Статистическиеметоды анализа прибыли и рентабельности предприятия (организации)
Финансовые результаты в условиях рыночногохозяйствования являются одним из главных ориентиров, характеризующим качествопроизводственно-хозяйственной деятельности предприятия. Финансовые результатывходят в программу развития предприятия, показывая итоговое значениеосуществления комплекса стратегических и тактических задач. Поэтому они должныстать одним из критериев выбора новой стратегии развития для вывода предприятийна уровень, соответствующий возможностям и потенциалу отечественногопроизводства для создания основы национальной конкурентоспособности, онеобходимости которой отметил в своем Послании Федеральному Собранию РФПрезидент России Д.А. Медведев [1]. При этом эффективностьфинансово-хозяйственной деятельности предприятия, рациональность использованияпредприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности(производственной, предпринимательской, инвестиционной и так далее) характеризуетсяфинансовыми показателями – прибылью и рентабельностью.
Прибыль и рентабельность – важнейшие показателиэффективности общественного производства, четко отражающие эффективностьдеятельности предприятия.
Основными задачами прибыли и рентабельностиявляются:
– анализ распределения прибыли;
– выполнение показателей прибыли от реализациибалансовой и расчетной прибыли;
– выполнение показателей уровня рентабельностиреализованной продукции и уровней общей и расчетной рентабельности предприятия;
– изучение выполнения плана и динамики прибылии рентабельности предприятия;
– анализ факторов изменения прибыли ирентабельности.
Предприятие реализует свою продукциюпотребителям, получая за нее денежную выручку. Для выявления финансовогорезультата необходимо сопоставить выручку с затратами на производствопродукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость;если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты напроизводство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затратыпревышают выручку, то предприятие получает убыток, т. е. отрицательныйфинансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, неисключая банкротство. Поэтому, чтобы этого не произошло необходимо изучатьпоказатели прибыли, факторы, влияющие на нее, и показатель рентабельности,который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего родасинтез различных качественных и количественных показателей.
Следовательно, прибыль – разность междудоходами от деятельности предприятия и расходами на ее осуществление. [4, c. 24]
Прибылью характеризуется абсолютный эффект, иликонечный результат хозяйственной деятельности предприятий всех видов. При этомиспользуется система показателей прибыли (убытка), существенно различающихся повеличине, экономическому содержанию, функциональному назначению. Базой для всехрасчетов служит балансовая прибыль – основной финансовый показательпроизводственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Для целей налогообложения определяется расчетныйпоказатель – валовая прибыль, а на его основе – прибыль, облагаемая налогом, тоесть облагаемая прибыль. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесенияналогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистойприбылью предприятия.
Балансовая прибыль (убыток) – это результатвсей производственной и финансовой деятельности промышленных предприятий иобъединений. Она включает в себя прибыль от реализации товарной продукции(товаров, работ, услуг), иных материальных ценностей и доходов (расходов) отвнереализационных операций [2, с. 212]:
Пб = Пр + Ппр + Пвнер,
где Пб – балансовая прибыль (убыток),
Пр – прибыль от реализации продукции (работ иуслуг),
Ппр – прибыль от прочей реализации, включающейреализацию основных фондов и другого имущества, нематериальных активов, ценныхбумаг и т.п.;
Пвнер – прибыль (доход) от внереализационныхопераций (сдача имущества в аренду, долевое участие в деятельности другихпредприятий и др). Здесь вполне возможен как положительный результат (+), так иотрицательный (–) даже при благоприятных итогах работы.
На основе балансовой прибыли определяетсяваловая прибыль.
Официально действующее определение касаетсятолько термина «валовая прибыль» и дано в Законе РФ «О налоге на прибыльпредприятий и организаций»: «Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли(убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включаяземельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационныхопераций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям». Прибыль (убыток) отреализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой отреализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами напроизводство и реализацию, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг)».[2, с.184]
В настоящее время в хозяйственной практикеиспользуется показатель чистой прибыли предприятия.
Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль,остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовойприбылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт иимпорт.
Чистая прибыль направляется на производственноеи социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного(страхового) фонда, уплату в бюджет экономических санкций, связанных снарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные идругие цели. [2, с. 224]
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг)определяется как разница между выручкой от реализации продукции по оптовымценам предприятия (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов) изатратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции:
Пр = /> (р –z)*q,
где р – цена единицы продукции;
z – затраты на производство единицы продукции;
q – объем продукции.
