Статистические методы анализа динамики объема производства

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
1.Статистические методы анализа динамики объема производства продукции и услуг напредприятии (фирме) 4
1.1.Понятие динамики в статистической методологии. 4
1.2 Видыи методика расчета объема производства продукции и услуг предприятия (фирмы) 7
1.3Статистические методы анализа динамики объема производства продукции и услуг напредприятии (фирме) 10
2.Расчетная часть. 16
2.1. Задание1. 17
2.2.Задание 2. 23
2.3.Задание 3. 26
2.4.Задание 4. 28
3.Аналитическая часть. 30
3.1.Постановка задачи. 30
3.2.Методика решения задачи. 30
3.3.Методика выполнения компьютерных расчетов. 31
3.4.Анализ результатов статистических компьютерных расчетов. 34
Заключение. 35
Списокиспользованной литературы… 36
Введение
Основной задачей промышленныхпредприятий является наиболее полное обеспечение спроса потребителейвысококачественной продукцией. Качество выпущенной и реализованной продукции(работ, услуг) определяется потребностями рынка, производственно-техническимивозможностями предприятия и эффективностью использования его ресурсов.
Динамика объема производства иреализации продукции характеризует изменение производства продукции и степеньнасыщения рынка продукцией предприятия.
Целью данной курсовой работы являетсяизучение теоретических основ статистического анализа динамики объемовпроизводства продукции и услуг на предприятии (фирме) и применение полученныхзнаний на практике.
Задачами курсовой работы являются:
—    изучить теоретические основыстатистического анализа динамики объемов производства продукции и услуг напредприятии (фирме);
—    в расчетной части провести статистическийанализ среднегодовой заработной платы организаций, а также выявить связь междувыпуском продукции и среднегодовой заработной платой;
—    изучить динамику выпуска продукциипредприятия.
Объектом исследования аналитическойчасти курсовой работы является ООО «777» г. Барнаула. Период исследования: 2001-2007 гг.
1.Статистические методы анализа динамики объема производства продукции и услуг напредприятии (фирме)1.1 Понятиединамики в статистической методологии
Выявление закономерности развития ипредвидение изменения будущей социально-экономической реальности является цельюизучения любого общественного явления. Влияние на будущие процессы невозможнобез учета истории их развития, т.е. их прошлого [7].
Исследование, учитывающее временнойвектор, можно разбить на три этапа:
— анализ фактических ретроспективныхданных (данных за прошедший период времени);
— прогнозирование дальнейшегоразвития явления;
— сравнение прогнозируемых данных сфактически полученными и коррекция аналитических выводов о закономерностяхразвития явления.
Включение вектора времени в системуаналитических векторов, описывающих изучаемую систему, называется в статистикединамикой. Другими словами, статистическая наука под динамикой понимаетизменение явления во времени.
Изменение явления отображается спомощью нескольких хронологически упорядоченных значений признака, характеризующихэто явление в различные временные промежутки. Такое отображение в статистикепринято называть рядом динамики, а отдельные значения признака — уровнями рядадинамики. Уровни динамического ряда обычно обозначаются как «у» [8] для того,чтобы подчеркнуть наличие вектора времени в исследовании.
Значение понятия «временной ряд»несколько отличается от понятия динамического ряда: временной ряд характеризуетизменение случайной величины с учетом вектора времени [2]. Однако, в некоторыхлитературных источниках встречается понимание указанных терминов кактождественных.
Изменчивость социально-экономическогопроцесса является результатом воздействия на него целого ряда взаимосвязанных ивзаимозависимых факторов. Однако, распределить степень влияния на изучаемыйпроцесс между факторами достаточно сложно, а в количественной степени – почти невозможно,ввиду множественности факторов и неопределенности процессов. Поэтому, встатистике выделяют четыре параметра динамического ряда [3], которые ещеназывают «ненаблюдаемые компоненты ряда»:
1. Вековой уровень, или тренд. Ванглийском языке термин «trend» употребляется в значении «тенденция, общеенаправление». В статистической науке под трендом понимают тенденцию,характеризующую основную закономерность изменения изучаемого явления вовремени. Ключевым словом в данном определении является «основная закономерность»,т.е. закономерность, не отражающая (или почти не отражающая) действие случайныхфакторов. Иначе говоря, тренд характеризует такое изменение явления, котороевызвано только ходом времени.
