.
В современных российскихусловиях она необходима как воздух. ”
Георгий Полтавченко.
Сегодня в мире волонтерская деятельность — один из самых распространенныхвидов добровольческого труда. На западе существует множество волонтерских движений,организаций, фондов. Поле деятельности волонтеров очень широко. Активные, инициативные,неравнодушные к социальным проблемам, они работают во многих профилактических программах:от помощи пожилым людям, детям-инвалидам, детям-сиротам и людям с ограниченнымивозможностями до профилактики наркомании и распространения ВИЧ-инфекции.
К сожалению, сегодня в России, добровольческий труд, помощь людямне является нормой повседневной жизни, но, тем не менее, мы можем говорить, чтосегодня волонтерство набирает силу и у нас. Все чаще СМИ говорят о волонтерстве,все больше открывается благотворительных фондов и организуется волонтерских движений,все больше людей, и в частности представителей молодежи, приходят в эти движенияи фонды. В России, например, есть такие общественные благотворительные фонды как:фонд «Содействие», фонд «Подари жизнь», «Кто, если не я?»,«Милосердие», «Русская береза», «Надежда», «Созвездие»,фонд «Поделись теплом», фонд «Путевка в жизнь». Как мы знаем,молодежь активно привлекалась к сдаче крови для больных детей, для помощи детям-сиротам.«Современная Россия находится на переходе к становлению нового качества общественнойсистемы, определяемого функционированием и взаимодействием таких подсистем как правовоегосударство, рыночная экономика и гражданское общество…»[1],а ведь новая ступень общественной системы тесно связана с волонтерским движением.
Но прежде чем мы начнем более глубокий анализ становления волонтерскогодвижения в России, дадим необходимые определения для более полного понимания сущностиизучаемого нами явления. Так в словаре русского языка Ожегова С.И. слово «волонтер»синоним слова «доброволец»,[2],в социологическом словаре «волонтер — тот, кто добровольно взял на себя какуюлибо работу» [3].В работе Кудринской Л.А. «Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции»волонтерство рассматривается как (volunteerism) добровольческий труд. Добровольческийтруд — непосредственная благотворительная деятельность. [4]Волонтерство не знает национальности, возраста, статуса. Волонтерство можно назватьтакже альтруизмом (нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердиек другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя ихблага) [5].Таким образом, обобщая приведенные определения, мы можем сказать, что добровольческийтруд основан на участии гражданина в решении социально-значимых проблем общества,не преследуя целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста засвою деятельность. Основная цель, стоящая перед волонтером — получение удовлетворениясвоих личных и социальных потребностей через оказание помощи другим людям.
Волонтерство имеет тысячелетнююисторию. Первые волонтеры появились одновременно с зарождением организованных социально-общественныхотношений. Чаще всего труд волонтеров был связан с религией и институтом церкви.В основе их деятельности лежало стремление соответствовать нормам нравственности.В наше время в России волонтерская деятельность поднимается на качественно новыйуровень. В большинстве случаев волонтеры успешно работают в тех проблемных областях,которые не всегда под силу охватить государственным организациям. Сейчас в Россиифункционирует более 200 тысяч общественных организации, во многих из которых активнуюроль играют волонтеры. Вклад волонтерского движения настолько ощутим, что началоXXI в., а именно 2001 год был объявлен ООН Годом Волонтера.
Сегодняшний день можно назвать первой ступеней в развитии волонтерскойдеятельности в нашей стране. Наличие большого количества благотворительных организацийеще не свидетельствует о том, что у нас в достаточной степени развито волонтерскоедвижение. В этом направлении мы делаем лишь первые шаги. Но среди существующих благотворительныхорганизаций, значительное место занимают молодежные. Например, возьмем такую группумолодежи как студенты. Многие из них стали донорами, взяли шефство над детскимидомами. Но, тем не менее, мы не можем сказать, что значительная часть молодежи задействованав волонтерской деятельности. К сожалению, можем лишь констатировать, что волонтерствоне перетекает за рамки узкого круга людей. На наш взгляд это происходит потому,что сегодня у молодежи сложилось ложное представление о благотворительности. И этообъясняется, скорее всего, слабой информированностью. Большинство молодых людейсчитают, что нужно иметь хоть какие-то материальные средства для того, чтобы помочьнуждающимся, а ведь это совсем не так. Не все понимают, и в этом не их вина, чтопомощь совсем не обязательно должна сводится к деньгам. Конечно, есть и материальнаяпомощь, она необходима, но суть волонтерства заключена не только в ней. То, чтоможно просто пойти сдать кровь, бесплатно, теперь мы знаем, благодаря нашим СМИ,спасибо им за это. После этой «рекламы» сравнительно больше молодых людейстали сдавать свою кровь. А в целом, общество не знает, или не хочет знать, чтостарику, которого оставили внуки и родные, можно помочь и вниманием; что ребенку-инвалидунужны не только деньги на операцию, а просто дружеское участие, поговорить с нимна равных, поговорить как с человеком, который ничем от тебя не отличается, не обращаявнимания на его инвалидность.
К сожалению, многие дажепонятия не имеют о том, что есть такие социальные проблемы, которые можно решатьпросто человеческим сочувствием. Некоторые из них пребывают в длительном шоке, узнавцифры детей-сирот на сегодняшний день в России. Необходимо признать и тот факт,что большое количество людей, элементарно не испытывает доверия к благотворительныморганизациям. Многие не уверены в том, что их вложения дойдут именно по адресу,что они пойдут на помощь нуждающимся.
Идеальной могла бы стать ситуация, в которой, общество настолькоразвито, что волонтерская деятельность в стране имеет одну из важнейших социальныхниш, где быть волонтером, это как быть комсомольцем в СССР, где каждый хочет протянутьруку помощи более слабому. Это настоящее гражданское общество, где преобладают ценностигуманизма, толерантности и нравственности, где уровень бездомных детей, детей-сирот,оставленных стариков находится на максимально низком уровне, и люди, нуждающиесяв помощи, могли ее получить от чистого сердца, не ради статуса или престижа. Те,кто имеет финансовую возможность не скупились бы на такие «ненужные» затратыкак перечисление платежа на благотворительные цели; у кого финансовые затруднения,не жалели бы времени на то, чтобы уделить внимание нуждающимся в нем, чтобы быложелание помогать другим бескорыстно и от всего сердца.
Цель курсовой работы — выявить особенности становленияволонтерской деятельности в молодежной среде России
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные формы деятельности современных волонтерскихдвижений в России
2. Проанализировать информированность современной молодежи о волонтерскойдеятельности
3. Выявить мотивацию на добровольческий труд у молодежи
4. Проанализировать основные нормативно-правовые документы, регламентирующиеблаготворительную и волонтерскую деятельность
Объектом исследования является студенческая и послевузовскаямолодежь в возрасте 18-30 лет
Предметом исследования являются волонтерская деятельность
Степень разработанности проблемы. В современное времяпроблемами добровольчества с позиции социальной психологии и социологии за рубежомзанимаются Д. Майерс, Р. Доукифф, Р. Чалдини, М. Хьюстон, Д. Кенрис, С. Нейберт,В. Штребе.
А в России этой проблемой заняты: Р.Н. Азарова, В.В. Андреева,П.И. Бабочкин, В.Г. Лапина, В.П. Эфроимсон, Л.А. Кудринская и др.
«Современный этап развития теории добровольческого трудапредставлен достаточно сложившимися и проявившимися тремя группами подходов: концепциейгражданского общества в рамках социетального подхода, экономическим подходом и трудовымподходом»[6].