Прибыль от реализации основных фондов и иногоимущества предприятия определяется как разница между продажной ценой ипервоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличеннойна индекс инфляции. Поскольку индекс инфляции официально не установлен,указанный порядок расчета не применяется и прибыль от реализации основных фондовопределяется как разница между продажей и остаточной стоимостями.
Валовая прибыль может совпадать с балансовой,но иногда отличается от нее. Расхождения возникают при реализации основныхфондов и иного имущества; реализации продукции по цене не выше ее себестоимости;учете финансовых результатов деятельности подсобного сельского хозяйства.
Для получения прибыли, облагаемой налогом(Побл), нужно из валовой прибыли (Пв) вычесть суммы, не облагаемые налогом илиоблагаемые по иным ставкам. На основе налогооблагаемой прибыли строятсявзаимоотношения между государством и предприятиями, которые могут сказыватьсяна деятельности производителей как позитивно, так и негативно.
Организации, применяющие упрощенную системуналогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленнуюстоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплатепри ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В условиях рыночной экономики каждоепредприятие (фирма) в своей стратегии ориентируется на получение максимальнойприбыли. Фирма должна использовать такой производственный процесс, при которомэкономические издержки производства будут наименьшими.
Соотношение между бухгалтерской прибылью ичистой экономической прибылью выглядит следующим образом:
Чистая Бухгалтерская Неявные
Экономическая прибыль = прибыль– издержки
(до обложения налогом)
Если издержки превосходят доход, то фирма несетубытки. Ситуация, когда доход равен издержкам (экономическая прибыль равнанулю), вполне удовлетворительна для фирмы, поскольку все ресурсы приносятвыгоду, по крайней мере, не меньшую, чем они бы приносили, если бы ихиспользовали наилучшим альтернативным путем. Следовательно, фирма будет иметьотличную от нуля положительную экономическую прибыль тогда. Когда она такиспользует все ресурсы производства, что приносимая ими выгода превосходитвыгоду, которую фирма могла получить, если бы использовала эти ресурсы иным,наилучшим способом.
На размер прибыли влияют многие факторы:изменение оптовых цен, себестоимости, объема реализации, ассортимента продукциии др. Анализ влияния этих факторов на величину прибыли индексным методомпозволяет выявить дополнительные источники ее увеличения.
Если сравнить сумму прибыли плановую илиусловную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции,но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько онаизменилась за счет объема и структуры реализованной продукции. Для этого изприбыли объема реализованной продукции вычитаем плановую прибыль.
Чтобы найти влияние только объема продаж,необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения)плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости.
Влияние изменения полной себестоимости на суммуприбыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой,пересчитанной на фактический объем продаж.
Изменение суммы прибыли за счет отпускных ценна продукцию устанавливается сопоставлением фактической выручки с условной,которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции приплановых ценах.
Эти же результаты можно получить и способомцепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого факторафактической.
Сначала нужно найти сумму прибыли прифактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этогоследует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затемплановую сумму прибыли скорректировать на этот процент. Выполнение плана пореализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым внатуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостномвыражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательноиспользовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, таккак себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуререализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Дляэтого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат.
Нужно подсчитать также, сколько прибылипредприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре иценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммывыручки следует вычесть условную сумму затрат.
Показатели прибыли характеризуют абсолютныйфинансовый эффект хозяйственной деятельности предприятия. Для объективнойоценки конечных результатов деятельности предприятия, возможностисравнительного анализа определяется относительный размер прибыли, которыйпринято называть рентабельностью, или прибыльностью. [3, с. 131]
Наиболее эффективным методом анализа финансовыхпоказателей фирмы независимо от ее отраслевой принадлежности иорганизационно-правовой формы является индексный анализ. Одной из важных задачанализа является выявление факторов, уровень и изменение которых оказываетвлияние на изменение финансовых результатов. Выбор системы коэффициентовзависит от целей анализа.
Изменения в уровне рентабельности продукциипроисходят под влиянием изменений структуры реализованной продукции,себестоимости продукции и цен на реализуемую продукцию. Абсолютное изменениерентабельности продукции за счет каждого фактора может быть исчислено на основеследующих формул:
Влияние изменений в структуре реализованнойпродукции:
/>
Влияние изменения себестоимости продукции:
/>
Влияния изменения цен на реализованнуюпродукцию:
/>
При выпуске нескольких видов продукциивозникает необходимость исчисления средней рентабельности, ее динамики ианализа влияния на ее величину изменения рентабельности отдельных видовпродукции и изменения доли затрат на ее производство в общем объеме затрат.Средняя рентабельность реализованной продукции рассчитывается как отношениесуммарной прибыли от реализации всех видов продукции (работ, услуг) к общей стоимостизатрат на их производство и реализацию:
/> />
где />− суммарная прибыль отреализации всех видов продукции и услуг,
/>− суммарные затраты напроизводство и реализацию всех видов продукции и услуг,
/> − уровень рентабельностиотдельных видов продукции,
/> − удельный вес затрат напроизводство и реализацию отдельного вида продукции.