Устранение воздействия случайныхфакторов в тенденции можно объяснить как некоторое усреднение значений признакадля временных промежутков, – средняя величина гасит влияние случайных признаковв ряду распределения.
2. Циклическая составляющая. Одной изпричин динамики явления может быть его циклический характер. Существует целаятеория экономических циклов, которая определяет виды циклов и степеньцикличности различных социально-экономических явлений. Иногда понятие «волны»употребляется как тождественное понятию «цикл». Такой «физический» подход канализу общественных явлений позволяет анализировать сразу несколько циклов, «волновойспектр», в рамках которых развивается явление.
Продолжительность циклов (или длинуволны) для каждого процесса необходимо определять отдельно, что требует отисследователя глубоких экономических и социологических знаний.
3. Сезонная составляющая – это рядфакторов, которые в течение календарного года определенным образом изменяются,и такое изменение повторяется из года в год. В качестве примера влияния этойсоставляющей на изучаемый признак можно привести изменение показателя «Уровеньцен на отдельные продукты питания» в различные периоды года. Действительно,цены на фрукты в Тюменской области обычно зимой и весной существенно выше, чемлетом и осенью.
4. Случайные колебания. Случайнымифакторами, влияющими на динамику явления, называются такие факторы, появлениекоторых невозможно предвидеть, а степень воздействия сложно измерить ввиду егократковременности.
В литературе можно встретить и другуюградацию параметров, влияющих на ряды динамики, т.к. единой их классификации несуществует.
Ряды динамики имеют две основныххарактеристики, по которым они классифицируются: тип данных и период времени.
В зависимости от типа данных,характеризующих явление, уровня ряда могут быть представлены абсолютными,относительными и средними величинами. В качестве примера можно привестипоказатели, образующие динамические ряды, соответственно, абсолютных,относительных и средних величин: «Израсходовано на природоохранные мероприятияза год, всего, тыс. руб.», «Удельный вес кредиторской задолженности позаработной плате работникам бюджетной сферы в общем объеме кредиторской задолженности,на 1 января, %» и «Средний размер дотации, получаемый одним муниципальнымобразованием (МО) за год, в сопоставимых ценах, тыс. руб. на одно МО» [3].
Моментный ряд динамики образованмоментными признаками, т.е. уровни ряда представлены на определенный моментвремени. В интервальном ряду динамики уровни ряда представлены за период времени.1.2 Виды иметодика расчета объема производства продукции и услуг предприятия (фирмы)
Объем производства по отдельным видампродукции в фирме обосновывается расчетами балансов производственных мощностейпо ведущим подразделениям: группам оборудования, участкам, цехам, предприятию вцелом. На основе объемов производства и реализации продукции в натуральном выражениирассчитываются стоимостные измерители производственной программы: валовая, товарнаяи реализованная продукция.
Товарная продукция — это стоимостьтой части производимой предприятием продукции, которая предназначается дляреализации.
Объем товарной продукции определяетсяпо формуле (1.1) [9]:
Т = Тг+ Тк+ Тп+Ф,                          (1.1)
где Тг — стоимость готовыхизделий (услуг, работ), предназначенных для реализации на сторону;
Тк — стоимость готовыхизделий для нужд капитального строительства и непромышленного хозяйства своегопредприятия;
Тп — стоимостьполуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобныххозяйств, предназначенных для реализации на сторону;
Ф — стоимость основных фондовсобственного производства.
Товарная продукция по готовымизделиям рассчитывается в фактически действующих в отчетном году ценах; также втоварная продукция определяется в сопоставимых (неизменных на определеннуюдату) ценах предприятия.
Валовая продукция — это стоимостьобщего результата производственной деятельности предприятия за определенныйпериод времени. Валовая продукция отличается от товарной продукции на величинуизменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода.
Изменение остатков незавершенногопроизводства учитывается только на предприятиях с длительным (не менее двухмесяцев) производственным циклом и на предприятиях, где незавершенноепроизводство велико по объему и может резко изменяться во времени. Вмашиностроении учитывается также изменение остатков инструментов иприспособлений.
Валовая продукция (ВП) рассчитываетсядвумя способами.
Во-первых, как разница между валовыми внутризаводским оборотом по формуле (1.2):
ВП = Во – Вн                                   (1.2)
Во — валовой оборот;
Вн — внутризаводскойоборот.