За рубежом данная тематика разрабатывается более активно. В России,в отечественной социологии, можно говорить о недостаточном уровне разработанноститемы волонтерства. Несмотря на открытие и создание благотворительных фондов и организаций,волонтерство и добровольчество, как социальная проблема, не изучена с теоретическойточки зрения. В основном преобладают работы, связанные с историей меценатства иблаготворительности. Например, работы Е.Ю. Горбуновой «Благотворители и меценатыв истории московского университета», Белоусов А.А. На алтарь Отечества: Изистории меценатства и благотворительности в России / А.А. Белоусов. — Владивосток:Изд-во Дальневост. ун-та, 1996, Бурышкин П.А. Москва купеческая: записки / БурышкинП. А.; сост., вступ. статья, указ. — канд. филол. наук С.Б. Михайлова. — М.: Современник,1991, Молчанов В.Ф. Благотворительность и меценатство в России: основные тенденциии характерные особенности (X — начало ХХ вв.) / В.Ф. Молчанов // Многоликая история.- М., Новикова С. Из истории отечественного меценатства / С. Новикова // Посев.- 1992, Российские предприниматели: благотворители, коллекционеры, меценаты: (Втораяполовина XIX — нач. XX в.): каталог кн. выставки / Гос. публ. ист. б-ка России.- М., 1993., Тарасенко Я.П. Традиции российского меценатства, коллекционированияи благотворительности / Я.П. Тарасенко // История России. — М., 1994. и др.
В курсовом проекте были использованы подходы Кудринской Л.А.,отраженные в ее работе «Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции».
Гипотеза курсовой работы.
Гипотеза №1: «Если средства массовой информации возьмутна себя пропаганду добровольческого труда, волонтерской деятельности, разъясняяих задачи, показывая положительные стороны их деятельности, подчеркивая необходимостьэтих организаций для становления гражданского общества, то значительная часть российскоймолодежи, которой не безразличны проблемы людей, живущих в трудных условиях, станетактивной силой волонтерской деятельности».
Гипотеза №2: «Российская молодежь мало проинформированао деятельности волонтеров».
Гипотеза №3: «Российское общество не испытывает доверияк благотворительным организациям».
добровольческий волонтерский россия молодежный
Раздел I. Теоретические подходы к исследованию добровольческоготруда§ 1.1 Методологические подходы к изучению добровольческоготруда
В современный период в России особенноактивно идут дискуссии по поводу развития гражданского общества. Сегодня нет однозначныхпредставлений по поводу его развития, о путях его формирования и место в этой модернизациичеловека и его трудового вклада. Сегодня со стороны исследователей отмечается снижениеинтереса к проблемам труда, несмотря на высокую практическую востребованность знанийв этой сфере.
Вместе с тем, реальная деятельностьлюдей демонстрирует рост трудовой активности в самых разных направлениях. Новымважным видом такой деятельности является труд добровольцев, или волонтеров. К сожалению,этот широкий слой гражданской активности, самоорганизации людей для решения проблемсообщества практически не рассматривается отечественными социологами с позиции трудовойтеории.
В то время как в западной социологиипроблемы добровольческого труда получили достаточно широкое развитие и основываютсяна различных теоретических подходах, о чем говорят многочисленные работы по добровольчествув целом и по его отдельным аспектам. Западную науку, побуждают к изучению этой проблематикипрактический интерес государственных структур, рассматривающих деятельность организацийгражданского общества как новый ресурс в решении современных общественных проблем.
Сегодня в отечественной науке сложилисьдва основных подхода к изучению труда, которые условно можно определить как широкийи узкий. В рамках широкого подхода объектом выступает общественный труд в рамкахвсего общества. Это, по сути, классический теоретический подход. Современный практическийподход во множестве случаев можно назвать узким. Рассмотрение и определение труда,как правило, дается российскими учеными, исходя из узких представлений о труде.Е.Ф. Молевич прямо указывает на невключение в объект современной отечественной социологииряда нетрадиционных для классической социологии видов труда. Он пишет, что сегодняисследуются «социальные проблемы наемного труда в промышленности с редкимиэкскурсами в области аграрного и услугового труда. Остальная многоплановость общественноготруда для современной социологии как бы не существует»[7].
Е.Ф. Молевич предлагает уйти от современногоузко практического подхода и вернуться к широкому пониманию труда, заложенному классикаминауки. Это подходы А. Смита, Г. Гегеля, К. Маркса, Г. Зиммеля с их категориями«труда вообще», «труда как такового», «просто труда»,«всеобщей субстанции человеческого бытия, охватывающей все виды его творчески-созидательнойактивности» (Гегель), «труда как первого основного условия всей человеческойжизни. создавшего человека».
Этот подход мы находим также у Дюркгеймас его изучением общественного разделения труда. В 70-80 гг. XX в. широкий подходразвивается И.И. Чангли, Д. Марковичем и др. Объектом социологии труда в этом случаевыступает труд вообще, как всякая трудовая деятельность. Д. Маркович рассматриваеттруд как целостное общественное явление, при этом он подчеркивает, что объектомисследования является труд не только в производстве, но и других областях[8]
В современном обществе к рассмотрениютруда подходят в рамках сложившихся крупных подсистем труда. В этом плане принятовыделять три основные подсистемы: государственный сектор (первый), рыночно-коммерческий(второй) и негосударственный некоммерческий сектор (третий). В эти подсистемы входятформальные и неформальные организации, ассоциации граждан, которые осуществляютобщественную организацию труда. Труд имеет несомненную специфику в каждой из этихподсистем. Если труд в государственном и коммерческом секторе России достаточноизучен, ведутся исследования домашнего, репродуктивного труда, то добровольческийтруд в третьем секторе, являющийся основой гражданского общества, изучен явно недостаточно.
Научные исследования «добровольноготруда» опираются на известные в истории науки традиции, базирующиеся на религиозныхценностях христианства, социалистических идеях и либеральных ценностях свободы деятельностииндивида. С позиций различных теоретических концепций добровольный труд понималсяучеными как:
· безвозмездный труд по заповеди «Помоги ближнему», характерныйдля христианских общин, в том числе крестьянских общин в царской России. Добровольныйтруд здесь базируется на глубоко укоренившейся в различных культурах традиции альтруистическойвзаимопомощи, проявляющейся, прежде всего, на уровне семьи, рода, племени. В ееоснове лежат чувства сострадания, родства, любви, а в общинах к ним добавляетсяаспект экономической целесообразности для решения проблем общины без привлечениядополнительных ресурсов на основе самоорганизации;
· добровольный, свободный от отчуждения, труд на основе общественнойсобственности в социалистическом и коммунистическом обществе, общеизвестное определениекоторого дает В.И. Ленин: «Коммунистический труд в более узком и более строгомсмысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не дляотбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, непо заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы,труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, трудпо привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку)отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здоровогоорганизма»[9].
В советский период обществоведы в СССРактивно исследуют добровольный труд (субботники, народные дружины, тимуровское движениеи т.п.) как «ростки» коммунистического труда, понимая коммунистическийтруд как первую жизненную потребность человека, труд как цель существования личности.Традиция базируется на идеях социалистов — утопистов;
· свободная трудовая деятельность в обществе, в том числе в социальнойсфере, как стремление и способность к активному самоопределению в мире, где существуетчастная собственность и созданы необходимые условия для раскрытия творческого потенциалаграждан на основе гуманизма, свободы и демократии (свобода объединений, слова, экономическиесвободы, гражданские свободы), социальной ответственности бизнеса и государства.Традиция базируется на идеях социального либерализма.
Религиозный субъектдобровольного безвозмездного труда сформировался очень давно и связан в Россиив большей степени с христианством. Религиозные принципы базируются на альтруизменаиболее социально ответственных членов общества. Альтруизм представляет собой способностьчеловека ставить благополучие других выше своего собственного. О. Конт считал развитиеальтруистического сознания показателем цивилизованности общества, приверженногопозитивным ценностям.
Лапина В.Г. отмечает, что альтруизмтесно связан с коллективностью. В качестве этического императива проблема альтруизмаприсутствует в христианском учении, как моральная добродетель она сформулированав знаменитом «категорическом императиве» И. Канта. Альтруизм всегда лежалв основе благотворительной деятельности и в политическом отношении альтруизм являетсянеобходимым условием существования массовых политических партий и общественных организаций,где значительное число рядовых активистов работают бесплатно[10].
Роль протестантской этики в становлениикапиталистического общества была проанализирована М. Вебером [11].Известны его исследования профессии как трудового предназначения личности в обществе.
В его работах рассмотрена и социальнаяфункция религиозного труда.[12].Религия, в частности протестантизм, рассматривает высокий уровень социальной организациижизни как религиозный долг служения Богу, добрые дела как знак избранничества. Религиозныйдолг человека — создание такой социальной организации жизни, которая бы своим совершенствомслужила славе Всевышнего. А это совершенство невозможно, когда в обществе многосоциальных проблем, много неухоженных, обездоленных, сирых и убогих, оставшихсябез присмотра религиозного сообщества, без опеки и безвозмездной помощи со стороныприхожан. И до сих пор не только протестанты, а верующие разных религий, труженики-бессеребренникиделают массу добрых дел в мире, вызывая заслуженное уважение сограждан.
Русская монашеская святость (вспомнимСергея Радонежского) вообще дает много примеров безвозмездного труда и сознательноюзанижения платы за труд. Некоторые формы труда, например врачевание, вообще не должныбыли оплачиваться страждущими. Не случайно за преподобным Агапитом закрепилось прозвищеВрач Безмездный. В то же время преподобный Иосиф Волоцкий считал допустимым братьс богатых как можно больше за молитвы и поминовение усопших, «перераспределяя»затем их деньги в пользу неимущих.
Православная традиция не рассматриваетспециально вопрос о вознаграждении за труд, как это делает католицизм и протестантизм.Тем не менее, и эти традиции включают множественные примеры безвозмездного труда.Св. Климент Александрийский, выразивший дух западного христианства, подчеркивал,что все внешние поступки должны поверяться внутренними побуждениями. Он почиталевангельские слова о Любви к ближним как наивысшую заповедь Божию. А земное богатствоон сравнивал со змием, который может умертвить человека или оставить невредимым(великодушного и рассудительного собственника). В итоге, заключает св. Климент,«Не тот богат, кто владеет имуществом и его бережет, а тот, кто им делится.Даяние, а не обладание нас осчастливливает»[13].
Появление массового нерелигиозногосубъектадобровольного труда относится скорее к XX веку, хотя егозарождение наблюдается в XIX веке, как в западных странах, так и в России, в периодразвития капитализма. В это же время активно формируется концепция социализма-коммунизма.
Социализм как учение в качестве идеаларассматривает общество, основанное на принципах социальной справедливости, свободыи равенства. Свободный труд свободных людей являлся идеалом социалистов-утопистов:Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн рассматривали труд как наслаждение, расцвет способностейчеловека. Идеологи коммунизма, который возник на базе идеологии гуманизма (Т. Мор,Т. Компанелла) и французского Просвещения (Морелли, Г. Мабли), К. Маркс, Ф. Энгельссчитали, что с развитием производительных общественных сил труд на благо обществастанет первой жизненной потребностью людей и станет по-настоящему свободным от принужденияи отчуждения. По К. Марксу свободным выступает коммунистический труд — антипод такимисторическим формам труда с внешним принуждением и отчуждением как рабский, барщинныйи наемный. Труд при коммунизме будет осуществляться по возмездному принципу:«От каждого по способностям, каждому — по потребностям» на основе общественнойсобственности на средства производства. Произойдет стирание различий в труде и возрастеттворческая составляющая этого труда. Теория Марксарассматривала социализмкак низшую фазу коммунизма, приходящего на смену капитализму на основе диктатурыпролетариата. |
В.И. Ленин, теоретик строительства социализмав России, отождествляет труд добровольный и коммунистический, давая определениеэтого труда. Он заметил новое явление — субботники, однако дал ему интерпретациюв духе коммунизма.
Подход Ленина перерос в традицию исследованиядобровольного труда, заложенную учеными СССР в советский период. Ими были сформулированыопределенные предпосылки становления коммунистического труда:
1. достижение высокого уровня производительныхсил, механизация и автоматизация труда, ликвидация тяжелых видов труда, насыщениетрудовой деятельности интеллектуальными функциями, появление новых профессий;
2. совершенствование всей системы общественныхпроизводственных отношений, в частности усиление непосредственного общественногохарактера, дисциплины труда, изменение характера труда. С другой стороны долженсовершенствоваться субъект труда, носитель потребности трудиться[14].
Этот подход вновь рассматривал добровольныйтруд при социализме как предкоммунистический труд (в понимании Ленина)и на этой основе проводилась государственная политика поддержки добровольного трудакак ростков нового труда. Действительно, «добровольный» труд граждан вСССР носил массовый характер, но в большей степени в силу организационной поддержкиструктурами КПСС (субботники, добровольные дружины, тимуровское движение, просветительскаядеятельность и пр.). Фактически он был идеологически принудительным и частично оплачивался(отгулы, дни к отпуску, материальное и моральное поощрение). История развития Россиипоказала неадекватность данных теоретических конструктов.
Принципы либерализма были сформулированыв XIX в виде подходов: концепцией гражданского общества в рамках социетального подхода,экономическим подходом и трудовым подходом. О.А. Митрошенкова отмечает, что либерализмориентирован на такую организацию общественной жизни, которая основана на признанииполитических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных действием законов,понимаемых как выражение естественных потребностей цивилизованных людей. [15]
Социетальный подход. Всовременной западной науке общепризнанной является социетальная модель, воспринятаяи российской наукой, в соответствии с которой в обществе выделены три крупные подсистемы,о которых было сказано выше. Основу этих секторов составляют как формальные, таки неформальные институты, ассоциации, объединения граждан, осуществляющие организациюобщественного труда. Особая роль в третьем (независимом) секторе принадлежит частнымблаготворителям, небогатым идеалистам, активистам общественных организаций. Ф. фонХайек в работе «Общество свободных» пишет [16]:«В прошлом инициаторами общественного обслуживания были церкви. Позднее, особеннов англоязычных странах, инициатива перешла к различным фондам, частным ассоциациям,бесчисленным благотворительным организациям и агентствам. В какой-то мере у истоковэтой активности стояла приверженность крупных частных состояний к филантропии. Номногое сделали тут и небогатые идеалисты, вложившие в это дело свой организаторскийи пропагандистский талант. Этим добровольным усилияммы обязаны многим. Усилиямиэнтузиастов многие нужды были признаны в качестве общественных и обнаружились самыеразные способы их удовлетворения. Было бы бессмысленно ожидать чего-либо похожегоот правительства. Добровольные усилия более эффективны потому, что они дают выходэнергии и чувствам людей, которые в противном случае оказались бы неиспользованными.… Мне кажется также, что местные усилия вселяют больше надежд на решение острыхпроблем наших городов, чем всевозможные правительственные „программы обновления“.Независимый сектор, если его сознательно культивировать и развивать, может достичьмногого [17].
Действительно, сегодня в развитых странахмира высоко оценена роль организаций гражданского общества, и вследза этимясно прослеживается тенденция передачи государством части своих функций социальнойзашиты и поддержки населения организациям независимого сектора.
Как показывает анализ российских публикаций[18],независимый, третий сектор также рассматривается как основа гражданского общества.Основным трудом, создающим гражданское общество, аккумулирующим его специфику, выступаетдобровольческий труд.
Для экономических исследованийдобровольчествахарактерен акцент на проблематике трудовых отношений,возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, и исследуется,прежде всего, затратно-компенсационный характер отношений индивида и общества. Этотподход характеризуется представлениями о совокупном, а не индивидуальном субъектетрудовой деятельности. Однако добровольческий труд, с одной стороны есть труд, вто же время он не является экономическим трудом, поскольку не регулируется главнымпринципом экономической эффективности, принципом максимизации (максимум доходовпри минимуме расходов). Более того, этот труд не оплачивается, не стимулируетсятак, как это происходит в рыночном секторе.
В индустриально развитых странах Запададобровольческий труд имеет наиболее массовый характер, он является сегодня повседневнойсоциальной практикой. К проявлениям этого труда относят благоустройство микрорайонов,посадку деревьев, очистку территорий, помощь нуждающимся, организацию благотворительныхконцертов, семинаров, форумов, спектаклей, различных акций, сбор вещей, книг, игрушек,денежных средств для оказания адресной помощи пожилым, бедным, одиноким людям, инвалидами многое другое.
Межстрановые сравнительные исследованиятруда волонтеров с использованием экономических показателей начали проводиться с1990-е гг. XX в. Наиболее известными в современной науке являются исследования,проводимые американским институтом имени Дж. Хопкинса. Главная цель одного из проектовэтого института под названием „Третий сектор в сравнительной перспективе“- отражение масштаба и источников дохода некоммерческого сектора в обследуемых 22странах[19],а позднее в 36 странах[20].По данным исследований общее число волонтеров в 36 странах мира равно 131,557 млн.человек и масштабы добровольчества имеют следующую структуру в разрезе 36 странмира[21],которая отражена в таблице 1.
 
Таблица 1. Масштабы добровольческогогруда по 36 странам мираСтрана Объем работы волонтеров (млн. долл. США) Число волонтеров (число тысяч) Процент взрослого населения Аргентина  2 693, 2  1913  8 Австралия  4 484, 8  1832 13 Австрия  1 380, 4  550  8 Бельгия  4 197, 7  809 10 Бразилия  754, 1  6483  6 Колумбия  229,1  1149  5 Чешская Республика  196,4  381  5 Египет  22,1  233  1 Финляндия  2657,5  326  8 Франция 41929,6  6536 14 Германия 48433,0  7071 10 Венгрия  49,7  277  3 Индия  1355.9 16490  4 Ирландия  715,6  293 11 Израиль  894,7  235  6 Италия  8290,7  2048  4 Япония 23354,8  485  0.5 Кения  52,0  955  6 Мексика  219,6  30  0,1 Марокко  98,4  699 * Нидерланды 16991,6  1962 16 Норвегия  4255,8  1847 52 Пакистан  68,1  133  0,2 Перу  38,2  729  5 Филиппины  775,9  2833
 6 Польша  150,8  3614 12 Румыния  155,0  325  2 Словакия  7,3  149  4 Южная Африка  960,5  2659  9 Южная Корея  2433,2  1204  3 Испания  7055,1  1681  5 Швеция 10206,1  2009 28 Танзания  289,5  2092 11 Уганда  30,5  2606 23 Великобритания 21976,2  14357 30 США 109012,6  44564 22 ИТОГО 316415,6 131557 Развивающиеся страны (в среднем)  6% Развитые страны (в среднем) 15% Все страны (в среднем) 10%
Как видно из таблицы 1, в странах спереходной экономикой, в том числе в России, уровень добровольчества значительнониже, что свидетельствует о недостаточном развитии, как третьего, так и второгосектора, а также о качестве деятельности первого сектора.
Важные показатели деятельности третьегосектора достаточно полно представлены в статье А.А. Шлихтера „Некоммерческиеорганизации и добровольческий труд в США“[22].По этим данным в деятельность неприбыльных организаций в той или иной степени вовлеченосвыше 100 млн. американцев, относящихся к различным социально-профессиональным иполовозрастным категориям, в том числе свыше 8 мjih. оплачиваемых работников. Числонекоммерческих организаций всех типов вСША — более 2 млн. в 2000 г. (из них около 22 тыс. — общенациональные). В указанный сектор входят 70% больниц общего профиля,более 40% учреждений детского дошкольного воспитания, 50% колледжей и университетов,60% агентств социального обслуживания, тысячи гражданских ассоциаций на федеральноми местном уровнях.65% музеев, 95% библиотек и информационных центров. В данном сектореосуществляется 67% фундаментальных научных исследований. К нему также относятсятысячи крохотных столовых для бездомных, религиозныеобщины, да и простодобровольцы, оказывающие бесплатно, или по низким расценкам юридические, воспитательные,консультативные, социальные и иные услуги; потребительские организации, миллионыактивисток — защитников окружающей среды. Этот сектор развивается даже более активно,чем коммерческий сектор США.
Волкова С.И. пишет, что „Согласноданным канцелярии премьер-министра Японии на 1993 г., чуть более 30% населения страны занималось волонтерской деятельностью, а около 60% хотели быею заняться, если бы представилась возможность. В том же году отдел молодежной политикиАгентства управления и координации приводил следующие данные: 30% молодых людейЯпонии в возрасте от 13 до 25 лет имели опыт волонтерской деятельности, а подавляющеебольшинство (более 70%) считали, что такая деятельность обретет более весомое значениев будущем. Для удобства и повышения эффективности волонтерской деятельности в странесоздана система центров волонтеров, в которую входят общенациональные, префектуральныеи муниципальные центры. По данным японского Национального центра распространениядобровольческой деятельности более 10 миллионов японцев в той или иной форме приобщенык движению добровольчества“[23].Данные по Японии разноречивы, тем не менее, и в Японии волонтерство — тоже привычноедля граждан дело.
Что касается России, точной и официальнойстатистики добровольчества, как это принято во многих развитых странах, у нас нет.Разные авторы приводят различные и, очевидно, приблизительные цифры.
К. Петренко, эксперт по проблемам гражданскогообщества, пишет о России: „С общественными организациями сотрудничают волонтеры.Именно волонтеры являются основной рабочей силой НКО (некоммерческих организаций).Чаше всего на добровольной основе в некоммерческих организациях работают пенсионеры,студенты и школьники, которые привлекаются к участию в различных акциях. РуководителиНКО приводили примеры, когда люди, первоначально являвшиеся объектами опеки со стороныНКО (дети-сироты, инвалиды, социально неблагополучные индивидуумы), впоследствиисами включались в благотворительную деятельность и принимали участие в работе общественныхорганизаций“[24].
По данным неправительственных источников[25]в России в добровольческой деятельности участвуют около 1,5 — 2% работоспособногонаселения (для сравнения: в экономически развитых странах — от 10 до 50%). В тоже время опросы ВЦИОМ (1999, 2003 гг.) выявляют, что более 40% российских гражданжелали бы участвовать в общественно полезной деятельности на добровольных началах.Расчеты показывают, что создание условий, позволяющих вовлечь 10% российского населенияв добровольческую деятельность, позволило бы ежегодно инвестировать в социальнуюсферу ресурсы, эквивалентные сумме до 3 млрд. долларов США[26].
Как видим, масштабы и динамика добровольчествав мире и в России позволяют рассматривать добровольческий труд как актуальный объектисследования трудовой деятельности молодежи и способствуют поиску неизученных ранеезакономерностей развития этого феномена.
 §1.2 Генезис становления добровольческого труда в Россиии за рубежом: благотворительность-волонтерство
Свои истоки волонтерство берет из глубокой древности. В основахволонтерства лежат религиозные ценности — »возлюби ближнего своего”, чтосыграло решающую роль в формировании массового бескорыстного труда религиозных общин.Позднее привитая институтом религии система нравственных ценностей и социально значимогоповедения людей определила духовную нравственность безвозмездной помощи и для массовогосветского субъекта труда, который формируется в период становления гражданскогообщества. В основе безвозмездного, альтруистического труда лежит исторический феноменвнутривидовой взаимопомощи первобытных людей, формирования социальных норм солидарностидля выживания родственных групп, сообществ. [27]
Как мы видим, предпосылок для становления волонтерской деятельности,с точки зрения теории, было очень много.
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольнойи бескорыстной помощи. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации,самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества,в котором этому человеку довелось родиться и жить. Однако только в ХХ веке, на европейскомконтиненте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена.
После первой Мировой войны, в 1920 во Франции, под Страсбургом, был осуществленпервый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамкахкоторого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой Войной фермы в районемест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. С тех порволонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчествеопределились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности.
В 60-е годы возникли десятки волонтёрских программ с миссией подружить Восточнуюи западную Европу. Экологические проекты получили широкое распространение с 80-хгодов. В 2000 году было осуществлено более 2000 проектов в 84 странах мира.
«Труд добровольцев в 90-е годы XX века стал для США и европейских странвесомым экономическим ресурсом, что подтверждают статистические данные. В 1998 годуэтим видом деятельности была охвачена почти половина граждан, а с учетом подростковстарше 14 лет — 79%. В этой работе участвуют все слои населения независимо от уровняобразования, профессии и доходов. Волонтерство рассматривается как форма гражданскогоучастия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективныймеханизм решения актуальных социально-педагогических проблем. Восемь человек издесяти говорят, что они стали волонтерами из чувства глубокого сострадания к нуждающимсялюдям. Более трех четвертых от всех опрошенных были заинтересованы в конкретнойзадаче, поставленной в добровольческом проекте. Около 70% добровольцев участвуютв волонтерских программах с целью получить новый взгляд на жизнь, людей, работу.Во Франции 19% взрослого населения хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерскихакциях. Из них 60% регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более20 часов в месяц.46% опрашиваемых сказали, что они стали волонтерами, потому чтоони чувствуют в себе большое желание помогать другим. Каждый третий немец, — чтосоставляет 34% населения Германии — является волонтером, посвящая работе в добровольческихассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. Многие считаютволонтерство уникальной возможностью для получения жизненного знания и опыта. Опытволонтерства в прошлом имеют 26% японцев. Из них 48% уверены, что добровольческийтруд очень полезен для личностного роста и общества в целом. Около 33% населенияИрландии является волонтерами. Общее количество времени, отданное на волонтерскуюработу, равняется 96,454 рабочим часам в год.72% населения считает, что волонтерыделают то, что никогда не может быть сделано руками оплачиваемых сотрудников.»[28]
Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года, международнымсоветом директоров IAVE на 16 Всемирной конференции добровольцев в Амстердаме (2001год объявлен Годом Добровольцев), отмечается, что добровольчество — фундамент гражданскогообщества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости.В Декларации подчеркивается, что добровольчество — способ сохранения и укреплениячеловеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста,через осознание человеческого потенциала.
В России идея волонтёрства уходит в далекие времена, в глубь российской истории,когда россияне, воспитанные на моральных и этических традициях православия, оказывалибезвозмездную помощь нуждающимся согражданам. Нотки волонтерства можно отметитьи в системе воспитания славян в России. В отличие от зарубежного воспитания, славяневоспитывались в нравственном стиле, что положило начало сегодняшнему волонтерству,но сегодня наша страна отстает от уровня развития волонтерства за рубежом, хотяистоки наши уходят намного глубже в историю. «Побратство и посестринство»воспитывалось в детях для морального развития и эта система воспитания помогаласохранять нравственное отношение, ведь это и есть смысл волонтерства — все нашибратья и сестры, и должны мы им помогать от чистого сердца, безвозмездно, как помоглибы своему брату или сестре. Сирот в древности воспитывали бездомные старики и старухи,была народная забота о несчастных. С принятием христианства институтом социальноговоспитания становится церковь, которая также «навязывает» добровольческийтруд, в качестве воспитания моральной чистоты, была заложена модель поведения человека.
Затем нотки волонтерства, добровольчества отмечались и в «русской правде»:забота о сиротстве, о сиротских домах, «Поучения Владимира Мономаха»:ставится очень остро вопрос о воспитания ребенка в нравственном свете, «Домостой».Начальная русская летопись гласила: «повелел всякому нищему и убогому приходитина двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение».
Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках. Отличительной чертойблаготворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образомв раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказаниибесплатной медицинской помощи. Благотворительность, не рассчитанная на общественноепризнание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему. Такая формаблаготворительности, связанная с личной инициативой князей была характерна для Россиивплоть до середины XVI века, когда c чередой непрекращающихся малых и больших войнчисло нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность пересталабыть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавогособора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированнымподходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи. Царь Иван IV (Грозный)предпринял ряд мер, направленных на узаконение благотворительности в рамках государственнойполитики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременнои царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствиикакой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населениявполне могли считаться благотворительностью. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовами сиротам. При Петре I происходит перестройка всех областей жизни общества. Этоповлияло и на систему воспитания детей и на социальное развития общества в стране.
Появляется государственная политика защиты детей и сирот. В 1712 году был обнародовануказ «Об учреждении во всех губерниях госпиталей», в котором предписывалось«учинить госпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут,ни стеречь, также и зело престарелых; также прокормление младенцам, которые не отзаконных жен рождены». Основным источником финансирования всех этих учрежденийпри Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти целидо трети своего жалования. Монахинь в монастырях обучали ремеслам. Доходы от продажотчислялись на благотворительность. На эти же цели шли штрафы, которым подвергалисьраскольники.
XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформеннойРоссии были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодарякоторым социальная политика государства, общественная и частная благотворительностьприобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. Одним из первых,в 1802 году под эгидой императорской семьи, возникает «Императорское Человеколюбивоеобщество», преследовавшее цели содержания учебно-воспитательных заведений,больниц, приютов, а также помощи бедным, инвалидам, погорельцам и переселенцам.К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней:общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские,земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. Вгородах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправлениясоздавались специальные комитеты.
К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественнымявлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой былизаконодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшимитогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительнойдеятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую,для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественныйконтроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществек деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.
К началу XX века общественная и частная благотворительность становится в Россииявлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая широту Великой РусскойДуши. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки — вот спектр благотворительнойдеятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России:Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткиныи многие другие. 1902 год стал по истине знаковым для Российской благотворительности:Савва Морозов жертвует 300 тысяч рублей на постройку нового здания Московского художественноготеатра (так тогда назывался МХАТ), а его двоюродный брат Викула — 400 тысяч рублейна строительство детской больницы, которая с тех пор носит название «Морозовская».Именно в этом году было сделано уникальное, самое крупное в мире пожертвование.Речь идет о 20-ти миллионном наследстве купца Г.Г. Солодовникова. Согласно волежертвователя, большая часть этой огромной по тем временам суммы была потрачена наустройство в Тверской, Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях земских женскихучилищ, мужских и женских профессиональных школ, а также создание родильного приютана 50 человек. Оставшиеся деньги пошли на постройку в Москве домов с дешевыми квартирамидля малоимущих.
Традиция российской благотворительности была нарушена революцией1917года. Идеология революции не допускала никаких форм благотворительности. Всесредства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие срокинационализированы, их имущество передано государству, а сами организации упраздненыспециальными декретами. Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазнойфилантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскуюсущность» российского предпринимательства. Так, 1921 году писателю МаксимуГорькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, а международнымблаготворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питанияи медикаменты. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительностибыла отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительностьтрактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогдакак «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».
Однако в годы Великой Отечественной войны с помощью церкви наоборону страны было собрано 200 миллионов рублей. Часть из них пошла на танковуюколонну имени Дмитрия Донского и авиационную эскадрилью имени Александра Невского.Функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективныйтруд на благо общества (субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцеев,помощь пенсионерам) приветствовался. [29]В Советском Союзе добровольцы, в нынешнем понимании волонтеры, считались люди, которыеездили работать на целину или БАМ, но они получали за свою работу зарплату, которойгосударство компенсировало тяжелые условия жизни. Но, во многом, добровольная работа,заключающаяся в уборках урожая, работе на субботниках и пр., была связана с обязанностьюи общественным принуждением. Не существовало никакого закона о добровольческом труде.
Добровольческий труд также был освещен, на мой взгляд, в советскихфильмах и мультфильмах, «Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошимиделами прославиться нельзя», — пела старуха Шапокляк в начале мультфильма,но к концу она пришла к выводу, что творить добро — это хорошо. Но освещался онне только сквозь призму положительных действий, но и ставил спорные вопросы, напримерв фильме «Берегись автомобиля», мы видим ситуацию, в которой Юрий Деточкин,анонимно перечисляющий деньги от выручки угнанных машин у богатых людей в детдома,был осужден и получил срок. Возможно, этот архетип поощрения добрых дел государствомпрочно засел в умах россиян и оказал влияние на сегодняшнюю ситуацию.
Но современное понятие волонтерства в России начало формироватьсяв 90-е годы, одновременно с зарождением различных некоммерческих, общественных иблаготворительных организаций, которые занялись просветительской деятельностью,созданием условий для добровольцев и благотворительностью как таковой.
Раздел II. Место добровольческого труда в рамках формированиягражданского общества в России§ 2.1 Содержание и характеристика добровольческого трудана современном этапе развития общества
Во многих странах мира добровольческий труд сегодня — повседневнаясоциальная практика: люди объединяются для того, чтобы сажать деревья, обучать здоровомуобразу жизни, проводить экологические акции, организовывать конференции, форумы,строить, вести профилактику правонарушений, решать общие проблемы.
Современный этап развития теории добровольческого труда представлендостаточно сложившимися и проявившимися тремя группами подходов: концепцией гражданскогообщества, экономическим подходом и трудовым подходом, о сущности которых мы сказаливыше.
Основными факторами развития добровольчества в современном обществеявляются:
· Политика государства
· Уровень развития частнопредпринимательского сектора
· Традиции непосредственной и опосредованной благотворительности среднегокласса
· Уровень развития организации добровольческого сектора
· Семейные ценности и традиции активного служения обществу
· Гражданские ценности СМИ
· Государственные стратегии гражданского образования и воспитания
· Консолидация, осознанная активная позиция по развитию гражданскогообщества со стороны сообщества ученых, педагогов.
Основными характеристиками, присущими волонтерской деятельности являются: [30]
Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно,всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег(или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществлятьсядобровольно, без принуждения со стороны.
Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий (тот, кто нуждаетсяв помощи) или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающаясреда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
Вознаграждение. Главная цель волонтерской деятельностью не связана с полученияфинансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненнойработы.
Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерствопостоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия — от полногововлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.
Организационная структура. Волонтерство может быть организованным илинеорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частныхорганизациях. Неорганизованное волонтерство — это спонтанная и эпизодическая помощьдрузьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке,выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданноелюдьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах. Организованноеволонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе,и, как правило, более систематично и регулярно.
Существует несколько различных видов волонтерства:
Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность,чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.
Благотворительность или служба на благо других. Первичным бенефициариемявляется не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона.
Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления — отпредставительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектахразвития.
Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенныхгрупп общества.
Волонтерство стремится к достижению двух важных результатов:
· Помогает в создании стабильного и сплоченного общества.
· Дополняет услуги, предоставляемые правительством (и бизнесом — когдаэти услуги нерентабельны, но необходимы обществу).
В данном виде деятельности очень важна мотивация человека. Являясь волонтером,он должен понимать, что будет участвовать в добровольческом движении:
· без оплаты, но с предварительной подготовкой и обучением;
· по мере сил, но не ниже своих способностей;
· по собственной воле и в сотрудничестве с остальными волонтерами;
Мотивация — это то, что толкает людей совершить какое — либо действие в соответствиис возникшей у них потребностью.
Часто в качестве мотива для волонтерской работы выступает потребность в контактахс другими людьми и преодоление чувства одиночества. Волонтерство отвечает естественнойпотребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтер может полностьюсоответствовать.
Согласно проведенному опросу, люди, работающие добровольно, приводили следующиепричины: [31]
хочу помогать нуждающимся людям 61%;
надеюсь научиться чему-то новому 46%;
хочу иметь какое — то занятие 41%;
для собственного удовольствия 31%;
хочу познакомиться с новыми людьми 29%;
хочу ответить людям за добро добром 11%;
хочу бороться с определенной проблемой 7%;
у меня есть свободное время 4%;
Из результатов опроса видно, что самыми значимыми мотивами участия в волонтерскойдеятельности являются такие, как: желание научиться новому, приобрести круг общения,помочь нуждающимся людям.
Часто люди не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии.В этом случае волонтерский труд может внести разнообразие, позволяя отвлечься откаждодневной рутины. Волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей,как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких — то ценностей.
По оценкам западных экспертов, примерно 70% российских предприятий тратят деньгина благотворительность. В регионах крупные предприятия не отказывают бывшим подшефными продолжают помогать детдомам, интернатам, школам и больницам, но не в том объеме,что прежде, и главное, не афишируя свою помощь. Всплеск благотворительности наметилсянесколько лет назад, когда накопленному капиталу потребовался положительный имидж.
Теперь почти у каждой крупной компании есть свой благотворительный фонд. И онитратят деньги на дома престарелых, инвалидов, социальные программы. Можно по-разномуоценивать такую помощь. Кто-то считает, что это способ прорекламироваться на чужомгоре. Но, по мнению митрополита Климента, этот вид рекламы — самый гуманный. В разговорес корреспондентом «России» владыка отметил, что не суть важно, с какойцелью бизнесмены перечисляют деньги: на восстановление храмов или помощь неимущим.Пожертвования крупных компаний на благое дело с любой мотивацией — это все равнопример другим. Как раньше государство поощряло предприятия иметь подсобные хозяйства,санатории, детские лагеря отдыха, так и теперь благотворительность улучшает взаимоотношениебизнеса с властями. Почти у всех российских предприятий благотворительность становитсяпостоянной статьей расходов. В отличие от Америки, где социальные движения бизнесапоощряются как общественным мнением, так и налоговым законодательством, Россия неможет похвастать легкостью осуществления благих порывов
Самая распространенная деятельность волонтеров в России — этопомощь детям, оставшимся без попечения родителей. Это и разовые акции по сбору новогоднихподарков и одноразовых подгузников для малышей (закупки которых, к слову, не предусмотреныдля домов ребенка), и длительное регулярное сопровождение воспитанников детскихдомов, не прекращающееся и после выпуска детей из учреждений государственного попечения,и организация анимационных программ, и помощь в лечении и обучении детей. Волонтеровждут и в приютах, и в центрах временного содержания трудных подростков, все большепоявляется благотворительных организаций, оказывающих юридическую и психологическуюпомощь усыновителям — самая «разрекламированная» отечественная беда многихпорядочных и добрых людей не оставляет безучастными. Не остаются без внимания волонтерови медицинские учреждения, где традиционно не хватает младшего персонала. Помощьв уходе за больными, чтение вслух, общение, дежурство рядом с тяжело больными детьми,по разным причинам, находящимся на лечении без родителей — в больнице всегда требуютсявнимательные и ответственные помощники. Еще один вид волонтерской деятельности- это фандрайзинг, организация некоммерческого фонда для сбора средств на лечениеконкретного больного, обычно — ребенка, или для помощи пациентам, страдающим конкретнымзаболеванием. Зачастую фандрайзеры собирают средства на дорогую операцию по всейстране, буквально по копейкам.
Экология— еще одна проблема, обсуждение которой не смолкаетна телеэкранах и не сходит со страниц газет. Уборка мусора, патрулирование в пожароопасныйпериод, посадка деревьев — простые, но необходимые действия, без которых любой мегаполисначнет задыхаться уже через пару лет.
Волонтерство в области культурысегодня еще мало распространеноу нас в стране. Однако у этого направления очень широкие перспективы. Это и помощьпри реставрации архитектурных памятников, и работа по пополнению экспозиционногофонда, и организация экскурсий, и работа с туристическими группами — последнее особенновостребовано в дни проведения крупных культурных и спортивных праздников. Несомненно,в приближающейся зимней сочинской олимпиаде примут участие сотни волонтеров, которыестанут добровольными гидами и переводчиками гостей нашей страны.
В развитых западных странах правительства оказывают добровольческомудвижению всемерную и разнообразную поддержку, в т. ч. путем издания различных законодательныхактов, стимулирующих его развитие, созданием системы государственных добровольческихцентров и специальных добровольческих программ. Так, в Японии существует системацентров добровольцев, в которую входят общенациональные, префектуральные и муниципальныецентры, которые имеются во всех муниципалитетах, а также в частном секторе. МинистерствамЯпонии вменено в обязанность заниматься активизацией волонтерской деятельности.В США государство активно поддерживает добровольческое движение, в 2003 г. был создан Президентский совет по службе и гражданскому участию, а годом раньше — Корпус свободыСША для поддержки и координации работы на общественных началах. Он также оказываетподдержку Американскому корпусу и Корпорации национальной службы, учрежденной Б.Клинтоном. При предыдущих президентах была создана сеть центров добровольной помощи,начат целый ряд государственных программ, основанных на труде добровольцев.
Мировые волонтерские объединения:
· UNV (United Nations Volunteers) — волонтерская организация, непосредственноподчиняющаяся ООН;
· SCI (Service Civil International) — международная волонтерская организация,основанная в 1920 г., имеет 33 отделения по всему миру;
· CCIVS (Coordinating Committee for International Voluntary Service)- координационный комитет международных волонтерских организаций, созданный в 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО;
· Альянс европейских волонтерских организаций (Alliance of EuropeanVoluntary Service Organizations) работает с 1982 г.;
· AVSO (Association of Voluntary Service Organisation)- Ассоциация волонтерских организаций
· YAP (Youth Action for Peace);
· ICYE (International Cultural Youth Exchange).
· World4u — наиболее известная из российских волонтерских организаций,сотрудничающая с многими международными добровольческими объединениями, указаннымивыше. Занимается проектами на территории России, а также обменом волонтеров с многимимировыми странами; (www.world4U.ru)
Также по всему миру распространен проект — МВЛ (международныеволонтерские лагеря) — это краткосрочные социальные проекты, которые проводятсяпрактически во всех странах Европы, Африки, Азии, Северной и Южной Америки. Общественныеорганизации принимают 10 — 20 волонтеров, обычно не больше 2-х представителей изодной страны, и ставят перед иностранной группой задачи для реализации. Работа влагерях связана, главным образом, с различной социальной деятельностью: экологиейи защитой окружающей среды, культурой и искусством, локальной помощью местному сообществу- например, в реконструкции исторических памятников, ремонте детских центров. Крометого, это образовательные молодежные программы, организация конференций и семинаров,лингвистические школы. Волонтеры не только работают 4-6 часов в день, но и отдыхают,знакомятся со страной и местными достопримечательностями, изучают культурные и социальныеособенности региона. Принимающие организации так же устраивают различные тренинг- программы для участников лагерей по межкультурным коммуникациям, личностному развитиюи командной работе. Рабочий язык любого лагеря — английский, поэтому в какую быточку планеты не отправился доброволец, везде он может практиковать свои лингвистическиенавыки. Общение является сильным стимулом для участия в подобных лагерях. Пожалуй,больше нигде молодым людям не предоставляется такой возможности общаться, жить иработать в свободной многонациональной среде. Принимающая организация оплачиваетпроживание и питание участников, а также все расходы по обучающей и культурной программамлагеря. Волонтер должен за свой счет добраться до места проведения лагеря, то естьоплатить проезд и оформление визовых документов. Этот принцип является большим плюсом,так как дает возможность многим добровольцам относительно недорого участвовать вмеждународных проектах.
 §2.2 Особенности развития волонтерских движений в России
Практика показывает, что заниматься добрыми делами в России невыгодно. В отличиеот западных стран, где суммы пожертвований не облагаются налогом, в России платитьнадо за все. Не только компания-благотворитель платит налог со своей помощи, нои благотворительные организации, бесплатно распространяющие купленное на спонсорскиеденьги добро, отдают государству налог на добавленную стоимость (НДС). Ну и, наконец,13% подоходного налога платит получатель помощи. В некоммерческих организациях онназывается «налог на тарелку супа». Этот обязательный платеж стараютсяизбегать любым способом, вплоть до утаивания помощи от налоговых органов. В благотворительныхфондах не скрывают, что поправки в налоговое законодательство облегчили бы жизньмногим людям, живущим за чертой бедности. В свое время министр труда Александр Починокговорил, что налоговые льготы вряд ли существенно повлияют на развитие благотворительностив России. Отчасти он был прав: не только отсутствие налоговых льгот сдерживает благородныепорывы состоятельных россиян. Больше всего в отношениях с деньгами людей привлекаетопределенность. Для того чтобы человек перечислил свой кровный полтинник на счеткакого-нибудь фонда, нужно, чтобы он был уверен, что фонд этот — не липа. ДобропорядочныеНКО присылают своим «вкладчикам» отчеты о том, на что были потрачены ихденьги. Их финансовые схемы прозрачны. На Западе такие отчеты публикуются в прессе.Но до широкого распространения таких хороших манер нам еще далеко. Таким образом,на сегодняшний день существует следующие барьеры, мешающие полноценному развитиюволонтерства у нас.
Правовые. Отсутствие соответствующих норм, процедур, механизмовзащиты (судебной, административной, социальной и другой), решения конфликтных ситуаций(между объектом и субъектом деятельности, общественными организациями и властью),режима благоприятствования процессам создания волонтерства и другим формам проявленияжизни локальной общности (налоги, аренда помещений, статус и т.д.).
Государственные. Отсутствие государственных программ (на федеральноми региональном уровне), стимулирующих благотворительность, а главное — отсутствиепотребности у власти в таких программах.
Социально-психологические. Иждивенческая психология, разрушенностьнормальных общественных и государственных институтов.
Технологические. Нет школ и традиций волонтерства, Существуети проблема подготовки, обучения волонтеров элементарным способам действия. [32]
Проблемой является то, что в России всё ещё нет, покрайней мере, как официальных участников социально-экономических отношений, общественныхединиц, подобных западным «коммьюнити», сообществам. В рамках нового порядкажизни это явление только формируется, а традиционные формы добровольчества национальныхили религиозных общин всё ещё остаются в поле неформальной стихийности или начальногоэтапа официального возрождения. Между тем, чтобы системно организовывать волонтёрствов современных условиях, нужна социальная инфраструктура. Сводить вместе добровольцаи нужду в нём отчасти помогают западные проекты и помощники, но среди них немалотех, кто организованно забирает энергию добровольцев в политическое русло.
Хорошо, конечно, что мы пока не видим столкновений молодогвардейцеви юных «правозащитников» вокруг одного и того же нуждающегося в инвалиднойколяске. Уровень жизни большинства российского населения, а также характер стоящихперед страной проблем должен, чем дальше, тем больше способствовать возрождениюсохранившегося в традиционных обществах понимания добровольного служения как факторавзаимопомощи, обеспечивающего решение проблем своих и соседа. Соединяясь постепеннос отношением к добровольному социальному служению как гражданскому долгу, платеза своё благополучие (как это осознаётся среди добропорядочной части обывателейна Западе) и будет формироваться новое сильное российское общество.
Заключение
Россия сегодня ориентируется на новые экономические и социальные стандарты жизниобщества, что требует огромных ресурсов и трудовых усилий. Существующая в Россиигосударственная социальная политика не учитывает, что потребность граждан — этоне только получать услуги и помощь от государства, но и отдавать своё время, силы,талант и энергию на общественное благо. Старые подходы не позволяют задействоватьогромный личностный потенциал российского общества, его внутренние ресурсы. Необходимынестандартные решения и новые подходы. Государственная поддержка развития добровольчества,добровольных гражданских инициатив является ответом на запросы времени. [33]
К большому сожалению, все мы знаем, что вокруг нас тысячи людей, нуждающихсяв помощи. Самое простое в такой ситуации просто закрыть глаза и не обращать на этупроблему внимания, или сослаться на то, что государство должно заниматься такимилюдьми. Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами. И если мы равнодушнык беде ближнего, если милосердие — это не наше дело, если чужая боль нас не касается,если мы всё время будем ждать, что всё сделают другие, то не заметим, что другие- это и есть мы, что они такие же.
Общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды и боли, обречено.Волонтерская деятельность — один из показателей для развитого гражданского общества.Может быть наша страна не по всем параметрам соответствует этому статусу, но делатьдобро — сидит в нас с истоков образования Руси. Люди на интуитивном уровне хотятделать добро и помогать людям, для некоторых — это как потребность в пище, в общении,в воздухе. Что же касается молодежи, то в них изначально заложен «фактор помощи»его нужно, как и талант развивать и подкреплять общественным одобрением, пропагандой,массовостью.
Сегодня волонтерство — это некая модная тенденция. Нельзя сказать, что это плохо,ведь неважно каковы мотивы помощи, главное то, что помощь эта поступает и она, возможно,спасет несколько жизней. Общество может помогать, но оно не готово к этому по рядупричин, причины эти решить в руках у государства, путем воздействия на социальныеинституты, такие как: институт семьи, институт образования, институт СМИ: необходимоустанавливать контакты с другими странами с целью получить определенный опыт в становленииэтой деятельности, принимать участие в мировых волонтерских движениях, открыватьшколы и лагеря волонтеров и т.д. Большую роль здесь могла бы сыграть государственнаямолодежная политика, объединив молодежь готовую придти на помощь всем, кто нуждаетсяв ней.
Список литературы
1. Вебер М. Избранное. Образ будущего. Пер. с нем. — М.: Прогресс. 1994
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения.М., 1991 с.44-272.
3. Верховин В.И. Экономическая социология. М.: Изд-во «Академический проект»,2006.
4. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.3, М.: Мысль, 1977.
5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА, 2006.
6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Т.12. Экономикаи социология труда. М., Инфра-М. 2007.
7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод Социологии., М., 1997.
8. Климент Александрийский. «Строматы». Книга1. // Отцы и учителяЦеркви III в. Антологи Н.Н. Сухарева. Предпосылки превращения труда в первую жизненнуюпотребность. Минск. 1984, с.15
9. Итоги социетальной трансформации / Под ред. Т.И Заславской. — М.: МВШСЭН,2003.
10. Гражданское общество в России: перспективы ХХ1 века. СПб, 2000.
11. Кудринская Л.А. «Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции»- М.: Изд-во МГУ, 2006.
12. Лапина В.Г. Альтруизм // Социологическая энциклопедия. Под ред.В.Н. Иванова.М.«Мысль». 2003, с.23
13. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т.40, с.315
14. Макиавелли Н. Сочинения. СПб, 1998.
15. Маркович Д. Социология труда: Пер. с сербскохорв. // Общ. ред.Н.И. Дряхловаи Б.В. Князева. — М.: Прогресс, 1988, с.9, 46.
16. Митрошенков О.А. Либерализм // Социологическая энциклопедия: в 2 т. /Национальныйобщественно-научный фонд/ Рук-ль науч. проекта Г.Ю. Семигин; Главный редактор В.Н.Иванов. — М.: Мысль, 2003. с.559-560. я. (Сост.И. Алфеев.) Т.1.М., 1996. С.241.
17. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1977.
18. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (Книга I-III),М., 1993.
19. Социологическая энциклопедия. Т.1. / национальный общественно-научный фонд/Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. — М., Мысль, 2003г.
20. Тощенко Ж.Т. Социология труда.М., Юнити-Дана, 2008
21. Фейербах Л. Избр. филос. произв. М.: Госполитиздат, 1955.
22. Хайек Ф. Общество свободных/Пер. с англ.А. Кустарева, ред.Ю. Колпера, 1990.,с.85-86
23. Чангли И.И. Труд. Социальные аспекты теории и методологии исследования. М.:Наука. 1973.
24. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.42
25. Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. Материалынаучной конференции. М., 2001.
26. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе// Вопросы философии. 1990, №9, с.74
27. Лестер.М. Саламон. Организационная революция // Курьер ЮНЕСКО, июнь, 2001.
28. Молевич Е.Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии // Социологическиеисследования, №7, 2001, с.8,39
29. Шлихтер А.А. Некоммерческие организации и добровольческий труд в США. Трудза рубежом, № 4, 2000, с.39-54
30. www.chelt.ru
31. Бондренкова Г.П. «Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы»,www.sbornet.ru
32. www.spbgid.ru
33. www.pomogi.org
34. www.isovet.ru
35. http://www.prison.org/lib/howhelp/doc001. htm
36. www.worldvolunteerweb.org; www.TakingitgIobal.ru; www.sozidanie.ru
37. Волкова СИ. Концепция и практика волонтерской деятельности в Японии/www.IVR.org.UK
38. http://blagodarite.ru/post_1199524236.html
39. К. Петренко. НКО и гражданское общество/Поговорим о гражданском обществе.Институт Фонда «Общественное мнение», 2001. www, fom.ru
40. Щекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения. www.chlt.ru
41. Пособие для тренеров и подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ-инфекцийсреди молодежи” Здоровая Россия. 2007.
42. «Пособия для тренеров волонтеров по вопросам ВИЧ, СПИДа» ЗдороваяРоссия. 2007.