Различают три показателя рентабельности: общаярентабельность предприятия, рентабельность реализованной продукции,рентабельность капитала.
Общая рентабельность предприятия определяетсяпо формуле:
/>,
где Пб – общая сумма балансовой прибыли(убытка),
Ф – среднегодовая стоимость основныхпроизводственных средств, нематериальных активов и материальных оборотныхсредств. [2, с. 312]
Показатель рентабельности предприятияхарактеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов(основных и оборотных средств).
Если исчисленное значение R больше единицы,предприятие считается рентабельным, а если меньше – убыточным, если равноединице – безубыточным.
Рентабельность реализованной продукции отражаетэффективность текущих затрат (в отличие от показателя общей рентабельности,характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляется какотношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к полной себестоимостиреализованной продукции:
/>,
где Пр.п. – прибыль от реализациипродукции,
С – полная себестоимость реализованной продукции.
Рентабельность конкретного вида продукциизависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда,материальных и других затрат на производство.
Средний уровень рентабельности продукции можнопредставить как сумму произведений рентабельности отдельных видов продукции иструктуры затрат на реализованную продукцию:
r = r * d,
где r – уровень рентабельности отдельныхвидов продукции,
d – удельный вес затрат на производство иреализацию отдельного вида продукции.
Рентабельность производственных фондов зависитне только от этих факторов, но и от эффективности использованияпроизводственного потенциала, результатов не промышленной деятельности.Следовательно, показатель рентабельности реализованной продукции детализируетобщий показатель рентабельности.
Рентабельность капитала характеризует деловуюактивность предприятия в финансовом отношении и измеряется посредствомпоказателя общей оборачиваемости (возврата) капитала:
Ок = В/К,
где В-выручка от реализации продукции(работ, услуг),
К – капитал предприятия (основной капитал,материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения).
Таблица 1 – Основные показателихозяйственно–финансовой деятельности ООО «Ювелирный клуб «Изумруд» за 2006–2008 годы, тыс. руб.Показатели 2006 год 2007 год 2008 год 2007 г. к 2006 г. 2008 г. к 2007 г. отклонение (+/–) % отклонение (+/–) % Выручка от реализации 18300 20440 21000 +2140 111,69 +560 102,74
Себестоимость реализуемой
продукции 13280 14800 15180 +1520 111,45 +380 102,57 Издержки обращения 4058 4676 4858 +618 115,23 –182 103,89 Издержки обращения к обороту, % 22,17 22,88 23,13 +0,71 103,20 0,25 101,09 Прибыль от продаж 962 964 962 +2 100,21 –2 99,79 Рентабельность продаж, % 5,26 4,72 4,58 –0,54 – –0,14 –
/>
Рисунок 1 – Динамикапоказателей хозяйственно–финансовой деятельности обществаза 2006–2008 годы, тыс. руб.
Анализ показателей финансовой отчетностиобщества за 2008 год показывает, что за анализируемый период отмечаетсятенденция роста абсолютных значений выручки от реализации ювелирных изделий,однако относительные значения по отношению к предыдущим годам имеют тенденцию ких снижению. Так, прирост выручки от реализации в 2007 году составил 11,69%.Однако в 2008 году наблюдается замедление темпов роста: прирост выручкисоставил всего 2,74%, что объясняется влиянием мирового финансового кризиса напокупательную способность населения в этом сегменте рынка и увеличениемсебестоимости реализуемых изделий.
За 2006–2008 годы росла и себестоимостьпроданных товаров: в 2007году темп роста составил 111,45%, в 2008 году – 102,57%.В 2007 году возросли издержки обращения по сравнению с 2006 годом и составили115,23%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличились на 3,89%.
Негативным моментом в деятельности считаемсокращение прибыли от продаж в 2008 году. Прибыль от продаж уменьшилась на 0,21%.Это повлекло за собой снижение показателей рентабельности в анализируемомпериоде. В 2007 году по сравнению с 2006 годом рентабельность продажуменьшилась на 0,54%, в 2008 году по сравнению с 2007 годом – на 0,14%.
Таким образом, динамика показателейхозяйственно-финансовой деятельности общества за 2006–2008 годы, показывает,что наряду с увеличением объема продаж ювелирных изделий отмечается сокращениеприбыли и снижение показателей рентабельности на предприятии, что обусловленоростом себестоимости реализации товаров и показателей издержек обращения.Данная ситуация требует принятия управленческих решений по повышениюрентабельности за счет снижения себестоимости реализуемой продукции икоммерческих расходов.
При изучении динамики показателей финансовыхрезультатов следует учитывать, что темп роста по абсолютным показателям можетбыть рассчитан лишь в том случае, если базисное и отчетное значения показателяимеют одинаковый знак. Если в базисном периоде имел место убыток, а в отчетном– прибыль, темп роста финансовых показателей прибыли не рассчитывается.
Финансовый результат деятельности предприятияпо производству продукции и услуг отражает показатель «валовая прибыль»,поэтому необходим более детальный анализ именно этого показателя, включающийоценку выполнения плана, оценку изменения в динамике, факторный анализ прибыли.В целом по предприятию величина изменения валовой прибыли зависит от следующихфакторов:
– цен на готовую продукцию и тарифов на услуги;
– себестоимости единицы в продукции, работ,услуг;
– объема продукции;
– ассортимента продукции с точки зрения еедоходности (рентабельности).
Следует отметить, что в рыночных условияххозяйствования показатели рентабельности предприятия, наряду с показателямиделовой активности и финансовой устойчивости могут свидетельствовать о ихконкурентоспособности. Абсолютная величина прибыли мало о чем говорит. Эффективностьбизнеса определяется его рентабельностью. Можно, конечно, возражать, чтоотечественный бухгалтерский учет несовершенен, прибыль систематическизанижается и тому подобное. Однако, как отмечают эксперты, невзирая на это, отечественныйбизнес показывает впечатляющие результаты. Отношение прибыли посленалогообложения к объему реализации по результатам 2007 года в среднемсоставило 18,1%.Рентабельность отечественных компаний ОАО «Газпром»,ОАО «Сургутнефтегаз», Нефтяная компания «ЛУКойл», ОАО «Ростелеком» вдвое вышеевропейских (9,5% в среднем по FT-500 Europe) [5]. Рентабельность этих компанийпревышает не только среднеевропейский, но и среднероссийский уровень (11,8%).Согласно данным рейтинга и Федеральной службы государственной статистики среди6000 крупных и средних компаний, крупный бизнес, как правило, значительнорентабельней.
Задача
Имеются следующие данные по организации оприбыли от продажи продукции и ее рентабельности:
Вид
продукции Прибыль от продажи продукции, млн. руб. Изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным (+,–), % Базисный период Отчетный период А 0,8 0,88 +10 Б 0,5 0,62 +12 В 1,1 1,0 -2
Определите:
1. Общий индекс рентабельностиреализованной продукции.
2. Абсолютное изменение прибыли от продажи продукциив результате роста рентабельности.
Сделайте выводы.
Решение:
Общий индекс рентабельности реализованнойпродукции определяется по формуле:
/> или 105,3%
Общий индекс рентабельности реализованнойпродукции составляет 105,3%, т.е. рентабельность в отчетном периоде выросла на5,3% по сравнению с базисным.
Абсолютное изменение прибыли от продажипродукции в результате роста рентабельности определяется по формуле:
/>Пр = />Пр0* />Рентi–/>Пр0= 0,8 * 1,1 + 0,5 * 1,12 +
+ 1,1 * 0,98 – (0,8 + 0,5 + 1,1) = 0.118
Абсолютное изменение прибыли от продажипродукции в результате роста рентабельности составляет 0,118 млн. руб.
В среднем, рентабельность реализованнойпродукции в отчетном периоде увеличилась на 5,3% по сравнению с базисным.
Прибыль в отчетном периоде по сравнению сбазисным увеличилась на 0,118 млн. руб. за счет роста общей рентабельностиреализованной продукции.
Список используемой литературы
1. Послание Президента РоссийскойФедерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // Официальный сайтПрезидента России. – (/ http:// www.kremlin.ru/)
2. Анциферова И.В. Бухгалтерскийфинансовый учет: учебник / И.В. Анциферова. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Дашков и К, 2007. – 800 с.
3. Дорофеев Е.А. Анализ финансовойотчётности: практикум / Е.А. Дорофеев. – СПб.: Питер, 2007. – 960 с.
4. Керимов В.Э. Современныесистемы и методы учета и анализа затрат в коммерческих организациях: учебноепособие / В.Э. Керимов. – СПб.: Омега-Л, 2005. – 144 с.
5. Прибыль и рентабельность //Рейтинговое агентство «Экспертиза». – (http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/)