Валовой оборот — это стоимость всегообъема продукции, произведенного за определенный период всеми цехамипредприятия независимо от того, использовалась ли данная продукция внутрипредприятия для дальнейшей переработки или была реализована на сторону.
Внутризаводской оборот — этостоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими цехами втечение одного и того же периода времени,
Во-вторых, валовая продукцияопределяется как сумма товарной продукции (ТП) и разности остатков незавершенногопроизводства (инструментов, приспособлений) на начало и конец планируемогопериода по формуле (1.3):

ВП = ТП + (Нн — Нк)+ (Ин — Ик),                        (1.3)
где Нн и Нк —стоимость остатков незавершенного производства на начало и конец данногопериода;
Ик, Ин — стоимостьспециального инструмента, полуфабрикатов, приспособлений собственногоизготовления на конец и начало периода соответственно.
Незавершенное производство —незаконченная производством продукция: заготовки, детали, полуфабрикаты,находящиеся на рабочих местах, контроле, транспортировке, в цеховых кладовых ввиде запасов, а также продукция, не принятая ОТК и не сданная на склад готовыхизделий.
Реализованная продукция характеризуетстоимость объема продукции, поступившей в данном периоде на рынок и подлежащейоплате потребителями.
Стоимость реализованной продукцииопределяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате вплановом периоде готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства иработ промышленного характера, предназначенных к реализации на сторону (включаякапитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемыйсилами промышленно-производственного персонала), а также стоимость реализациипродукции и выполнения работ для своего капитального строительства и другихнепромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.
Объем реализованной продукциирассчитывается исходя из действующих цен без налога на добавленную стоимость,акцизов и т.д. Объем реализованной продукции (РП) по плану определяется поформуле (1.4):
РП = Он + ТП – Ок,                                  (1.4)

где ТП — объем товарной продукции поплану;
Он и Ок —остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.
В состав остатков нереализованнойпродукции на начало года входят:
• готовая продукция на складе, в томчисле отгруженные товары, документы по которым не переданы в банк;
• отгруженные товары, срок оплатыкоторых не наступил;
• отгруженные товары, не оплаченные всрок покупателем;
• товары на ответственном хранении упокупателя.
Ряд предприятий осуществляют оценкудеятельности по чистой продукции, которая определяется путем вычитания изтоварной продукции материальных затрат и суммы амортизации основных фондов, чтов условиях рынка соответствует понятию «валовой доход».1.3 Статистическиеметоды анализа динамики объема производства продукции и услуг на предприятии(фирме)
Встатистическом изучении динамики объема производства продукции и услуг напредприятии можно использовать различные методы.
Статистическое исследованиединамического ряда объема производства продукции и услуг на предприятии (фирме)осуществляется в несколько этапов [3]:
— определение степени изменчивостиотдельных уровней объема производства продукции и их сопоставление с уровнями,отстоящими на один промежуток времени;
— расчет средних значений показателейобъема производства продукции и услуг;
— определение перечня факторов, подвоздействием которых происходит изменение объема производства продукции и услуг;
— отображение основной закономерностиразвития (тенденции) изучаемого явления;
— выявление вероятных путей ирезультатов развития явления.
Для каждого этапа анализа разработаныспециальные показатели. Ниже будет рассмотрена система аналитическихпоказателей рядов динамики, соответствующая приведенной классификации этапов исследования.
Определение степени изменчивостиотдельных уровней объемов производства продукции и услуг.
Показатели, позволяющие сравниватьуровни ряда, можно разделить на абсолютные и относительные: первые отображаютразницу, а вторые – отношение между уровнями ряда динамики. Кроме того, такиепоказатели рассчитываются с постоянной и переменной базой сравнения.
Рассчитывают следующие показателиизменчивости объема производства продукции и услуг:
1. Абсолютный прирост (∆i)может рассчитываться двумя способами: цепным и базисным. Абсолютный прирост,рассчитываемый базисным способом, в общем виде имеет формулу (1.5):
/>.                                       (1.5)
Тогда, абсолютный прирост,рассчитываемый цепным способом, примет вид:
/>                                        (1.6)
где уi – уровень ряда, для изучаемогоi-го периода;
у0– уровень ряда,принятый за базу для сравнения;
уi-1 – уровень ряда дляпериода, предшествующего изучаемому.
2. Абсолютное ускорение (Yi)отображает разницу между значениями абсолютных приростов для смежных периодоввремени и рассчитанных цепным способом: