Статистическая характеристика деятельности автотранспортного предприятия

ВВЕДЕНИЕ
Статистика перевозокисследует продукцию транспорта — перемещение грузов и пассажиров. Объектэксплуатационной статистики — наличный парк подвижных перевозочных средств, ихработа и использование. Объём работы подвижного состава выражаетсяэксплуатационным грузооборотом, пробегом.
Сопоставлением объёмныхпоказателей и затрат времени подвижного состава в различных сочетанияхопределяются показатели использования перевозочных средств: среднесуточнаяпроизводительность единицы перевозочных средств, среднесуточный пробег, средняятехническая и участковая (коммерческая) скорости движения перевозочных средств.
Материально-техническаябаза изучается статистикой на основе натурального и стоимостного выраженияосновных средств с целью оценки использования производственных фондовтранспорта, исследования пропорциональности развития отдельных элементовтранспортной системы и соответствия уровня технической базы транспорта развитиюнародного хозяйства. Для решения этих задач особо важное значение имеетпаспортизация технических средств и единая классификация основных фондов внародном хозяйстве. Важнейшие показатели — протяжённость путей сообщения иинвентарные парки подвижного состава.
Статистика труда натранспорте изучает численность, состав и движение рабочей силы: использованиерабочего времени и производительность труда; фонд заработной платы и среднююзаработную плату работников. В этом разделе специфичным является измерениезатрат труда работников, непосредственно связанных с осуществлением перевозочногопроцесса, а также оценка уровня производительности труда эксплуатационногоконтингента.
В статистикематериально-технического снабжения особое значение имеют показатели абсолютногои удельного расхода энергетических ресурсов на перевозки, т.к. на транспортетопливо и электроэнергия — основные виды материальных затрат.
Финансовая статистикаисследует доходы, расходы, доходность и себестоимость перевозок, а также общуюрентабельность работы отдельных видов транспорта. Доходы в основном учитываютсяпо моменту и месту их получения. В анализе расходов и прибыли используютсяданные бухгалтерского учёта.
1. Расчет технико-эксплуатационных показателей работыподвижного состава
Технико-эксплуатационныепоказатели определяются в форме средних и относительных величин. Дляопределения некоторых технико-эксплуатационных показателей необходимы сведенияо наличии подвижного состава в парке.
Для расчетов в феврале примем28 дней, в марте- 31.
Среднесписочное количествоавтомобилей определяется по формуле:
/> (авт.).                                    (1.1)
Среднесписочное количествоавтомобилей в первом периоде:
/>авт.)
Среднесписочное количествоавтомобилей во втором периоде:
/>= 114,0 (авт.)
3а 2 периода
/>= 113авт
На грузовых автомобильныхперевозках применяются следующие технико-эксплуатационные показатели:
1. Среднесуточнаяпродолжительность пребывания автомобиля в наряде:
/> (ч).                                       (1.2)

АЧН вданном случае это сумма: Автомобиле -часы движения (АЧдв) + Автомобиле- часыпростоя под погрузкой- разгрузкой (АЧп-р) + Автомобиле- часы простоя на линиипо всем причинам. АЧН 1 периода = 20152 + 3027 +98= 23277. АЧН 2 периода =21984 + 2876 + 73= 24933.
АДР вданном случае это разность: Автомобиле- дни в хозяйстве (АДХ) – Автомобиле- днипростоя в ремонте и его ожидании – Автомобиле- дни простоя в выходные ипраздничные дни- Автомобиле- дни простоя по эксплуатационным причинам. АДР 1периода = 3136- 768-63-9 = 2296.
АДР 2периода = 3534- 841-63-22= 2608.
Среднесуточнаяпродолжительность пребывания автомобиля в наряде в первом периоде:
/>= 10,138(ч.)
Среднесуточнаяпродолжительность пребывания автомобиля в наряде во втором периоде:
/> =9, 560(ч.)
3а 2 периода
/>=9,830ч
1. Коэффициентиспользования времени в наряде:
/>                      (1.3)
Коэффициентиспользования времени в наряде в первом периоде:
/>
вовтором

/>= 0,997
3а 2 периода
/>=0,996
2. Средняя дальностьездки с грузом:
/> (км)                                        (1.4)
В первомпериоде:
/>= 32,801 (км)
Во втором периоде:
/>=31, 899 (км)
3а 2 периода
/>=32,306км
3. Среднеерасстояние перевозки одной тонны груза:
/> (км)                                        (1.5)
В первомпериоде:
/>=36,100 (км)
Во втором периоде:
/>= 35,799 (км)
3а 2 периода
/>=35,940км
4. Среднесуточныйпробег автомобиля:
/> (км)                                      (1.6)
В первом периоде:
/> = 379,162 (км)
Во втором:
/>=377,633 (км)
3а 2 периода
/>=378,349км
5. Средняятехническая скорость:
/> (км/ч)                                   (1.7)
В первом периоде:
/>= 43,199 (км/ч)
Во втором периоде:
/>= 44,799 (км/ч)
3а 2 периода
/>= 44,034 км/ч
6. Средняякоммерческая (эксплуатационная) скорость:
/> (км/ч)                                   (1.8)
/>= 37,399 (км/ч)
Во втором периоде:
/>= 39,500 (км/ч)
3а 2 периода
/>= 38,486 км/ч
7. Средняяпродолжительность простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой:
7.1  на одну ездку:
/> (ч)                                 (1.9)
В первомпериоде:

/>= 0,192 (ч)
Во втором:
/>= 0,150 (ч)
3а 2 периода
/>=0,168 ч
7.2 на одну тоннугруза:
/> (ч)                                 (1.10)
В первом периоде:
/>= 0,028 (ч)
Во втором периоде:
/>= 0,026 (ч)
3а 2 периода
/>=0,027 ч
8. Коэффициентиспользования грузоподъемности
8.1 статический:
/>                                              (1.11)
В первомпериоде:
/>=0,781
Во втором периоде:
/>= 0,659
3а 2 периода
/>=0,715
8.2 динамический:
/>                                           (1.12)
В первом периоде:
/>= 0,860
/>= 0,875
3а 2 периода
/>=0,794
9. Коэффициентиспользования пробега:
/>                                                (1.13)

В первомпериоде:
/>= 0,593
Во втором периоде:
/>= 0,620
3а 2 периода
/>=0,608
10. Показателипроизводительности автомобилей:
10.1 в тоннах:
—   на один автомобиле-тонно-час наряда:
/> (т)                                  (1.14)
/>
В первом периоде:
/>=0,529 (т)
Во втором периоде:
/>= 0,507 (т)
3а 2 периода
/>=0,517
—   на один автомобиле-тонно-день работы:
/> (т)                                   (1.15)
В первомпериоде:
/>
/>
/>=5,365 (т)
Во втором периоде:
/>= 4,847 (т)
3а 2 периода
/>=5,089 т
—   на один автомобиле-час в наряде:
/> (т)                                     (1.16)
В первом периоде:
/>=4,498 (т)
Во втором периоде:
/>=4,309 (т)
3а 2 периода
/>= 4,400 т
—   на одну списочную авто-тонну:
/> (т)                                          (1.17)
/>
В первом периоде:
/>=109,990 (т)
/>= 110,895 (т)
3а 2 периода
/>=110,447 т
10.2 втонно-километрах:
—   на один автомобиле-тонно-час наряда:
/> (ткм)                              (1.18)
В первом периоде:
/>=19,105 (ткм)
Во втором периоде:

/>= 18,152 (ткм)
3а 2 периода
/>=18,612 ткм
—   на один автомобиле-тонно-день работы:
/> (ткм)                               (1.19)
В первомпериоде:
/>=193,691(ткм)
Во втором периоде:
/>=173,537 (ткм)
3а 2 периода
/>=182,973 ткм
—   на один автомобиле-час в наряде:
/> (ткм)                                 (1.20)
В первом периоде:
/>=162,395 (ткм)
Во втором периоде:
/>= 154,292 (ткм)
3а 2 периода
/>=158,204 ткм
—   на одну списочную авто-тонну:
/> (ткм)                                  (1.21)
В первом периоде:
/>=3970,668 (ткм)
Во втором периоде:
/>=3970,053 (ткм)
3а 2 периода
/>=3970,35 ткм
1. Коэффициентвыпуска автомобилей на линию:
/>                                           (1.22)
В первомпериоде:
/>=0,732
Во втором периоде:
/>=0,737
3а 2 периода
/>=0,733
2. Коэффициенттехнической готовности:
/>                                          (1.23)
/>= 0,75
/>= 0,76
3а 2 периода
/>= 0,75
Таблица 1.1 – Динамика технико-эксплуатационных показателей подвижногосоставаПоказатель Обозначение Значение
Абсолютный прирост
/> Темп роста Темп прироста 1 период 2 период За два периода Среднесписочное количество автомобилей, авт.
/> 112,0 114,0 113,0 2% 101% 1% Среднесуточная продолжительность пребывания автомобилей в наряде, ч.
/> 10,1 9,5 9,830 -0,578% 94,2% -5,8% Коэффициент использования времени в наряде
/> 0,995 0,997 0,996 0,002% 100% Средняя дальность ездки с грузом, км
/> 32,80 31,899 32,306 -0,902% 97,2% -2,8% Среднее расстояние перевозки одной тонны груза, км
/> 36,10 35,799 35,490 -0,301% 99,1% -0,9% Среднесуточный пробег автомобиля, км
/> 379,1 377,63 378,34 -1,529 99,5% -0,5%
Средняя скорость, км/час:
—   техническая;
—   коммерческая.
/>
/>
43,19
37,39
44,799
39,500
44,034
38,486
1,6%
2,101%
103,7%
105,6%
3,7%
5,6%
Средняя продолжительность простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой, час.:
—   на одну ездку;
—   на одну тонну.
/>
/>
0,192
0,028
0,150
0,026
0,168
0,027
-0,042%
-0,002%
78,1%
92,8%
-21,9%
-7,2%
Коэффициент использования грузоподъемности:
—   статический;
—   динамический.
/>
/>
0,781
0,860
0,659
0,875
0,715
0,794
-0,122%
0,015%
84,3%
101,7%
-15,7%
1,7% Коэффициент использования пробега
/> 0,593 0,620
 
 0,608 0,027 104,5% 4,5% Показатель Обозначение Значение Абсолютный прирост Темп роста Темп прироста 1 период 2 период За два периода
Производительность автомобилей, тонн
—   на АТЧН;
—   на АТДР;
—   на АЧН;
—   на АТ.
/>
/>
/>
/>
0,529
5,365
4,4
109,9
0,507
4,847
4,3
110,8
0,517
5,089
4,400
110,44
-0,022%
-0,518%
-0,189%
0,9%
95,8%
90,3%
95,7%
100,8%
-4,2%
-9,7%
5,3%
0,8%
Производительность автомобилей, ткм:
—   на АТЧН;
—   на АТДР;
—   на АЧН;
—   на АТ.
/>
/>
/>
/>
19,10
193,6
162,3
3970,
18,15
173,5
154,2
3970,
18,612
182,97
158,20
3970,3
-0,953%
-20,16%
0,95%
-0,55%
95,0%
89,5%
95,01%
99,9%
-5%
-10,5%
-4,99%
-0,1% Коэффициент выпуска автомобилей на линию
/> 0,732 0,737 0,733 0,005 100,6% 0,6% Коэффициент технической готовности
/>. 0,75 0,76 0,75 0,01 101,3% 1,3%
1. Для выявлениявлияния различных технико-эксплуатационных показателей на объем перевозок итранспортной работы может быть использован последовательно-цепной индексныйметод. Индексный метод применяется только в тех случаях, когда междурезультативным (грузооборот, объем перевозок) и факторными(технико-эксплуатационные показатели) признаками существует функциональнаясвязь. Это означает, что результативный показатель можно представить какпроизведение факторных. Объем перевозок может быть представлен как произведениевыработки в тоннах на автомобиле-день работы и количества автомобиле-днейработы:
/> (т)                                          (1.24)/>
/>5,36*2296=12306,56т
/>4,84*2608= 12622,72т
Выработка на одинавтомобиле-день работы определяется как произведение выработки на одинавтомобиле-час наряда и среднесуточной продолжительности пребывания автомобиляв наряде:
/> (т)                                    (1.25)
/>4,4*10,1*2296=102034,2т
/>4,3*9,5*2608=106536,8т
В свою очередь количествоавтомобиле дней работы определяется как произведение среднесписочногоколичества подвижного состава, календарных дней в периоде и коэффициентавыпуска автомобилей на линию:
/> (т)                          (1.26)
/>=101735.6 (т)
/>4,4*10,1*112,0*28*0,732=101735,6
/>4,3*9,5*114,0*31*0,737= 106396,1
Изменение общего объемаперевозок можно представить индексом:
/>             (1.27)
/>= 1,0
Пользуясь полученнойфакторной моделью и последовательно-цепным индексным методом можно определитьизменение общего объема перевозок за счет отдельных факторов.
Влияние выработки наобщий объем перевозок определяется по формуле:
/>                         (1.28)
/>= 0,98
Влияниеизменения средней продолжительности пребывания автомобиля в наряде:
/>                         (1.29)
/>=0,94
Влияние на объемперевозок среднесписочного количества автомобилей:
/>                         (1.30)
/>=1,1
Влияние измененияпродолжительности периода:
/>                        (1.31)
/>=1,0
Влияние изменения выпускаавтомобилей на линию на изменение объема перевозок:
/>                        (1.32)

/>=1,0
Для того чтобы вабсолютном выражении определить влияние каждого из этих факторов на изменениеобъема перевозок, необходимо от числителя соответствующего индекса отнятьзнаменатель. Например, чтобы определить в абсолютном выражении влияниесреднесписочного количества автомобилей необходимо воспользоваться следующейформулой:
/>      (1.33)
/>=4,3*9,5*114*31*0,7-4,4*9,5*114*31*0,7=- 2350,1
/>=4,4*9,5*114*31*0,7-4,4*10,1*114*31*0,7=- 6530,8
/>=4,4*10,1*114*31*0,7-4,4*10,1*112*31*0,7=1928,7
/>=4,4*10,1*112*31*0,7-4,4*10,1*112*28*0,7=10452,3
/>=4,4*10,1*112*28*0,7-4,4*10,1*112*28*0,7=0
Следует отметить, чтопредложенная модель не является единственно возможной, и студент вправесамостоятельно разработать иную.
Для контроля заправильностью выполненных расчетов необходимо выполнить следующую проверку:
/>                               (1.34)
/>=        1,0
/>           (1.35)

/> — 2350,1+/-6530,8/ +1928,7+10452,3+0 =3500

Выводы:
Динамика исчисленныхтехнико-эксплуатационных показателей показывает увеличение. В результатеизучения динамики технико-эксплуатационных показателей на объем перевозок итранспортной работы, используя последовательно-цепной индексный метод, можносделать следующие выводы.
В отчетном периоде объемперевозок увеличился на 2747 ткм. На данное увеличение повлияли следующиефакторы:
* за счет увеличениявыработки на 0.002%, *за счет увеличения среднесписочного количестваавтомобилей на 2%, *за счет увеличения продолжительности периода на 3дня, * засчет увеличения выпуска автомобилей на линию на 0.005%, *за счет увеличениякоэффициента использование времени в наряде на 0.002%
/>2. статистическое изучение объема перевозок грузов
Контроль за выполнениемплана по перевозкам осуществляется по итогам работы за каждый день (пятидневку,месяц) и нарастающим итогом. Процент выполнения месячного (квартального,годового) плана исчисляется в трех вариантах:
1) выполнение плана закаждый день (пятидневку, месяц);
2) выполнение плана понарастающему итогу с начала месяца (квартала, года);
3) выполнение месячного(квартального, годового) плана нарастающим итогом.
Процент выполнения планаза каждый день (пятидневку, месяц) определяется по формуле:
/>   (2.1)
перевозкагруз пассажир транспорт
Выполнение плана понарастающему итогу с начала месяца (квартала, года) рассчитывается по формуле:
/>     (2.2)
Выполнение месячного(квартального, годового) плана нарастающим итогом исчисляется по следующейформуле:
/>  (2.3)

С помощью процентавыполнения месячного плана нарастающим итогом можно проследить и ритмичностьвыполнения заданного объема перевозок.
Контроль за ритмичностьюосуществляется в целом по АТП и проводится по объему выполненных перевозок игрузообороту.
Полученные расчетырационально свести в следующую таблицу:
Таблица 2.1 – Выполнениеплана по объему перевозок и контроль за ритмичностьюЧисло месяца Объем перевозок, тонн % выполнения плана за каждый день % выполнения плана по нарастающему итогу % выполнения итогового плана нарастающим итогом % выполнения итогового плана при ритмичной работе План Факт На день С начала месяца На день С начала месяца 1 4000 4000 4010 4010 100,25 100,25 4,2 4,2 2 3900 7900 3910 7920 100,26 100,25 8,38 8,36 3 3500 11400 3490 11410 99,7 100,08 12,07 12,06 4 4000 15400 4000 15410 100 100,07 16,31 16,3 5 4050 19450 4040 19450 99,8 100 20,58 20,58 6 3950 23400 4000 26450 101,3 100,21 24,81 24,76 7 4000 27400 4010 27460 100,25 100,21 29,06 28,99 8 4100 31500 4090 31550 99,8 100,16 33,39 33,33 9 4205 35705 4220 35770 100,36 100,18 37,85 37,78 10 3905 39610 3920 39690 100,38 100,2 41,9 41,91 11 3700 43310 3700 43390 100 100,19 45,91 45,83 12 3950 47260 3970 47360 100,51 100,21 50,10 50,01 13 3860 51120 4000 51360 103,6 100,47 54,34 54,09 14 3710 54830 3720 55080 100,27 100,46 58,28 58,02 15 4000 58830 4000 59080 100 100,42 62,51 62,25 16 4020 62850 4020 63100 100 100,4 66,77 66,51 17 4120 66970 4130 67230 100,24 100,39 71,14 70,86 18 3920 70890 3990 71220 101,79 100,47 75,36 75,01 19 3930 74820 3940 75160 100,25 100,45 79,53 79,17 20 3820 78640 3900 79060 102,09 100,5 83,65 83,21 21 3760 82400 3770 82830 100,27 100,53 87,64 87,17 22 4010 86410 4000 86830 99,75 100,49 91,87 91,43 23 4100 90510 4100 90930 100 100,46 96,21 95,77 24 4000 94510 4010 94940 100,25 100,46 100,45 100,00 итого 94510 – 94940 – 100,46 – – –
При этом процентвыполнения плана при ритмичной работе определяется как частное от деленияпланового объема перевозок за каждый день на итоговый плановый объем перевозок.
Для того, чтобыколичественно определить значение ритмичности используют специальныеколичественные показатели. Чаще всего на практике применяется коэффициентритмичности, исчисляемый по формуле:
/>                                               (2.4)
/>
где /> – фактический объемперевозок за каждый день в пределах планового задания;
/> – плановый объем перевозок закаждый день.
Более полно уровеньнеритмичности характеризуют числа аритмичности. Исчисляют отрицательное числоаритмичности (/>), положительное числоаритмичности (/>) и общее число аритмичности (/>). Для расчетачисел аритмичности суммируют раздельно отклонения фактического объема перевозокот планового:
· за дни выполненияи перевыполнения плана (положительное число аритмичности)
/>                                                   (2.5)

/>
· за дниневыполнения плана (отрицательное число аритмичности)
/>                                                   (2.6)
/>
Сумма положительных иотрицательных чисел аритмичности дает общее число аритмичности
/>.                                              (2.7)
/>
Следующим этапом приизучении объема перевозок грузов является исследование качества выполненныхперевозок, т.е. выполнение договорных обязательств.
Статистическое изучениеобъемов перевозок грузов по клиентам состоит в разбивке общего процентавыполнения плана перевозок по предприятию на частные показатели, а именно:процент выполнения плана перевозок по клиентам в пределах запланированныхобъемов (/>),процент изменения фактического объёма перевозок по сравнению с плановым (/>) и процентобъема перевозок, не предусмотренных в плане (/>).
/>              (2.8)
/>
/>                     (2.9)
/>
/>      (2.10)
/>
Сумма этих показателейдаёт общий процент выполнения плана по объёму перевозок.
/>
Таблица 2.2 – Выполнениедоговорных обязательств по клиентамНаименование предприятия-клиента Объём перевозок, тонн Распределение фактического объёма перевозок, тонны План по договорам Факт по договорам Процент выполнения плана В пределах плана Сверх плана Непредусмотренные в плане СУ-204 1700 1700 100 1700 Трест 2 2000 2010 100,5 2000 10 СУ- 100 1500 1600 106,7 1400 200 Торгмаш 2550 2600 101,9 2500 100 Деталь 1670 1710 102,4 1670 40 Всего: 9420 9620 102,1 9270 350
Статистическое изучениевыполнения плана перевозок по номенклатуре грузов выполняется путем расчетавлияния структурных сдвигов на суммарный объём перевозок по следующей формуле:

/>                                      (2.11)
/>
/>
/>
/>
/>
/>
где /> и /> – удельный вес отдельныхвидов груза в общем объёме перевозок соответственно по факту и по плану;
/>– процент выполнения плана по общемуобъёму перевозок.
Таблица 2.3 – Структураперевозок по номенклатуре грузовНаименование грузов План Факт Влияние структурных сдвигов, % Тонны % к итогу Тонны % к итогу Песок 1200 16,2 1210 16,1 1520 Гравий 900 12,1 990 13,2 1890 Раствор 1500 20,2 1500 19,9 3150 Грунт 2100 28,3 2100 27,9 4410 Цемент 1710 23,2 1720 22,9 2591 Итого 7410 100 7520 100 4561

Выводы:
Показатели фактическогопериода говорят о том, что предприятие выполняет план по договорнымобязательствам, по объему перевозок, по номенклатуре грузов. Чем ближе значениепоказателя к 100%, тем ритмичнее работа автотранспортного предприятия,коэффициент ритмичности на рассматриваемом предприятии 100,46.
3. Статистическое изучение основного капитала
По данным бухгалтерскогоучета стоимость основного капитала и его элементов известна по состоянию наначало и конец отчетного периода и представляет собой моментные показатели. Наосновании этих показателей необходимо определить среднегодовую стоимостьосновного капитала и основных средств, которые являются исходными параметрамидля расчета годовых амортизационных отчислений и эффективности использованияосновных средств. Средняя годовая (квартальная) стоимость основного капитала иего элементов может быть определена по формуле средней хронологической. Иногдаприменяют упрощенный способ расчета средней стоимости как полусумму остатков наначало и конец отчетного периода.
/>= 8555356175
/>=8774381740
Изменение объемаосновного капитала и его элементов может быть охарактеризовано обычнымипоказателями динамики и особыми (специфическими) показателями интенсивностидвижения. К числу обычных показателей динамики относятся:
• абсолютный прирост:
/>                                                       (3.1)
/>=70059390
/>= 374855360
• темп роста:

/>                                                     (3.2)
/>= 101%
/>=104%
• темп прироста:
/>                                                 (3.3)
/>=1%
/>=4%
Особыми показателямиинтенсивности движения являются коэффициент поступления (ввода), коэффициентобновления, коэффициент выбытия, коэффициент ликвидации. Коэффициентпоступления показывает, какова доля основных средств, поступивших в отчетномпериоде, в общем их объеме. Он вычисляется как отношение стоимости объектовосновных средств, введенных в действие в течение отчетного периода, и полнойбалансовой стоимости всех основных средств на конец отчетного периода:
/>                                                       (3.4)
/>=0.08= 8%
/>=0.07=7%
Коэффициент обновленияпоказывает, в какой мере основные средства обновлены в отчетном периоде. Онпредставляет собой удельный вес новых, введенных в действие за отчетный периодосновных средств, в общем их итоге и исчисляется как отношение стоимости новыхосновных средств и полной балансовой стоимости всех основных средств на конецотчетного периода:
/>                                                                  (3.5)
/>=0.06=6%
/>=0.06=6%
Коэффициент выбытияосновных средств характеризует удельный вес выбывших основных средств в общемих итоге и определяется путем деления полной балансовой стоимости выбывших вотчетном периоде основных средств на полную балансовую стоимость всех основныхсредств на начало отчетного периода:
/>                                                     (3.6)
/>=0.07=7%
/>=0.04=4%
Для характеристикиинтенсивности выбытия основных средств из-за износа и ветхости (ликвидация)определяется коэффициент ликвидации, представляющий собой отношение полнойбалансовой стоимости ликвидированных основных средств и полной балансовойстоимости всех основных средств на начало периода:
/>                                                       (3.7)
/>=0.04=4%
/>=0.04=4%
Коэффициент замены /> показывает,какая доля вводимых (новых) основных средств пошла на замену выбывших, ипредставляет собой отношение стоимости выбывших из-за ветхости и износа(ликвидированных) основных средств и объема вновь введенных новых основныхсредств:
/>                                                        (3.8)
/>=0.74=74%
/>=0.59=59%
Коэффициент расширения:
/>                                     (3.9)
/>=0.26=26%
/>=0.41=41%Вид основных средств стоимость на начало 1 периода Удельный вес, % стоимость на начало 2 периода Удельный вес, % стоимость на конец 2 периода Удельный вес, % Основные средства 8506392610.0 94 8604319740.0 95 8944443740.0 95 Незавершенное производство 460365030.0 5 444878830.0 5 4481200320.0 5 Оборудование к установке 18919110.0 16342490.0 22689640.0 Нематериальные активы 14414560.0 13618740.0 17017230.0 Прочие внеоборотные активы 9009100.0 0.0 21744230.0 Итого основного капитала 9009100410 100 9079159800 100 9454015160 100
Таблица 3.2 – Структураосновных средствВид основных средств стоимость на начало 1 периода Удельный вес, % стоимость на начало 2 периода Удельный вес, % стоимость на конец 2 периода Удельный вес, % Здания 1029273510.0 12 1032518370.0 12 1109111020.0 12 Сооружения 95271600.0 1 106693560.0 1 113594430.0 1 Передаточные устройства 15311510.0 13766910.0 16994440.0 Машины и оборудование 195647030.0 2 222851880.0 3 209299980.0 2 Транспортные средства 7162382580.0 84 7210419950.0 84 7478449420.0 84 Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь 8506380.0 18069070.0 16994450.0 Итого 8506392610 100 8604319740 100 8944443740 100

Таблица 3.3 – Динамикаобъема основных средств за два периодаПоказатель 1 период 2 период Средняя стоимость основных средств 8555356175 8774381740 Абсолютный прирост 70059390 374855360 Темп роста 101% 104% Темп прироста 1% 4% Коэффициент поступления 8% 7% Коэффициент обновления 6% 6% Коэффициент выбытия 7% 4% Коэффициент ликвидации 4% 4% Коэффициент замены 74% 59% Коэффициент расширения 26% 41%
Для приближенной оценкитехнического состояния основных средств используют коэффициент износа икоэффициент годности.
Коэффициент износаотражает изношенную часть основных средств и определяется отношением суммыизноса к полной балансовой стоимости основных средств. Его можно исчислить и впроцентах, для этого полученное отношение умножают на 100.
/>=0.04
/>= 0.03
Коэффициент годностихарактеризует неизношенную часть основных средств и исчисляется путем деленияостаточной балансовой стоимости на полную балансовую стоимость основныхсредств. Он может быть получен путем вычитания из единицы коэффициента износа.
/>=0.96
/>=0.97
Для характеристикиэффективности использования основных средств применяют систему показателей,которая включает фондоотдачу и фондоемкость основных средств.
Фондоотдача основныхсредств характеризует объем продукции автотранспортного предприятия,приходящийся в среднем на 1 руб. (или 1000 руб.) стоимости основных средств,т.е.:
/>      (3.10)
/>=4.4
/>=0.15
/>=4.3
/>=0.16
В качестве показателяпродукции для предприятий автомобильного транспорта используется объемтранспортной работы, выраженный в приведенных тонно-километрах. Однако вкачестве показателя продукции можно использовать и стоимостной показатель –величину полученных доходов.
Фондоотдача являетсяпрямой величиной уровня эффективности использования основного капитала и егоэлементов. Показатель, обратный фондоотдаче, называется фондоемкостью. Онопределяется путем сопоставления стоимости основного капитала (или основныхсредств) и объема выполненной за этот период транспортной работы, т.е.устанавливаются капитальные затраты на единицу продукции.
/>      (3.11)
/>=2263.2
/>=6.6
/>=2280.8
/>=6.0
Мерой количественныхсоотношений между средствами труда и численностью работников являютсяпоказатели вооруженности труда работников основными средствами. В настоящеевремя в статистической практике показатели фондовооруженности труда рабочих ивсего производственного персонала исчисляют исходя из полной среднегодовойбалансовой стоимости основных средств и средней списочной численности рабочихили всех работников:
/>          (3.12)
/>=53470976.0
/>=52541208.0Наименование показателя Значение показателя Темп роста, % 1 период 2 период
Фондоотдача:
·  в натуральном выражении;
·  в стоимостном выражении.
4.4
0.15
4.3
0.16
97.7
106.6
Фондоемкость:
·  в натуральном выражении;
·  в стоимостном выражении.
2263.2
6.6
2280.8
6.0
100.7
90.9 Фондовооруженность 53470976.0 52541208.0 98.2 Коэффициент износа 0.04 0.03 75 Коэффициент годности 0.96 0.97 101

Для изучения влиянияпоказателей использования основных средств на объем выполненной транспортнойработы в тонно-километрах возможно использование модели взаимосвязи объематранспортной работы (продукции) с фондоотдачей и вооруженностью труда:
/>                                   (3.13)
P0=0,15*53470976.0*160=1283303424
P1=0,16* 52541208.0*167=1403901077,7
Изменение общего объемагрузооборота выражается индексом:
/>                                 (3.14)
/>=1.09
Пользуясь полученнойфакторной моделью и последовательно-цепным индексным методом можно определитьизменение объема выполненной транспортной работы за счет отдельных факторов.
Влияние фондоотдачи наизменение грузооборота определяется:
· в относительномвыражении:
/>                                            (3.15)
/>=1,06
· в абсолютномвыражении:

/>                                    (3.16)
/>=84065932,8
Влияние измененияфондовооруженности работников на объем выполненной транспортной работы:
· в относительномвыражении:
/>                                  (3.17)
/>=0,98
· в абсолютномвыражении:
/>                                    (3.18)
/>=-23290688,4
Влияние на объемгрузооборот изменения численности персонала:
· в относительномвыражении:
/>                                  (3.19)
/>=1,04
· в абсолютномвыражении:
/>                                   (3.20)
/>=56144524,8
Для контроля заправильностью выполненных расчетов необходимо выполнить следующую проверку:
/>                                         (3.21)
/>=1,09
1.09=1.09
/>                             (3.22)
/>=116919769,2
По выполненным расчетамсделаем выводы.
В отчетном периодепроизошло увеличение основного капитала на 374855360 руб,
Общий объем грузооборотаувеличился на 66906 ткм. На данное увеличение повлияли следующие факторы: *засчет увеличения численности персонала на 7 чел., *за счет увеличенияфондоотдачи на 0.1%, которая является прямой величиной уровня эффективностииспользования основного капитала и его элементов, за счет уменьшениякоэффициента износа. Коэффициент годности характеризует неизношенную частьосновных средств, который в отчетном периоде увеличился на 0,01%. Однакопредприятие могло бы более эффективно использовать основной капитал и скорректироватьв следующем периоде в сторону увеличения такие показатели как фондовооруженность.
4. Статистическое изучение оборотного капитала
Средняя стоимостьоборотного капитала и его элементов определяется по данным бухгалтерского учетапо формуле средней хронологической, как и по основному капиталу. В некоторыхслучаях применяется упрощенный способ расчета средней стоимости оборотногокапитала как полусумма остатков на начало и конец отчетного периода.
/>=431131500
/>=440470135
Средний остатокоборотного капитала в первом периоде:
/>= 118230775
/>=210061155
/>=50810343
/>=6710880
/>= 774759,5
Средний остатокоборотного капитала во втором периоде:
/>=118144380
/>= 216520475
/>=97581300
/>= 6795405
/>=1428575
Изменение объемаоборотного капитала и его элементов может быть охарактеризовано общимипоказателями динамики: абсолютный прирост, темпы роста и прироста, абсолютнаявеличина 1% прироста (по формулам 3.1 – 3.3).
Данные о наличии,структуре оборотного капитала и его элементов, а также изменение остатковоборотного капитала представить в виде следующей таблицы.
Таблица 4.1 – Наличие,состав и динамика объема оборотного капиталаНаименование элемента оборотного капитала На начало 1 периода На начало 2 периода % изменения за 1 период На начало 3 периода % изменения за 2 период Сумма, руб. Структура, % Сумма, руб. Структура, % Сумма, руб. Структура, % Материальные запасы 117661510.0 28 118800040.0 27 101 117488720.0 27 99 Дебиторская задолженность 203172310.0 48 216950000.0 49 107 216090950.0 49 100 Краткосрочные финансовые вложения 91865190.0 22 97554960.0 22 106 97607640.0 22 100 Денежные средства 6691050.0 2 6730710.0 2 101 6860100.0 2 102 Прочие оборотные активы 1430790.0 1406440.0 98 1450710.0 3 103 Всего оборотный капитал 420820850 441442150 439498120
Для характеристикииспользования оборотного капитала предприятия применяются следующие показатели:
• коэффициентоборачиваемости;
• показатель среднейпродолжительности одного оборота в днях;
• коэффициент закрепления.
Коэффициентоборачиваемости (или число оборотов за отчетный период) характеризует числооборотов, совершаемых каждым вложенным в оборотный капитал рублем, иисчисляется по формуле:
/>, раз                                                       (4.1)
В первом периоде:
/>=10,9
/>=6,1
/>=25,3
/>= 192,1
/>= 1664,4
/>= 2,9
Во втором периоде:
/>= 12,1
/>= 6,6
/>=14,7
/>=211,9
/>=1008,2
/>= 3,2
где: />– общий объем доходов завыполненные работы и услуги, руб.;
/>– средний остаток оборотногокапитала, руб.
Показатель среднейпродолжительности одного оборота:

/>, дн.                                                (4.2)
В первом периоде:
/>=2,7
/>=4,9
/>=1,1
/>=0,15
/>= 0,01
/>=10,3
Во втором периоде:
/>=2,4
/>=4,5
/>=2,04
/>=0,14
/>=0,02
/>= 9,3
где: />– продолжительностьпериода, за который определяется показатель (для месяца — 30 дней; квартала —90 дней; года — 360 дней).
Коэффициент закрепленияоборотного капитала – величина, обратная коэффициенту оборачиваемости; онхарактеризует сумму среднего остатка оборотного капитала, приходящегося на 1 руб.дохода:
/>                                                      (4.3)
В первом периоде:
/>=0,09
/>=0,16
/>=0,03
/>=0,005
/>= 6,0
/>=0,34
Во втором периоде:
/>=0,08
/>=0,15
/>=0,06
/>=0,004
/>=9,9
/>=0,31
Показателиоборачиваемости оборотного капитала исчисляют для сравнения с планом только понормируемому оборотному капиталу, а для сравнения в динамике – по всемуоборотному капиталу.
Рассчитанные показателииспользования оборотного капитала представьте в виде следующей таблицы:
Таблица 4.2 – Показателииспользования оборотного капиталаНаименование элемента оборотного капитала За 1 период За 2 период Средний остаток оборотного капитала
/>
/>
/> Средний остаток оборотного капитала
/>
/>
/> Материальные запасы 118230775 10,9 2,7 0,09 118144380 12,1 2,4 0,08 Дебиторская задолженность 210061155 6,1 4,9 0,16 216520475 6,6 4,5 0,15 Краткосрочные финансовые вложения 50810343 25,3 1,1 0,03 97581300 14,7 2,04 0,06 Денежные средства 6710880 192,1 0,15 0,005 6795405 211,9 0,14 0,004 Прочие оборотные активы 774759,5 1664,4 0,01 6,0 1428575 1008,2 0,02 9,9 Всего оборотный капитал 431131500 2,9 10,3 0,34 440470135 3,2 9,3 0,31
Для того, чтобыопределить сумму оборотного капитала, высвобожденную из оборота (илидополнительно вовлеченную в оборот) необходимо воспользоваться следующейформулой:
/>, руб.                                               (4.4)
/>                 =440470135-431131500=9338635
При этом изменениесреднего остатка оборотного капитала произошло вследствие изменения двухфакторов:
· за счет изменениякоэффициента закрепления:
/>, руб.                                   (4.5)
/>= — 43209408
· за счет измененияобъема доходов:
/>, руб.                                    (4.6)
/>=51260134
Этозначит, что:
/>, руб.                                     (4.7)
В отчетном периодесредний остаток оборотного капитала увеличился на 9338635 руб.
На данное изменениеповлияли следующие факторы:
за счет увеличения объемадоходов на 150765100 средний остаток оборотного капитала увеличился на512601314 руб. В отчетном периоде увеличился коэффициент оборачиваемости поосновным элементам оборотного капитала и показатель средней продолжительностиодного оборота.
5. Статистическое изучение трудовых ресурсов
Баланс рабочего времени вчеловеко-днях и структуру фонда рабочего времени представим в виде таблицы
Таблица 5.1 –Использование фонда рабочего времениПоказатель 1 период 2 период Всего в том числе рабочих В среднем на одного работника % к итогу по графе всего Всего в том числе рабочих В среднем на одного работника % к итогу по графе всего Отработано человеко-дней 3935.2 3498.1 0,01 62.7 4553.1 3952.7 0,015 62.2 Целодневные простои 45.5 42.2 0,016 0.7 50 46.0 0,013 0.6 Человеко-дней неявок на работу всего, в том числе: 499.3 459.7 0,017 7.9 588.9 533.3 0,015 8.0 неявки по уважительным причинам 40.5 38.3 0,016 0.64 47.2 43.4 0,014 0.64 отпуска 455.8 419.5 0,017 7.2 540.9 489.3 0,014 7.3 прогулы и другие неявки из-за нарушения трудовой дисциплины 3 1.9 0,021 0.04 0.8 0.6 0,016 0.01 человеко-дни праздничные и выходные 1792.00 1600.00 0,017 28.5 2124.00 1854.00 0,015 29.0 Всего человеко-дней явок и неявок на работу 6272.00 5600.00 0,001 10.0 7316.00 6386.00 0,001 10,0
Среднесписочное числоработников определяется как сумма человеко-дней явок и неявок, деленная наполное календарное число дней в месяце, т. е.
/>, чел.                                  (5.1)
ЧДя= отработанныечеловеко-дни + целодневные простои,
ЧДя1= 3935,2+45,5= 3980,7
ЧДя2= 3952,7+46,0= 4603,0
/>=160
/>=142,8
/>=167,4
/>=146,0
Среднеявочное числопоказывает среднее за период число рабочих, явившихся на работу. Оноопределяется путем деления суммы человеко-дней явок на работу на число рабочихдней в отчетном периоде. Причем явками на работу следует считать отработанныечеловеко-дни и человеко-дни целодневного простоя.
/>, чел.                                                         (5.2)
/>=142,1
/>=126,4
/>=148,4
/>=128,9
Среднее число фактическиработавших лиц показывает среднюю численность работников, которая фактическииспользовалась предприятием для работы. Оно исчисляется путем деления общегоколичества отработанных человеко-дней за отчетный период на число рабочих днейв отчетном периоде:
/>, чел. (5.3)
/>=140,5
/>=124,9
/>=146,8
/>=127,5
· коэффициентиспользования списочного состава работников как отношение явочного числа ксреднесписочному числу:
/>                                                              (5.4)
/>=0,88
/>=0,88
/>=0,88
/>=0,88
· коэффициентиспользования явочного числа работников как отношение среднего числа фактическиработавших лиц к среднему явочному числу:
/>                                                             (5.5)
/>=0,9
/>=0,9
/>=0,9
/>=0,9
Показатели,характеризующие численный состав работников, необходимо свести в следующуютаблицу:
Таблица 5.2 – Численностьработников предприятия и степень их использованияПоказатель Значение Абсолютный прирост Темп роста, % Темп прироста, % 1 период 2 период
Среднесписочная численность работников всего,
в том числе рабочих
160,0
142,8
167,4
146,0
7,4
3,2
104,6
102,2
4,6
2,2
Среднявочная численность работников всего,
в том числе рабочих
142,1
126,4
148,4
128,9
6,3
2,5
104,4
101,9
4,4
1,9
Среднее число фактически работавших работников всего,
в том числе рабочих
140,5
124,9
146,8
127,5
6,3
2,6
104,4
102,08
4,4
2,08
Коэффициент использования списочного состава всего,
в том числе рабочих
0,88
0,88
0,88
0,88
Коэффициент использования явочного состава всего,
в том числе рабочих
0,9
0,9
0,9
0,9
Наиболее часто встатистических расчетах для характеристики движения кадров используютсяследующие показатели:
1. коэффициентоборота по приему вычисляют путем деления числа принятых за отчетный период насреднесписочное число работников за этот же период:
/>                 (5.6)
/>=0,3
/>=0,31
2. коэффициентоборота по выбытию определяется путем деления числа уволенных за отчетныйпериод на среднесписочное число работников за этот же период:
/>                (5.7)
/>=0,24
/>=0,26
/>=0,01
/>=0,02
/>=0,025
/>=0,02
/>=0,18
/>=0,19
/>=0,01
/>=0,02
3. коэффициенттекучести кадров представляет собой отношение числа выбывших по неуважительнымпричинам за период и среднесписочного числа работников за этот же период:
/>        (5.8)
/>=0,2
/>=0,21
4. коэффициентпостоянства рабочих кадров рассчитывается как отношение числа лиц, состоящих всписочном составе весь отчетный период (т. е. с 1 января по 31 декабря) наданном предприятии, и среднесписочной численности:
/>          (5.9)
/>=0,75
/>=0,73
5. коэффициентсменяемости свидетельствует об общем движении работников, и измеряетсяотношением наименьшего из двух чисел (принятых или уволенных за год) к ихсреднесписочной численности.
/>(5.10)
/>=0,24
/>= 0,26
Результаты полученныхрасчетов сведем в итоговую таблицу:
Таблица 5.2 – Численностьработников предприятия и степень их использованияПоказатели Значение Абсолютный прирост Темп роста, % 1 период 2 период 1. Среднесписочная численность 160 167 7 104,3 2. Принято на работу 48 53 5 110,4 3. Уволено всего, 39 44 5 112,8 в том числе: по сокращению численности 3 4 1 133,3 с уходом на пенсию 4 4 100,0 по собственному желанию 29 32 3 110,3 за нарушение трудовой дисциплины 3 4 1 133,3
4. Коэффициент оборота:
по принятым 0,3 0,31 0,01 103,3 по уволенным всего, 0,24 0,26 0,02 108,3 в том числе: по сокращению численности 0,01 0,02 0,01 200 с уходом на пенсию 0,025 0,02 -0,005 80 по собственному желанию 0,18 0,19 0,01 105,5 за нарушение трудовой дисциплины 0,01 0,02 0,01 200 5. Коэффициент текучести 0,2 0,21 0,01 105 6. Коэффициент постоянства 0,75 0,73 -0,02 97,3 7. Коэффициент сменяемости 0,24 0,26 0,02 108,3
Задачей статистикиявляется определение избытка или недостатка работников.
По каждой категорииработников, кроме рабочих, определяется показатель абсолютного избытка илинедостатка по формуле:
/>, чел.                                            (5.11)
где /> и /> – среднесписочнаячисленность работников, кроме рабочих, соответственно за отчетный и предыдущийпериод.
/>21-17=4
По категории рабочих исчисляется показатель избыткаили недостатка с учетом выполнения плана по объему выполненной работы (услуг),называемый показателем относительного избытка или недостатка. Он исчисляется поформуле:
/>, чел.                                      (5.12)
где /> – индекс измененияобъема выполненной работы (услуг).
/>= 3846982/ 3780076=1,01
/> =146,0-143*1,01=3,03
Общий избыток илинедостаток определяется как сумма результата по этим категориям:
/>, чел.                                  (5.13)
/>4+3,03=7,03 чел.
Производительность труда– это способность работников производить в единицу времени то или иноеколичество материальных благ или время, необходимое для выполнения единицыпродукции.
Производительность трудаработников необходимо определить в натуральном выражении, т.е. в качествеобъема произведенной продукции следует принять величину грузооборота. Такимобразом средняя производительность труда работников за каждый периодрассчитывается по формуле:
/>, ткм.                                                    (5.14)
/>=23625,4 ткм
/>=23035,8 ткм
Изменениепроизводительности труда определяется следующим индексом:
/>                                                  (5.15)
/>=0,97
Так как между объемомгрузооборота, производительностью труда и численностью персонала существуетфункциональная взаимосвязь, то изменение фактического грузооборота в текущемпериоде по сравнению с предыдущим периодом происходит под влиянием следующихфакторов:
· за счет измененияпроизводительности труда:
/>, ткм.                               (5.16)
/>= — 98463,2 ткм.
· за счет изменениячисленности работников:
/>, ткм.                                (5.17)
/>= 165377,8 ткм
При этом следует иметь ввиду, что:
/>, ткм.                                      (5.18)
/> — 98463,2+165377,8=66914,6 ткм.  

Выводы:
Трудовые ресурсы вфактическом периоде можно было использовать эффективнее, не допуская увеличенияколичества целодневных простоев и человеко-дней неявок, увеличивая среднеечисло фактически работавших лиц. Коэффициент текучести увеличился на 0,01%,коэффициент постоянства уменьшился на 0,02%, увеличился коэффициент сменяемостина 0,02% и как следствие наблюдается снижение производительности труда на0,97%.
6. статистическое изучение оплаты труда
В состав фонда заработнойплаты включается основная и дополнительная заработная плата.
К основной заработнойплате относится заработная плата за фактически отработанное время или выполненныйобъем работ в конкретных условиях. Она включает оплату труда по тарифнымставкам, сдельным расценкам, окладам, а также различные виды доплат, надбавок,премий.
К дополнительнойзаработной плате относится заработная плата за фактически неотработанное время,но подлежащее оплате согласно действующего законодательства. Дополнительнаязаработная плата включает оплату ежегодных отпусков, учебных отпусков, льготныхчасов подростков, времени, связанного с выполнением государственныхобязанностей и т. д.
Таблица 6.1 – Структурафонда заработной платы работниковПоказатели Начислено за 1 период Начислено за 2 период Водителям Ремонтным рабочим Руководителям, специалистам, служащим итого % к итогу Водителям Ремонтным рабочим Руководителям, специалистам, служащим итого % к итогу Сдельная зарплата 34527550 13118220 6405080 54050850 42,6 38589340 14166390 8649050 61404780 43,1 Повременная зарплата 9726070 3695270 1804250 15225590 11,9 11281340 4141450 2528490 17951280 12,5
Премии:
при сдельной
при повременной 21721560 8252780 4029480 34003820 26,8 23726620 8710190 5317860 37754670 26,4 Доплата за сверхурочную работу 1296810 492700 240570 2030080 1,6 1701150 624500 381280 2706930 1,8 Доплата за работу в выходные и праздники 2269420 862230 420990 3552640 2,8 1880220 690240 421420 2991880 2,09 Доплата за квалификацию 3323070 1262550 616450 5202070 4,09 3581380 1314750 802700 5698830 4,0 Доплата за стаж 1702060 646670 315740 2664470 2,09 1701150 624500 381280 2706930 1,8 Оплата внутрисменных простоев 405250 153970 75180 634400 0,5 537210 197210 120400 854820 0,59 Оплата отпусков 1539960 585100 285670 2410730 1,9 1880220 690240 421420 2991880 2,09 Вознаграждение за выслугу лет 3971480 1508900 736730 6217110 4,8 4655800 1709180 1043500 7408480 5,2 Прочие выплаты 567350 215560 105250 888160 0,7 ИТОГО 81050580 30793950 15035390 126879920 100 89534430 32868650 20067400 142470480 100
Фонд заработной платы в зависимости от включаемых внего выплат делится на часовой, дневной и месячный. Величина фонда заработнойплаты при прочих равных условиях зависит от численности работников предприятия,поэтому для изучения уровня оплаты труда работников определяется средняязаработная плата.
Первый период:
ФЗПч= 54050850+15225590+34003820+5202070=108482330
ФЗПд= 108482330+2030080+634400=111146810
ФЗПм=111146810+3552640+2664470+2410730+6217110+888160=126879920
ЧЧотр=(3935,2 +45,5) ·8,53=33955,3
Второй период:
ФЗПч=61404780+17951280+37754670+6315280=123426010
ФЗПд=123426010+2706930+854820=126987760
ФЗПм=126987760 +2991880+ 2706930+ 2991880+ 7408480=143086930
ЧЧотр=(4553,1+50)·8,39=38620,0
Часовой фонд заработнойплаты – это заработная плата, начисленная за все фактически отработанное времяи фактически выполненный объем работ по часовым тарифным ставкам и сдельнымрасценкам. Сюда включают сдельную и повременную заработную плату, все видыдоплат, кроме доплат за сверхурочность, и премии в соответствии с утвержденнымиположениями о премировании.
/>, руб.                                               (6.1)
/>=3194,8 руб.
/>=3195,9 руб.
Дневной фонд заработнойплаты – это сумма часовых фондов заработной платы, начисленных за все отработанныечеловеко-дни в отчетном периоде. Он включает в себя весь часовой фондзаработной платы, а также оплаты перерывов кормящих матерей, оплата часоввнутрисменного простоя, льготных часов подростков, внутрисменных перерывов идоплату за работу в сверхурочные часы.
Исходя из этогосреднедневная заработная плата характеризует средний уровень оплаты одногоотработанного человеко-дня. Она определяется путем деления дневного фондазаработной платы на число отработанных человеко-дней:
/>, руб.                                      (6.2)
/>=27921,4 руб.
/>=27587,4 руб.
Месячный фонд заработнойплаты – это сумма дневных фондов заработной платы, включая оплату основного идополнительного отпусков, учебных отпусков, целодневных простоев, выплатувыходных пособий, вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.
Среднемесячная заработнаяплата выражает средний уровень заработной платы одного работника за месяц. Онаопределяется как частное от деления месячного фонда заработной платы насреднесписочное число работников:

/>, руб.                                         (6.3)
/>=792999,5
/>=856807,9
При расчете отработанныхчеловеко-часов и человеко-дней следует принять среднюю продолжительностьрабочего дня в первом периоде 8,53 часа, а во втором – 8,39 часа.
Таблица 6.2 –Среднемесячная заработная плата работников АТП за два периодаКатегории работников 1 период 2 период Изменение среднемесячной зарплаты, % Среднесписочная численнос. Месячный фонд зарпл. Среднемесячная зарпл. Среднесписочная численнос. Месячный фонд зарпл. Среднемесячная зарпл. Водители 10 81050580 8105058 10 89534430 8953443 110,4 Ремонтные рабочие 142 30793950 216858 146 32868650 225127 103,8 Руководители специалисты и служащие 8 15035390 1879423 11 20067400 1824309 97,0 ИТОГО 160 126879920 792999 167 143086930 856807 107,5
Общее изменение среднейзаработной платы в целом по предприятию определяется индексом переменногосостава и в общем виде определяется по формуле:
/>                                         (6.4)

/>=1,080
В абсолютном выраженииизменение средней заработной платы рассчитывается по формуле:
/>, руб.           (6.5)
/>=63808
Чтобы определитьизменение самой средней зарплаты в относительном выражении, надовоспользоваться отношением:
/>                 (6.6)
/>=0,108
Числитель этого индексапоказывает полный фонд заработной платы по всем категориям работников.Знаменатель дроби выражает, каков был бы месячный фонд заработной платы вовтором периоде при средней зарплате первого периода. В абсолютном выражении этоизменение определяется формулой:
/>, руб.                          (6.7)
/> =(856807,9*167/ 167)- (792999,5*167/ 167)=63808
Изменение среднейзаработной платы в целом по предприятию за счет изменения в распределенииработников по категориям определяется индексом влияния структурных сдвигов.Чтобы определить изменение структуры, надо индекс средней зарплаты переменногосостава разделить на индекс средней зарплаты постоянного состава, т.е.:
/>                 (6.8)
/>=1
или в абсолютномвыражении:
/>, руб.            (6.9)
/>792999,5-792999,5=0
При этом следует учитывать,что:
/>, руб.             (6.10)
63808+0=63808
При статистическомизучении заработной платы необходимо также установить соответствие междутемпами роста средней заработной платы и производительности труда. Дляхарактеристики соотношения роста производительности труда и средней заработнойплаты работников используется коэффициент опережения (отставания).
Коэффициент опережения(отставания) определяется по формуле:

/>                                                           (6.11)
/>=0,1
Для определения суммыэкономии или перерасхода фонда заработной платы в связи с изменениемсоотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты можноиспользовать следующую формулу:
/>, руб.                                (6.12)
/>=771127,1
Положительное значениепоказателя означает перерасход фонда оплаты труда, отрицательное – экономию.

Выводы:
В отчетном периодеувеличилось среднесписочное число работников и как следствие увеличился часовой,дневной и месячный фонд заработной платы, соответственно на
14943680, 15840950,16207010 руб. Сумма перерасхода фонда заработной платы составляет 771127,1 руб.
7. Статистическое изучение себестоимости
Под себестоимостью перевозок понимают выраженные вденежной форме затраты транспортного предприятия на выполнение определенногообъема транспортной продукции, связанные с использованием в процессепроизводства основных фондов, материалов, сырья, топлива и энергии, а такжетруда.
Себестоимость грузовых перевозок – этоэксплуатационные затраты на грузовые перевозки, приходящаяся в среднем на 10ткм грузооборота или на 1 км общего пробега, т. е.:
/>, руб.                                             (7.1)
/>=2484,48, руб
/>=2713,13, руб
/>, руб.                                                        (7.2)
/>=1078,7 руб
/>=1059.7 руб
Широкое применение получил показатель затрат на 1 руб.общего объема доходов, который также является одним из показателейсебестоимости. Показатель затрат на 1 руб. доходов определяется по формуле:
/>, руб.                                                        (7.3)
/>=0,728
/>=0,724
Изменение общей суммы затрат определяется путемсопоставления затрат отчетного периода с затратами предыдущего периода.Структуру затрат и динамику их изменения рационально сведем в таблицу
Таблица 7.1 – Динамикаизменения затрат и их структураНаименование затрат 1 период 2 период % изменения затрат Сумма, руб. % к итогу Сумма, руб. % к итогу Заработная плата персонала с отчислениями 176363088.80 0.19 198033967.20 0.19 112.2 Затраты на топливо 361199230.0 0.38 378251290.0 0.36 104.7 Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы 108190720.0 0.12 138921760.0 0.13 128.4 Затраты на восстановление износа и ремонт шин 50620480.0 0.05 65233730.0 0.06 128.8 Затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава 97578260.0 0.10 103017110.0 0.10 105.5 Амортизация основных средств 97319650.00 0.10 110752190.00 0.11 113.8 Общехозяйственные расходы 47884130.0 0.05 49529700.0 0.05 103.4 ИТОГО 939155558.8 1043739747.2
Непосредственно суммырасходов нельзя сопоставлять, так как они соответствуют разным объемамгрузооборота. Для обеспечения их сопоставимости необходимо определить суммузатрат предыдущего периода, скорректированную на фактический грузооборот. Дляэтого сумму расходов предыдущего периода необходимо умножить на индексгрузооборота. Такой расчет выполняется по всем статьям переменных расходов. Попостоянным расходам такая корректировка не делается, так как их величина независит от объема грузооборота. К постоянным расходам относятся накладныерасходы и амортизация основных фондов.
Только после такойкорректировки можно определить размер экономии (перерасхода) затрат. Экономияили перерасход по каждой статье устанавливается путем вычитания из фактическойсуммы затрат по каждой статье затрат предыдущего периода, скорректированных нафактический грузооборот.
/>, руб.                                         (7.4)
Ip=p1:p0=3846982:3780076=1.01
198033967-176363088.80*1.01=21887587.18
378251290.0-361199230.0*1.01=17222580.6
138921760.0-108190720.0*1.01=31038350.4
65233730.0-50620480.0*1.01=14759382.5
103017110.0-97578260.0*1.01=5493238.5
Разность с отрицательнымзнаком означает экономию, с положительным знаком – перерасход. Алгебраическаясумма экономии (перерасхода) по всем статьям дает общую сумму экономии(перерасхода) от изменения себестоимости:
/>, руб.                                                 (7.5)
21887587.18+17222580.6+31038350.4+14759382.5+5493238.5=90401139,18
Важным обобщающим показателем себестоимости являетсяпоказатель затрат на рубль доходов, который наглядно показывает связь междусебестоимостью и прибылью. Как уже упоминалось ранее этот показательопределяется путем деления общих затрат на перевозки на полученный доход отвыполнения этих перевозок. В процессе статистического анализа необходимоизучить динамику затрат на рубль доходов и определить влияние факторов наизменение уровня данного показателя.
При исследованииизменения этого показателя во времени следует учитывать, что снижение этогопоказателя свидетельствует о более эффективной работе предприятия.
Для того, чтобыохарактеризовать изменение этого показателя, необходимо рассчитать относительнуювеличину динамики или индивидуальный индекс изменения затрат на рубль доходов:
/>                                                       (7.6)
/>=0.994
Эту зависимость можноотразить в виде следующей модели. Затраты на перевозку в общем видепредставляют собой произведение объема выполненной транспортной работы(грузооборота) на себестоимость единицы этой работы (себестоимость 1 ткм):
/>                                                         (7.7)
/>=939152322,0
З1=3846982*271,313=1043736227,3
В свою очередь доходы –это произведение объема выполненной работы (грузооборота) на среднюю доходнуюставку 1 ткм, т.е.:
/>                                                        (7.8)
d= Д:P
d0=1289548500:3780076= 341.14
d1= 1440313600:3846982= 374.40
/>=1289548500
Д1=3846982*374.40=1440313600
Тогда изменение затрат нарубль дохода можно представить следующим индексом:
/>                         (7.9)
/>=0.994
или в абсолютномвыражении:
/>, руб.                                                (7.10)
/>= -0.004
Для того, чтобыопределить влияние изменения тарифов на изменение показателя затрат на одинрубль дохода необходимо рассчитать следующий индекс, в котором влияниеизменения объема работ и себестоимости изолировано:
/>                                                (7.11)
/>=0,910
что в абсолютномвыражении составит:
/>, руб.                                         (7.12)
/>=- 0,071
Влияние изменениясебестоимости перевозок определяется индексом, в котором изолировано влияниеобъема работ и тарифов:
/>                                                (7.13)
/>=1,092
в абсолютном выражении:
/>                                            (7.14)
/>=0,067
После выполненныхрасчетов необходимо выполнить следующую проверку:
/>                                              (7.15)
/>=1

/>=0,910*1,092*1= 0,994
/>0,994
/>, руб.                     (7.16)
/>=-0,071+0,067+0= — 0,004

Выводы:
Показатель затрат на 1руб, который является одним из показателей себестоимости и в отчетном периодеснизился на 0, 004, вместе с тем как уменьшились затраты на топливо на 0,02%.Однако перерасход затрат в отчетном периоде составил 90401139,18, т.к. помногим статьям расходов наблюдается увеличение показателей- увеличились затратысмазочных и эксплуатационных материалов на 0,01%, затраты на износ ивосстановление шин на 0,01%, затрат на перевозку.
8. Статистическое изучение финансовых результатов
Основные финансовые результатыпроизводственно-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятийхарактеризуют абсолютные и относительные показатели: валовая выручка (доходы),прибыль, рентабельность.
Прибыль – это часть добавленной стоимости, получаемойавтотранспортным предприятием после реализации предоставляемых транспортныхработ и услуг. Количественно прибыль представляет собой разность между чистойвыручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость и других отчислений извыручки в госбюджет и внебюджетные фонды) и полной себестоимости реализованныхтранспортных работ и услуг.
/>, руб.                         (8.1)
/>= 257909700,руб
/>= 288062720,руб
БП1=1289548500- 257909700- 939152322,0=92486478руб
БП2=1440313600-288062720-1043736227,3= 108514652,7 руб
Показателем эффективности работы автотранспортногопредприятия является уровень рентабельности, который рассчитывается какотношение суммы прибыли к текущим затратам или авансированным ресурсам.
Отношение суммы прибыли от выполненных перевозок кполной их себестоимости (т. е. к текущим затратам) называется рентабельностьюперевозок.
/>.                    (8.2)

92486478/939152322,0 *100=9,847
108514652,7/1043736227,3 *100= 10,396
Дляхарактеристики эффективности использования основного и оборотного капиталаопределяется рентабельность предприятия. Она представляет собой отношение суммыбалансовой прибыли за отчетный период к сумме средней стоимости основногокапитала и средней стоимости нормируемого оборотного капитала за отчетныйпериод. Этот показатель часто называют рентабельностью капитала.
/>. (8.3)
/>= 1,029
/>= 1,177
Для характеристики динамики доходов определим индексдоходов как соотношение доходов, полученных в текущем периоде, с доходами запредыдущий период (в относительном выражении) или разность доходов двухпериодов (в абсолютном выражении):
/>                                                    (8.4)
/>=1.12
                                                                 

/>, руб.                                   (8.5)
/>=15075100
Изменение суммы доходов зависит от изменения среднейдоходной ставки и объема выполненной транспортной работы и определяетсяиндексным методом.
Влияние средней доходной ставки:
/>                                               (8.6)
/>=1.09
/>, руб.                                      (8.7)
/>= 127950621,3
Влияние объема выполненной транспортной работы:
/>                                               (8.8)
/>=1.01
/>, руб.                                      (8.9)
/>=22824312,8
При этом:
/>                                        (8.10)
/>=1.1
/>, руб.               (8.11)
/>= 150765100
При статистическом исследовании прибыли особоевнимание уделяется прибыли от перевозок, на размер которой влияют три фактора:
· изменение объематранспортной работы;
· изменениесебестоимости транспортной работы;
· изменение среднейдоходной ставки.
Анализ влияния этихфакторов на величину прибыли позволяет выявить дополнительные источники ееувеличения.
Изменение суммы прибылиот грузовых перевозок за счет каждого фактора следующее:
1) объема транспортнойработы
/>                               (8.12)
/>=22775605,2
2) себестоимостиперевозок
/>                                         (8.13)
/>=15387,9
3) средней доходнойставки
/>                                  (8.14)
/>=127950621,3
Знак «плюс» передрезультатом означает увеличение прибыли, «минус» – уменьшение.
Общее абсолютноеизменение прибыли за счет всех факторов составляет:
/>       (8.15)
/>
=1507416114,4=1507416114,4
Отметим, что при данномметоде исследования прибыли ее значение не учитывает величину налогов,уплачиваемых из доходов, т.е. прибыль здесь является разницей только междудоходами и затратами.
Общее изменениерентабельности определяется по формуле:
/>                                    (8.16)
/>1,177-1,029=0,148
Влияние изменениявеличины балансовой прибыли (т.е. чистые доходы за вычетом затрат) на динамикурентабельности капитала следующее:

/>                             (8.17)
/>=0,173
Влияние изменения объемовпроизводственного капитала определяется следующим образом:
/>          (8.18)
/>=-0,026

Выводы:
Проанализировавфинансовые результаты данного автотранспортного предприятия можно судить о егоудовлетворительной работе. В отчетном периоде произошло увеличение балансовойприбыли ( на 16028174,7руб), рентабельности перевозок (на0,549) и рентабельности капитала (на 0,148), индекс доходов составил 1,12%.Общее абсолютное изменение прибыли за счет всех факторов составляет 1507416114,4 руб.